Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Политология: Словарь-справочникОГЛАВЛЕНИЕИИДЕАЛ (фр. ideal < гр. idea идея, понятие, представление) — образец, высшая конечная цель стремлений, деятельности. ИДЕНТИФИКАЦИЯ (< лат. identificare отождествлять) — категория, отражающая процесс и результат эмоционального и иного самоотождествления индивида с др. человеком, группой, образцом или идеалом. В литературе по социологии и политологии под И. обычно понимают один из механизмов социализации личности, посредством, которого приобретаются или усваиваются нормы, идеалы, ценности, роли представителей тех социальных групп, к которым принадлежит данный индивид. ИДЕНТИЧНОСТЬ (< лат. identifico отождествление) — осознание личностью своей принадлежности к определенной группе, своего статуса и роли. ИДЕОКРАТИЯ (< гр. idea идея + kratos власть) — система авторитарного властвования, в котором консолидация осуществляется па основе некоего руководящего принципа, идеала или мировоззрения. Противоположностью И. является идеология — мыслепоклонство как идолопоклонство (Н. Ф. Федоров). Идеократические концепции распространились в русской политической мысли, акцентирующей внимание на роли духовности в обществе. По мнению русских мыслителей начала XX в., путь автономной морали и демократической политики привел к разрушению в человеческой душе вечных связей и вековых святынь. Для «восстановления святынь» П. И. Новгородцев, напр., предлагал поставить на место автономной морали теономную мораль, а демократию заменить агиократией (власть святынь). В качестве средства общественных преобразований предлагалось «благодатное просвещение». В евразийстве И. представала как система «идеалоправства». Идеология понималась не просто как инструмент власти, а как сама власть, предстающая в двух ипостасях: «идеи-правительницы» (основа власти) и «правящем отборе» — «демотическом правящем слое» (социальная почва власти). Иногда в переносном смысле И. называют государства, в основании которых лежит какая-л. монистическая идеология или система верований (напр., коммунизм). ИДЕОЛОГИЯ (гр. idea понятие, идея + logos учение) — система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности. В 1796 французский философ Д. де Траси впервые употребил термин «И.» для обозначения новой эмпирической науки об идеях. В мировой политологии сложились различные суждения об И. В марксизме, напр., этот термин используется в трех смыслах: 1) ложного, извращенного сознания; 2) вида теоретического сознания; 3) всей совокупности сознания определенного класса. По К. Марксу, И. включает широкий спектр духовных образований (религию, идеалистическую философию и т.д.) и служит средством подчинения трудящихся господствующим классам, которые монополизируют функцию идеологического производства. Попытку социологического исследования И. предпринял К .Маннгейм. Для него И. — способ понимания общественно-политических явлений правящим классом, признаваемый им единственно истинным. Ученый подчеркивает важную характеристику И. — ее систематизированность, а также способность сплачивать людей, аккумулировать их энергию для действия. В современной политологии И. чаще всего характеризуют как систему ценностей и предпочтений людей, вовлеченных в политическое действие (Д. Истон, М. Дюверже и др.). Несмотря на критические суждения об И., связанные с влиянием человеческих интересов на идеологическое сознание, отсутствием четкой границы между истинами и ценностями, многие современные И. претендуют на научность, представляя со-1 бой целостную, взаимосвязанную систему взглядов, идей, в которой выражается отношение к той или иной действительности, взгляды, интересы, цели, намерения, умонастроения людей, классов, партий, субъектов политики и власти тех или иных эпох, поколений, общественных движений, искусства, литер туры и т.д. ИДЕОЛОГИЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ - система идей, выражающая и защищающая интересы и ценности наций сфере государственной власти. И.н. выступает духовной основой национальных политических движений. ИДЕОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — специфическая форма политического сознания, система взглядов на власть, государственное устройство и способы урегулирования. Стремление различных групп общества воплотить свои интересы, предпочтения (социальные, экономические, национальные и т.д.) привел к возникновению различных по целям содержанию видов И.п. (либеральной консервативной, радикальной и т.п.) представлению о противоположности, борьбе идеологий. И.п. стали выступать как определенные доктрины, оправдывающие притязания какой-л. групп на власть, ее использование. Реальный «вес» И.п. зависит от степени ее влияния на общественное сознание. И.