Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Аинса Ф. Реконструкция утопии

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЖЕЛАТЬ НЕВОЗМОЖНОГО

Воображение важнее знания, говорил Эйнштейн. Ныне, когда мир развивается столь стремительно, внося смуту в привычные представления, это высказывание — еще более очевидная истина, чем пятьдесят лет назад. Чем чаще реальность подрывает расчеты технократа и посрамляет составителя планов, тем неотложнее становится необходимость воззвать к свободе индивидуального творчества. "Все течет", — сказано Гераклитом. Или мы забыли об этом законе всемирного изменения? В настоящее время дезориентация так велика, что мысль должна сделать невиданное усилие для обновления.
А что мы наблюдаем? В тот момент, когда из тупика может вывести только взрыв творческой энергии, повсюду говорят о смерти утопии. Оправдан ли этот суровый приговор? Правильно ли отрицать утопию, ее светозарную мощь, ее устремленность к абсолюту, ее динамичность? Может правы те, кто связывает утопический порыв с извечным безумным стремлением человека выйти за пределы сущего, которое возрождается всякий раз, когда прагматизм иссушает ум и увязает в бесплодной рутине?
Непреходящую тягу к утопии можно воспринять как естественную потребность человека раздвинуть рамки исторического момента. Так полагают, например, Рэмон Рюйер1*, Карл Маннгейм2*, Льюис Мамфорд3*, Роже Мюкьелли4*, Нортроп Фрай5*, Бертран де Жувенель6* и
1* Рэмон Рюйер (1902-1987)— французский философ (цифрой со звездочкой обозначаются примечания переводчиков).
2* Карл Маннгейм (1893-1947) — немецкий социолог-марксист.
3* Льюис Мамфорд (1895-1976) — американский философ, культуролог, писатель.
4* Роже Мюкьелли (1919-1981)— французский философ и психолог.
5* Нортроп Герман Фрай (род. в 1912 г.)— канадский историк литературы и культуры.
6* Бертран де Жувенель (1903-1987)— французский экономист и политолог.
7


другие современные мыслители. Некоторые из них признают, что всякое важное предприятие, будь то в области науки, религии или политики, изначально облекается в утопическую форму. Единодушны они и в том, что человек не в состоянии достичь полноты развития, если он лишен утопических видений.
Но о какой утопии идет речь? И при каких условиях она возможна? Трансцендентная по своей сути, утопия не может отказаться от безмерности, ведь это ее основа. И при этом не выходить за пределы разума? Хрупкое равновесие— но только оно и дает ей жизнь. Воздействовать на реальность, стараясь возвысить ее, но не забывая о возможностях человека: не это ли стремление, не такой ли утопизм вдохновляли Мартина Лютера Кинга, Ганди или Нельсона Манделу?
Ныне личность и общество лишены опор, ибо прошлое, по-видимому, не дает решений на будущее. Часто забывают о том, что прошлое — урок, но еще не источник творчества. А современному миру как раз недостает творческой энергии.
Большинство утопических конструкций восходит либо к Платону и Томасу Мору с их повышенным вниманием к юридической организации общества, либо к Фрэнсису Бэкону с его верой в неограниченные возможности науки. С началом научно-технической революции политико-социальные проекты и научно-фантастические эссе сосредоточились на технологии. Но все мы знаем: если технические достижения превзошли самые безумные мечтания, то сущностное качество человеческой жизни в одних случаях едва улучшилось, а в других — ухудшилось. Для подавляющего большинства людей подлинная утопия имеет прежде всего этическое измерение.
Экономическое процветание — необходимый, но, судя по всему, недостаточный ингредиент утопии. Материальное благосостояние не гарантирует соответствующего духовного развития. Чем больше накопленные знания, тем меньше мудрости в мыслях и действиях. Молодежь подтачивают страхи, разрушительные мятежные порывы,
8


наркомания, поиски внешних способов решений внутренних проблем. Вот явный признак того, что необходима смена курса,— такая революция, которая через воспитание и образование дала бы всем мужчинам, женщинам и детям возможность повысить свои способности, научиться ответственности и умению уважительно и терпимо относиться к тем, чьи взгляды на жизнь отличаются от их собственных.
Судьба миллионов зависит от решений единиц, а модели мышления и поведения задаются из далеких от людей учреждений. Бедность идей, апатия и равнодушие, неспособность представить себе, пусть в мечтах, человека, достигшего полного расцвета в стабильном, спокойном мире,— все это проистекает от того, что существующие системы, в том числе система воспитания, утратили контакт с реальностью и по-прежнему зависят от взглядов общества, где все определено заранее.
Между тем, современная действительность каждый день доказывает несостоятельность формул прошлого. События в Восточной Европе — лучшее тому свидетельство. Что означает крушение коммунизма как некоей внешней утопии? Разумеется, не всемогущество "ползучего" капитализма, но победу свободы, той свободы, что позволяет заменить коллективные утопии личным выбором.
Когда Маркс и Энгельс создавали теорию научного социализма, они опирались на философию детерминизма, более трех веков преобладавшую в западноевропейской мысли. Они еще верили, что можно направить течение истории в определенное русло при посредстве централизованного государства, способного отрегулировать ее движение. Поэтому они так настойчиво подчеркивали отличия своей теории от модных в ту пору социальных утопий. Они назвали свой социализм "научным", понимая науку синонимом точности и силы. Они думали, будто построение "социалистического" общества сделает окончательно невозможным создание новых утопий. Теперь-то мы знаем, как они ошибались.
9


