Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Милехина Е. История государства и права зарубежных стран

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА СРЕДНЕВЕКОВОГО МИРА

Тема 2. Феодальные государства в странах Востока
§ 1. Арабский халифат

В процессе разложения рабоплеменного строя у арабских народов Аравии в VIIв. сложился союз (халифат), освещенный новой религией  исламом. Основателем халифата и ислама был пророк Мухаммед. Им был установлен новый общественный порядок, и все арабы вне зависимости от своего племенного происхождения призваны были составить единую народность. Их главой стал пророк Мухаммед  "посланник Аллаха на земле". Единственным условием вступления в эту общность являлось признание ислама и выполнение его предписаний.
Воинственные арабские племена завоевали Месопотамию, Сирию, Египет и другие районы древней культуры, вставшие на путь феодализма. Под их воздействием процесс формирования феодального общества и государства у арабов ускорился. Глава ислама и халифата пророк Мухаммед предоставлял государственную землю в пользование отдельным лицам и крестьянским общинам при условии уплаты ими налогов. Государственная власть в Халифате носила теократический и централизованный характер.
Высшая власть: духовная (имамат) и светская (эмират)  находилась в руках халифа. Первые халифы избирались мусульманской знатью из своей среды. Однако довольно быстро власть халифа стала наследственной.
В дворцах халифов воцарился торжественно пышный придворный церемониал в духе многовековых традиций восточных деспотий. Власть халифа, в принципе, признавалась неограниченной. В действительности же он должен был считаться с крупнейшими феодалами страны, которые нередко организовывали дворцовые перевороты, свергали и убивали неугодных им правителей.
Центральное руководство осуществляли специальные правительственные ведомства диваны.
Среди этих органов, число которых постоянно росло, особого упоминания заслуживают следующие:
1. ДиваналДжунд, ведавший оснащением и вооружением армии. Под его контролем находились чиновники, составлявшие списки ополченцев и наемников, а также определявшие размеры оплаты и земельных пожалований за военную службу.
2. ДиваналХарадж, контролировавший деятельность центральных финансовых органов, занятых учетом различных налоговых и иных денежных и натуральных поступлении.
3. ДиваналБарид  управление дорог и почты. Оно занималось доставкой почты и государственных грузов, руководило строительством и ремонтом дорог, каравансараев и колодцев. Являясь фактически единственной организацией, способной наиболее быстро обеспечить передачу информации из центра на места и обратно, почтовое ведомство должно было осуществлять также тайное наблюдение за деятельностью и политическим настроением местных властей и населением.
Высшие чины ведомств назначались халифом и были непосредственно перед ним ответственны. Среди высших должностных лиц первое место принадлежало везиру (визирю). Опираясь на поддержку знати, везиры постепенно сосредоточили в своих руках нити непосредственного управления и тем самым в определенной мере оттеснили халифов от реальной власти.
Первоначально были оставлены почти нетронутыми местные административнофинансовые учреждения бывших византийских и иранских провинций.
Территория Халифата делилась на провинции, обычно создававшиеся в границах вновь покоренных государств. Управляли ими, как правило, военные наместники  эмиры, ответственные только перед халифом. В их ведении находились вооруженные силы. Специальные отряды наемников, возглавляемые мутасибами, несли полицейскую службу. Эмирам подчинялся местный аппарат административнофинансового управления.
Отправление правосудия было привилегией духовенства. Эмиры и их чиновники, считавшиеся представителями светской власти, формально не имели права осуществлять судебные функции. Высшим судьей являлся глава государствахалиф. Он мог рассмотреть любое дело и вынести по нему решение. Высшим судом была коллегия виднейших богословов, которые одновременно являлись и правоведами. От имени халифа они назначали судей  кади и специальных уполномоченных, которые контролировали деятельность судей на местах. И те и другие являлись представителями духовенства.
Правомочия кади были весьма обширны. Они рассматривали судебные дела всех категорий, наблюдали за исполнением судебных решений, осуществляли надзор за местами заключения, удостоверяли завещания, проверяли законность землепользования.
Судебные решения и приговоры кади, в принципе, считались окончательными и обжалованию не подлежали.
Исключение составляли случаи, когда сам халиф или лица, им уполномоченные, изменяли решение кади.
Пepвoнaчaльнo вооруженные силы состояли из отрядов мусульманской общины и ополчений примкнувших к ней племен.
Но правящие круги начинают терять уверенность в надежности ополчения. Они ищут опору в отрядах наемников.
