Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Политология: Словарь-справочник

ОГЛАВЛЕНИЕ

М

МАГИСТРАТ (лат. magistrates) — городское управление в Норвегии, Швеции, Дании и др. государствах.

МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (фр. majoritaire < majorite большинство < лат. major больший) — порядок определения результатов голосования, при котором избранным в тот или иной выборный орган считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов. Большинство бывает разным. Различают М.и.с. абсолютного большинства, М.и.с. относительного большинства и М.и.с. квалифицированного большинства (применяется редко).

При М.и.с. абсолютного большинства кандидат считается избранным, если он получил по округу более половины всех голосов (50% + 1 голос и более). Такая система существует, напр., в Австралии.

Мажоритарная система относительного большинства означает, что побеждает на выборах тот, кто набирает голосов больше, чем каждый из его соперников. Ее называют системой первого пришедшего к финишу. В настоящее время такая система используется в США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии.

При М.и.с. квалифицированного большинства победитель должен получить заранее установленное большинство, превышающее половину голосов — 2/3, 3/4 и т.д.

Обычно при М.и.с. в каждом избирательном округе должен быть избран один депутат (одноименная, или униноминальная система), однако иногда (напр., во Франции) применяется система списков (полиноминальная система).

К числу положительных свойств мажоритарной системы относится то, что в ней заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного правительства. Она позволяет крупным, хорошо организованным партиям легко побеждать на выборах и создавать однопартийные правительства.

Основные недостатки мажоритарной системы: значительная часть избирателей страны (иногда до 50%) остается не представленной в органах власти; партия, получившая на выборах, меньше голосов, чем все ее соперники, может

оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест; две партии, набравшие одинаковое или близкое количество голосов, проводят в органы власти неодинаковое число кандидатов (не исключена ситуация, при которой партия, набравшая больше голосов, чем ее соперник, не получает вообще ни одного мандата). Т.о., мажоритарная система способствует формированию большинства в органах власти и мирится с диспропорцией между набранными голосами и полученными мандатами.

В РФ на выборах в декабре 1995 г. по М.и.с. относительного большинства избраны Совет Федерации и половина состава Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

МАКИАВЕЛЛИ (Machiavelli) Николо

(1469 — 1527) — флорентийский политический мыслитель и государственный деятель эпохи Возрождения.

М. подходит к политике как к автономной сфере человеческой деятельности и опытной науке, полагая, что в основе политического поведения лежат выгода и сила. М. вводит новое политическое понятие — stato (государство). Причем это не конкретное государство, страна, власть и т.д., а политическая форма общества в целом. Это государство постоянно меняется, а направленность изменений определяется соотношением борющихся сил — аристократии (дворянства) и народа.

Политическим идеалом М. является умеренная республика (или «смешанная» форма правления), сочетающая демократический, аристократический и монархический элементы власти. Смена форм правления происходит, по мнению мыслителя, циклически, на основе круговорота и связывается им не с божественной волей, а с закономерным повторением определенных ситуаций соотношением борющихся сил.

В «Государе» М. пытается сформулировать правила политического искусства, которые необходимы правители для создания сильного и стабильного государства в условиях, когда в народы развиты гражданские добродетели. Однако он указывает, что политика не сводится к простому усвоению этих правилах «ибо все меняется в зависимости от ( обстоятельств», которые необходимо па стояние изучать, опираясь на исторический опыт. По мнению М., политик должен сочетать в себе черты лисе чтобы избегать расставленных к нов, и льва, чтобы сокрушить противника своей мощью в открытом бою.

М. считается одним из предшественников современного элитизма, политических взглядов В. Парето, Г. Москил Р. Михельса.

Основные работы: «Государь» (1513) «Рассуждения о первой декаде Тиливия» (1519), «История Флоренции (1525).

МАКИАВЕЛЛИЗМ — образ политического поведения, политические действия, пренебрегающие нормами морали, при которых ради достижения поставленных целей считаются применимыми любые средства, вплоть самых вероломных, коварных и жестоких. Термин связан с именем Н. Макиавелли.

МАККАРТИЗМ — крайне реакционно-политическое течение в США в 50-х г. XX в. (название связано с именем сенатора Дж. Маккарти, возглавлявшего комиссию по расследованию антиамериканской деятельности). М. стал нарицательным понятием для выражения наиболее реакционных устремлений в< внутренней жизни страны.

МАККИНДЕР (Mackinder) Хэлфорд Джон (1861 —1947) — британский географ и историк, теоретик международных отношений, депутат Палаты общин.

Свою геополитическую концепцию М. развил в книге «Демократические идеалы и реальность» (1919) и в статье «Географическая завершенность земного шара и обретение мира» (1943).

Теоретическое построение М. представляло собой первую глобальную геополитическую модель развития мировой системы, которая в то время ещё не сформировалась окончательно как единый и целостный феномен. В основе модели английского ученого лежит геополитическая дифференциация мира, в котором он выделил три зоны. Первая — осевой регион, который отождествлялся, прежде всего, с территорией России и прилегающих к ней земель. Соотечественник автора данной теории Дж. Фэйргив в 1915 назвал данный регион «Хартленд», этот термин прочно вошел в геополитический понятийный аппарат. Вторая зона, согласно дифференциации М., включает в себя Германию, Австрию, Турцию, Индию и Китай, т.е. главные страны, занимавшие побережье Евразии на Западе, Юге и Востоке. Данный регион был назван внутренним, или окраинным полумесяцем. И, наконец, третья зона — внешний полумесяц, в состав которого М. включил Британию, Южную Африку, Австралию, Соединенные Штаты, Канаду и Японию, т.е. ведущие государства морского мира. М. выделил также т.н. Мировой Остров, в который он включил Хартленд и внутренний полумесяц, т.е. Евразию, а также прилегающую близко к ней Африку, за исключением ее южной части. Рассматривая поведение своей модели в динамике, ее автор сформулировал принципиальный геополитический постулат: «Тот, кто контролирует Восточную Европу, доминирует над Хартлендом; тот, кто доминирует над Хартлендом, доминирует над Мировым Островом; тот, кто доминирует над Мировым Островом, доминирует над миром».

МАКСИМАЛИЗМ (< лат. maximum наибольшее) — доведение требований до крайности; чрезмерность.

МАНДАТ (< лат. mandatum поручение) — 1) документ, удостоверяющий полномочия какого-л. лица; 2) полномочия владельца мандата. В современных демократических государствах принят т.н. общенациональный М., в силу которого депутат считается представителем всей нации, а не какого-л. определенного избирательного округа. В государственно-политической теории различают императивные и свободные М.

МАНДАТ ИМПЕРАТИВНЫЙ - жесткое (зафиксированное в законе) предписание депутату представительного органа власти действовать (голосовать, составлять законы и т.д.) строго в соответствии с волей и наказом избирателей. В случае нарушения этого предписания депутат может быть досрочно отозван. В государствах советского типа, в ряде стран с авторитарным режимом конституции устанавливают М.и. В современных демократических государствах М.и., как правило, не применяется. Одно из исключений представляет существование М.и. в Бундесрате ФРГ, формируемом не избирателями, а правительствами земель федерации: депутаты обязаны проводить в жизнь инструкции своих правительств. В конституциях многих государств (Италия, Франция и др.), содержатся предписания, прямо запрещающие М.и.

МАНДАТ СВОБОДНЫЙ — правило, согласно которому депутат представительного органа власти не связан наказами избирателей и не ответствен в своей деятельности перед ними, отсутствует возможность досрочного отзыва депутата избирателями. Принцип М.с. применяется практически во всех демократических государствах.

МАНИПУЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ — способы и приемы скрытого социального управления политическим сознанием и поведением граждан с целью принудить их действовать (или бездействовать) часто вопреки собственным интересам.

Выделяют две главные модели М.п.: психологическую и рациональную. Основной характеристикой первой модели является использование автоматической реакции индивида на те или иные психологические стимулы. Сущность манипулирования заключается в данном случае в выборе наиболее подходящих стимулов для приведения в действие именно тех психологических механизмов, которые способны вызвать желаемую для манипулятора реакцию. При таком подходе человек рассматривается как простой механизм, действующий по принципу стимул — реакция. В рациональной модели манипулирование осуществляется не через использование психологических мотивов, а посредством обмана и вероломства. Среди форм манипулирования, относимых к этой модели, выделяют следующие: уменьшение объема доступной для рядового гражданина информации; использование пропаганды, т.е. предоставление гражданам отчасти верной, но тенденциозной информации; использование секретности, т.е. преднамеренное утаивание информации, которая способна подорвать официальный политический курс; информационная перегрузка, т.е. сознательное предоставление чрезмерной информации с цель лишить рядового гражданина возможности адекватно усвоить и верно оценить ее. Смысл такого подхода состоит в затруднении для индивидов фактического доступа к информации, что заставляет их полагаться на ее официальную интерпретацию.

