Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Политология: Словарь-справочникОГЛАВЛЕНИЕТТАКТИКА ПОЛИТИЧЕСКАЯ (гр. taktika искусство построения войск) — составная часть политической деятельности, направленной на достижение краткосрочных целей. Эффективной Т.п. свойственны следующие характеристики: четкая формулировка текущих, первоочередных задач, маневренность, способность к быстрой перегруппировке наличных ресурсов; непрерывность и последовательность; активность, быстрота, решительность и др. Т.п. имеет подчиненное положение по отношению к политической стратегии. ТАРД (Tarde) Габриэль (1843—1904)' — французский социолог, один из основоположников социальной психологии. Концепции Т. оказали влияние на теории «массового общества», исследования массовой коммуникации и распространение инноваций. Основные работы: «Законы подражания» (1892), «Общественное мнение и толпа» (1903), «Личность и толпа» (1903). ТЕНЕВОЙ КАБИНЕТ (англ. Shadow cabinet) — парламентский комитет главной оппозиционной партии Великобритании. Термин «Т.к.» появился в 1907, хотя само явление возникло в 70— 80-х гг. XIX в., когда в стране установилась двухпартийная система правления. Из членов парламентской фракции оппозиционной на данный момент партии образуется «Т.к.». Официально установленная задача «Т.к.» — «корректировать» правительственный курс, главным образом путем критики действий правительства, направления запросов министрам и внесения поправок к правительственным законопроектам (см. Оппозиция). ТЕОКРАТИЯ (< rp. theos бог -1- kratos власть) — форма правления, при которой высшая государственная власть осуществляется духовенством или главой церкви (жреческая власть в Древнем Египте, власть высших лам в средневековом Тибете, арабские халифаты). Примерами современной Т. являются Саудовская Аравия, Исламская Республика Иран, Ватикан. ТЕОРИИ ВЛАСТИ — множество подходов к определению сущности власти можно условно разделить на атрибутивно-субстанциональные и реляционные. Атрибутивно-субстанциональные концепции трактуют власть как атрибут либо как самодостаточный «предмет» или «вещь». В русле этого подхода можно говорить о потенциально-волевых, инструментально-силовых и структурно-функциональных концепциях власти. Потенциально-волевые концепции определяют власть как способность или возможность политического субъекта осуществлять (навязывать) свою волю (И.Фихте, Г.Гегель, К.Маркс, А.Шопенгауэр, М.Вебер). В инструментально-силовых концепциях власть отождествляется со средствами ее реализации (ЧМерриам, Д.Кэтлин, Г.Мор-гентау). В современной политической теории наибольшее распространение получили системная и структурно-функциональная концепции власти (Т.Пирсоне, Д.Истон, ГЛлмонд, М.Крозье и др.). В рамках системных концепций можно определить три подхода к пониманию власти. Первый — истолковывает власть как свойство или атрибут макросоциальной системы (Т.Парсонс). Второй подход рассматривает власть на уровне конкретных систем — семьи, организации и т.п. (М.Крозье). Третий подход характеризуется тем, что определяет власть как взаимодействие индивидов, действующих в рамках специфической социальной системы (М.Роджерс). Среди представителей системного подхода есть теоретики (К.Дойч, Н.Лумап), трактующие власть как средство социального общения (коммуникации), которое позволяет регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. Они видят назначение власти в разрешении постоянно возникающего противоречия между необходимостью порядка в обществе и многообразием интересов членов общества, сопряженных с конфликтами. Реляционные концепции характеризуют власть как отношение между двумя партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определяют влияние на второго. Можно выдели три основных варианта теорий религиозной интерпретации власти: теории «сопротивления», «обмена ресурсами)! и «раздела зон влияния». В теориях < противления» (Д.Картрайт, Дж.Френ Б.Рейвен и др.) исследуются такие властные отношения, в которых субъект власти подавляет сопротивление ( объекта. Соответственно разрабатываются классификации различных степе ней и форм сопротивления. В теории «обмена ресурсами» (П.Блау, Д.Хисон, К- Хайнингс и др.) на первый план выдвигаются ситуации, когда имев место неравное распределение ресурсов между участниками социального от| ношения, и вследствие этого возникает острая потребность в ресурсах у тем кто их лишен. В этом случае индивиды,) располагающие «дефицитными рецептами», могут трансформировать их излишки во власть, уступая часть ресурсов тем, кто их лишен, в обмен на желаемое поведение. Теории «раздела влияния» (Д. Ронг и др.) предлагают при оценке природы существующих отношений власти принимать во внимании не каждое действие в отдельности, а рассматривать их в совокупности. Подчеркивается момент изменяемости рол лей участников взаимодействий. Если одной ситуации властью обладает один индивид по отношению к другому, то (я трансформацией сферы влияния позиции участников меняются. К реляционным концепциям некоторые исследователи относят и бихевиористские (поведенческие) концепции власти. Подобно авторам реляционных концепций, бихевиористы исходят из трактовки власти как отношения между людьми, при котором одни властвуют, а другие подчиняются и выполняют решения первых. Но при этом особенность бихевиористского подхода заключается в акцентировании внимания на мотивах поведения людей в борьбе за власть. Стремление к власти объявляется доминирующей чертой человеческой психики и сознания, следовательно, определяющей формой политической активности человека. Власть объявляется исходным пунктом и конечной целью политического действия. Одну из типичных бихевиористских трактовок власти предлагает Г.Лассуэлл. Он считает, что первоначальные импульсы для возникновения власти дает присущее индивидам стремление (воля) к власти и обладание «политической энергией». Человек видит во власти средство улучшения жизни, приобретения богатства, престижа, свободы, безопасности и т.