Ваш комментарий о книге
ПРИМЕРЫ АКТИВНОГО ВООБРАЖЕНИЯ
из книги Роберт Джонсон. Сновидения и фантазии анализ и использование.
Прежде чем
перейти ко второй фазе, я приведу вам три примера Активного Воображения, среди
которых есть и продление сна, и диалог с внутренней личностью.
Первый пример
зафиксирован Юнгом. Это был один из первых случаев использования им Активного Воображения. Свои наиболее значительные
и глубокие открытия в области природы души
Юнг совершил благодаря обращению в своем Активном Воображении к внутреннему
человеку, которого он
назвал Филимоном и который впервые явился к нему во сне.
"Вскоре после этой фантазии из глубин бессознательного поднялась еще
одна фигура. Она развилась из фигуры Илии. Я назвал этот образ Филимоном.
Филимон был язычником и принес с собой дух Египта и Эллады, с привкусом
гностицизма. Его образ впервые явился мне в нижеследующем
сне:
Небо было голубым, как море, и по нему плыли не облака, а плоские
коричневые глыбы земли. Было похоже на то, что глыбы раскалываются и в трещинах
между ними появляется голубая морская вода. Но это была не
вода, а голубое небо. Внезапно справа появилось плывущее по небу крылатое создание Я увидел, что это был старик с рогами
быка. В руке у него была связка из четырех ключей, один из которых он
держал наготове, словно собирался открыть дверь. У него были крылья зимородка,
с их характерной расцветкой.
...Филимон и другие образы из моих фантазий помогли мне сделать
знаменательное открытие: в моей душе существуют вещи, которые создаю не
я. Эти вещи создают сами себя и живут своей собственной жизнью. Филимон
представлял силу, которая мне не подчинялась. В моих фантазиях я вел с ним
долгие беседы и он говорил вещи, недоступные моему осознанию, ибо я совершенно четко понимал, что эти вещи
говорит он, а не я. Он сказал, что я воспринимаю свои мысли как нечто
порожденное мною самим, но с его точки зрения, мысли подобны животным в лесу.
Это он научил меня психической объективности, реальности души. Благодаря ему я
усвоил разницу между своим "я" и объектом своих размышлений..
С психологической точки зрения, Филимон представлял высшую форму интуиции.
Для меня он был таинственной фигурой. Иногда он
казался мне совершенно реально существующей личностью Я гулял с
ним в саду, и он был для меня тем человеком, которого индусы называют "гуру" *
Существует бесконечное количество разнообразных отношений, которые вы
можете установить с персонажами ваших снов, когда
обратитесь к ним в вашем Активном Воображении. На своем личном опыте вы сможете
убедиться, что ваш внутренний мир начнет меняться
в результате вашего общения с этими внутренними личностями. Если в вашем сне у вас возник ужасный конфликт с каким-то персонажем
этого сна, то вы должны приглашать этот персонаж в ваше Активное
Воображение до тех пор, пока не найдете выход из этого конфликта и не достигнете взаимопонимания. Если, как это было
с Юнгом, вы познакомитесь с умудренным
жизнью пророком или ясновидящей, то можете регулярно обращаться за советом к этому персонажу вашего сна.
Много лет тому назад мне приснился следующий сон: я сидел в своем кабинете
и занимался тем, чем и положено заниматься в кабинете.
Внезапно в кабинет вошел лев. Это меня напугало до
смерти. Я сделал все, что мог, чтобы вывести льва из кабинета. Я настаивал, приказывал, требовал. Я устроил большой шум, который меня самого напугал
больше, чем льва; я дернул его за хвост. А потом сон закончился. Лев
не ушел, и я по-прежнему испытывал страх. Как вы понимаете, это нельзя назвать
удовлетворительным окончанием сна. Решение проблемы
не было найдено.
Поэтому я обратился к
этому сну в своем Активном Воображении. В своем воображении я
начал точно с
того места, на котором оборвался сон. Я тут же снова пришел в дикий ужас;
волосы встали у меня дыбом, по спине забегали мурашки - верный признак того,
что мое Активное Воображение находилось на высоком уровне. Я
испытывал физические ощущения. Мне казалось, что я нахожусь в реальном
кабине-
Jung. Memories. Dreams and Reflections,
p.p. 182-183.
те, в который
забрался живой лев, и существует реальная опасность того, что он отгрызет мне голову. Сердце мое колотилось, как бешенное,
меня трясло, и я покрылся холодным потом.
