Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных
Часть 1. Нормальное разбитие
Глава IV. Сны и подсознание
1. Что такое подсознание?
Мы уже немало наслышались о подсознании. Теперь мы сопоставим в одном
месте все, что ему приписывается.
Прежде всего подсознание -- это энергетический центр, где начинают
формироваться инстинкты Ид. Полезно сравнить подсознание с фабрикой. Фабрика
эта полна генераторов, энергия которых движет машины. На фабрику поступают
снаружи всевозможные виды сырья. Это сырье проходит через машины, движимые
генераторами, и превращается в готовые продукты.
Важно отметить здесь два обстоятельства. Во-первых, исходящие из
фабрики продукты совершенно отличны от машин, которые их делают. Во-вторых,
части, составляющие такой продукт, совсем не похожи на готовый продукт в
целом. Рассмотрим, например, автомобиль. Прессы, штампы и печи, с помощью
которых делается автомобиль, совсем не похожи на него с виду. Точно так же
любая деталь автомобиля, скажем, карбюратор, не похожа на готовый
автомобиль. Видя карбюратор, нельзя догадаться, как выглядит автомобиль. С
другой стороны, рассматривая автомобиль, невозможно догадаться, как выглядит
пресс для штамповки или карбюратор.
Точно так же человек не может догадаться, как делаются его мысли,
наблюдая их движение через свой мозг. Мысли -- это готовые продукты, и
наблюдение их вряд ли скажет кому-нибудь, кроме специалиста, на что могут
быть похожи детали этих мыслей или изготовляющие их "машины".
Если, однако, автомобиль посмотрит специально подготовленный инженер,
то он, вероятно, сумеет сказать, какие в нем заключены детали и какими
машинами они сделаны. Подобным же образом, если чьи-нибудь мысли выслушает
подготовленный к этому психиатр, то он может довольно точно оценить, из
каких деталей они состоят и откуда они происходят. Удивительно, что
неподготовленные люди часто более уверены в своей способности объяснить
мысль, чем автомобиль, хотя мысль намного сложнее. Автомобиль можно
разложить до конца, то есть он содержит вполне определенное число деталей и
делается вполне определенным числом машин. Правда, их довольно много, но в
конце концов можно все перечислить. Между тем мысль состоит из бесконечного
числа частей и процесс ее образования бесконечен. На сколько бы частей мы ее
ни разложили, при более подробном рассмотрении обнаруживаются все новые и
новые. Примером может служить мысль, послужившая причиной повышения давления
у мистера Кинга. Сколько бы ни изучал ее доктор Трис, всегда оставалось
что-нибудь, обнаруживаемое при дальнейшем изучении. Мы покажем это
убедительнее, когда больше узнаем о мистере Кинге и обсудим сон мистера
Мелигера. Изучение любой мысли прекращается не потому, что мы уже все о ней
знаем, а просто из-за недостатка времени.
Вернемся к нашей фабрике. Генераторам фабрики соответствует энергия
подсознания, происходящая от инстинктов Ид. Эти генераторы поставляют
энергию машинам, которым соответствуют заключенные в подсознании образы.
Машины на фабрике выглядят не так, как вырабатываемые ими продукты, и
действуют совсем иначе. Точно так же образы подсознания выглядят и работают
иначе, чем их продукты, то есть сознательные или мысленные образы. Это можно
понять, подумав над сновидениями, стоящими по своей форме между
сознательными и подсознательными образами; они в чем-то напоминают и чем-то
отличаются от тех и других. Сознательная психика все упорядочивает,
пользуясь логикой, подсознательная же психика "распускает" чувства и логикой
не пользуется. Сновидение представляет собой проблеск подсознания; человеку,
видевшему сон, оно может показаться столь же странным, каким показался бы
шоферу такси штамповочный пресс на автомобильном заводе.
Таким образом, подсознание -- источник энергии нашей психики и в то же
время -- часть психического аппарата, "производящего" мысли; однако способ
работы подсознания отличен от способа работы сознательной психики. Далее,
подсознание есть та область, где хранятся чувства. Это непохоже на хранение
товаров, а скорее похоже на содержание зверей, так что подсознание
напоминает не склад, а зоопарк: все хранящиеся в подсознании чувства
непрерывно пытаются выйти наружу. Чувства хранятся заключенными в образы,
точно так же как электричество хранится в каком-нибудь аккумуляторе. Если
чувство хранится в подсознании или, как говорят, "подавлено", то оно либо
отрывается от породившего его представления и связывается с некоторым уже
имевшимся в подсознании образом, либо захватывает с собой собственное
представление, перенося его в подсознание.