п. В то же время власть — это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием. Политическая власть складывается из столкновения многообразных воль к власти как баланс, равновесие политических сил. Для бихевиористов характерно также рассмотрение политических отношений как рынка власти. Правила рыночной торговли: учет спроса и предложения, стремление к выгоде, выравнивание цен и конкуренция продавцов и покупателей — они и только они выступают регуляторами, автоматически (без внешнего принуждения) обеспечивающими функционирование политической системы общества. Политические субъекты активно действуют на рынке власти, пытаясь выгодно использовать имеющиеся у них ресурсы (от природной воли к власти до накопленных запасов, имеющихуже реальный объем), где эти ресурсы и получают общественное признание как таковые. К классу реляционных концепций власти можно отнести и новейшие постструктуралистские (или неоструктуралистские) концепции «археологии и генеалогии власти» М.Фуко и «поля власти» П.Бурдье. М.Фуко, к примеру, уточняет, что власть это не просто отношение субъектов, а своего рода модальность общения («отношение отношений»). Отношение между субъектами власти объявляется им неперсонифицированным и неовеществленпым, поскольку данные субъекты находятся каждый момент в постоянно изменяющихся энергетических линиях напряжений и соотношения взаимных сил. П.Бурдье вводит понятие «символической власти», обосновывая его как совокупность «капиталов» (экономических, культурных и т.д.), которые распределяются между субъектами власти в соответствии с их позициями в «политическом поле» (социальном пространстве, образуемом. и конструируемом самой иерархией властных отношений). Все приведенные трактовки сущности власти не исключают друг друга, а подчеркивают многомерность, многозначность этого политического феномена. ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА — 1. Теократическая концепция рассматривает государство как Божий промысел, основываясь на тезисе «вся власть от Бога». Подчинение же людей воле Божьей, принципам божественного разума обеспечивает порядок в обществе, самосохранение и продолжение человеческого рода. Указанная концепция имела под собой реальные исторические факты: первые государственные образования имели религиозные формы (правление жрецов), божественное право придавало власти авторитет, а решениям государства — обязательность. Современный каталицизм также предполагает божественный генезис идеи государства и принципов власти при преходящем характере и происхождении конкретных актов ее осуществления; 2. Патриархальная концепция интерпретирует государственную власть как опекунскую, отеческую, возникающую в результате соединения родов в племена, племен в общности. Государство трактуется как большая семья, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. Еще Конфуций изложил патриархально-патерналистскую концепцию государства. На Руси к исходу средневековья использовалась родовая идея вождя как господа (господаря/государя), т.е. могущественного деятеля, регулирующего отношения с другими — чужаками. 3. В XVII—XVIII вв. оформляются договорные (контрактные) теории происхождения государства (Дж.Локк, Т.Гоббс, ЖЖРуссо). С точки зрения сторонников этих теорий, государство возникло в результате сознательного и добровольного соглашения людей, которые прежде пребывали в естественном, догосударственном состоянии, но потом, для того чтобы обеспечить свои права и свободы, решили создать государственные институты. 4. В XIX в. были созданы основы марксистского учения о классах и государстве, согласно которому государство представляет собой политическую машину для подавления господствующими классами трудящихся масс. Государство возникает вместе с разделением общества на классы и ростом классовых антагонизмов. Марксизм предполагает, что классы исчезнут так же неизбежно, как неизбежно они в прошлом возникли. С исчезновением же классов исчезнет («отомрет») и государство — таков конечный вывод марксистской теории. 5. В конце XIX в. объяснение генезисов государства пополняется теорией насилия. Ее сторонний (Л.Гумплович, К.Каутский) полагагают что первые государства возникли в результате воздействия внешнего фактора — завоевания воинственными кочевниками или викингами земледельческих обществ и эксплуатации их победителя ми. Не божественное провидение, общественный договор или идея свободы, а столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы, насилие «вот родители и повивальная бабка государства», — полагал Л.Гумплович. В целом, как показали сравнительно исторические исследования последних десятилетий, не существует единой обязательной причины возникновений государства. На этот процесс оказывав ли влияние самые разнообразные внутренние и внешние факторы: увеличение прибавочного продукта, совершенствование технологий, этнические отношения, роста, родонаселения, экология, война и завоевание, внешнее влияние и торговля идеологический фактор и т.д. Так, причиной появления первого в истории славянского государства Карантании (территория нынешней Словении) стало сильное влияние Рима. Абсолютная монархия I Руси складывалась в силу необходимости национальной обороны. И в то же1 время процесс централизации государственной власти был процессом насильственного присоединения русских земель — княжеств к единому центру| Москве. ТЕОРИИ ЭЛИТЫ — родоначальниками элитистского направления в политологии считаются В.Парето, Г. Р.