Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Мацумото Д. Психология и культура

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение в кросс-культурную психологию

Все мы постоянно оказывается в гуще все более многообразного мира — во время учебы, на работе, дома, — и непонимание окружающих порой ведет к растерянности и раздражению. Идентификация себя с какой-то группой может порождать в вас чувство протекционизма к группе, к которой вы принадлежите. Многообразие — синоним «различия», и конфликты и непонимание часто возникают именно из-за этих различий.
Трудности, которые встают перед нами при отстаивании культурного многообразия и укреплении межкультурных отношений, заключают в себе и огромные возможности. Если мы можем справиться с этими трудностями и обратить их себе на пользу, значит мы способны реализовать потенциал, таящийся в многообразии и межкультурных отношениях, который приведет к чему-то много большему, чем сумма индивидуальных компонентов, составляющих эту многообразную вселенную.
Именно с этой надеждой была написана настоящая книга — разрешить проблему многообразия и постараться превратить ее в возможность развития. Сделать это нелегко. Для этого требуется, чтобы каждый из нас честно посмотрел на собственную культурную среду и наследие, их заслуги и недостатки. Любой вид честной оценки несет с собой страх, ригоризм и иногда упрямую гордыню. Однако без такой оценки мы не сумеем разрешить проблему многообразия и улучшить межкультурные отношения.
В педагогике эта оценка связана с фундаментальными вопросами о том, чему же сегодня следует учить. Спросить, как культурное многообразие окрашивает природу истин и принципов человеческого поведения, наблюдаемого в учебных аудиториях, значит поставить под вопрос основания существенной части наших знаний о мире и человеческом поведении. Время от времени нам необходимо потрясти эти основания, чтобы проверить, насколько они прочны. Это особенно справедливо в социальных науках, в частности в психологии — науке, специально занимающейся ' ментальными и поведенческими характеристиками людей.

ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ ПСИХОЛОГИЯ

Ни одна область знаний не оснащена лучше для решения проблемы культурного многообразия, чем психология. И действительно, психология решала и продолжает решать вопрос культуры в отрасли, называемой кросс-культурной психологией (cross-cultural pychology). Чтобы лучше понять, чем занимается кросс-культурная психология, важно сначала как следует уяснить, чем ведает психология в целом.

Задачи психологии

Я считаю, что психология занимается решением двух основных задач. Первая — построение корпуса знаний о людях. Психологи стремятся понять поведение, объяснить его причины и даже спрогнозировать будущее поведение. В достижении этой цели важны два аспекта психологии: проведение психологических исследований и создание теоретических моделей поведения. Исследования и теория идут в психологии рука об руку.
Вторая задача психологии включает в себя Практическое приложение этого корпуса знаний с целью вмешательства в жизнь людей в надежде сделать ее лучше. Преследуя эту цель, психологи выполняют разнообразные важные роли: в качестве терапевтов отдельных людей, семей и групп; советчиков в школах, университетах, церквах и других общественных организациях преподавателей в деловых и производственных организациях; в качестве консультантов полиции, юристов, в судах, спортивных организациях и командах; во множестве других прикладных профессий. Психологи трудятся на передовом рубеже общества, работая непосредственно с людьми, чтобы изменить их жизнь в лучшую сторону.
Основные задачи психологии — создание корпуса знаний о человеческом поведении и практическое приложение этого знания, чтобы сделать жизнь людей лучше.

Две цели психологии — создание корпуса знаний и приложение этого знания — не являются взаимоисключающими. Они находятся в тесной связи. Психологи работают не в вакууме; они берут то, что психология как наука коллективно узнала о человеческом поведении, и используют это знание в качестве базиса для своих практических действий и вмешательств. Это научение первоначально принимает форму академической подготовки терапевтов и консультантов, когда они получают ученые степени в университетах. Но оно продолжается и после того, как формальное обучение закончено, черезнепрерывные образовательные программы индивидуальное приобретение знаний: знакомство с литературой, посещение конференций, вступление в профессиональные организации и участие в их деятельности. Тем самым практические психологи погружены всю жизнь в процесс, который помогает им более эффективно поддерживать людей.
Аналогичным образом психологи, которые проводят исследования и создают теории, должны быть сведущи в практическом и прикладном значении своей работы. Большинство исследователей и теоретиков хорошо знают, что ценность психологической теории и исследования зависит от их практической пользы для общества. Теории часто проверяются на свою валидность не только в научных стенах, и их нередко приходится пересматривать из-за того, что происходит на улицах.
Ценность психологической теории и исследования зависит от их практической пользы для общества.