В конце VIII века наметились новые тенденции в развитии Арабского государства. Знать, укрепившаяся в завоеванных странах, теряет былую заинтересованность в единстве халифата. К этому времени эмиры получили возможность создавать свое войско. Они удерживают в свою пользу налоговые платежи, собиравшиеся в их областях.
Раскол халифата на отдельные независимые государства стал вопросом времени.
Во второй половине VIII века отпал Кордовский эмират в Испании. Затем настала очередь Туниса и Марокко. В середине IX века отделился Египет. Халиф сохранил свою власть над частью Месопотамии и Аравии.
§ 2. Феодальное государство в Индии
Индия VIXII вв. представляла собой совокупность многочисленных государств  княжеств, экономически не связанных между собой, объединявшихся время от времени в результате войн вокруг крупнейших княжеств. Такие политические образования, как империя Сатаваханов, Харши, Гуптов, Чалукьев, были непрочными, отдельные княж.ества, входившие в них, сохраняли своих старых правителей. Непрочность этих империй усугублялась относительной автономией крупных сельских общин, состоящих, как правило, из нескольких мелких общин, борьбу с которыми вело центральное правительство с помощью военной силы и бюрократического аппарата.
Индусские государства этого времени были монархиями, во главе них стояли махараджи главные князья. Под их властью находилась большая часть земли в государстве. Трон, как правило, переходил от отца к сыну, но в ряде случаев преемник назначался по воле предшественника. Власть государей ограничивалась религиозными предписаниями, обычаями и силой знати. Индусская политикорелигиозная концепция "девараджи" ("хорошего царя"), исходившая из того, что царь является посредником между богами и людьми на земле, предписывала ему выполнение особой дхармы (обязанности). Одной из этих обязанностей была охрана мира среди подданных и борьба с преступлениями. Махарадже помогали советники (монтри паришад). В государственном аппарате значительное место принадлежало военным сборщикам налогов. Эти функции на местах, как правило, совмещали одни и те же лица.
Гражданская юрисдикция осуществлялась обычно теми, кто собирал налоги. В жалованных грамотах феодалам вместе с налоговым и административным иммунитетом предоставлялось право суда над крестьянами по отдельным видам уголовных преступлений. Ряд уголовных преступлений рассматривался в судах общин и каст.
Широкое распространение куплипродажи земли как следствие развития частной собственности привело к созданию должности главного хранителя государственных документов, в обязанность которого входило утверждение сделки, если она не наносила ущерба казне, и цена, назначаемая продавцом, не была завышена.
Империи Гуптов и Харши были разделены на провинции, управляемые начальниками пограничных областей или наместниками. Провинции делились на округа. Самой мелкой административной единицей была сельская община во главе со старостой.
Во второй половине ХII века начались завоевательные походы афганских правителей. Султанам из династии Гуридов потребовалось всего два десятилетия для установления господства над всей Северной Индией, ибо феодальная раздробленность значительно снижала силу сопротивления местного населения. Завоеванные области включались вначале в состав государственных земель державы Гуридов, а затем с XIII века выделились в самостоятельное государство, получившее название Делийский султанат. В 1229 году Делийский султанат был признан багдадский халифом в качестве независимого государства.
Делийский султанат был относительно централизованным государством. Эта централизация держалась на силе делийских правителей, которые поддерживали свою власть методами жестокого подавления народного сопротивления и мятежей отдельных феодалов. К централизации толкала правящую элиту угроза монгольского завоевания и отсутствие поддержки со стороны местного населения внутри страны. Важным средством объединения непокорных феодалов вокруг султанского престола были захватнические войны, которые вели правители. Эти войны привели к созданию в первой половине XIV века огромной империи, включавшей значительную часть территории Индии. Но уже в конце XIV века в результате нашествия Тимура в Индии вновь восторжествовала феодальная раздробленность. Непрерывные мятежи феодалов привели в начале XVI века к покорению Северной Индии одним из потомков Тимура Бабуром, бывшим правителем Ферганы, который основал в 1526 году династию Великих Моголов.
Делийский султанат был деспотическим государством, там не было общепризнанного порядка престолонаследия. Ислам предписывал султану выполнение ряда обязанностей: защиту веры и толкование священного закона, установление мира среди подданных, защиту территории мусульманского государства, укрепление его границ, ведение войн против врагов ислама, собирание налогов, распределение государственных доходов.
В силу этих религиозных предписаний султан был теократическим главой государства и главнокомандующим армией. Ему принадлежала высшая исполнительная и судебная власть. Толкуя нормы мусульманского права, султан не мог, однако, не считаться с общепризнанным его толкованием (иджмой).
