Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Политология: Словарь-справочник

ОГЛАВЛЕНИЕ

Ч

ЧААДАЕВ Петр Яковлевич (1794— 1856) — известный русский мыслитель XIX в. Основная работа — «Философические письма», первое из которых было опубликовано в 1836.

В своих письмах Ч. создает модель западного мира, который мыслится им как единство религии, культуры и нравственности. Он полагает, что европейская цивилизация — единственно истинная и все идеалы (человеческие и божественные) здесь достигнуты. С этой точки зрения Ч. критикует российские реалии, которые, по его мнению, не являются цивилизацией, занимая промежуточное положение между Европой и Азией и стоя «как бы вне времени». Россия должна догнать Запад, повторяя все пройденные им этапы развития, и тем самым преодолеть отлученность от «всемирного воспитания человеческого рода». Причину всех бедствий России Ч. видит в принятии православия от «жалкой» и «глубоко презираемой западными народами» Византии, ибо «русский народ подвергся рабству лишь после того, как стал христианским». Он делает вывод, что следование «византийским путем» было глубоко ошибочным. Сам же Ч. был приверженцем католицизма, но не ортодоксального, а революционного (А.И.Герцен). Он видел призвание России в осуществлении религиозного синтеза православия и католицизма. По мнению Ч., географическое начало направляет путь России на протяжении веков и определяет ее место среди человечества; оно же является детерминантой русского национального характера, традиционных ценностей.

После опубликования первого «Философического письма» в Ч. увидели неистового ниспровергателя национальных святынь. Было начато следствие и по его завершении вынесен «высочайший» вердикт, что автор является умалишенным.

Идеи Ч. способствовали формированию двух главных направлений во взглядах на прошлое и будущее России — славянофильства и классического русского западничества.

ЧЕЛЛЕН (Kjellen) Рудольф (1864— 1920) — шведский ученый, один из основателей геополитики, депутат парламента.

Ч. продолжил идущую от Ф. Ратцеля традицию рассмотрения государства
как живого организма, расширив данный подход. Географический фактор при анализе жизнедеятельности государства Ч. предложил рассматривать в совокупности с изучением его народного хозяйства, демографического потенциала, социальной структуры и политического устройства. В работах Ч. используются уже все основные категории классической геополитики.
Основные работы: «Великие державы» (1910), «Государство как форма жизни» (1916).

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николаи Гаврилович (1828—1889) — философ, экономист, публицист, автор концепции «крестьянского общинного социализма». Ч. был центральной фигурой русского революционного движения в предреформенный и послереформенный периоды.

Ч. ставил и стремился решить проблему возможности перехода от феодализма к социализму без капиталистической стадии развития. В отличие от А.И. Герцена Ч. полагал, что все страны должны перейти к социализму и в переходный период могут существовать все формы собственности, конкуренция между которыми выявит преимущество общественной собственности. На Западе, по его мнению, государственная собственность с общинным производством возникнет эволюционно на основе подготовленной частной собственностью экономической базы: густоты' населения, развития рынков и машинного производства. Россия же, сохранившая крестьянскую общину, может миновать стадию капитализма, используя экономический опыт стран Запада и общинные навыки коллективного хозяйствования.

На вопрос «Что делать?» Ч. дал свой ответ, связав осуществление социалистического идеала с крестьянской революцией, правда, тщательно подготовленной пропагандой социалистических идей в массах. Ч. был противником стихийных, бунтарских выступлений, убежденный в их бесплодности. Необходимое условие успешной народной революции — это ее «надлежащее направление», которое под силу осуществить только организации революционеров, способных подготовить народ к сознательным революционным действиям, пусть и «кровавым». Ч., т.о., открыл путь для соединения социалистической теории с революционной практикой. Из факта общественно-политической мысли социализм становился фактором революционной борьбы. Ч, поднял вопрос об общине, как вопрос политический, злободневный, как вопрос о путях дальнейшего развития русского государства. И здесь его приоритет несомненен. В. И. Ленин писал, что от сочинений Ч. веет духом классовой борьбы. И действительно, даже среди революционных российских идеологов Ч. выделялся последовательностью, с которой он стремился подчинить все сферы теоретической и практической деятельности решению революционных задач.

В этической части своих рассуждений Ч. придерживается принципа «разумного эгоизма», в соответствии, с которым поступки человека должны согласовываться с его внутренними побуждениями и склонностями. Личное счастье должно сочетаться с общим благополучием, «одинокого счастья нет».

