Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Содержание книгиСПИНОЗАиз книги Энциклопедия юристаСПИНОЗА (Spinoza) Бенедикт (Ба-рух) (1632 - 1677) - выдающийся голландский философ-материалист, представитель школы естественного права. В своих политико-правовых воззрениях С. исходил из того, что человек - это лишь частица созданной богом природы, на которую распространяются все закономерности естественного развития. Поэтому в своем естественно-правовом состоянии (взаимоотношениях) все люди - враги, которыми движет лишь чувство самосохранения. Они имеют равное право на все, чего они желают, однако содержание этих желаний ограничено реальными возможностями человека (его мощи). Таким образом, в основе права, согласно С.. лежит сила: чем больше мощь человека (равно как и государства), тем более он прав. Однако жизнь по требованиям разума полезнее для людей, чем по естественному праву. Поэтому для обеспечения общественной безопасности - для устранения общего страха и общих бед - люди объединяются. Гражданское состояние, следовательно, устанавливается естественным путем, но в результате общественного договора. Понятие государства в учении С. тождественно понятию общества, так что учение С. о возникновении государства по сути дела объединяет два различных подхода: а) аристотелевскую концепцию естественного происхождения государства; б) теорию общественного договора. , • ; Развивая идеи естественного права, С. одним из первых дал философское обоснование демократии, гражданских прав и свобод, необходимости мирного сосуществования. Ограничивая полномочия государства "естественным правом" граждан на свободу волеизъявления. С. утверждал, что поведение правителей. вызывающее возмущение и презрение подданных, только подрывает могущество государства, а следовательно, и его права. Сила и право государства состоит не в возможности творить произвол и насилие, а в осуществлении только тех действий, которые здравый разум считает полезными для всех людей. С. выделял три формы государства - монархию, аристократию и демократию. Он решительно осуждал абсолютную монархию, сравнивая ее с пустыней, где царят рабство, варварство и безлюдье. Наилучшей формой политической организации общества С. считал демократию, которая в наибольшей степени способна обеспечить общее благо, господство разума и свободы, дарованной человеку природой. Однако какой бы ни была форма правления, высшая власть в обществе, по мнению С., должна быть предоставлена собранию граждан, ибо воля собрания определяется разумом, а не страстями. Коллективное обсуждение государственных дел способствует принятию решений, направленных на обеспечение общего блага. Взгляды С., особенно отказ от религиозных догм, означавший формирование новой самостоятельной светской науки о морали - этики, оказали существенное влияние на развитие радикальной буржуазной идеологии. Лит.: Кон и к о в И.А. Материализм Спинозы. М., 1971: История политических учений. М., 1971: Со кол о в В.В. Спиноза. М.. 1977; История политических и правовых учений XVII-XVIII вв. М.. 1989; Майданский А.Д. Происхождение дефиниций у Спинозы//Вестник МГУ. Сер. 7. Философия, 1994. № 1; Спиноза Б. Этика. СПб.: Аста-пресс, 1993; Opera.Bd. l-4.Hdlb., 1925; О е uvres . Т. 1-3, 1964-1965.. . Жуковская Н.Ю.
|
|