Двор султана был центром политической жизни и управления империи. Состоящий из большого числа придворных чинов, слуг, охраны, живших по строгим предписаниям восточного этикета и деспотического церемониала, султанский двор поглощал огромную долю средств государственной казны.
Главным сановником двора был вакилидар, дворцовый управитель, следящий за содержанием семьи, приближенных и слуг султана, за султанской кухней и столом. Другой, равной по значению фигурой при дворе был эмирхаюб, главный церемониймейстер. Он и его помощники хаюбы стояли между султаном и его подданными. Особо приближенным хаюбам султан доверял командование военными экспедициями, созывал их для военного совета.
Снабжением двора занимались карханахи, в ведении которых было обеспечение двора пищей, одеждой, топливом и т.д. Они же ведали снабжением султанской армии и других ведомств.
В Делийском султанате не было какойлибо признанной системы государственных органов. Султан вершил дела с помощью тех людей, которых он назначал, произвольно определяя их полномочия. Тем не менее, в Индии существовали два главных ведомства: финансовое и военное. Финансами занималось ведомство главного министра султана  вазира, оно называлось диванивазират.
Военное ведомство возглавлял аридимамалик. Он главным инспектором вооруженных сил. Специальное ведомство диваниинша ведало корреспонденцией правителя. Ведомство, именовавшееся диванирасалат, занималось религиозными делами и пожалованиями духовенству, ведомство диваникази занималось судебными делами.
Делийский султанат был разделен на 23 провинции. Крупные провинции делились на шики (области). Следующей административной единицей был паргана (район), включающий ряд деревень. Наместники провинций пользовались почти полной автономией во всех внутренних делах своей области. Провинции копировали центральную администрацию, там был свой арид, ответственный за вооруженные силы, сахибидиван, ответственный за сбор налогов, и т. д. Градоначальником был котвал. Он же был главой местной полиции.
Главным судьей в государстве (казиимамаликом), подчиненным только самому султану, который мог публично вершить суд над своими подданными, был садруссудура. Суд под председательством султана или наместника провинции назывался мазалим. Он рассматривал главным образом жалобы против чиновников.
Отличительной чертой средневековой Индии было то, что здесь уголовный суд был частично отделен от администрации. В каждом большом городе, включая Дели, был свой кази (судья). Приводил в исполнение приговор в провинциях и армии амиридад. Однако он не был простым исполнителем решения кази и имел право отказаться выполнить неправомерное решение. Ему поручалось также следить за сохранностью общественных построек, мостов, городских стен, контролировать полицию и деятельность особых блюстителей нравственностимухтасибов, в обязанность которых входили охрана святых мест, пресечение пьянства, незаконных браков и т. д.
Прочность правительства в Делийском cyлтанате определялась боеспособностью армии. Конница являлась основной силой армии. Особое место отводилось дворцовой страже и другим отборным войскам, находящимся в столице. Пехота в отличие от конницы вербовалась как из мусульман, так и индусов. Армия была организована по десятичной системе. Военный чин зависел от числа воинов, находящихся под командованием определенного лица. Эмир командовал 100 всадниками, мелик 1000 всадниками, хан10000 всадниками.
В XVI в на смену Делийскому султанату пришла империя Великих Моголов, где только падишах имел право жаловать землю феодалам в форме условного военного пожалования  джагира, когда даровалась не сама земля, а лишь право сбора ренты с крестьян. Джагирдары, мусульманская знать, получали землю на условиях содержания определенного количества наемной конницы. Эти земли могли быть отобраны у джагирдаров.
Собственность заминдаров, покоренных моголами индусских феодалов, которые соглашались платить дань, также носила характер частного феодального землевладения.
Могольская Индия восприняла многие государственные институты и принципы управления, которые были ранее свойственны Делийскому султанату. Это объясняется прежде всего однотипностью этих государств; тем, что империя Великих Моголов возникла также в результате завоевательных войн, а моголы, как правители Дели, были мусульманами, стремящимися усилить проникновение ислама во все области.
Так же, как и Делийский султанат, Могольская Индия была деспотическим государством, основной опорой которого была армия и разветвленный бюрократический аппарат, в котором не были до конца изжиты элементы дворцововотчинной системы управления, сепаратизм отдельных феодальных групп и крупных общин.
Во главе государства Великих Моголов стоял падишах, центральная фигура всей административной и судебной системы Индии. Он решал все важные дела в государстве, связанные с назначением должностных лиц, джагиров, наместников провинций и т. д.
