Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Мацумото Д. Психология и культура

ОГЛАВЛЕНИЕ

Культура и физическое здоровье

Одна из главных задач образования - улучшение жизни людей. Что касается здравоохранения, то все мы надеемся, что медицинская наука, обслуживание, первичная и вторичная медицинская помощь будут развиваться так, что в один прекрасный день мы сможем правильно диагностировать и лечить болезни, предотвращать опасное поведение людей и поддерживать баланс с окружающей средой. Это нелегкая задача; множество факторов влияют на наше здоровье и способность предотвращать и лечить болезни.

Задумываясь над этими проблемами, мы начинаем понимать, насколько важную роль играет культура в появлении, распространении и лечении болезней. Хотя конечная цель предотвращения и лечения болезней и сохранения здоровья везде одна и та же, в разных культурах по-разному представляют себе «здоровье» и «зрелость». Культурные различия существуют и в восприятии проблем и в стратегии их решения. Культурные традиции влияют на сам процесс лечения, представления и понимание проблемы терапевтом и пациентом.

В этой главе мы попытаемся проследить, как культурные факторы влияют на физическое здоровье, течение болезней и на попытки излечить их;

следующая глава будет посвящена тому, как культура влияет на умственное здоровье и психику. Мы начнем с того, что рассмотрим культурные различия в определении понятия «здоровье», а затем исследуем культурные различия в отношении людей к собственному телу. После этого последует обзор исследований, касающихся взаимосвязей культуры и болезней сердца, некоторых других заболеваний, нарушений питания и самоубийств. Мы также изучим, как влияют культурные различия на обращение за медицинской помощью, согласие на лечение, врачебную ответственность, доверие пациента, самоконтроль состояния здоровья и течения болезни. Я суммирую результаты исследований в виде модели, на которую можно ориентироваться при разработке соответствующей данной культуре, гибкой и эффективной программы здравоохранения.

КУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ О ЗДОРОВЬЕ

Здоровье как отсутствие болезни

Перед тем как рассматривать влияние культуры на состояние здоровья или развитие болезни, необходимо точно определить, что мы подразумеваем под здоровьем. В Соединенных Штатах представления о здоровье находятся под влиянием так называемой медицинской модели здоровья и болезни. В этой модели болезнь рассматривается как результат действия определенных причин, возникающих в теле человека. Эти причины, будь они вирусной, бактериальной или иной природы, называются патогенами и считаются источниками всех физических заболеваний. Сердечно-сосудистые заболевания, например, связывают со специфическими патогенами, такими как сгустки липидов и холестерина.

Медицинская модель болезни оказала влияние на взгляды психологов на ненормальное поведение и психопатологию. Традиционная психология считает, что причина ненормального поведения находится внутри человека. Нарушения в поведении человека могут появляться в связи с неудовлетворенностью или избыточной удовлетворенностью врожденных инстинктивных потребностей (в соответствии с теорией психоанализа Фрейда) или приобретенных реакций (по теории классического или оперантного обусловливания).

Традиционная медицинская модель здоровья оказала огромное влияние на разработку подходов к лечению, как в медицине, так и в психологии. Если в теле человека существуют специфические медицинские или психоповеденческие патогены, то именно с ними следует иметь дело при лечении болезни. Медицинское лечение и традиционная психотерапия предполагают вторжение в человека. По традиционной медицинской модели, здоровье характеризуется как отсутствие болезни. Если человек свободен от болезни, значит, он здоров.

Здоровье как позитивное состояние

Другие культуры предлагают иное понимание здоровья. Люди в Древнем Китае и Древней Греции считали, что здоровье - это не только отсутствие негативного состояния, но и присутствие позитивного начала. Во многих азиатских культурах неотъемлемой частью здоровья считается состояние гармонии с природой в течение жизни и при выполнении различных социальных ролей. Через баланс с окружающим миром достигается некое позитивное состояние - синергия человека и природы, - которое и называется здоровьем. Точка зрения на здоровье, которая предполагает не только отсутствие негативного состояния, но и присутствие положительного качества, распространена сегодня во многих культурах мира.

В наши дни в Соединенных Штатах баланс с природой также рассматривается как положительный аспект, который включается в понятие «здоровье». В последние 20 лет мы наблюдаем постепенный отход от определения здоровья как отсутствия болезни. Американцы все больше убеждаются в том, что правильный образ жизни помогает не только избежать болезни, но и достичь положительного состояния. В современной психологии для обозначения такого положительного состояния используется понятие выносливость.

Медицина поведения или психология здоровья, не существовавшие еще несколько лет назад, возникли как ответ системы здравоохранения и науки на растущий интерес к нетрадиционным представлениям о здоровье. Сейчас мы знаем, что причиной смерти, прямо или косвенно, может стать выбор образа жизни и поведения, о котором будет говориться ниже в этой главе. Эти открытия расширяют наши знания о влиянии поведения на здоровье. Изучение связей между здоровьем, жизненным стилем и поведением позволит нам понять, как культура народа влияет на его здоровье.

КУЛЬТУРА И КОНЦЕПЦИЯ ТЕЛА

Культуры различаются по своему взгляду на человеческое тело. Концепции человеческого тела влияют на то, как люди разных культур относятся к здоровью и болезни, лечению и даже к различным типам заболеваний.

Концепции тела на основании баланса сил

Мак-Лэчлан отметил, что для концепции тела разных культур характерна метафоричность. Наиболее распространенная концепция тела, по мнению Мак-Лэчлана, основана на понятии баланса и дисбаланса. Различные системы тела в балансе друг с другом производят состояние здоровья или гармонии, а находясь в дисбалансе - состояние болезни.

Теория, впервые выдвинутая Гиппократом и до сих пор влияющая на представления обитателей индустриально развитых стран о человеческом организме и болезнях, предполагает, что в человеческом теле есть четыре основных «сока»: кровь, флегма, желтая желчь и черная желчь. Слишком большое или слишком маленькое количество каждого из них выводит тело из состояния баланса, что приводит к болезни. Производные этих терминов - сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик - широко используются в медицинских кругах до сих пор.

Мак-Лэчлан отметил, что в Латинской Америке распространены теории, основанные на понятии баланса между теплом и холодом. Эти термины относятся не к температуре, а к внутренней энергии различных веществ в теле. Некоторые болезни или состояния считаются холодными, а некоторые - горячими. Человеку, находящемуся в горячем состоянии, дают холодную пищу, и наоборот. Китайское философское учение об ин и янь сходно с этой концепцией.

Восприятие полноты и веса тела

Социальные и культурные факторы влияют на восприятие полноты тела, а оно, в свою очередь, связано с представлением о здоровье. Например, многие исследования выявили обратную зависимость между социальным положением и весом тела во многих американских и европейских культурах:

представители высших слоев общества обычно имеют более низкий вес тела, чем люди из низших социальных классов. Прямо противоположная зависимость отмечена в других культурах. Было также показано, что чем дольше иммигранты живут в странах с традиционной западной культурой, тем стройнее они становятся.

Исследования Фернхэма: оценки форм тела

Фернхэм и Алибхаи изучали, как кенийско-азиатские, британские и кенийско-британские женщины оценивают женскую фигуру. Участницам опроса показывали изображения женщин различной полноты, от очень стройных до очень полных, и просили оценить их с помощью нескольких прилагательных противоположного значения. Как и ожидалось, кенийско-азиатские женщины положительнее отзывались о полных фигурах и отрицательнее о худых, чем британские женщины. Кенийско-британские женщины продемонстрировали то же предпочтение, что и британские.

