Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Васильева Л. Структурная устойчивость социально-политических систем
Объективные критерии оценки структурной устойчивости
Науку, в предельном онтологическом смысле, можно считать поиском взаимосвязей между наиболее общими феноменами мироздания и проявлений социальности. Онтология – это выявление внутренних противоречий в качестве источника развития, имеющего собственную логику. Объективными критериями оценки структурной устойчивости являются:
1) общий характер социальной стратификации общества;
2) адекватность воспринимаемых «вызовов» доминирующими группами (теми, кто осуществляет политическое управление);
3) состояние экономической системы в том смысле, насколько эффективно в ней осуществляется производство товаров и услуг, т.е. общее приращение «богатства народа»;
4) состояние образовательной сферы как механизма, ответственного за производство и качество «управляющих» и «производящих», а также общее состояние информационной среды;
5) наличие идеологий, которые позволяют интерпретировать различные процессы, оказывая сдерживающее влияние и блокируя агрессивность, в том числе, на основании понимания нежелательности политического насилия.
Хотелось бы подробнее остановиться на том, каким образом проявляется различие между желательным и действительным поведением, которое выступает как внешнее условие нового типа, то есть как реализация второго закона социальной эволюции.
Самый злокачественный показатель для системы социальной стратификации – это осознание несправедливости занимаемой социальной позиции и невозможности улучшить свое положение. Стимулы формируют поведенческие стратегии людей. Стандарты и правила поведения определяют то, что считается «ресурсами», как следствие координации деятельности и производными управленческого контроля. Высокий уровень образования эти стимулы усложняет, одновременно повышая способности к анализу реальности.
В экономической сфере ощущение несправедливости распределения и вознаграждения за труд – это не только одно из многих проявлений недовольства собственным положением, но еще и определенным образом осознаваемая форма неудовлетворенных базовых потребностей, таких как потребность в самореализации и уважении окружающих, чувство принадлежности. Например, в экономике, стержнем которой является перераспределение ренты, стимулами «экономического поведения» становятся отнюдь не честный труд и творческий подход.
Социально-психологические факторы всегда действуют в обществе не менее ощутимо, чем физиологические или экономические. Предмет потребностей человека, объем и состав благ и условий, признаваемых им достаточным, обусловлен исторически и социально. Субъективная неудовлетворенность выражается через «относительную лишенность» («относительная депривация» (RelativeDeprivation)) , что соотносится со сравнением своего положения с положением группы, выбираемой как «референтная». Чем более непреодолимым представляется разрыв в положении, тем сильнее чувство лишенности. Одна из функций идеологий – это находить обоснование и оправдание таким «разрывам».
Объективно желательное поведение внутри системы – это деятельность элиты, которая наряду с реализацией собственных целей приносит своему социуму максимальную пользу. Необходимое условие такой деятельности – это возможность представителям элиты занимать верхние социальные позиции и возможность принимать стратегические политические и экономические решения. В соответствии с этим первый закон социальной эволюции реализуется таким образом, что система эффективно осуществляет обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой.
В соответствии с третьим законом социальной эволюции стадии общественного развития образуют определенную последовательность. Эволюция, - утверждал Илья Романович Пригожин, - имеет исторический характер. Ее можно представить как последовательность бифуркаций системы в неравновесном состоянии (см. рис.3). На этой схеме существуют зоны (между бифуркациями), где имеет место детерминизм, и точки с вероятностным характером (точки бифуркации).
Рис.3. Последовательные бифуркации системы в неравновесном состоянии.
Историчность выражается в том, что наблюдаемое состояние d1 предполагает прохождение системы через состояния b1 и c1. Зная начальные состояния системы и пограничные условия, возможно предсказать режим работы, который изберет система.
Современное общество принято называть информационным обществом или обществом знаний. Активная циркуляция информации, общее повышение образовательного уровня населения и развитие средств связи привели к возникновению следующих устойчивых явлений:
- Информационное общество можно рассматривать не просто как уникальное явление в развитии человечества, но и как определенную стадию социальной эволюции. Его ключевым качеством является комплексность, т.е. зависимость от характера связей и отношений. Но эта зависимость носит нелинейный характер.