Таким образом, теория/исследование и приложение/вмешательство — это две задачи психологии. Хотя некоторые психологи предпочитают сосредоточиваться на одной или другой задаче, важно помнить, что психология как коллективное целое стремится выполнить обе. Эти две задачи и тесная связь между ними — важные аспекты психологии в целом. Кросс-культурная психология в силу своих задач имеет для профилирующей психологии особое значение.

НАКОПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И НАУЧНАЯ ИСТИНА

Как же в психологии накапливаются знания? Человеческое поведение находится в центре внимания не только психологии, но и почти всех социальных наук. Оно также является важным элементом во многих других сферах, включая бизнес, коммуникацию, экономику и даже биологию с химией. Хотя каждая из этих дисциплин избирает различный подход и придерживается уникальной точки зрения на человеческое поведение, все они имеют по крайней мере одну общую особенность: опору на формальные, систематические, научные исследования как первичный метод, с помощью которого вырабатывается знание.
Каждая дисциплина следует собственному научному подходу и использует уникальную парадигму и теоретическую базу для понимания и интерпретации данных. Так, психология прочно опирается на научное исследование, проводимое посредством интервью и лабораторных экспериментов, с тем чтобы выработать знание о том, как и почему люди ведут себя определенным образом. Исследование путем наблюдения, изучение отдельных случаев, библиографические поиски, опросы также являются важными исследовательскими инструментами в психологии. Несмотря на различия в подходах, их цели схожи: добыть информацию об индивидах, т. е. выработать знание. Исследователи, проводящие психологические изыскания, часто стараются проинтерпретировать и понять полученные данные на уровне индивида. Эта особенность, среди прочих, отличает психологию от других социально-научных дисциплин, занимающихся человеческим поведением.

Требования к качеству исследований

Все научные дисциплины, по крайней мере в некоторой степени, полагаются на образование и исследования, для приобретения знаний о мире и человеческом поведении. Одна из элементарных основ исследования – изучение. При оценке полученных знаний важно быть уверенным, что исследование, т. е. изучение, проводимое по конкретной теме, — удовлетворяет определенным минимальным стандартам научной строгости. Строгое следование научным принципам позволяет нам «довериться» информации, приобретенной в ходе изучения. Действительно, если методы любого исследования скомпрометированы в такой степени, что полученные в этом исследовании результаты тенденциозны, этим результатам не следует верить, какими бы привлекательными для кого-то они ни были. Только когда методы, используемые в исследовании, удовлетворяют объективным стандартам качества и строгости, можно говорить о том, что полученные данные действительно характеризуют человеческое поведение.
Знания никогда не вырабатываются в одиночном исследовании. Только тогда, когда данные индивидуального исследования последовательно повторяются в других исследованиях, считается, что какой-то результат можно перенести на многих людей. Обобщения включают в себя истины или принципы, профильтрованные путем многочисленных, систематических исследовательских попыток и считающиеся истинными для более крупной группы людей, чем те, которые фактически изучались. В психологическом исследовании неоднократное повторение данных в ряде исследований называют воспроизведением результата, и оно является существенным фактором в поиске истины, касающейся человеческого поведения.
Каждый человек, серьезно изучающий человеческое поведение, будь то в психологии или в любой другой области социальной науки, должен уметь самостоятельно оценивать базис психологического знания — истины и принципы, которых коллективно придерживается область психологии. Исследование, т. е. индивидуальные изыскания — основное средство, с помощью которого накапливаются знания; таким образом, серьезно мыслящие психологи обязаны понимать процесс исследования и его вклад в знания. Так как изучение это стержень исследования, то важно понять, как процессы изучения проектируются и осуществляются и как их методологические параметры влияют на генерирование фактов, которые становятся психологическим знанием. Нам не следует просто принимать на веру истины и принципы психологии; мы должны испытывать определенный здоровый скепсис в отношении этих истин и процессов, путем которых они были выработаны. Этот скептицизм — критическое мышление, если угодно, — находится в сердцевине научного процесса как в психологии, так и в других областях знаний. По этим причинам важно понять, как проводится изучение, связь между исследованием и теорией и между методами, используемыми при изучении, и результатами, которые оно приносит. Эти результаты в своей сумме становятся психологическим знанием.

