Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Мусихин Г. Россия в немецком зеркале (сравнительный анализ германского и российского консерватизма)ОГЛАВЛЕНИЕГлава 3. ПРОБЛЕМА КОНСЕРВАТИВНОГО РЕФОРМИЗМА В ГЕРМАНИИ И РОССИИ§ 3. Правительственный реформизм как особый вид охранительной политики в Германии и РоссииОдной из отличительных особенностей консервативного реформизма в Германии и России было то, что его основными носителями были представители бюрократического аппарата, а точнее, высшее чиновничество, которое составляло ближайший круг сановников, стоящих у престола. При этом все их реформистские проекты были охранительными уже «по определению», так как главной их целью являлось упрочение и стабилизация государственной власти, носителями которой являлись эти представители высшей бюрократии. Поэтому, например, конфликт между Сперанским и Карамзиным был не столько конфликтом между либерализмом и консерватизмом, сколько спором различных подходов к осуществлению охранительной политики, так как при всех заимствованиях действительно либеральных элементов государственного устройства Сперанский оставался убежденным сторонником самодержавия и его проекты были способом это самодержавие упрочить. 212 Бетман-Хольвег и др., высшую свою задачу видели не в самих реформах, а в укреплении авторитета государственной власти, носителями которой сами являлись. Наиболее откровенно отношение к реформам, проводимым чиновничьим аппаратом, и к их цели Бисмарк выразил в 1868 году в одном из писем к военному министру Роону, заявив: «Форма, в которой король осуществляет господство над Германией, никогда не имела для меня особого значения; всю силу стремления, которую мне дал Бог, я направил на тот факт, что он его осуществляет» (цит. по: 213 телю» (цит. по: 175, S. 92). Канцлер Мантойфель, ставший символом чиновничьего абсолютизма, в докладной записке королю 1856 года писал, что «ни одно прусское министерство и ни один прусский министр не может даже подумать о том, чтобы поставить себя самого на место королевской власти» (37, S. 147). Но даже Мантойфель видел в чиновничестве нечто большее, чем просто инструмент для осуществления королевской воли, так как «прусский министр короны не выполнит ни одного поручения, если сам не обладает ни способностью, ни волей» (37, S. 147). Фактически Мантойфель видел в высшей бюрократии не только проводника королевской власти, но и в определенной степени ее носителя, наделяя министров обязанностью «добросовестно и с самопожертвованием дать совет о том, что нужно делать, будучи готовым связать со своею персоной возможный результат, особенно если он в данный момент неблагоприятен» (37, S. 147). Нетрудно предположить, что такое «самопожертвование» возможно как в случае крайне реакционной, так и достаточно реформистской политики. При этом чиновничья верность монархии играла во многом стабилизирующую роль, так как являлась фактором, стоявшим выше ситуативных разногласий, а иногда и собственных убеждений. Последнее, по мнению Э. Штока, исследовавшего экономические интересы консерваторов в бисмарковскую эру, особенно ярко проявилось в период становления Германской империи. Согласно его наблюдениям, многие высшие чиновники, руководившие либерализацией хозяйственной жизни новой империи, согласно воле Бисмарка, действовавшего от имени Вильгельма I, после отставки оказывались «большей частью в рядах немецкой консервативной партии» (192, S. 14), выступавшей против 214 такой либерализации. Однако это не следует трактовать как примитивную измену мировоззренческим ценностям. Все изменения, проводимые правительственным аппаратом, диктовались конкретными задачами, которые нужно было решать «здесь и теперь» вне зависимости от мировоззренческих принципов. Так, X. Рейнке, исследовавший влияние бюрократии на политическую систему Германии, полагал, что судьбоносные реформы Штейна—Гарденбер-га первоначально ставили перед собой чисто фискальные цели. С его точки зрения, контрибуция в 120 миллионов франков, наложенная Наполеоном на Пруссию, «вынудила короля Пруссии к повышению финансовой работоспособности своего государства, чтобы Пруссия смогла выйти из кризиса и снова играть значительную роль в кругу европейских держав» (175, S. 75). То есть долгое время главной целью правительства было изыскание финансовых ресурсов, все остальные задачи были ей подчинены, поэтому чиновничья элита в первую очередь искала выход из сложившейся ситуации независимо от собственных мировоззренческих установок. Только с конца 1808 года (по мнению Рейнке) цели правительства «стали простираться дальше сбора налогов» (175. S. 99), да и то не в соответствии с заранее разработанной программой, а просто согласно логике развития событий. 