Ваш комментарий о книге
ПРИМЕР АКТИВНОГО ВООБРАЖЕНИЯ. БЕСЕДА С ВНУТРЕННИМ ХУДОЖНИКОМ
из книги Роберт Джонсон. Сновидения и фантазии анализ и использование.
Для того, чтобы наша беседа, с самого начала, стала более конкретной, я
сразу приведу вам пример сеанса Активного Воображения,
записанный одной женщиной. Это будет первый из ряда примеров, которые мы рассмотрим в следующих нескольких главах. Эти
примеры должны дать вам более четкое представление о том, чем, собственно,
занимаются обычные люди, когда они усаживаются, чтобы
на практике испытать Активное Воображение: как они подходят к этому
процессу, как они его записывают. Кроме того, вы узнаете, какие самые разные
задачи вашей внутренней работы можно решить с помощью Активного Воображения.
Эти примеры позволяют сделать один четкий вывод: вы не должны пытаться "приукрасить" ваше воображение и сделать его более правильным,
выверенным или "утонченным". Цель Активного Воображения
состоит в том, чтобы ощутить и честно записать все грубые, естественные формы, исторгаемые вашим бессознательным. Вы
пишите не художественное произведение, которое будут читать другие люди.
Это касается только вас и вашего бессознательного, вас и Бога, и потому пусть
эти образы будут такими грубыми, неот-зсанными, бессвязными, смущающими,
прекрасными или неисправимыми, какими они могут быть, когда непроизвольно исторгаются бессознательным. Тогда результат
вашего опыта будет более честным и более соответствующим
действительности.
Данный конкретный случай Активного Воображения произошел с женщиной,
которая однажды ночью обнаружила, что не может уснуть
из-за маниакальной идеи, "привязавшейся" к ней в то время, когда
она переделывала интерьер своего дома. Она сама выбирала и покупала краски,
сама делал всю работу и довела себя до полного изнеможения. И вот прошло уже
полночи, а она все еще была не в состоянии уснуть, потому что никак не могла прогнать
из своих мыслей различные способы смешения
красок, различные цветовые комбинации, различные
образцы тканей и мебели.
Поскольку эта женщина раньше уже пользовалась Активным Воображением, то она
решила войти в воображение и отыскать там тот образ,
который воплощает ее манию. Она хотела отыскать ту часть своего
"я", которая стала жертвой мании, и завязать с ней диалог.
Это один из самых изящных примеров Активного Воображения: персонифицировать
невидимое содержимое бессознательного и поднять его на поверхность в форме образа, с которым можно вести
диалог и взаимодействовать.
В нашем
бессознательном часто присутствует нечто смутное и невидимое, вызывающее у нас беспокойство. Мы можем чувствовать, что
конфликт находится у самой поверхности, но не можем видеть, что
собственно происходит. У нас не возникает никаких специфических или конкретных
ассоциаций. Мы ощущаем эффект, но в настолько смутном и бесформенном виде, что не знаем, "с какой стороны к нему
подступиться". Иногда это необъяснимый, невесть откуда взявшийся
гнев. Мы не можем сказать, почему мы сердимся или на что мы сердимся -просто сердимся и все. Меланхолия, угрюмость,
беспокойство, депрессия, мания -все они относятся к этой категории.
Когда это происходит в вашем воображении, вы можете отправиться к вашему бессознательному и потребовать персонификации его невидимого содержимого.
Вы можете начать ваше Активное Воображение с вопроса:
"Где находится эта мания? Кто обезумел? Откуда приходит это чувство? Кто это внутри меня чувствует себя подобным
образом? Каков ', его образ? Как он или она выглядит?"
Если вы это сделаете, то образ, рано или поздно, появится в вашей голове.
Этот образ может персонифицировать саму манию, или он может
представить ту часть вашего "я", которая создает этот эффект - ту часть, которая стала жертвой мании, депрессии,
меланхолии или ярости.