ПРОЦЕСС ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЕ И ТЕОРИЯ

Любое исследование начинается с теории. Теория представляет собой модель человеческого поведения — в сущности, чьи-то догадки относительно того, каковы люди. Просмотр любого учебника по психологии сразу показывает, что эта наука предлагает множество теорий о различных аспектах человеческого поведения — теории эмоций, мышления, интеллекта, языка, развития, альтруизма и т. д.
Гипотезы и допущения
Теория — это организованный и согласованный набор фактов и допущений. Некоторые факты и допущения о людях можно проверить, чтобы посмотреть, верны они или нет; эти проверяемые аспекты теории называют гипотезами. Аспекты теорий, которые остаются непроверенными, составляют допущения этой теории.
Гипотезы проверяют путем изучения. Важной особенностью проверяемой гипотезы является то, что она должна поддаваться верификации; т. е. изучение может показать, что она некорректна, если это действительно так, или что она корректна, если она на самом деле правильна.
Изучение и исследование
Изучение предназначено для проверки специфических гипотез. Как только изучение завершено, оно, при условии своей валидности, либо подтверждает, либо опровергает гипотезы, которые должно проверить. Если изучение проводится не валидно, тогда не имеет значения, подтверждает оно гипотезы или нет, поскольку его результатам нельзя верить. Подтвержденные или опровергнутые гипотезы, в свою очередь, питают теорию, из которой они исходят, либо подкрепляя ее, либо требуя ее пересмотра.
Теории в психологии представляют собой набор фактов, организованных определенным образом, с целью создания моделей человеческого поведения. Исследование — это процесс, посредством которого подтверждаются или опровергаются индивидуальные факты, которые образуют теорию. Тем самым исследование — это один из строительных кирпичиков теорий, а теории составляют то, что мы называем психологическим знанием, истинной или принципом.

СВЯЗЬ МЕЖДУ МЕТОДАМИ И ЗНАНИЕМ

Поскольку исследования вносят вклад в то, что нам известно как истины, мы должны признать, что истина очень зависит от того, как проводится изучение. Все исследования проводятся в специфических условиях, с определенными методологическими параметрами, которые выбирает исследователь. Например, исследователи принимают решения, касающиеся типа, числа и характеристик участников; характера и типа инструментов, материалов или тестов; и процедур, посредством которых участники будут работать с инструментами и подвергаться проверкам, приносящим данные. Исследователи также принимают решения о том, как манипулировать данными и анализировать их. Как только результат получен, они определяют, как его следует интерпретировать на основании гипотез. Эти многочисленные параметры любого исследования изображены на рис. 1.3. Как говорилось ранее, весь процесс начинается и заканчивается гипотезами, а они, в свою очередь, питают модели человеческого поведения (теории).
Как вы можете видеть из рис. 1.3, научное исследование — это не процесс, который происходит в вакууме при отсутствии контакта с людьми; наоборот, он сильно зависит от сознательных и намеренных решений, принимаемых человеком или людьми, проводящими исследование. Люди управляют даже теориями и гипотезами, и потому на последние влияет конкретный образ мышления их создателей. Принимаемые решения, касающиеся того, как изучение будет проведено, формируют базу для параметров и условий, при которых проводится исследование. Поскольку данные о людях собирают внутри этой общей схемы, знания, вырабатываемые исследованием, ограничены искусственными параметрами; т. е. параметры любого исследования определяют пределы знаний, вырабатываемых в этом процессе изучения.
Знания, вырабатываемые исследованием, ограничены его искусственными параметрами; т. е. параметры любого исследования определяют пределы знаний, вырабатываемых в этом процессе изучения.