Михельс. В современной политической науке выделяются меритократический и властный подходы к исследованию элит. Согласно первому из них, в элиту включаются индивиды на основе выдающихся личных качеств (знаний, способностей, достижений). С точки зрения властного подхода элита — это продукт отбора наиболее ценных представителей, наиболее продуктивная и инициативная часть населения. С точки зрения второго подхода, элиту составляют индивиды, осуществляющие власть и влияющие на процесс выработки общезначимых решений. Значительное распространение получила теория демократического господства элит. Ее основными положениями являются: 1) при демократии власть осуществляется не одной, а несколькими элитными группами (существует плюрализм элит); 2) элиты отличаются открытостью; 3) ни одна из элитных групп не обладает монополией на власть; 4) между элитными группами существует конкуренция; 5) смена элит носит ненасильственный характер. ТЕОРИЯ (< гр. theoria наблюдение, исследование) — система основных идей в той или иной отрасли знаний. ТЕОРИЯ КОНВЕРГЕНЦИИ (лат. convergere приближаться, сходиться) — одна из концепций политологии, социологии и политэкономии, усматривающая в общественном развитии современной эпохи преобладающую тенденцию сближения двух социальных систем — капитализма и социализма в некую «смешанную систему», сочетающую в себе положительные черты и свойства каждой из них. Т.к. получила распространение в общественной мысли Запада 50—60-х гг. ТЕОРИЯ «НОВОГО ИНСТИТУЦИОНА-ЛИЗМА» — направление в американской политологии, возникшее в 1970-е гг. Классики неоинституционализма американские политологи Д.Марч и Д.Олсен в работе «Вновь открывая институты: Организационный базис политики» (1989) анализируют политические институты с точки зрения взаимосвязи формальных норм и неформальных правил игры, образующих в итоге сложные организационные отношения, формы взаимодействий и саму кооперативную деятельность людей, поддерживающих стабильность и воспроизводящих порядок в обществе. Особое внимание данное направление уделяет социокультурным символам и ценностям, стереотипам и регламентам, оказывающим влияние на структурирование макрополитики. Неоинституционалисты внесли существенный вклад в осмысление вопросов об организационных иерархиях, нормах и правилах, процедурах и регламентах, «скрепляющих» деятельность политических институтов. ТЕОРИЯ ПАРТИСИПАТОРНОЙ ДЕМОКРАТИИ — теоретики партисипаторной демократии (Дж.Вольф, Ф.Грин, Б.Барбер)остаются верными центральной идее классической теории демократии о способности простых людей управлять собой; в отличие от плюралистов и элитистов, они полагают, что демократическая система политической власти еще не существует в полном объеме, что нельзя сохранять статус-кво, а необходимо добиваться всеобщего эффективного вовлечения масс в процесс принятия политических решений. В отличие от элитистов, они считают, что антидемократическая позиция масс — это не имманентно присущая им черта, а результат недостаточного воспитания, экономическое неравенство, отсутствие у них возможности эффективного воздействия на политический процесс. Сторонники Т.п.д. полагают, что можно избежать «парадокса свободы», когда большинство может выбрать тирана или же само стать новым тираном. Против тирании элиты необходима хорошо информированная общественность, которая могла бы осуществлять демократический контроль через всеобщие выборы и представительные учреждения. По мнению К.Макферсона, в больших обществах демократия участия должна быть организована как «пирамидальная система с прямой демократией в основании и демократией делегатов на каждом уровне выше основания». При этом избранные представители должны выступать в роли посредников в формировании общей воли и обслуживать интересы членов организации, выдвинувшей их, находиться под постоянным жестким контролем со стороны общественности. ТЕОРИЯ ПЛЕБИСЦИТАРНОЙ ДЕМОКРАТИИ — ее основателем считается М.Вебер. По его мнению, с развитием партий меняется характер политического представительства и политическая организация власти. Политическое влияние приобретают лица, контролирующие партийный аппарат — «машину» — и находящиеся вне парламента. Используя находящийся под контролем партийных лидеров партийный аппарат, можно в обход парламента прийти к власти. Плебисцит рассматривается как источник легитимности «вождя нации», в задачу которого входит обеспечение национальной политической интеграции и контроль над всеми государственными органами власти. В центре «плебисцитарной вождистской демократии» — харизматический лидер, избранный прямым голосованием народа и имеющий возможность действовать через голову парламента. Одновременно лидер несет политическую ответственность перед избирателями, которые делегируют ему полномочия контроля за бюрократией. Таким образом, народу и отдельным индивидам в теории плебисцитарной демократии отводится роль пассивного участника политического процесса, преимущественно на выборах. Вебер полагал, что харизматический лидер, стоящий вне классов и социальных групп, имея независимый от бюрократии источник легитимизации своей власти и не будучи интегрирован в бюрократическую иерархическую структуру, смог бы объединить вокруг себя нацию и защитить индивида перед лицом наступления всевластия бюрократии и «социалистического коллективизма». Идеальной моделью плебисцитарной демократии многие политологи считают политическую систему, создан во Франции Шарлем де Голлем. ТЕОРИЯ ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕМОКРАТИИ — концепция, согласно которой политический процесс предоставляет собой борьбу множества социальных, профессиональных, религиозных, местных, национальных или др. группировок, каждая из которых обладает своими собственными специфическими интересами. Эти группировки представлены различного рода группками интересов, между которыми возникает соперничество. На государство возлагается роль арбитра и примирителя конфликтующих интересов. Процесс принятия решений представляет собой выбор некоторого «среднего пути», который не сводится к какому-л. одному интересу. Т.