Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Галин А. Психологические особенности творческого поведенияОГЛАВЛЕНИЕГлава 1. Процесс творчестваТворчество - это созидание нового, это и механизм развития личности (Пономарев Я. А., 1976). Существует множество работ, в которых творчество изучается со стороны результатов. Таковы, например, работы по описанию изобретений, по развитию математики, химии и других наук, по развитию литературы, художественного творчества. Психологическая сторона в них представлена «в эпизодах», скрывается за объективным содержанием, за полученными результатами или по меньшей мере маскируется ими. При психологическом изучении творчества обычно большое внимание уделяется процессу творчества, изменению состояний человека, создающего новое. Многочисленные наблюдения и исследования показывают, что главное в творчестве происходит на переходе от видения - слышания - чувствования явлений к их логико-понятийному осмыслению. Из этого следует, что психологическим языком, адекватно отражающим процесс творчества, будет язык, использующий переходы от художественно-образного отражения изучаемых явлений к их логико-понятийному осмыслению, логико-смысловой интерпретации. Систематическое использование одной стороны (из этих двух сторон характеристики изучаемых явлений) будет уводить от творчества, даже если в одностороннем описании все внимание будет уделяться творчеству. Я. А. Пономарев (1987, с. 3) пишет: «Через всю историю психологии творчества в виде ее магистральной линии проходит ставшая классической проблема фаз (стадий, ступеней, ггапов, 6 актов моментов) творческого процесса, их классификации, интерпретации». Он анализирует работы Т. Рибо (1901), Б. А. Лезина (1907), П. К. Энгельмейера (1910), А. М. Блоха (1920), Ф. Ю. Левинсон-Лессинга (1923), Г. Уоллеса (1926) и др. и отмечает, что чаще всего выделяются следующие стадии: «Первая фаза (сознательная работа) - подготовка (особое деятельное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи). Вторая фаза (бессознательная работа) - созревание (бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи). Третья фаза (переход бессознательного в сознание) - вдохновение (в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения, первоначально в гипотетическом виде, в виде принципа, замысла). Четвертая фаза (сознательная работа) - развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка» (Пономарев Я. А., 1983, с.З). Указанные стадии выделяются в самых разнообразных ситуациях, в том числе - даже в психотерапевтическом процессе. На семинаре по психосинтезу, проходившем в Киеве в 1989 г., Клер Боскин изобразила путь психотерапии следующим образом: Рис. 1. Стадии психотерапии В начале осуществляется знакомство с проблемой пациента (1). Далее он вовлекается в специальную работу и соприкасается с подсознательным материалом, в том числе - с подавленными чувствами (2). 7
Затем чувства привносятся в сознание, раскрывается их смысл и значение для личности (3). В конце психотерапии новое привязывается к реальному поведению (4) (Боскин К, цит. по: Ассаджоли Р., 1994, с. 275). Это напоминает внедрение изобретения в жизнь. Указанная схема в целом верна, но ее можно развить и детализировать. Интересное описание процесса творчества в целом дает в книге «От мечты к открытию» известный канадский врач и биолог Ганс Селье (1987). Он сравнивает научное творчество с воспроизведением потомства и выделяет семь стадий творчества. Приведем фрагменты его характеристик. 1. «Любовь ши, по крайней мере, желание. Первой предпосылкой для научного открытия является пылкий энтузиазм, страстная жажда познания, которая должна быть удовлетворена». (Селье Г., 1987, с. 75). 2. «Оплодотворение». «Разум... оплодотворен фактами, собранными посредством наблюдений и изучения...» (Там же, с. 76). 3. «Созревание». «На этой стадии ученый вынашивает идею. В начале он может даже не сознавать этого...» (Там же, с. 76). 