Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Мур Б., Файн Б. Психоаналитические термины и понятияЯ, ЭГО ( EGO )Один из важнейших терминов в истории развития психоаналитической теории. Принято различать раннее и более позднее значения Я, применяемые до настоящего времени. В ранних работах Фрейд иногда использовал термин Я для обозначения всей (психической) личности; иногда оно подразумевало организованную группу идей. Те из этих идей, которые могут быть допущены в сознание, и образуют Я. Другие же являются неприемлемыми и принадлежат бессознательному. Таким образом, в своей ранней концепции Я Фрейд делал акцент на защите, одной из основных его функций. В современном употреблении термин Я принято соотносить с более поздним фрейдовским определением Я как одной из трех основных частей психического аппарата ( Freud , 1923). Хотя Я располагает сознательными компонентами, многие из его операций производятся на основе автоматических и бессознательных механизмов. Раннее значение термина Я в настоящее время заменено понятием Самости. При чтении психоаналитической литературы смысл, вкладываемый в термин Я, проще определить по тому периоду, к которому относится та или иная работа-Новорожденный ребенок существует в недифференцированном психическом состоянии, из которого постепенно развивается Я. Реализация матрицы Я—Оно основывается на взаимодействии двух факторов — конституционального (генетически обусловленного развития паттернов центральной нервной системы, органов чувств и тела в целом) и переживаний в окружающем мире при взаимодействии с объектами. Я занимает позицию между первичными влечениями, основанными на физиологических потребностях, и требованиями внешнего мира; в качестве интернализированных психических репрезентантов того и другого оно служит посредником между индивидом и внешней реальностью. Я воспринимает физические и психические потребности Самости, свойства и установки внешней среды, включая объекты, и оценивает, координирует и интегрирует эти восприятия, чтобы приспособить внутренние запросы к внешним требованиям; наконец, Я снижает напряжение, исходящее от влечений и желаний, разряжая их либо путем уменьшения интенсивности влечений, либо посредством преобразования внешней ситуации. Важной задачей Я является достижение оптимального удовлетворения инстинктивных стремлений за счет сохранения "добрых отношений' как с внешним миром, так и со Сверх-Я (внутренним репрезентантом норм поведения и моральных требований). Для выполнения этой задачи необходимо защитное приспособление, редуцирующее необычайно сильные внутренние и внешние стимулы. В физиологическом отношении оргоны чувств устроены так, чтобы воспринимать только определенные стимулы, игнорируя либо редуцируя другие. Это особенно важно для младенца, не обладающего достаточно развитой защитой. (Физиологические механизмы младенца, служащие этой цели, проявляются в виде общего стимульного барьера или предохранительного щита.) В психическом отношении развиваются и сохраняются определенные защитные функции, предохраняющие от осознания конфликтных требований, исходящих от Оно (примитивных побуждений, импульсов, биологических потребностей и т.п.) и Сверх-Я, если они продуцируют невыносимую тревогу. Для эффективной роботы отдельных функций Я (например, восприятия, способности передвигаться, намерения, антиципации, 261 целеполагания, планирования, интеллекта, мышления и речи) необходимо их созревание в относительно свободной от конфликтов среде (концепция Гартманна о первичной автономии Я) или такое развитие, при котором они могут осуществляться без чрезмерных конфликтов (вторичная автономия). Согласно теоретическим положениям Гартманна и других авторов, психическая энергия, уходящая на этот конфликт, нейтрализуется и, таким образом, становится доступной для дальнейшего развития Я. В качестве составной части своей адаптации к реальности Я должно также развить способность к относительно стабильным взаимоотношениям с объектами, в частности, с противоположным полом, от которого зависит удовлетворение инстинктивных потребностей. Индивид должен научиться формировать стойкие эмоциональные, дружеские взаимосвязи с другими с минимальными проявлениями враждебности (константность объекта). Не следует рассматривать Я в качестве некоего антропоморфного исполнительного органа или как часть головного мозга. Скорее, этот термин отображает полезный способ осмысления базальных аспектов человеческого поведения. Традиционно Я определялось как группа функций, которые развиваются, подвержены самым разным нарушениям и могут стать более эффективными благодаря