В первом случае представление остается сознательным, а чувство
становится подсознательным, так что индивид не отдает себе отчета в
существовании этого чувства; во втором же случае забывается также и
представление, поскольку и оно становится подсознательным. Таким образом,
забывание объясняется не простым "изнашиванием", а подавлением. Хранение
путем подавления целого образа (чувство плюс представление) всегда связано с
забвением чего-нибудь; и наоборот, забвение означает, что некоторое
представление подавляется. Раньше говорилось уже о другой разновидности
этого процесса, когда подавляется представление, а чувство остается
сознательным.
Когда в уже известной нам истории мистер и миссис Кинг готовились к
приему, мистер Кинг припомнил внешний вид мистера Кастора, наездника с
Гавайских островов, но не мог вспомнить своих чувств к этому человеку. В
этом случае чувство оторвалось от представления и было подавлено в
подсознании, где оно связалось с другим (и притом неприятным) образом,
относящимся к верховой езде. Таким образом, представление осталось
сознательным, чувство же стало подсознательным, так что мистер Кинг не
отдавал себе отчета в своей неприязни к мистеру Кастору.
В дальнейшем уже после этого разговора миссис Кинг подавила свое
чувство к миссис Метис, на которую она гневалась, и в этом случае чувство
взяло с собой в подсознание имя ненавистной особы, так что она забыла о
самом существовании миссис Метис. Когда дело дошло до рассылки приглашений,
у миссис Кинг было ощущение, что она упустила из виду какое-то важное лицо,
но она не могла вспомнить, кого именно, и совершила ошибку, не пригласив на
прием миссис Метис, жену банкира.
Миссис Кинг так и не смогла восстановить в памяти имя "этого чудесного
мистера как-его-там"; в этом случае чувство не было подавлено, но имя было
забыто, потому что оказалось подавленным представление. Как мы видим, во
всех этих случаях подавление означает забвение, а забвение происходит от
подавления.
Практика психоанализа и сновидения убедительно доказывают, что забвение
не означает "изнашивания"; индивид нередко вспоминает в этих случаях вещи,
которые считал естественным образом забытыми много лет назад, например,
отрывок из детского стихотворения или эпизод, случившийся в первые годы
жизни. У мистера Кинга часто повторялись сны о лошадях, и во время лечения у
доктора Триса он вдруг припомнил случай, происшедший с ним на Гавайских
островах, куда его привезли в трехлетнем возрасте. Отец его, большой
любитель верховой езды, купил маленькому Мидасу седло. Однажды, когда Мидас
причинил огорчение матери, отец отобрал у него это седло и продал его, что
вызвало у мальчика приступ ярости и горя. Он "никогда больше не думал об
этом происшествии", пока не вспомнил его у врача.
Одна из причин, почему люди не помнят происшедшего с ними до
трехлетнего возраста, состоит в том, что мышление взрослых оперирует главным
образом словами или по крайней мере вещами, имеющими имена. Между тем
ребенок до трех лет знает мало слов и может назвать именами немногие вещи,
так что ему приходится хранить свои чувства в "безымянных" образах, которые
впоследствии нелегко объяснить самому себе или кому-нибудь другому. При
таких обстоятельствах нередко ощущается лишь безымянное чувство к какой-то
безымянной вещи. Почти у каждого есть безымянные чувства к безымянным вещам,
и мы не знаем обычно, откуда они взялись. Эти чувства могут восходить к тому
периоду жизни, когда индивид не умел еще пользоваться словами. Понадобилось
много времени, прежде чем мистер Кинг смог объяснить возвращавшееся к нему
безымянное чувство, возникшее, как это вытекало из некоторых приведенных им
обстоятельств, не позднее чем на втором году его жизни. Чувство это, как он
в конце концов понял, относилось к тому факту, что мать его имела
обыкновение отнимать у него еду, не дав ему доесть, если он ел медленнее,
чем ей хотелось. Именно это чувство уже во взрослые годы в значительной
степени объясняет его стремление поскорее разбогатеть и привязанность к
своему имуществу; оно побуждало его всегда торопиться и раздражаться от
каждой неудачи, так что у него повышалось давление к концу рабочего дня.
