Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Куриц С., Воробьев В. Болезни государства (диагностика патологий системы государственного управления и права)ОГЛАВЛЕНИЕГлава 12. Блок самоуправления Конституции эталонного государства.
|
Рис. 22. Система государственного управления эталонного государства и участие политики |
ское общество в устранении различий мотивации субъекта и объекта управления. Противоречие восходит к природному принципу управления в популяции животных: единовластный вожак и лишенные прав на власть члены популяции; применительно к человеческой организации этот принцип прослежен Н. Макиавелли в «Государе». Второе противоречие состоит в различии условий приобретения управленческих качеств лидером, пребывающим во власти, и будущих претендентов на лидерство. Здесь играет роль фактор случайного подбора и подготовки государственных лидеров. Третье противоречие: слабость гражданского общества ограничивает рост интеллектуальности и образованности населения — базы гражданского общества, что ослабляет его (гражданского общества) развитие.
Из этого вытекает, что орган управления государством, приобретя легитимным путем власть на определенный период, может не обращать внимание на подготовку будущих лидеров государства. Такая ситуация характерна для нестабильных государственных режимов с частой сменой правительств, хотя именно эти государства нуждаются, в первую очередь, в эффективном лидере. Здесь мы снова встречаемся с синдромом Богданова-Винера о границах знаний одного и того же предмета в различных областях, в которых вопросы подготовки лидеров, комплектования штатов управления имеют солидную научную базу .
Триада — в философии Гегеля — идея о том, что развитие проходит три ступени: 1 — исходный момент = «тезис»; 2 — «антитезис» = отрицание «тезиса» и превращение его в свою противоположность; и 3 — «синтез», который отрицает антитезис и становится исходным моментом последующего развития.
Можно предположить, что «Любовь к родному пепелищу и ... к отеческим гробам» (А. Пушкин), так же как и свобода поиска работы, компании для общения или страх отчуждения при смене страны проживания не является ныне доминирующим фактором объединения людей.
В современные языки и культуру термин «политика» вошел как заимствование с древнегреческого (ро1Шка). Он основывается на древнегреческих понятиях, связанных с государством, властными отношениями, наукой руководства и управления людьми и обществом: «полис» (город-государство), «политес» (гражданин), «политикос» (государственный деятель), «политейя» (конституция). Теперь во многих контекстах употребляется — по принципу взаимозаменяемости — наряду с терминами «политическая система» или «государство». Его обычно используют, когда хотят дать обозначение политической организации того или иного общества, свободное от аналитических коннотаций термина «система» или от метафизических, правовых или территориальных коннотаций термина «государство». Он часто фигурирует в дискуссиях о формах или типологиях политических систем, в особенности когда преследуется цель классифицировать политические системы в их целостности, а не конкретные институты, группы или политические подсистемы внутри того или иного общества. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.wikipedia.org
Продолжим рассмотрение представленных выше соображений о внутренних противоречиях гражданского общества, которые затрудняют реализацию в государственном управлении идеи гражданского общества .
Различия мотивации субъекта и объекта управления является естественным диалектическим противоречием между лидером (лидерами) государства и гражданами, Согласно Гегелю мотивацией лидера (за редчайшим исключением лиц, которых принудили принять бразды государственного правления) является стремление к признанию его личности окружающими ; М. Вебер определяет его как тщеславие . Эта мотивация трансформируется в целевую установку лидера, которая может отвечать, слабо отвечать или вовсе не отвечать интересам и надеждам граждан, у которых существует постоянная не меняющаяся цель — удовлетворение растущих потребностей человека при условии, что средства достижения цели будут соответствовать принятым нормам прав и свобод.
Разрешение этого противоречия лежит в управленческой функции репродукции государственных лидеров. Не останавливаясь подробно на рассмотрении содержательного аспекта репродуктивной подсистемы управления, отметим лишь основные ее характеристики. Функция «лидерство» включает процесс постоянного приоритетного и легитимного влияния на общество, организацию, группу лиц или на одного индивида. Лидерство основано на способности лидера понимать мотивы деятельности различных социальных групп; учитывать их интересы при осуществлении политического курса; воздействовать на основных политических акторов; убеждать людей. Единственным регулятором его поведения является мораль.