Мы стоим на пороге новой эры. В силу своей сложности она, как никогда прежде, требует от человека ответственности перед обществом, а от общества предоставления человеку возможности развить свой творческий потенциал. До сих пор стабильность и безопасность составляли основу существования культуры, нестабильность же воспринималась как нечто угрожающее. Риск был синонимом неблагоразумия, а всякий опыт сводился к конформизму.
Но действовать — значит рисковать, то есть ошибаться. А риск может дать импульс для творчества, особенно в нашу эпоху, которую мой друг Луис Видаль-Бенейто характеризует как время "минимальной достоверности и максимальной неопределенности". Всякое развитие основано на изменении и на сочетании нестабильности, творческой энергии и воли к переменам. Подлинный сдвиг невозможен без разрыва постепенности. Наука, духовная деятельность немыслимы без творчества, а оно всегда предполагает хотя бы минимум неустойчивости. Еще Гельдерлин отмечал, что там, где есть опасность, есть также возможность спасения. Нам давно говорят об этом искусство и поэзия, но императивы общества потребления оказались сильнее. Человечество должно срочно изменять свою систему ценностей. Но возможно ли предлагать дискомфорт и нестабильность обществу, которое стремится прямо к противоположному? Власть привычек, боязнь неизвестности — вот главные препятствия на пути смены мышления, столь необходимой современному миру.
Утопия нашего времени должна отвергать жесткий схематизм утопий прошлого, диалектические ухищрения философа и самоуверенность технократа. Утопия нашего времени будет исходить из разнообразия мира, из движения, характерного для современных кочевых социумов, из принципа нестабильности — ведь она неразрывно связана со свободой выбора, подразумевает сомнение в общепринятых понятиях и в павловских рефлексах, ежедневное напоминает о том, что творческий акт свершает-
10


ся между светом и тьмою, в голове "человека, балансирующего на карнизе". Утопия нашего времени в перспективе "разумной безмерности" будет одновременно гибкой, твердой и целенаправленной. Она должна избегать, как пишет Мария Рамирес Рибес, "фрагментарного видения прошлого; она родится одновременно из телесных и духовных потребностей, из глубины морей и лесов, из автострад и городов. Она должна вобрать в себя чувственность и интеллект, частное и общее; она станет плодом интуиции и технического прогресса, любви и труда, и той радости, какую любовь и труд доставляют. Но прежде всего она должна родиться из неудовлетворенности миром и быть источником непрестанного мятежа".
Утопия нашего времени означает право всякого человека выходить за пределы настоящего, совершенствоваться и конструктивно влиять на окружающий мир. Такая утопия доступна для всех. Она становится долгом всех жителей планеты, а в особенности тех, кому посчастливилось родиться и вырасти в благополучной среде. Она обязывает действовать, проецировать себя в будущее, ломать рамки сложившегося порядка вещей, изо дня в день улучшать собственную жизнь и помогать другим улучшить свою.
Утопия нашего времени не имеет ничего общего с обещаниями создать рай на земле. Она не имеет ничего общего и с отрицанием прошлого. Утопические общества, подобные тем, что изображены в "Утопии" Томаса Мора или в антиутопиях, вроде романа Джорджа Оруэлла "1984", принадлежат истории литературы.
Утопия нашего времени имеет основанием разумное примирение человеческих желаний и потребностей, независимой мысли и повседневного труда, способность воспринять ценности свободы и уважения личности. Она исходит из богатства и разнообразия возможностей, какие откроются при участии большинства в общественной жизни. Но в первую очередь она подразумевает совершенствование индивидуальных способностей каждого, повседневную  дисциплину, трезвость   мысли  и  обога-
11