Среди приемов М.п. можно выдели следующие: 1) наклейка ярлыков (присвоение кличек) — наделение личное или идеи унизительной, оскорбительней или смешной кличкой, эпитетом, подрывающими их авторитет; 2) рекомендация (свидетельство) — использование для усиления эффекта и внушения популярности кандидата или предвыборного блока имен, сочувствующих им известных артистов, ученых, спортсменов и прочих знаменитостей 3) перенос — идентификация качеств ( свойств какого-л. лица или политической идеи с качествами и свойствами известных и авторитетных лиц или идей т.е. оценка по ассоциации; 4) простые люди (свои ребята) — идентификация интересов информатора или агитатора интересами и чаяниями простых людей молчаливого большинства нации, соль земли и т.п.; 5) подтасовка карт — откровенная фальсификация или искажение действительных фактов с помощью приемов, незаметных для масс; 6)блестящая посредственность (наведение румян) — оперирование привычными, банальными истинами, хорошо известными всем, но вместе с тем достаточно абстрактными для обывателя, над держанием которых последний обычно не задумывается; 7) общий вагон (вместе со всеми) — усиление желаемой реакции на агитацию внушением мысли о ее общепризнанности и разумности (все так думают, все так поступают).

МАНИФЕСТ (< лат. manifestos явный) — 1) торжественный акт, исходящий непосредственно от верховной власти и обращенный к населению (применялся преимущественно в абсолютных монархиях); 2) воззвание, декларация политической партии, общественной организации, содержащие программные положения и принципы деятельности.

МАНИФЕСТАЦИЯ (< лат. manifestatio обнаружение, проявление) — название различных индивидуальных, коллективных, массовых выступлений граждан (митинги, пикеты, демонстрации, шествия и др.). Свобода манифестаций — одна из основных политических свобод.

МАННГЕЙМ (Mannheim) Карл (1893— 1947) — немецкий философ и социолог, один из основателей социологии знания.

В своей работе «Идеология и утопия» М. подчеркнул, что любая идеология — это апология существующего строя, теоретизированные взгляды класса, добившегося господства и заинтересованного в сохранении статус-кво. «Идеологиям» всегда противостоят «утопии» — как правило, недостаточно теоретизированные, эмоционально окрашенные «духовные образования», порожденные сознанием оппозиционных, угнетенных классов, слоев и групп, стремящихся к социальному реваншу, а потому столь же субъективно-пристрастные, как и «идеологии». По существу «утопии» ничем не отличаются от «идеологий», поскольку также стремятся «выдать часть за целое» — свою одностороннюю правоту за абсолютную истину. С приходом к власти ранее угнетаемых слоев «утопии» автоматически превращаются в «идеологии». М. выделяет и характеризует четыре идеально-типические формы утопического сознания: «оргиастический хилиазм анабаптистов», «либерально-гуманистическую идею», «консервативную идею» и «социалистически-коммунистическую утопию».

Основные работы: «Идеология и утопия» (1929), «Человек и общество в эпоху преобразования» (1935), «Диагноз нашего времени: очерки военного времени, написанные социологом» (1943).

МАРГИНАЛЬНОСТЬ (< лат. marginalis находящийся на краю) — пограничность, промежуточность. В социологии и политологии под маргинальностью понимается: 1) потеря или отсутствие принадлежности к какой-л. социальной группе или классу; 2) соответствующая утрата горизонтальных экономических, социальных и духовных связей; 3) разрушение системы ценностных ориентации. Процесс маргинализации значительной части общества означает его деструктуризацию (разрушение социальной структуры) и деморализацию. Маргинализация общества — одна из предпосылок установления диктатуры.

МАРКЕТИНГ ПОЛИТИЧЕСКИЙ (< англ, market рынок, сбыт) — комплекс мероприятий в области исследований политического рынка, по изучению поведения избирателей и воздействия на них с целью победы кандидатов на выборах. Исследование политического рынка предполагает выделение сегментов электората и сегментов конкурирующих кандидатов и партий, выявление интересов, предпочтений и проблем, которые волнуют избирателей. Изучение поведения электората предполагает определение мотивов электорального поведения. В рамках М.п. разрабатываются и применяются избирательные технологии, позволяющие кандидатам получить доступ к власти (разработка стратегии и тактики избирательной кампании, создание имиджа кандидата, планирование и прогнозирование хода предвыборной кампании). Успешный М.п. — необходимое условие удачной избирательной кампании.

МАРКС (Marx) Карл (1818—1883) — немецкий мыслитель и политический деятель.

М. разработал материалистическую концепцию истории, которая подчеркивала решающее значение экономической сферы в жизни общества. В отличие от предшествующих теорий, утверждавших, что развитие общества определяется либо божественной волей, либо сознанием людей, М. трактовал развитие общества как естественноисторический процесс. Общество рассматривалось им как целостный организм, в структуре которого производительные силы и производственные отношения определяют другие сферы общественной жизни: политику, право, мораль, искусство и т.д. Их единство и взаимодействие представляют собой общество на определенном этапе его развития — общественно-экономическую формацию. Смена формаций — первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической (состоящей из двух фаз: социализм и собственно коммунизм) — представляет процесс прогрессивного развития общества. Эта смена осуществляется через социальные революции, которые представляют собой наиболее острую и решительную форму классовой борьбы. По мнению М., переход от капитализма к социализму осуществляется в результате борьбы рабочего класса, историческая миссия которого состоит в революционном завоевании политической власти, установление диктатуры пролетариата, цель которой — уничтожение всякой эксплуатации и построение социалистического общества.

Анализируя политические институты, М. первостепенное внимание уделял государству, которое рассматривал как продукт исторического развития общества на его определенной стадии. Он считал, что государство возникает в результате разделения труда, возникновения частной собственности и разделения общества на классы. В противоположность Гегелю, М. утверждает, что не государство определяет гражданское общество, а наоборот, гражданское общество определяет государство. По прогнозу немецкого ученого, государство на определенном этапе, выполнив свои функции, отмирает. М. считает, что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, а последняя в свою очередь «составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов». Диктатура пролетариата есть государство нового типа, обеспечивающее переход к обществу без классов.

Идеи М. легли в основание коммунистической и социал-демократической идеологии.

Основные работы: «Манифест Коммунистической Партии» (1848, совместно с Ф. Энгельсом), «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852), «Критика Готской программы» (1875) «Капитал» (Т. 1—3, 1867—1894).

МАРКСИЗМ — широкий конгломерат различных теорий, учений, направлений, так или иначе связывающих себя с учением К. Маркса и Ф. Энгельса (советский марксизм, фрейдомарксизм,) «критическая теория общества» и др.).

В последней трети XIX в. завоевал ведущее место в социалистическом движении (период создания I Интернационала). Впоследствии произошло разделение М. на реформистское крыло европейской социал-демократии и радикальное (большевизм, марксизм и др.).

МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ — система экономических, социально-политических и философских взглядов. Стержневая идея — утверждение исторической миссии пролетариата. На базе созданного в XIX в. учения К. Маркса развита В. И. Лениным и его последователями применительно к новым историческим условиям.

МАРКУЗЕ (Marcuse) Герберт (1898— 1979) — немецко-американский философ и социолог. Один из основателей Франкфуртского института социальных исследований и создателей «критической теории общества».

Согласно М. развитие науки и техники позволяет господствующему классу современного капиталистического общества сформировать через механизм потребностей новый тип массового «одномерного человека» с атрофированным социально-критическим отношением к обществу. По М., рабочий класс Запада интегрируется в социальное целое и утрачивает свою революционную роль. В этих условиях революционная инициатива переходит в рамках «развитого» общества к «аутсайдерам» (люмпены, безработные, национальные меньшинства), а также к радикальным слоям студенчества и гуманитарной интеллигенции. Носителями революционной инициативы в глобальном масштабе выступают обездоленные массы «бедных» стран, противостоящие «богатым» (западные и развитые социалистические страны).

Основные работы: «Одномерный человек» (1964), «Эссе об освобождении» (1969), «Контрреволюция и бунт» (1979).

МАСОНСТВО (< фр. francs-macons букв, вольные каменщики) — учение и практика религиозно-этического общества, возникшего в XVIII в. в Англии, а затем распространившего сеть своих ячеек (лож) и в остальных странах Европы (в т.ч. и в России). Одной из основных своих целей М. ставило оказание «просвещающего» влияния на властные структуры и проникновение в них. Проповедь нравственного самоусовершенствования сопровождалась у масонов специальной обрядностью и таинственностью. Считая Бога Великим архитектором Вселенной, масоны идентифицируют себя с его каменщиками, возводящими здание во славу и мудрость Бога. Масонские ложи существуют и в настоящее время в США, Франции и др. странах. Реальное влияние М. часто преувеличивается, что служит источником политических мифов и спекуляций.

«МАССОВАЯ КУЛЬТУРА» — понятие, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанных на массовое потребление. Массовое производство культуры при этом понимается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией.

МАФИЯ (итал. mafia сицилийское общество; произвол, самоуправство, насилие) — 1) тайное общество в Сицилии, возникшее в начале XIX в., террористическими действиями добивающееся осуществления своих интересов 2) организованная преступность.

МЕДЖЛИС — название однопалатного парламента Ирана.

МЕДИАКРАТИЯ (< англ, mass media средства массовой информации гр. kratos власть) — влияние, власть средств массовой информации. В переносном смысле называется «четвертой властью».

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК — определенный строй международных политических отношений, оформленный в системе соответствующих норм и принципов международного права, опирающийся на исторически сложившиеся традиции и общечеловеческие ценности, а также поддерживаемый деятельностью международных организаций, учреждений и др. политических институтов мирового и глобального масштаба.

М.п.п. характеризует определенное качественное состояние международных политических отношений. В настоящее время происходит глобальная трансформация М.п.п., для которой характерны следующие основные тенденции: переход от биполярного к многополярному мировому устройству; демилитаризация, демократизация и гуманизация международных политических отношений.

М.п.п. является основной составной частью международного порядка и тесно связан с такими важными элементами последнего, как международный экономический, информационный, социальный, финансовый порядки.