Дальнейшие исследования Фернхэма и Багу-ма подтвердили значение культуры в восприятии форм тела. В их опросе студенты из Британии и Уганды оценивали 24 изображения мужской и женской фигуры по 12-балльной биполярной шкале. Фигуры варьировали от очень худых до очень полных. Результаты продемонстрировали культурные различия в оценке экстремальных изображений. Студентам из Уганды больше нравились полные женские и худые мужские фигуры, чем студентам из Британии. И снова эти результаты показали, какую роль играют культурные стереотипы в восприятии и оценке форм тела и, следовательно, в представлениях о здоровье и болезни.

Существует обратная зависимость между социальным положением и весом тела во многих американских и европейских культурах: представители высших слоев общества обычно имеют более низкий вес тела, чем люди из низших социальных классов. Чем дольше иммигранты живут в странах с традиционной западной культурой, тем стройнее они становятся.

Другие исследования зарегистрировали аналогичные различия среди этнических групп в Соединенных Штатах. Дальнейшие исследования должны установить связь между разными типами восприятия фигуры и поведением, связанным с заботой о здоровье, и выяснить, насколько восприятие влияет на здоровье и течение болезни.

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И РАЗВИТИЕ БОЛЕЗНЕЙ ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ

В последние годы все более очевидной для психологов становится роль культуры в сохранении здоровья и развитии болезней. Все больше статей публикуется на эту тему и даже появляются специальные журналы для этой области исследований. Это связано с растущим интересом к психосоциальным факторам, влияющим на здоровье.

Психология здоровья

Ученых давно интересует взаимосвязь между физическим и психическим здоровьем. Хорошим примером исследований в этой области стало изучение связи между характером человека и его склонностью к сердечно-сосудистым заболеваниям. Эти исследования, проведенные еще 20 лет назад, установили известный теперь многим факт, что люди, длительное время находящиеся в состоянии напряжения, вечно спешащие, возбудимые и раздражительные более подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям и инфарктам, чем люди другого психического склада. Эта информация важна не только для выяснения этиологии и предотвращения сердечно-сосудистых заболеваний. Она открывает возможность изучения тесной взаимосвязи между психологией и физиологией, т. е. для исследований в области психологии здоровья.

За последние 20 лет проведено несколько важных и интересных исследований связей между психологическими факторами и состоянием здоровья. Стептоу и его коллеги обобщили исследования, выявившие связи между безработицей, смертностью, сердечно-сосудистыми заболеваниями и раком; разочарованием и жизненными неудачами и желудочно-кишечными заболеваниями; стрессом и ишемической болезнью сердца и простудными заболеваниями; смертью близких и функциями лимфоцитов; пессимизмом и физическими заболеваниями; выносливостью и физическими заболеваниями. Таким образом, не только сердечно-сосудистые, но и многие другие заболевания связаны с психологическими факторами.

Здоровье и социально-экономический статус

Не так давно Адлер и ее коллеги выяснили, что социально-экономический статус человека тесно связан с состоянием его здоровья, т. е. люди высокого социально-экономического статуса имеют более крепкое здоровье, чем люди с более низким социально-экономическим статусом. Эта закономерность справедлива не только для уровня смертности, но и для всех изученных болезней. Однако исследования не смогли объяснить точный механизм возникновения связи между состоянием здоровья и социально-экономическим статусом. Адлер и ее коллеги предполагают, что привычки, влияющие на состояние здоровья, такие как курение, употребление алкоголя и физическая активность, могут способствовать возникновению такой связи, поскольку они отражают образ жизни, свойственный людям определенного социально-экономического статуса. Кроме того, психологические характеристики, такие как депрессия, враждебность, стресс, связанный с положением в иерархии, могут объяснить влияние социально-экономического статуса на здоровье.

Таким образом, исследования последних двадцати лет убедительно показали, что психологические факторы играют важную роль в сохранении здоровья и в этиологии и лечении болезней. Однако для будущих исследований есть еще много нерешенных проблем, таких как установление прямой зависимости между специфическими психологическими факторами и специфическими заболеваниями, определение механизмов их влияния на здоровье. Будем надеяться, что исследования следующих двадцати лет будут столь же плодотворными, как и предыдущие, и смогут ответить на эти вопросы.

Кроме психологических факторов многих ученых и врачей давно интересуют социокультур-ные факторы здоровья. Исследования последних десяти лет показали, что культурные факторы могут играть определяющую роль в развитии и лечении болезней. Исследования, о которых будет рассказано ниже в этой главе, опровергают общепринятое мнение, что физическое заболевание не может быть результатом социокультурных или психологических факторов и наоборот. Они вносят вклад в наше понимание влияния психологических факторов на физические заболевания. Изменения в образе жизни (в отношении диеты, курения, упражнений, потребления алкоголя) происходят в последнее время именно в связи с растущим пониманием взаимосвязи культуры, психологии и медицины.

СОЦИАЛЬНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ И СМЕРТНОСТЬ

Самые первые исследования социокультурных факторов здоровья касались взаимосвязи общественной изоляции или поддержки и смерти. Ранние исследования выявили потенциально негативную роль социальной изоляции или ущербности в сохранении здоровья и возникновении болезни.

Лонгитюдное исследование в Калифорнии: социальные связи и смертность

Одно из самых известных исследований в этой области проводилось в графстве Аламеда в Калифорнии. Исследователи опросили 7000 человек об их общественных связях; окончательные данные касались 4725 человек, так как некоторые люди выбыли из опроса. За судьбой опрошенных людей следили в течение девяти лет. Результаты были одинаковы для мужчин и для женщин: наиболее высокая смертность отмечена у людей с наименьшим количеством социальных связей, и наоборот, наиболее низкий уровень смертности оказался у людей с многочисленными социальными связями. Эти результаты были статистически и методологически достоверны, поскольку исследования учитывали исходное состояние здоровья, возраст, социоэкономический статус и наличие вредных привычек (курение и употребление алкоголя) у опрошенных. Это исследование впервые убедительно показало огромную роль социокультурных факторов в сохранении здоровья и привлекло внимание врачей и ученых к социальным факторам, влияющим на здоровье.

ИНДИВИДУАЛИЗМ И СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

В течение многих лет исследователи изучали влияние социальных и психологических факторов на развитие и лечение сердечно-сосудистых заболеваний. Каковы причины пристального внимания именно к сердечно-сосудистым заболеваниям? Связь этих заболеваний с психологическими и поведенческими факторами, особенно для людей психического типа А, известна достаточно давно. Кроме того, это один из самых распространенных типов заболеваний в США, вызывающий озабоченность многих американцев.

Японская культура и коронарная недостаточность

Исследования влияния социальных и культурных (а не психологических) факторов на заболевания немногочисленны, но некоторые работы показывают, что эти факторы также могут влиять на возникновение сердечно-сосудистых заболеваний.