Например, если исследователи просят участников оценить какой-то двусмысленный стимул и выбрать из перечня, содержащего десять пунктов, оценку этого стимула, исследовали получат данные о восприятии, которые ограничены десятью предложенными вариантами. Используя ту же самую методологию, исследователь может затем изучить, как подобные восприятия связаны с другими феноменами или как восприятия, отраженные в этих вариантах, отличаются друг от друга в разных культурных или гендерных группах. Может быть потрачено значительное время и усилия на проведение подобного изучения и выработку сложных теоретических основ, касающихся того, как и почему такие восприятия имеют место и сохраняются. О чем часто забывают, так это о том, что сама природа данных, извлеченных из этого ряда изысканий, зависит прежде всего от способа получения данных. К примеру, вполне может статься, что восприятия, о которых сообщили участники исследования, были просто наилучшими альтернативами, выбранными из ограниченного перечня в десять пунктов. Хотя не исключено, что выбор участников был близок к их восприятиям, может быть также верно и то, что этот выбор имеет с фактическими восприятиями совсем мало общего. Участники могли выбрать наименее ошибочный вариант из предложенных, но не обязательно тот, который соответствует их фактическому восприятию. Если бы участникам позволили сообщить обо всем, что пришло им на ум в отношении стимула, не ограничивая форму, они могли бы представить совершенно иные данные. Или же, если бы им предложили другие варианты ответа, они могли бы выбрать нечто иное. Данные, полученные в любом исследовательском проекте, зависят от методов, выбранных исследователем, и личной предрасположенности ученых, которые планируют и проводят эти исследования.
Если исследователь меняет какой-то методологический параметр, то это изменение может повлечь за собой изменение в результатах. К примеру, изменение характера проводимых тестов или времени дня, в которое они осуществляются, или способа анализа данных может привести к изменениям в результатах, даже когда изучается тот же самый вопрос. Изменения в характеристиках участников также могут привести к изменениям результатов. Эта последняя связь является основной базой для кросс-культурных исследований в психологии.

КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПСИХОЛОГИЯ
Характер выборок

В большинстве исследований человеческого поведения, проводимых в США, в качестве участников используют студентов американских колледжей или университетов. Причины этого главным образом прагматические, факультетам необходимо проводить исследования как для собственных целей, так и для области в целом, и наиболее доступной совокупностью участников часто являются университетские студенты-добровольцы. Другая причина того, почему большинство американских психологических исследований задействуют студентов американских университетов: отсутствие интереса к вопросам многообразия и его влияния на теорию и исследования и, если быть откровенным, некоторые из политических последствий осуществления подобных исследований. В результате большая часть информации и исследований основана на изучении испытуемых, являющихся студентами американских колледжей или университетов, или выборок, из них состоящих.
В подобных исследованиях нет ничего ошибочного, и результаты, полученные на основании таких выборок, несомненно, верны для этих выборок. Эти результаты могут быть повторены и с использованием других методологий. Одним словом, многие результаты могут выдержать проверки на научную строгость, которые сделают их приемлемыми в качестве истины или принципа, относящегося к человеческому поведению. Однако базовый вопрос по-прежнему остается: истинно ли для всех людей, независимо от гендера, расы, этничности, культуры, класса или образа жизни, то, что мы понимаем под истиной или принципом относительно человеческого поведения, которые мы вывели нашим «традиционным» или привычным способом? Опять же, этот вопрос имеет особое значение, когда вы оцениваете характер выборок, как правило, включаемых в психологическое исследование.
Кросс-культурные исследования и философия науки
Кросс-культурное исследование ставит вопросы о психологических истинах и принципах, изучая и проверяя их на людях из различной культурной среды. В кросс-культурных исследованиях эти вопросы решают очень просто – включая в них представителей более чем одной культуры и затем сравнивая данные, полученные для разных культурных групп. Этот исследовательский подход связан прежде всего с изучением того, как наши знания о людях из одной культуры и их поведении могут быть верны или не верны для людей из другой культуры.
Кросс-культурные исследования можно понять применительно к профилирующей академической психологии как вопрос философии науки. Этот термин относится к логике, лежащей в основе методов, используемых при проведении исследования и выработке знаний в психологии. Как объяснялось выше, знание зависит от того, подтверждает или опровергает исследование гипотезы; исследование, в свою очередь, предполагает методологию, нацеленную на сбор данных, которые могут опровергнуть или подтвердить гипотезы. Методы включают в себя множество специальных параметров, один из которых относится к решениям о числе и типе участников исследования. Кросс-культурные исследования предполагают включение людей из различной культурной среды — специфический вид изменения в одном из методологических параметров.
В чем же тогда разница между кросс-культурным исследованием и любым другим видом исследования, которое меняет какой-то изучаемый параметр? Если мы рассмотрим кросс-культурное исследование с точки зрения философии науки, другие изыскания, которые меняют иные исследуемые параметры — напримеруспецифические тесты и используемые единицы измерения или процедуры, с помощью которых собирают данные, — также поднимают важные вопросы относительно возможности обобщения результатов. Изменения могут также иметь место в других характеристиках участников, нежели их/культурная среда, таких как класс, возраст, гендер или место жительства. Все эти виды изменений важны для философии, стоящей за психологической наукой. Но значение изучения и его результаты разнятся, если оно сравнивает разные культуры, а не разные способы измерения какой-то переменной. Это различие относится к тому, что можно считать кросс-культурным подходом.