215 реставрации в теории, так как были по своим профессиональным навыкам практиками в сфере внутренних дел и финансового управления, и лишь небольшая их часть занималась юстицией и дипломатией. В партии реставрации, напротив, многие «начинали судебными асессорами и добились высокого рыцарского сана через провинциальные суды. Можно сказать, что партия реформ состояла из административных юристов, а партия реставрации из юристов, занимающихся собственно юстицией» (139, S. 126). Однако обращает на себя внимание то, что и сторонники реформ, и их противники были, в основном, государственными служащими. Это приводило к тому, что борьба за реформы долгое время велась в узкоправительственных кругах без привлечения общественного мнения. Сторонники реформ старались не столько заручиться поддержкой общественности для проведения умеренных преобразований, сколько стремились занять ключевые посты в правительстве, администрации и армии, склонив короля к осуществлению реформ. Это приводило к тому, что именно в недрах правительства Пруссии стали, как ни странно, формироваться элементы парламентаризма. По мнению Барбары Фогель, основанная на кооптации кадровая политика, порядок ведения дел с речами, дискуссиями, вотумами, записками, законопроектами «способствовала формированию "квазипарламентаристских черт" в среде бюрократии» (197, S. 8), создавая основу для формирования фракций среди чиновников. Но при этом нужно помнить, что и «либералы», и «консерваторы» в правительстве в той или иной степени явились сторонниками преобразований, так как тотальный крах ancien regime в результате наполеоновского натиска сделал понимание необходимости реформ общим базисом для формирующе- 216 гося чиновничества. Консервативная «фракция» прусской бюрократии не совпадала ни по своим представителям, ни по своим взглядам со старосословной оппозицией. Поэтому многочисленные «консервативные повороты» прусской бюрократии в первой половине XIX века не могли привести к возвращению юнкерского государства в чистом виде, то есть сама бюрократия этого не желала. Как полагает Б. Фогель, в среде бюрократии существовал «широкий консенсус по основным политическим и общественным ценностям, несмотря на различные решения и интересы по конкретным политическим вопросам» (197, S. 6). Основой этого консенсуса было сохранение государственности в меняющихся условиях. 217 в его реформаторской деятельности, особенно со стороны немецкой консервативной партии, которая на рубеже Х1Х-ХХ веков все более отдалялась от правительства, замыкаясь на узкокорыстных аграрных интересах. Другие же общественно-политические силы не питали энтузиазма к деятельности правительства из-за его традиционного стремления исходить из собственного понимания общественного блага, а не из мнения самого общества. Наиболее ярко эта тенденция проявилась в деятельности бюловского блока, который, по мнению А. Б. Цфасмана, мог стать консервативно-либеральной альтернативой в развитии Германии (см. 108). Однако заложенные в его основу идеи консервативного реформизма не смогли надолго объединить различные группировки, а следовательно, и не воспринимались последними в качестве насущной необходимости. 218 хальную систему самодержавия элементов институциональности, тем не менее никоим образом не покушался на сущность самодержавия, снимавшего принцип разделения властей на стадии окончательного принятия решений. 219 говоре с великим князем Константином Николаевичем Панин достаточно откровенно заявил: «У меня есть убеждения... Но по долгу верноподданнической присяги я считаю себя обязанным прежде всего узнать взгляд Государя Императора. Если я каким-либо путем, прямо или косвенно, удостоверяюсь, что Государь смотрит на дело иначе, чем я, — я долгом считаю тотчас отступить от своих убеждений и действовать даже совершенно наперекор с тою или даже большею энергией, как если бы я руководствовался моими собственными убеждениями» (цит. по: 87, |с. 320-321). 