Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных

ОГЛАВЛЕНИЕ

Часть 1. Нормальное разбитие

Глава IV. Сны и подсознание

3. Почему люди видят сны?

Теперь читателю нетрудно понять, что такое сновидение. Это попытка
ослабить напряжение Ид галлюцинацией осуществления какого-нибудь желания. Ид
непрерывно стремится к удовлетворению и наяву, и во сне. В часы
бодрствования его прямому выражению препятствует Суперэго с суровыми
понятиями о правильном и неправильном и Эго с оценкой последствий
необдуманного удовлетворения наших импульсов. Во сне давление Эго
ослабевает, и Принцип Реальности, с помощью которого Эго пытается управлять,
утрачивает свою силу. Таким образом, содержание Ид отчасти выходит из-под
контроля. Однако Суперэго мало ослабевает и во сне, и воздействие его
проявляется, как только пытается выразиться Ид. Таким образом, даже во сне
Ид вынуждено скрывать истинную природу своих стремлений, опасаясь оскорбить
Суперэго. Поэтому стремления Ид осмеливаются показаться лишь в переодетом
виде; сновидения редко бывают откровенны и представляют эти желания
искаженно. Задача истолкователя снов -- разгадать смысл переодевания и
выяснить подлинную природу желаний Ид, стремившихся к выражению во сне.
Поскольку индивид спит, он не может двигаться и не способен
действительно удовлетворить свои желания. Все, что он может сделать, это
увидеть их удовлетворение в своем воображении, так как при этом Эго,
способное проверять действительность, не выполняет своих функций, то индивид
верит в подлинность своих видений и они удовлетворяют его в этот момент так
же, как если бы это было в действительности. Сексуальное сновидение может
доставить спящему такое же удовлетворение, как половые сношения наяву. Когда
Эго бодрствует, оно предпочитает, чтобы удовлетворение было подлинным. Но
когда Эго спит, психика может довольствоваться и мнимым удовлетворением.
Чтобы лучше прояснить только что сказанное, остановимся на двух
кажущихся исключениях. Во-первых, иногда человек во сне перемещается. При
лунатизме мы иногда обнаруживаем, что хождение во сне связано со
сновидениями индивида и напоминает попытку достигнуть путем хождения обычной
цели этих сновидений. Это видно на примере карлика из страны Бршисс,
заходившего во сне в родительскую спальню. В то время у него было желание
разлучить своих родителей, и ночные прогулки были чем-то вроде попытки это
исполнить. Во-вторых, иногда случается, что и бодрствующий индивид верит в
собственные сновидения. Так бывает при некоторых психических болезнях. Мы
уже приводили пример алкоголика, верившего в реальность своих страшных
галлюцинаций, связанных с мортидо. Действие алкоголизма на психику включает,
в частности, работу Эго по проверке реальности, так что воображаемые картины
и звуки кажутся подлинными; это и называется галлюцинациями.
Какова же роль (или назначение) сновидений? Сновидение служит для того,
чтобы не дать спящему проснуться под действием позорных или страшных
проявлений собственного Ид. Сновидение -- хранитель сна.
Когда Эго спит, подавление частично снимается и напряжения Ид выходят
из-под контроля. Как мы знаем, Ид безжалостно и лишено всякой морали. Как
повлияли бы на индивида эти напряжения, если бы он ощутил их полную силу? У
него могло бы сразу же возникнуть желание проснуться и причинить окружающим
смерть или половое насилие вне зависимости от того, насколько близки ему эти
люди; в действительности как раз самые близкие могут оказаться его наиболее
вероятными жертвами, поскольку они вызывают у него самые сильные чувства. Ид
в его первичном существе не верит в моральные различия и не признает
полумер, как это часто обнаруживается в уголовных преступлениях, когда
рушится система подавления и совершаются страшные дела. Однако спящему
незачем просыпаться и осуществлять свои желания, поскольку он может
довольствоваться их воображаемым исполнением во сне. Его галлюцинации (то
есть сны) для него реальны, и действие оказывается ненужным, поскольку он
может получить удовольствие для своего Ид, не прерывая сна.