п. выполняет следующие функций 1) ориентационную, которая выражается в том, что, включая основополагающие представления об обществе, социальном прогрессе, личности и власти она задает систему смыслов и ориентаций человеческой деятельности; 2) мобилизационную, смысл которой заключается в том, что, предлагаемая идея более совершенного общества, И.п. выступают в качестве непосредственных мотивов политической деятельности и мобилизуют общество, социальные группы на их реализацию; 3) интегративную, состоящую в том, что, наделяя смыслом политическое действие в пределах предлагаемой фундаментальной картины мира, И.п. задают ему такую значимость, которая по своим масштабам превосходит любой индивидуальный или групповой интерес; И.п. противостоят частным интересам и тем самым выступают интегрирующим фактором; 4) амортизационную, способствующую ослаблению социальной напряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения; предлагаемые идеалы выступают в качестве вдохновляющих смыслов, заставляющих индивида, группу находить в себе силы после неудач, вновь стремиться к активным действиям по их реализации; 5) функцию выражения и защиты интересов определенной социальной группы, иными словами, И.п. могут возникать на основе интересов какой-л. социальной группы и призваны противопоставить их интересам др. групп; идеология, как правило, институционально оформлена в политических партиях, движениях, союзах, группировках; для этих институтов важной задачей является ориентация политического поведения граждан. Выделяются несколько уровней И.п.: 1) теоретический, концептуальный (наиболее абстрактный уровень, на котором раскрываются идеалы и ценности определенного класса, нации, государства, формируются основные положения применительно к главным сферам жизнедеятельности общества и человека); 2) программно-политический (на этом уровне происходит адаптация, перевод с языка социально-философских принципов на язык программ и лозунгов требований элиты или контрэлиты, формируется нормативная основа для принятия управленческих решений и политического поведения граждан; требования этого уровня — быть максимально доступными для возможно большего количества людей, ориентировать их на политические действия; 3) актуализированный, определяющий степень освоения идей, целей, принципов конкретной идеологии, ее влияния на практическую деятельность людей, их политическое поведение; именно этот уровень позволяет элите через изучение общественного мнения определять степень влиятельности, надежности И.п., которая выступает как организационная, регулятивная, контрольная система, направляющая жизнь человека и общества. ИДЕОЛОГИЯ РЕЛИГИОЗНАЯ — система идейных представлений, использующая религиозную догматику и наиболее общие представления о религиозном происхождении мира для обоснования и выдвижения политических требований (см. Католицизм, Православие, Протестантизм, Буддизм, Ислам). ИЕРАРХИЯ (гр. hierarchia < hieros священный + arche власть) — 1) расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему; 2) расположение служебных званий, чинов в порядке их подчинения. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ МНОГОМАНДАТНЫЙ — избирательный округ, в котором избирается несколько депутатов, причем избиратели голосуют за каждого из них персонально. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ ОДНОМАНДАТНЫЙ — избирательный округ, в котором избирается один депутат. ИЗОЛЯЦИОНИЗМ (фр. isolation отделение, обособление) — тип поведения политического субъекта, ориентированный на ограничение и свертывание его внешних связей и отношений. И. проявляется в торговых санкциях, ужесточении визового режима, информационной и военной блокаде, свертывании культурных контактов и т.д. ИЛЬИН Иван Александрович (1882— 1954) — крупнейший русский религиозный мыслитель. Основой политической доктрины И. является его учение о власти как многомерном явлении. Вслед за Гегелем мыслитель полагает, что «волевая сила» является родовым признаком, или сущностным началом власти. Политическую власть, считает И., от др. видов власти отличает то, что она является «правовой силой», т.е. социально сосредоточена и юридически организована. Свои представления о власти И. систематизирует в «аксиомах власти». Договорный и добровольный принцип отношений между государством и обществом, лежащий в основе политической философии И., предполагает определенную степень свободы общества и личности, распространяющуюся на творческую активность людей в любой из духовных сфер — научной, религиозной, художественной, от государства. Равенство по природе, равноценность и равноправие он называет «республиканским предрассудком», ибо люди от природы и в духе — не равны друг другу и уравнять их никогда не удастся. Качественное отличие одного человека от др. выражается И. в понятии «ранг». Задача правителя, считает повсюду находить «качественных людей, обладающих опытом, силою суждения, честностью, прозорливостью и волевою энергией». Особое место в политической доктрине И. занимает теория демократии Он полагает, что демократия как 4 правления необходимо имеет свои жизненные основы, коренящиеся в духе на рода, в его правосознании, в его сональном укладе. Если эти основания присутствуют, насажденная демократия вырождается либо в охлократию, либо в тиранию. И. — идеолог неомонархизма. Монархический идеал (по И.) не обязательно должен быть воплощен для стран и народов, т.