4. «Родовые схватки». «Ощущение, что в вас есть что-то, требующее выхода, хотя вы не знаете, как помочь этому». По мнению Г. Селье, это ощущение можно сравнить с желанием и невозможностью произнести слово, когда оно «вертится на кончике языка» (Там же, с. 78). 5. «Рождение». «Это случается совершенно неожиданно и значительно позже, обычно непосредственно перед засыпанием или пробуждением» (Там же, 79). Интересно личное признание Г. Селье: «Иногда решение проблемы приходит, когда я в полном расслаблении занимаюсь составлением протоколов экспериментов или работаю с микроскопом за рабочим столом. Впрочем, самая нужная идея рождается порой совсем неожиданно и за пределами лаборатории: в театре, при чтении интересного романа или наслаждении музыкой» (Там же, с. 79). 8 Г. Селье также отмечает «ощущение полного счастья, радости и облегчения», которое, по его мнению, обычно наступает после интуитивного озарения (Там же, с. 80). 6. «Обследование». «Как только новорожденная идея возникает из подсознания, она должна быть обследована и проверена путем сознательных рассуждении и логически спланированного эксперимента» (Там же, с. 81). 7. «Жизнь». «Все открытия, заслуживающие этого названия, имеют теоретическое приложение... но определенное внимание всегда должно уделяться и возможным практическим приложениям» (Там же, с. 81). Г. Селье не является профессиональным психологом. Однако, по его словам, он старался наиболее точно и полно отразить свой опыт, к тому же представлял свои взгляды, будучи руководителем научной школы. Поэтому его описание процесса творчества с эмпирической точки зрения можно считать достаточно выверенным, реалистичным. Десять стадий творчества . Описания процесса творчества даются в литературе с различных сторон. Возникает задача - с учетом новых наработок создать единое представление, отражающее процесс творчества в целом. В качестве прототипа такого представления можно рассматривать описание процесса творчества, сделанное Г. Селье 987). Выделенные им семь стадий творчества можно увеличить: лботу разума разделить на наблюдения и осмысление явлений; > i делить достижение состояния свободы как отдельную стадию юрчества; выделить состояние радости, которое в этих случаях служивает особого внимания. Получается десять стадий, которые можно изобразить в виде нуга, подчеркивая то, что творческая личность находится «в круге горчества» постоянно. Далее, для того чтобы подчеркнуть связь стадий творчества, педположим, что человек находится в трех точках круга, 'единенных последовательно. При этом «центр тяжести» 9 смещается одно следующее состояние отрывается, предыдущее если оно оказывается достаточно далеко (за пределами триады), отодвигается Такое описание процесса творчества является недизъюнктивны м Значение недизъюнктивного подхода к описанию психологических явлений подчеркивалось А В Бруш шнским (1979), к описанию процесса творчества оно может быть применено полнее Основываясь на этом подходе, процесс творчества можно представить следующим образом (рис 2) Рис. 2. Стадии творчества \ ИНТЬРЕС, наблюдения осмысление На этой стадии доминирует интерес (размером букв здесь и далее в описании процесса творчества выделяется то, что доминирует) В целях большей реалистичности описания стадий можно воспользоваться записями М М Пришвина (1985), они сделаны им после десятилетий литературного труда, кратки и представляют собой варианты эмпирических характеристик состояний творчества ю «Мы бы ничего не знали о лесной смоле, если бы у хвойных деревьев не было бы врагов, ранящих их древесину при каждом поражении деревья выделяют наплывающий на рану ароматный бальзам Так и у людей, как у деревьев иногда у сильного человека от боли душевной рождается поэзия, как у деревьев смола» (Пришвин М М, 1985, с 103) Интерес к познанию нового должен быть достаточно сильным и искренним, чтобы проявляться в те моменты, когда контроль сознания ослабляется Например, некоторые учащиеся физматшколы сообщают о том, что «прозрение» (неожиданное всплывание нового представления в сознании) было у них раз в жизни, да и то после олимпиады В течение 4-5 