МЕЖЛИС — название парламента Туркменистана.

МЕЖПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ ГОСУДАРСТВ — УЧАСТНИКОВ СНГ — орган межпарламентского сотрудничества Содружества Независимых Государств. Создана в 1992. Важная часть работы Ассамблеи — подготовка рекомендательных (модельных) законодательных актов, на основе которой должны разрабатываться национальные законы стран СНГ. Местопребывание — Санкт-Петербург.

МЕЖПАРЛАМЕНТСКИЙ СОЮЗ (Interparliamentary Union — IPU) одна из старейших международных 1 правительственных организаций, объединяющая национальные парламентские группы различных государств создан в 1889. В состав МС входят парламентские группы более чем 120 государств, в т.ч. межпарламентская группа. РФ (состоит из депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Целью МС является поощрение длинных контактов между членами всех парламентов и объединение их для совместной деятельности в деле укрепления международного мира и сотрудничества. Решения МС как организации неправительственной не имеют обязательной силы для государств — ее членов, однако, являясь выражением желания представителей законодательных органов большинства стран мира, он оказывают определенное влияние мировую общественность, на правительства и международные организации. МС имеет консультативный статус первой категории при ООН, поддерживает контакты с ее Секретариатом т специализированными учреждениями ООН, в особенности с ЮНЕСКО.

Высший орган МС — ежегодная Межпарламентская конференция в период между конференциями руководство осуществляет Межпарламентский совет, куда входят по два представителя от каждой национальной парламентской группы. Председатель Совета избирается на четыре года и руководит также деятельностью Исполнительного комитета — административного органа МС. Основная работа по рассмотрению тех или иных вопросов, а также по выработке проектов резолюций конференций проводится постоянными исследовательскими комиссиями: по политическим вопросам, международной безопасности и разоружению; по парламентским, юридическим вопросам и правам человека; по экономическим и социальным вопросам; по вопросам образования, науки, культуры и окружающей среды; по несамоуправляющимся территориям и этническим вопросам. Секретариат МС во главе с генеральным секретарем, назначенным Советом на четыре года, находится в Женеве.

МЕМОРАНДУМ (< лат. memorandum что надо помнить) — дипломатический документ соответствующего государства, в котором подробно излагается фактическая сторона международного вопроса, дается анализ тех или иных положений, приводится обоснование позиции государства.

МЕНЕДЖМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ —

одна из новых отраслей политологии. Составной частью М.п. является разработка стратегических целей и тактических установок, механизма воздействия управленческих государственных структур, законодательной и исполнительной власти на развитие общества.

МЕНТАЛИТЕТ В ПОЛИТИКЕ (< позднелат. mentalis умственный) — устойчивый способ специфического мировосприятия, характерный для больших групп людей (этносов, наций или социальных слоев), обусловливающий специфику способов их реагирования на феномены окружающей действительности. Термин был введен в научный оборот в начале XX в. Л. Леви-Брюлем. Содержание предметной области этого

понятия включает в себя не только когнитивную сферу сознания (т.е. знания, воззрения, верования, которыми обладает данная общность людей), но и иерархию ценностей, доминирующие потребности, архетипы коллективного бессознательного, а также стереотипы мышления и поведения людей. Для менталитета характерны: не рефлексируемость, стереотипичность проявления (подсознательный характер реагирования); высокая устойчивость, неподатливость воздействию со стороны государства и др. социальных институтов при попытках коренных изменений.

Развитие и специфика менталитета определяются комплексом факторов: геоклиматических (рельеф, климат, географическое положение и др.), этноисторических, социально-экономических, религиозных, политических (влияние политического режима) и др.

МЕНЬШЕВИЗМ — течение в российской социал-демократии, оформившееся на II съезде РСДРП в 1903, объединившее противников ленинского принципа построения партии, оказавшихся в меньшинстве (отсюда и название) (см. Большевизм).

МЕРИТОКРАТИЯ (< лат. meritus достойный + гр. kratos власть) — власть достойных людей, основанная на заслугах. Основоположником меритократического подхода считается В. Парето. Понятие введено английским мыслителем М. Янгом («Возвышение меритократии: 1870—2033», 1958) как негативная противоположность «аристократии» и «демократии». Позднее неоконсерваторы (Д. Белл, З. Бжезинский и др.) придали понятию позитивное содержание, определив его как власть «новой интеллектуальной элиты». Согласно Д. Беллу, современное общество основано на «принципе достижения», суть которого заключается в потенциальной возможности каждого достигнуть власти только благодаря личным способностям и достоинствам.

МЕРРИАМ (Merriam) Чарльз Эдвард

(1874—1953) — американский ученый, один из создателей современной политической науки. Почти вся научно-педагогическая деятельность М. была связана с Чикагским университетом, где с 1923 по 1940 он возглавлял отделение политической науки, в рамках которого сформировалась чикагская школа политических исследований.

В своих работах М. развил бихевиористский подход к изучению политических явлений. Разрабатывая новую методологию научного анализа, М. обосновал необходимость междисциплинарных исследований, широкого использования количественных методов, настаивал на тесной связи политической науки с действительностью. Все эти вопросы широко освещены в его книге «Новые аспекты политики» (1925).

М. стоял у истоков формирования новых направлений политических исследований, внеся большой вкладе изучение феномена политической власти и теории демократии («Политическая власть: ее структура и сфера действия» (1934), «Что такое демократия?» (1941), в исследование американской партийной системы и политического лидерства («Американская партийная система» (1922, совместно с Г. Госнеллом), «Четыре американских партийных лидера» (1926), в осмысление проблем гражданского воспитания («Воспитание гражданственности в Соединенных Штатах» (1934).

МЕРТОН (Merton) Роберт Кинг (1910) — американский социолог, представитель структурно-функциональной анализа. Внес значительный вклад, изучение проблем социальной структуры, бюрократии и девиантного поведения. Основная работа: «Социальные теория и социальная структура (1957).

МЕССИАНИЗМ — богоизбранничество народа для выполнения особой предопределенной роли в судьбах мира.

МЕСТР (Maistre) Жозеф (1754—1821) — французский политический деятель и философ. Защищал консервативное католическое учение с государстве, М. полагал, что абсолютная власть над всеми народами земли принадлежит церкви и Папе Римскому. С 1803 по 1817 он жил в России на положении изгнанника Французской революции и оказал значительное влияние на целый ряд видных русских мыслителей (П. Я. Чаадаев, В. С. Печерин, Ф. И. Тютчев и др.). Основную часть своих произведений М. написал в Петербурге, в т.ч. и сочинение «Санкт-Петербургские вечера» (вышло посмертно), которое сам автор считал лучшим.

МЕТОДОЛОГИЯ (гр. metodos путь, следования или познания + logos слово, учение) — 1) наука о методе; 2) система наиболее общих принципов, предложений и методов, составляющих основу для данной науки; 3) совокупность приемов исследований, применяемых в данной науке.

МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИИ (гр. methodos путь исследования) — средства анализа, способы проверки и оценки политической теории.

Основные типы методов и уровни методологии политических исследований сложились постепенно в ходе исторического развития политической мысли. Периодизация развития методологии политической науки может быть представлена следующим образом: 1) классический период (до XIX в.), связанный преимущественно с дедуктивным, логико-философским и морально-аксиологическим подходами; 2) институциональный период(Х1Х — начало XX в.) — па ведущие позиции выходят историко-сравнительный и нормативно-институциональный методы; 3) бихевиористский период (20—70-е гг. XX в.), когда стали активно внедряться количественные методы; 4) в последней трети XX в. наступил новый, постбихевиористский этап, характеризующийся сочетанием «традиционных» и «новых» методов.

Основными течениями в рамках методологии политической науки являются «традиционалистское» (исповедующее качественные методы классической и институциональной политологии) и «бихевиористское» (ратующее за приоритет «точных», эмпирических и количественных методов).

Институциональный метод связан со стремлением выявить определенные юридические нормы, проанализировать основные законы общества, начиная с конституции, и их смысл для существования и нормального развития общества. Большое влияние оказали здесь воззрения Ш. Монтескье, Дж. Локка, Э. Берка, Т. Джефферсона и др. В данном подходе основное внимание уделяется политическим институтам (парламенту и правительству, партиям и избирательным процедурам, механизмам разделения властей и конституционному устройству). Анализ строится исходя из сложившихся и общественно укорененных политических форм. Эти формы или институты, с одной стороны, являются логическим продолжением и закреплением социальных отношений и норм, а с др. — призваны вносить в общество стабилизирующее начало.

Сравнительный (компаративный)

метод известен со времен Платона и Аристотеля. Его особенность заключается в сопоставлении двух (или более) политических объектов. Сравнительный метод позволяет установить, в чем состоит их подобие, вычленить общие черты либо показать, по каким признакам они (политические объекты) различаются. Любое сравнительное исследование включает следующие этапы: а) отбор и описание фактов; б) выявление и описание тождества и различий; в) формирование взаимосвязей между элементами политического процесса и другими социальными явлениями в форме экспериментальных гипотез; г) последующая проверка гипотез; д) «признание» некоторых основополагающих гипотез. Сравнительный политический анализ позволяет: 1) разработать поддающуюся проверке систему знаний о политике; 2) дать оценку политическому опыту, институтам, поведению и процессам с точки зрения причинно-следственных связей; 3)прогнозировать события, тенденции и последствия.