Я провел четыре
сеанса Активного Воображения с этим сном, прежде чем до меня дошло, что лев не причиняет мне никакого вреда. Мы часто
так глупо реагируем на то, что происходит внутри нас. Любому другому человеку понадобилось бы не более тридцати
секунд, чтобы понять, что происходит,
и сказать мне: "Слушай, этот лев не причиняет тебе никакого вреда. Зачем дергать его за хвост? Может быть, он хочет
тебе что-то сказать. Может быть, он представляет собой важную часть
твоего "я", с которой ты должен примириться". Но мне
понадобилось четыре сеанса воображения (которые я посвятил попыткам избавиться
от этого создания), чтобы до меня дошло, что лев, скорее всего, является частью
моего "я" и я должен включить его
в свою жизнь.
Воображение было настолько сильным, что я не мог отключиться от него.
Каждый раз, когда я приходил в свой кабинет, у меня разыгрывалось
воображение и по кабинету начинал бродить лев-приведение. Каждый раз, когда я
усаживался за свой стол, чтобы поработать, он подходил
ко мне, облизывал меня, принюхивался к пишущей машинке, рычал из окна и отвлекал меня.
Я начал
разговаривать с ним: "Кто ты? Зачем ты здесь? Посмотри, что ты наделал в
моем кабинете. Я не могу работать,
пока ты дышишь мне в затылок. Хоть ты и воображаемый лев, ты, все равно,
пугаешь меня до смерти. Почему ты не хочешь пойти куда-нибудь погулять и
пообщаться с другими львами или еще чем-нибудь заняться? Львам не место в этом
доме, и им не место в моей цивилизованной, достопочтенной, размеренной
повседневной жизни".
Я привык к
нему. Но мне потребовалось много недель, чтобы прийти к соглашению с той частью внутреннего содержимого моего "я",
которая решила представить себя в образе льва. Это - очень мощная, даже
устрашающая часть моего "я", и поэтому, чем четче я представлял себе,
кто это был, какая именно часть меня, тем больше я опасался возможных
последствий. Потребовалось много работы, чтобы обрести способность прямо
взглянуть ей в глаза.
Я провел очень много сеансов Активного Воображения,
и вот, однажды, лев пришел в мой кабинет, выбрал себе место, сел на задние
лапы и превратился в бронзовую скульптуру. В его правой протянутой лапе была
зажата книга. В этой книге я прочитал удивительные вещи.
Он остался на этом месте навсегда. Время от времени, в своем воображении, я
возвращаюсь в свой воображаемый кабинет, чтобы
посмотреть, стоит ли он еще на своем месте. Он никуда не делся. И
книга находится на своем месте, всегда открытая на странице с важной информацией.
Последний из
приводимых в этой главе случаев произошел с молодой женщиной, которой
приснился короткий сон о ее муже и брате. Поскольку сон оставил ее, так
сказать, в "подвешенном состоянии", она решила
обратиться к персонажам сна в своем Активном Воображении и
попытаться закрыть все вопросы. Преимущество этого примера заключается в том,
что у нас есть подробная запись беседы, которую она провела в своем
воображении.
Вы узнаете этот сон. Это первый сон, который мы привели в этой книге. Мы
уже видели, как посредством работы со сном
"хозяйка" разгадалаАего значение. А сейчас мы увидим,
каким образом она использовала его, чтобы разжечь свое Активное Воображение.
Сон.
Я ищу ключи от своей машины. Я понимаю, что они у моего мужа. Потом
вспоминаю, что мой брат одолжил мою машину и до сих
пор не вернул ее. Я вижу мужа и брата и зову их. Похоже,
они меня не слышат. Затем неопрятный молодой человек, похожий на бродягу, забирается в машину и уезжает. Я чувствую огромное возмущение,
беспомощность и, до какой-то степени, одиночество.
Заметки сновидящей
Я решила заняться Активным Воображением, потому что
сон не давал решения проблемы и я всегда была уверена,
что при помощи этого сна бессознательное приглашает меня поработать с воображением. Я чувствовала, что сон говорит о моих
плохих отношениях с мужской стороной моего "я" У меня не было
средств связи. У меня украли мой коллективный путь
- мою машину - но решения проблемы не подсказали. Я завязала беседу с
тремя мужчинами из моего сна, изменив
внешность этих образов, чтобы они не были точными копиями моих реальных
брата и мужа и воображение не могло "магически" воздействовать на моих реальных близких. Я беседовала с
архетипическими, универсальными "мужем" и "братом".