Кросс-культурный подход

Кросс-культурный подход или точка зрения, которую кросс-культурное исследование привносит в профилирующую психологию, выходит далеко за рамки простых методологических изменений в изысканиях, проводимых для проверки гипотез, связанных с истиной и знанием. Это способ понимания истины и принципов, касающихся человеческого поведения, внутри глобального, кросс-культурного воззрения.
Кросс-культурные исследования не только проверяют сходства и различия в поведении, тем самым объясняя наши знания о людях; они также проверяют возможные недостатки наших традиционных знаний путем изучения людей из различных культур. В своем наиболее узком виде кросс-культурные исследования просто включают участников из различных культурных сред и проверяют возможные различия между этими разнящимися группами участников. Однако в своем наиболее широком виде кросс-культурный подход относится к пониманию истины и психологических принципов либо как универсальных (верных для всех людей, представляющих все культуры), либо как культуро-специфических (верных для некоторых людей, представляющих некоторые культуры).
Конечно, некоторые истины должны быть верны для всех; мы называем их универсалиями. Тем не менее в мире и человеческом поведении есть много такого, что верно для одной культуры, но не для других. Следовательно, вполне может быть, что пусть даже какой-то результат воспроизводится в исследованиях, включающих испытуемых из данной культуры и общества, он не верен для другой культуры или общества, и наоборот. В этом смысле некоторые истины и принципы не абсолютны; фактически, они культурно относительны и культурно ограничены. И ограничены нашими методами и культурой не только результаты нашего исследования, но и сами стандарты наблюдения, которыми мы пользуемся при оценке научной строгости и качества исследования, также ограничены культурными основами, внутри которых существует наша наука (Pe-Pua 1989).
Особенности кросс-культурной психологии
В США психология сегментирована на специфические тематические области — например, клиническую, социальную, онтогенетическую (развития), личностную и т. д. Кросс-культурная же психология и кросс-культурные подходы не являются темоспецифическими. Исследователей интересует широкий круг феноменов, связанных, с человеческим поведением — от восприятия до языка, о воспитания детей до психопатологии. Кросс-культурных психологов и кросс-культурные исследования можно встретить в любой специальной области или дисциплине внутри психологии. Следовательно кросс-культурный подход отличает с традиционного или профилирующего подхода» объект интереса, а проверка недостатков знани путем изучения того, приложимы ли эти знания представителям различных культур и получены ли они на основании наблюдения за ними. Подход, не тема, — вот что важно в кросс-культурной психологии.
Отношение к кросс-культурным исследованиям: история и современность
В течение многих лет кросс-культурные исследования по-настоящему не воспринимались к серьезная и активная отрасль психологии. Скорее, их считали доменом тех немногих психологов, которые проявляли эзотерический интерес к культуре, далекий от забот профилирующей психологии, или занимались этническими меньшинствами.
В последние несколько лет кросскультурн исследования в психологии приобрели популярность. Нет сомнений, что многое в этой популярности обязано текущему вниманию к культурному многообразию и межгрупповым отношениям, а также ко все большей разнородности населения. Множащиеся проблемы и напряжение в межкультурных отношениях и растущее признание недостатков психологической литературы также способствуют осознанию необходимости в кросс-культурном подходе.
Однако в гораздо более широком смысле растущий интерес к кросс-культурной психологии является нормальным и здоровым развитием, ставящим под сомнение природу истин и принципов, накопленных к настоящему времени, и изыскивающим возможности дать еще более точную картину поведения для людей из различных культурных сред. По мере того как психология становится более зрелой и поднимаются подобные вопросы, многие ученые и писатели начинают признавать, что многое (но не все) в исследованиях и литературе, что когда-то считалось универсальным для всех людей, в действительности культуро-ограниченно. Ширящаяся значимость и признание кросс-культурных подходов в социальных науках, и в психологии в частности, является реакцией на это осознание. Кросс-культурное исследование и образование оказывают сильное влияние на наше понимание истин и принципов, касающихся человеческого поведения.

