Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Черниловский З. Всеобщая история государства и права

ОГЛАВЛЕНИЕ

Часть вторая. Феодальное государство и право

2. Феодальные государства в Восточной Европе

Глава двенадцатая. Феодальное государство и право у южных славян

1. Как уже говорилось, с VI столетия славянские племена начали колонизацию Балкан. В следующем столетии они образуют в Мезии (нынешняя Болгария) союз, известный под названием "Семи славянских племен".

В 70-х годах того же столетия в район семи племен вступили тюрки-булгары с князем Аспарухом во главе. Славяне должны были, по-видимому, уступить булгарской знати и ее вождю политическое преобладание, но зато сохранили и свои земли, и свой особый быт, и, конечно, свой язык.

Союз славян и булгар стал надежной защитой против агрессивной Византии. Он активизировал основные внутренние процессы развития, дав им защиту в лице сильной княжеской власти.

По уровню экономического и культурного развития славяне стояли выше булгар, они превосходили их в численном отношении, и потому не славяне, а булгары растворились в чужом народе, ассимилировались с ним, но они передали стране и ее народу свое родовое название. С VII века ведем мы начало так называемого Первого болгарского царства.

В начале Х века в Болгарии побеждает феодальный строй и соответственно с тем образуются два основных класса - господствующий (болгаро-славянские родовые старейшины, некоторая часть княжеских дружинников и духовенство) и эксплуатируемый (в основном зависимое крестьянство).

Крестьянство состояло из трех групп: баштинников, сохранивших свой отцовский надел, личную свободу и некоторые возможности распоряжения собственностью; париков - крепостных, обязанных барщиной и другими повинностями в пользу помещиков и налогами в пользу государства; наконец, отроков - рабов, посаженных на землю или состоявших при дворе господина.

Государственная власть, представленная князем и его администрацией в центре и на местах (воеводствах и жупах), достигает значительной силы при знаменитом Симеоне (893-927 гг.). Внешним выражением его величия было произведенное при нем преобразование княжества в царство.

Но империя Симеона и его преемников была. непрочной. Появились первые признаки феодального распадения. Этим вскоре воспользовалась Византия, с опасением наблюдавшая за появлением сильного государства на ее северных границах.

В начале XI века Болгария была завоевана Византией и находилась под ее господством около 150 лет. Это время было использовано болгарским феодальным классом для ликвидации свободного состояния баштинников, для повсеместного их закрепощения. Византийское правительство в своих особых видах насаждает в Болгарии зависимое феодальное землевладение - прении. Возникает новый слой господствующего класса - прониары.

В конце XII столетия Болгария возвращает себе независимость. Начинает существование Второе болгарское царство (с 1187 г .). Оно занимает значительную территорию, расширяемую за счет удачных завоеваний.

Родившись в упорной борьбе с Византией, Второе болгарское царство являет нам пример сильной центральной власти, особенно при известном Иване-Асене П. Но и в этот сравнительно краткий период болгарские цари оказывались связанными решениями влиятельных феодальных органов - "народных соборов" (феодальных съездов) и постоянного совета, членами которого являлись высшие чины администрации.

В конце XI века эти последние получали титулы по Византиискому образцу: канцелярией и внешними сношениями стал ведать "великий логофет", во главе областей стояли уже не жупаны, а "дуки" и пр.

Первая значительная кодификация болгарского права получила название "Закона судного людям". Составлен он был на рубеже IX и Х столетий - более точная датировка затруднительна.

И по своим источникам, и по своему содержанию Закон судный людям - документ сложный. Приняв христианство по Византийскому образцу, Болгария включила себя в круг Византииских культурных и правовых влияний, и это сказалось на многих статьях Закона. Особенно сильным оказалось влияние Византийской Эклоги.

Рецепция римского права на Западе отвечала главным образом интересам городов. Но не только. Ею широко воспользовались для упрочения отношений феодальной собственности, для усиления податного бремени крестьянства. В Болгарии рецепция римско-Византийских образцов ограничилась сравнительно немногим и служила почти исключительно закреплению только еще складывавшихся феодальных отношений.