Мармот и Сим, изучавшие американцев японского происхождения, разбили 3809 человек на группы в соответствии с тем, насколько «традиционно японским» был их образ жизни (использование родного языка в семье, сохранение традиций, приверженность моральным ценностям). Они обнаружили, что те, кто был самым «японским» из них, меньше всего страдали коронарной недостаточностью, т. е. заболеваемость у них была почти такой же, как в Японии. В группе людей, менее всего приверженных японским традициям, это заболевание встречалось в 5 раз чаще. При этом в исследуемых группах исключалось действие других факторов, способствующих возникновению коронарной недостаточности. Эти результаты продемонстрировали значение социальных и культурных факторов для развития сердечного заболевания.

Индивидуализм / коллективизм и кардиологические заболевания

Триандис и его коллеги сделали еще один шаг в этих исследованиях, введя измерение соотношения индивидуализм-коллективизм (ИК) и изучая влияние этого фактора на возникновение сердечных заболеваний у 8 различных культурных групп. Евроамериканцы, больше всего приверженные индивидуализму, чаще всех страдали сердечными заболеваниями, а монахи-трапписты, не склонные к индивидуализму, - реже всего.

Результаты исследования нельзя считать достаточно показательными, поскольку эти две группы различаются по многим другим показателям (таким, как индустриализация, классовая принадлежность, стиль жизни). Но все же данные свидетельствуют в пользу потенциальной значимости социокультурных факторов для развития сердечных заболеваний. Триандис и его коллеги предположили, что социальная поддержка или изоляция являются самыми важными факторами, влияющими на развитие сердечных заболеваний, и тем самым подтвердили точку зрения на социальную изоляцию, высказанную в более ранних работах. Она состоит в том, что люди, живущие в более коллективистских культурах, имеют более глубокие социальные связи, чем люди в индивидуалистических культурах. Такие тесные социальные отношения, становясь буфером, смягчающим стрессы и напряженные ситуации, снижают риск сердечно-сосудистых заболеваний. Люди, живущие в индивидуалистических культурах, не имеют глубоких социальных связей и поэтому меньше защищены от стресса и более подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям.

Наиболее высокая смертность отмечена у людей с наименьшим количеством социальных связей, и наоборот, наиболее низкий уровень смертности оказался у людей с многочисленными социальными связями.

ДРУГИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА БОЛЕЗНИ

Исследование Триандиса и его коллег было особенно важно, так как оно впервые установило связь между культурными особенностями и определенным заболеванием (болезнью сердца). Были проведены исследования связи других заболеваний с поведением и привычками, например связи рака с курением, стрессом и болью. Все эти работы предполагают важную роль социокультурных факторов, и особенно социальной изоляции, в сохранении здоровья и развитии болезней.

Все же эти исследования ограничивались только одним аспектом культуры - индивидуализмом или коллективизмом или степенью социальной поддержки. Но, как подчеркивалось в главе 2, культура имеет множество важных аспектов, таких как внесение определенности, маскулинность, напряженность и контекстуализация. Ограниченность описанных нами исследований проявляется и в том, что они рассматривали преимущественно уровень смертности и сердечно-сосудистые заболевания. Однако другие измерения культуры могут быть связаны с другими болезнями. Если члены индивидуалистического общества более подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям, то они, возможно, менее подвержены другим болезням. И, наоборот, в коллективистских культурах степень риска сердечно-сосудистых заболеваний ниже, но возможность возникновения других болезней может быть выше.

Многоаспектное исследование Мацумото и Флетчера

Мацумото и Флетчер изучали связи нескольких аспектов культуры с несколькими типами заболеваний и положили начало этому направлению исследований. В результате этих исследований был выявлен уровень смертности от шести типов болезней: инфекционных и паразитарных, злокачественных новообразований, заболеваний кровеносной системы, цереброваскулярных болезней и респираторных заболеваний. Эпидемиологические данные были получены на основе Квартального статистического отчета ВОЗ ОУНО, 1991) для 28 стран из различных частей света и 5 континентов. Они охватывают многочисленные этнические, культурные и социоэкономические группы населения. Кроме того, учитывался уровень заболеваемости в 5 возрастных группах: у новорожденных, в 1 год, в 15 лет, в 45 лет и в 65 лет.

Для получения данных о культуре каждой страны Мацумото и Флетчер использовали культурные индексы по шкале, разработанной Хофстеде. Хофстеде анализировал данные опросов о культурных ценностях и культурной практике в больших выборках людей в каждой стране и классифицировал их ответы в соответствии с четырьмя культурными показателями: индивидуализм или коллективизм (ИК), дистанция власти (ДВ), избежание неопределенности (ИН) и маскулинность (М). Затем Мацумото и Флетчер сопоставили значения этих культурных индексов с данными эпидемиологии.

Результаты исследования Мацумото и Флетчера: корреляция культурных индексов и заболеваемости

Результаты оказались очень интересными и указывали на важность культурных факторов для развития многих заболеваний. Оказалось, что показатель ДВ коррелирует с уровнем инфекционных и паразитарных заболеваний во всех возрастных группах. В культурах с высоким индексом ДВ (Филиппины, Мексика) отмечается высокий уровень заболеваемости по инфекционным и паразитарным болезням. С этими болезнями также коррелировал индекс ИК. В индивидуалистических культурах (США, Австралия) отмечена более низкая заболеваемость, а в коллективистских - более высокая. ДВ и ИК также связаны с развитием злокачественных новообразований, но обратным образом. В культурах с высоким показателем ДВ отмечен низкий уровень заболеваемости. В индивидуалистических обществах люди чаще страдают от злокачественных новообразований, чем в коллективистских.

Показатель ДВ также позволяет предсказать уровень заболеваемости по болезням кровеносной системы. Культуры с высоким ДВ характеризуются низкой заболеваемостью. ИК и ИН также связаны с этими болезнями. Значения ДВ, ИК и ИН коррелируют с заболеваемостью сердечными болезнями во всех возрастных группах. Культуры с высоким показателем ДВ имеют низкую частоту сердечных заболеваний. Культуры с высокими значениями ИН и ИК имеют более высокую частоту сердечных заболеваний, чем культуры с низкими их значениями. Данные о связи ИК с сердечными болезнями совпадают с результатами Мармота и Симе, приведенными выше.

Индексы ИН, ИК и М показательны для цереброваскулярных заболеваний. Чем выше значения ИН и ИК, тем ниже заболеваемость. Индекс М также положительно коррелирует с частотой цереброваскулярных заболеваний, т. е. в культурах с ярко выраженными различиями в общественном положении мужчин и женщин эти заболевания встречаются чаще. И, наконец, индекс ИН демонстрирует отрицательную корреляцию с частотой респираторных заболеваний. Чем выше значение ИН в стране, тем реже там встречаются респираторные заболевания.

Изученные страны имели не только культурные, но и экономические различия. Вполне возможно, что эти экономические различия, в особенности касающиеся медицинской помощи, питания и санитарии, влияли на заболеваемость. При вычислении корреляций Мацумото и Флетчер учитывали величину национального дохода каждой страны. И даже с поправкой на влияние экономического фактора корреляция культурных показателей с частотой инфекционных, паразитарных и сердечно-сосудистых заболеваний сохранялась. То есть культурные факторы определяли характер заболеваемости, независимо от экономических.

Не подтвердилась только зависимость возникновения злокачественных образований от культурных факторов. Предсказание частоты появления злокачественных образований не может быть сделано только на основе культурных факторов без учета экономических.