психиатрическому и, в частности, психоаналитическому лечению. Функции Я многочисленны, и лишь немногие индивиды научаются использовать их в полной мере. Некоторые индивиды очень плохо функционируют в одних областях, но имеют явный успех в других (амбициозные, энергичные, успешные исполнители, не переносящие родительских требований; образованные и прекрасные ученые, до смешного неприспособленные в обыденной жизни). Кроме того, существуют люди, у которых заметные успехи достигаются благодаря нарушениям в сфере Я (фанатичные параноики, способные зажечь миллионы людей своими бредовыми убеждениями). Тем не менее адаптация к реальности, будучи одной из важнейших функций Я, может принимать самые необычные формы. Поэтому оценка Я должна производиться не в целом, а с точки зрения его специфических функций. См. адоптация, защита, развитие Я, структурная теория, функции Я.ЯВНОЕ СНОВИДЕНИЕ ( MANIFEST DREAM )См. сновиденье, сновидения.ЯВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ( MANIFEST CONTENT )См. сновиденье, сновидения.я-дистонный ( EGO - DYSTONIC )Я-синтонный ( Ego - Syntonic )Влечения, аффекты, представления или формы поведения, субъективно воспринимаемые наблюдающим Я кок не присущие Самости, являются Я-дистонными или чуждыми Я. Противоположным понятием является Я-синтонный. В обоих терминах слово 'Я' употребляется в его неуточненном значении, выражающем скорее современное понятие Самость, а не структурную часть психического аппарата. Однако, несмотря на то, что термины чуждый Самости или листанный Самости в семантическом отношении являются более правильными/ они не используются. См . Я . ЯЗВЕННЫЙ КОЛИТ (ULCERATIVE COLITIS)Наиболее распространенное воспалительное заболевание кишечника. Одно из семи так называемых психосоматических расстройств, изученных Александером (1950), которые провоцируются и обостряются эмоциональными конфликтами. Первым психоаналитиком, обратившим внимание на психопатологию при язвенном колите, был Мюррей (1930). Его наблюдения были подтверждены и дополнены многочисленными исследователями — медиками, психологами, психиатрами и психоана- 262 литиками. В характерологическом отношении многие пациенты, страдающие язвенным колитом, кажутся поверхностными людьми; их фантазия, сновидения и интроспекция очень бедны, и они часто не осознают своих чувств. Эти особенности были названы Сифносом (1967) алекситимическими, однако психоаналитическое исследование выявляет у таких пациентов сильнейшее отрицание. Они используют догенитальные формы защиты от интенсивных примитивных садистских импульсов, направленных как на воспринимаемые реальные, так и но интерналиэированные первичные объекты. Если пациент распознает и мобилизует такие импульсы с сопровождающими их фантазиями (дериватами влечений), он часто оказывается способным отказаться от кишечных симптомов, но за этим нередко следуют отыгрывание и депрессия. Иногда могут наблюдаться преходящие психотические симптомы. На ранних стадиях лечения нередко приходится использовать некоторые модификации классической психоаналитической техники. Часто оказывается полезным авторитарный, но не успокаивающий, интерпретирующий стиль работы. После анализа догенитальных проблем пациента и устранения его симптомов иногда оказывается возможным классический аналитический подход. После изучения шестидесяти восьми случаев Вейнсток (1962) пришел к выводу, что за исключением больных, которым необходимо хирургическое вмешательство, с помощью психоаналитической терапии удается добиться излечения или стойкой ремиссии. Однако несмотря на многочисленные сообщения о ремиссиях после проведения психоаналитической терапии у больных, наблюдавшихся десятилетиями, роль психопатологии и аналитической терапии в лечении таких состояний остается спорной. В последние десятилетия психоаналитики отошли от лечения психосоматических состояний. Одной из причин этого является то, что лечение таких больных не совместимо с обычной психоаналитической практикой. См. алекситимия, психосоматические состояния.