Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Руднев В.П. Характеры и расстройства личности
Часть I. ПАТОГРАФИЯ ХАРАКТЕРА
Глава 1. МОДАЛЬНОСТИ, ХАРАКТЕРЫ И МЕХАНИЗМЫ ЖИЗНИ МОДАЛЬНОСТИ
Модальность есть тип высказывания с точки зрения его отношения к реальности. Элементарными модальностями в языке являются наклонения: изъявительное (индикатив) - описание реальности - "Я ем"; повелительное (императив) - волеизъявление по отношению к реальности - "Ешь"; сослагательное (конъюнктив) - мысль о реальности - "Хорошо бы поесть". В логической традиции наиболее хорошо изученными модальностями являются алетические - необходимо, возможно, невозможно (их изучал еще Аристотель). В XX веке был построен ряд систем модальной логики, то есть такой, которая приписывает высказыванию модальный зачин (оператор), например, "возможно, что" и/или "разрешено, что". Логика высказываний с модальными операторами отличается от обычной пропозициональной логики. Так, например, в этой логике фундаментальный закон пропозициональной логики, закон тождества "Если А, то А", если высказыванию приписать оператор возможности, перестает действовать и начинает действовать противоположный: "Если возможно, что А, то возможно, что не А".
Модальная нарратология представляет собой применение идей модальной логики к теории повествования (наррации). Она опирается на различные модальные построения, прежде всего деонтическую логику Г. фон Вригта, аксиологическую логику А. А. Ивина, эпистемическую логику Я. Хинтикки и С. Крипке и темпоральную логику А. Прайора [Вригт 1986, Ивин 1971, Крипке 1986, Хинтикка 1979, Hintikka 1966, Prior 1966]. Непосредственным предшественником модальной нарратологии в нашем смысле является чешский филолог Любомир Долежел, чья работа [Dolezel 1979] в свое время послужила отправной точкой для наших исследований.
10
Наша стандартная теория нарративных модальностей состоит из шести членов: алетические модальности (необходимо, возможно, невозможно) (в XX веке различные типы алетических модальных исчислений построены К. Льюисом и его последователями - см. [Фейс 1971]); деонтические (должно, разрешено, запрещено); аксиологические (хорошо, безразлично, плохо); эпистемические (знание, мнение, неведение), темпоральные (прошлое, настоящее будущее - вариант: тогда, сейчас, потом) и пространственные (спациальные - здесь, там, нигде) - пространственная логика построена нами, см. [Руднев 1996, 2000]1.
Типология модальностей может быть представлена для удобства в виде матрицы
Матрица 1. Модальности
модальность
|
+
|
-
|
0
|
алетическая A l
|
необходимо
|
невозможно
|
возможно
|
деонтическая D
|
должно
|
запрещено
|
разрешено
|
аксиологич. Ах
|
хорошо
|
плохо
|
безразлично
|
темпоральн. Т
|
настоящее
|
будущее
|
прошлое
|
пространств. S
|
здесь
|
нигде
|
там
|
эпистемическ. Ер
|
знание
|
полагание
|
неведение
|
Все модальности простроены изоморфно. Во всех шести случаях имеются крайние полюса и срединный медиативный член.
Каждое высказывание может быть охарактеризовано той или иной модальностью (тем или иным отношением к реальности) или несколькими модальностями, в предельном случае всеми шестью.
Так, например, все указанные модальные операторы могут быть приписаны простейшему высказыванию "Идет дождь".
Алетическое высказывание: Необходимо, что идет дождь. Деонтическое высказывание: Нужно (должно), чтобы шел дождь. Аксиологическое высказывание: Хорошо, что идет дождь.
1 Число "шесть", которое фигурирует на протяжении всей этой работы, носит произвольный характер, во всяком случае на уровне исследовательского сознания. Возможно, страсть к шестерке определяется бессознательными гексаграмматическими предпочтениями автора (например, в духе известного предисловия Юнга к "Книге перемен" [Юнг 1994]). Во всяком случае, идея о том, что шесть выделенных модальностей аксиоматически исчерпывают модальную картину мира (идея, которой мы в принципе придерживаемся, но которую не беремся здесь подробно обосновывать): нормы и ценности, знание и необходимость, пространство и время, - может быть (например, поклонниками числа "семь") опровергнута представлением о том, что в модальную парадигму должно быть включено понятие существования в виде обыкновенных кванторов, которые вполне можно рассматривать как разновидность модальных операторов. Однако в силу того, что понятие существования в логико-философском смысле является бесконечно парадоксальным (чтобы квантифицировать предложение "Ручных тигров не существует", нужно написать "Существуют такие ручные тигры, которых не существует" [Moore 1959] и т. д.), мы предпочитаем - во всяком случае, в рамках этого исследования - с ним не связываться.
11
Эпистемическое высказывание: Известно, что идет дождь. Темпоральное высказывание: Сегодня идет дождь. Спациальное высказывание: Здесь идет дождь.
Понятно, что не всем высказываниям в равной мере может быть приписан тот или иной модальный оператор. Так, например, высказывание "Пятью пять - двадцать пять" есть в принципе алетически окрашенное высказывание "Необходимо, что 5x5 = 25". К этому высказыванию может быть также применен эпистемический оператор.
Известно, что 5x5 = 25.
Но применять к этому высказыванию все другие модальности более или менее бессмысленно:
*Должно (запрещено), что 5 х 5 = 25.
*Хорошо, что 5x5 = 25.
*Сегодня 5 х 5 = 25.
*3десь 5 х 5 = 25.
Однако существуют высказывания, к которым можно применить все шесть модальностей. Такие высказывания мы называем сильными модальными высказываниями. Пример такого высказывания:
Иисус Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ.
Это высказывание нагружено позитивно-алетически (чудо: невозможное стало возможным - Аl+), деонтически (произошло то, что должно было произойти по замыслу Бога Отца - D+), аксиологически (воскресение Иисуса, безусловно, аксиологически оценивается как в высшей степени позитивное событие - Ах +), эпистемически (произошло то, о чем Иисус знал и предупреждал своих учеников - Ер+), темпорально (время в определенном смысле пошло вспять - после воскресения Иисуса - кульминации исторической драмы, по Августину, - то есть стала исчерпываться временная энтропия (подробнее см. [Руднев 1996]) - Т+), спациально (Иисус после воскресения вознесся на небо (S+).
Таким образом, общая формула сильной позитивной модальной ситуации - это конъюнкция:
Аl+ @ D+@ Ах+ @ Ер+ @ Т+@ S+
Соответственно, возможны абсолютно негативные в модальном плане события, например такие, как предательство Иуды, или нейтральные. Могут быть высказывания, которые по всем модальностям оцениваются как нулевые. Например:
Ничего не происходит:
Аl0 @ D0 @ Ах0 @ Ер0 @ Т0 @ S0
12
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел психология
|
|