Ваш комментарий о книге
ИЛЛЮСТРАЦИЯ К РАБОТЕ СО СНАМИ: МОНАСТЫРЬ
из книги Роберт Джонсон. Сновидения и фантазии анализ и использование.
В качестве
примера поиска ассоциаций мы приведем нижеследующий сон и несколько подлинных ассоциаций, которые сновидящая отметила в
своей записной книжке во время работы над ним. Ввиду того, что мы
ограничены во времени и объеме данной книги, я поясню только несколько образов
из ее сна в связи с вызванными ими ассоциациями.
Женщина,
которой приснился этот сон, происходит из итальянской католической семьи. Достигнув зрелого возраста, она взбунтовалась
против национальных традиций и религии своего детства. Она увлеклась
философией и практикой дзэн-буддизма. Этот сон стал сигналом к возвращению к ее религиозным и национальным
корням, но уже с позиций взрослого человека. Он доказал ей, что она
может соединить внутри себя Восток и Запад, что вполне соответствовало ее характеру.
Сон.
Я нахожусь в
монастыре, в пристроенной к часовне комнате или келье. От людей и от зала
часовни меня отделяет железная решетка. Начинается месса. В моей келье, кроме
меня, никого нет. Я сижу со
скрещенными ногами, как сидят дзэн-буддисты, но в руках я держу четки. Я слышу бормотание людей за решеткой. Их голоса полны
покоя. Я закрываю глаза и тоже получаю
причастие, хотя в физическом смысле никто и ничто не проникает в мою келью. Месса заканчивается. Я догадываюсь, что за
стеной моей кельи расцветают цветы. Я чувствую полный покой.
Фаза первая: мои ассоциации.
Монастырь. Религиозная жизнь: официальная религиозная жизнь; люди, жившие
со мной по соседству; религия моего детства; созерцание;
жертвоприношение; средневековые монастыри в Италии и
Испании; отделенность от мира; дзен-монастырь, в который я чуть было не ушла.
Комната/келья.
Вместилище; матка; клетка -основной компонент живых форм; защита; отчужденность от коллектива; индивидуация; тропа,
по которой каждый должен пройти в одиночку,
не рассчитывая на помощь коллектива.
Месса. Коллективная форма религиозной жизни; групповое обращение к Богу при
посредничестве священника; форма религиозной жизни моего
конкретного коллектива; форма, которую мне нужно индивидуализировать. Первый
шаг уже сделан - я могу участвовать в религиозной
жизни, но при этом не отождествлять себя с коллективной внешней формой внутренней жизни.
Причастие. Тайная Вечеря, жертвоприношение Христа, священный символ, пение
во время причастия, которое я всегда ненавидела;
обморок во время трехчасового поста; мистическое единение; стать частью
чего-то целого; транссубстанциация=трансформация; превращение в нефизическую форму=ощущение, испытанное на
внутреннем плане, личное, а не коллективное.
Дзэн.
Упражнения по достижению полной неподвижности; ощущение духовного родства,
которое я испытала в первый же день занятий; учение без догм; предпочтение
опыта доктрине; противоположность тому, чему
меня учили в детстве; ощущение грусти, посетившее меня тогда, когда я поняла, что не могу "быть
членом" и дзэнского коллектива тоже: дзэнский монастырь, которому я
должна была сказать "нет"
Решетка.
Отделенность; частичная отделенность; взаимодействие с коллективным миром, но
взаимодействие это - дифференцированное; отдельная личность; отдельное
сознание.
На этом примере вы можете увидеть, какое богатство материала мы
непроизвольно черпаем из бессознательного, когда по-настоящему
сосредоточимся на образе из сна и отыщем все возможные связанные с ним
ассоциации. У нас в руках огромное количество материала, несмотря на то, что мы
поработали всего только с несколькими образами.
Если вы внимательно
следили за ассоциациями этой женщины, то вы уже могли заметить основные связи
между образами и различными ассоциациями, которые все вместе образуют единую картину. Вы увидите, как эти ассоциации, в
конце концов, приведут к толкованию этой картины.
Этот сон
сообщил "сновидящей" о ее праве быть индивидуальностью и
необходимости защищать это право. Сон
подчеркнул, что религия имеет в ее жизни большое значение; она должна приобщаться к религиозным тайнам, но при
этом не должна отождествлять себя с какой-то
конкретной, внешней, коллективной версией религии. Во сне она принимала участие
в религиозном обряде, но была
отделена от других людей и их коллективной версии религиозного ощущения. Она поступала так не потому,
что была снобом, а потому, что по другому
поступать она просто не могла.
Тот факт, что
она получила причастие без всякого физического контакта, был очень существенным
для понимания ее сна. Она испытала непосредственный контакт с Богом, трансформацию, но испытала она его внутри себя и
по-своему, не отождествляя его с коллективной,
цивилизованной версией этого ощущения. В ходе поиска ассоциаций она вспомнила,
что подумывала об уходе в буддистский монастырь, чтобы получить возможность стать членом коллектива и следовать по
определенному коллективом пути. Но она не смогла себя заставить это сделать точно так же, как она не смогла бы это
сделать в случае с католическим
монастырем.
Сон сообщил
ей хорошую новость, что она может вернуться к своему католическому и христианскому наследию, но при этом по-новому
осмыслить его и понять саму суть цивилизованных
и коллективных форм. Она может жить в коллективе и при этом не раствориться в нем. Она может принимать участие в
чем угодно, но при этом идти своим собственным
неповторимым путем.
В цветах,
которые в конце мессы расцвели под стеной ее кельи, она узнала символ новой жизни и нового сознания, которые стали
результатом произошедшего во сне синтеза религии ее детства и духовных
ощущений ее зрелости. Если выражаться более точно, то цветы являются символом самого синтеза. Подобный символ указывает
на тот архетип, то "я", которое поднимается над
противоположностями и обнажает их реально существующее единство.
Цветы являются символом не только женского начала, но и объединенного
"я": в христианстве роза символизирует Христа; в восточных
религиях лотос с тысячью лепестков символизирует
Единого. Сновидящая, путем которой является спокойствие, заставила цветок "я" расцвести в своей жизни. Она отыскала
универсальное зерно духа, которое является центром как христианства, так и дзэн-буддизма, и при этом стоит выше
обеих этих религий и не отождествляется с внешней формой ни одной из
них.
После того, как женщина увидела этот сон, в ее жизни произошли определенные
знаменательные события Когда мы дойдем до четвертой фазы
работы со снами, которая заключается в отправлении ритуала,
направленного на выражение смысла сновидения, мы еще вернемся ко сну "Монастырь". Выполненный
"сновидящей" сна ритуал и последовавшие за этим события очень поучительны.
<<назад Содержание дальше >>
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел психология
|