Итак, вот какие ощущения посетили женщину в середине ночи. Потом она
составила несколько пояснений, которые здесь даны в скобках.
Но все, что произошло в процессе Активного Воображения,
она перенесла в свою записную книжку в том виде, в каком она его увидела в ту ночь:
(Во время переделки интерьера нашего дома, я была чрезмерно озабочена тем,
чтобы подобрать правильные цвета, соответствующие материалы, определить дизайн
и сохранить общий стиль интерьера. Однако, по мере продвижения
работы, эта "озабоченность" полностью овладела мною. Я была не в состоянии уснуть, потому что не могла
прогнать из своих мыслей бесконечную
вереницу цветовых решений и образцов дизайна. То, что начиналось как интересный
проект, превратилось в манию.
Процесс принялся жить своей собственной жизнью; он переключил на себя все
мои ресурсы; он функционировал, совершенно не
подчиняясь моему сознанию. Несмотря на то, что, в результате,
высвобождалось большое количество энергии, я чувствовала, что силы покидают меня. Я стала раздражительной и нетерпеливой в
отношениях с моим супругом, который не мог понять моего фанатизма.
Дисциплинировать себя, навесить на эту мою огромную внутреннюю энергию
ярлык отрицательного animus или
отрицательного усердия - все это были недостаточные меры. Хотя я и ощущала эту
навязчивую идею как отрицательную силу, я чувствовала, что она не столько отрицательна, сколько чрезмерна. Это был новый
родник живительной силы, вышедший из-под контроля. Попытка подчинить его
поведенческими средствами только загнала бы этот источник обратно в "тень". Я утратила бы доступ к
нему. Поэтому я спросила себя: "Что это так неожиданно на меня нашло?" Посреди ночи я вступила в диалог с этой
моей внутренней "энергией",
чтобы выяснить, что она собой представляет и чего хочет?).
Мое Активное Воображение.
(В моих записях большая буква Э обозначает мое эго, голос моего осознающего
разума. "Яп" обозначает голос, который впоследствии оказался японским
художником. Поначалу я не могла разглядеть, кто именно со мной разговаривает).
Э: Что здесь происходит? Мною овладела какая-то неизвестная мне сила. Я не
могу спать, потому что мой мозг бомбардируется бесконечной вереницей цветов и
оттенков. Что ты делаешь? Чего ты хочешь? Кто ты такой?
(Голос): (В моем воображении этот голос похож на женский). Цвета так
красивы. Посмотри на игру оттенков. Посмотри, как они напоминают о различных
аспектах природы. Например, вот этот цвет хорошо подойдет к дереву книжных
полок.
Э: Извини. Да, это цвет действительно красивый, но я устала и у меня в
жизни есть еще и другие проблемы. Мне есть на что
тратить силы. А ты мне мешаешь. (В этот момент я начала понимать, что этот женский голос внутри меня не столько маниакально
озабочен цветами, сколько восхищается ими).
(Голос): Я очень хорошо представляю себе, что ты хочешь здесь создать. Я
стараюсь выбрать для этого наилучшие средства. Чтобы это произошло, стало реальным,
мы должны правильно подобрать ткань и краски, а также определиться с дизайном.
Э: Прекрасно. Но ты что, собираешься этим
заниматься всю ночь? Яп.: А-а, да. Я
понял, что ты имеешь в виду.
(Я начинаю яснее различать фигуру. Это фигура японца. Поначалу она похожа
на мужчину, но теперь я вижу, что она не мужская и не женская, а двуполая. Я
вижу, что это -художник, облаченный в
оранжевое буддийское одеяние. Существо обиженно молчит. Неожиданно я "нападаю на след" личности
этого существа, и я "знаю", что у него есть чувствительность, видение, порожденное глубоким
уважением к физической природе. Я чувствую, что не хочу терять это
существо. Я чувствую, как улетучивается мое раздражение и гнев. Это создание
начинает меня очень интересовать).