о. обеспечивается равновесие социальных и политических сил, обеспечиваются гарантии от монополизации власти. ТЕОРИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА. — согласно ее основному положению, главным субъектом политического участия является свободный индивид, стремящийся к максимальной реализации своих интересов и эффективно действующий во имя достижения собственных целей. При этом под интересом индивида понимается стремление обеспечить личное благополучие. Отсюда следует, что участие индивида в политике возможно лишь в случае, если возможные доходы от участия будут превышать издержки. Этот принцип получил Название «максимизации выгоды». Основываясь на нем, американский политолог Э.Даунс предложил формулу рационального политического участия: R=pB — C + D, где R — чистая прибыль от участия в выборах; р — вероятность того, что голос имепноданного избирателя будет решающим; В — политическая выгода от участия в выборах; С — возможные затраты; D — непосредственная выгода от участия в голосовании. Э.Даунс вошел в историю политической науки в качестве пионера использования Т.р.в. при концептуализации демократии. Его книга «Экономическая теория демократии», опубликованная в конце 50-х гг., до сих пор является одной из самых популярных. Политологи стали активно использовать переменные его теоретической модели: электоральное поведение, партийное поведение; максимизация результата политического действия, обмен в политике, информация о выгодности действия, распределение общественного мнения в системе и др. ТЕОРИЯ «СТАТУСНОЙ ПЕРЕСТАНОВКИ» — концепция, объясняющая политизацию социальных групп в условиях, когда их объективные социально- 285 экономические характеристики не снижаются, но происходит рост статуса низших классов (Р. Дарендорф и др.). Напр., статусная перестановка (относительное снижение статуса традиционно влиятельных социальных групп) привела к росту фашизма в Центральной Европе в межвоенный период. Нисходящая мобильность часто сопровождается предубеждением против социальных, политических и этнических меньшинств. ТЕОРИЯ ЭЛИТАРНОЙ (ЭЛИТИСТ-СКОЙ) ДЕМОКРАТИИ — концепция, согласно которой власть при демократии осуществляется элитами. Отличие демократии от диктатуры состоит в наличии нескольких элит, конкурирующих друг с другом. Основоположником данной теории считается Й. Шумпетер, понимавший под демократией такое институциональное устройство, при котором индивиды приобретают право на принятие решений путем конкурентной борьбы за голоса избирателей. В качестве отличительных черт демократии отмечаются: политическая конкуренция, регулярные и свободные выборы; доступ к власти в результате открытой политической борьбы. ТЕРМИДОР — 1) 11-й месяц французского республиканского календаря 1793—1805: 19/20 июля — 17/18 августа; 2) нарицательное название контрреволюционного переворота (9-е термидора II года Республики — 27/28 июля 1794 г. — переворот сверг якобинскую диктатуру и положил, конец Французской революции). ТЕРМИН (< лат. terminus граница, предел) — понятие; слово, выражающее понятие. ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ — территория, над которой осуществляет суверенитет определенное государство. Т.г. является одновременно политическим пространством (т.е. пространством, где государство осуществляет суверенную власть) и географической естественной средой. Т.г. включает в свой состав сушу и водное пространство в рамках границ государства, а также воздушное пространство над сушей и водами и лежащие под ними недра. Размеры территории, которую занимает то или иное государство на планете, являются одним из важнейших показателей, во многом определяющим место страны в иерархии международных отношений, ее политику на мировой арене и национальные геополитические интересы. Размер сухопутной территории государства в геополитике всегда сопряжен с численностью населения страны. Это сопряжение фиксируется еще одним важным геополитическим показателем — плотностью населения, т.е. числом жителей на 1 кв. км. В современном мире есть государства-гиганты в территориальном плане, имеющие высокую или относительно высокую плотность населения (Россия, Китай, США, Индия). Как правило, такие страны имеют значительный вес в мировой политике и глобальном развитии. Существуют государства с достаточно большой территорией и весьма малой плотностью населения, что в определенной степени ограничивает их возможности претендовать на роль мировых лидеров. К таким странам можно отнести Канаду и Австралию. Есть государства, территория которых не столь велика, а плотность населения крайне высокая, к примеру, Бангладеш, Сингапур и некоторые др. Однако рекордсменом по плотности населения является княжество Монако, имеющее при территории 1,95 кв. км плотность населения свыше 16 тыс. чел./кв. км. Вклад таких стран в расстановку геополитических сил в глобальном масштабе, как правило, невелик. Важным элементом Т.г. являются воды, которые делятся на внутренние и территориальные. К внутренним водам относят: 1) водные пути (реки, водохранилища, каналы), расположенные в пре* делах государственных границ; 2) моря, ограниченные со всех сторон сушей, составляющей территорию только одного государства; 3) морские порты, рейды, бухты, заливы, вход в которые не превышает 24 морских миль, при условии, что их берега принадлежат одному государству. Территориальные воды — это примыкающий к сухопутной территории или внутренним морским водам государства морской пояс шириной до 12 морских миль, входящий в состав1 территории государства и находящийся под его суверенитетом. Исключительная экономическая зона — это район мирового океана, который находится за пределами территориального моря и прилегает к нему. Ширина этой зоны не должна превышать ' 200 морских миль. В пределах исключительной зоны прибрежное государство имеет суверенные права: разведка, раз» работка и сохранение природных ресурсов; управление этими ресурсами; осуществление научных исследований; создание искусственных островов и сооружений и т.п. Воды, входящие в состав Т.г., имеют большое геополитическое значение: > 1) внутренние водные пути (реки, каналы и т.