Единственно приемлемой формой правления для России Ч. считал республику, причем подлинное народовластие он признавал возможным только после совершения крестьянской революции. Демократический конституционный строй рисуется ему как распространение на все государственные управления принципов крестьянской мирской власти, мужицкого самоуправления, когда во главе государства стоит «народный староста».

ЧИЧЕРИН Борис Николаевич (1828— 1904) — русский правовед, философ, общественный деятель (московский городской голова в 1882—1883).

Свою теоретическую концепцию Ч. называл охранительным или консервативным либерализмом. Используя гегелевскую диалектику и модифицируя его «триаду»: тезис — антитезис — синтез (семья, гражданское общество, государство), Ч. вводит «тетраду», которая превращается у него в средство систематизации наличного исторического знания. Он наряду с семьей (естественный союз), гражданским обществом (юридический союз) выделяет и церковь (нравственный союз). Государство в его «театре» объявляется абсолютным союзом, который является высшим сочетанием противоположных начал общежития, личного и общего.

Политический идеал Ч. — конституционная монархия. Он подчеркивал, что конституционная система, прежде всего имеет то преимущество, что при ней есть оппозиция, которая может беспрепятственно критиковать и таким образом содействует освещению оборотной стороны любой проблемы. Развитие демократии в условиях конституционной монархии происходит постепенно, путем расширения избирательных прав. В своем становлении конституционная монархия проходит, согласно Ч., два этапа: дуалистический и парламентарный. Причем на первом этапе преобладающее политическое влияние имеет крупная буржуазия, а на втором — представительный парламент, который, по мнению Ч., является признаком политической зрелости народа.

Анализируя различные формы правления, Ч. специально останавливается на демократии, которую оценивает весьма отрицательно. Он отмечает недостатки демократии: господство посредственности, деспотизм большинства. Нецелесообразной признается и такая важнейшая демократическая ценность, как политическое (демократическое) равенство. Более того, он подчеркивает противоположность свободы и равенства, утверждая, что «свобода естественно и неизбежно ведет к неравенству», что «уравнять материально можно только рабов, а не свободных людей». Равенство в концепции Ч. признается только в одном смысле — «в признании за всеми равного человеческого достоинства и свободы».

В центре внимания Ч. — идея свободы, которую он разделял на свободу гражданскую, общественную и политическую. В обществе должно существовать равновесие между свободой гражданской и политической. Государство выражает интересы народа, общее благо, но, если получает перевес над общественной сферой и поглощает последнюю, оно полностью уничтожает как основы личной свободы, так и основы собственного существования. Однако политическая свобода может вести не только к благу, но и к конфликтам и раздору в обществе. Если необходимое государству единство не может быть установлено согласием граждан, необходимо прибегнуть к власти. Общее политическое правило, сформулированное Ч., гласит: чем меньше в обществе единства, тем сосредоточеннее должна быть власть и, наоборот, чем крепче народное единство, тем более разделенной она должна быть. Там, где народ не имеет длительных традиций свободы, ее надо вводить осторожно и постепенно, т.к. неумение пользоваться ею может привести к серьезным общественным осложнениям.

Это положение, полагал Ч., справедливо и для России. Ее движение к свободе должно быть постепенным и спокойным — только освоив обретенное, можно идти вперед. Ч. выступал за поэтапные эволюционные реформы «сверху» для России. Промедление с реформами, предупреждал он, ведет к революционному взрыву. Важнейшая задача на пути реформ — ограничение самодержавия в России, сплочение реформаторских сил на платформе «либерал-консерватизма» под лозунгом «либеральные меры и сильная власть».

Основные работы: «О народном представительстве» (1866), «История политических учений» (Т. 1—5, 1869— 1902), «Курс государственной науки» (Ч. 1—3, 1894—98), «Философия права»(1900), чем рационально бюрократически организованной, а не свободно-рыночной, какой она рисуется либеральному воображению и какой она в известной мере была в прошлом. По мнению Ш., демократический порядок — это такое институциональное устройство для принятия политических решений, в котором •индивиды приобретают право делать политику через конкурентную борьбу за
избирательные голоса парода. Политический процесс ученый рассматривает. как рыночный процесс: избиратели — те, кто предъявляют требования, политики и бюрократы — те, кто эти требования удовлетворяют.

Основные работы: «Теория экономического развития» (1912), «Капитализм, социализм и демократия» (1942).

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Политология
Список тегов:
между европой и азией 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.