Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Политология: Словарь-справочникОГЛАВЛЕНИЕХХАРИЗМА (гр. charisma божественный дар) — экстраординарная способность, свойство, качество индивида, выделяющее его среди остальных и, что самое главное, не столь приобретенное им, сколько дарованное ему природой, Богом, судьбой. Харизматический тип господства впервые был описан Р. Зомом в работе, посвященной анализу церковного права древнехристианских общин. Понятие «X.» играет важнейшую роль в социологии М. Вебера. Если для Зома X. — это мистический дар, то для М. Вебера — сверхъестественные свойства личности, позволяющие ей подчинить себе массы. X., по Веберу, обладают герои, великие полководцы, маги, пророки, выдающиеся политики, основатели мировых религий (Будда, Иисус Христос, Магомет), великие завоеватели (Александр Македонский, Цезарь, Наполеон). Харизматический лидер современности, согласно Веберу, — это политик-демагог, который любыми путями добивается доверия масс, указывая им цели действия. Харизматическое господство возникает в условиях социально-политического кризиса. Он способствует появлению вождей, идущих навстречу духовным потребностям масс, которые приписывают вождям необыкновенные свойства. При этом вождями могут быть пророки или герои, волшебники или демагоги, врачи или шарлатаны и даже предводители бандитских шаек. Вождь-харизматик всегда стремится подорвать основы существующего порядка и отличается политическим радикализмом. Вебер рассматривал X. как «великую , революционную силу», существовавшую в традиционном типе обществ и способную внести изменения в лишенную динамизма структуру этих обществ. Источником личной преданности харизматическому лидеру является не традиция и не признание формального права вождя, а эмоционально окрашенная вера в его X. и преданность ей. Такая вера — основа легитимности лидера-харизматика. Именно поэтому он должен постоянно заботиться о сохранении своей X. и доказывать ее существование. Для поддержания X. необходимы регулярные «великие» деяния вождя, приносящие крупный успех, победу, эпохальные и «судьбоносные» решения и т.п. Как только они иссякают, так сразу же исчезает вера в его необыкновенные качества, а следовательно, разрушается и основа харизматического господства. Со стабилизацией социальной системы оно трансформируется в традиционное или бюрократическое, происходит «рутинизация X.». В последние десятилетия в политической науке возрождается интерес к концепции X. Стимулом обращения к ней стали реальные процессы: рост влияния религии в разных странах мира, религиозный экстремизм, исламская революция в Иране (1979), переход от тоталитаризма (авторитаризма) демократии в странах Восточной Европы и СССР. А. М. Гантер выделяет шесть основных характеристик, присущих харизматическому лидеру: 1) «обмен энергией», или умение воздействовать на людей эмоционально, способность заряжать энергией окружающих; 2) «завораживающая внешность», или образ, вызывающий симпатиrу массы; 3) «хорошие риторические способности и некоторый артистизм», или выдающиеся коммуникативные способности, искусство и дар увлекать своими выступлениями большие скопления людей; 4) «положительное восприятие восхищения своей персоной», или состояние психологического комфорта при повышенном внимании и восхищении со стороны общества; 5) «независимость характера», проявляющаяся в способности полагаться только на себя; 6) «достойная и уверенная манера держаться», или имидж сильного человека, способного добиваться великих целей. ХАРТИЯ (гр. chartion < chartes бумага, грамота)— 1) документ публично-правового и политического характера в средние века и Новое время; 2) в международном праве, как правило, синоним декларации — международный акт, формулирующий общие цели и принципы, не имеющий обязательной силы. ХАРТЛЕНД (англ, heartland < heart сердце + land земля, территория, букв. сердцевинная земля ) — геополитический термин. Впервые введен английским географом Дж. Фэйгривом в 1915, получил широкое распространение после выхода книги Х. Дж. Маккиндера «Демократические идеалы и реальность» (1919). В X. Маккиндер включил географическое пространство России, Восточную и Центральную Европу на западе, Тибет и Монголию на востоке. Границы X. он ограничил полумесяцем — с внутренней стороны которого расположены Германия, Австрия, Турция, Индия и Китай, а с внешней — Англия, Южная Африка, Австралия, Соединенные Штаты Америки, Канада и Япония. Маккиндер сформулировал три свои знаменитые максимы: 1 )тот, кто правит Восточной Европой, господствует над X.; 2) тот, кто правит X., господствует над Мировым островом (в который он включил X. и внутренний полумесяц, т.