п.) во многих случаях выполняют роль геостратегических линий развития государства: по ним проходят важные транспортные коммуникации; вдоль этих водных путей располагаются города, в том числе и крупные, формируются экономические районы, проживает значительная часть населения страны; внутренние водные артерии играют роль естественных преград при обороне государства; 2) территориальные воды обеспечивают государству выход к открытому морю и мировой системе морских коммуникаций; 3) исключительная экономическая зона часто позволяет государствам решать важные задачи, связанные с обеспечением энергоресурсами, сырьем, продовольствием и т.д. Воздушное пространство имеет важное значение в аспекте транспортных коммуникаций и обороны страны. Недра во многом определяют сырьевой и энергетический потенциал государства. Напр., Россия имеет более 30% мировых запасов газа, более 20% мировых запасов нефти. ТЕРРОРИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ — оппозиционная деятельность экстремистских организаций или отдельных личностей, целью которых является систематическое или единичное применение насилия (или его угрозы) для запугивания правительства и населения. Существуют различные виды Т.п. По идеологическим ориентациям выделяют правый (неофашистский, право авторитарный) и левый (революционный, анархистский, троцкистский и т.п.) терроризм. По преследуемым террористами целям различают: культуротворческий (возбуждающий общественное сознание с помощью кровавых акций), рациональный (являющийся средством политического участия) и идеологический (воздействующий на всю политическую систему в целом и ее нормы )терроризм. Отдельным видом является религиозный терроризм. К методам терроризма относятся: убийства политических деятелей, похищения, угрозы и шантаж, взрывы в общественных местах, захват зданий и организаций, захват заложников, провоцирование вооруженных столкновений и т.п. ( ТЕХНОКРАТИЯ (< гр. techno ремесло, мастерство + kratos власть) — власть людей, практически реализующих принципы технократического управления. Сама идея особого предназначения людей («промышленников»), обладающих необходимыми для эффективного управления обществом знаниями и навыками, принадлежит социалисту-утописту А.Сен-Симону. В 60-х гг. XX в. его идея была возрождена Дж. Гэлбрейтом, утверждавшим примат технической рациональности в обществе. По его мнению, техноструктура, носитель коллективного научно-технического разума, превратилась во властвующую элиту современного общества. Однако процессы демократизации и гуманизации политики поставили под сомнение целесообразность власти технократов, показав ее ограниченность, а в иных случаях — и прямой вред человечеству. ТЕХНОЛОГИИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ — совокупность приемов, методов, способов, процедур, которые использует субъект политической деятельности. ТИМОКРАТИЯ — по Аристотелю, форма государственного устройства, предоставляющая гражданам политические права в зависимости от размеров их имущества; особая форма олигархии. ТИРАН (гр. tyrannos) — 1) в Древней Греции и в средневековых городах-государствах Италии — единоличный правитель; 2) правитель, действия которого основаны на произволе и насилии. ТИРАНИЯ (гр. tyrannia) — 1) в Древней Греции — единоличное правление тирана; 2) в ряде средневековых городах-государствах Италии — форма политического устройства; 3) жестокое, деспотическое правление. ТИХОМИРОВ Лев Александрович (1852—1923) — общественный и политический деятель, публицист, религиозно-философский мыслитель. Обучаясь в Московском университете, Т. вступил в «общество чайковцев». Арестован в 1873, провел 4 года в ожидании суда в Петропавловской крепости. Судился по «процессу 193-х», выслан под административный надзор. В 1877 Т. перешел па нелегальное положение. С 1878 — член центра организации «Земля и воля» (главный редактор одноименного издания организации). В 1879 становится одним из создателей террористического крыла организации «Народная воля». В 1882 эмигрировал и издавал вместе с П. Л. Лавровым «Вестник Народной воли». Духовный и нравственный кризис завершается у Т. к 1888 «выработкой нового миросозерцания» (он выпускает брошюру «Почему я перестал быть революционером»). В 1889 испросил помилования у Александра III и возвратился в Россию, где стал сотрудником «Московских ведомостей» и «Русского обозрения». «Духовный поворот загадочного Льва Тихомирова от революционности к монархизму, от атеизма к православию и от позитивизма к мистицизму — явление по-своему уникальное в русской духовной истории» (Г. П. Федотов). В своей теории монархической государственности Т. творчески развил идеи славянофилов, М. Н. Каткова, К. Н. Леонтьева, К. П. Победоносцева и др. Анализируя три типологически самостоятельные формы власти — демократию, аристократию и монархию, Т. при- ходит к выводу об исторической спективности именно 'монархии. Отличая истинную монархию (самодержавие) от деспотии (господства слепой| силы) и абсолютизма (господства бюрократии), Т. связывает ее с верховенством нравственного идеала. Самая возможность такого верховенства осуществима, по его мнению, при тесном и свободном союзе государства с церковью, сословном строе и институте законосовещательного народного представительства. Т. полагал, что политическая сущность бытия русского народа состоит в том, что он создал свою особую концепцию, государственности, которую и ставит превыше всего. Господствующим в ней является не юридическое, а этическое начало. Монархическая идея для русских и есть тот нравственный идеал, который с начала исторического бытия нации составлял основу ее существования и природы. Т. видит в самодержавии итог национального творчества русского народа, который в более чистой и полной форме сравнительно с Византией, воплотив идею монархического государства верховной власти религиозно-нравственного идеала. По своей природе, полагает Т., русские люди могут быть либо монархистами, либо анархистами: демократические формы