Я: Почему вы делаете это со мной? (Мужу и
брату) Вы оба нарушили свои обещания.
М и Б: (Оба молчат. Не хотят разговаривать. Бродяга поворачивается ко мне
спиной и смотрит в другую сторону).
Я:
Пожалуйста, почему вы не хотите разговаривать со мной? Пожалуйста, поговорите
со мной. Почему мне приснилось, что вы
забрали у меня машину? Почему вы оставили меня одну? Что происходит?
М и Б: (Смотрят друг на друга. Я вижу в руке "мужа" ключи от
машины).
Я: Вы игнорируете меня; и тем не менее, вы явно делаете все, чтобы привлечь
мое внимание. Чего вы хотите? (Долгое молчание).
Я:
Пожалуйста, не игнорируйте меня. Это причиняет мне боль. Мне нужно поговорить с
вами.
М: Это ты постоянно игнорируешь нас. Кроме
того, ключи тебе не нужны. Я: Без них я не могу выехать. Б: Машина тебе не нужна.
Я: Я не понимаю.
(Бросает ключи Б) Если ты собираешься все время изображать из себя
"супер-женщину", то почему бы тебе не научиться летать?
(Эти слова
задели меня за живое. Я начинаю понимать, что он имеет ввиду. Я постоянно слишком занята, я стараюсь сделать слишком много,
у меня нет свободного времени. Мне становится очень грустно (вернее
возникает чувство пустоты) - понимание того, что я впустую трачу свои силы). Ты ведешь себя так, как будто мы
тебе не нужны, как будто тебе вообще ничего не нужно. Вот почему мы так отдалились друг от друга. Теперь я
понимаю, что стала чужой вам обоим Не
удивительно, что в последнее время я стала такой нервной. Мне очень жаль.
Я позволила себе слишком увлечься работой и позабыть обо всем остальном.
(Сейчас я начинаю
понимать, кем является "бродяга". Он поворачивается лицом ко мне).
(Я обращаюсь
к Бродяге): Ты - это покидающая меня энергия. Ты готов решать задачи, которые кажутся разумными, продуктивными,
достойными, и, с определенной точки зрения, они могут быть такими. Но их
решение - это не то, что мне нужно. Теперь я понимаю: ты -это тот, кто
садится за руль и увозит меня. Ты породил это постоянное стремление вперед.
Но это не то, чего я хочу, и не то, что мне нужно. Когда я оцениваю свою
работу, я понимаю, что с написанием книги можно подождать. И
я больше не хочу преподавать в "школе дополнительных
знаний."* Я с удовольствием буду преподавать в своем основном учебном
заведении, но если я откажусь от этого места, то снова смогу жить нормальной
жизнью.
Это очень хорошая идея - написать книгу. Она может оказаться полезной
людям. Кроме того, ты уже сказала, что тебе это интересно.
Платная школа для окончивших среднюю школу. Прим. пер.
Я Я не давала
никаких обязательств. Послушать тебя, так это будет катастрофой, если я подожду
с написанием книги. Но это не так.
Б Хорошо, но
если ты бросишь "школу дополнительных знаний", ты разочаруешь своих учеников. Им очень нужны эти занятия, чтобы
получить хорошую работу. Если ты отступишься,
тебе перестанут доверять...
Я. Да, от меня зависят многие люди, но я - не незаменима. Можно найти
другого
преподавателя.
Ученикам будет полезно узнать другую точку зрения.
(Я чувствую себя все более уравновешенной, все более самой собой. Мне не
очень хочется отказываться от этих дел, но нет никакого сомнения в том,
что они мне не под силу. Мне все больше не нравится ощущение
"перегрузки", бессознательно-автоматического, отрешенного выполнения работы).
Я: Слушай,
мне нравится моя работа, но, когда я подчиняюсь своему диктату, я
получаю все меньше удовольствия от
того, что делаю. Я перестала понимать разницу между тем, что практично, и тем, что имеет смысл. Я не "отступаюсь". Я
пробуждаюсь. Я делаю выбор.
(Я
слышу пение стайки скворцов, усевшихся на акацию, растущую под моим окном.
Скворцы поют чисто и ясно. Раньше я их не замечала. Как я могла не обращать
на них внимания? Я замолкаю и благодарю скворцов за то,
что они привлекли мое внимание. По прошествии некоторого
времени, я замечаю, что стоящие передо мной три фигуры трансформировались в
один образ - образ "любимого" из моих давних снов. Мы настраиваемся
на тишину и в течение некоторого времени пребываем в этом состоянии).