Э:
Пожалуйста, не уходи. Я не сержусь. Мы можем прийти к соглашению, в результате
которого нам обоим будет хорошо. Почему ты так сильно давишь на меня?
Яп.: Я боюсь.
Э: Боишься чего?
Яп: Я боюсь, что меня снова запрут. Э: Запрут?
Яп: Мне очень редко выпадает случай выразить себя. Мне кажется, что пока
дверь открыта, я должен работать быстро и интенсивно. Скоро все закончится, и я
снова буду заперт.
Я начинаю тебя понимать. В моей жизни у тебя было настолько мало
возможностей проявить себя, что я и не подозревала, что ты
существуешь. В цивилизации, в которой я живу, для
тебя нет места. И я не пошла против своей цивилизации, чтобы предоставить тебе
это место.
Это правда. Я чувствую, что умираю с голоду. Это, может быть, моя
единственная возможность. Это не обязательно.
Если я предоставлю тебе другие возможности для самовыражения, то ты
станешь меньше отчаиваться? Сможешь ли ты снизить интенсивность своего труда? Да...
(Наступает долгое молчание. Затем существо начинает
говорить очень мягко).
Ты осознаешь, что это может за собой повлечь?
(Я чувствую испуг. Я нахожусь на грани поступка с
необратимыми последствиями).
Мне кажется, что да. Я знаю, что мне будет нелегко разрешить себе чисто
творческие порывы в мире физических ощущений. Я всегда
отличалась практичностью. На меня всегда давили моя работа
и мои обязанности. Я пытался выразить себя посредством тебя, но "практицизм" всегда побеждал. Радость чистого творчества, живущая
в практической части жизни, существует ради себя самой -
ей не нужны ни результат, ни, так называемые, практические выгоды.
Это правда. И если принять во внимание созданные мною условия, мои основные установки, я знаю, что ты был вынужден
причинить мне неудобства, чтобы привлечь мое внимание. Я понимаю, что
должна освободиться от вещественных ценностей, которые окружают и подавляют меня. Я должна бороться с этим отрицательным
мужским образом мышления, озабоченным
только производственными мыслями, которые вытесняют все остальные. Этот
образ мышления использует мой страх потерпеть неудачу, не справиться со своими
обязанностями. И я должна бороться со своим желанием преуспеть на работе,
которое выходит из-под контроля. Я должна
обратиться к ценностям, связанным с искусством, художественным
самовыражением в реальном мире. И я должна найти место для тебя. Если говорить
прямо, я должна немедленно дать тебе возможность работать. Что ты предлагаешь?
Яп: Что-то
вроде керамики, акварелей. Посади цветы. Займись искусством составления букетов. Или ты можешь заняться чем-то менее
обычным. Я просто хочу, чтобы мы работали и играли с формой, цветом и
другими аспектами физического мира.
Э: Отлично. Я тоже нуждаюсь в твоей помощи. Мне нужно твое понимание
ценностей мира ощущений, чтобы быть в силах справиться с подавляющими меня
предубеждениями.
Яп: Тебе только нужно успокоиться и обратиться
ко мне, и я отвечу. Я приду к тебе.
К этому
сеансу Активного Воображения имеется интересное примечание: что женщина
чувствовала в ходе этого события и какой урок она из него извлекла:
Язык данного
Активного Воображения вызвал во мне активное неприятие. "Творчество",
"занятия" керамикой и акварелью -
все это казалось мне банальностью, штампом. Тем не менее, я поняла, что каким бы смешным мне не казался язык
видения, какой бы глупой или напыщенной
я себя не чувствовала, мне следует подпитывать физическую и чувственную сторону
своей натуры. Я должна общаться с этой частью моего "я" на ее
условиях и делать то, чего она захочет, в разумных пределах, конечно.