часов предпринимаются многочисленные попытки решить задачу, желание выиграть или победить очень велико, это «задевает» и подсознание На стадии интереса между наблюдением явления и его пониманием существуег рассогласование, одно другому не соответствует В предыдущем варианте (Галин А Л , 1998) все стороны творчества, включая интерес, изображались по кругу На рис 2 интерес вынесен в центр, для гого чтобы подчеркнуть его значение, значение эмоций, связанных со стремлением к познанию нового Объект познания должен быть интересен для человека, но, как показывают наблюдения и опросы, различные чувства могут существенно влиять на творчество желание удивить кого-либо, стремление опередить других, желание оправдать чьи-либо надежды, заботы о ком-либо и т п 2 Интерес, НАБЛЮДЕНИЯ, осмысление (доминирует наблюдение) В научных исследованиях часто проводится работа по сбору различного рода данных, имеющих отношение к интересующему явлению С этой целью организуются экспедиции, проводятся опыты, даются описательные характеристики изучаемого явления и т п 11 Можно отметить, что в обычном решении задач наблюдения часто заменены припоминанием информации, имеющей отношение к интересующему явлению. Размышления в момент наблюдений в основном заторможены, хотя наблюдения строятся от идеи (или идей) и влияют на возникновение идей. В недизъюнктивном, не абсолютизированном смысле можно говорить о том, что понятийно-логическое мышление в период наблюдений в основном затормаживается, хотя полностью не выключается. Сказанное можно изобразить на рис. 3. Цифра 1 обозначает первую сигнальную систему, отражение окружающего мира на уровне «вижу - слышу - чувствую», цифра II обозначает вторую сигнальную систему: слова и понятия, связанные с ними. Простая линия на рисунке обозначает связь между сигнальными системами, линия: ( обозначает торможение. Отношения сигнальных систем метафорически изображены в виде полушарий мозга. В действительности связи между полушариями сложны, но для простоты на рисунке зафиксировано лишь основное. «Второсигнальное» изображено справа, поскольку левое полушарие мозга больше связано с правым полем восприятия, «первосигнальное» больше связано с левым полем восприятия, поэтому соответственно изображено слева, в варианте, удобном для читателя. 3. Наблюдения, ОСМЫСЛЕНИЕ, кристаллизация. Когда накапливается достаточно данных, человек все больше и больше старается их осмыслить, «определить», классифицировать, «привести в порядок» соображения, связанные с ними, старается понять общие закономерности и связи, скрывающиеся за явлениями. При этом осмысление независимо от того, осознает это человек или нет, перегруппировывает данные наблюдений, что-то выдвигает вперед, что-то отодвигает, т. е. расставляет «метки» 12 Рис. 3. Отношения сигнальных систем на стадии наблюдений Рис. 4. Отношения сигнальных систем на стадии осмысления явлений значимости образов, подготавливает кристаллизацию нового представления. «Внезапные вдохновения приходят лишь после нескольких дней сознательных усилий...» (Пуанкаре А„ цит. по кн.: АдамарЖ.,1970,с.Ш). Во время осмысления явлений возникает состояние, противоположное состоянию во время наблюдений, человек отрешается от окружающего, «уходит в себя». Поведение «наблюдателя» тормозится, человек превращается в «мыслителя» (рис. 4). В зависимости от типологических особенностей конкретного человека, от степени знакомства с изучаемым им явлением вторая и третья стадии творчества могут меняться местами: определенные логические выводы и соображения могут вызывать внимательное отношение к тому или иному явлению, человек может обращаться к наблюдениям после размышлений. 