к. основу монарх составляет определенный уклад ее правосознание. Те народы, у которых эти качества разрушены или отсутствуют, не способны воспринять монархию, как высший политический строй, считал, что для России после крушения коммунизма необходимо найти разумное сочетание монархических и республиканских предпочтений с аристократическим, ведущим слоем «националой диктатуры». Основные работы: «Что такое политическая партия» (1906), «Понятие права и силы: опыт методологический анализа» (1910), «Учение о правосознании» (1919), «О сопротивлении : силою» (1925), «Наши задачи» (I ИМИДЖ ПОЛИТИЧЕСКИЙ (англ. image образ) — образ политического лидера-деятеля партии, который складывается в общественном мнении. И.п. может возникать стихийно, без усилий со стороны личности (группы), либо при помощи особых средств, находящихся в распоряжении специалистов по созданию имиджа (имиджмейкеров). И.п. существует в общественном мнении на различных уровнях: рациональном (при воздействии программы, выступления, аргументации его носителя), эмоциональном (насколько лидер (группа) может способствовать мобилизации психических мотиваций общества), чувственном (внешний облик, черты поведения, манеры носителя И.п.). Как правило, И.п. в общем и целом соответствует требованиям и чаяниям, существующим в данном обществе, представлениям населения о личности и роли политика. В немалой степени И.п. создается, внедряется в массовое сознание средствами массовой информации. Виды И.п. различны и зависят от конкретной политической ситуации: «человек из толпы», «интеллектуал», «обличитель», «борец», «крепкий хозяин», «ментор», «прагматик-профессионал» и пр. Роль создаваемого И.п. ориентирована на обыденное, «чувственно-эмоциональное» сознание и на субъективные качества его носителя. Последний может соответствовать категории политика (политической группы) или быть маскировкой определенных черт и качеств, которые не нуждаются в рекламе. Процесс создания и внесения И.п. в массовое сознание подчиняется и определяется законами политической рекламы и направлен на приобретение политиком (политической группой) общественной популярности. Цели создания И.п.: помощь его носителю в избирательной кампании, реализация собственной программы, мобилизация населения на решение социальных задач, стоящих перед обществом, и т.п. ИМИДЖМЕЙКЕР (англ, image образ + make делать) — специалист в области политической рекламы и технологий создания положительного образа кандидата и его политической платформы в глазах общественного мнения. ИММАНЕНТНЫЙ (< лат. immanenes (immanentis) свойственный, присущий) — внутренне присущий какому-л. явлению, проистекающий из его природы. ИММИГРАЦИЯМ (лат. immigrare вселяться) — въезд граждан одного государства в др. государство на постоянное или временное жительство. ИММУНИТЕТ (англ, immunity < лат. immunitas (immunitatis) освобождение от чего-л.) — привилегия должностных лиц государства некоторых категорий, заключающаяся в их неприкосновенности. Различают, в частности, парламентский, президентский, судейский, дипломатический И. ИМПЕРАТИВ (< лат. imperativus повелительный) — требование, приказ, закон. ИМПЕРАТОР (< лат. imperator повелитель) — титул некоторых монархов. Этот титул приобрел монархический характер в Риме во времена правления императора Августа. Традиция именовать монархов И. после распада Римской империи сохранилась в Византии, затем распространилась в Западной Европе. В 1721 Петру 1 по инициативе сенаторов был присвоен титул И. Всероссийского и наименования: Великого и Отца Отечества. В соответствии с англосаксонской политологической традицией И. называют властителей традиционных, многовековых монархий — китайской, японской и т.д. Императрицей Индии провозглашалась в 1876 английская королева. Титул И. носили итальянский король, правители Эфиопии, Бразилии, Мексики, Гаити, Китая, Центральной Африки и др.; в настоящее время он сохранился только в Японии. ИМПЕРИЯ (< лат. imperium власть, государство) — одна из древнейших форм государственного устройства. Признаками И. являются: высокая концентрация власти; распространение ее на обширную территорию; значительный этнически и культурно разнородный состав населения; экспансионистские устремления элиты; мощный бюрократический аппарат. ИМПИЧМЕНТ (англ, impeachement обвинение) — процедура выдвижения обвинения против президента и отстранения его от должности. Процедура И. выглядит следующим образом: с обвинением выступает одна из палат парламента, а окончательное решение принимает др. (США) или обвинение выдвигает парламент, а окончательное решение выносит др. орган (в ФРГ — Федеральный Конституционный суд, во Франции — Высокая палата правосудия и т.