Закон судный людям упоминает далеко не все уголовные преступления и в очень малой степени регулирует гражданско-правовые отношения. Все, что лежало за пределами Закона, оставалось областью старого славянского обычая.

В области имущественных отношений Закон судный людям касается поклажи, заклада, опеки, поручительства - отношений сравнительно новых, порожденных классовым обществом.

Для задруги, для рода не было проблемы опеки или попечительства, да и поклажа была вряд ли известна. Эти проблемы возникают с индивидуальной семьей и раньше всего "властельской", господской.

Весьма привлекательной должна была показаться (и потому заимствована) норма, разрешающая лишать всего заработанного того из нанявшихся, который не "допахал до времени", то есть почему-либо не смог исполнить договор найма до конца.

Новым важным делом властей было пресечение старых, языческих форм брака. Запрещается многоженство и категорически предписывается выгнать из дома вторую жену (вместе с ее детьми), устанавливается запрещение вступать в брак с близким родственником, что было вполне допустимым и даже обязательным в прежние времена, и пр.

Закон допускает уже завещание, хотя и не позволяет оставить без наследства кого-либо из детей.

Но старое славянское право не хочет сходить со сцены. Внимательно вчитываясь в содержание Закона, видишь, что именно оно, а не Эклога и не законы Моисея, влияние которых может быть отмечено для некоторых случаев, составляет основу кодификации. Авторы Закона не могли принять в виде наказания за "кровосмешение" ни смертную казнь, ни членовредительство, предлагаемые Эклогой, и остановились на самом легком - простом разлучении супругов. Они не пожелали наказывать юношу, вступившего в связь с девицей, если тот готов был искупить вину женитьбой, - таков был старый обычай, и не было возможности отступать от него, несмотря на все заклинания религии.

Только в том случае, если преступление было совершено в "пустом месте", где девица не могла найти защиту, виновного лишали имения (оно отдавалось потерпевшей "за сором") и подвергали мучительному наказанию.

Заметим, кстати, что старое польское право смотрело на то же деяние по-другому. Изнасилование в доме каралось, в поле или лесу - прощалось. Добрачные связи не были здесь запрещены и не осуждались.

Среди преступлений Закон особо выделяет разбой, в котором здесь, как и во всех других странах Европы, видели форму крестьянского сопротивления и мести. Наказание за разбой - смертная казнь.

Виновные в похищении имущества, особенно господского, наказываются строго. Вводится понятие рецидива в краже. За него полагается ослепление и урезание носа - излюбленные наказания в практике Византийского правосудия.

Убийца наказывается штрафом - "враждой", а когда он неизвестен - платит село ("емство"), где найден труп. Это, конечно, старина.

2. Несколько позже, чем у болгар, государство возникает у сербов. Еще в Х столетии в Сербии сохраняется деление на племена, народные веча, советы старейшин.

Сельская община находится в расцвете, семейные отношения - на стадии, промежуточной от группового брака к индивидуальной семье современного мира.

Несколько поколений потомков одного отца живут вместе, под одной крышей, одним двором. Они совместно владеют имуществом, вместе обрабатывают землю, питаются и одеваются из общих запасов. Это то, что называется задругой.

Высшая власть в задруге принадлежит семейному совету, состоящему из всех взрослых мужчин и женщин, но непосредственное управление находится в руках избранного всеми дома-чина. Важные дела, включая суд над провинившимся, являются компетенцией семейного совета, и ни одна большая продажа или покупка не могут быть произведены без его согласия/

Сельские общины объединялись жупой, как назывался небольшой район, служивший местом пребывания нескольких родов. Многие свидетельства позволяют видеть в славянской жупе тот же союз родов, каким была фратрия у греков или курия у римлян.

