Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Бехтерев В. Избранные работы по социальной психологии

ОГЛАВЛЕНИЕ

III. ЗАКОН ТЯГОТЕНИЯ

В особой работе " я доказываю, что такие законы, как тяготение, имеют
силу не для одной только механики небесных тел и неживой природы
вообще, но и для мира растений и животных, а также и для социальной
среды ^*.

В живой природе мы встречаемся с законом тяготения в явлениях так
называемого положительного таксиса и положительного тропизма. Эти
явления настолько хорошо известны в биологии, что здесь нет надобности
входить в подробности по этому предмету. Но тяготение в биологическом
смысле следует понимать шире чисто механического тяготения, ибо всякое
неизбежное сотрудничество и симбиоз являются особыми видами биологиче-
ского тяготения.

Что касается симбиоза, то это явление ныне настолько известно как в
мире растений, так и в мире животных что опять-таки нет надобности
входить здесь в излишние по этому поводу подробности. Но некоторые
данные в целях пояснения должны быть приведены. На основании опытных
исследований доказано, что ассимиляция азота бобовыми облегчается клу-
бенковыми бактериями. С другой стороны, существуют уже многочисленные
исследования, указывающие на взаимно-полезное сожительство, точнее было

" Там же. С. 24.

Бехтерев В. М. Об основных законах мира при объективном рассмотрении ... С. 353-371;
Он же. Об основных законах мира в связи с рассмотрением ... С. 171-204.

205

бы сказать жизненное сотрудничество, различных видов грибов с лесными
древесными растениями. Так, грибницы, оплетая собой ответвления корней
древесных пород, тем самым защищают их от высыхания, от влияния
низкой температуры и от нападения тех или других вредителей. Сверх того
они еще помогают корневой системе тем, что, расползаясь много дальше
последней, они усиливают всасывающую деятельность корневой системы.
Срастаясь с тонкими корешками или проникая в их ткань, нити грибницы
играют в этом случае роль придаточных волосков, которые собирают с
большей поверхности влагу с заключающимися в ней веществами, пополняя
тем самым питательный материал, извлекаемый из почвы самим деревом
при посредстве его корней.

Бернардом доказан в этом отношении еще один важный факт, а именно:
что грибницы грибов, сожительствующих с тем или иным растением, не-
обходимы ему и для прорастания его семян. Последние не прорастают даже
при самых благоприятных условиях почвы в отсутствии грибницы тех
грибов, которые паразитируют на растениях и после прорастания. Особенно
показательные исследования в этом отношении могут быть получены на
орхидных. Подобные же явления известны относительно плауновых растений,
размножающихся спорами (Траубе). Наблюдения Эйткинсона, Метениуса и
Гревилиуса то же самое подтверждают и относительно терновников, причисля-
емых некоторыми из ботаников к папоротниковым.

С другой стороны, все эти грибы суть паразитирующие растения. Они
живут и размножаются на теле того или другого растения потому, что лишь
с помощью их могут обеспечить свое жизненное существование. Отсюда
естественно взаимное тяготение тех и других растений друг к другу. Они
взаимно связаны в своих жизненных условиях наподобие того, как взаимно
связаны между собой двойные звезды или планеты с солнечной системой.

Не менее известны явления симбиоза среди животного царства. Но здесь
мы имеем еще и другие условия для взаимного тяготения. Это сотрудничество
и взаимопомощь, которые оказывают друг другу различные особи одного и
того же вида. Интересные подробности в этом отношении могут быть
почерпнуты в труде Кропоткина <Взаимопомощь как фактор эволюции>. Так
или иначе, но животный мир немыслимо представить себе без сотрудничества
и взаимопомощи, а это и обусловливает собой явления взаимного тяготения
индивидов друг к другу.

Таким образом всемирный закон тяготения имеет силу по отношению
и к социальному миру.

Инстинкт самосохранения приводит к развитию социальности, сближая
индивидов друг с другом не только механически, но и образуя между ними
коллективное единство, в котором проявляется как бы взаимное тяготение
одних индивидов к другим. Некоторые, как Ваксвейлер, обозначают это
взаимное тяготение одних индивидов к другим именем <социального сред-
ства>. (L'affinite sociale). Но как бы ни относиться к этому <социальному
сродству>, несомненно, что общение между людьми, вынуждаемое самой
природой вещей при воспитании детей приводит к развитию влечения к
себе подобным и склонности реагировать на их воздействия соответственным
образом. А так как воздействия от себе подобных в жизненных условиях
чаще всего выражаются взаимной нуждаемостью, то ясно, почему везде, где
имеются какие-либо взаимные интересы, легко образовываются социальные
единства. Помимо того к сближению приводит и защита от сторонних
неблагоприятных воздействий совокупными усилиями. <Группа путешест-
венников, подвергшаяся нападению, сближается, соединяется и совокупными
силами отбивается от нападающих; в случае той или иной опасности многие
чуждые друг другу люди соединяются в одно целое и образуют единую
группу; объединение людей в постоянные и длительные оборонительные и

206

наступательные союзы, начиная с соглашения двух-трех лиц, решающихся
совместно нападать или защищаться, и кончая соглашениями городов, обла-
стей, государств - все эти процессы взаимодействия представляют явления,
возникшие на почве этих биологических условий. Они не только сталкивали
людей друг с другом, но и вызывали определенный порядок и организацию
в их взаимоотношениях> ^.