Мораль ограничивает политику, свободу бесконтрольного политического действия, поэтому политика часто стремится освободиться от нее. Политика более «приземлена» и целенаправле- на, т.е. ориентирована на достижение определенных самими политиками результатов. Важной особенностью политики является ее опора на силу, использование принудительных санкций за невыполнение требований. Мораль же опирается главным образом на «санкции» совести. Вебер разделяет мораль на этику убеждений и этику ответственности. Этика убеждений означает неотступное следование нравственным принципам, независимо от того, к каким результатам это приведет, не считаясь с затратами и жертвами.
Этика ответственности, напротив, предполагает учет конкретной обстановки, ориентацию политики в первую очередь на ее последствия, внутреннюю ответственность политиков за те результаты своих действий, которые можно предвидеть, готовность предотвратить большее зло, в том числе и с помощью зла меньшего. Соотношение этики ответственности и этики убеждений в реальных действиях должен определять сам политик. Эти идеи Вебера о соотношении морали и политики получили достаточно широкое распространение. Несмотря на свою кажущуюся реалистичность, они имеют ряд слабостей. Прежде всего, Вебер фактически сводит политику к легитимному использованию насильственных средств, ограничивая тем самым возможности влияния нравственности на политику. Однако задачи политики, особенно в современных демократических государствах, намного сложнее, чем применение насилия. При решении целого ряда политических вопросов использование или угроза применения насилия могут лишь повредить делу. Без гражданской ответственности, готовности к компромиссам, солидарности и кооперации политических акторов невозможно современное правовое государство. Выход содержания политики за пределы сферы применения насилия позволяет более широко использовать в ней нравственные ценности.
Веберовское понимание соотношения морали и политики по существу освобождает политиков от закрепленной в конкретных институциональных нормах нравственной ответственности перед другими людьми и обществом, поскольку решение вопроса о следовании нравственным принципам и применении средств для реализации политических целей оставляется на усмотрение самих политиков. Однако очевидно, что многие стоящие у кормила власти люди вообще не задумываются о безнравственности своих действий. Поэтому оставлять моральную сторону политики без правового и общественного контроля — значит поощрять безнравственность в политике.
Институциализация нравственных требований представляет собой их закрепление в нормах политических организаций и прежде всего в праве, что предполагает определенные санкции за нарушение моральных принципов. Такое институциональное закрепление морали — одно из важнейших условий гуманизации политики. Институты могут как стимулировать нравственность в политике, так и препятствовать ее влиянию. Как отмечает Б. Сутор (ФРГ), для гуманизации политики и укрепления нравственности лучшим является не тот строй, «который предъявляет к своим гражданам более высокие или даже наивысшие моральные требования. На самом деле лучше тот строй, который прежде всего отвечает человеческому характеру в его обычной амбивалентности: дурным наклонностям людей ставит необходимые ограничения, но в то же время открывает максимально возможный простор для права и воли людей осуществлять саморазвитие, для их способности к добру» .
Гражданское общество служит научению морали конкретно и своей массой (по Маслоу). Выделяются следующие подходы к взаимоотношению политики и морали:
Развивая идею о возрастающей роли в системе управления неформальных отношений, американские социологи Ч. Бернард, Г. Саймон и др. выдвинули «интеракционистскую модель», в которой сделан акцент на взаимозависимость и взаимодействие между работниками, включающие в себя как формальные, так и неформальные компоненты, не только цели организации, но и интересы индивидов. В такой системе рациональность не должна абсолютизироваться, поскольку в управленческой деятельности большую роль играют непредвиденные явления и события.
Отсутствие или неполное представление их в Конституции, которая является целеформирующим инструментом всех норм права, превращает процесс правотворчества в случайный со всеми вытекающими последствиями для народа и государства. Все эти качества должны быть предметом научения будущего лидера.
Некоторые правят своими народами с помощью трюков, а не справедливых принципов. Разве они не похожи на повелителя обезьян? Они не подозревают о своей глупости. Как только их народ образумится, их трюки больше не срабатывают.