На этом
примере мы можем увидеть, как короткий, незавершенный сон, посредством его продления может быть трансформирован в Активное
Воображение. С какой быстротой и точностью
эта женщина смогла найти применение своему сну! Обратившись к трем персонажам
своего сна и попросив их поговорить с ней, она продолжила свой сон с того
места, на котором он оборвался. Но теперь ее сон
принял новый оборот, поскольку она привнесла в него свое осознанное участие. Вместо того, чтобы
просто смотреть сон, она вошла в него и стала играть в нем осознанную роль.
У нее было то преимущество, что она знала, с кем она хочет говорить, но
даже в этом случае у нее были трудности с
приглашением: поначалу персонажи сна не хотели с ней разговаривать. Но поскольку она от них не отставала и постоянно давала им
знать, что она готова говорить и слушать, они сменили гнев на милость, и
диалог начался.
Хотелось бы,
чтобы эти примеры побудили вас обратиться к вашим снам и сделать их отправной
точкой в вашем приглашении бессознательного. Используйте этот метод как способ
продления сна до такой степени, чтобы вы могли принять в нем осознанное
участие.
Фаза вторая: Диалог
Итак, вы
пригласили ваше бессознательное; его образы поднялись в ваше воображение. Сейчас вы готовы начать диалог.
В большинстве случаев, вести диалог - значит отдаться на волю волн
воображения и просто плыть по его течению. У
каждого может быть свой метод, но успех данного эксперимента, более
чем какого-либо другого, требует дать внутренним фигурам возможность жить своей собственной жизнью.
На практике это выглядит так: вы говорите или делаете все, что приходит вам
в голову, если вы считаете это уместным и этичным. Если в вашем воображении
появляется фигура, которая поначалу хранит молчание, то, чтобы завязать беседу,
можно задать ей вопрос: "Кто ты?" Спросите что этой личности нужно, о
чем она хочет поговорить, что она хочет делать. Лучше
задавать вопросы, чем поучать или делать громогласные заявления, поскольку вы, прежде всего, хотите продемонстрировать свое желание слушать.
Если
внутренняя фигура что-то делает, запишите ее действия; затем прореагируйте на
ее действия своими действиями или словами.
Зачастую внутренняя личность старается вовлечь вас в какую-либо деятельность, отвести вас куда-нибудь, отправить вас в
какое-либо путешествие. Если вы ничего
не имеете против - подчинитесь ей и запишите все. что произошло по пути.
Если же предложение этой личности вызывает у вас сомнения или вам не нравится
предложенный ею вид деятельности, вы имеете право сказать "нет" Вы
имеете право отказаться и изложить свои причины. Это, в свою очередь, зачастую
приводит к жаркому спору
между этой внутренней личностью и вашим желанием или нежеланием,
неодобрением, опасением. Все это является великолепным материалом для
Активного Воображения: диалог начался, и различные части вашего "я"
обмениваются информацией.
( Если вы
обнаружите, что внутренний персонаж не желает разговаривать, то вы имеете полное право "включить насос".)
Вы можете стать инициатором беседы, как вы это делаете в том случае, когда
к вам в гости приходит стеснительный и необщительный
человек. Задавайте вопросы, выражайте ваши чувства.
Если вы боитесь явившейся к вам личности, скажите это. Если эта личность напоминает
вам о каком-то произошедшем с вами случае или о каком-то сне, или похожа на
какого-то вашего знакомого из внешнего мира, скажите ей об этом.
Вряд ли что-либо так быстро способствует началу серьезного диалога, как
выражение своих чувств. Если вы даете выход своим чувствам и приглашаете вашу
внутреннюю личность сделать то же самое,
то, как правило, это быстро приводит к обмену информацией. Происходит это
потому, что чувства, по большей части, связаны с ценностями: кого или что мы
любим и ценим, чего мы боимся, что мы
считаем бесчестным или незаконным, чего мы хотим для себя и Других. А
ценности -это главные действующие силы человеческой жизни.
Чрезвычайно важно
записывать все, что происходит, и все, что говорится.
Перенесение
информации на бумагу защищает вас от сползания в пассивную фантазию, таящуюся в темных закоулках вашего разума. Это
поможет вам сосредоточится и обострит ваши ощущения. Физическое действие
письма особо прочно закрепляет информацию в вашем сознании.
<<назад Содержание дальше >>
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел психология
|