Восходящий и нисходящий подходы

В кросс-культурной психологической литературе особенно эффективны и продуктивны два подхода к проведению исследования. В одном, называемом восходящим подходом, исследователи начинают с выбора объекта психологического интереса, наблюдаемого при изучении определенной культуры, а затем изучают его во многих других культурах, с тем чтобы исследовать и усовершенствовать теории, относящиеся к нему. Во втором, называемом нисходящим подходом, исследователи обычно начинают с теории о поведении и включают аспекты культуры в проверку ее недостатков и расширение домена. Оба подхода с большим успехом использовались в кросс-культурной психологии и внесли значительный вклад в наше понимание поведения в разных культурах.
Необходимость кросс-культурного подхода
Большой объем информации о людях был уже накоплен и без учета дополнительных знаний, полученных с использованием кросс-культурного подхода. Действительно, огромный корпус информации в социальных науках считается истинным среди американских ученых, преподавателей и студентов. Исчерпывающий характер большинства учебников по социальным наукам и насыщенность большинства учебных программ свидетельствует о том, что изучающим их приходится усваивать очень многое. Почему же тогда необходимо, можете вы спросить, выходить за рамки информации, существующей в настоящее время?
Ответ на этот вопрос заключен в понимании двойного влияния кросс-культурной психологии на профилирующую: во-первых, на психологические знания и теории и, во-вторых, на принципы применения. Включение кросс-культурных вопросов в наше понимание человеческого поведения означает постановку нескольких элементарных, но крайне важных вопросов как об истинах, прививаемых сегодня в учебных аудиториях, так и о том, как они используются при вмешательстве в жизнь людей. С этими вопросами лучше всего справляется кросс-культурный подход.

ВЛИЯНИЕ КРОСС-КУЛЬТУРНОЙ ПСИХОЛОГИИ: ПРИНЯТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
История кросс-культурной психологии

Вот уже в течение многих лет кросс-культурная психология является активной отраслью психологии и привносит много занимательной и важной новой информации в психологические знания.
Исследования, сравнивающие представителей разных культур, начались фактически 100 лет назад. В 1972 г. была основана Международная ассоциация кросс-культурной психологии. Ее ведущий журнал, Journal of Cross-Cultural Psychology, существует с 1970 г., и в нем опубликовано множество оригинальных научных статей, документирующих сходства и различия между культурами. По мере того как данная область дает все более полные, опирающиеся на широкую базу определения культуры (см. главу 2), психологические исследования культурного многообразия становятся сегодня более многочисленными, чем когда-либо раньше, охватывая все психологические темы и появляясь как в профилирующих, так и в специальных академических журналах. Влияние этого роста кросс-культурных исследований на профилирующую психологию огромен и связан с обеими задачами, описанными ранее, — выработкой знаний и приложением этих знаний.

«КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» В ПСИХОЛОГИИ

Несмотря на обилие знаний, уже накопленных в профилирующей психологии, крайне важно включить кросс-культурный подход в нашу информационную и образовательную базу. Нам необходимо изучить, приложима ли информация, которая усвоена нами (или будет усвоена), ко всем представителям всех культур или только к некоторым людям из некоторых культур. Философия науки предполагает, что мы обязаны задавать эти вопросы о научном процессе и природе истин, касающихся человеческого поведения, которые мы усвоили или усвоим в будущем.
Почему же важно задавать эти вопросы и отвечать на них? Очевидно, что знания, выработанные в психологии, должны быть точными и описывать всех людей, а не только представителей определенной культуры (или расы, этничности, национальности, гендера или сексуальной ориентации). В течение многих лет студенты и преподаватели психологии получали информацию, собранную в исследованиях, которую они проверяли на то, действительно ли она приложима к ним самим. Преподаватели психологии могут усвоить и понять теорию и исследование, которое ее подтверждает, и затем обучить этой теории других; аналогичным образом, студенты могут усвоить и запомнить эти теории и факты. Но одно то, что люди способны научить чему-то и усвоить что-то, не означает, что это «что-то» описывает всех людей; и студенты вместе с их наставниками мучаются этим вопросом многие годы.