Для того чтобы попять истинную сущность мира политического, необходимо изучать различные формы его проявления в различных странах и регионах, социально-экономических, общественно-исторических ситуациях, у разных наций и народов и т.д. В этом контексте в качестве объектов сравнительного анализа могут выступать не только политическая система во всей целостности, ее формы, типы и разновидности, но и ее конкретные составляющие, такие, как государственные институты, законодательные органы, партии и партийные системы, избирательные системы, механизмы политической социализации и т.д.

Социологический метод представляет собой совокупность приемов и методов конкретных социологических исследований, направленных на сбор и анализ фактов реальной политической жизни. Методы социологических исследований — опросы, анкетирование, эксперименты, статистический анализ, математическое моделирование — позволяют собрать богатый фактический материал и на его основе изучить политические явления и процессы. Их преимущество заключается в том, что исследователь имеет дело с материалом, который можно математически формализовать, проследить тенденцию и корреляцию. Немаловажно и то, что на основе социологического материала, возможно, сделать политические прогнозы.

В современной политологии социологические методы получили большое распространение. На их основе сложилась прикладная политология, ориентированная на практическое применение результатов исследования, которые в данном случае являются специфическим интеллектуальным товаром. Заказчиком такого рода исследований выступают центральные и местные власти, государственные учреждения, политические партии и т.д.

С помощью социологического метода можно выявить взаимосвязь политики и др. сфер жизни, раскрыть социальную природу власти, государства, права и т.д., определить социальную направленность принимаемых государством решений, установить, в интересах каких групп они осуществляются.

Антропологический метод, который исходит из природы человека, широко используется при анализе механизмов, институтов власти и социального контроля преимущественно в доиндустриальных обществах, а также проблем адаптации и трансформации традиционных механизмов контроля при переходе к современным политическим системам. Этот метод дает ключ к изучении таких проблем, как связь типа человечества (устойчивых черт его интеллекта, психики) и политики, влияние национального характера на политическое развитие, и наоборот.

Психологический метод ориентирован на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характер, а также типичных механизмов логических мотиваций. В основании этого метода легли наиболее значительные идеи Аристотеля, Сенеки, Макиавелли, Руссо, Гоббса и др. о соотношении личности и власти, о природе чел<3 века в политике, о воспитании гражданина, о том, каким надлежит быть правителю.

Одним из источников современной психологического подхода стали идеи психоанализа. Психоанализ, выявляв скрытые бессознательные мотивы поступков политических деятелей и находят их в особенностях детского развития, в тех конфликтах, которые, оставили в душе будущего политика шрамы психологических травм. На основе психоанализа возможно объяснение различных типов политического поведения (в частности, поведения толпы, авторитарного типа личности). Политический психоанализ необходим при изучении процесса политической социализации мотивов поведения лидера и малых групп.

Своеобразную революцию в политической науке совершил бихевиористский метод, возникший как альтернатива юридическому методу, в рамках которого политическая жизнь анализировалась путем изучения государственно-правовых и политических институтов, их формальной структуры, процедур их деятельности. Применение бихевиористского метода в политологии основывается на убеждении, что политика как общественное явление имеет, прежде всего, индивидуальное измерение, и потому все групповые формы деятельности она стремится вывести именно из анализа поведения индивидов, соединенных групповыми связями. Подход такого рода предполагает, что доминирующим мотивом участия в политике является психологическая ориентация. Для бихевиористов политика — это вид социального поведения индивидов (групп), характеризующийся установками и мотивациями, связанными с участием во власти и властвовании (см. Бихевиоризм).

Из психологии и медицины в политическую науку начали вторгаться тесты и лабораторные эксперименты, из социологии — анкетные опросы, интервью, наблюдения, из математики и статистики — регрессионный, корреляционный, факторный и др. виды анализа, а также математическое моделирование и методы теории игр. Впоследствии начали активно создавать информационные базы политических данных и экспериментальные системы «искусственного интеллекта» на основе электронно-вычислительной техники.

Значительный вклад бихевиоризм внес в изучение поведения электората, политического лидерства, процесса принятия решений. Особое место в методологии стали занимать методы изучения избирательного процесса и электорального поведения. Распространение получают методы предвыборного зондажа общественного мнения и техника панельных (повторяющихся) опросов избирателей.

Бихевиоризм сыграл заметную роль в становлении и развитии сравнительной и прикладной политологии.

В рамках постбихевиористского периода формируются и получают развитие такие типы политического исследования, как структурно-функциональный анализ и системный подход.

В структурно-функциональном анализе за единицу исследования принимается «действие», а общество представляется как совокупность сложных социальных систем действия (концепция Т. Парсонса, Р. Мертона). Каждый индивид в своем поведении ориентирован на общепринятые образцы поведения. Нормы объединены в институты, имеющие структуру и обладающие функциями, направленными на достижение стабильности общества. Цель структурно-функционального анализа состоит в количественной оценке тех изменений, к которым данная система может приспособиться не в ущерб своим основным функциональным обязанностям. Этот метод целесообразен для анализа способов сохранения и регулирования системы, максимальный же его эффект проявляется в сравнительном исследовании политических систем. Структурно-функциональный анализ включает изучение функциональных зависимостей элементов политической системы: единства институтов власти, соответствия их действия (функционирования) потребностям политических субъектов; выявление того, как реализуется потребность в приспособлении системы к изменяющейся среде и т.д.

Системный подход рассматривает политическую сферу общества как определенную целостность, состоящую из совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и внешней средой. С помощью системного подхода удается четко определить место политики в развитии общества, ее важнейшие функции, возможности при осуществлении преобразований.

В основе метода экспертных оценок лежит их проведение специалистами в той области политической деятельности, по поводу которой ведется экспертиза. Опыт показывает, что наиболее эффективным является применение данного метода для решения широкого круга не формализуемых проблем политической жизни — выработки управленческого решения, оценки политической ситуации, прогноза политического развития и т.д.

Коммуникативный метод позволяет разработать кибернетическую модель политического процесса, рассматривая политические структуры как коммуникативные единицы, единицы общения. Политические взаимодействия рассматриваются как информационные потоки, главный из которых — политическое решение и реакция на него агентов политики. Последние должны быть адекватны поставленной цели, что возможно при учете всех информационных потоков, исходящих от людей.

Метод моделирования состоит в исследовании политических процессов и явлений путем разработки и изучения их моделей. Возможны различные классификации моделей. Напр., по назначению выделяют измерительные, описательные, объяснительные, критериальные и предсказательные модели. Потребность в этом методе возникает тогда, когда анализ реального политического явления невозможен или затруднителен, слишком дорого стоит или требует много времени. Модель здесь выступает аналогом реального политического объекта. Моделированию подлежат: какой-л. механизм политической системы (напр., механизм реализации политической власти) или же процесс (предположим, процесс принятия решений), либо отдельный фрагмент функционирования системы (управление ею), институты, их элементы ил объединения (государство, политический режим), взаимодействие с др. политическими системами (международные отношения) и т.п.

Моделирование политических процессов может осуществляться не только на основании уже известных, эмпирически проверенных данных, но и на основании гипотез. Моделирование гипотез и проведение вычислительных экспериментов с полученными моделям позволяет, с одной стороны, проверить гипотезы на непротиворечивое с др. — выявить чувствительные параметры модели, те признаки связи, изменения которых оказывай наиболее существенное влияние на выходные параметры модели.

Сегодня в связи с совершенствованием ЭВМ и программных средств моделирование политических макро-микропроцессов стало одним из перспективных направлений в развитии методологии политической науки, рос, в свою очередь, имеет множеств собственных разветвлений. Одно лишь системное моделирование политики охватывает и динамические, и стохастические модели политической жизни, активно применяемые для анализа циклически повторяющихся избирательных процессов и кампаний, а также для прогнозирования результатов выборов парламент.

МЕТРОПОЛИЯ (гр. metropolis < met« мать + polls город) — 1) государств владеющее колониями; 2) в Древней Греции — название города-государства по отношению к основанным им поселениям в чужих землях.

МИГРАЦИЯ (< лат. migratio переселение) — территориальное перемещение каких-л. групп населения.

МИЛИТАРИЗМ (фр. militarisme < лат. militaris военный) — политика, ориентированная на военные средства в решении внешних и внутренних проблем.

МИЛЛИ МЕДЖЛИС — однопалатный парламент Республики Азербайджан.

МИЛЛС (Mills) Чарлз Райт (1916— 1962) — американский социолог, один из главных вдохновителей движения «новых левых». По идейным воззрениям близок к неомарксизму. В противовес марксизму выдвинул концепцию «властвующей элиты». М. полагал, что захват «правящим классом» контроля над важнейшими областями жизни является главной причиной упадка демократии. М. верил в самостоятельную роль интеллигенции и видел в радикальном слое силу, способную низвергнуть господство «властвующей элиты» — союз промышленной, политической и военно-бюрократической элит.

Основная работа: «Властвующая элита» (1957).

МИЛЛЬ (Mill) Джон Стюарт (1806— 1873) — английский философ-утилитарист, экономист, политический мыслитель, государственный деятель (член Палаты общин английского парламента), один из основателей идеологии либерализма.

Свобода индивида — та «командная высота», с которой М. рассматривает ключевые для себя политические и правовые проблемы. Их перечень традиционен для либерализма: предпосылки и содержание свободы человеческой личности, свобода, порядок и прогресс, оптимальный политический строй и т.д.