В 1574 году падишах Акбар ввел административную систему, которая просуществовала до распада Могольской империи, так называемую систему "мансабдари". На основе этой реформы весь бюрократический аппарат был построен по военному образцу. Высшие чиновники были разделены на 33 ранга. Установленные ранги должны были соответствовать числу наемных всадников, которых они обязаны были выставлять.
Важную роль в управлении страной играли постоянно действующие совещания с высшими чиновниками. Эти совещания посвящались как обсуждению текущих дел, так и вопросам религиозной государственной политики.
Один раз в неделю эти совещания превращались в высшее судебное заседание.
Главными ведомствами в империи Моголов были, как и в Делийском султанате, ведомства военное и финансовое. Во главе финансового ведомства стоял первый министр  диван. Мирбакши был главой военного ведомства, главным интендантом и казначеем.
В четверку главных министров входили также мирсаманглавный чиновник, ведавший падишахскими мастерскими и складами, и садруссудар, являющийся главой духовного и судебного управления.
В Могольской Индии не было четкого различия между придворными и государственными должностями. Часто придворный конюший или водочерпий становился первым министром. Все слуги при дворе имели воинские звания по системе "мансабдари", они часто осуществляли контроль за деятельностью государственных чиновников.
Большую роль в центральном управлении играли личный секретарь падишаха и особый чиновник, который просматривал его указы. При дворе существовало разведывательное управление, которое возглавлял особый чиновник.
Могольская империя была разделена на 15 областей во главе с наместниками  хакимами. В каждую область независимо от хакимов назначались фоуджидары  военные начальники, ведавшие военными делами, гомаштысборщики налогов и начальники городовкотвалы.
В Могольской Индии была значительно увеличена численность войск, непосредственно подчинявшихся центральному правительству. Отряды, которые оплачивались из казны, назывались дахили (дополнительными). Особо привилегированные воины, нанявшиеся непосредственно к падишаху, назывались ахади, ими командовал эмир высокого ранга. Наряду с наемными войсками в армии были и крестьянские ополчения.

§ 3. Феодальное государство в Китае

Китайское феодальное государство прошло в своем развитии и периоды централизации, и периоды раздробленности, но всегда в Китае сохранялась преемственность в структуре государственного аппарата. Характерно, что и завоеватели, устанавливая свою власть над Китаем, сохраняли действующий до них государственный аппарат, ограничиваясь весьма незначительными изменениями в его структуре и изъятием всех скольконибудь важных постов из рук китайцев.
Центральный госаппарат феодального Китая сохранял многие черты, свойственные рабовладельческой монархии. Главой государства являлся император. Власть его была необычайно широка и переходила по наследству к старшему сыну. Если после смерти императора наследник престола был малолетним, устанавливалось регентство.
Личность императора обожествлялась, он попрежнему считался "Сыном Неба". В присутствии императора даже высшие сановники согласно этикету должны были трижды преклонять колени и отвешивать 9 земных поклонов. Но бывали и такие периоды в истории феодального Китая, когда императоры становились игрушкой в руках борющихся между собой дворцовых группировок.
Центральные органы власти и управления строились следующим образом.
Первоначально все нити государственного управления были сосредоточены в руках одного лицацзайсяна. Но в период Тан (618906 гг.) на первое место выдвигаются, превращаясь в высшие правительственные органы, три палаты (шэн). Главы трех этих палат сообща управляли делами государства. Причем особая роль принадлежала главе Палаты государственных дел. Он ведал всеми чиновниками, руководил работой государственного аппарата. В его распоряжении находилось два помощника. При монголах (династия Юань XIII в.) центральным административным органом империи становится Великий императорский секретариат. Однако с утверждением Минской династии (13681644гг.) была проведена определенная реорганизация. Власть сосредоточивается в руках императора, и все назначения на должности исходят отныне только от него. Укреплению центральной власти способствовало также учреждение Государственного совета (нэйгэ), который добивается расширения своих прав. Маньчжуры строили свой государственный аппарат по такому же образцу. Все важные военные и государственные дела проходили через Государственный совет, в состав которого входили высшие сановники и ученые  члены столичной императорской академии Ханьлинь. Этот орган готовил императорские указы, пересматривал законы, вел государственную хронику. Рядом с Государственным советом появляется еще одно учреждение  собственная канцелярия императора, которая ведает назначением и смещением чиновников. Ее работой руководил сам император.