Культурная психология

Психология как наука имеет определенные обязательства — перед своими преподавателями, студентами, практикующими специалистами и особенно перед всеми людьми, чью жизнь затрагивают ее знания, выработать точные знаний которые характеризуют их и приложимы к ним. Кросс-культурные исследования играют важную роль, помогая психологам выработать эти точные знания для всех, поскольку проверяют, верно ли, что нечто, справедливое для одних, остается справедливым и для других. Если это справедливо для других, тогда мы знаем, что какие бы данные ни были собраны в исследованиях и какие бы теории или модели человеческого поведения ни были подтверждены этими данными, и те и другие точно описывают множество людей. Однако если данные этих исследований показывают, что истина относительна (верна для некоторых, но не обязательно в той же мере для других), тогда необходимо предположить, что нам необходимо изменить свои теории, адаптировать свои модели и знания, с тем чтобы они могли включать в себя эти различия среди людей.
Это нелегкая задача для данной науки. Как вы увидите на протяжении всей книги и почти в любом современном источнике по психологии, культурное многообразие в результатах и культурные различия в исследованиях широко распространены и обычны для всех областей психологии. Эти различия вынуждают психологов посмотреть внимательным взглядом на свои теории и во многих случаях произвести ревизию, иногда серьезную, того, как мы осмысляем многие аспекты поведения. Как следствие, многие психологи рассматривают эволюционирующую кросс-культурную психологию как отрасль культурной психологии, когда культуру включают как необходимый и важный ингредиент в профилирующую психологию.
В культурной психологии культурные сходства и различия в поведении (в мышлении, чувствах, установках, мнениях, мотивациях и т. д.) — это часть профилирующих теорий, а не только интересные побочные теории, созданные людьми, интересующимися исключительно культурой. В некоторых случаях для включения культуры как стандартной части любой концептуальной модели может потребоваться лишь незначительно изменить оригинальную теорию; в большинстве случаев, однако инкорпорация культуры требует фундаментальных и порою глубочайших видоизменений в сущности этих теорий.

Переход от кросс-культурной к культурной психологии

Включение культуры в профилирующую психологию, кроме того, — лишь часть общей картины движения в сторону культурной психологии. Многое в культурной психологии как науке является продуктом традиционного американского и европейского образа мышления, касающегося психики и науки. Весь научный процесс и его производные – теории и модели, которые подытоживают наше понимание человеческого поведения, — сами ограничены и урезаны культурным контекстом, в котором они возникли и существуют. Эти теории и процедуры, используемые для их проверки, могут быть или не быть релевантны людям в других культурах. Некоторые авторы даже утверждают, что движение в сторону культурной психологии должно быть в действительности шагом в направлении многокулыпурной психологии — психологии, вмещающей в себя уникальные психологии множества культур по всему миру, которые могут и не ассимилироваться некой единой психологией. Независимо от того, приемлема или нет эта позиция, нынешняя профилирующая психология, определенно должна двигаться в этом направлении, изыскивая пути передачи знаний другим психологическим подходам в иных культурах и получения знаний от них.
Переход от кросс-культурной к культурной психологии предполагает базовые изменения в понимании психологами многих аспектов человеческого поведения. Сейчас мы находимся в сердцевине этой эволюции в знаниях, делающей нынешнее время для психологии крайне интригующим.

ВЛИЯНИЕ НА НАШУ ЖИЗНЬ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОКРУЖАЮЩИМИ

Психология как наука обязана гарантировать, что ее знания точны и приложимы ко всем людям из любой среды не только по причинам, связанным с философией науки, но также в силу второй задачи психологии — позитивно влиять на жизнь людей. Психологи используют корпус накопленных ими знаний для вмешательства в жизнь людей. Исследования и теории в психологии не пылятся на библиотечных полках; скорее, знания формируют базу, опираясь на которую многие психологи вмешиваются в жизнь людей в качестве советчиков, терапевтов, консультантов и исполнителей многих других ролей. Психологические теории хороши настолько, насколько они приложимы к людям в реальной жизни. А поскольку мы прикасаемся к жизни людей, то должны понимать ее правильным образом.
Когда мы все чаще и чаще вступаем в контакт с людьми из разных культурных сред, становится все более важно узнать об универсальности и культурной специфичности наших истин, т. е. представлений, которых мы придерживаемся относительно людей и их сущности. Еще более важно то, что нам необходимо использовать эти универсалии и специфику для формулировки направляющих принципов, которые можно использовать как ресурсы в наших отношениях с окружающими. Игнорирование подобных ресурсов сделает нас негибкими в своей способности контактировать с людьми, окружающими нас в динамичном, постоянно меняющемся мире.