[19,483,628,883] Я-ИДЕАЛ ( EGO - IDEAL )Термин, первоначально использовавшийся Фрейдом (1914, 1921) для обозначения того, что позже было названо им Сверх-Я, то есть психического образования со специфическими психическими функциями, включающими в себя построение системы моральных норм, называемой также совестью (включая самонаблюдение и самокритику), цензуру сновидений, проверку реальности (эта функция в конечном счете стала рассматриваться как функция Я) и, наконец, формирование идеального образа себя. В настоящее время большинство аналитиков рассматривают Я-идеал как совокупность функций в структуре Сверх-Я. Некоторые авторы считают "идеальные концепции Самости' и 'идеализированные качества объектов любви' двумя основными исходными частями Я-идеола. В психологии Самости эти части описываются терминами грандиозная Самость и идеализированный объект (самообъект). Другие авторы подчеркивают, что Я-идеал относится к множеству репрезентантов, дифференцирующихся на протяжении жизни: 1) идеальный: объект— образ почитаемого, идеализированного и всемогущего объекта; 2) идеальный ребенок— родительский идеал желанного и любимого ребенка, воспринимаемый этим ребенком (позже эта репрезентация становится частью того, 'каким я должен стать'); 3) идеальная Сомость — представление о том, кем 'я хочу быть', о том, что может обеспечивать максимальное удовлетворение и сводить к минимуму агрессивные проявления против Самости; 4) идеальные отношения— репрезентация желанных, оптимальных взаимоотношений. К этим четырем аспектам Я-идеала относятся репрезентанты действий, которые следует совершить или которых следует избегать, чтобы добиться желаемых отношений. Эти различные репрезентации служат 'мерилом' для оценки того, насколько индивид соответствует ожиданиям со стороны своих визави; они могут также помогать выявлять причину неудач, вызывающих аффекты неудовольствия. Первичные аффекты, связанные с функционированием Я-идеола или Сверх-Я, чувствами стыда и вины, нередко перекрывают- 263 ся; тем не менее здесь можно провести определенные различия. Чувство стыда предохраняет интегральный образ Самости, чувство вины — интегрированность объекта. Таким образом, чувство стыда относится в первую очередь к неудачам, слабости или к изъянам Самости — к неспособности видеть себя таким, каким хотелось бы, чтобы тебя воспринимали другие. Чувство вины связано с 'нападением' на других — нарушением личных норм поведения, основанных на 'идеальных отношениях'. Репрезентанты Я-идеала основываются на идентификациях — как с идеализированными родителями, так и с прежними образами Самости. Однако в некоторых случаях Я-идеал может оказаться совершенно противоположным таким идентификациям. Подобная дезидентификация, или негативная идентичность, отражает интрасистемный конфликт между частями Сверх-Я (идеалами, ценностями) или частями Я. При усилении такого конфликта он может привести к патологии, например к конфликту идентичности. Расщепление идентичности часто сопровождается импульсивным поведением и значительно реже — симптомами деперсонализации. Хотя Я-идеал формируется в ходе развития Я, при некоторых патологических состояниях обнаруживаются ранние образы, связанные с проявлениями примитивных влечений (фантазии о слиянии, чрезмерные амбиции), которые сохраняются и могут повлиять на формирование Я-идеала на более поздних стадиях. Такая патология свидетельствует об уязвимости индивида к нарциссической травме и о тенденции к переживанию интенсивных архаических аффектов, таких, как гнев, стыд, депрессия и тревога, а также дериватов нарциссических аффектов — зависти, ревности, злости и презрения. А. Райх (1954) отмечала роль садистских предшественников Сверх-Я и архаических форм Я-идеала в патологических состояниях, характеризующихся незрелостью сексуальных идеалов, неустойчивостью связей Я и смешением желаемого и реальности. См. деперсонализация, идеализация, идентичность, интернализация, конфликт, Сверх-Я, чувство вины, чувство стыдо. [190,280,423,432,451,512,687,705,749, 904] Я-УДОВОЛЬСТВИЕ ( PLEASURE EGO ) См. реальность.DEJA VU Deja raconteЭтими терминами обозначается группа состояний субъективного искажения переживаемого опыта. Общим их признаком является ошибочное убеждение в том, что переживаемое в данный момент уже было пережито ранее. Имеются и другие термины, обозначающие различные проявления этого феномена. Названия отдельных проявлений феномена заимствованы из французской психиатрии XIX века. В группу этих проявлений принято относить состояния de ja raconte (уже рассказанного), de jа entendu (уже слышанного), de ja eprouve (уже свершенного), de ja fait (уже сделанного), de ja pense (уже обдуманного), de ja voulu (уже желавшегося). В психоанализе особый интерес привлекают состояния de ja vu (уже виденного) и de ja raconte . Состояние deja vu в своей полностью развернутой форме связано с чувством неудовольствия, нереальности, сноподобия, которое сочетается с ощущением сверхъестественной пророческой способности предвидеть каждую из мельчайших подробностей возникающих переживаний. Подобные феномены встречаются как в норме, ток и в патологии, психической и органической. Они чаще встречаются у детей и подростков, но могут наблюдаться и в зрелом возрасте. Полного понимания природы состояний deja vu не достигнуто. По всей видимости, они представляют собой особый тип изменений защитной регрессии, уводящей к ощущениям такой реальности, которая отражает воспоминания о давно вытесненных бессознательных фантазиях и о конкретных прошлых переживаниях, связанных с запретными желаниями. Имеются и другие попытки объяснения сущности этих феноменов. Так, согласно одной из наиболее принятых интерпретаций, феномен deja vu приравнивается к сноподобным состояниям или покрывающим воспоминаниям, каждый элемент которых испытывает сильное влияние скрытых или детских переживаний. 