Но если бы истинные цели и объекты его Ид стали известны ему даже во
сне, то его разбудила бы негодующая реакция его Суперэго. Искажения в
сновидениях обманывают Суперэго таким образом, чтобы оно не имело повода
возмутиться, так что сон может продолжаться. И здесь положение дел
проясняется, если разобрать кажущееся исключение. Когда напряжения столь
сильны, что угрожают вырваться в откровенном виде, вопреки Суперэго и той
небольшой доле подавления, какая еще остается во сне, то Эго наполовину
пробуждается, и начинается страшная борьба, чтобы не допустить открытого
проявления Ид и избежать следующей за ним ярости Суперэго. Если Эго не может
победить в этой борьбе, находясь в спящем состоянии, то раздается сигнал
тревоги и спящий просыпается с сердцебиением, взмокший от пота, в панике от
того, что ему едва удалось избежать знакомства с силой и безжалостностью
напряжений собственного Ид. Ночной кошмар -- это сновидение, потерпевшее
неудачу в попытке сохранить сон. Если индивид ощущает или знает по опыту,
насколько опасно для него ослабить во сне свою систему подавления, он
предпочитает пролежать всю ночь без сна, не рискуя познакомиться со своими
подсознательными желаниями. Бессонница часто происходит именно от такого
страха уснуть. Иногда этот страх сознателен, но обычно он подсознателен, и в
этом случае подверженный ему человек, не подозревая истинной причины своего
бдения, подыскивает всевозможные оправдания, например усталость, шум и т.
д., что обычно устраивает его самого и семью.
Сновидения служат не только для того, чтобы не дать спящему проснуться
от напряжений собственного Ид; они охраняют сон также и от внешних стимулов.
Знакомый пример -- человек, просыпающий неприятный сигнал своего будильника.
Если бы его спящее Эго правильно истолковало этот звук, он должен был бы
проснуться, вылезти из своей уютной кровати, поставить ноги на холодный пол
и пойти на работу в темный и зябкий рассветный час. "Отведя в сновидение"
звук будильника, он обманывает свое Суперэго и Эго, чтобы они дали ему
поспать и тем самым помогли избежать этого неприятного переживания. При этом
Ид, всегда готовое ухватиться за любую возможность удовлетворения,
использует звук будильника, чтобы облегчить некоторые из своих напряжений. В
этом случае, например, Ид может перенести спящего в счастливые дни его
детства, когда ему не приходилось контролировать и сдерживать свои
стремления к удовлетворению и когда жизнь была куда милее и приятнее. Во сне
ему может казаться, что он слышит звон колоколов, как будто говорящий ему:
"Какой прекрасный звук я слышу! Это колокол Олимпийской церкви. Как чудесно,
что я снова там, что я снова переживаю мое беззаботное детство!"
Узнав реакцию субъекта на его сон, истолкователь может обнаружить, что
церковный колокол Олимпии напоминает этому человеку давно умершую мать. Тем
самым сон удовлетворяет три желания. Во-первых, желание спать: поскольку сон
дает ему возможность верить, что он слышит колокольный звон, а не будильник,
то нет причины вставать. Во-вторых, желание быть снова ребенком: если уж он
слышит именно этот колокол, значит, он снова ребенок, потому что именно так
звучал этот колокол в детстве. И, в-третьих, желание, чтобы мать была снова
жива: в те дни, когда он слышал этот колокол, мать была рядом с ним, и, раз
он слышит его опять, она тоже должна быть здесь.
В этом случае он надувает и свое Суперэго с его чувством долга и свое
осторожное Эго, знающее, что он должен быть вовремя на работе. Но это не
может продолжаться слишком долго, если он не хочет совершить прогул, и в
конце концов он начинает неловко ворочаться во сне. Затем он внезапно
вспрыгивает, пробудившись с острым сознанием, что опоздает, если не
поспешит. И он нехотя расстается с миром своих сновидений, погружаясь в
холодную действительность утра.