Феодализация Сербии заметно подвинулась в XI веке и тогда же - что вполне закономерно - были предприняты первые попытки объединения областей. Они увенчались успехом через столетие, в княжение великого жупана центральной сербской области Рашки - Стефана Немани. Сын Немани, Стефан Первовенчанный, присваивает себе титул короля. Особенно же усилилась Сербия в царствование знаменитого Стефана Душана, правившего страной в первой половине XIV века. При нем был издан один из наиболее значительных памятников старого сербского права - Законник Стефана Душана.

Господствующий класс в Сербии состоял из двух сословий. Высшее сословие образовывало феодальную знать - властелей. Земельная собственность властелей была наследственной. Она не зависела от воли короля. Властели замещали все важнейшие должности в центральном и местном управлении.

Властелич - это уже известный нам прониар. Он хотя и феодал, но низшего ранга: если властелич выбранит властеля, предупреждает Законник Стефана Душана, будет бит палками (властель-оскорбитель отделается штрафом).

Угнетенный класс - сербское крестьянство - состоял из некоторого количества свободных (так называемых себров), полностью закрепощенных (меропхов) и отроков-рабов.

Законник грозит меропху клеймением и распарыванием носа в случае побега от хозяина. Меропх обязан работать на помещика два дня в неделю, а в страдное время - больше и давать ежегодный денежный взнос.

Хорошо изучен государственный строй Сербии в эпоху Стефана Душана. Поднявшаяся на гребне антифеодальных выступлений сербского крестьянства, укрепившаяся победами над Византией, королевская власть украшает себя, начиная с Душана, Царским титулом. Но старый собор светской и церковной знати еще существует, и царь вынужден обращаться к нему при каждой крупной мере. Так, Законник Стефана Душана был принят не единолично, а собором светской и духовной знати.

В новом административном устройстве государства был последовательно проведен принцип территориального разделения населения. Старые жупы с засильем родовой знати были заменены новыми. И в каждой из них находился царский чиновник. Жупы объединялись областями.

Судебное устройство в Сербии, как и во всяком феодальном государстве, сложно. Есть господские суды над крепостными, церковные суды - над церковными людьми, особый суд, осуществляемый чиновником, взыскивающим пошлины, и т.д.

Но главное место принадлежало все-таки царскому суду - придворному, областному, городскому.

Интересен областной суд: большую часть времени он (как то было в Англии и во Франции) проводил в разъездах, осуществляя общий надзор за всей юстицией в стране.

Пережитком старины, и очень интересным пережитком, был долго сохранявшийся в Сербии суд поротников, то есть, говоря привычным нам языков, суд присяжных.

"Порота", или "рота", - это присяга, клятва. Поротники приносили присягу, что будут судить по совести. В "большом деле" полагалось 24 поротника, в "среднем" -12, в "малом" - 6. Мирить стороны запрещалось. Законник обязывает поротников либо оправдать, либо обвинить. Решение принималось по большинству голосов. Суд этот был судом сословным (для властелей поротники - властели и т.д.).

За^конник Стефана Дущана был принят в 1349 году. Как и Закон судный людям, кодификация Душана служила закреплению феодальных отношений, преодолению языческой старины. В 1354 году в Законник были внесены значительные дополнения, запрещающие увеличение крестьянских повинностей и разрешающие судебную защиту крестьян (включая крепостных), с одной стороны, усиливающие наказания за сопротивление государству и помещикам - с другой.

Как и Закон судный людям, кодификация Душана не была всеобъемлющим сводом. Ее дополняли некоторые Византийские компиляции, бывшие в ходу, и сама она была в известном смысле "дополнением" старого обычая, по которому продолжала судиться сербская деревня, сербская задруга.

Во многих же отношениях Законник относится к Византийскому праву критически (например, запрещая залоги), а старый обычай стремится либо устранить, либо реформировать.

Особой разработкой отличаются уголовные постановления Законника. Они составляют около трети всех статей. Составители кодекса позаботились ранее всего о защите религии против еще не изжитого язычества. Возвращение к последнему или переход в другую веру наказывается смертью (при смягчающих обстоятельствах - членовредительством, ссылкой в рудники и пр.).

