Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Менегетти А. Система и личность
Глава шестнадцатая. Мир как спектакль "Я есмь".
В существовании ты либо достигаешь цели, для которой был создан, либо твоя жизнь глупа и бессмысленна. Точно так же поездка на поезде, например, имеет смысл только, когда путешественник имеет цель — добраться до определенного места назначения. Если же он смутно представляет себе пункт назначения, тогда не только его действия, но и он сам становятся воплощением глупости. Индивид реализует себя, если то, чем он занимается, направлено на достижение преимущества. Бытие — это сложнейшая вещь на свете. Существование может появиться только в условиях ощущаемой полноты Бытия.
Безусловно, любой человек в каких-то ситуациях испытывает душевные страдания. Очень часто бывает даже, что его существование становится для него тяжким грузом, ибо он утратил цель. Для большинства вещей, напротив, нормой является спокойное присутствие там, где существует исключительно Бытие.
Кое-кто возразит: "Но, может, индивид является лишь насмешкой Бытия?" Нет. Бытие предлагает путь, средства, все необходимое для того, чтобы радость стала полной, и если от этих средств отказываются или корректируют их структуру с помощью особых моделей исторической культуры, то это уже не имеет к Бытию никакого отношения. Человек создается как будущий друг Бытия для их обоюдного удовольствия. Поначалу существование является театром Бытия, в котором режиссура осуществляется самими актерами.
Есть три способа отношения существования к Бытию:
1) Первоначально речь идет о восстановлении средств, способных реализовать цель. "Средства" означают совокупность всех инструментов, отлажено, синхронно работающих. Существование есть интенциональность, организующая себя как "Я" с помощью всех этих инструментов, необходимых для достижения впоследствии трансцендентной цели. В этом случае я подразумеваю под "Я" множественную потенциальность Ин-се, которое, став высшим открытием, исчерпывает себя в историческом "Я". Тогда не существует уже "Я" априорного, а только "Я есмь".
На этой первой стадии происходит спуск в ад, в вещность инструментов, которыми необходимо научиться умело пользоваться. Инструментами являются тело, чувства, время, различные инстинкты — иными словами, всевозможные функциональные опосредования, позволяющие "Я" исчерпать онтическое Ин-се.
Онтическое Ин-се представляет собой единственную функцию, посредством которой, ради которой и в которой внешне малая жизнь человеческого существа раскрывается в торжестве духа, когда человек обретает ликование, мудрость, и реализуется как хозяин объекта: он преодолел все преграды и стал повелителем внутри Бытия.
Бытие хочет пройти через историю и состояться для самого себя. Эта игра неизбежна и драматична настолько, насколько она единична и уникальна, ибо каждый — одинок. Людям часто приходится играть с беспокойством, собственной гордостью, потребностью любви, превосходства, совершая с утра до вечера действия, которые полагается совершать: есть, спать, пить, одеваться, выполнять определенную работу. Постоянно воспроизводя одни и те же действия, они так и не сталкиваются с побеждающей реальностью. На жаргоне индийской философии это можно было бы назвать жизнью, постоянно укрытой покровом Майя, завесой тени, или неосознанным движением во мраке. К чему говорить? К чему дышать? К чему думать? Зачем это нужно? Первая стадия — почти как ночь: в ночи рождаются, а большинство и не выходит за ее пределы.
Человек должен научиться пользоваться различными инструментами. В процессе пользования он открывает их функции и определяет цель. Онтопсихология облегчает путь к точному, правильному использованию этих инструментов. Нужно преодолеть две или три вещи: монитор отклонения, сеть негативных семантик и стереотипы, отделяющие историческое "Я" от безотлагательности Ин-се. В противном случае мы все время будем отклоняться от своего пути.
2) Второй фазой служит сосредоточение на том, что в терминах онтопсихологии можно определить как первичное восстановление объективности собственного организма в его динамической целостности, или как открытие тотальной простоты самого себя.