4. Осмысление, КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ, свобода. «Когда в жизни своей мы подходим к необходимости решения трудного вопроса, некоторые (большинство) обращаются к книгам или ищут совета. А некоторые поступают так: не решают трудного вопроса, а терпеливо доживают до решения... Теперь, когда у меня что-нибудь не выходит, я откладываю работу в полной уверенности, что через какое-то время за ней придут, и тогда я спокойно доделаю. Мало-помалу приходит счастливое время, когда смотришь в себя, как в природу, и понимаешь, что мысли твои растут в тебе самом, как все растет в природе, выходя из темной утробы семени на солнечный свет» (Пришвин ММ, 1985, с. 386 - 387). Если речь идет о познании сложного явления, осмысление рано или поздно исчерпывает себя. Мысли повторяются, человек легко пробегает в уме ходы умственных действий, часто многочисленные, однако это ни к чему не приводит. 13 В таких случаях возникает чувсгво, что «идея должна созреть», что усилия стоит на некоторое время оставить и вернуться к ним позже Наступает С1адия вынашивания решения или кристаллизации нового представления в подсознании. Процесс кристаллизации нового представления скрыт от сознания. Частично объяснить работу подсознания можно, обратившись к методике «аналоговые метки» (гл. 3), разработанной Милтоном Эриксоном (Горин С , 1994). Психофизиологический базис творческой деятельности состоит в сознательной или подсознательной регуляции ассоциативных связей (Аминев Г А , 1972, с. 132). Со временем наступает момент, когда человек чувствует, что в тайниках его души что-то созрело, его что-то беспокоит, что-то привлекает к себе его внимание. 5, Кристаллизация, СВОБОДА, грезы Завершение кристаллизации нового представления в подсознании создает стремление к свободе: необходимо освободиться от контактов, от дел, от повседневных забот, чтобы «уйти в себя», уделить внимание себе, тому, ч го происходит в душе (в подсознании). «Посгепенно захватывая душу мою в течение суток, обняла меня тоска и, мало ioro 1 - чего со мной никогда не бывало. - скука. Вероятно, это сделала непрерывная жизнь на людях Мое состояние было такое, будто я накануне тяжелого заболевания. Каким счасгьем казалась мне жизнь где-нибудь в Дунине, у себя в доме, без людей!» (Пришвин М. М., 1985, с 311) Обычное общение блокирует переход в состояние грез и потому част о мешает самовыражению, постижению нового Свобода в этих случаях включает и нечто большее: свободу от прежних знаний (чтобы прорвагься к новым), свободу от влияния авторитетов и даже свободу от простых образов - воспоминаний, от логических рассуждении. Это необходимо для того, чтобы обратиться к чему-то новому в душе, более объемному, чем случайные образы или мысль аналитическая. Уход в себя напоминает состояние грез... 14 6. Свобода, ГРЕЗЫ, постижение. М. Микалко ('2001, с. 26) удачно сравнивает то, что находится в подсознании, со звездами, которые при дневном освещении не видны. Подобным образом «свет сознания» (сосредоточенное, активное мышление) делает содержание подсознания не доступным. Чтобы добраться до того, что находится в подсознании, необходимо «притушить» свет сознания, расслабиться, перейти в состояние грез. Один из субъективных признаков состояния грез - усиление воображения. Воображение работает не так, как в обычном состоянии: «И в сладкой тишине я сладко усыплен моим воображеньем» (Пушкин А. С.). «Бывают мгновения такой рассеянности, что близкий у самого носа комарик примешь за дальний самолет, а бывает, наоборот, далекий самолет примешь за близкого комарика. И так бывает с каждым из нас, и каждый знает это по себе: мы что-то утрачиваем, когда нам кажется комарик самолетом, а самолет комариком. И в то же время, за счет утраченной точности восприятия, обретаем образ убедительный и точный» (Пришвин М М., 1985, с. 481). Некоторым ученым подобные состояния хорошо знакомы. Например, А. Пуанкаре часто чувствовал в себе «сосущссгвовапие сознательного и подсознательного Я» (Адамар Ж., 1970, с. 19). Грезы не могут существовать без свободы. В любом случае хотя бы мимолетно они прикасаются к тому, что в глубине души волнует человека, приближают к постижению нового. 