Д. Шарп «От диктатуры к демократии» (1993)
Развитие мыслительного аппарата человека, его способность к умозаключениям, выходящая за пределы эмоционального восприятия и включающая в себя потребность в рассудочном мышлении, является необходимым условием для лиц, занятых управлением множества других людей, т.е. организационной системой и в первую очередь государством, в котором сосредоточено огромное количество людей. Роль рассудочного мышления, отмеченная И. Кантом как способность обнаруживать причинно-следственные связи, была подтверждена многими мыслителями XIX и XX века.
Следуя предмету нашей книги, возвратимся к Г. Кельзену, который отмечал (см. выше), что этот уровень мышления был недоступен древнему человеку. Наш далекий предок представлял причинность в форме сверхъестественной силы, поведение которой недоступно пониманию человека, а посему понимание происходящего складывалось в результате общения со столь же несведущими людьми. Мы не будем развивать здесь столь интересную мысль, скажем лишь, что ее автор указал, что это уровень мышления был доминирующим у современного человека (первая половина XX века). К этому же выводу пришел американский экономист Брайан Каплан , который утверждает, что в результате иррациональных страхов, имеющих психологическую основу, «люди хотят верить в то, «во что верят другие люди» (кстати, точно совпадающую с высказыванием Г. Кельзена), и эти воззрения оказывают непосредственное влияние на результаты любых выборов. Б. Каплан также указывает, что экономисты традиционно рассчитывают на рационализм избирателей и властей. Однако рационализм всегда в большей или меньшей степени смешан с абсурдом.
Отсутствие способности (и, следовательно, потребности) у большинства граждан к рассудочному мышлению (приводящее к абсурду, о котором говорит Б. Каплан) не позволяет им противодействовать манипуляциям власти (политические технологии, продажные СМИ, лоббисты, клакеры и прочие). В результате этого замедляется развитие гражданского общества, пробуждение политического сознания и политической культуры массы людей. В этой обстановке растут и воспитываются дети, некоторые из них в будущем будут управлять организациями и принимать решения о судьбе огромного количества их современников.
Следовательно, отсутствие способности и потребности к рассудочному мышлению большинства граждан оказывает крайне негативное влияние на развитие государства не только в настоящем (на текущих выборах во власть), но и в будущем — в роли главы государства; управленческая функция специальной подготовки государственных лидеров рассмотрена выше.
Здесь рассматриваются источники патологии управления государства, которая приводит к тому, что потребность рассудочного мышления возникает лишь у небольшой части граждан. Большинство граждан государств всех групп, лишенное потребности понимания причинно-следственных связей в областях, которые непосредственно не касаются их профессиональной деятельности и быта (см. патологии создания гражданского общества), даже в новое время не может уйти от реалий древнего мира. Для них основой принятия решений остаются мнения окружающей среды и конформизм, что даже при наличии действенной обратной связи и свободного волеизъявления не может оказывать влияния на власть. На каждом этапе подготовки и принятия решений у главных политических игроков возникает возможность удовлетворить собственные интересы, осознавая ближние или дальние последствия для себя лично, но для государства и для его граждан они едва ли могут или хотят осознавать эти последствия. Для предотвращения опасных последствий нет пока действенного механизма, в качестве которого мог бы выступить народ-суверен.
Массовый характер болезни обусловлен органическими дефектами государственной системы дошкольного и школьного образования, в результате которых возникает безвозвратная потеря у ребенка врожденных уникальных способностей рассудочного мышления .
В эпоху глобализации интеллектуальный потенциал становится главным фактором эффективности и результативности. В конечном итоге, место любого государства в мировой экономике, в мире, зависит от того, сумеют ли мозги его граждан найти новые идеи, создать новые знания, новые потребности, товары, услуги и найдут ли способы превращения идей в реальность. Однако идея лучшего использования самого интеллектуального потенциала, уже заложенного в человеке природой, пока не занимает соответствующего места в калейдоскопе идей, хотя опыты древности и современная наука открывают обнадеживающие возможности.