западного образца никогда были близки национальному знанию. Монархическая идея для русских есть тот нравственный идеал, который с начала исторического существования нации составил основу ее природы. В моменты возобновляющего кризиса перед верховной властью встает задача «помочь нации воплотить в себя ее силы для решения вопроса в том, какие основы положить в организацию выучившейся и свободной сии для того, чтобы в ее строе был осуществлен ее исторический государственный идеал». По мнению Т., только монархическая идея и монархическая (единоличная) власть могут спасти русскую культуру. Ее сила и преимущество — в этическом принципе, поднимающем власть над борьбой классов, партий и народностей. Творчество Т. — попытка синтезировать концепцию самодержавного монархизма с религиозно-нравственными славянофильскими идеями соборного общества. Основные работы: «Единоличная власть как принцип государственного строения» (1897), «Монархическая государственность» (1905), «К реформе обновленной России» (1912), «Государство, свобода и христианство» (1912), ТКАЧЕВ Петр Никитич (1844—1886) — политический мыслитель, публицист, издатель журнала «Набат», представитель бланкистской ветви народничества. Как и анархисты, Т. считал, что социальная революция в России должна быть осуществлена немедленно, поскольку для этого есть все условия: общинный уклад, отсутствие социально-экономических корней у государства и наличие «коммунистического инстинкта» у русского народа. Но, в отличие от М. А. Бакунина, он не верил в революционную силу крестьянских масс, считал их пассивной, консервативной социальной силой. Полемизируя с анархистами, Т. доказывает, что власть — не причина существующего социального зла, а лишь его необходимый результат. Он отрицает укорененность политической власти в экономической жизни русского народа, считает, что она «не воплощает в себе интересов какого-либо сословия» и «только издали кажется силой». Отсюда вытекает вывод о легкости, с которой можно сломить этот колосс на глиняных ногах, «ничтожную кучку автократов». Лозунгом русского бланкизма был призыв к революции во имя народа, но без него. Идея насильственного уничтожения существующего государственного устройства аргументировалась им наличием особого права революционеров на осознание народного идеала и его осуществление. В концепции Т. власть представлялась исключительно как средство осуществления воли небольшой группы людей («революционной партии») с помощью установления своей диктатуры. В отличие от анархистов, он особо подчеркивал роль политической власти (диктатуры класса, пришедшего к власти) в период построения социалистического общества, полагая, что она не только реформирует экономические и социальные основы народного бытия, но и переделает самую природу человека, перевоспитает его. В концепции Т. логически связаны между собой революция, осуществленная заговорщицкой организацией и соединенная со стихийным бунтом народа, диктатура революционеров-заговорщиков после переворота, а также абсолютизация государственной власти при сведенной до минимума роли народа в деле социального реформирования. Т. совершил прорыв в народнической доктрине, провозгласив необходимость политических преобразований как самостоятельных и первоочередных. Освящая любые действия во имя абстрактного человеческого счастья, Т. выводил политику за пределы нравственности. Утверждение «что полезно для общества, то и справедливо» было естественным продолжением развивавшегося им принципа «цель оправдывает средства». Т. первым осуществил теоретическое осмысление террора как средства политической борьбы, дал санкцию стихийно возникшей в гуще народнического движения террористической практике по отношению к шпионам, предателям, а затем и к представителям власти. П. Л. Лавров определил историческое место Т. в развитии русского революционного процесса как подготовителя, идейного вдохновителя «Народной воли». Оценивая значение идей Т. для русской, политической мысли и революционно-освободительного движения, Н. А. Бердяев пишет: «Он был единственный из старых революционеров, который хотел власти и думал о способах ее приобретения. Он государственник, сторонник диктатуры власти, враг демократии и анархизма. Революция для него есть насилие меньшинства над большинством... Ткачев более предшественник большевизма, чем Маркс и -Энгельс». Основные работы: «Задачи революционной пропаганды в России» (1874), «Революция и государство» (1876), «Народи революция» (1876), «Анархическое государство» (1876), «Революция и принцип национальности» (1878). ТОКВИЛЬ (Tocqueville) Алексис (1805—1859) — французский юрист-, политический мыслитель, государственный деятель (заместитель председателя Законодательной ассамблеи Второй Республики и министр иностранных дел), лидер консервативной Партии порядка. Что такое демократия, какая опасность угрожает ей в современном мире, как предотвратить эту опасность — эти вопросы Т. рассматривает в книге «Демократия в Америке» (1835), где дает двоякое толкование демократии. В политическом контексте демократией называет представительную систему, основанную на широком избирательно праве. Но более важно его понимание социальной демократии, т.