Вообще говоря, индивиды, сходные друг с другом по внутренним и
внешним качествам, взаимно тяготеют друг к другу, но, с другой стороны,
и люди, несходные между собой, но взаимно дополняющие друг друга, также
тяготеют друг к другу*. К этой категории явлений относят и взаимное
тяготение друг к другу различных типов. И в том, и в другом случаях как
бы инстинктивно чувствуется полезный результат - в первом случае от со-
единения однородных сил, во втором случае от сочетания взаимно допол-
няющих друг друга сил.

Таким образом возникновение коллективов обязано закону тяготения,
причем объединение в коллективы происходит в одном случае благодаря
сходству индивидов в отношении настроения, характеров, убеждений или
устремлений, в другом случае благодаря объединению несходных, но взаимо-
дополняющих друг друга индивидов, образующих благодаря этому нечто
цельное. Но в чем бы ни заключались основные условия образования кол-
лективов, несомненно, что и там, и здесь в основе всего лежит взаимное
тяготение индивидов друг к другу.

Приложение закона тяготения к собирательной личности характеризуется
тем, что в социальной жизни мы встречаемся с особыми центрами тяготения
то более значительными, то менее значительными. Последние, в свою очередь,
находятся в условиях взаимного тяготения друг к другу, и притом сила
тяготения стоит в определенных соотношениях с размерами этих центров
подобно тяготеющим друг к другу небесным телам. Но здесь эти размеры
должны определяться не столько пространственными размерами самих цен-
тров, сколько социальной значимостью этих центров. Ясно также, что явления
тяготения между этими центрами стоят в зависимости от расстояния между
ними и удобства сообщения, как бы сокращающих эти расстояния, и при
том здесь приложима как раз та же формула тяготения, обратно
пропорциональная квадратам расстояний, которую мы имеем по отношению
к небесным телам.

Спрашивается, чем же обусловливается сила тяготения тех или других
центров в социальной среде? На это не может быть одинакового ответа для
всех случаев, ибо и самое тяготение может быть обусловлено гео-
графическими, экономическими или торговыми, политическими или науч-
но-литературными условиями.

Более чем очевидно, что географические условия тяготения состоят в
удобстве путей сообщения, привлекающих жителей к данному центру, со-
седство с местностями большего развития добывающей промышленности,
создающими условия лучшего обеспечения и т. п. Экономические условия
тяготения заключаются в положении того или другого пункта на торговых
путях вблизи мест обрабатывающей промышленности. Политические условия
тяготения состоят в местоположении органов внутреннего управления, в
местожительстве лиц, олицетворяющих мощь того или другого государства,
и т. п. Наконец, научно-литературное тяготение заключается в собраниях
научно-литературных ценностей в определенных местах, а также в научных
открытиях и изобретениях"*.

Собственно, каждое открытие или изобретение непременно привлекает к
себе отдельных индивидов как для ознакомления с ними, так и для его

^ Сорокин П. А. Система социологии. Пг" 1920. Т. 1. С. 269.

207

обслуживания, причем чем важнее и значительнее роль этого открытия или
изобретения, тем большей силой тяготения оно обладает. Если дело идет о
научном открытии лабораторного характера, то к нему тяготеют сторонние
работники, едущие отовсюду, чтобы иметь возможность самим видеть и
изучить новое открытие, слушать лекции, к нему относящиеся, и т. п. Если
это открытие технического свойства, тотчас же организуется предприятие
для его эксплуатации, которое, в свою очередь, собирает вокруг себя целый
ряд лиц, желающих посвятить себя новому делу. Если речь идет о новых
теоретических воззрениях, преподаваемых в высшей школе, к этой школе
начинает тяготеть все большее и большее число слушателей. Если речь идет
о новом торговом предприятии, которое, в свою очередь, является своего
рода открытием, хотя бы по своему замыслу и задачам, оно также кон-
центрирует около себя участников и сотрудников. Далее, к любой фабрике
или заводу, представляющим собой опять-таки своего рода открытие, хотя
и подражательного характера, тяготеет ряд лиц, участвующих в организации
самого предприятия, с одной стороны, и то или другое число рабочих - с
другой. Затем, любая школа, представляющая собой опять-таки открытие
подражательного характера и обобщающая приобретенные открытия и изоб-
ретения молодым развивающимся умам, в свою очередь, является центром
тяготения для учащейся молодежи. Поэтому и большой город, содержащий
и то, и другое, и третье, в свою очередь, является сильным притягательным
центром для всех вообще заинтересованных лиц.

Благодаря этому центрами тяготения являются те пункты земного шара,
которые собирают около себя возможно большее число учреждений,
культивирующих открытия и изобретения в различных областях человеческой
деятельности от экономической до литературно-научной и художественной
включительно. Благодаря этому закону тяготения и возникают мировые
центры цивилизации.

В зависимости от творческой деятельности народа, условий государст-
венной жизни и уровня цивилизации различные эпохи выдвигают свои
центры цивилизации. Так, в свое время мировым центром цивилизации
являлись Вавилон и Ниневия, в другое время таким центром была Алек-
сандрия, позднее Афины, еще позднее Рим.

В средние века играл роль таких центров целый ряд городов, а в новейшее
время мировым центром цивилизации должен быть признан Париж. Но и
каждая страна имеет свои центры цивилизации, к которым тяготеет ее
население.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел психология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.