7. Грезы, ПОСТИЖЕНИЕ, радость. Если человек, управляемый подсознанием, погружается в мир грез (образов, интонаций, звуков, ощущений), он обычно не сразу выходит к «прозрению», постижению нового. В начале наблюдаются скачки, переключения от образа к образу по соположению. Через некоторое время 15 Рис. 5. Отношения двух сторон отражения мира на стадии прозрения, постижения нового значимый образ все же улавливается, поскольку на него «отзывается» и левое, логически мыслящее полушарие, возникает миг или в некоторых случаях даже некоторый период перевода информации из подсознания в сознание (рис. 5). При этом иногда замечают, что результат получается как бы сам собой: «Слова мудрости, как осенние листья, падают без всяких усилий» (Пришвин М. М„ 1985, с. 189). Это состояние вызывает чувство радости: наконец-то! То, что хотелось, достигается, нечто проясняется и понимается! 8. Постижение, РАДОСТЬ, проверка. «Думать о себе, что я написал хорошо, - это естественно и необходимо для каждого в первый момент, после того как он написал. Это показывает, что он целиком отдавался своему делу, что он честный человек и отвечает за себя» (Пришвин М. М., 1985, с. 489). Можно вспомнить слова Г. Селье (1987, с. 80) и привести их полнее: «После интуитивного озарения обычно наступает ощущение полного счастья, радости и облегчения. Вся накопившаяся усталость и фрустрация предыдущего периода - периода собирания фактов и их вынашивания - сразу исчезает. На смену приходит чувство совершенного благополучия и наполненности энергией, которое создает у нас - по крайней мере на время - впечатление, что нам и в будущем любая задача по плечу». Состояние радости в творчестве превосходит чувство радости в его обычном понимании. Это не просто получение нового результата, более-менее частного или более-менее значительного, но момент (или иногда даже период) согласия, согласования подсознания и сознания, нового представления и его всестороннего понимания, момент согласованной работы правого и левого полушарий мозга, то, что переживается как момент внутренней целостности, согласия с самим собой, иногда - высшего счастья. 16 Рис. 6. Постижение нового и эмоции В момент согласования двух сторон отражения мира, вследствие восхищения полученным результатом и состоянием внутренней гармонии, эмоции как бы выталкивают новое представление «вверх» (рис. 6). Естественно, что, постигая новое, переживая радость и особое внутреннее состояние в целом, человек уже помышляет о проверке, возникает вопрос, правильно ли то, что у него получилось? 9. Радость, ПРОВЕРКА, внедрение. Проверка предполагает восприятие со стороны того, что создано, анализ «вдоль и поперек», она ведет к полному сознательному принятию нового результата. Она осуществляется не только с позиций логики или оценки соответствия созданного реальности, но и с позиций интуитивной оценки целого. Если в изложение нового представления внесены необходимые поправки или все оказалось правильным, появляется желание рассказать другим о том, что получилось, внедрить новое в жизнь. 10. Проверка, ВНЕДРЕНИЕ, интерес к новому явлению. «Почему это, когда географ открывает новую страну, то ему страстно хочется, чтобы после него в эту страну все ехали? Так и у писателя художественная выдумка новой страны нашей жизни сопровождается безудержным устремлением с этим открытием в гущу людей с пропагандой небывалого и в то же время утверждающего его авторское лицо» (Пришвин М. М, 1985, с. 461). Ганс Селье (1987, с. 80) о состоянии после озарения: «Возникает желание - у меня во всяком случае, - с криком Эврика! броситься рассказывать всем о своем успехе». После проверки человек принимает новое всем своим существом, в нем все согласно с новым. В этом - одна из причин желания нести новые результаты в жизнь. Внедрение нового в жизнь обычно связано с преодолением инерции среды, тех или иных трудностей, препятствий, недопонимания. Полученный результат и пережитое состояние радости способствуют возникновению интереса к изучению новых явлений. Описание процесса творчества в целом может совершенствоваться, однако можно заметить, что применение к 17 этому описанию принципа недизъюнктивносги в рассмотрении психологических явлений, сформулированного А. В