е. общество в котором основной социальной ценностью является равенство. Результат том влияния равенства на социальные отношения, по мнению Т., становится индивидуализм. Политическим с движением демократического индивидуализма может быть не равенство в свободе демократического республиканизма, равенство в рабстве демократического деспотизма. Проблема, по Т., состоит в том, чтобы, с одной стороны, избавляться от всего, что мешает установлению разумного баланса равенства и свободы, приемлемого для современной демократии. С другой — развивать политико-юридические институты, которые обеспечивают создание и поддержании такого баланса. Ни равенство, ни своя бода, взятые порознь, не являются самодостаточными условиями подлини человеческого бытия. Только будут вместе, в единстве, они обретают такое качество. На примере анализа Французской революции Т. в работе «Старый порядок и революция» (1856) сформулировал «золотой закон» политической развития: «Самый быстрый путь к свободе ведет к наихудшей форме рабства». Он считал, что нет ничего опаснее для страны, где нет традиций демократии и свободы, чем слишком быстры реформы и изменения. Как правило, в таких случаях процесс модернизация может выйти из-под контроля. Народу не хватает времени освоить новшества, он не готов к новой системе, а изменения не успевают институализировать и закрепиться. Бурный поток, направленный на разрушение старой системы не удается затем остановить и регулировать. Сильная поляризация общества, отсутствие устойчивого политического центра и социальных сил, стоящих за ним, не способствуют тому, чтобы ввести начавшееся движение в разумные демократические рамки. Этот процесс неминуемо ведет к охлократии, к самой худшей форме тирании — тирании черни. Т. предупреждал, что результатом быстрой демократизации и завоевания свобод может быть установление еще более жестокой тирании, которая приходит на смену охлократии. ТОЛЕРАНТНОСТЬ (< лат. toleranfia терпение) — терпимость к чужому образу жизни и мысли, поведению и чувствам, идеям и ценностям. Принцип Т. начал утверждаться в качестве общезначимой нормы человеческого общения в Новое время, однако этот процесс до сих пор идет очень противоречиво из-за крайней поляризации интересов и ценностей отдельных индивидов и социальных групп. В политической сфере Т. выражается в максимально возможном допущении деятельности оппозиции, ограниченной только рамками закона. Является одним из важнейших принципов существования демократического общества. ТОЛПА — значительное число людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. ТОРИ (англ. Tory) — политическая группировка, возникшая в Англии в 70-х гг. XVII в. В 60-х гг. XIX в. на ее базе сформировалась Консервативная партия Великобритании. За консерваторами до сих пор в неофициальном обиходе сохраняется название тори. ТОТАЛИТАРИЗМ (< лат. totalis весь, целый, полный) — политический ре- жим, при котором государство стремится к полному всеохватывающему контролю над всеми сторонами общественной жизни. Т. — разновидность диктатуры. Термин «Т.» впервые был введен в политический лексикон лидером итальянских фашистов Б. Муссолини в 1925 для характеристики своего движения и режима. В 1929 газета «Тайме» употребила данное понятие для характеристики режима, сложившегося в Советском Союзе. После Второй мировой войны тоталитарными стали называть режимы, существовавшие в фашистской Германии, СССР, странах «победившего социализма». Основные черты Т. были выделены в работах Х. Арендт «Истоки тоталитаризма» (1951), Р. Арона «Демократия и тоталитаризм» (1956), К. Фридриха и З. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956). Классическими считаются признаки Т., выделенные Фридрихом и Бжезинским: 1) официальная идеология, отрицающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения нового общества; 2) монополия на власть единой массовой партии, строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой харизматическим лидером; 3) система террористического полицейского контроля; 4) партийный контроль над всеми средствами массовой информации; 5) всеобъемлющий контроль над вооруженными силами; 6) централизованный контроль за экономикой и система бюрократического управления экономической деятельностью. Т. отличается от других диктатур наиболее высокой степенью регламентации и контроля. По существу, он стирает грань между государством и обществом, между политическим и социальным, между общественным и частным. Т. — это «реакция» общества на кризисы периода индустриализации, ускоренную модернизацию, форсирование, догоняющее развитие. В такие периоды общество испытывает сильные перегрузки: разрушаются традиционные структуры, у человека рождается чувство потерянности и одиночества, требующее консолидации на новой основе. В условиях возникновения «массового производства» и «массового человека» особую роль в процессе консолидации играет идеология. Через Т. прошли, главным образом, те страны, где демократические структуры либо только нарождались, либо были неустойчивы (Россия, Германия, Италия, Португалия, Испания). Т. возник в 20— 30-х гг. XX в. на периферии европейской цивилизации как результат синтеза элементов азиатского деспотизма с радикальными идеологическими доктринами, так или иначе апеллировавшими к идее социализма («марксизм-ленинизм», «национал-социализм»). Т. весьма устойчивый политический режим, однако его стабильность постепенно разрушается из-за низкой степени адаптации на новые требования, неразвитость процессов артикуляции и агрегирования интересов. Различают правый и левый тоталитаризм. Первый существовал в фашистской Германии, второй — в коммунистических странах. ТОФФЛЕР (Toffler) Алвин (1928) - американский социолог и футуролог, публицист, общественный деятель. В своих работах Т. анализирует основные тенденции информационного общества. В центр теоретического внимания Т. ставит растущий рынок знания, информации во всех сферах жизни общества: экономике, образовании, здравоохранении, финансах и бизнесе, сферах массовой информации, досуг т.д. Знание становится важным ресурсом передовой экономики, поскольку оно сокращает потребность в сырье, рабочей силе, времени и капитале. На мировом уровне, где происходит борьба за экономическое господство в XXI в. вступает в действие «стратегическое оружие, базирующееся на знании», делает достаточно радикальное заключение: знание является наиболее эффективным источником и инструментом! власти, поскольку оно дает власть высшего качества. Знание часто распределено еще более неравномерно, чем богатство и вооружение, поэтому перераспределение знания, интеллектуальных ресурсов является важной задачей современной цивилизации. Основные работы: «Футурология» (1970), «Третья волна» (1980), «Сдвиги власти. Знания, богатство и насилие на пороге XXI века» (1990). ТРАДИЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ — исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, прав вила поведения в политической жизни. Т.