Исследование Бонда: зависимость заболеваемости от культурных ценностей

В исследовании Бонда изучалось влияние других культурных факторов на другие заболевания. Он изучал зависимость заболеваемости и культурных ценностей общества в 23 странах. Культурными ценностями в исследовании Бонда были выбраны социальная интеграция, духовность, репутация и моральность. Под социальной интеграцией он понимал степень объединения людей под влиянием общей культуры в социальной среде. Величина этого показателя статистически коррелировала с частотой цереброваскулярных заболеваний, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, рака желудка, прямой и толстой кишки и ануса. Репутация значительно коррелировала с частотой возникновения инфаркта миокарда, ишемической болезни сердца, рака прямой и толстой кишки и ануса, рака трахеи, бронхов и легких. Моральность оказалась связанной с циррозом печени.

Механизмы влияния на здоровье индивидуализма и коллективизма

Как и почему культура влияет на возникновение заболеваний? Триандис и его коллеги предположили, что культура, действуя через социальную поддержку, играет важную роль в смягчении стресса, вызывающего заболевание. Результаты Мацумото и Флетчера и Бонда предполагают более сложную картину. Коллективистские культуры характеризуются меньшей частотой сердечно-сосудистых заболеваний, но большей частотой инфекционных, паразитарных и цереброваскулярных заболеваний. Социальная поддержка может служить буфером для стресса и предотвращать сердечные заболевания. Но в коллективизме есть нечто, способствующее восприимчивости к другим болезням. И эти факторы могут быть не чисто культурными. Коллективизм общества связан с географическим положением страны; чем ближе страна к экватору, тем сильнее там проявления коллективизма. В странах, близких к экватору, климат жарче, и это способствует распространению болезнетворных организмов, вызывающих паразитарные и инфекционные заболевания. Таким образом, взаимосвязь между коллективизмом и смертностью от этих болезней может объясняться не культурными, а географическими причинами.

Результаты последних исследований говорят о том, что индивидуализм не всегда вреден, а коллективизм не всегда полезен для здоровья, как это предполагалось в более ранних работах. Оказывается, разные общества и страны выбирают разные культурные пути решения проблемы выживания. Каждый путь связан с возникновением стрессов, наносящих урон здоровью. Характер и причины стрессов отличаются в разных культурах и связаны с разными факторами риска для здоровья и с разными заболеваниями. Такое объяснение способа влияния культуры на здоровье будет более полным.

Влияние культуры на физиологию

Для выяснения специфических механизмов влияния культуры на здоровье требуются дополнительные исследования. Необходимо более подробно изучить взаимосвязь культуры, географии, других, не относящихся к культуре факторов, и частоты возникновения заболеваний. Специальные исследования потребуются для изучения связи культуры с поведением и психологией при болезни. Ма-цумото и Флетчер считают, что культура влияет на человеческие эмоции и физиологию, и в особенности на вегетативную нервную и на иммунную системы. Например, связь показателя ДВ с сердечно-сосудистыми заболеваниями можно объяснить тем, что в культурах с низкой дистанцией власти социальные различия между членами общества меньше. В таком обществе люди свободнее выражают отрицательные эмоции. Сдерживание отрицательных эмоций, характерное для культур с высокой дистанцией власти, может отрицательно сказываться на сердечно-сосудистой системе. Исследование Экмана, Левенсона и Фризена, отметившее значительное усиление ритма сердечной деятельности при проявлениях гнева, подтверждает эту гипотезу. Надеемся, что будущие исследования прояснят другие механизмы воздействия культуры на здоровье.

КУЛЬТУРНОЕ НЕСООТВЕТСТВИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

Результаты перечисленных выше исследований говорят о влиянии культуры на физическое здоровье. Недавние исследования выявили также связь культурных несоответствий с состоянием здоровья. Несоответствие между индивидуальными культурными ценностями и культурными ценностями общества могут служить причиной стресса, отрицательно сказывающегося на здоровье.

Исследование Мацумото: культурные ценности и стратегии преодоления стресса

Мацумото и его коллеги проверили эту идею, проведя опрос выпускников университета о соответствии их собственных культурных ценностей общественным. Участники опроса также оценивали стратегии преодоления стресса, тревожность, депрессию и выражали мнения о здоровье и психологическом состоянии. Величина отклонения в культурных ценностях вычислялась исходя из различий между собственными и общественными и собственными и идеальными рейтингами. Величина отклонения затем сравнивалась с оценкой восьми стратегий преодоления отрицательных эмоциональных состояний.

Результаты показали, что величина несоответствия собственных культурных ценностей общественным коррелировала с оценкой всех восьми стратегий, т. е. чем больше было несоответствие, тем больше была потребность преодолеть его. Выбранные стратегии преодоления стресса были связаны с состояниями депрессии и тревожности, которые в свою очередь коррелировали с состоянием физического здоровья. Чем выше были показатели тревожности, тем больше оказывалось проблем со здоровьем. Результаты этого исследования, таким образом, предполагают, что большее несоответствие личных культурных ценностей общественным вызывает больший психологический стресс, влияющий на эмоциональное состояние, вызывающий большее беспокойство и депрессию и в результате большие проблемы со здоровьем.

Безусловно, этого единственного исследования недостаточно для того, чтобы делать окончательные выводы; будущие исследования должны подтвердить полученные результаты и продолжить работу в этом направлении. Однако они действительно подтверждают потенциальное значение культурного несоответствия для состояния здоровья и открывают новое интересное направление в психологии.

Исследование Крэндэлла и Мартинеса: отношение к тучным людям

Крэндэлл и Мартинес получили аналогичные результаты. Эти исследователи изучали отношение американских и мексиканских студентов к избыточному весу и тучности, используя при этом шкалу оценки избыточного веса и шкалу политических идеологий и взглядов. Оказалось, что мексиканские студенты меньше беспокоятся о собственном весе и более терпимы к тучным людям, чем американские студенты. Кроме того, негативное отношение к толстым людям в Америке является частью социальной идеологии, которая считает человека ответственным за состояние своего здоровья. Понятия ответственности и самоконтроля не имели значения для отношения мексиканских студентов к толстым людям, и антипатия к ним не имела идеологической подоплеки.

Кросс-культурные исследования отношения к избыточному весу

Такие культурные различия в отношении к людям отмечаются не только за пределами Соединенных Штатов, но в разных этнических группах внутри страны. Акан и Грило получили аналогичные результаты, сравнивая американцев африканского, азиатского и европейского происхождения. Харрис и Келер также сообщают о культурных различиях англо- и испаноязычных американцев на юго-западе Соединенных Штатов. Абраме, Аллен и Грей обнаружили такие же различия между белыми и чернокожими студентками колледжей. Гамильтон, Брукс-Ганн и Уоррен получили сходные данные, изучая белых и чернокожих профессиональных балетных танцовщиц.

Отношение к режиму питания и неудовлетворенность собственным телом

Культурные различия в отношении к полноте и худобе оказались связанными с отношением к питанию. Акан и Грило отметили у американцев европейского происхождения большую склонность к нерегулярному питанию и неправильной диете и более высокую степень неудовлетворенности своим телом, чем у азиато- и афроамериканцев. Низкая самооценка и застенчивость были связаны с привычкой к нерегулярному питанию и неудовлетворенностью своим телом. Абраме, Аллен и Грей обнаружили больше нарушений в привычках, связанных с питанием, и в отношении к нему у белых женщин, чем у чернокожих. Неправильное питание, в свою очередь, связано с депрессией, тревожностью и низкой самооценкой. Гамильтон, Брукс-Ганн и Уоррен не отметили ни одного случая анорексии и булимии среди чернокожих танцовщиц, и обнаружили эти нарушения питания у 15% и 19% белых танцовщиц соответственно. Склонные к анорексии женщины имели привычку к неправильному питанию, психопатические проявления и менее выраженные формы тела, чем женщины, не склонные к ней. Страдающие булимией ниже оценивали свою карьеру, больше придерживались диеты и меньше занимались физическими упражнениями, чем женщины, не страдающие от нее.