264 Защитный эффект маскируется аффектом неудовольствия и заключается в утешительном утверждении: 'Как раньше мне удалось пережить испуг, так и сейчас я тоже останусь неповрежденным'. Состояния deja vu, каким образом, представляют собой компромиссное образование, возникающее на основе ситуации, одновременно символизирующей и стимулирующей возрождение прошлых воспоминаний, фантазий и желаний, связанных с неприятным аффектом. Компромисс допускает одновременное сосуществование отказа и наказания, частичного удовлетворения этих желаний и успокоения душевной боли. Состояние deja raconte относится к событиям и переживаниям, когда у пациента возникает ложное убеждение, будто произнесенное в данный момент уже было высказано аналитиком ранее. Проявление этого феномена — бесспорное свидетельство появления новой информации для психоаналитического лечения. При этом остается неясным, включать ли в понятие ' deja raconte ' все подобные состояния или же ограничить его рамки только теми состояниями, при которых пациент настаивает на своей правоте. Если принять на вооружение широкое толкование термина, то необходимо признать, что феномен deja raconte проявляется повсеместно. Клинические наблюдения также свидетельствуют в пользу широкого определения. Хотя состояния deja vu и deja raconte имеют одинаковую структуру, первое из них является более специфичным и требует особого участия со стороны психоаналитика, в то время как феномен deja raconte представляет собой интрапсихическое переживание. Большинство аналитиков считают, что для понимания состояния deja raconte необходимо использование переноса. Поскольку перенос является универсальным феноменом, не будет ошибкой включить эту форму парапраксиса (ошибочных действий) в события как внутри, так и вне ситуации психоаналитической терапии. Если рассматривать deja raconte в качестве парапроксиса, то следует признать его структурное сходство со сновидениями и покрывающими воспоминаниями. В таком случае содержание этого феномена может быть подвергнуто анализу аналогично тому, как анализируются сновидения. Проявления защитных желаний в состоянии deja raconte обусловлены, с одной стороны, потребностью обсудить его содержание, с другой — стремлением иметь гарантии успешного совладания с опасной ситуацией, спровоцированной переносом. [31,116,277] TRIEBНемецкое слово, которым Фрейд обозначал эндогенные мотивационные силы. В стандартном англоязычном издании работ Фрейда переведено кок инстинкт. Гартманн и Шур предложили термин инстинктивное влечение, подчеркивая тем самым психическую репрезентацию этих сил в отличие от биологических паттернов поведения, обозначаемых термином инстинкт. См. инстинктивное влечение. VAGINA DENTATAЛатинский термин, отражающий представление о том, что влагалище наделено зубами и способно укусить и повредить пенис во время полового акта. Легенду о vagina dentata , отражающую страх перед половым актом, слышали антропологи в различных частях света. Эта фантазия с некоторым постоянством обнаруживается у мужчин с невротическими и сексуальными проблемами, что впервые было описано Отто Ранком(1924) и более детально исследовано Шандором Ференци (1925). Она связана со страхом кастрации; вследствие смещения влагалище воспринимается с оральной точки зрения как орган поглощения. Воображаемые зубы, которыми наделено влагалище, часто символизируют отцовский пенис. Нередко символы vagina dentata содержат крыс и змей с большими зубами. У женщин также бывают бессознательные фантазии о том, что они обладают vagina dentata кок средством возмездия мужчинам. Penis dentata — эквивалент vagina dentata — отражает идею о том, что пенис наделен зубами и способен повредить влагалище. Подобные легенды сосуществуют с легендами о vagina dentata . Чаще эта фантазия встречается у женщин, но может быть и у мужчин, сочетаясь с враждебными и садистскими желаниями по отношению к женщинам.
Ваш комментарий о книге |
|