п. являются одним из важнейших факторов формирования политической культуры общества. Т.п. существуют ] форме обычаев, доминирующих норм j принципов поведения, обрядов и ритуалов (см. Ритуал политический) и Способы их передачи могут быть устными, письменными, зрительными и институциональными. ТРАДИЦИОНАЛИЗМ (< лат. traditii передача, повествование) — тип консервативного политического сознания, выступающего в защиту сильной власти и государства, как средстве обеспечения законности и порядка, сохранения традиций и национального начала. Т. предполагает примат общества над личностью, неизменного над изменчивым, социального над индивидуальным и является средством закрепления определенных социальных отношений. Характерными чертами Т. являются антирационализм и антииндивидуализм. В целом, Т. направлен не в идеализированное будущее, чтобы его мерками оценивать настоящее, а в идеализированное прошлое, чтобы настоящее осталось неизменным. Мироощущение традиционалистов — это не утопия, а ностальгия. Отказ от традиционных ценностей рассматривается ими как главная причина всех негативных явлений в современном обществе. Поборники Т. любят взывать к «славному прошлому», «добрым старым временам», к «великим теням», легендарно-мифологические представления, о которых отложились в общественном сознании. Т. придает первостепенное значение закону и порядку, авторитету и дисциплине, рассматривая власть в качестве предпосылки всех свобод. ТРАЙБАЛИЗМ (< лат. tribal племенной) — принцип политики социокультурной, экономической, этнической и религиозной обособленности, присущий родоплеменным, клановым структурам. Т. в некоторых странах Африки является способом формирования политической элиты. В этих странах он рассматривается как тормоз общественного развития, препятствующий национальной консолидации. Т. фактически сводит на нет принципа равноправия граждан и провоцирует гражданские войны (напр., в Руанде и Сомали). ТРАНЗИТОЛОГИЯ (< лат. transitus переход, прохождение + гр. logos учение) — раздел политологии, изучающий переход от авторитаризма к демократии. В 70—90-е гг. XX в. резко воз- рос интерес к проблемам перехода от различных форм диктатуры (авторитаризма и тоталитаризма) к демократии. Это связано с процессами, происходившими и происходящими в Португалии, Испании, Греции, Восточной Европе, России и др. В работах по Т. внимание концентрируется на условиях и предпосылках, благоприятствующих переходу, на его движущих силах, путях и стадиях, на различных моделях перехода (см. Демократический транзит). Большой вклад в разработку проблем Т. внесли А. Пшеворский, Ф. Шмиттер, Х. Линц, С. Хантингтон и др. «ТРЕТИЙ МИР» — совокупность государств, бывших ранее колониями и полуколониями, после Второй мировой войны обретших политическую независимость. Термин «Т.м.» был введен в научный оборот французским ученым А. Сови в начале 50-х гг. и обозначал особое положение указанных государств по отношению к двум социально-экономическим системам того времени (социализм и капитализм), проводившим политику конфронтации. «ТРЕТЬЯ ВОЛНА» ДЕМОКРАТИЗАЦИИ — в последние годы в политологии получила распространение теория демократизации, согласно которой утверждение современных институтов демократического правления происходило тремя этапами, причем на каждом из них этот процесс затрагивал разные группы стран, а за расширением ареала демократии (подъем демократизации) следовало его некоторое сокращение (откат демократизации). С. Хантингтон в своей книге «Третья волна. Демократизация в конце XX в.» (1991) дает следующую периодизацию: первый подъем волны (1828—1926), первый спад (1922—1942), второй подъем (1943—1962), второй спад (1958— 1975), третий подъем (1974—?). Концепция «Т.в.» д. базируется на следующих основных положениях: 1) переход к демократии в различных странах трактуется как глобальный процесс, т.е. между различными переходными процессами и формами демократизации можно отметить не только нечто общее, но и рассмотреть их как частные случаи мирового политического движения; 2)демократия анализируется как самоценность, ее установление не связывается с прагматическими, инструментальными целями; 3) подчеркивается идея множественности возможных форм демократического порядка (признание и поддержка существования разнообразных, автономных друг от друга и от государства ассоциаций, преследующих неодинаковые, подчас противоречащие друг другу цели); 4) демократизацией в конце XX в. не заканчивается процесс политических перемен в мире, не завершается история демократии; в этом смысле концепция «третьей волны» базируется на предпосылке синусоидального характера демократического процесса, т.е. как возможно реверсивного движения (часть; стран может откатиться назад), так и возможной «четвертой волны», но уже в XXI в. ТРОЦКИЗМ — одно из идейно-политических течений в коммунистическом движении. Возник в начале XX в. как разновидность меньшевизма в России Название от имени идеолога Л. Д. Троцкого (Бронштейна). ТРУБЕЦКОЙ Николай Сергеевич (1890—1938) — князь, ученый-языковед и мыслитель, своими идеями и прямым участием оказавший значительное влияние на развитие движения евразийства. Работа Т. «Европа и человечество» (1920) послужила отправной историко-философской идеей евразийцев. Рассматривая народ как «коллективную' личность», Т. видел выражение истинного самопознания народа в самобытной и гармоничной национальной культуре. Сознание такой культуры, по его мнению, и есть истинная цель всякого, народа. Русскую культуру Т. видел в «симфоническом» единстве «множественной нации Евразии». Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел Политология |
|