Часто говорят, что сновидения "вызываются" внешними стимулами. Это
неверно. Истина состоит в том, что Ид использует внешние стимулы как удобный
материал, вокруг которого оно обвивается, удовлетворяя свои желания. Ид
следует в своем выражении линии наименьшего сопротивления, используя
наиболее доступные пути. Это можно назвать законом Ид или даже основным
законом Ид. Закон этот применим не только к сновидениям, но и к
невротическим симптомам. Мы имеем, таким образом, сновидения с исполнением
желаний, основанные на несварении желудка, но не вызванные им, и неврозы с
исполнением желаний, основанные на телесных повреждениях, но не вызванные
этими повреждениями. Например, боль от несварения желудка может быть
использована Ид для построения сновидения с анальным удовлетворением.
Поскольку анальные удовлетворения нередко устрашают Суперэго взрослого
человека, за этим может последовать ужасная внутренняя борьба, и такое
сновидение может принять вид ночного кошмара.
Сновидение пытается не только выразить анальные желания, но также
удовлетворить желание спать дальше; ему приходится столкнуться при этом и с
самой болью, и с возросшим от боли напряжением Ид. "Отведение" боли в
качестве материала для исполняющего желания сна производит такое же
успокоительное действие, как в случае будильника. Если бы звон будильника
был воспринят как звон, спящий проснулся бы; точно так же он проснулся бы,
если бы боль была воспринята как боль. Но если, например, мать имела
обыкновение массировать ему в детстве живот, когда он страдал запором, то
боль может быть отведена, превратившись в приятную галлюцинацию, будто ему
натирает живот женщина, похожая на его мать; и тогда он может блаженно
спать, невзирая на боль. Если представление о таком массаже возмущает
Суперэго, то сновидение превращается в кошмар и не достигает своей цели, так
что спящий все-таки просыпается. Вот пример такого кошмара.
Мистер Мелигер обратился к психиатру из-за симптомов, последовавших за
смертью его дяди. В начале лечения он жаловался на слабость, сердцебиения,
бессонницу, ночные кошмары, преувеличенные страхи, депрессию, неспособность
к концентрации и импотенцию. Всю жизнь он страдал недостатком
самоуверенности и запорами, получая облегчение того и другого в массажных
кабинетах.
Ассоциации мистера Мелигера, касающиеся его сна, были следующие: во сне
была огромная женщина, непохожая на его мать, но чем-то напоминавшая ее.
Далее он вспомнил, что у нее были руки, как у его матери, и что она носила
обручальное кольцо такого же вида. После этого он рассказал о нескольких
приятных переживаниях, испытанных им в местном массажном кабинете. Вдруг он
припомнил нечто, о чем не думал с раннего детства: когда у него бывал запор,
мать обычно массировала ему живот. Более того, он вспомнил кое-что,
удивившее его еще больше: ощущение удовольствия, которое он испытывал в
таких случаях. В этот момент, в кабинете врача, он был потрясен, когда это
ощущение ожило в нем во всей своей значительности, включая страх перед
матерью.
Сновидение может быть реконструировано следующим образом: в основе его
лежало желание, чтобы мать массировала ему живот, что принесло бы его Ид
большое удовлетворение. Такое сновидение было совершенно неприемлемо для его
Суперэго, поскольку оно слишком откровенно обнаруживало, как сильно он
наслаждался в свое время физической близостью со своей матерью, как он
по-прежнему желал этой близости и насколько эта процедура и связанное с ней
удовлетворение способствовали в детстве его склонности к запору. Поэтому его
психика, "обрабатывая" сновидение, замаскировала характер желания Ид,
которое в нем удовлетворялось. Во-первых, его красивая мать была
замаскирована, превратившись в уродливую великаншу, чтобы его Суперэго не
могло узнать подлинный объект сновидения. Во-вторых, вместо того чтобы
вообразить во сне подлинный массаж, он "символизировал" его в виде сияющего
резинового валика в руке великанши. Это уже не означало "она массирует
тебя", а всего лишь "она собирается тебя массировать"; хотя это и не было
вполне равноценно, но составляло по крайней мере частную замену и, если бы
обман удался, доставило бы удовлетворение с меньшим чувством вины.