Исследователи-психологи утверждают, что в жизненном цикле человека процессы мышления имеют различную направленность и интенсивность. Например, природа одарила раннее детство возможностью в немыслимых для взрослого человека темпах осваивать одновременно несколько языков, понимать отношения абстрактных символов (например, Булеву алгебру) и моментально переводить эмоции в зримые образы. И все это делать в игре, без особого напряжения. В этот период жизни маленький человек наделен не только способностью острого эмоционального восприятия действительности, но и обостренной рассудочностью. У ребенка в раннем детстве возникает постоянная потребность искать связи между предметами, образами и явлениями, что внешне выражается в бесконечном потоке вопросов . На более позднем этапе взросления рассудочность вновь достигает пика, но ум уже готов к дедуктивному мышлению (от общего к частному).
Рассудочное мышление позволяет приблизиться к разуму, «выше которого, по Канту, нет в нас ничего для обработки материала созерцании и для подведения его под высшее единство мышления». Разум позволяет раскрывать общие закономерности должного, которое в значительной степени предопределяет развитие всего мирового сообщества .
Но каждый подарок природы имеет ограниченный срок годности. В шести-семилетнем возрасте потребность поиска связей («почему?» и «как?») существенно падает, и, если эта потребность не была закреплена воспитанием, способность к творчеству во взрослом возрасте снижается. Второй пик возникает в период полового созревания как реакция неудовлетворенности в стремлении реализовать репродуктивную функцию (либидо, Фрейд). Интеллектуальный потенциал этого пика может быть также потерян, если воспитание вовремя не закрепит новых способностей. Впоследствии даже частичное возмещение потерь природных подарков потребует значительных средств, но без достижения столь же высоких результатов. Некоторые мыслительные способности навсегда исчезнут, как навсегда исчезает способность прямохождения человеческих детенышей, воспитывавшихся до четырех-, пятилетнего возраста животными (маугли). Создатели китайской школы боевых искусств Шао-Линь еще в глубокой древности осознали, что, если до пятилетнего возраста ребенок не получит специального физического воспитания, возможности сохранить до старости свойства молодого тела будут безвозвратно утрачены.
Получается, что изо всех неповторимых, утрачиваемых возможностей, которые только в детском возрасте дарит природа человеческому мозгу и телу, сами люди заботятся о сохранении одной способности — прямохождении, да и то интуитивно. Поэтому есть основания утверждать, что, не понимая и, поэтому, не используя природные возможности мышления, люди остаются в положении маугли, так и не научившихся ходить на двух конечностях. Весь прогресс знаний и умений связан с деятельностью чрезвычайно узкого круга лиц, сохранивших с детства в силу особых неизвестных обстоятельств свои мыслительные способности.
Развитие детей, т.е. их целенаправленное воспитание и образование, зависит от всей системы образования, которая включает родителей, детские сады и школы (нецеленаправленным воспитанием и образованием занимается окружающая среда). Некоторые детские мыслительные способности, например, накопление информации, овладения языками и разного рода умениями ослабляются (точнее темпы освоения) по мере взросления, но могут быть восстановлены в юношеском и взрослом возрасте при больших затратах материальных ресурсов и времени. Другие, например, способность мыслить, т.е. осознавать нетривиальные (не бытовые) связи предметов, образов и явлений, искать объяснение связям, утрачивается большинством людей в детском возрасте. Этот ущерб может быть восполнен лишь частично отдельными индивидами во взрослом возрасте, хотя некоторым выдающимся личностям удавалось самостоятельно (без соответствующих условий) сохранить эти способности с детства.
Чтобы сохранить у взрослого человека мыслительные способности, которые возникают в детстве — в особые периоды развития ребенка (ОПРР), нужна иная система образования. Она должна решить три задачи, относящиеся к детскому возрасту: 1) пробудить и закрепить у ребенка особые мыслительные способности, 2) создать постоянную потребность у ребенка для использования полученных инструментов мышления и 3) обеспечить условия для реализации этой потребности.
Эти задачи не могут быть решены в настоящее время, поскольку существующие системы дошкольного и школьного образования (государственные и частные) не нацелены на пробуждение и закрепление мыслительных способностей ОПРР (Задача-1). Для решения этой задачи требуются новые методики преподавания и новые преподаватели. Для того чтобы сохраненные мыслительные возможности ОПРР, были востребованы (Задача-2), необходимо, чтобы дети приобрели достаточный «строительный материал», к которому можно приложить инструменты мышления. Ребенку нужно много строительного материала — информации и умений, которые он приобретает с помощью гуманитарного и естественнонаучного образования, этического, эстетического и физического воспитания. Сам процесс приобретения знаний и умений требует соответствующих условий (инфраструктуры) — должна быть решена Задача-3. Т.е. нужна принципиально новая система образования, которую может осуществить только гражданское общество.