Упражняясь в точности соответствия природной интенциональности, открываешь постоянную новизну научения. Этот непрерывный и смиренный поиск и есть единственное направление, в котором надо продвигаться, пока не придет понимание себя как функции всех своих инстинктов, задающей цель каждому переходу. После прохождения этапа коррекции, то есть психотерапии метанойи, собственно и начинается вторая фаза — фаза контролируемого экзистенциального спокойствия. Работать больше не требуется, человек уже не ведает сомнений, усталости, стресса, с него снято проклятие тяжкого труда и он вступает туда, где мир являет себя как райский опыт.
Камни, дороги, тело, отношения – все прочитывается по-другому, то есть все преображается, и тогда нагромождение знаков, казавшихся мешаниной пятен или проявлением подступающей патологии, неожиданно обретает смысл. Надо только не забывать о необходимости избегать постоянного насилия со стороны большинства, всех тех, кто не постиг самих себя и своего внутреннего назначения. И как только его удастся исключить, мир, жизнь, день, солнце, собственные мысли, тело, устремленность, здоровье становятся гальваническими сгустками спокойного возбуждения. После приведения в абсолютное равновесие всех инстинктов (они, впрочем, представляют собой крайние значения жизненного пространства, задаваемого константой «Н»), открывается возможность величественного осуществления онтической интенциональности, основанной на контрапункте исторической и объективно-личностной этики.
На этой второй стадии происходит райское осуществление самих себя, инстинкты совершают свой бег, метаболизируя развитие в наслаждении. Это удивительно захватывающая игра, и сомнение может возникнуть только относительно ее продолжительности, ибо ничто не может остановить ее или установить для нее какие-либо рамки (кроме внутренней личной ошибки).
3) Третья стадия – стадия «Я есмь». Это измерение совершенного сознания, когда «Я» видит себя как исключительный миг целостного духа. Сознание становится целостным актом, в котором нет больше мысли, логики, времени, пользования мирскими инструментами, а все объекты – лишь путь к встрече с непрерывной радостью бесконечно полиморфного Бытия на заре занимающегося дня.
На этом уровне достаточного того, чтобы субъект думал, решал; он не должен больше трудиться в поте лица, над ним больше не довлеет груз риска. Достигшее цельности «Я» пользуется всей мощью онтического Ин-се, обретая власть над любым движением мысли и способность к возрождению после смерти, но не стремясь при этом к реинкарнации.
На этой третьей стадии существует только желание и нежелание и ничего больше, ситуация безграничной способности к принятию решений. Следовательно, весь мир являет собой лишь материал для свободного, могучего, и, вместе с тем, бесконечно радостного и любящего волеизъявления, в котором решения принимаются не по необходимости или принуждению, а свободно и ради свободы. На этом уровне, правда, груз экзистенциальных проблем уже не давит на нас, мы мертвы для него, но рождены для возможности быть и существовать одновременно, при этом сознание настолько ясно, прозрачно, что трансцендируя существование, мы фактически идентифицируемся исключительно с "Я" Бытия.
Бог вечно играет своей свободой, при этом только наслаждаясь, но никогда не отвлекаясь от вещей. Он остается всегда единым в множественном. Он ничего не просит и ничего не предлагает, ибо реальность есть отражение его сознания. Все, о чем я сейчас говорю, потенциально заложено в любом из нас, это сокровище, хранящееся внутри, невидимое, пока его не разбудит действие.
Потому-то и интересно изучение онтопсихологической методики, если только не догматизировать ее. Итак, подведем итоги: методика требуется на первой стадии; на второй стадии — неизбежное наслаждение всеми мотивациями, реализующими становление; на третьей стадии мы просто есть. Я бы изобразил сказанное при помощи следующего рисунка:
Из единственного круга (Бытие) происходит существование В, которое экзистенциально записывается в виде иероглифов на дистонических или шизофренических переходах и, следовательно, завершается положением "вне игры" или вне функции Бытия, тогда как существование А, намечаясь исторически, формализуется в центре онтической функции и развивается, имея с ней общую цель: онтическую интенциональность, что позволяет А ощущать себя в качестве "Я" в Бытии.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел психология
|
|