Но в этом случае мистеру Мелигеру не повезло: его Суперэго не было
обмануто косвенным характером и маскировкой сновидения, и яростный протест
Суперэго вызвал панические ощущения ночного кошмара. Когда Ид угрожало
прорваться в прямом виде, позволив великанше делать массаж (а он, как
нередко бывает во сне, при всем своем страхе не мог спастись бегством, так
что ей нетрудно было его поймать), Суперэго оказалось под угрозой потерять
управление. Прозвучал сигнал тревоги, и он проснулся. Эго, по-видимому, тоже
восприняло этот сон как угрозу, потому что мать и в самом деле основательно
запугивала его в детстве.
Этот сон и его истолкование, найденное с помощью ассоциаций мистера
Мелигера, были поворотной точкой в его лечении. Открылся столь обширный
мавзолей давно погребенных чувств и воспоминаний, что с этого момента
начались быстрые успехи. По поводу этого процесса истолкования сна следует
заметить, что он не мог бы привести к цели без ассоциаций мистера Мелигера.
Истолкование держалось на внезапном воспоминании о детском удовольствии,
которое оставалось подсознательным около сорока лет и было обнаружено лишь в
ходе применяемого психоанализом метода "свободной ассоциации"; мы займемся
этим методом в одной из следующих глав. Без ассоциации сновидение мало что
сказало бы и самому мистеру Мелигеру, и психоаналитику. Врач мог бы угадать
его смысл из общих соображений, и эта догадка, возможно, помогла бы ему
лучше понять мистера Мелигера, но она не помогла бы мистеру Мелигеру лучше
понять самого себя. Он смог извлечь большую пользу из этого истолкования
лишь по той причине, что свободная ассоциация вызвала у него подлинное
чувство, связанное с лежавшим в основе переживанием.
Впрочем, столь полезное раскрытие его детской эмоциональной жизни,
постепенно приведшее к благотворной перестройке его личности, произошло лишь
после шести месяцев ежедневных визитов к психоаналитику, а завершение этой
работы потребовало еще многих месяцев. Однако, как говорил мистер Мелигер
своим друзьям, увеличение продуктивности позволило ему в конечном счете
повысить доход от его юридической практики, так что достигнутое им
освобождение от симптомов и вновь обретенное смягчение напряженности в его
личной и семейной жизни ему в действительности ничего не стоили: он вернул
себе деньги, вложенные в лечение.
Мы узнали в этом параграфе, что функцией сновидения является сохранение
сна, а сновидения -- это исполнение желаний в замаскированном виде. Чтобы
правильно истолковать сновидение, необходимо, как мы видели, узнать
возникшие у индивида ассоциации; это истолкование обнаруживает
подсознательные желания человека в такой степени, что сновидения получили
название "столбовой дороги к подсознанию".
Представляется также вероятным, что сновидения имеют и другое
назначение, а именно, содействуют исцелению психики от эмоциональных ран и
потрясающих эмоциональных переживаний. Как читатель узнает дальше, страшные
сновидения Сая Сейфуса, воспроизводившие сцены сражений, по-видимому,
представляли собой неудачную попытку такого рода исцеления от травмировавших
его военных переживаний. По имеющимся теперь данным, даже повседневный
эмоциональный опыт должен быть некоторым образом "переварен" сновидениями,
чтобы индивид мог себя хорошо чувствовать. Если человек лишен возможности
видеть сны, это может привести к серьезным трудностям; психозу часто
предшествует длительный период недостаточного сна, а тем самым недостаточная
возможность переживать сновидения. Есть предположение, что остающаяся при
этом масса "непереваренных" эмоций как-то влияет на развитие психоза.

4. Истолкование сновидений

Мы привели только что пример, демонстрирующий метод истолкования снов.
Коротко говоря, материал для истолкования получается следующим образом:
рассказав свое сновидение, субъект после этого точно сообщает все приходящее
ему на ум, когда он думает об увиденном во сне, ни в коем случае не
подвергая свои мысли цензуре и никак не пытаясь их упорядочить.
Цель истолкования -- обнаружить, какие напряжения Ид стремятся
выразиться во сне, каковы их подлинные цели и объекты и каково их значение
для индивида. Эти факторы называются "латентным содержанием" сновидения.