е. Евразию, а также прилегающую близко к ней Африку, за исключением ее южной части); 3) тот, кто правит Мировым островом, господствует над миром. ХАНТИНГТОН (Huntington) Самуэль (1927) — американский политолог, директор института стратегических исследований в Гарвардском университете, специалист в области сравнительной политологии и транзитологии. Одна из ключевых проблем исследований X. — политическое развитие, которое он отделил от социально-экономической модернизации. Основным критерием политического развития американский ученый считал институционализацию. Высокий уровень политической институционализации является основой политической стабильности и устойчивости в переходных обществах. Этим проблемам посвящена работа X. «Политический порядок в изменяющихся обществах» (1968). В книге «Третья волна: Демократизация в конце XX столетия» (1991) X. рассматривает переход к демократии в многих странах в конце 70—80-х гг. как глобальный процесс демократизации. При этом американский политолог не исключает возможности для некоторых государств отката назад, к авторитарным режимам, но общий ход эволюции заключается, по его мысли, в неизменном росте числа стран, избравших и вставших окончательно на путь демократии (см. «Третья волна» демократизации ). ХАЙЕК (Hayek) Фридрих Август фон (1899—1992) — австрийский экономист и политический философ. Лауреат Нобелевской премии в области экономики. В книге X. «Дорога к рабству» (1944) генезис тоталитаризма связывался с антилиберальными и социалистическими политическими течениями второй половины XIX в., отрицавшими абсолютную ценность личности и рассматривавшими человека как момент в движении к некой коллективной цели. Основные черты тоталитаризма, по X., — отказ от свободы конкуренции, подавление государством индивидуальных свобод. Предмет спора с социалистами, по мнению X., — не ценности, а факты, не идеалы, а последствия, вытекающие из попыток воплотить эти идеалы в жизнь. Ученый полагает, что цели социализма недостижимы и программы его невыполнимы, «социализм несостоятелен фактически и даже логически». X. отстаивает рыночные ценно утверждает, что реальная альтернатива для человечества — либо свобода, опирающаяся на рыночные отношения и 1 либеральные ценности, либо оковы тоталитаризма. Основные работы: «Индивидуализм и экономический порядок» (1948), «Основной закон свободы» (1960), «Политический строй свободного народа» (1979), «Пагубная самонадеянность; заблуждения социализма» (1988). ХАУСХОФЕР (Haushofer) Карл( 1869— 1945) — немецкий ученый, один из основателей геополитики. X. связывали довольно близкие отношения с видным нацистом Р. Гессом, который был во время Первой мировой войны его адъютантом, а в первые послевоенные годы — учеником в университете. Через Гесса X. познакомился с Гитлером. Многие полагают, что именно благодаря X. фюрер получил представление о геополитике, некоторые положения которой затем широко использовались нацистской пропагандистской и государственной машиной. В теоретическом плане X. обосновывал геополитическое деление мира на континентальные (сухопутные) и морские державы, имеющие различные глобальные интересы. Восприняв идею Ф. Ратцеля о фундаментальном преимуществе больших государств над малыми, X. рассматривал господство Германии над окружающими ее малыми государствами как неизбежное. В стратегическом плане он видел неизбежность немецкой гегемонии над Мировым островом (см. Хартленд) через экономическое проникновение в Россию и подчинение ее. Для этого им была разработана идея оси Германия — СССР — Япония, для противостояния морскому миру. ХИЛИАЗМ (гр. chilioi тысяча) — вера в тысячелетнее счастливое царство, а именно вера в царствие Христа на земле перед концом мира. «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА» — термин возник после Второй мировой войны и употреблялся для обозначения политики конфронтации США и стран Западной Европы с одной стороны, и СССР, а также стран «социалистического лагеря» — с др. Началом «Х.в.» принято считать речь У. Черчилля в Фултоне (США) 5 марта 1946 г. Результатом «Х.в.» стало возрастание международной напряженности, гонка вооружений, усиление угрозы возникновения новой мировой войны. Период «Х.в.» — вторая половина 40-х — середина 80-х гг. ХРИСТИАНСТВО — одна из трех мировых религий, наряду с буддизмом и исламом. Возникла в середине I в. в Палестине, превратившись в IV в. в государственную религию. В процессе своего развития X. распалось на три основные ветви: православие, католицизм и протестантизм. Наибольшее распространение X. получило преимущественно в Европе и отчасти в Северной Африке, на Кавказе и в Сибири. В мире насчитывается более 1 млрд. христиан. ХУНТА (исп. junta букв, собрание, объединение) — 1) название общественно-политических организаций в Испании и большинстве стран Латинской Америки; 2) правительственный орган власти в некоторых латиноамериканских странах; 3) группа заговорщиков, незаконно захватывающая власть и правящая диктаторскими методами. ХЭППЕНИНГ ПОЛИТИЧЕСКИЙ юмористическая форма политического протеста. Х.п. находит свое воплощение в театрализованных массовых действиях, имеющих политическую направленность, в сатирических названиях квазипартийных организаций. К последним можно отнести Партию любителей пива, Движение «Субтропическая Россия» (программными положениями которой являются снижение температуры кипения воды до 4-50°С и повышение среднегодовой температуры в России до +20°С), Партия диктатуры плюрализма и т.п. Х.п. — одна из легальных форм протеста против тех или иных политических институтов, лидеров или др. объектов. ЦАРЬ (лат. caesar цезарь — титул римских императоров) — в России в 1547— 1721 официальный титул главы государства. Первым Ц. был Иван IV Грозный. При Петре I был заменен титулом император, но наравне с ним неофициально существовал до свержения самодержавия в 1917. В Болгарии монархи носили титул Ц. с конца XIX в. до провозглашения Народной республики в 1946. Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел Политология |
|