В целом эти исследования убедительно показали, что культура оказывает большое влияние на отношение к полноте, фигуре и питанию. Культурные ценности, традиции и взгляды на благополучие, процветание, красоту и привлекательность играют решающую роль в определении отношения к питанию и полноте или худобе. Это в свою очередь прямо влияет на поведение, связанное с питанием, диетой и физическими упражнениями. Исследования также выявили, что эти тенденции преобладают в Соединенных Штатах особенно среди американок европейского происхождения. Крэндэлл и Мартинес предполагают, что эти тенденции в Соединенных Штатах могут быть связаны со специфическими идеологическими воззрениями, касающимися людей, власти и ответственности. Однако этот феномен нельзя назвать чисто американским. Исследования выявили сходство американцев с представителями других культур в отношении к питанию и полноте, например - с японцами.

Исследователи не отметили ни одного случая анорексии и булимии среди чернокожих профессиональных танцовщиц и обнаружили эти нарушения питания у 15% и 19% белых танцовщиц соответственно.

Будущие исследования помогут ответить на вопросы: что именно в культуре влияет на привычки питания и стереотипы, связанные с полнотой фигуры, и где проходит грань между правильным и неправильным питанием, имеющим отрицательное влияние на здоровье? Дополнительные исследования также нужны для того, чтобы связать специфические особенности питания и специфические заболевания и установить их связь с культурой.

КУЛЬТУРА И САМОУБИЙСТВО

Ни одно поведение не имеет таких серьезных последствий для здоровья, как поведение, приводящее к самоубийству. Психологи, социологи и антропологи всегда интересовались этим и изучали суицид в разных культурах. В настоящее время исследованиями установлено много межкультурных различий суицидного поведения, говорящих о том, что люди в разных культурах по-разному относятся не только к смерти, но и к самой жизни.

Самоубийство в японской культуре

Японская культура наиболее известна необычным суицидным поведением. Рассказы о японских летчиках-самоубийцах, таранивших вражеские цели во время Второй мировой войны, потрясли многих людей в других странах. Эти японцы поставили благополучие, духовные ценности и честь своей страны выше собственных жизней. Безусловно, самопожертвование во время войны было характерно не только для японцев, многие мужчины и женщины воюющих стран приносили себя в жертву для спасения других людей. Но в самопожертвовании японских камикадзе наиболее ярко выражена возвышенность и загадочность актов самоубийства, характерная именно для японской культуры.

Наиболее известным примером совершения ритуального самоубийства (сеппуку или харакири - вспарывание живота) в Японии является знаменитая история сорока семи самураев. Это исторически достоверная повесть о том, как предводитель самурайского клана был оскорблен и потерял лицо из-за поведения другого японского князя. Оскорбленный совершил сеппуку, чтобы спасти свою честь и честь своего клана. Самураи, потерявшие господина, - называемые теперь ронин - поклялись отомстить и убить оскорбителя. Сорок семь самураев осуществили свой план и убили князя. После этого они обратились к властям, признались в убийстве и объяснили его причины. В результате было решено, что единственно возможный способ выйти с честью из создавшейся ситуации - приказать сорока семи самураям совершить сеппуку, что они и сделали. Таким образом, они добровольно пожертвовали жизнью для сохранения чести и достоинства своих семей и своего клана. Эти события происходили в конце XIX века, но в Японии до сих пор продолжают происходить такие же акты самоубийства. Несколько японских бизнесменов совершили самоубийство в ответ на разорение своих компаний в результате экономического кризиса в Азии, случившегося во время написания этой книги.

Самоубийства как результат социальных и культурных потрясений

Япония - единственная страна, в которой проводилось психологическое изучение явления самоубийства в сравнении с другими культурами. По данным многих исследований основной причиной самоубийств становятся социальные и культурные потрясения. Линаарс, Анавак и Тапарти считают, что этот фактор влияет на количество самоубийств среди молодых канадских иннуитов. Социокультурные изменения всегда считались причиной самоубийств среди североамериканских индейцев, у которых частота самоубийств выше, чем у белых американцев. Стрессы, связанные с социальными и культурными переменами, являются причиной самоубийств во многих других культурах, включая коренных жителей Гавайских островов, греков, англичан, эскимосов, и у других этнических групп.

Другие социальные факторы суицидного поведения

Некоторые исследователи старались найти другие факторы, вызывающие суицидное поведение. Оказалось, что грамотность не влияет на склонность к самоубийству; исследование 54 культурных групп не обнаружило разницы в частоте самоубийств у грамотных и неграмотных людей. Бур сравнивал количество самоубийств в 10 странах - Новой Зеландии, Израиле, США, Канаде, Италии, Австралии, Западной Германии, Франции и Швеции - со степенью внутреннего и внешнего контроля. Оказалось, что в странах с высоким уровнем внешнего контроля количество самоубийств выше.

Несмотря на то что это исследование проводилось более 20 лет назад, его результаты согласуются с более современными данными о том, что склонность к самоубийству это продукт господствующих в обществе идей в отношении к жизни и смерти. Другим фактором, тесно связанным с культурой и самоубийством, является религиозная вера.

Таким образом, за последние 20 лет проведены достаточно интересные и глубокие исследования самоубийств в разных культурах. Однако многие вопросы до сих пор остаются не решенными. Что именно в данной культуре вызывает определенное суицидное поведение и почему? Почему существуют значительные индивидуальные различия в отношении к самоубийству, даже в культуре, где оно считается приемлемым? Несмотря на прославленные в истории рассказы о самоубийствах, в Японии существует сильное предубеждение в отношении самоубийств, связанных с психическими расстройствами, а обращение за помощью в критических ситуациях считается лучшим выходом.

В каком случае самоубийство может быть оправдано в любой культуре? В связи с развитием медицинской технологии все более важными становятся вопросы, находящиеся на грани между медициной, культурой и этикой. Во многих странах мира дебатируется вопрос о допустимости медицинской помощи самоубийцам. Будущие исследования культур помогут прояснить многие моменты, связанные с решением этой проблемы.

Резюме

В этом разделе мы рассмотрели большое количество исследований, касающихся влияния психологических, социальных и культурных факторов на здоровье. Мы знаем, что эти факторы могут влиять на уровень смертности, частоту сердечных и некоторых других заболеваний. Мы также знаем, что культурные несоответствия могут иметь последствия для здоровья. Чем больше эти отклонения, тем более высокий стресс они вызывают и создают больше проблем со здоровьем. Мы увидели, как культура влияет на отношение к человеческой фигуре и к питанию, обсудили, какую роль играет культура в суицидном поведении.

Очевидно, что исследования в этой области еще только начинаются. Но будущие исследования помогут установить связь между культурой как макроконцепцией и специфическими причинами и механизмами возникновения заболеваний. Какими бы ни были эти механизмы, связь культуры с физическим здоровьем очевидна как никогда ранее. Будущие исследования расширят наше понимание того, как и почему эта связь существует.

ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРЫ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ВЕРОВАНИЯ, СВЯЗАННЫЕ СО ЗДОРОВЬЕМ И БОЛЕЗНЬЮ

Культура может влиять на здоровье различными путями. Культура влияет на отношение к здравоохранению и лечению, представления о причинах здоровья и болезни, доступность здравоохранения, поведение, связанное с обращением за медицинской помощью, и на многие другие аспекты здоровья и болезни. Только сейчас мы начинаем осознавать важность учета социокультурных различий при создании программ медицинской и психологической помощи.

ОСТЕОПОРОЗ : ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ КОНКРЕТНОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ

В недавнем исследовании Мацумото и его коллеги пригласили японских и японоамериканских женщин старше 55 лет, живущих в районе залива Сан-Франциско, принять участие в опросе об их отношении к остеопорозу и его лечению. Остеопороз - заболевание, при котором происходит уменьшение плотности костной ткани и ослабление костей. Это заболевание особенно распространено среди пожилых женщин европейского и азиатского происхождения. В исследование включались полная история болезни, наличие факторов риска для возникновения остеопороза, личные впечатления о болезни и качестве медицинской помощи. И, наконец, брались образцы для определения минеральной плотности костей каждой женщины.

Среди наиболее интересных результатов этого исследования были культурные различия, обнаруженные в мнениях женщин о болезни и оказании помощи.

Культурные различия в отношении к болезни

Выборка женщин включала две группы: женщины, родившиеся и выросшие в США и говорящие на английском, как на родном языке, и родившиеся и выросшие в Японии и говорящие на японском. Когда женщин спрашивали о проблемах, связанных с остеопорозом, уроженки Японии прежде всего говорили о финансовых проблемах и оказании помощи. Американок больше заботили «другие проблемы», и в частности, потеря подвижности. Такие данные особенно интересны, поскольку подвижность - это центральный элемент индивидуализма, который более характерен для США, чем для Японии. Когда женщин спрашивали о проблемах, связанных с уходом за больными остеопорозом, большинство японских женщин говорили о нехватке времени. Американские женщины опять упомянули «другие» проблемы, связанные с их физическими возможностями.

Американки лучше знали о том, что такое остеопороз. Японки больше проявляли озабоченность по поводу остеопороза и очень боялись такого диагноза. Большее число американок рассчитывали на помощь посторонних людей, а не друзей и родственников, в случае заболевания остеопорозом. Японки были склонны считать причиной болезни судьбу, случай и несчастливое стечение обстоятельств. Американки связывали возникновение болезни с неправильной диетой. При этом в двух группах не было выявлено различий в степени персональной ответственности и контроля, в количестве женщин, обследовавшихся на остеопороз, и в отношении их к эстрогенной терапии.

Культурные различия в отношении к оказанию помощи и лечению

Исследователи также интересовались, какую помощь женщины хотели бы получить, если бы заболели остеопорозом. Большинство японских женщин рассчитывали на помощь различных учреждений социальной помощи, реабилитационных центров, информационных служб. Большинство американок хотели бы иметь «другую» помощь, и прежде всего медицинскую.

Самым удивительным было то, что больше японских женщин сказали, что согласятся на оперативное вмешательство, несмотря на то что меньшее их число положительно оценивали своих врачей и доверяли им. Эти результаты связаны с традиционным для японской культуры уважением к авторитету. Они говорят о том, что соотношение между личным доверием и уважением к авторитету в японской культуре не такое, как в американской.

КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ К БОЛЕЗНЯМ

Значение культуры для формирования представлений, верований и ценностей, связанных со здоровьем и болезнью, демонстрируют и другие исследования. Домино и Лин просили студентов из Тайваня и США оценить по специально разработанной шкале различные метафоры, связанные с раком. Результаты показали, что тайваньские студенты выше оценивали самые пессимистические и наиболее оптимистические метафоры, т. е. они оказались одновременно и более пессимистичными и более оптимистичными, чем их американские ровесники.

Кук сообщает о различиях во взглядах на хронические болезни и роль социальных связей у китайцев, индийцев и англокельтских канадцев. В этом исследовании участников опроса из этих трех культурных групп просили высказать свое мнение по психологическим, феноменологическим и социальным аспектам лечения болезней и социальной поддержки. Анализ полученных данных выявил значительные различия у трех культурных групп в мнениях о феноменологических причинах болезней, психологических и феноменологических результатах заболевания, психологических и феноменологических аспектах лечения и о социальных связях.

Другие исследования, проведенные в последнее десятилетие, подтверждают влияние культуры на различные заболевания. Эдман и Камеока отметили культурные различия у филиппинцев и американцев в отношении к заболеваниям. Пул и Тинг выявили различия между отношением евроканадцев и индоканадцев к акушерской помощи. Мэтьюз, Лэннин и Митчелл брали интервью у чернокожих женщин, болеющих раком легких, и отметили важность разных источников информации для жизни с таким диагнозом. Джилек-Айял, Килек, Кайя, Мкомбачепа и Хиллари провели исследования заболевания эпилепсией в двух изолированных племенах в Африке. Они отметили значительные различия в отношении к эпилепсии, которые влияли на подход к лечению этой болезни. Гуинн представил данные об американцах мексиканского происхождения и отметил важность психологических факторов, влияющих на представления о здоровье. Муэла, Рибера и Таннер сообщили о влиянии знахарства на лечение малярии в Танзании. Они обнаружили, что доверие к знахарям вызывает отрицательное отношение к медикаментозному лечению и позднее обращение за помощью.

В целом возрастающее количество работ в этой области свидетельствует о растущем осознании культурного влияния на психологические различия в отношении к здоровью и заболеваниям. Результаты этих исследований говорят о том, что здравоохранение должно заниматься не только самими болезнями, но и, что, возможно, более важно, психологическими предпосылками их возникновения. К ним относятся представления и верования относительно причин болезней; отношение к здоровью, болезни и лечению; предпочтения видов социальной поддержки; психологические потребности в отношении автономии или помощи других; согласие на лечение. Кроме того, мы не должны забывать о культурных различиях в отношении к телу и в определении здоровья и болезни, о которых говорилось в этой главе. Современные практикующие врачи и учреждения, в которых они работают, - клиники, госпитали, лаборатории - стали все более внимательно относиться к этим аспектам и стараются понять и учесть их для достижения максимальной эффективности в работе.

МОДЕЛЬ ВЛИЯНИЯ КУЛЬТУРЫ НА ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

В этой главе мы сделали обзор большого количества работ, касающихся влияния культуры на здоровье и болезни. Эти исследования начали влиять на пути предоставления медицинской помощи людям различных культурных групп и на создаваемые нами системы здравоохранения. Они заставили ученых включить культуру в число главных факторов при планировании исследований и создании теорий.

Итак, как же культура влияет на физическое здоровье и заболевания? Из исследований, не упомянутых в этой главе, мы знаем, что культура влияет на уровень потребления алкоголя и табака, на занятия физическими упражнениями и на уровень физической активности. Каждый из этих показателей влияет в свою очередь на здоровье и на возникновение болезней. Исследования также говорят о влиянии на здоровье стиля жизни и поведения. Особое значение для здоровья и благополучия имеют стресс и эмоции, и то, как мы справляемся с ними.