Индивидуальная свобода, по мнению М., означает абсолютную независимость человека в сфере тех действий, которые прямо касаются только его самого. В качестве граней индивидуальной свободы М, выделяет следующие моменты: свобода мысли и мнения, свобода действовать сообща с др. индивидами, свобода выбора и преследования жизненных целей и самостоятельное устроение личной судьбы.

Свобода индивида, частного лица первична по отношению к политическим структурам и их функционированию. Это решающее, по М., обстоятельство ставит государство в зависимость от воли и умения людей создавать и налаживать цивилизованное человеческое общежитие. Государственность такова, каково общество в целом, и посему оно в первую очередь ответственно за состояние последнего. Главное условие существования достойного государства — самосовершенствование народа, высокие качества людей, членов того общества, для которого предназначается государство.

Представительное правление рассматривается М. как средство смягчения классовых противоречий, средство установления порядка и справедливости. Чтобы избавиться от большинства, подавляющего меньшинство, М. предлагает систему пропорционального представительства, а чтобы избавиться от подавления невеждами образованных людей — систему подачи голоса последними в нескольких избирательных округах. Все остальные должны иметь один голос. Т.о. М. пытался уравновесить два обстоятельства: широкое участие избирателей в выборах и сохранение влияния интеллектуальной, просвещенной элиты.

Основные работы: «О свободе» (1855), «Представительное правление» (1861).

МИНИСТР БЕЗ ПОРТФЕЛЯ — должностное лицо — член правительства, не руководящий министерством, но выполняющий отдельные поручения премьер-министра, имеющий право решающего голоса на заседаниях правительства.

МИРОВОЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО — государственные территории всех стран мира вместе с международными проливами, открытым морем и Антарктидой. Это пространство, в свою очередь, подразделяют на геостратегические регионы.

Важную роль в формировании геополитического пространства играют т.н. геостратегические линии. Под ними понимают оси, вокруг которых идет процесс геополитического структурирования и организации пространства в определенном регионе. В качестве таких линий обычно выступают: сухопутные и морские коммуникации (железные и шоссейные дороги, морские и океанские пути движения судов и т.п.); направления распространения культур, религий, идеологий; линии сотрудничества или соперничества между государствами.

МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО — понятие, призванное отразить общность целей и деятельности сосуществующих в мире государств перед лицом глобальных проблем цивилизации. В основе М.с. лежит принцип суверенного равенства всех государств. Универсальной организацией, представляющей М.с., является Организация Объединенных Наций (ООН).

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — концептуально выраженная система взглядов человека на мир, на себя и на свое место в мире.

МИРОТВОРЧЕСТВО — 1) социально-психологическая позиция личное имеющая целью установление максимально бесконфликтных отношений обществе; наиболее законченную иде логическую форму М. получило в идеологии пацифизма. 2) во внешнеполической деятельности — мирные инициативы государств, политических и государственных деятелей и др. по мирном урегулированию международных конфликтов.

МИССИЯ (лат. missio < mittere пось лать) — 1) представители государств направленные в др. государство с кой-л. специальной целью; 2) постоянное дипломатическое представительство одного государства в другом, во главе которого (в отличие от посольств стоит посланник; 3) миссионерская организация; 4) ответственное поручение] задание.

МИСТИФИКАЦИЯ (гр. mystes посвященный в тайну, знающий таинства лат. facere делать) — обман, намеренное введение кого-л. в заблуждение.

МИТИНГ (англ, meeting) — массовое собрание для обсуждения политических и др. актуальных проблем текущей жизни, для выражения протеста или ее солидарности, в поддержку каких-либо требований.

МИФ ПОЛИТИЧЕСКИЙ (< гр. myth слово, сказание, предание) — статичный образ, опирающийся на верования и позволяющий упорядочить приводящие в смятение факты и события, структурировать видение коллективного настоящего и будущего. При исследовании М.п. чаще всего используют методологический подход К. Юнга, согласно которому миф интерпретируется

проекция коллективного бессознательного (архетипов) на некоторые реальные объекты. М.п. — это реакция на невозможность рационально объяснить происходящие радикальные изменения. Наиболее распространенными М.п. являются: миф о заговоре, о золотом веке, о герое-спасителе, о единстве.

МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Константинович (1842—1904) —литературный критик и публицист, теоретик народничества, один из создателей субъективного метода в социологии.

М. понимал значение политической борьбы шире и точнее, чем многие народники, ограничившиеся «дезорганизацией правительства» путем индивидуального террора. М. не отвергал террор, он настаивал на более гибкой и разнообразной тактике, указывал на необходимость практических союзов, хотя бы случайных и временных, с др. противниками самодержавного деспотизма, напр., с либералами. Он требовал созыва Земского собора и установления конституционного строя.

Считая, что поступательное движение вперед возможно только при всестороннем развитии личности, М., как и П. Лавров, отстаивал «право вмешательства в ход жизни» ради устранения всего, что «безнравственно, несправедливо, вредно, неразумно». Но, в отличие от революционеров, М. хотел сначала перевоспитать человека и развить отношения «труда и собственности, которые уже существуют в наличности, но в крайне грубом первобытном виде». В революционных потенциях крестьянства он сильно сомневался, так же, как и в его социалистических инстинктах. М. не отрицал значения революций в истории человечества, но возможность революционного взрыва представлялась ему гораздо более опасной для накопленных

богатств цивилизации, вековых традиций прошлого, существования самого человека как сознательно созидающей личности, чем постепенное, хотя и медленное, преодоление «раздробления целостности личности».

Свои надежды М. возлагал на деятельность прогрессивно настроенного меньшинства, интеллигенции. За ней он оставлял право «свободного выбора деятельности», изменения самого хода общественного развития.

В конце 70-х гг. М. приходит к выводу, что осуществление социалистических идеалов невозможно без коренного преобразования политического строя страны. В знаменитых «Политических письмах социалиста» (1880) М., упрекая революционных народников в теоретической и политической непоследовательности, требовал перехода от абстрактной «социальности» к конкретной политике. Весь смысл современного момента, убеждал М. революционных народников, заключается в том, что создалась редкая возможность политическими средствами повалить самодержавие и воспрепятствовать развитию капитализма в России.

Социалисты-революционеры считали М. одним из основателей их партии.

МИХЕЛЬС (Michels) Роберт (1876—1936) — немецкий политолог, один из основателей партологии. Известность ученому принесло исследование «Политические партии: социологическое исследование олигархических тенденций современной демократии» (1911). Анализируя социальные отношения, М. пришел к выводу о невозможности прямой демократии, прямого господства масс. Следствием этого является делегирование от масс отдельных членов в специальные органы для выражения и защиты интересов. С появлением партий, представительных органов власти и др. возникают первые признаки олигархизации — отрыв властвующей верхушки от масс и превращение ее в замкнутую касту.

М. указывает на три главные причины, способствующие олигархизации. Первая — узкая специализация в управлении, которая препятствует контролю за управляющими. Эта специализация, усложнение управления растут вместе с расширением организации. Вторая причина состоит в психологических свойствах самой массы — политической индифферентности, паническом страхе и тяге к сильной власти, чувстве благодарности вождю и т.п. Перечисленные свойства создают тягу к сильной власти и к подчинению ей. Третье условие олигархизации — харизматические качества самого вождя, его способность навязывать свою волю подвластным. Совокупность причин и методов возникновения олигархической власти в любой организации М. назвал «железным законом олигархизации».

МНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ — совокупность массовых представлений о мире, обществе и различных его сферах, в которых отражается отношение (оценка) больших социальных групп, народа в целом к актуальным явлениям, представляющим общественный интерес.

МНОГОПАРТИЙНОСТЬ — один из основных конституционных принципов организации политической жизни в современных демократических государствах, являющийся выражением более общего принципа политического и идеологического плюрализма. В РФ принцип М. впервые провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР (1990) и закреплен в КОНСТИТУЦИИ РФ (1993). Юридически принцип М. означает, что государство признает и гарантирует право граждан приподняться в соответствии со своими политическими воззрениями в политических партии, равенство всех политических партий перед законом, свободу их деятельности. Принцип М. не исключает права компетентных государственных органов в установленном законом порядке запрещать и распускать политические партии, проповедующие национальную, расовую, религиозную или с социальную нетерпимость, насильствен мое свержение законных органов государственной власти или иным образе нарушающие действующее законодательство. От юридической (формальной) М. следует отличать реальную , Последняя выражается в существовании в конкретном государстве развито и эффективной системы партий, представляющих весь спектр социальных политических интересов.

МОБИЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

привлечение политическим лидером группой или правительством материальных или людских ресурсов для форсированного достижения поставленных целей. М.п. обычно связана с мобилизованным политическим участием.

МОБИЛИЗОВАННОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ — политическая деятельность индивидов, имеющая принудительный характер. Стимулами политической активности становятся административное принуждение, традиций страх и т.п. М.п.у. направлено на поддержку политической системы, целью является демонстрация преданности правящей элите, всенародной единства и одобрения проводимой поли тики. Мобилизационный тип участи

доминирует в тоталитарных и авторитарных режимах.

МОБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ — переходы людей из одних социальных групп и слоев в др. (социальные перемещения), а также их продвижение к уровням с более высоким престижем, доходом и властью (социальное восхождение), либо движение к более низким иерархическим позициям (социальное нисхождение, деградация). Различают групповую и индивидуальную формы М.с.

МОДЕЛИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ — 1) системная — характеризуется формированием позитивного отношения к власти, правовому порядку, традиционным институтам. Важнейшими агентурами социализации являются школа и семья, а также окружение личности, ее сверстники;2)геге-монистская — формирует молодежь, враждебно настроенную против любой социальной и политической системы, кроме «своей». Ведущими агентурами в этой модели являются средства массовой информации; 3) плюралистическая — формирование представлений граждан о своих политических интересах, желания участвовать в их реализации, высокого уровня гражданской активности. В результате граждане становятся привержены определенным политическим группам и могут их свободно менять в зависимости от результатов политики и степени реализации своих интересов. Агентурами являются школа, родители, средства массовой информации, партии и группы интересов; 4 (конфликтная — сводится к формированию лояльности к определенной группе и готовности поддержать ее в борьбе против других групп. Агентурами социализации являются органы пропаганды и

агитации, представляющие интересы группы.

Первая модель социализации в большей степени характерна для англо-американской культуры. Вторая — для стран незападной цивилизации. Третья — присуща континентально-европейской культуре. И, наконец, последняя модель характерна для закрытых (авторитарных) политических систем.

МОДЕРНИЗАЦИЯ (< фр. moderne современный) — процесс перехода от традиционного общества к индустриальному (современному).

В экономике важнейшими факторами М. являются расширение индустриальных технологий, основанных на использовании капитала и научного знания, широком освоении природных ресурсов, расширении вторичного (переработка, торговля) и третичного (услуги) секторов хозяйства, развитие рынков товаров, капиталов и труда; в социальной сфере — ослабление прежних предписанных (аскриптивных) типов социальности и расширение сферы новых целерациональных связей, основанных на профессиональных или рыночных критериях, что сопровождается ростом дифференциации, в особенности классовой и имущественной, разделением деятельности на производственную, политическую и общественную; в сфере политики — образование централизованных национальных государств, в рамках которых формируются различные социально-политические движения и группы, отстаивающие свои интересы; в культурной сфере — дифференциация духовных систем ~и ценностных ориентации, секуляризация и плюрализация общественного сознания и образования, распространение грамотности, формирование национальной культуры и языка, многообразие идеологических течений, развитие средств массовой информации и коммуникации.

Выделяются следующие типы М.: 1) «первичная» (Западная Европа, США, Канада) охватывает эпоху первой промышленной революции, разрушения традиционных наследственных привилегий и провозглашения равных гражданских прав, демократизации и т.д.; 2) «вторичная», М. «вдогонку» (Россия, Бразилия, Турция и др.), ее основным фактором выступают социокультурные контакты отставших в своем развитии стран с уже существующими центрами индустриальной культуры.

Логика «первичной» М.: сначала М. в духовно-идеологической сфере (Возрождение, Реформация, Просвещение), затем трансформировалась экономика, т.е. вызревали реальные интересы в обществе, и произошла дифференциация форм собственности; в результате образовывалась некая горизонтальная структура — гражданское общество, и тогда уже осуществлялось изменение политической системы, закрепление в ней представительства реальных социальных интересов.

«Вторичная», «догоняющая» М. предполагает, что одни элементы общества «убежали» вперед, более или менее соответствуют развитию в передовых странах, а другие — еще не «вызрели», отстают в своем развитии или вовсе отсутствуют. Развитие общества при «вторичной» М. напоминает «движение квадратного колеса». Варьируются в разных странах лишь систематичность «встрясок», глубина «ухабов» да скорость движения. «Движение квадратного колеса» — удачный образ циклического процесса «догоняющей» М., когда чередуются эволюционные и революционные начала. Колесо со скрипом переваливается через ре между гранями, а затем замирает новой грани — период бурного, весьма неравномерного развития распространяется стагнацией или медленной эволюцией в ранее выбранном направлении. Одна из сложных проблем, которые возникали при таком переворачивании граней, заключалась в том, социальная структура общества, плохо приспособленная к резким встряскам все же должна была приспосабливаться к переменам. И успех М. в этом случае зависел от эффективности государственно-политических институтов, которые могли бы адекватно реагировать на изменения и амортизировать от государственно-правовой сие мы, партий и движений, практики непосредственных контактов руководители страны с бизнесом, интеллектуалам народом, от вооруженных сил, среде массовой информации и т.д.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ИМИТАЦИОННАЯ

разновидность модернизации, характеризуемая несогласованным, дистамоничным, внутренне противоречив сочетанием трех компонентов: 1) современных черт в отдельных областях, с общественной жизни; 2) традиционно демократических характеристик в t гихдр. областях; 3) всего того, что облачали в изысканные одежды, призванные имитировать современную западную действительность. Термин «M.H, применяется для характеристики процесса модернизации в СССР (30-80-е гг.)

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

изменение политической системы процессе перехода от традиционного) современному обществу.

Суть теории М.п. — в описании характера и направлений перехода от традиционного к современному обществу в результате научно-технического прогресса, социально-структурных изменений, преобразования нормативных и ценностных систем. Можно выделить два основных этапа развития теории М.п.: 1) в 50—60-е гг. XX в. модернизация понималась как вестернизация, т.е. копирование западных устоев во всех областях жизни; в этот период господствовала идея однолинейного развития: одни страны отстают от других, но в целом они движутся по одному пути модернизации; политическая модернизация воспринималась, во-первых, как демократизация развивающихся стран по западному образцу, во-вторых, как условие и; следствие успешного социально-экономического роста стран «третьего мира» и, в-третьих, как результат их активного сотрудничества с развитыми государствами Западной Европы и США; 2) в 70—90-е-гг. связь между модернизацией и развитием была пересмотрена: первая стала рассматриваться не как условие второго, а как его функция; приоритетной целью было названо изменение социально-экономических и политических структур, которое могло проводиться и вне западной демократической модели; появляются концепции «частичной модернизации», «тупиковой модернизации», «кризисного синдрома модернизации»; более детально стали исследоваться конкретные политические процессы с учетом специфических исторических и национальных условий, культурного своеобразия различных стран.

М.п. характеризуется: созданием дифференцированной политической структуры с высокой специализацией ролей и институтов; территориальным и функциональным расширением области центрального законодательства, администрации и политической активности; постоянным расширением включенности в политическую жизнь социальных групп и интересов; возникновением и быстрым увеличением рациональной политической бюрократии; ослаблением традиционных элит и их легитимации; заменой традиционных элит модернизаторскими и др.

М.п. как и модернизация вообще, наталкивается на свои препятствия и ловушки. Наиболее распространенными из них являются: националистическая политика, крайности технократизма, игнорирующего социальные нужды общества, и популизма, приносящего в жертву социальной политике эффективность экономического развития; неспособность или нежелание политической власти распространить импульс модернизации (и плоды ее) с элитарного на массовый уровень; неглубокое, механическое восприятие современных политических ценностей и норм при фактическом доминировании традиционной политической культуры.

Политическое развитие в России на современном этапе имеет амбивалентный характер, одновременно модернизаторский и антимодернизаторский. Первая тенденция находит свое проявление в расширении включения в политическую жизнь социальных групп и индивидов, в ослаблении традиционной политической элиты и упадке ее легитимности. Вторая тенденция выражается в специфической форме осуществления модернизации. Эта специфика проявляется в авторитарных методах деятельности и менталитете политической элиты, позволяющих только одностороннее — сверху вниз — движение команд при закрытом характере принятия решений. Политический режим в России представляет собой разновидность гибридизации, основанную на сочетании демократических институтов, норм и ценностей с авторитарными (см. Делегативная демократия).

Модернизация практически никогда не сопровождается стабилизацией имеющихся политических структур. Ослабление легитимности, лихорадочные поиски властью дополнительной социальной и международной поддержки — явления, типичные для переходного периода. Российская модернизация наталкивается на множество помех политического патернализма и клиентелизм на пути не только роста уровня политического участия, но и развития системы в более широком социально-историческом смысле. Слабость инфраструктуры гражданского общества и отсутствие каналов самовыражения отдельных слоев компенсируются в России формированием множества элитных групп. Вместо развитого общественного плюрализма быстрыми темпами оформляется элитный корпоративизм.

Перспективы М.п. будут определяться способностью режима решить следующие четыре группы проблем, имеющих как общий, так и специфически российский характер: выведение из-под политического контроля преобладающей части экономических ресурсов; создание открытой социальной структуры путем преодоления жесткой территориальной и профессиональной закрепленности людей; формирование политических институтов и культуры, обеспечивающих взаимную безопасность открытого политического соперничества различных сил в борьбе за власть; создание эффективной системы местного самоуправления и федеральной системы управления, способных стать реальной альтернативой традиционному бюрократическому централизму.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЧАСТИЧНАЯ — стадия при переходе от традиционных обществ к современным. Как показывает мировой опыт, переходные общества могут застревать на стадии М.ч когда традиционность и рациональность как принципиально противоположные способы поведенческой ориентации человека и общества, от которых зависит формирование экономических, технических, административных навыков и соответствующих организационных структур, институционализируют в рамках одного и того же общества. Дельные традиционные институты отнюдь не являются неизбежным препятствием модернизации, а наоборот, свидетельствует опыт многих стран могут способствовать успешному политическому развитию. Однако внедрен в готовых образцов, произведенных модернизированным миром, в социальный исторический контекст общества, не успевшего модернизироваться за внутренних процессов, ведет к сопутствованию старого и нового, появившегося вследствие реформ. В результате происходит наложение типологичесих разнородных конфликтов, что вызывает их взаимное обострение. Внедренные новый контекст элементы модернизированного общества перестают функционировать в нем как рациональные,, в то же время немодернизированных элементы не могут, функционировать как традиционные. Симбиоз оказывается неплодотворным.