Фигура японского художника заставила меня осознать степень той неприязни, с
которой моя цивилизация относится к восприятию красоты. Эта цивилизация
интересуется только производством и
зарабатыванием денег. Она не ценит бытие и превозносит действие. Она не ценит красоту, если эта красота существует сама
по себе и не имеет практического применения. Диалог с этим новым союзником привел к длительному исследованию впитанных
мною с рождения предубеждений, свойственных моей цивилизации. Это
помогло мне отделить мою индивидуальную природу от коллективной. Иными словами,
это стало частью процесса моей индивидуации.
В результате этого Активного Воображения, женщина обнаружила, что перед нею
открывается новый мир. Она постоянно беседовала с этой
внутренней фигурой японского художника. Она начала заниматься керамикой.
Каждую неделю она тратит определенное количество времени либо на работу в
своем саду, либо на занятия в мастерской керамики, либо на
другую физическую или художественную деятельность, которая
дарит ей чувство прекрасного и связывает ее с земными, женскими ценностями.
Как вы знаете из ее диалога, она была настолько перегружена умственной
работой -мышлением, анализом, производительностью - что в ее
жизни не оставалось места для физической деятельности,
физической красоты, ощущения связи своего физического тела с землей, растениями, оттенками и материалами, которые приводят в такое
восхищение ее внутреннего дзэнского монаха.
Сознание
того, что она подпитывает прежде голодавшую часть своего "я",
приносило ей глубокое удовлетворение. И,
соответственно, улучшилось ее понимание того, кто она есть. Она является
гораздо более многогранным человеком, чем ей это раньше казалось.
Любое присутствующее внутри вас качество вы можете персонифицировать и
убедить его принять тот образ, с которым вы
сможете взаимодействовать. Если вы чувствуете подавленность, то
можете отправиться к вашему воображению и попросить эту подавленность персонифицироваться посредством какого-либо
образа. Если вы впали в меланхолию, то сможете
сделать то же самое. Образ является исходной точкой. Затем вы можете вступить в
диалог, вы можете взаимодействовать -
и тогда вы сможете прийти к какому-то взаимопониманию.
В этом примере присутствуют все основные элементы, необходимые для
успешного применения Активного Воображения. Пожалуйста,
обратите внимание, что все началось с пассивной фантазии.
Когда эта женщина лежала в постели, бесконечная череда цветов и образов проплывала перед ее глазами. В этот момент она была просто
зрителем, которым
полностью овладела фантазия.
Она
преобразовала эту фантазию в Активное Воображение именно в тот момент, когда
находилась вне фантазии, представляя собой осознающий эго-разум, абсолютно
независимую силу. Затем она начала играть активную роль, начала задавать
вопросы и требовать ответов на них. Она
пыталась выяснить, кто скрывается за всем происходящим, кто генерирует этот
поток фантазии. В результате сформировался образ и можно было начать
разговор.
Во всем происходящем были задействованы ее чувства, что является еще
одним доказательством того, что она имела дело с
настоящим Активным Воображением. Ситуация вывела ее из себя, и все же она была тронута, когда обнаружила, что до
этого момента значительная часть ее внутреннею
"я" игнорировалась и подавлялась. Она оценила эту часть; она поняда ее значение; она испытала по отношению к ней нежные чувства. Это
доказывается не только ее словами, но и
действиями, которые она впоследствии совершила в честь этой части своего "я".
Еще одним важным фактором явилось ее желание выслушать пришедшую из бессознательного личность. Она не пыталась одолеть или подчинить себе этот
внутренний голос. Она предпочла позволить ему высказаться и поучиться у него.
В последующих главах мы исследуем многочисленные концепции, связанные с
Активным Воображением. Но уже на одном этом примере вы узнали основные принципы,
которые вам потребуются для занятий
настоящим Активным Воображением. Если вы их хорошо усвоили, то вы уже
стали на путь, ведущий к пониманию и применению этого высокого искусства.
<<назад Содержание дальше >>
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел психология
|