д.). В европейской конституционной практике случаев И. не встречалось. В США под угрозой И. в начале 70-х гг. ушел в отставку президент Р. Никсон. В Латинской Америке в 90-е гг. были случаи отстранения президента от должности по обвинению в коррупции (напр., в Бразилии в 1993). Президент РФ может быть привлечен к ответственности за государственную измену или совершение иного тяжкого преступления. Обвинение выдвигает Государственная Дума по инициативе не менее 1/3 депутатов и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Думой. Решение принимается 2/3 голосов от общего числа депутатов тайным голосование. В процессе обсуждения заслушивает предусмотренное Конституцией заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления. Постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения направляется в Совет Федерации, который выносит окончательное решение. Если Совет Федерации признав выдвинутое против Президента РФ обвинение обоснованным, то решение об отрешении Президента от должно принимается 2/3 голосов от общей числа членов Совета Федерации. Решение должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения обвинения против Президента. Если оно не будет принято в этот срок, то обвинение против Президента считается отклоненным. Решение может быть принято только при наличии заключения Конституционного Суда РФ с соблюдением установленного порядка выдвижения обвинения. ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ (< лат. imple исполнять, выполнять) — исполнение государством международно-правовых норм. ИНАУГУРАЦИЯ (< лат. inaugurare посвящать) — процедура вступления должность главы государства. И. при монархической форме правления —коронация. ИНДИВИД (< лат. individuum неделимое, особь) — 1) особь, отдельно существующий организм или отдельно взятый человек как представитель человеческого рода; 2) отдельный представитель общества, народа, класса, социальной группы. ИНДИВИДУАЛИЗМ — направление мыслей, чувств и желаний, расценивающее жизнь отдельного человека (в широком смысле — также и жизнь отдельной особо ценной группы, напр., семьи) как более важную, чем жизнь больших ассоциаций и общества в целом. Разновидностью И. является этико-политический И. (см. Анархизм, Либерализм), рассматривающий индивида как самоцель, а в счастье и всестороннем развитии личности видящий конечную цель; при этом общество и государство характеризуются как вспомогательные средства для достижения индивидом цели. ИНДОКТРИНАЦИЯ — насильственное навязывание личности (группе, народу) целей, ценностей, идеологий теми или иными субъектами или институтами власти. И. тесно связана с политическим манипулированием. ИНИЦИАТИВА (< лат. initiate начинать) — тип социальной активности, связанный с выдвижением новых идей или форм деятельности. ИННОВАЦИЯ (позднелат. innovatio) — изменение, развитие способов и результатов деятельности людей. ИНСИНУАЦИЯ (< лат. insinuatio вкрадчивость) — клевета, злостный вымысел с целью опорочить кого-л. ИНСПИРИРОВАНИЕ (< лат. inspiratio вдохновение, внушение) — подстрекательство к каким-л. действиям. ИНСТАНЦИЯ (< лат. instantia непосредственная близость) — звено, ступень в системе соподчиненных государственных органов и учреждений. ИНСТИТУТ ВСЕМИРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ (WorldWatch Institute) — независимая исследовательская организация, созданная для анализа глобальных проблем и привлечения к ним всеобщего внимания. Основанный в 1974, Институт за весьма непродолжительный срок получил большое признание, его работы стали наиболее цитируемыми по политическим аспектам мировой проблематики. Сотрудники Института сумели организовать постоянную и регулярную, с достаточно высокой степенью периодичности публикацию результатов своих исследований. Начиная с 1984 выходят ежегодные доклады под названием «Состояние мира» («State of the World»), которые вызывают серьезный интерес и глав государств, и правительств, и средств массовой информации во многих странах. Некоторые журналисты называют эти доклады «Библией» мирового экологического движения. Институт издает также журналы и брошюры, посвященные политическому анализу глобальных проблем современности. Другой важной стороной деятельности Института следует считать последовательную разработку концепции «устойчивого общества», под которым понимается такое общество, которое «формирует свои экономические и социальные системы таким образом, чтобы поддержать систему природных ресурсов и систему жизнеобеспечения на планете» (Л. Браун). Основные положения данной концепции применяются сотрудниками Института для исследования перспектив мирового развития. И.