Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Политология: Словарь-справочникОГЛАВЛЕНИЕЦЦЕЗАРЕПАПИЗМ (соединение слов «цезарь» и «папа») — система власти в государстве, когда глава государства в то же время является главой церкви. Ц. существовал в Византии и в России после церковной реформы Петра I. ЦЕЛИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ — исходный момент политического процесса, определяющий установки политики, задачи власти и формы политической деятельности. Ц.п. выполняют организующую и мотивационную функции. Ц.п. различают: 1) по значению — частные, общие, внешние, внутренние, максимальные; 2) по содержанию политики — социальные, экономические, идеологические и др.; 3) по протяженности во времени, очередности и по стадиям политического процесса — краткосрочные, среднесрочные и стратегические. Важнейшее отношение, связанное с реализацией Ц.п. и порождающее острые конфликты в обществе, — это соотношение Ц.п. и средств, методов, ресурсов, позволяющих завершить политический процесс достижением Ц.п. ЦЕНЗЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ (лат. Censeo делаю опись, перепись) — устанавливаемые конституцией или избирательным законом ограничительные условия • получения или осуществления избирательного права. Конституционной практике различных государств известны следующие Ц.и.: возрастной, гражданства, грамотности, имущественный (обладание имуществом или доходом определенной ценности), образовательный (напр., знание государственного языка страны), оседлости (проживание на данной территории не менее определенного законом срока), расовый, половой (США предоставили избирательные права женщине в 1920, Швейцария лишь в 1971), служебный, языковый. Российское избирательное право не предусматривает никаких Ц.и., кроме возрастного. Все российские граждане, достигшие 18-летнего возраста, имеют право голоса. Не могут избирать граждане, признанные судом недееспособ: ными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. ЦЕНЗУРА (лат. censura) — контроль официальных властей за содержанием печатных изданий, радио- и телепередач. Большинство современных конституций, провозглашая свободу информации, прямо запрещают Ц. Однако во всех странах мира введение Ц. допускается при объявлении режима чрезвычайного или военного положения. ЦЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ— 1)высшие принципы, обеспечивающие согласие в обществе или социальных группах по основным проблемам и целям; 2) верования и представления о желательном и наилучшем типе политической системы, политических целях и средствах их достижения, влияющие на политическое поведение и выбор его моделей. Ц.п. служат ориентиром в сложном мире политики, определяют ее смысл и содержание В Ц.п. отражаются желания и интересы социального субъекта. С точки зрения методологии М.Ве-бера Ц.п. могут играть роль идеальных конструктов, с помощью которых осуществляется познание мира политики. ЦЕНТРАЛИЗМ (лат. centrum средоточие, центр) — система управления из единого центра, основанная на строгом подчинении нижестоящих органов вышестоящим. ЦЕССИЯ (лат. cessio) — передача территории одного государства другому по соглашению между ними. ЦИВИЛИЗАЦИЯ (лат. civilis гражданский)— 1) синоним культуры; 2) уровень развития общества и культуры; 3) ступень развития общества, следующая за варварством (по классификации Л.Моргана). ЦИЦЕРОН (Cicero) Марк Туллий (106—43до н.э.) — римский политики философ, блестящий оратор. Политико-правовая проблематика рассматривается в его работах «О государстве» и «О законах». Политическое учение Ц. основывается на двух идеях: а) справедливость осуществляется в государстве путем принятия наилучшей конституции; б) закон — ничто без людей, которые могут заставить эти законы уважать. Ц. исходит из убеждения, что политика при всех своих противоречиях является результатом «разумной установки», существующей вне сиюминутных человеческих устремлений в виде «непосредственного разума», позволяющего людям действовать в соответствии со справедливостью. Ц. различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию), подчеркивая, что «благоволением своим нас привлекают к себе цари, мудростью — оптиматы, свободой — народы». Перечисленные достоинства, по его мнению, должны быть представлены в смешанной форме государства, которую он вслед за Аристотелем и Полибием считал наилучшей. Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел Политология |
|