щение внутреннего мира. И ключевым для такой утопии является воспитание.
Человеку надо дать необходимые знания и навыки, но не для того вовсе, чтобы он легко адаптировался к ситуации, а для того, чтобы развивал воображение и обострял чувство реальности в условиях все более частого вторжения в нашу жизнь непредвиденного. Таков смысл книги Фернандо Аинсы: ставка на инакомыслие.
Свобода, фантазия, нонконформизм питают не только творчество и открытия, но также утопии. Всякий исследователь, выдвигающий гипотезу, становится "утопистом", ибо его воображение уносится за грань изведанного. Необходимо освободить преобразующую энергию воображения для непосредственного действия. Как сказал Бернард Лоун, лауреат Нобелевской премии мира 1985 года, "только те, кто видят незримое, могут свершить невозможное." Умножить силу воображения и устремления к запредельному — значит лучше вооружить человека, чтобы он умел противостоять реальности и дать ответ непредвиденному.
Итак, утопия как гарант свободы? Спор еще не завершен. Но в любом случае вопрос достоин того, чтобы его поставить. Именно это и делает книга "Реконструкция утопии". Автор кардинально противополагает утопию догматизму и детерминизму, равно как понятиям совершенства и невозможного. Для автора главное — жизнеспособность утопического духа и торжество воображения, ибо утопия есть и будет двигателем всякого творческого процесса.

Федерико Майор 15 января 1997

ПУТИ УТОПИИ — ТРОПЫ ЖИЗНИ

Пути утопии, к счастью, пересекаются с тропами жизни. Сама история создания этой книги, состоящая из встреч и расставаний, перепутий и неожиданностей, могла бы рассеять сомнения на этот счет. Сюрпризы, уготованные жизнью, повороты, тупики и случайности, которых мы не можем предугадать,— хотя и мним себя в силах задавать направление и скорость пути— наконец подводят нас в этот июльский день 1996 года к завершению книги.
Пусть на короткий срок, но наше сочинение может считаться законченным. Несмотря на некоторую неупорядоченность, оно все же обладает цельностью, ибо на протяжении последних двенадцати лет эти страницы писались при тесном взаимодействии теории с повседневной жизнью.
Все говорит о том, что ныне утопия более необходима, чем когда бы то ни было, и в то же время налицо все признаки ее заката. Политический реализм, пропитывающий все современные формы деятельности и мышления теснит индивидуальное и коллективное воображение и развеивает тот "сон наяву", к которому мы, люди, столь склонны. Ускоренное крушение систем, верований и идеологий, этих последних бастионов политического и идеологического дискурса, оставило без пристанища и дискурс утопический.
Нет сомнения в том, что кризис идеологий, развенчание "святых" и господствовавших ортодоксальных верований— спасительны. Но такая переоценка ценностей не должна сочетаться с недооценкой утопии в историческом процессе, а кризис еще недавно прочных утопических моделей не следует считать отмиранием уто-
13

пической функции, которая позволяет в мире, претендующем на разрешение всех вопросов, подвергать сомнению установленный порядок вещей и разрабатывать альтернативные предложения. В царстве прагматизма и реализма, пресекающих всякий полет воображения, революция уже кажется невозможной, но не стоит забывать, что вне утопического измерения нельзя представить эволюцию современного мира.
Сказанное кажется верным для Западной Европы, где пространство утопической рефлексии значительно сократилось, а большая часть утопических устремлений растворилась в самодовольном экуменизме, — хотя расширение после 1989 года ментальных и культурных пределов Европы стало для нее подлинным вызовом. Иначе обстоит дело в других регионах мира, в частности в Латинской Америке, этом Новом Свете, всегда столь предрасположенном к "тотальным" теориям и объяснениям и по-прежнему живущем прежде всего надеждой.
Вот почему, отрешаясь, в отличие от многих, от постмодернизма, отрешаясь от кризиса утопического жанра,— а он кажется нам временным и далеко не первым из пережитых утопией за последние пять веков ее существования,— мы решили написать книгу "Реконструкция утопии". В первой части рассматриваются самые общие аспекты утопической функции; во второй и третьей частях, посвященных основополагающим утопическим мифам, в частности мифу о земле обетованной, подчеркивается значимость воображения в Латинской Америке, история которой, по выражению бразильского поэта Освалда ди Андради, является воплощением "бесконечного шествия" утопий.
Начиная с 1984 года — того самого, когда происходит действие антиутопии Джорджа Оруэлла "1984", мы осознали риск чрезмерной утопизации, неотступную угрозу "оруэлловского" кошмара, опасность тоталитарной утопии, которая, смешивая "идеального гражданина Государства" и "идеальное состояние человека", предпочитает порядок свободе и страшится воображения и инако-
14


мыслия. Но, хотя текстуальная точность некоторых страниц "1984" подтвердилась примером рухнувших впоследствии государственных систем, нечто очень существенное побудило нас написать эту книгу: желание, несмотря на крах современных моделей утопии и последовавшее за ним смятение, восстановить присущую человеку утопическую функцию.
Ведь, что бы ни говорили реалисты и прагматики, ярые защитники чистого историзма и социально-экономической взаимообусловленности, в нашем мире все еще светит луч утопического "сна наяву". Иначе жизнь стала бы невыносимой; это доказали нам и все те, кто, осуществляя утопию, превратили ее сон в кошмар.

Фернандо Аинса 24 июля 1996

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Политология











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.