Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге История Государства и права России. Учебник для вузов. Под ред. С.А. ЧибиряеваОГЛАВЛЕНИЕГлава 17. Советское государство в период перестройки (1985-1991 гг.)§1. Перестройка как “революция сверху”В 1987 г., когда программа переделки Советского государства вступила в решающую стадию, М.С.Горбачев дал определение этой программе: “Перестройка- многозначное, чрезвычайно емкое слово. Но если из многих его возможных синонимов выбрать ключевой, ближе всего выражающий саму его суть, то можно сказать так: перестройка - это революция”. Таким образом, высшее руководство КПСС видело задачу не в постепенном реформировании, а в изменении через слом. Академик-социолог Т.И. Заславская, близкая к М.С. Горбачеву, развивает это положение: “Предстоящее преобразование общественных отношений действительно трудно назвать иначе, как относительно бескровной и мирной (хотя в Сумгаите кровь пролилась) социальной революцией. Речь идет о разработке стратегии управления не обычным, пусть сложным, эволюционным процессом, а революцией, в корне меняющей основные общественно-политические структуры, ведущей к резкому перераспределению власти, прав, обязанностей и свобод между классами, слоями и группами”. В России и за рубежом уже накоплен большой исследовательский материал о перестройке, и хотя в нем есть много “белых пятен”, некоторые общие выводы уже прояснились. С точки зрения истории государства они таковы: - перестройка относится к категории “революций сверху”. В них назревающий кризис легитимности государства, грозящий перераспределением власти и богатства, разрешается действиями правящей прослойки через государственный аппарат*1*; *1* В таких революциях крайним случаем является “самосвержение” правящего режима через организацию “народного восстания”. Самым блестящим примером стало самосвержение режима Н. Чаушеску в Румынии в 1989 г. - перестройка завершилась глубокими изменениями политической системы, общественно-экономического строя, национальных отношений, образа жизни и культуры всех граждан и народов СССР. Она привела к кардинальному изменению геополитической структуры мира и породила мировые процессы, далекие от завершения. Таким образом, по своим масштабам перестройка - явление всемирно-исторического значения; - перестройка была частью мирового конфликта - холодной войны. В ее развитии и использовании результатов зарубежные политические силы играли активную и важную роль. Завершение перестройки ликвидацией Варшавского договора и СЭВ, затем развалом СССР рассматривается на Западе как поражение СССР в холодной войне; - движущей силой перестройки стал необычный союз следующих социокультурных групп: части партийно-государственной номенклатуры, стремящейся преодолеть назревающий кризис легитимности с сохранением своего положения (даже ценой смены идеологической маски); части интеллигенции, проникнутой либеральной и западнической утопией (ею двигали смутные идеалы свободы и демократии и образ “прилавки, полные продуктов”), криминальных слоев, связанных с “теневой” экономикой: В целом, все эти активные социальные субъекты перестройки получили в результате то, что хотели (правда, интеллигенция - ценой социального самоубийства)*1*. Теневики и номенклатура получили собственность и разделили власть, интеллигенция - “полные прилавки” и свободу выезда за границу; - первый этап перестройки (до непосредственного демонтажа структур Советского государства) представлял собой “революцию в сознании”. Это период получил название гласность. *1* Неспособность интеллигенции выдвигать фундаментальные социальные цели была обнаружена уже в ходе революций 1905 г. и февраля 1917 г. и отражена в важных книгах того времени - “Вехи” и “Из глубины”. Одним из главных конкретных требований интеллигенции в ходе перестройки было “снятие лимитов на подписку” (на газеты и журналы). Лимиты были сняты (в 1988 г.), но тираж, например, “Литературной газеты” упал с 5 млн. экземпляров до 30 тысяч (в 1997 г.). Нехватка денег сильнее ограничивает свободу подписки, чем лимиты. Но об этом не подумали. Гласность была большой программой по разрушению образов, символов и идей, скрепляющих “культурное ядро” советского общества и укреплявших гегемонию Советского государства. Эта программа была проведена всей силой государственных средств массовой информации с участием авторитетных ученых, поэтов, артистов. Успех этой программы был обеспечен полной блокадой той части интеллигенции, которая взывала к здравому смыслу, и полным недопущением общественного диалога - “реакционное большинство” высказаться не могло. Время от времени для контраста допускались тщательно отобранные гротескные выступления вроде известного “письма Нины Андреевой”. Дискредитация символов и образов была проведена на большую историческую глубину: от Г.К. Жукова и Зои Космодемьянской, через Суворова и Кутузова до Александра Невского. Интенсивно использовались катастрофы (Чернобыль, гибель теплохода “Адмирал Нахимов”), инциденты (перелет в Москву самолета Руста), кровопролития (Тбилиси, 1989 г.). Большой психологический эффект вызвало широкое обсуждение заражения 20 детей СПИДом в больнице г. Элисты в Калмыкии. Этот случай показателен потому, что в то же время в Париже обнаружилось, что Национальная служба переливания крови Франции, скупая по дешевке кровь бездомных и наркоманов, заразила СПИДом 4 тыс. человек, но советская пресса и телевидение не дали об этом ни одного сообщения. Чисто идеологические задачи выполняло т.н. “экологическое движение”, которое порой доводило читающую публику до стадии психоза (т.н. “нитратный бум” с созданием абсурдных страхов перед морковью и капустой). В республиках проблемам окружающей среды придавалось национальное звучание (например, движения за закрытие Игналинской и Армянской АЭС). По завершении перестройки “экологическое движение” было распущено, закрытая было Армянская АЭС стала готовиться к пуску. Особым видом идеологического воздействия стали “опросы общественного мнения”. Насколько эффективным было давление на общественное сознание, говорит всесоюзный опрос 1989 г. “мнения об уровне питания”. Молока и молочных продуктов в среднем по СССР потреблялось 358 кг в год на человека (в США - 263), но при опросах 44% ответили, что потребляют недостаточно. Более того, в Армении 62% населения было недовольно своим уровнем потребления молока, а между тем его выпивалось в 1989 г. 480 кг. (а, например, в Испании -140 кг.). “Общественное мнение” было создано идеологами и прессой. Идеологическим стержнем перестройки был евроцентризм идея существования единой мировой цивилизации, имеющей свою “правильную” столбовую дорогу. По этой дороге прошел Запад. Россия, особенно на советском этапе (и даже точнее - на этапе сталинизма и “периода застоя”) якобы отклонилась от этого пути. Из этого выводилась концепция “возврата в цивилизацию” и ориентации на “общечеловеческие ценности”*1*. Главным препятствием на этом пути виделось государство, а главной задачей - “разгосударствление”. В целом, всей программе гласности был присущ крайний антиэтатизм - в общественном сознании был очернен образ практически всех институтов государства, включая Академию наук и детские сады, но главное - образ государственной системы хозяйства и армии. После создания в обществе негативных стереотипов началась реформа органов власти и управления.
Ваш комментарий о книге |
|