Рост интеллектуальности может существенным образом изменить существующие реалии формирования мировоззренческих позиций человека, что является одним из важнейших условий повышения правопорядка и снижения вреда, наносимого человеком самому себе как средства сохранения полноценной жизни в пределах, отмеренных свойством эквифинальности.
Таким образом, чтобы повысить общий уровень интеллектуальности человека в мире, развить его способности и вызвать у него потребности к рассудочному мышлению, необходимо, чтобы эта задача государственного управления была закреплена сувереном в Основном законе государства и обеспечена комплексом обязывающих правовых норм. Поскольку в Конституциях ныне существующих государств этой нормы нет, она может быть представлена только в модели эталонного государства.
Ряд современных философов видят источниками этих противоречий отсутствие динамической морали (А. Бергсон «Два источника морали и религии») или постановку задачи гуманистической психологии по Маслоу, которая ставится одновременно и как изучение личности в процессе ее роста, и как научение, культивирование — как передача другим этого внутреннего личностного опыта синергетической самоорганизации («социального синергизма»). Общество с высоким синергизмом, пишет А. Маслоу, — это общество, члены которого открыты не только голосу разума и рассудка, но и голосу сердца, голосу чувства любви к ближнему. И эта открытость, доброта, приятие другого не как “не-Я”, а как друга, есть качества, устойчиво воспроизводимые в некоторых коллективных архетипах, паттернах поведения и коммуникации, доминирующих в традиционных закрытых обществах, но обладающих, тем не менее, высоким синергетическим потенциалом.
Литературными и историческими примерами могут быть костюм голого короля, скромные френчи Сталина и Мао Дзе-дуна и четыре Золотых звезды Брежнева.
Потребность по возможности часто самому появляться на переднем плане, сильнее всего вводит политика в искушение совершить один из этих грехов или оба сразу. Чем больше вынужден демагог считаться с «эффектом», тем больше для него именно поэтому опасность стать «разболтанным» или не принимать всерьез ответственности за последствия своих действий и интересоваться лишь произведенным «впечатлением»
Каплан Б. (Bryan Caplan), (университет Д. Мэйсона) «Миф о Рациональном избирателе: почему демократии выбирают плохую политику» Washington profile, 23 июня 2007.
Как мы упоминали выше, курьезный пример отсутствия способности к рассудочному мышлению — непонимание роли мужчины в рождении ребенка. Лишь в недалекой истории широкому кругу народов стала понятной эта причинно-следственная связь. Однако до сих пор (XXI век) существуют племена, которым эта связь неясна, поскольку причина и следствие разделены длительным периодом времени.
I keep six honest-serving men / (They taught me all I knew); / Their names are What and Why and When / And How and Where and Who.//1 send them over land and sea, / I send them east and west; / But after they have worked for me, / I give them all a rest... /1 know a person small - / She keeps ten million serving men, / Who get no rest at all! / She sends ‘em abroad on her own affairs, / From the second she opens her eyes - / One million Hows, / two million Wheres, / And several million Whys. Есть великолепный перевод С. Маршака. (R.Kipling)
Опыт широкого использования новых методик преподавания обычных школьных дисциплин показал обнадеживающие результаты, например, в малых (не совсем демократических) государствах, как Сингапур и Гонконг; последний уже объявлен символом XXI века в связи с развитием идеи «виртуального» государства.
Мы сознательно не затрагиваем вопросов развития мыслительных способностей на уровне разума, по И.Канту, поскольку на современном уровне развития науки нет инструментов, как подойти к решению этой задачи. Понимание нормативного и регулятивного значения ценностей представляют собой априорные императивы разума — цели, требования, формулы и максимы должного. С этим нравственно должным связаны категорические императивы, которые формулируются Кантом применительно к морали и праву.
.
Ваш комментарий о книге