Среди государственных преступлений на первом месте - измена и разбой.

В борьбе с ними законодатель санкционирует, наказание непричастных лиц, то есть объективное вменение. В делах о государственной измене отвечают "брат за брата, отец за сына, родственник за родственника", короче говоря, все те, кто жил одним хозяйством с преступником. Сам же изменник наказывается смертью и конфискацией имущества. За разбой, учиненный хотя бы и неизвестным чужим человеком, должны отвечать вся "та земля и те села, через которые пришел разбойник и через которые он ушел".

Круговой ответственностью связывает Законник членов задруги. Они должны или выдать виновного, или отвечать все вместе. И это относилось не только к разбою, но и к воровству, а также к другим преступлениям, например, подделке монет и пр.

Широко применялись членовредительские наказания, заимствованные в Византийском праве, и штрафы, сохранившиеся от догосударственной эпохи. Только теперь они, как и повсюду, служат интересам сильных.

Властель, убивший себра, платил тысячу перперов, но себр, убивший впастеля, помимо штрафа в триста перперов (цена 25 жеребцов), наказывался отрубанием рук. Этот принцип был распространен и на другие случаи. Неуплата штрафа влекла за собой смертную казнь.

Членовредительством угрожает Законник свободным крестьянам, если они соберутся почему-либо без разрешения властей: "Себрова собора да несть", иначе "уши урежу и выжгу ресницы".

Инициатива в уголовном преследовании за государственные и религиозные преступления принадлежит государству.

В церковных судах Сербии царят инквизиционные формы судопроизводства. Государство воспринимает их при расследовании политических преступлений. Всемерно поощряются доносы. Не пренебрегают доносами рабов. Напротив, им обещают за то свободу.

Широко применяются старые формы ордалия. И вор и разбойник должны "пройти через железо".

Сербские формы испытания железом более мучительны по сравнению с германскими или польскими. Обвиняемый должен был вынуть из огня раскаленное железо и нести его в руках от церковных ворот до самого алтаря. Как можно было оправдаться при таком испытании?Поединок существует, насколько можно судить, для одного случая: когда двое спорят в походе. Они должны были биться один на один, и никто под страхом отсечения руки не должен был вступаться.

Широко применяются свидетельские показания. Верили только самым первым показаниям, последующие не принимались во внимание. Рассмотрение дел велось, как правило, устно и. гласно. Но при этом писался протокол и судебное решение фиксировалось на бумаге. Как и в Русской правде, для отыскания виновного применяется "гонение следа", то есть непрерывное преследование заподозренного от деревни к деревне.

3. После смерти Стефана Душана Сербия стала быстро распадаться на уделы. Этим обстоятельством не замедлили воспользоваться нетерпеливо ждавшие своего часа турки-сельджуки. В сражении на Коссовом поле в 1389 году сербы после героического сопротивления были разбиты турками.

Вслед за тем наступила очередь Болгарии. В 1430 году турки захватывают одну из ее областей, а через шесть лет всю страну.

Захваченные земли были поделены на служебные наделы (спахилуки) и розданы турецкому воинству.

Управление Сербией и Болгарией было отдано в руки фанатичных и жестоких чиновников-мусульман. Население, презрительно именуемое стадом ("райя"), должно было нести гнет налогов, а помимо того, каждые пять лет отдавать завоевателям определенное число мальчиков ("налог крови"). Турки воспитывали из них отборную часть своей гвардии - янычар.

С покорением Сербии и Болгарии прекратилось на длительное время их самостоятельное государственное существование.

Ведя борьбу с угнетателями, отстаивая свой язык и свою культуру, болгары и сербы возлагали надежды на Россию. Они видели в ней могучую единоверную и. национально-родственную державу. Эти надежды не были напрасными. Освобождение Болгарии и Сербии от турецкого порабощения неразрывно связано с именем России, с ее народом, с ее армией.
Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Право и Юриспруденция

Список тегов:
феодальная экономика 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.