- Отсюда, главной проблемой становится координация. Эта проблема в социуме решается на уровне политических и экономических отношений. Новые исторические системы («сетевое общество») – это реализованный в виде определенных социально-политических и социально-экономических механизмов творческий поиск индивидов по координации своих духовных и материальных усилий.
Сетевое общество воспроизводится на разных уровнях социальной организации. Можно говорить даже об объединение различных стран «по образу и подобию». Но элементарными формами социальной жизни, которые позволяют осуществлять это объединение, является тот комплекс личностных знаний, который входит в арсенал необходимого «культурного минимума». А этот комплекс опосредуется через систему образования как обучения и воспитания.
Для такой стадии развития человечества, как информационное, «сетевое» общество, основным противоречием внутреннего развития общества является закупорка каналов вертикальной мобильности. Это неизбежно превращает правящие, доминирующие группы в социальных паразитов. В работе «Социология революции» Питирим Сорокин писал: «Предположим, что механизм социальной селекции и распределения перестал должно функционировать, а индивиды начинают занимать те позиции, которые и подавно не соответствуют их талантам. …Что же тогда приключится с подобным обществом? Подавление инстинкта самовыражения этих людей проявится крайне остро. …В результате группа людей с репрессированным инстинктом, помышляя об эмансипирующей их революции, восстанут. …Таким образом, революционная ситуация будет создана» . Гомогенная, «аполитичная» в прошлом, масса негодующих людей «дифференцируется и распадается на сектора в четком соответствии с типом их подавленных инстинктов» .
Интересно наблюдение американского социолога Теда Роберта Гарра (Ted Robert Gurr), исследовавшего причины того, «почему люди бунтуют», в разное время и в разных странах: «Эмпирические исследования революционного лидерства предполагают, что существенное большинство лидеров были выходцами из средних и более высоких страт своих обществ» .
Проблема революционного лидерства рассматривалась и для современных западных стран. При этом Гарр представляет такой показатель неудовлетворенности, как «элитная относительная депривация» (элитная RD) . Элита состоит из индивидов, которые приобрели или унаследовали такие персональные характеристики и которым культурно предписано все, что необходимо для занятия высоких ценностных позиций, независимо от того, приобрели ли они реально эти позиции. В западных обществах такие характеристики обычно включают в себя высокую степень интеллектуального развития, специальную техническую подготовку, менеджерские способности, амбиции, а также навыки межличностного общения. Массы включают в себя индивидов, обладающих этими характеристиками в меньшей степени. «Элитная RD», возможно, в большей степени распространена среди тех людей, которым свойственны элитные характеристики, но которые не обладают достаточно высокими ценностными позициями – «внутренняя элита», по выражению Парето, - например, полубезработная интеллигенция в слаборазвитых странах или компетентные мужчины и женщины в западных обществах, отстраненные от возможности продвижения по дискриминационным соображениям» .
Революционные лидеры могут быть маргиналами в том смысле, что они чувствуют свою социальную позицию и перспективы продвижения ненадежными, но они редко появляются из низших классов. Ряд западных ученых, которые исследовали классические европейские революции, подчеркивали, что неудовлетворенность была широко распространена не только среди простых людей, но и среди больших сегментов высших и средних классов. «Дезертирство интеллектуалов» неоднократно упоминается как предвестник революции .
Более подробно об этом см.: Гарр Т.Р. Почему люди бунтуют. Спб, «Питер», 2005.С.59-68.
Пригожин И. Краят на детерминираността: време, хаос и природни закони. София, ХЕРОН ПРЕС, 2000. С.48.
Более подробно о принципах действия «сетевого общества» см.: Пригожин И. Сетевое общество.//Социс, № 1, 2008.
Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., Политиздат, 1992. С.279.
Гарр Т.Р. Почему люди бунтуют (Why Men Rebel). СПб, «Питер», 2005. С.425.
.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел Политология
|
|