Мы также знаем о влиянии на здоровье психологических факторов, таких как представления и верования о различных болезнях, их причинах и лечении, готовность обратиться за помощью. И, наконец, мы не можем игнорировать роль окружающей среды и доступности медицинской помощи для сохранения здоровья и благополучия.

Эта схема представляет общий взгляд на роль культуры и других социальных факторов в сохранении физического здоровья. Все эти факторы должны быть детально освещены и связаны в единое целое для более глубокого понимания того, что такое здоровье и болезнь. Необходимы дальнейшие исследования для того, чтобы мы могли оценивать здоровье народа не только по уровню смертности и частоте возникновения болезней. Включение культурных, экологических, социальных и психологических факторов в многомерное понятие «здоровье» - сложная задача, но именно с ней мы должны справиться, если хотим получить ясное и целостное представление о здоровье.

КУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ЛЕЧЕНИИ ЗАБОЛЕВАНИЙ

В этом заключительном разделе мы обратимся к вопросу о том, как профессионалы здравоохранения могут предоставлять свои услуги разным слоям населения. Мы начнем с обзора различий систем здравоохранения в разных странах мира, а затем рассмотрим некоторые исследования по разработке культурно ориентированных подходов к лечению.

РАЗЛИЧИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ И СИСТЕМАХ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

В разных странах и культурах сложились собственные уникальные системы заботы о здоровье. Система предоставления медицинской помощи является продуктом взаимодействия многих факторов, включая социальное и техническое развитие, технологические достижения и их доступность, влияние соседних и сотрудничающих стран. На систему здравоохранения воздействуют степень урбанизации и индустриализации, структура правительства, международные торговые законы, демографические изменения, требования к приватности, социальное обеспечение.

Типы систем здравоохранения

Национальные системы здравоохранения могут быть четырех типов: предпринимательского, благотворительного, всеобщего, социалистического. В пределах каждого типа существует много разновидностей, связанных с уровнем экономического развития каждой страны. Соединенные Штаты могут служить примером страны с высоким уровнем экономического развития, которая придерживается предпринимательской системы здравоохранения, основанной на частном секторе промышленности и охватывающей как отдельных людей, так и общественные группы. Филиппины и Гана также используют эту систему здравоохранения, но находятся на среднем и низком уровнях экономического развития соответственно. Франция, Бразилия и Бирма являются примерами стран с высоким, средним и низким национальным доходом соответственно и имеющих благотворительную систему здравоохранения. Швеция, Коста-Рика и Шри-Ланка имеют всеобщую систему здравоохранения, а бывший Советский Союз, Куба и Китай - социалистическую систему.

Культура и тип системы здравоохранения

Краткий обзор перечисленных стран позволяет предположить, что культурные различия имеют отношение к типу системы здравоохранения, принятой в каждой стране. Можно предположить, что предпринимательская система здравоохранения используется в Соединенных Штатах в связи с высокой индивидуалистичностью американской культуры. Таким же образом, социалистические системы здравоохранения, принятые в Китае и на Кубе, вероятно, соответствуют их коллективистской или коммунистической культуре. Однако культуру нельзя отделить от других факторов, влияющих на здравоохранение. В процессе сложного взаимодействия культуры, экономики, технологии и системы управления социальные аспекты культуры неотделимы от социальных институтов.

РАЗРАБОТКА КУЛЬТУРОЗАВИСИМЫХ ПОДХОДОВ К ЛЕЧЕНИЮ БОЛЕЗНЕЙ

За последние десять лет проведено несколько попыток разработки культурозависимых подходов к лечению людей, принадлежащих разным культурам. В прошлом в Соединенных Штатах врачи и медицинские организации стремились подходить к лечению всех пациентов однообразно, считая, что у всех людей тело устроено одинаково. По мере того как население Соединенных Штатов становится все более разнообразным и в связи с исследованием культурных различий между людьми разного происхождения, все более очевидной для врачей становится необходимость разработки культурозависимых, т. е. приемлемых для людей разной культуры подходов к лечению болезней.

Пончилла сообщает, что эффективность лечения глазных болезней и диабета у американских индейцев, американцев мексиканского происхождения и жителей тихоокеанских островов зависит от их культурных представлений о жизненном круге, недееспособности личности, ценности молчания и даже о целебной силе слепоты. Пончилла также предполагает, что возрастание заболеваемости диабетом среди этих народов связано с восприятием ими западного образа жизни и диеты.

Зависимость успеха лечения от культурных факторов

Другие данные также подтверждают влияние культуры на успех лечения. Уинг, Кроу и Томпсон изучали психологические барьеры для обращения за помощью в связи с алкоголизмом у индейцев племени мускоги и обнаружили, что, по традиционным представлениям индейцев, алкоголизм связан с недостатком духовности. Признание в пьянстве для них связано с унижением и стыдом и скрытность индейцев препятствует осуществлению западных программ по борьбе с пьянством. Таламантес, Лоуер и Эспино изучали отношение к службе хоспис пожилых испаноязычных американцев, не склонных пользоваться такой долговременной медицинской помощью. Они обнаружили, что к факторам, вызывающим негативное отношение к медицинским услугам, относится отчуждение, языковый барьер, отсутствие культурно-ориентированных служб, суеверия, физические страдания и смерть; социоэкономические и демографические факторы, семейная и общинная опека. Дельгадо также указал на важность социальной опеки и поддержки для лечения алкоголизма в испаноязычных культурах.

Здоровье как проблема социальной группы

Изучение других культурных групп также подтверждает важность семьи и общины в решении проблем здоровья. Немото и его коллеги изучали значение семейной поддержки для лечения и предотвращения наркомании среди филиппинцев и китайцев. Кроме этого, они рассматривали влияние таких факторов, как культурная компетенция, религиозность и удовлетворенность жизнью. Интересным наблюдением в этом исследовании было то, что некоторые наркоманы получали финансовую поддержку от членов семьи, знавших об их пристрастии к наркотикам. Эти члены семьи старались не говорить о своей помощи родственникам и продолжали оказывать финансовую поддержку наркоману. Авторы пришли к выводу, что для эффективного лечения наркомана необходимо привлечение к этому всех членов семьи и родственников. Это и другие исследования говорят о том, что проблемы здоровья - это проблемы не только отдельных людей, но и целых социальных групп. Эти социальные группы должны быть вовлечены в процесс лечения, чтобы оно было эффективным.

Очень высока сложность, которую вносит культура в разработку эффективных подходов к лечению болезней. Нужно учитывать не только семейные обстоятельства, но и религию, и духовность, социальную поддержку, суеверия, связанные с болезнями и их лечением, социоэкономические факторы, языковый барьер, стыдливость и многое другое.

Культура и тип системы здравоохранения

Краткий обзор перечисленных стран позволяет предположить, что культурные различия имеют отношение к типу системы здравоохранения, принятой в каждой стране. Можно предположить, что предпринимательская система здравоохранения используется в Соединенных Штатах в связи с высокой индивидуалистичностью американской культуры. Таким же образом, социалистические системы здравоохранения, принятые в Китае и на Кубе, вероятно, соответствуют их коллективистской или коммунистической культуре. Однако культуру нельзя отделить от других факторов, влияющих на здравоохранение. В процессе сложного взаимодействия культуры, экономики, технологии и системы управления социальные аспекты культуры неотделимы от социальных институтов.