В центральный государственный аппарат включались, кроме того, шесть ведомств: чинов, финансов, ритуалов, военное ведомство, ведомство наказаний и ведомство общественных работ. Во времена Мин к каждому из шести ведомств был приставлен особый чиновник, докладывавший императору о делах ведомства и контролировавший его работу. Создавались специальные управления: дворцовых дел, полицейской службы и т. д. Большим влиянием пользовались наставники, советники императора и наследника престола.
Особое внимание уделялось контрольным органам. Вначале существовала палата цензоров. Подчиненная непосредственно императору, она следила за соблюдением дворцового порядка, контролировала деятельность провинциальных властей и столичных учреждений. В 1382 году она была преобразована в императорскую инспекцию. В ее составе было множество чиновников, цензоров, инспекторов.
В раннефеодальный период местное управление строилось на основе уже известной в Китае системы административно  территориального деления: область, уезд, волость и селение
Разложение надельной системы землепользования вызвало ослабление централизации. В это время расширяются полномочия областных правителей, создаются обширные пограничные наместничества. Вначале такие наместники, на должность которых обычно назначались чиновники высшего ранга, были облечены лишь военной властью. В подведомственных им округах и уездах сохранялась гражданская администрация, назначенная императорским двором. Однако влияние военных наместников быстро росло. Они самостоятельно хозяйничали в подвластных им землях, сами назначали чиновников, взимали налоги и подати, вступали в столкновения друг с другом, заключали союзы. Власть их, как правило, передавалась по наследству. По мере усиления своего могущества военные наместники начинают противиться мероприятиям центрального правительства и даже восставать против него.
В связи с этим императоры вынуждены принимать меры к укреплению централизации. В Х веке было проведено разделение военной и гражданской власти, что привело к ослаблению военных наместников. Следующим шагом в этом направлении явилась ликвидация должности военного наместника. Все местные чиновники назначались и смещались теперь только центральным правительством. Особые должностные лица осуществляли контроль за деятельностью местной администрации и сообщали о результатах в столицу. Без их санкции распоряжения местных чиновников не подлежали исполнению.
Монголы не внесли никаких принципиальных изменений в структуру местного управления. Однако аппарат управления был в значительной мере изъят из рук китайцев, все военные должности монголы оставили за собой. В административном отношении страна была поделена на 10 обширных областей ("дорог"), во главе которых стояли монголы. Минская династия упразднила должности начальников областей. Отныне в область (провинцию) назначаются подчиненные непосредственно двору три уполномоченных: правительственный уполномоченный, ведавший гражданской администрацией и финансами, судебный уполномоченный и военный.
Это же административное деление сохранилось и во времена Цинской династии. Империя делилась на провинции, округа, уезды, волости.
Низовая администрация феодального Китая строилась на основе общинной организации, сохранявшей свои органы самоуправления. В V веке создаются объединения из 5 (соседство) и 125 (деревня) крестьянских дворов. Старосты, стоявшие во главе этих объединений, выполняли определенные административные функции, отвечали за обработку земли, направляли крестьян на отбывание трудовой повинности, ловили преступников.
Особое внимание было уделено общинной администрации во времена монгольского правления. Все сельское население было разделено на соседские общины по 50 дворов в каждой. Во главе такой общины находился выборный староста. В его обязанности входило руководство сельскохозяйственными работами, сбор налогов, поддержание порядка в общине. Подобная система сохранялась и в дальнейшем: деревня во главе со старостой делилась на десятидворки, члены которых были связаны круговой порукой.
Китайские империи включали в свой состав окраинные территории с многочисленным иноплеменным населением. На насильственно присоединенных к Китаю территориях создавались особые наместничества.
Разветвленный государственный аппарат китайских монархий нуждался в огромной массе разнообразных чиновников. Все они подразделялись на два разряда: гражданских и военных. Кроме того, в 220 году была введена система "чинов девяти рангов", воспринятая всеми последующими династиями. Чиновники были разделены на 9 рангов, каждый из которых подразделялся еще на классы. Деление чиновничества на ранги и классы находило проявление и в повседневной жизни. Рангу должны были соответствовать дома, посуда, одежда и т. д. Нарушители этой регламентации подлежали суровому наказанию.
Специфической чертой феодального Китая была экзаменационная система отбора на государственные должности, введение которой относится еще к рабовладельческому периоду. Расцвет ее падает на ХXIII вв. Экзамены для желающих стать чиновниками проводились один раз в три года в провинции и в столице. Особое значение придавалось экзамену, который принимал лично император. Претенденты, успешно сдавшие экзамен, получали ученые степени.