Имеются серьезные причины, по которым людям нужно особое место для
хранения неудовлетворенных напряжений либидо и мортидо. Если бы каждое
неудовлетворенное влечение и каждое неудовлетворенное раздражение,
испытанное человеком со дня его рождения, все время присутствовало в его
сознании, то он попросту не мог бы жить. Его психика находилась бы в таком
непрерывном смятении и беспорядке, что он не был бы в состоянии заниматься
практическими делами. (Нечто подобное и в самом деле происходит при
известных психических заболеваниях.) Чтобы человек был в силах заниматься
важными вопросами текущего дня в соответствии с Принципом Реальности, наше
Эго наделено способностью подавлять накопившиеся чувства, помещая их в
подсознание и тем самым убирая их с нашего пути.
Однако, как мы уже говорили, хранение в подсознании -- это не хранение
на складе. Оно не похоже на хранение груды книг в подвале, где они пылятся,
но в остальном нисколько не меняются, пока не понадобятся владельцу. Оно
гораздо больше напоминает клеточное содержание стада кроликов. Эти
"кролики", питаясь чувствами текущего дня, размножаются и набирают силу;
если их не выпускать, они угрожают вскоре завладеть всей нашей психикой. Но
если выпускать иногда крольчат, оставляя взаперти их отцов и матерей, то все
равно кролики рано или поздно заполнят весь дом; точно так же косвенное
облегчение напряжений Ид не дает устойчивых результатов и должно повторяться
снова и снова, чтобы Ид не взяло верх над Эго. Как бы часто ни спускалось
напряжение косвенными путями, первичные "родительские" напряжения остаются
на своем месте и могут производить новое потомство. Лишь прямое
удовлетворение первичных напряжений может полностью (хотя и временно)
освободить Ид от неудовлетворенных либидо и мортидо. Конечно, в обычных
условиях последнее невозможно. [Как показывают свидетельства о зверствах
нацистов и других массовых побоищах, даже самые безудержные убийства
спускают напряжения мортидо лишь на некоторое время, так что вскоре индивид
снова готов повторять этот процесс, прибавляя новые жертвы. В условиях
полной дикости, как, например, в Треблинском лагере уничтожения, для
возобновления напряжений мортидо могло быть достаточно ночного отдыха; в
более цивилизованных ситуациях может пройти месяц или два, прежде чем
стремление к убийству восстановит свою силу.] Большинство людей знает, что
после таких актов насилия они будут чувствовать себя очень скверно. Одним из
сильнейших напряжений является направленное внутрь мортидо, происходящее от
Суперэго, а оно в большинстве случаев возрастает после попытки полностью
снять какое-либо из напряжений. Однако после успешного полового сношения с
любимой женщиной или любимым мужчиной на некоторое время устанавливается
состояние, очень близкое к полному снятию напряжения либидо.
Итак, подсознание есть источник энергии Ид, "фабрика мышления" и место
хранения. Само оно мыслить не может точно так же, как автомобильный завод не
может ездить. Оно способно лишь чувствовать и желать, не обращая никакого
внимания на время, место и законы физического мира; это часто проявляется в
сновидениях: в них воскресают мертвые, соединяются разлученные и не
обязательно справедлив закон тяготения.
Всем известно "подпрыгивание" ноги после легкого удара по коленному
сухожилию. Это движение происходит помимо нашей воли и вызывает у некоторых
странное ощущение, иногда доходящее до рвоты; так сильно действует на
человека потеря психического контроля над какой-то частью тела.
Подпрыгивание осуществляется действием спинного мозга без участия головного,
а спинной мозг работает совсем иначе. Головной мозг работает по общим
планам, в которых все мышцы действуют вместе, производя некоторое движение,
например пинок ногой. Спинной же мозг управляет отдельными мышцами, сокращая
их без определенной цели. Точно так же подсознание отличается от сознания:
наше сознание воспринимает как нечто непонятное и причудливое особый способ
соединять разные вещи, присущие нашему подсознанию. Если мы видим во сне
базарную площадь, то она так же мало похожа на реальную базарную площадь,
как подпрыгивание ноги на пинок.