РАЗРАБОТКА КУЛЬТУРОЗАВИСИМЫХ ПОДХОДОВ К ЛЕЧЕНИЮ БОЛЕЗНЕЙ

За последние десять лет проведено несколько попыток разработки культурозависимых подходов к лечению людей, принадлежащих разным культурам. В прошлом в Соединенных Штатах врачи и медицинские организации стремились подходить к лечению всех пациентов однообразно, считая, что у всех людей тело устроено одинаково. По мере того как население Соединенных Штатов становится все более разнообразным и в связи с исследованием культурных различий между людьми разного происхождения, все более очевидной для врачей становится необходимость разработки культурозависимых, т. е. приемлемых для людей разной культуры подходов к лечению болезней.

Пончилла сообщает, что эффективность лечения глазных болезней и диабета у американских индейцев, американцев мексиканского происхождения и жителей тихоокеанских островов зависит от их культурных представлений о жизненном круге, недееспособности личности, ценности молчания и даже о целебной силе слепоты. Пончилла также предполагает, что возрастание заболеваемости диабетом среди этих народов связано с восприятием ими западного образа жизни и диеты.

Зависимость успеха лечения от культурных факторов

Другие данные также подтверждают влияние культуры на успех лечения. Уинг, Кроу и Томпсон изучали психологические барьеры для обращения за помощью в связи с алкоголизмом у индейцев племени мускоги и обнаружили, что, по традиционным представлениям индейцев, алкоголизм связан с недостатком духовности. Признание в пьянстве для них связано с унижением и стыдом и скрытность индейцев препятствует осуществлению западных программ по борьбе с пьянством. Таламантес, Лоуер и Эспино изучали отношение к службе хоспис пожилых испаноязычных американцев, не склонных пользоваться такой долговременной медицинской помощью. Они обнаружили, что к факторам, вызывающим негативное отношение к медицинским услугам, относится отчуждение, языковый барьер, отсутствие культурно-ориентированных служб, суеверия, физические страдания и смерть; социоэкономические и демографические факторы, семейная и общинная опека. Дельгадо также указал на важность социальной опеки и поддержки для лечения алкоголизма в испаноязычных культурах.

Здоровье как проблема социальной группы

Изучение других культурных групп также подтверждает важность семьи и общины в решении проблем здоровья. Немото и его коллеги изучали значение семейной поддержки для лечения и предотвращения наркомании среди филиппинцев и китайцев. Кроме этого, они рассматривали влияние таких факторов, как культурная компетенция, религиозность и удовлетворенность жизнью. Интересным наблюдением в этом исследовании было то, что некоторые наркоманы получали финансовую поддержку от членов семьи, знавших об их пристрастии к наркотикам. Эти члены семьи старались не говорить о своей помощи родственникам и продолжали оказывать финансовую поддержку наркоману. Авторы пришли к выводу, что для эффективного лечения наркомана необходимо привлечение к этому всех членов семьи и родственников. Это и другие исследования говорят о том, что проблемы здоровья - это проблемы не только отдельных людей, но и целых социальных групп. Эти социальные группы должны быть вовлечены в процесс лечения, чтобы оно было эффективным.

Очень высока сложность, которую вносит культура в разработку эффективных подходов к лечению болезней. Нужно учитывать не только семейные обстоятельства, но и религию, и духовность, социальную поддержку, суеверия, связанные с болезнями и их лечением, социоэкономические факторы, языковый барьер, стыдливость и многое другое.

Разработка программ лечения, ориентированных на конкретную культуру

Одни культурно-ориентированные программы оказались успешными, другие - нет. До сих пор неясно, каковы основные составляющие успеха таких программ и одинаковы ли они в разных культурах и для разных людей, нуждающихся в помощи. Программа просвещения в вопросах охраны здоровья и предотвращения болезней кажется наиболее простым и надежным способом решения этой задачи.

В одной такой программе изучались знания, поведение и мнения 4228 женщин из 5 этнических групп района, прилегающего к заливу Сан-Франциско, в отношении обследования на рак груди и шейки матки. Среди латиноамериканских, белых и чернокожих женщин было гораздо больше обследованных по поводу этих заболеваний, чем среди женщин китайского и вьетнамского происхождения. Эти данные показывают важность образовательных программ, которые помогут женщинам преодолеть предубеждение к медицинскому обследованию и пройти его в более молодом возрасте, что в свою очередь значительно облегчит и сделает эффективным лечение этих заболеваний.

До сих пор самым важным остается вопрос о том, какие именно культурные особенности народа наиболее важны для сохранения здоровья и одинаковы ли они для всех культурных групп. По моему мнению, у всех народов существуют определенные культурные потребности, которые необходимо учитывать, но проявляются они по-разному и находят выражение в разных мнениях, ценностях, верованиях и социальных и семейных отношениях. Будущие исследования должны выявить и оценить наиболее важные из них и выработать правила, которыми смогут руководствоваться работники здравоохранения в их стремлении улучшить жизнь людей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Множество факторов влияют на здоровье и развитие заболеваний. Это не только окружающая среда, диета, привычки (курение, потребление алкоголя) и доступность медицинской помощи, но и культурные факторы. Понимание роли, которую играет культура в развитии физических и психических заболеваний, приблизит нас к открытию методов предотвращения заболеваний в будущем. По мере того как исследования выявляют возможные негативные последствия культурных тенденций, мы приходим к пониманию роли культуры в сохранении здоровья и разработке подходов к лечению людей из разных культур.

В этой главе мы рассмотрели то, как исследователи разных культур изучали влияние культуры на физическое здоровье. Мы узнали, что в разных культурах по-разному определяют понятие «здоровье» и по-разному относятся к человеческому телу. Мы сделали обзор исследований, которые показывают, что культура связана с различными заболеваниями. Эта литература дополняет довольно большое количество работ, выявивших важность для здоровья психосоциальных факторов, таких как тип личности и социальный статус. Мы увидели, как влияют на здоровье индивидуальные культурные несоответствия и поведение, связанное с питанием и самоубийством. Мы изучили возможность разработки культурно-ориентированных подходов к лечению и значение семьи и общины у разных культурных групп.

Но многое еще предстоит узнать и много вопросов еще остается без ответа. Какова относительная роль культурных факторов среди психологических, социальных, демографических, экономических и экологических факторов, влияющих на здоровье? Что именно в культуре влияет на здоровье и почему? Каковы основные составляющие основанного на культуре эффективного подхода к лечению болезней и постоянны ли они для разных народов и людей?

Признание роли культуры для сохранения здоровья означает, что мы должны изменить методы лечения болезней и пути предоставления медицинской помощи. Для разработки эффективных стратегий лечения необходимо принимать во внимание понятия о здоровье и болезни, принятые в разных культурах. Основанные на культурных традициях методы и стратегии лечения болезней жизненно необходимы для улучшения систем здравоохранения в Соединенных Штатах и во всем мире

ГЛОССАРИЙ

Выносливость - позитивное состояние здоровья, более хорошее, чем просто отсутствие болезни.

Медицинская модель - теория, по которой болезнь рассматривается как результат специфической идентифицируемой причины, возникающей внутри тела человека.

Патоген - в медицинской модели: причина болезни вирусной, бактериальной или другой природы

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел психология










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.