Благодаря системе государственных экзаменов в руках императоров и центральных органов было сосредоточено право аттестации и выдвижения чиновников, что привело к появлению особого сословия шеньши, формируемого из лиц, успешно выдержавших экзамены.
Система комплектования китайской армии была различной на отдельных этапах феодального развития.
С введением государственной надельной системы в основу военной организации была положена воинская повинность крестьянства, получавшего за службу земельные наделы. Вся территория подразделялась на военные округа, каждый из которых выставлял определенное количество воинов. Набор в войска проводился среди местного населения. Воинов освобождали от земельного налога и промысловой подати. Воинскую повинность отбывали мужчины в возрасте от 20 до 60 лет. В мирное время солдаты трудились в своих полях и одновременно проходили военную подготовку. Каждый год они в порядке очередности прибывали в столицу для несения гарнизонной службы, а в случае войны по приказу командующего, назначаемого императором, выступали в поход. С окончанием военных действий командующий возвращался в столицу, а солдаты  в свои деревни. Имелись в это время и другие воинские формирования: создается дворцовая гвардия, появляется наемная тюркская конница.
С разрушением надельной системы землепользования и вступлением Китая в период развитого феодализма система воинской повинности уступает место наемной армии. Ядром армии становятся гвардейские части. Они располагались в столице. Местные войска состояли из гарнизонов, размещенных в округах, в пограничные части вербовались представители покоренных племен.
При основателе Минской династии военная система Китая подверглась очередной реорганизации. Основной частью армии были столичные войска. Вся страна делилась на 5 военных округов. Начальник округа ведал солдатами военных поселений, каждый из которых получал земельный надел. Общее командование войсками, назначение главнокомандующего было сосредоточено в руках императора.
При маньчжурской династии Цин (XVII в.) вооруженные силы состояли из крупных военных соединений регулярной армии, так называемых "восьми знамен". "Восьмизнаменные войска" были сформированы главным образом из маньчжуров. Служба в них была наследственной. Эти войска были поставлены в привилегированное положение по сравнению с войсками "зеленого знамени", которые состояли из навербованных в провинциях китайцев.
В феодальном Китае не было четкого отделения суда от администрации, хотя и имелись чисто судебные должности и учреждения.
Например, при правлении Сун (9601 126 гг.) существовало уже довольно четкое деление судебных инстанций: уездный суд, окружной, провинциальный, затем столичный и, наконец, сам император. Причем с целью централизации судебной власти местным чиновникам запрещалось рассматривать дела о серьезных преступлениях. Это право принадлежало центру или же императору.
Минская и Цинская династии располагали довольно значительным судебным аппаратом. К числу центральных учреждений относились: ведомство наказаний, уголовная палата, кассационная палата. Высшая судебная власть принадлежала императору. Судебными функциями располагали также Государственный совет, центральные ведомства и т. д. На местах имелись судебные чиновники провинций, областные, окружные, уездные судьи. В деревнях земельные споры, дела о браках, обидах рассматривали староста и старейшины. В то же время наместники, начальники областей, округов и т. д. были одновременно и судьями, из центра часто посылались с судебными функциями различные инспектора. Характерно, что во времена Юань дела о преступлениях монголов рассматривались особыми судами. В XVII веке ведению специальных судебных учреждений подлежали все дела маньчжуров.

§ 4. Феодальное государство в Японии

Возникновению раннефеодального государства в Японии предшествовала длительная борьба племенных групп, приведшая к гегемонии племенной группы во главе с сильнейшим родом Ямото.
Представители дома Ямото стали рассматриваться как носители власти высших вождей, жрецов и судей. Опираясь на буддистскую церковь, имевшую значительное политическое влияние в стране, они присвоили себе титул "сынов неба"императоров, и вместе с родовой аристократией узурпировали власть племенных вождей, превратив ее в наследственную.
Все жители объявлялись непосредственными подданными императора"тэнно" (букв. "небесный", т. е. верховный).
При императоре, власть которого передавалась по наследству, был создан обширный государственный аппарат. Важное место в государстве занимал Верховный государственный совет (Дадзёкан) во главе с первым министром (дайдзёдайдзином), которому были подчинены восемь департаментов. Главными из них были военный, судебный и финансовый (ведомство сокровищ).
Несмотря на обожествление императора, власть его не была неограниченной. Он делил ее с главами крупных феодальных домов. Все важные должности в государстве занимали члены императорского дома или других крупных феодальных домов, главы которых часто оттесняли императора на второй план и фактически управляли страной.