Истолкование -- это попытка узнать латентное содержание, отправляясь от
явного. Опытный истолкователь снов может и без ассоциаций субъекта по одному
только явному содержанию догадаться, какие напряжения Ид стремятся
выразиться во сне и даже каковы их цели и объекты; он не может, однако,
узнать самого важного -- какое значение имеют все эти вещи для индивида. И
до тех пор, пока индивид не осознает это значение, почувствовав его,
истолкование не представляет для него большей ценности, чем интересное
научное исследование. Лишь образуя ассоциации к своему сновидению, он может
испытать эти самые важные чувства.
Часто ошибочно полагают, будто важнее всего узнать значение сна. Это
неверно. Значение должно быть почувствовано, и это чувство должно быть
надлежащим образом связано с другими прошлыми и нынешними чувствами данного
конкретного лица; лишь при этом условии истолкование может изменить лежащие
в основе напряжения Ид, что и является целью терапии.
Истолкователь должен иметь в виду, что сновидение -- это
замаскированная попытка представить во сне некоторое чувство. Явное
сновидение образуется из латентного содержания под влиянием нижеприведенных
факторов:
1. Во время сновидения Эго в значительной степени бездействует.
Сновидение образуется, таким образом, лишь с небольшой помощью Эго в
отношении "упорядочения" материала и с весьма неполным использованием
навыков обучения опыту, входящих в компетенцию Эго. Поэтому после
пробуждения Эго может найти сновидение странным. Оно может показаться
нелепым, беспорядочным и даже безудержным; оно не связано также какими-либо
требованиями реальности, временем, пространством, силой тяжести, смертью и
другими основными факторами, которые Эго должно принимать во внимание, когда
человек бодрствует; содержание и ход развития сна могут быть лишены всякой
логики. [По ощущению автора, в динамической действительности ближе всего к
нереальности снов кинофильмы с замедленной проекцией, а в статической
действительности -- картины Сальвадора Дали.]

2. Во время сна Суперэго отчасти бездействует. Поэтому спящий делает во
сне вещи, каких он не осмеливался сделать или даже подумать о них наяву.
3. Среди подсознательных представлений, которые Эго в бодрствующем
состоянии более или менее устраняет или по крайней мере контролирует, но
которые более свободно выражаются во сне, находятся три "абсолюта". В своих
сновидениях человек всегда бессмертен (если он видит во сне свою смерть, то
переживает ее в качестве зрителя); его очарование неотразимо (он может
обладать и обладает любой женщиной, какой захочет); мысли же его всемогущи
(если он подумает, что может летать, стоит ему подпрыгнуть -- и он летит!).
4. Задача сновидения -- показать в картинах сложные чувства. Но чувство
не может быть прямо изображено картиной. Изобразить можно лишь действие,
обозначающее это чувство. Невозможно изобразить на картине страх, но можно
изобразить выражение страха -- бегство. Невозможно изобразить на картине
любовь, но можно изобразить сближение, одарение, преклонение или половой
акт. Невозможно изобразить на картине ненависть, но можно сделать видимым
уничтожение, изгнание или оскорбление. Иногда задача сновидения требует
сжать все три эти чувства в одну картину и вдобавок замаскировать их таким
образом, чтобы Суперэго не могло узнать, что изображает картина. Далее, цели
и объекты чувств могут быть также сжаты и замаскированы. Это одна из причин,
по которым анализ какой-нибудь одной черточки сновидения может занять иногда
целый сеанс.
Во сне мистера Мелигера очень активно действовал принцип "маскировки
противоположностью", а также "маскировки символизацией". Когда мистер
Мелигер в конце концов почувствовал значение своего сна, он сказал врачу (а
не наоборот -- врач сказал ему), что сон выражает давно забытое физическое
стремление к более тесной физической близости с матерью. Тем самым
маскировка была разоблачена. Его красивая мать была замаскирована по
принципу противоположности в виде уродливой женщины; вместо того чтобы
бежать к ней, он, опять-таки по принципу противоположности, бежал от нее;
мужской половой орган был не у него, а у нее. Мужской орган был
символизирован для маскировки резиновым валиком, а его жаркая, хоть и
детская страсть была символизирована в виде огня.