МОДУС ВИВЕНДИ (лат. modus vendi) — условия, делающие возможными хотя бы временные нормальные мирные отношения между двумя сторонами, когда при существующих o6cтоятельствах невозможно достижение постоянного или длительного соглашения

МОНАРХ (гр. monarches < monos од + archos правитель) — глава государства, осуществляющий власть единолично. За редким исключением власть М. является пожизненной и передается по наследству. В разных странах М. носит различные названия: король — в Великобритании, Испании, Дании, Швеции, Бельгии; султан — в Малайзии, Брунее, Омане; эмир — в Кувейте, ОАЭ; великий герцог — в Люксембурге; князь — в Лихтенштейне.

МОНАРХИЯ (< гр. monarchia единовластие) — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке наследования престола.

В современном мире сохраняются два исторических типа М. — абсолютная и конституционная. В свою очередь конституционная М. существует в двух видах(статистическая и парламентская М.).

Особая разновидность М. — выборная (избирательная), сочетающая элементы М. и республики (Малайзия). Глава малайзийской федерации является монархом, но он получает свою власть не в порядке престолонаследия, а избирается сроком на пять лет (в порядке очередности) Советом правителей, состоящим из правителей входящих в федерацию девяти монархических государств.

МОНАРХИЯ АБСОЛЮТНАЯ — разновидность монархической формы правления, характеризующаяся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха. Он осуществляет исполнительную власть совместно с правительством, а законодательную — при помощи разного рода

законосовещательных органов (назначаемых или выборных). В настоящее время в мире сохраняются восемь М.а.: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовская Аравия.

МОНАРХИЯ ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ — один из двух видов конституционной монархии, наряду с парламентской. Является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентской. При М.д. власть монарха ограничена конституцией, но монарх и формально (т.е. в силу конституционных норм), и фактически (в силу слабости, неразвитости демократических институтов) сохраняет обширные властные полномочия. Так, при М.д. правительство несет двойную ответственность формально перед монархом и парламентом, но реально подчиняется воле монарха. Монарх имеет право назначения в нижнюю палату парламента, право роспуска парламента и право вето. В настоящее время М.д. существует в Марокко, Иордании, Таиланде, Непале.

МОНАРХИЯ КОНСТИТУЦИОННАЯ — особая разновидность монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган — парламент и независимые суды. М.к. впервые возникла в Великобритании в конце XVII в. в результате буржуазной революции. В современном мире М.к. существует в двух видах: дуалистическая монархия и парламентская монархия.

МОНАРХИЯ ПАРЛАМЕНТСКАЯ

один из двух видов конституционной монархии (наряду с дуалистической). Характеризуется тем, что монарх чисто

номинально выполняет свои функции. Даже если конституция наделяет его большими полномочиями (как, напр., в Нидерландах, Дании), он в силу конституционно-правового обычая не может ими самостоятельно воспользоваться. Все исходящие от монарха акты нуждаются в официальном одобрении министров (см. Контрасигнатура). В ряде М.п. (Япония, Швеция) монарх по конституции даже формально не имеет .сколько-нибудь значительных полномочий. Правительство при М.п. формально и фактически ответственно перед парламентом, которому в соответствии с конституцией принадлежит формальное верховенство среди др. органов государства.

МОНДИАЛИЗМ (< фр. monde мир) — концепция, обосновывающая необходимость и пути создания всемирного государства. Общественное течение мондиалистов сформировало в 1949 в Париже свой первый институт — Международную регистрацию граждан мира (IRWC).

Сторонники данного подхода полагают, что для решения глобальных проблем необходима «сознательная и по: степенная» передача власти от суверенных государств к глобальным структурам управления мировым сообществом. В отношении формирования этих структур существует несколько точек зрения.

В 70-е — первой половине 80-х гг. в глобалистике был распространен радикальный подход, приверженцы которого полагали, что скоро наступит «эпоха паралича национальных государств» как основных субъектов международных отношений. В данной связи поиски решения глобальных проблем связывались с избранием всемирного парламента, который мог бы создать мировое правительство. Однако образование значительного числа новых независимых государств, стремление многих наци* народностей к созданию суверенных национально-государственных образований показали, что предсказания роли государства как основного субъекта мировой политики не находит подтверждения на практике. По оценкам Лондонского института стратегических исследований, около 300 этатических групп в разных странах до- вольны своим положением и стремя к созданию своих государств с изменением существующих границ, поз XXI в. может оказаться «столетием всеместных этнических конфликтов».

В настоящее время М. в глобалистике проявляется в более умеренных, явных формах. Речь идет о необходимости наделения большей власти международных организаций и иностранных товарищей в целях достижения прогресса в решении глобальных проблем. Планы создания всемирного государства отодвигаются на неопределенно далекий срок.

МОНИТОРИНГ ПОЛИТИЧЕСКИЙ.

monitor надзирающий, напоминающий) — постоянное отслеживание оценка политической ситуации процесса. Целью мониторинга является изучение динамики данного фона для более эффективного управления.

МОНОТЕИЗМ (< гр. monos единственный + theos Бог) — учение о един« персонифицированном Боге.

МОНТЕСКЬЕ (Montesquieu) Шар

Луи (1689— 1755) — французский философ-просветитель.

М. известен как основатель теории разделения властей. Эта теория происходит из идеи смешанного правления которую разрабатывали еще Аристотель и Цицерон. Впервые идея разделения властей нашла свое практическое воплощение в Англии в период правления Кромвеля. Анализируя британскую политическую систему, где в ходе естественного развития был создан механизм разделения властей, М. теоретически осмыслил его. Т.к. политической властью, подчеркивал М., всегда злоупотребляют, что вытекает из природы человека, верховенство права может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную, с тем чтобы они могли взаимно сдерживать друг друга. Цель такого разделения — гарантия безопасности граждан от произвола и злоупотребления властей, обеспечение политической свободы, которую мыслитель определяет как «право делать все, , что дозволено законом».

Политическим идеалом М. было государство умеренного правления — демократия, аристократия, монархия, — которые характеризуются господством законов.

М. считается основателем школы географического детерминизма в политологии и социологии. По его мнению, климат, почва, ландшафт и размеры страны определяют дух народа и характер общественного развития в целом. Так, он утверждал, что «республика по своей природе требует небольшой территории, иначе она не удержится», а в жарких странах климат способствует установлению деспотической формы правления.

Идеи М. оказали значительное влияние на разработку политических программ в ходе Французской революции; он почитался «вождем законодателей» в Европе, пользовался авторитетом у правителей, в частности у Екатерины II; критика русского деспотизма использовалась А.Н.Радищевым, декабриста-

ми, П.Я.Чаадаевым, русскими либералами.

Основные работы: «Персидские письма» (1721), «О духе законов» (1748).

MOP (More) Томас (1478—1535) — английский гуманист, государственный деятель, основоположник утопического социализма,

В работе «Золотая книга столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516) М. описывает Утопию — вымышленный остров, на котором находится идеальное государство. В нем отсутствует частная собственность, причина всех бедствий народа, обобществлены производство и быт людей. Труд является обязанностью для всех жителей государства, а распределение его результатов осуществляется по потребности. Труд и быт утопийцев носят принудительный характер. Так, каждый из них был обязан отработать два года в деревне, запрещались существенные различия в одежде и жилье, свободные передвижения и т.д. Государственная власть организована на демократических началах: все должности выборные, причем сроком на один год. Верховный правитель избирается пожизненно.

М. из-за религиозных противоречий с королем был казнен, а в 1935 канонизирован как веротерпимей. Введенное М. слово «утопия» стало нарицательным, им обозначаются идеи и проекты будущего строя без указания путей его осуществления или же в принципе неосуществимые.

МОРАЛЬ В ПОЛИТИКЕ — воплощение в политике и ее мотивации моральных норм и ценностей: добра, справедливости, долга и т.д. По вопросу о возможности нравственной политики в мировой общественно-политической мыс-

ли существуют различные точки зрения: 1) сторонник морализаторского подхода Г.Мабли называл политику общественной моралью, а мораль — частной политикой. Хорошая политика, по Мабли, не отличается от здоровой нравственности. Ж-Ж.Руссо призывал к соединению политики и морали: кто захочет изучать отдельно политику и мораль, тот ничего не поймет ни в той, ни в другой, и все, что является нравственным злом, является злом и в политике. По мнению Т. Джефферсона, искусство управления состоит в искусстве быть честным; 2) по Н. Макиавелли, политика и нравственность несовместимы. Мораль — сфера вечного, она регулирует индивидуальные отношения людей посредством добровольного соблюдения ими определенных правил; в политике же господствует целесообразность, в ней выражаются интересы различных социальных групп. «В политике нет морали, а есть только интересы»; 3) политика может быть нравственной или безнравственной в зависимости от обстоятельств. М.Вебер «примирял» мораль и политику путем разделения сфер их действия: до принятия политического решения политик может следовать своим идейным убеждениям и нравственным принципам, но при принятии решения он должен думать о его последствиях и результатах, учитывая реальные обстоятельства («этика убеждений» и «этика ответственности»).

МОРАТОРИЙ (< лат. moratorium замедляющий, отсрочивающий) — отсрочка исполнения государством своих международных обязательств, в частности по договорам, как правило, на определенный срок или до окончания войны, стихийных бедствий или др. чрезвычайных событий. Термин «М.» нередко употребляется и для обозначения отказа государства от совершения каких-либо, происшествий (напр., М. на проведение ядер испытаний ).