Постановка вопросов

Однако содержательная сторона, которая продуцируется в кросс-культурной психологии, — это только половина общей картины. Одним из основных вкладов межкультурных подходов в практическую психологию является процесс, который они питают, ставя свои вопросы. В сердцевине кросс-культурной психологии находятся такие вопросы, как: «Верно ли то, что нам известно, для всех людей, независимо от их культурного происхождения? Если нет, то в чем состоят различия? В каком контексте имеют место различия и почему? Что именно в культуре вызывает подобные различия? Какие внекультурные факторы, например, социоэкономический класс, наследие или среда, могут способствовать этим различиям?»
Процесс постановки этих и других важных вопросов о человеческом поведении — центральный для кросс-культурной психологии. Выработка этих вопросов, доля скептицизма и вопрошающий поисковый характер кросс-культурного подхода сообща определяют его процесс. И этот процесс еще более важен, чем содержание. Действительно, чтобы эффективно действовать в межкультурных ситуациях в повседневной жизни, невозможно изучить все, что было выявлено о различных вопросах психологии, охватывающих все культуры мира. Следовательно, разумнее изучить процесс постановки этих вопросов, который определяет кросс-культурный подход, поскольку именно этот процесс мы можем прикладывать ко всем областям своей жизни.
Этот процесс относится в равной мере как к критическому мышлению, так и ко всему остальному. Фактически, кросс-культурные подходы к психологии можно понять как расширение критического мышления. Совершенствование своих навыков мышления в такой манере поможет в повседневной жизни, особенно во все более многокультурном мире.

ЦЕЛЬ ЭТОЙ КНИГИ

Погружаясь в кросс-культурные исследования и психологию, мы должны понять, что это не панацея от всех бед, не какая-то утопия человеческих знаний. Изучение культуры автоматически не устраняет культурные конфликты. Но изучение культуры и психологии должно дать нам лучший базис, чтобы 1) понять культурные различии, 2) уважать и оценить их, 3) проникнуться ими, когда они имеют место. Возлюбить эти различия или принять их — это уже совершенно иной вопрос.
Несколько слов о том, что вы, как я надеюсь, почерпнете из этой книги. Бросая вызов традиции, я не собираюсь умалять ее значимость или важность той работы, которая породила эти знания; поступить так — значило бы продемонстрировать отсутствие чуткости, которому не должно быть места в нашей академической работе. Скорее, я стараюсь поднять вопросы о традиционном, профилирующем знании человеческого поведения. Я хочу понять, применимо ли к людям из любой культурной среды то, что мы знаем об организациях, развитии, личности, эмоциях, коммуникации и многих других аспектах человеческого поведения. Я хочу подвергнуть сомнению традицию путем поиска ответов на эти вопросы в кросс-культурной литературе. И если исследование показывает, что люди отличаются от того, что обычно принято думать, я хочу найти более совершенные способы понимания этих различий, чем те, которые доступны сегодня. Я хочу привнести элемент эволюции в науку и знания, которые имеют место в настоящий момент.
Я предлагаю вам эту книгу в качестве средства понимания, оценки, уважения и ощущения культурного многообразия и его влияния на человеческое поведение. В этой книге не должно быть чего-то правильного или ошибочного, положительного или отрицательного. Когда мы изучаем других людей и пытаемся охватить культурное многообразие, то основная трудность заключена в нас самих.

ГЛОССАРИЙ

Воспроизведение — согласующийся результат, который получен в серии исследований, включающих различные методологии или выборки.
Восходящий подход — метод, когда исследователи начинают с выбора объекта психологического интереса, наблюдаемого при изучении определенной культуры, а затем изучают его во многих других культурах, с тем чтобы исследовать и усовершенствовать относящиеся к нему теории.
Гипотеза — проверяемый прогноз или догадка, обычно выводимые из теории, которые могут быть либо подтверждены, либо опровергнуты эмпирическим путем.
Допущение — компонент теории, который нельзя проверить эмпирически.
Кросс-культурное исследование — любой вид исследования человеческого поведения, который сравнивает специфическое поведение в двух или более культурах. Этот подход касается главным образом проверки возможных недостатков знаний, полученных по одной культуре, путем изучения представителей других культур.
Культурная психология — профилирующая психология, в которой культура является одним из основных аспектов.
Культуро-специфический — результат исследования, считающийся истинным для некоторых представителей одних культур, но не других.
Кросс-культурный подход — точка зрения при понимании истины и принципов, касающихся человеческого поведения в разных культурах.
Нисходящий подход – метод, когда психологи начинают работу с теории о поведении и включают аспекты культуры в проверку ее недостатков и расширение домена.
Обобщение — результат исследования, который считается верным для группы людей, более крупной, чем те, которые были фактически представлены в исследовании или исследованиях, принесших этот результат.
Теория — предлагаемая модель человеческого поведения.
Универсальный — результат исследования, считающийся верным для всех представителей всех культур.
Философия науки – необходимость оценки истин и принципов относительно параметров, в соответствии с которыми эти истины были получены.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел психология










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.