220 общества, то, во всяком случае, не сближался с ним. В этой ситуации создалась угроза потери самодержавием долгое время признаваемого за ним исключительного права на инициативу в вопросах реформизма. Эта традиция была заложена во времена Петра I, когда преобразования, кардинально изменившие административную систему России, осуществлялись царем-реформатором при помощи многочисленных сподвижников, составивших чиновничество «нового типа». С этого момента именно правящая элита более других слоев населения России находилась под влиянием Запада, пытаясь время от времени использовать заимствованный опыт в российских условиях. В этом отношении можно сказать, что общественно-политическая роль правящей элиты в России была гораздо больше, чем в Германии, где развитие гражданского общества хотя и испытывало воздействие королевской власти, однако проходило достаточно естественно и самостоятельно. И если мы говорили о том. что в Пруссии основы парламентской практики закладывались уже в недрах правительственного аппарата, то в России правящий слой достаточно продолжительное время был сосредоточием практически всей общественно-политической жизни, так как социально-политическая модернизация крайне медленно проникала в другие общественные слои. Поэтому долгое время считалось само собой разумеющимся, что только от правительства могут исходить любые реформаторские (либо контрреформаторские) инициативы. Именно на это указывал в одном из номеров «Русского вестника» за 1871 год П. Щебальский, полемизируя с либеральным историком А. Пыпиным и не соглашаясь с последним из-за того, что у него «элемент общественный поставлен... в противоположение элементу правительственному» 221 (29, с. 185). И хотя автор «Русского вестника» не отрицал, что в 1871 году общественно-политическая жизнь уже ;давно вышла за рамки властных коридоров, но тем не ме-: нее настаивал, что правительство по-прежнему должно оставаться в России единственным источником любого политического действия (как охранительного, так и преобразующего): «Мы понимаем слова Карамзина, обращенные к правительству: "требуем более мудрости хранительной, нежели творческой", точно так же, как понимаем и требования противоположного смысла, обращенные к правительству, но только к. правительству* (29, с. 228). Такое исключительное положение правящей верхушки создавало у нее ощущение (часто обманчивое) абсолютной компетентности в вопросах необходимости стоящих перед страной преобразований и в способах их осуществления. В этом отношении показательно мнение Кизеветтера, долго занимавшегося эпохой Николая I и пришедшего к выводу, что особенность этого периода в истории России, который был принято считать временем реакции, состояла «не в отсутствии стремления к реформам, а скорее наоборот — в той самоуверенности, с которой правящая бюрократия обращалась к существеннейшим государственным проблемам» (цит. по: 87, с. 165). При этом правительству, не сомневавшемуся в том, что «оно одно призвано решать все государственные проблемы, все приводить в порядок и все проверять, и что оно все это может... была абсолютно чужда мысль о том, что оно могло бы воспользоваться помощью каких-либо не входящих в его состав элементов» (87, с. 165). Насколько глубоко это представление об «автономном» существовании правительства вошло в мировоззрение русских охранителей, говорит тот факт, что уже в 1906 году «Русский 222 вестник» выражал недовольство новым премьер-министром Столыпиным за высказанную им надежду «на поддержку лучшей части общества», так как «Самодержец опирается на свое Помазание. Правительство опирается на историю и вековые народные традиции. А искать поддержки у райка ли с "кадетами" и "трудовиками" или у партера с "октябристами"... недостойно, да и бесполезно» (34, с. 704). 223 Причиной такого желания идти вверх по лестнице, едущей вниз, были воспоминания о допетровской эпо-е, которым, благодаря усилиям славянофилов, был придан привлекательный романтический колорит. Именно там правящая элита России хотела найти рецепты общественно-политической стабильности. Консерваторы Запада также испытывали ностальгию по прошлому, однако оно у них либо органически вплеталось в ткань настоящего (как у Бёрка), либо героически и безвозвратно гибло под ударами революции (как у немецких романтиков). Для российских же охранителей радикальный разрыв с прошлым не был столь необратимым, так как произошел вследствие личной прихоти Петра Великого. И хотя российская бюрократия, порожденная петровскими реформами, была далека от глобальных реставраторских проектов, все же у нее существовали иллюзии по поводу возможности использования неповторимого, коренящегося в глубине веков российского своеобразия для упрочения государства. 