Фигура великанши демонстрирует явление "сжатия" разных предметов в одну
картину. Во-первых, она изображала его мать. Во-вторых, она изображала двух
высокорослых уродливых массажисток, вызывавших у него странное половое
влечение. Вдобавок ее уродство изображало уродство его желаний, ее страшный
вид -- страх, который вызывали у него эти женщины, а ее огромное тело
изображало их мощные формы. Все это он рассказал психоаналитику с сильным
чувством; при этом у него колотилось сердце, и он вспотел.
5. Прежде всего истолкователь должен иметь в виду, что спящий является
автором своего сценария. Сновидение является продуктом его и только его
индивидуальной психики. Как и автор любого сценария, он может вставить в
него любых персонажей и делать с ними, что ему вздумается. Выбрав себе
героиню, он может жениться на ней, убить ее, сделать ее беременной,
заставить ее работать, поработить ее, избить ее, прогнать ее, вообще сделать
с нею все, что подскажет его воображение и что допустит его сонное Суперэго.
Если он испытывает страсть, он может ласкать; если хочет иметь какую-нибудь
вещь, может грабить; если гневается, может убить; он может удовлетворить и
самые необычные желания. Но что бы он ни делал, с кем и кому бы он это ни
делал, какими бы масками ни прикрывал это, сновидение есть продукт его
собственной психики -- и ничьей другой. Явное сновидение оказывается при
этом компромиссом между сдерживающим надзором Суперэго и неудовлетворенными
желаниями Ид, и анализ сновидения приводит к латентным мыслям, вызываемым
этими двумя силами. Можно считать, что при этом наблюдается и влияние Эго,
участвующего в организации "деталей" явного сновидения.

5. Что такое сон?

Значение сновидений не исчерпывается их истолкованием. Со времени
Фрейда мы много узнали о связях между сновидениями и сном. Во время сна, как
и во время бодрствования, мозг рассылает электрические импульсы; их можно
записать с помощью машины, называемой электроэнцефалографом. Как показывают
эти импульсы, существует четыре уровня или четыре стадии сна. Интереснее
всего, что в одной из этих стадий, когда испускаемые мозгом волны принимают
некоторую особую форму, глазные яблоки начинают быстро вращаться под
закрытыми веками. Спящих будили в различных стадиях сна, и таким образом
было обнаружено, что почти все сновидения происходят в течение этой особой
стадии сна, именуемой "сном с быстрыми движениями глаз", или сном БДГ.
Другие стадии называются сном "без быстрых движений глаз", или сном ББДГ.
В течение сна БДГ организм может быть в действительности активнее, чем
в бодрствующем состоянии, хотя индивид и сохраняет свое положение в кровати.
При этом часто ускоряется ритм сердцебиения, быстрее повышается и понижается
кровяное давление, дыхание становится неправильным и сокращаются мышцы рук,
ног и лица. Приток крови к мозгу выше, чем во время бодрствования, и у
мужчин часто наблюдается эрекция пениса. По данным одного исследования, БДГ
в 80 процентах случаев сопровождались эрекцией. Это важное подтверждение
предположения Фрейда, что почти все сновидения имеют сексуальное
происхождение. Фрейд пришел к этому выводу путем психологической интуиции и
истолкования, не имея способов экспериментальной проверки. Лишь теперь,
через семьдесят лет, его правота доказана на опыте по крайней мере в случае
мужчин; нет причин сомневаться, что так же обстоит дело и у женщин, хотя в
этом случае подтверждение более трудно.
Нормальный ночной сон состоит из сна ББДГ, прерываемого периодами БДГ.
Эти периоды повторяются через каждые девяносто минут три или четыре раза в
ночь, и каждый из них длится около двадцати минут. Чтобы индивид мог
нормально функционировать, ему необходимы оба вида сна. Если, например,
лишить человека сна БДГ (будить его каждый раз, когда начинается эта
стадия), то после нескольких таких ночей у него могут появиться серьезные
расстройства. Как только ему разрешают спать сколько он хочет, он возмещает
все потерянное время сном БДГ и видит все сновидения, пропущенные во время
опыта. Как показывает электроэнцефалограф, сон БДГ свойствен не только
человеку, но и другим млекопитающим -- кошкам, собакам и даже опоссуму,
прожившему на Земле уже более ста миллионов лет.