С 645 года в Японии было введено территориальное деление страны на провинции (куни) и уезды (чун), во главе которых стояли назначаемые из местной феодальной аристократии (чунси) губернаторы и уездные начальники. В это же время в Японии вводится система "пятидворок"  объединений пяти соседских крестьянских дворов, связанных круговой порукой в выполнении всех повинностей крестьян перед государством и общиной. От трех до пяти пятидворок входили в сато  квартал городской или сельский. Малый уезд (кото) состоял из трех сато, средний (тютю)  из большего числа сато (до тридцати), большой (дейто) из 40 сато. В ведении огромной армии уездных начальников, их помощников, писцов, квартальных и сельских старост был сбор налогов, контроль за исполнением крестьянами отработочной повинности, обширные судебные и полицейские функции и проч.
На смену родовой дружины в раннефеодальном государстве Японии пришла постоянная армия, создававшаяся из рекрутовкрестьян, снаряжаемых сельской общиной. В ранний период военное дело не было отделено от земледельческого труда. Отделение это произошло в период феодальной раздробленности, которая способствовала концентрации военной силы в руках местных феодалов и формированию особого военнофеодального сословия самураевпрофессиональных воинов, вассалов крупных феодалов.
Этот процесс был ускорен обострением классовых противоречий, многочисленными выступлениями японских крестьян, для борьбы с которыми и создавались эти первые самурайские феодальные дружины.
Углубление процесса классовой дифференциации японского общества находило отражение и в особом мировоззрении японских самураев, особом кодексе чести (бусидо, букв. "путь самурая и воина") с ярко выраженным презрением к крестьянскому труду, с конфуцианскими принципами верности и беспрекословного подчинения отцу, сюзерену, государю.
Многочисленные буддийские секты, стремившиеся играть не только идеологическую, но и большую политическую роль в стране, создавали свои вооруженные отряды из монаховвоинов (сохэй).
К концу XIII века в Японии оформляются ленные отношения, складывается система иерархической вассальной зависимости между отдельными представителями феодального класса.
Еще в XII веке возникает деление класса феодалов на наиболее привилегированную его группу, непосредственных вассалов военных правителейсёгунов и вассалов других феодальных владельцев, храмов и монастырей. Пытаясь расширить свою социальную базу, сёгун создает мелкопоместное ленное дворянство, которое становятся главной опорой в его борьбе с крупными феодалами за упрочение центральной власти.
Важные социальные сдвиги происходят в Японии в XVXVI вв. Рост ремесла и торговли, развитие городов приводят к созданию местных рынков, окончательному утверждению крупных, экономически более сильных феодальных хозяйств владетельных князей (даймё, букв. "большое имя"). Даймё лишь номинально признавали власть центрального правительства, вели бесконечные междоусобные войны. Они почти повсеместно ликвидировали поместья своих вассаловсамураев, поселяли часть из них в своих замках и обеспечивали их рисовыми пайками.
Мелкое самурайское землевладение, частично сохранившееся, было нестойким; самураи разорялись, закладывали свои земли ростовщикам. Обедневшие самураи пополняли армию ронинов (бродячих самураев), потерявших в междоусобных войнах свои владения, тот фактически деклассированный социальный слой, который часто выступал вместе с крестьянами против засилия ростовщиков, богатых храмов, крупных феодальных владельцев.
Начало второго периода развития феодального государства в Японии совпадает с возникновением в XII веке своеобразной политической формы японского феодального государства  сёгуната, при котором вся политическая власть как в центре, так и в значительной мере на местах сосредоточивается в руках одного из крупнейших феодальных домов. Это военнофеодальная диктатура сильнейшего в экономическом, военном и политическом отношении феодального рода, опиравшаяся на самураев  военнослужилое дворянство, при которой номинально сохраняется значение императорской власти.
И раньше отдельные феодальные дома отстраняли императора с политической арены, но в конце XII века впервые был создан правительственный аппарат бакуфу (букв. "полевая ставка великого полководца сёгуна").
В XIII веке сёгун присвоил себе право утверждать императора, определять порядок престолонаследия, назначать регентов и других высших придворных советников.
Центральный аппарат бакуфу состоял из главной административной палаты, ведавшей законодательством главной военной палаты, особого органа, ведавшего самурайским сословием, и главной судебной палаты.
Относительно большая степень независимости центрального правительства бакуфу в период феодальной раздробленности в Японии по сравнению с феодальной Европой  одна из специфических черт японской феодальной государственности.