МОРГЕНТАУ (Morgenthau) Ганс (1914-1982) — классик американской постсоциалистической науки в области международных отношений, один из отцов — нователей школы «политического лизма». Его видение внешнего мира закономерностей, им управляющих, ( специализируется на трех постулатах: основным субъектом международных отношений)является национальное государств! выражающее свои интересы в категориях силы (т.е. они обусловлены то силой, которой он обладает); следствием этого, внутренней пружиной, двигающей международные отношения, становится борьба государств за максимализацию своего влияния во внешне среде; оптимальным ее состоянием : производится международное регионально равновесие сил, предупреждающее образование национальной или коалиционной мощи, превосходящей существующие государства и их коалиции, что достигается политикой баланса сил. Эти идеи в наиболее систематизированной виде были изложены М. в его фундаментальном труде «Международная политика», изданном в США в 194 и переизданном более 20 раз., важно отметить стремление М. обосновать мысль о том, что в основе теории международной политики лежат законы политического поведения, корни которого следует искать в самой человеческой природе.

МОСКА (Mosca) Гаэтано (1853-1941) — итальянский экономист, социолог и политолог, один из основоположников элитистского направления в политологии.

М. принадлежит заслуга создания и разработки концепции господствующего политического класса, которую он впервые изложил в «Теории правления и парламентского правления»,а затем в книге «Правящий класс» (1896) и двухтомном труде «Основы политической науки» [т. 1 (1896); т. 2 (1923)]. Изучая как историю, так и современное ему общество, М. пришел к выводу, что власть в обществе осуществляется особым организованным меньшинством. Это организованное меньшинство он называл политическим классом. Осуществление власти в обществе во многом зависит от способа сохранения и воспроизводства политического класса.

Анализируя структуру и динамику правящего класса, М. отметил две присущие ему тенденции: аристократическую и демократическую. Первая проявляется в том, что стоящие у кормила власти стремятся всячески закрепить свое господство и передать власть по наследству. Наблюдается, по выражению М., «кристаллизация» правящего класса, определенная застылость форм и методов управления, окостенелость и консерватизм. Обновление элиты при этом происходит крайне медленно. Вторая тенденция наблюдается тогда, когда в обществе происходят изменения в соотношении политических сил. Находящиеся у власти отчасти утрачивают свое значение, и тогда изменения в составе правящего класса происходят путем пополнения его рядов наиболее способными к управлению и активными представителями низших слоев общества. Т.о., М. выделяет три способа, с помощью которых правящий класс закрепляет и обновляет себя: наследование власти, выбор политического руководства и кооптацию. Любой политический класс, считал М., стремится к сохранению и воспроизводству своей власти

путем наследования. Однако в обществе всегда есть др. политические силы, которые стремятся к власти, используя для этого систему выборов. Политические симпатии М. склонялись к обществу, где два указанных способа обновления политического класса уравновешивают друг друга.

«МОСКВА — ТРЕТИЙ РИМ» — политическая теория XV—XVI вв., обосновавшая историческое значение столицы Русского государства — Москвы как всемирного политического и культурного центра. Московские цари провозглашались преемниками римских и византийских императоров. Впервые сформулирована в письмах старца Филофея (ок.1465—1542) из псковского Спасо-Елизарова монастыря великому князю московскому Василию III (1510).

МОТИВ ВЛАСТИ — психологическая потребность, определяющая стремление к власти.

М.в. сводится к потребности в доминировании, влиянии, в ощущении своего могущества и превосходства. Д.МакКлелланд выделял социоцентрическую мотивацию и эгоцентрическую. В первом случае М.в. направлен на удовлетворение социально значимых интересов и достижение социально значимых целей. Лица с доминирующим социоцентрическим М.в. охотно вступают в контакты с другими, участвуют в деятельности различных организаций, при осуществлении власти могут выражать сомнения относительно собственных принимаемых решений. Во втором случае — М.в. связан с удовлетворением собственных потребностей (материальных, в безопасности, самоутверждении, самовыражении, контроле над событиями и. людьми) субъекта власти.

В структуре потребностей политических лидеров ни один из мотивов не играет такой роли как «воля к власти». Своеобразными критериями властной мотивации служат: нежелание субъекта власти разделять с кем-л. потенциальную или реальную власть, нежелание получать советы и прислушиваться к ним, нежелание информировать кого-либо относительно своих действий и намерений, ярко выраженное желание навязывать свой контроль др. лицам и органам.

МОТИВАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ (< фр. motiver обосновывать) — процесс побуждения политического поведения субъекта. Изучается в политической психологии и социологии (см. Мотив власти).

МУНИЦИПАЛИТЕТ (нем. Munizipalitat < лат. municipium самоуправляющаяся община) — в ряде стран выборный орган местного управления и самоуправления. В некоторых странах муниципальным именуется лишь городское управление (напр., в США и Великобритании). Отличительными чертами органов этого управления являются их выборность и сравнительная самостоятельность в руководстве делами местного значения (наличие собственного исполнительного аппарата, материальной базы в виде муниципальной собственности, права устанавливать и взимать налоги, издавать нормативные акты). Выборные члены муниципальных советов, как правило, не связаны наказами избирателей и не обязаны отчитываться перед ними (право отзыва выборных должностных лиц муниципалитета существует в 26 штатах США и Японии). В большинстве стран муниципальные советы по закону возглавляют муниципальный аппарат управления. К его ведению относится принятие местного бюджета, издание нормативных аи и др. Исполнительный аппарат муниципального управления состоит из административных органов общей компетенции (коллегиальные исполнительные органы, мэры, управляющие) и органов отраслевой и специальной компетенции (департаменты, комитеты, инспектуры и т.д.).

МУРАВЬЕВ Никита Михайлов»

(1796—1843) — один из идеологов,! организаторов Северного общества декабристов, капитан гвардии.

Свою политическую программу изложил в трех проектах Конституций. При их составлении М. изучал конституции американских штатов, декларации и конституции революционной Франции и постарался примени их революционные принципы к русской действительности.

Проект конституции М. провозглашал в России конституционную монархию. Император оставлялся в качеств «верховного чиновника» российской правительства. Ни изменять, ни отменять законы, а равно как и присваивать себе функции законодательной власти он не может. Но полномочия его вольно значительны: он облечен все полнотой верховной исполнительно власти, является верховным начальником сухопутных и морских сил, назначает и смещает министров, главнокомандующих армиями и флотами, представляет Россию в переговорах с иностранными державами и назначает посланников. Вся деятельность император контролируется представительным органом.

Верховным органом законодательной власти по конституции М. должно было стать Народное вече. Оно состояло из двух палат: верхняя палата носила название Верховной думы, нижняя называлась Палатой народных представителей. Кроме основной (законодательной) работы, в компетенцию Верховной думы должен был входить суд над министрами, верховными судьями и прочими сановниками в случае обвинения их народными представителями. Совместно с императором Дума заключает мир, назначает судей верховных судебных мест, главнокомандующих сухопутными и морскими силами, корпусных командиров, начальников эскадр и блюстителя (генерал-прокурора). Каждые два года предполагалось переизбирать одну треть членов Верховной думы.

Конституция М. характеризовалась высоким имущественным цензом: только земельный собственник или владелец капитала имел право в полной мере участвовать в политической жизни страны, избирать и быть избранным. Лица, не имеющие движимого или недвижимого имущества на определенную сумму, не могли участвовать в выборах. Женщины по конституции М., как и по конституции П.Пестеля, были лишены избирательного права. Кроме того, М. намерен был ввести образовательный ценз для граждан Российского государства. Избирательные- права получали лица, достигшие 21 года.

Большим новшеством явилось провозглашение в проекте М. необходимости федерального (или союзного) правления. Россия представлялась федерацией из 13 держав и двух областей (Московской и Донской). По проекту М. все предусмотренные Конституцией гражданские и политические права устанавливаются немедленно. Проект Пестеля, предполагавший введение Верховного правления с Диктатором во главе, М. осуждал.

МЭДИСОН (Madison) Джеймс (1751 — 1836) — американский государственный деятель. В 1801 —1809 — государственный секретарь, с 1809 по 1817 — Президент США. М. внес значительный вклад в разработку идей республиканского правления в условиях США, системы «сдержек и противовесов».

МЭР (фр. maire, англ, mayor < лат. major больший, старший) — высшее должностное лицо в муниципалитетах США, Великобритании, Франции и ряде др. государств. В РФ должность М. введена в ряде городов (напр., в Москве)с 1991.

МЭРИЯ (фр. mairie) — 1) муниципальное управление; 2) здание, в котором помещается муниципальное управление; 3) название городской администрации в Москве.

НАРОД— в конституционном праве население определенной страны, выступающее как источник и носитель власти в государстве. Н. — более широкое понятие, чем «нация», понимаемая как общность большой группы людей на этнической основе (с учетом того, что в англоязычных странах термин «нация» (nation) адекватен термину «народ»). Даже в государствах, где подавляющее большинство Н. состоит из граждан одной нации, имеются, как правило, национальные меньшинства, не говоря уже о том, что многие государства многонациональны. Преамбула Конституции РФ (1993) говорит о многонациональном Н. Российской Федерации, соединенном общей судьбой на своей земле. В России свыше ста различных наций и народностей, этнических групп, но Н. ее составляет единое целое, он как таковой является носителем суверенитета и единоличным источником власти в России.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Политология










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.