Ьрушлинским (1979), делает это описание более реалистичным. Перевоплощения На основе предыдущего анализа можно сделать следующий вывод, полноценное прохождение всех стадий творчества предполагает переходы из состояния наблюдателя в состояние мыслителя, а также умение находиться в некотором «среднем» состоянии, соединяющем свободу переживаний и их осознания (рис. 7). Эти переходы можно назвать психологическими перевоплощениями В отличие от геатральных, они - не просто вхождения в роли, но и перевоплощения в смысле психологического типа, преобладания сигнальной системы. Рис. 7. Основные состояния, наблюдающиеся в процессе творчества Можно предположить, что легко переходить из одного состояния в другое, произвольно перевоплощаться может лишь тот, кто близок к среднему состоянию Это состояние является олицетворением баланса в работе сигнальных систем и его выражением. Для того чтобы творческие действия были более-менее регулярными, человек должен быть способен проходить через указанные перевоплощения самостоятельно, либо осуществлять их под влиянием незначшельных внешних воздейсгвий. 18 Перевод информации из подсознания в сознание является важнейшим, «высшим» моментом в творчестве, чтобы подчеркнуть это в рис 7 можно добавить «иерархию» состояний. Получается картина, изображенная на рис. 8. Способности перевоплощения поддерживаются образом жизни, поэтому для лиц творческого труда очень важен сбалансированный образ жизни (Галин А. Л., 1998). Полученные соотношения напоминают описание процесса творчества Уолта Диснея, полученное Робертом Дилтсом (0'КопнерД., 1997, с. 242 - 246). Вначале Уолт Дисней создавал мечту или представление о будущем фильме. Его воображение работало так хорошо, что он видел историю глазами каждого персонажа и мог оценить его «ощущения». Это состояние У Диснея характеризуется словом «мечтатель». Рис. 8. Соотношение состояний творческой личности Затем он оценивал время, ресурсы, возможности снятия фильма и превращался в «реалиста». Далее смотрел на проект глазами критически настроенного зрителя: где - сухо, что не интересно, что скучно, т. е. переходил в состояние «критика» (рис. 9). 19 Осмысление Рис. 10. Широкое понимание выражения «перевод информации из подсознания в сознание» 20 Выражение «перевод информации из подсознания в сознание» можно понимать и в широком смысле (рис. 10), и в узком смысле одной стадии творчества. В данной работе чаще всего имеется в виду узкое понимание этого выражения, т. е. стадия постижения нового. Творческая личность При регулярном повторении процесса творчества формируется творческая личность. Понятие «творческая личность» активно использовалось Г. С. Альтшуллером, И. М. Верткиным (1990). Они же ввели сокращение: ТЛ. С нашей точки зрения, творческая личность - это понятие, которое обозначает сторону жизни человека, систематически получающего новые решения в профессиональной деятельности и в жизни. При этом человек, насколько бы часто он ни получал творческие решения, остается больше чем творческой личностью, остается и обычным человеком. Понятие «творческая личность» в приложении к конкретному человеку, по-видимому, следует относить с достаточной осторожностью. Его использование обосновано лишь в приложении к полностью сформированной творческой личности. Сокращения процесса творчества Чаще всего встречаются два варианта сокращения процесса творчества, связанные с выраженным преобладанием у человека образно-чувственного либо понятийно-логического мышления. На рис. 11 они соответственно обозначены цифрами I, II. Хотя при движении по сокращенному кругу тот или иной результат получается, чувство радости в этих случаях не является полным, так как состояние согласования подсознания и сознания, характерное для полноценного творчества, в этих случаях не постигается. 21 Проверка Рис. 11. Сокращения процесса творчества Результат, получаемый при движении по сокращенному кругу, не создает представления о явлении в целом. Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел психология |
|