2. Из чего состоит подсознание?
Подсознание содержит главным образом неоконченные дела детства и
относящиеся к ним предметы. Здесь заключены напряжения, никогда не
доходившие до сознания, но все еще способные косвенно влиять на поведение, и
напряжения, некогда бывшие сознательными, а затем подавленные. Вместе с
этими напряжениями находятся соответствующие образы; некоторые из них
никогда не доходили до сознания, другие же были вытолкнуты из сознания.
Поскольку игра воображения, или фантазия, столь же реальна для
подсознания, как подлинные переживания, многие из содержащихся в подсознании
представлений мало связаны с действительностью, но столь же влиятельны, как
явления действительности. Хорошее представление об Отце может быть основано
на воспоминаниях и фантазиях о том, каким он был, или на нынешних
проявлениях его доброты.
Мы назвали подсознательные напряжения "неоконченными делами", потому
что эти напряжения не были сняты в прошлом, не исчезают, пока не будут
сняты, и непрерывно ищут полного или частичного облегчения на своих объектах
или их заместителях.
Главные напряжения, присутствующие в подсознании большинства людей, это
неудовлетворенные оральные стремления, неудовлетворенные анальные
стремления, а также неудовлетворенные стремления дальнейшего периода жизни,
начиная с пятого года. Эти напряжения двоякого рода, происходящие от либидо
и мортидо, от любви и ненависти. Они могут быть направлены как внутрь, так и
наружу. Напряжения, направленные наружу, принимают вид привязанности или
враждебности. Если же они направлены внутрь, то принимают вид стремления к
привязанности и одобрению или стремления к наказанию. Цели их меняются в
широких пределах, от полового сношения и убийства до простого взгляда на
объект или удостоверенности, что он существует. Так же широко меняются и
объекты, начиная с родителей и родственников, кончая случайными знакомыми и
неодушевленными предметами. Какое-либо из напряжений или несколько сразу,
даже противоречивых, при подходящих обстоятельствах могут стать
сознательными и искать прямого облегчения на своей собственной цели и
объекте или косвенного облегчения посредством смещения цели или объекта. Во
всем, что делает или воображает индивид, ищет облегчения возможно большее
число напряжений, сознательных и бессознательных.
Подсознательные (так же, как и сознательные) напряжения можно разделить
на группы, относящиеся к Ид и к Суперэго (Суперэго -- отщепленная часть Ид),
так что в конечном счете обе группы происходят от инстинктов Ид. Что индивид
действительно делает и насколько он себя выражает, представляет собой
компромисс между этими двумя группами напряжений, происходящих под контролем
Эго (а Эго, по мнению некоторых ученых, в свою очередь также является
отщепленной частью Ид). (Эти расщепления не должны вызывать замешательства.
Надо только помнить, что у взрослых Ид расщеплено, а у маленьких детей не
расщеплено.)
Если бы каждый пытался удовлетворить все желания своего Ид, это привело
бы к разрушению общества. Удовлетворение желаний Ид часто вызывает страдания
других людей; свободное выражение Ид означает удовольствия для
могущественных и бедствия для слабых. Об этом свидетельствуют многие
политические ситуации, памятные в истории.
Напряжения Суперэго в нормальных случаях стремятся принести счастье
другим людям. Они способствуют развитию великодушия и внимательности. Основу
нашей цивилизации в значительной степени составляет победа Суперэго над Ид,
и эта победа должна быть упрочена, чтобы цивилизация могла продлиться. Сила
развития, или физис, проявления которой мы видим в личности и в обществе,
при надлежащем ее воспитании в детстве действует вместе с Суперэго, так что
индивид испытывает потребность расти и вести себя "лучше", то есть в
соответствии с принципами, свойственными зрелому этапу полового развития,
принимающему во внимание счастье других. И Суперэго, и физис в нормальных
случаях противятся грубому и несдержанному выражению желаний Ид. Они
начинают с того, что побуждают индивида не пачкать свои пеленки, и приводят
в конечном счете к идеалам Объединенных Наций.
Если развитие Суперэго наталкивается на помехи или происходит необычным
путем, то, как мы увидим дальше, могут возникнуть неприятности. Точно так же
под действием сил подавления могут расстроиться хранимые в подсознании
чувства и представления, что может привести к нежелательным последствиям.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел психология
|
|