в.н. придает большое значение информированию политических кругов о состоянии глобальных проблем и поиске путей их решения с целью достижения и поддержания адекватной политической реакции на их обострение. Находится в г. Вашингтоне (США). ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ (< лат. institutum установление, учреждение) — комплекс принципов и норм, формальных и неформальных правил, регулирующих процессы в сфере политики. И.п. выступают в форме политических организаций и учреждений (государственных, партийных и т.д.). Важнейшими государственными И.п. являются: парламент, правительство, суд. В современной политологии различают традиционные институты, основывающиеся на жестких нормах и правилах(ритуалах, традициях, обычаях)деятельности и общения, и модернизированные институты, где нормы и правила более гибки и подвижны, более независимы от системы моральных предписаний. По характеру организации И.п. разделяют на формальные (их деятельность регламентируется юридически формализованными нормами и правилами) и неформальные — их деятельность основана на личных отношениях и контролируется моральными нормами и традициями (политические клубы, различного рода ассоциации политического характера и т.д.). ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — процесс образования, закрепления и признания основными политическими факторами политических норм, процедур, ценностей и эталонов политического поведения, а также способов контроля за их соблюдением. И.п. — важнейшее условие политической стабильности. Она зависит от степени автономности политических структур, их адаптации и интеграции. ИНТЕГРАЦИЯ (< лат. integratio восстановление, восполнение integer цельный) — объединение в целое каких-л. частей. ИНТЕГРАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — политический процесс, ведущий к объединению различных государств и др. политических сил, к координации и сближению их деятельности. Межгосударственная интеграция связана с формированием межгосударственных, надтранснациональных форм власти, передачей им части суверенитета. Существует И.п. между партиями, движениями и др. политическими организациями (см. Социалистически Интернационал). Противоположностью И.п. является политика изоляционизма. ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ (< лат. intelligen (intelligentis) понимающий, разумный) — социальная группа работнике умственного труда, имеющих специальные знания в области науки и культуры ИНТЕРАКЦИЯ В ПОЛИТИКЕ — понятие, характеризующее взаимодействие политических субъектов между собой с институтами власти, опосредованно использованием норм, символов, стереотипов и их персональной интерпретацией сторонами. ИНТЕРВЕНЦИЯ (позднелат. interventio вмешательство) — насильственное вмешательство одного или нескольким государств во внутренние дела др. государства, направленное против его территориальной целостности или политической независимости или каким-либо| иным образом, не совместимым с целями и принципами Устава. Различают И. вооруженную, экономическую, дипломатическую. Вооруженная И. рассматривается как агрессия. Кроме того, выделяются: а) И. индивидуальная и коллективная в зависимости от количества государств-интервентов; б) открытая И., при которой происходит вторжение вооруженных сил на территорию иностранного государства, и скрытая, замаскированная И. (финансирование антиправительственных групп, организация гражданской войны внутри страны и т.д.). Международное право запрещает И. во всех ее видах и формах. ИНТЕРЕС НАЦИОНАЛЬНЫЙ — система отношений, сочетающая в себе потребности функционирования и развития нации-народа как единого организма. Основу И.н. составляют потребности общества, необходимые для его развития и функционирования, защита народа от угроз со стороны др. государств и природно-климатических факторов, а также поддержание социального мира и порядка внутри страны. К коренным И.н. относятся вопросы целостности и культурной идентичности, безопасности нации-народа, а также контроль и возможность использования важнейших природных ресурсов. Наиболее важными системообразующими факторами И.н. выступают: сохранение культуры и системы образования, науки и их носителей, а также территории, на которой они живут. Естественными границами И.н. выступают ограниченность ресурсной базы и И.н. др. стран. Основным следствием взаимного ограничения является международное право и международные организации. ИНТЕРЕС ПОЛИТИЧЕСКИЙ — 1) избирательное отношение человека, социальной группы каким-л. политическим явлениям и процессам;2) реальная причина, лежащая в основе политических действий и событий, происходящих при участии субъектов и объектов политики. И.п. прямо или косвенно связан с механизмом и способами осуществления политической власти в обществе. Интересы классифицируются по нескольким основаниям: по степени общности (индивидуальные, групповые, классовые, национальные, общественные); по характеру субъекта (государственные, партийные, общественных организаций и т.