224 правительство пыталось разрешить своеобразную квадратуру круга, заключавшуюся, с одной стороны, в опасении освобождать крестьян без земли, а с другой — в нежелании отнимать землю у помещиков. Подобный «реставраторский реформизм» должен был соответствовать активно насаждавшейся теории официальной народности, которая после ориентированной на Запад эпохи Александра I также имела реставрационные черты. И хотя проекты по крестьянской реформе времен Николая I так и остались проектами, тем не менее, по мнению Градовского, некоторое ограничение крепостного права имело место, однако с точки зрения неизбежной отмены крепостной зависимости этот период вряд ли можно назвать плодотворным, так как «ограничения или смягчения крепостного права достигнуты были не укреплением принципов гражданского строя и их распространением на крестьянство, а наоборот, путем некоторого, хотя и частичного, возврата к доекатерининским формам крепостного строя» (87,с. 148). 225 аграрного вопроса. Созданное в 1902 году при министерстве финансов Особое совещание для определения нужд сельского хозяйства (под председательством Витте) пришло к заключению, что «преуспевание сельскохозяйственной промышленности ближайшим образом зависит от такого улучшения правового положения нашего крестьянства, которое содействовало бы развитию в нем духа хозяйственной предприимчивости и самодеятельности» (цит. по: 87, с. 245). Фактически Витте были предложены мероприятия, осуществленные позднее в ходе аграрных реформ Столыпина. Сам Витте не смог претворить свои идеи в жизнь из-за энергичного противодействия министра внутренних дел Плеве, создавшего (с согласия царя) Редакционную комиссию, которая должна была подготовить проекты пересмотренных законов по крестьянскому делу, то есть цель комиссии, казалось бы, также была направлена на проведение реформы. Однако комиссия, не отрицая необходимости перемен в аграрном вопросе, пришла к выводу, что крестьяне, «более, чем представители какой-либо другой части населения, всегда стояли и стоят на стороне созидающих и положительных основ общественности и государственности... являются оплотом исторической преемственности в народной жизни против всяких разлагающих сил и беспочвенных течений» (цит. по: 87, с. 238), а поэтому «надельные земли. имея государственное значение... не могут составлять предмет свободного оборота и поэтому не подлежат действию общих гражданских законов* (цит. по: 87, с. 239). Фактически это было предложение заморозить, а в чем-то и возродить патриархальный (к тому времени во многом псевдопатриархальный) характер российского крестьянства. 226 Данные проекты являли собой диаметрально противоположные подходы к проблеме решения аграрного вопроса, при этом разрабатывались они одновременно, с согласия Николая II и в рамках одного правительства. Такая непоследовательность верховной власти лишала правительство целеустремленности и политической воли в принятии решений. Поэтому неудивительно, что в свое время ни тот, ни другой проект так и не осуществился. Итак, если подвести итог рассмотрению проблемы консервативного реформизма в Германии и в России, то следует отметить, что охранители обеих стран в принципе не отрицали возможности перемен, однако категорически отвергали революционные переломы в развитии, порожденные, с их точки зрения, жаждой изменений во имя самих изменений. Будучи сторонниками историзма, немецкие и российские консерваторы, полемизируя с либеральной идеей прогресса, требовали сохранения преемственности между старым и новым, если изменения либо уже совершились, либо представлялись неизбежными. То есть консерватизм, идя на вынужденные (и только на вынужденные) перемены, пытался использовать их ради 227 сохранения основы существующего порядка. Хотя нужно отметить, что российские охранители относились к переменам более болезненно, так как бурные изменения времен Петра I «запрограммировали» импульсивный характер развития России, когда необходимые перемены долго откладывались и их осуществление носило достаточно резкий характер. 228 предоставив правительству все заботы по проведению необходимых преобразований. Именно высшая бюрократия в Германии и России была основным источником и носителем идей консервативного реформизма, так как, даже используя либеральные рецепты, чиновники делали это ради упрочения существующего государственного строя. Однако в разработке и осуществлении своих преобразовательских проектов правительственный аппарат обеих стран был оторван от широких слоев общества, самоуверенно опираясь не на общественное мнение, а на собственное понимание общественного и государственного блага. Это ослабляло позитивное воздействие предлагаемых реформ, так как население считало их чисто правительственным делом и не желало брать на себя ответственность за их осуществление. 229 совсем успешной, что стало особенно заметно в условиях Первой мировой войны, которую государственный организм Российской империи (так же, как и Германской) не смог выдержать. Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел Политология |
|