Сон и пробуждение зависят от некоторой части мозга, называемой
"ретикулярной системой активации", или короче -- РСА. Когда РСА действует,
человек бодрствует; когда она не действует, он засыпает. Если во время сна
на РСА действуют некоторыми гормонами, у животных начинается БДГ; другие же
вещества, действуя на РСА, вызывают ББДГ. Выяснив все это, ученые все больше
узнают о сне и сновидениях. Внушение, изоляция в отдельной комнате и ЛСД
увеличивают время БДГ и тем самым количество сновидений. Барбитураты,
алкоголь и некоторые транквилизаторы уменьшают время БДГ. Хотя при этом
периоды БДГ могут удлиняться или сокращаться, они по-прежнему разделены
промежутками примерно в девяносто минут. Любопытно, что эти исследования
подтверждают кое-какие народные представления о сновидениях: оказывается,
бутерброды с сыром и в самом деле их удлиняют, поскольку сыр содержит
вещество, увеличивающее время БДГ. Сновидение может длиться от одной до
восьмидесяти минут, и примерно такова же их кажущаяся продолжительность во
сне: "быстрый" сон и в самом деле проходит быстро, а "медленный" занимает
много времени.
Почти все эксперименты подтверждают то, что говорил о сновидениях
Фрейд: установлен не только их сексуальный характер, но также их
независимость от внешних событий и от того, что делал спящий непосредственно
перед сном. Внешние стимулы, например: звуки, свет или струя холодной воды
-- сами по себе не вызывают сновидений, но вплетаются обычно в символическом
виде в уже начавшиеся. Далее, события предыдущего дня значительно сильнее
влияют на сновидения, чем происшедшее вечером перед сном. Иными словами,
сновидения следуют своим собственным законам и являются во время сна БДГ,
приходящего через каждые девяносто минут, независимо от всего, что случается
вне тела спящего; даже желудок, находящийся внутри тела, не очень влияет на
сон БДГ. Однако сам спящий в некоторой степени управляет своими
сновидениями. Один человек, например, опасался, что его сновидения могут
слишком много о нем рассказать, и записи волн его мозга показали, что
периоды БДГ прекращались у него сразу же после начала, вместо обычной
продолжительности в двадцать минут. Это значит, что и во сне он пресекал
периоды своих сновидений так скоро, как только мог. Утром он сказал, что ему
снилось, как кто-то включал телевизор, а он затем выключал его, и экран
снова темнел.
Люди, жалующиеся на плохой сон, в действительности спят значительную
часть времени, когда считают себя бодрствующими, но это сон ББДГ. То, чего
им не хватает, -- это сна БДГ. Непроизвольное мочеиспускание, лунатизм и
ночные страхи у детей происходят лишь во время периодов ББДГ; скрежетание
зубами, шум в голове и ночные кошмары происходят во время БДГ.
Официальный рекорд пребывания без сна составляет 264 часа (11 дней) и
принадлежит семнадцатилетнему школьнику из Сан-Диего. У него не было
каких-либо последствий. У большинства людей сон регулируется часами, как это
видно в случае длительных перелетов: Люди хотят спать, когда это
предписывают им их часы, независимо от положения солнца в месте своего
пребывания. Этот 24-часовой ритм называется "циркадным" ритмом (от
латинского circa diem, "около дня"). Циркадный ритм регулирует не только сон
и пробуждение, но и температуру тела, скорость сокращения сердца, кровяное
давление и образование мочи; все эти процессы усиливаются и ослабевают
согласно правильному суточному циклу. Интересный в этом отношении опыт был
поставлен над тараканами, у которых циркадный ритм управляется особым
отделом мозга. Если пересадить этот отдел мозга от одного таракана к
другому, удалив его собственные часы, и если при этом новые часы показывают
то же время, что и старые, то получивший их таракан чувствует себя
превосходно. Если, однако, показания часов расходятся, то этот таракан
заболевает раком и погибает. Это замечательный результат, смысл которого еще
не вполне понятен; он свидетельствует, во всяком случае, о том, насколько
правильный ритм важен для работы организма.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел психология
Список тегов:
потерянное время 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.