Во все провинции назначались военные губернаторы. Они следили за выполнением повинностей в пользу центрального правительства, командовали местными гарнизонами, в их руках была вся судебная и полицейская власть на местах. Они были глазами сёгуна, бдительно следящими за любыми проявлениями антибакуфских настроений.
Пресечение антибакуфских настроений среди знати поручалось особой коллегии правительственных докладчиков, состоящей из 10 человек.
С конца XVI века в Японии начался процесс централизации страны. Росли ремесло и торговля. Несмотря на феодальную регламентацию и ограничения, в Японии стали возникать первые ростки капиталистической промышленности в виде домашнего крестьянского производства, подчиненного купцам. Складывался единый национальный рынок. Наряду с экономическими причинами существовал и ряд политических условий, ускоривших объединение страны. XVI век был временем непрерывных антифеодальных восстаний, крайнего обострения социальных противоречий, что побуждало наиболее дальновидных представителей господствующего класса к созданию сильной центральной власти, направленной на укрепление феодальных порядков. Средние феодалы видели в усилении центральной власти средство защиты от крупных феодалов, мелкие  средство обеспечить за счет нее свое существование.
В XVI веке в Японию проникают первые европейцы и угроза потери политической независимости также диктовала необходимость объединения.
Процесс объединения страны особенно усилился в период третьего сёгуната дома Токугава. Объединение Японии сопровождалось подавлением непокорных феодалов, более строгим прикреплением крестьян к земле.
В Токугавской Японии существовали четыре сословия: самураев "буси" (си), к которым относились феодальные князья дайме, собственно самураи и придворная аристократия "куге", крестьяне "номин" (но), ремесленники "сюкогёся" (ко) и торговцы "сёнин" (сё). На вершине этой сложной иерархической системы находился дом Токугава.
Военной опорой сёгуната были самураи, входящие в княжеские войска и получавшие за это рисовый паек или земельные угодья.
Самураи, которым запрещались все виды деятельности, кроме военной, превратились в замкнутое военнодворянское сословие.
Крестьянин в Японии был традиционным "владельцем земли, пользующимся ею на правах вечной аренды, за что он и должен был платить налоги и выполнять повинности в пользу государства и феодала. Вместе с тем японский крестьянин в это время был крепостным, ибо ему было запрещено переходить от одного феодала к другому, свободно передвигаться по стране, выбирать себе род занятий.
Во главе государства стоял сёгун  полководец. Особая роль военной силы в Японии объяснялась непрекращающимися сепаратистскими движениями, необходимостью сохранять ту непрочную централизацию, которая была достигнута при третьем сёгунате.
При бакуфу был создан разветвленный бюрократический полицейский аппарат. В стране существовал особый слой самураев  хатомото, из которых комплектовался учетный, налоговый и административный аппарат сёгуна, находившийся в его непосредственном подчинении.
В ведении высших правительственных чиновников  родзю (старейшин, министров), составлявших правительство сёгуна, находился императорский двор, государственные финансы, предоставление земельных владений, сношения с иностранными государствами и др. Иногда устанавливалась должность главного регента или главного министратайро. Ниже родзю стояли младшие старейшины, их помощники по всем делам управления. Многие должности передавались по наследству.
Токугавская Япония была полицейским государством, в котором жестоко преследовались любые проявления антиправительственных настроений. Одним из средств укрепления власти сегуната была система заложничества (санкиннотай), окончательно закрепленная законом в 1635 году, при которой все даймё должны были попеременно проживать в доме сёгуна, а возвращаясь в свои владения, оставлять в Эдо. (столиц сёгуната) свои семьи. Для наблюдения за императорским двором был назначен особый наместник сёгуна Киото  сёсидай.
Особая система сыска ("мэцкэ  сэйдзи", мэцкэ букв. "прикрепленный глаз") осуществляла негласный полицейский надзор за чиновниками и всем населением страны. Ее возглавляли полицейские инспекторы  омэцке, следящие одновременно и друг за дpуroм. Омзцке проникали в дома дайме и даже в дом императора. Передвижение в стране было регламентировано строгой системой пропусков.

Для надзора за крестьянами и прежде всего для сбора с них налогов была установлена должность дайкана, заместителя начальника финансового департамента. Им в свою очередь подчинялись старосты деревень (сея). В городах помимо назначавшихся градоначальников существовали советы крупных торговцев, но система городского самоуправления не получила скольконибудь заметного развития в Японии .

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Право и Юриспруденция












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.