д.); по степени осознанности (действующие стихийно и на основе разработанной программы); по возможности их осуществления (реальные и мнимые); по отношению к объективной тенденции общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные). К числу важнейших И.п., влияющих на характер политической власти, исследователи относят: интересы общественных классов, обусловленные их местом в общественном процессе производства, отношением к средствам производства и ролью в распределении национального дохода; интересы национальностей и этнических групп в многонациональных государствах; интересы региональных групп и локальных (местных) обществ; интересы социальных слоев, вытекающие из различий в образе жизни, доходе, виде труда и т.п.; интересы демографических групп, проистекающие из разницы в возрасте и поле; интересы религиозных групп в той степени, в какой эти группы взаимодействуют с политической властью; интересы специальных групп, сформированных по какому-л. конкретному признаку. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ (лат. inter между + natio (nationis) народ) — одно из ведущих понятий теории марксизма, обозначает принцип солидарности всех народов, основанный на их равенстве и равноправии, совместной борьбе против эксплуатации и угнетения. ИНТЕРПЕЛЛЯЦИЯ (< лат. interpellate перебивание речи; жалоба перед судом) — особый вид запроса депутата или группы депутатов парламента правительству или отдельным его членам по конкретным или общим вопросам политики правительства, ответ, на который может быть обсужден в парламенте. Известны случаи, когда в результате И. парламент выносил вотум недоверия отдельным министрам или всему правительству в целом. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (< лат. interpretatio посредничество) — истолкование, разъяснение смысла, значения чего-л. ИРРЕДЕНТИЗМ (< итал. irredentio неосвобожденный) — разновидность национальной политики того или иного государства (политической партии, движения), направленной на объединение рассеянных по миру народа, нации или этноса. Исторически возник как движение за присоединение к Италии пограничных земель Австро-Венгрии с итальянским населением. ИСЛАМ — одна из трех мировых религий, наряду с буддизмом и христианством. И. возник в VII в. на Аравийском полуострове. Численность последователей И. более 1 млрд. человек. Сторонники И. в основном проживают в странах Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки, а также в ряде стран Азии. И. играет важную роль во внутренней и внешней политике современных мусульманских стран и в международных отношениях. В последние годы возникли десятки региональных и международных исламских политических, экономических, культурных организаций. Самыми влиятельными из них международной арене являются — организация Исламская Конференция, Лига Исламского мира, Исламский Совет Европы и др. И. в России — вторая по числу последователей религиозная конфессия после православия. На 1 января 1998 г. в РФ зарегистрированы уставы 51 центра и управлений, 2734 обществ (общин), 106 духовных образовательных учреждений И. Большинство мусульман РФ проживают в регионах Северного Кавказа, Поволжья и Приуралья, Сибири. ИСТЕБЛИШМЕНТ (< англ, establishment установление, основание; учреждение) — элитные группы общества, также вся система власти и управления с помощью которой они осуществляют свое господство. ИСТОН (Easton) Дэвид(1917) — один из ведущих американских политологов. Основной вклад И. в политическую науку связан с адаптацией и применением принципов и методов системного анализа к изучению функционирования политических систем, а также с исследованием проблем политической социализации. В своих работах И. акцентирует внимание на том, что политическая система — это не простое взаимодействие ее структур, а постоянно изменяющаяся и функционирующая, динамичная субстанция. Ученый задается вопросом роли различных структур в поддержании непрерывного функционирования политической системы. И. определяет политическую систему как взаимодействия, посредством которых в обществе и осуществляется распределение ценностей и на этой почве предотвращаются конфликты между членами общества. Рассматривая любую политическую систему с точки зрения функционирования, он использует кибернетический Принцип замера показателей функционирования на «входе» и на «выходе» системы. На «входе» — это запросы и потребности граждан, а на «выходе» — решения и действия властей. Основные работы: «Политическая система» (1953), «Концептуальная структура для политического анализа» (1965), «Системный анализ политической жизни» (1965), «Анализ политической структуры» (1990). Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел Политология |
|