Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Политология: Словарь-справочник

ОГЛАВЛЕНИЕ

Д

ДАЛЬ (Dahl) Роберт Алан (1915) — видный представитель американской политической науки. В ряде получивших мировую известность книг, таких, как «Введение в демократическую теорию» (1956), «Современный политический анализ» (1964), «Политические оппозиции в западных демократиях» (1966), «Дилеммы плюралистической демократии» (1982), Д. рассматривает проблемы трансформации политических систем, предпосылки демократии, соотношение понятий свободы, равенства и демократии.

Всеобщий интерес вызвала разработанная Д. в середине 50-х гг. концепция полиархии, интерпретируемая как действительность, отличная от демократического идеала, но все же предоставляющая гражданам возможность политического участия, а группам и лидерам — возможность открытого соперничества в борьбе за власть. Полиархия — особый тип режима правления в современном обществе, который отличается от др. политических режимов наличием двух характерных черт: относительно высокой терпимостью к оппозиции и относительно широкими возможностями влияния на поведение правительства, включая устранение должностных лиц мирными средствами. Теория полиархии получила развитие в работах Д. «Полиархия. Участие и оппозиция» (1971) и «Демократия, свобода и равенство» (1986).

ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822—1885) — русский философ, публицист, естествоиспытатель.

Д. — создатель оригинальной философско-исторической системы, получившей впоследствии в научной литературе наименование «теории культурно-исторических типов». Эта теория стала предтечей концепции локальных цивилизаций О. Шпенглера и А. Тойнби. Д. сформулировал основные законы функционирования культурно-исторических типов, вытекающие из предложенной им системы: 1) самобытный тип составляет племя или семейство пародов, ощущающих внутреннее родство и способных по своим задаткам к историческому развитию; 2) для возможности зарождения и развития самобытной цивилизаций народ и входящие в его состав дробные национальные единицы должны обладать политической независимостью; 3) каждый культурно-исторический тип вырабатывает самостоятельные и непередаваемые другим начала цивилизации; влияние др. культур па формирующийся тип очень ограниченное; 4) «цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, только тогда достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, — когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию, или политическую систему государств»; 5) культурно-исторические типы в своем развитии проходят стадии, аналогичные жизненному циклу организма: рост, расцвет и увядание.

В работе «Россия и Европа» Д. насчитывает десять «полноценных» культурно-исторических типов: 1) египетский; 2) китайский; 3) ассирийско-вавилоно-финикийско-халдейский (древнесемитский); 4) индийский; 5) иранский; 6) еврейский; 7) греческий; 8) римский; 9) новосемитский (аравийский); 10) романо-германский (европейский). По его убеждению, нарождающийся одиннадцатый культурно-исторический тип — славянский — более высокий, чем все предыдущие.

В истории русской политической мысли антизападная позиция Д. выделяется своей последовательностью и радикализмом. Европа и Россия, по Д., принадлежат к совершенно различным культурно-историческим типам. По его расчетам, европейская цивилизация уже вступила в фазу органического умирания, напротив, создание условий для исторического развития «молодого» славно-русского культурно-исторического типа — важнейшая задача России.

Д. был одним из первых русских политических мыслителей, кто оценивал внешнюю политику государства не абстрактными критериями, но на основе концепта национально-государственных интересов. В центре геополитической концепции Д. была идея славянства как высшая идея, отстаивание славянской независимости и самобытности, Россия как «солнце славянства». Согласно Д., в мире должна появиться Всеславянская федерация с центром в Константинополе, который мог стать «Третьим Римом» в образе «славянско-православного Рима». Проектируемое Д. политическое объединение включало только два славянско-православных государства — Русскую Империю и Королевство Болгарское, одно славянско-католическое (Королевство Чехо-Мо-раво-Словацкое)и одно югославянское государство, соединяющее обе конфессии (Королевство Сербо-Хорвато-Славянское). Кроме того, в союзе оказались православные, но не славянские Королевство Румынское и Королевство Эллинское, а в довершении всего ни славянское, ни православное Королевство Мадьярское — просто в силу его географического положения и некоторых особенностей исторического развития. Идея культурно-исторических типов Д. сохраняет и сегодня свою актуальность, может играть большую методологическую роль в современных условиях интенсивных культурных связей, решения проблемы приобщения России к западным ценностям демократии. Однако абсолютизация этой идеи может вести к обоснованию замкнутости, отрицанию универсализма гуманистических принципов. Основной труд Д. — «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому» (1869—1871).

ДАРЕНДОРФ (Dahrendorf) Ральф

(1929) — немецкий политолог и социолог, один из ведущих теоретиков современного либерализма.

В своих работах «Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе» (1959), «Конфликт и свобода» (1972) Д. разрабатывает теорию социальной стратификации и теорию конфликта. Причину формирования конфликтных групп в обществе он видит в отношениях господства и подчинения. Господство определяется как возможность добиться послушания данной группы людей определенному приказу.

Центральным понятием в политической и социальной теории Д. является конфликт. Именно в нем видит ученый творческое начало и основу развития всякого общества и шанс обретения свободы. Социальные конфликты обусловлены, по мнению Д., структурой «социальных позиций и ролей», делением на правящих и управляемых в «императивно управляемых ассоциациях», под которыми понимаются все формы асимметричного распределения власти, будь то государство, политическая партия, церковь и т.д.

Д. полагает, что: 1) каждое общество изменяется в каждой своей точке, социальные изменения — вездесущи; 2) каждое общество в каждой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом, социальный конфликт — вездесущ; 3) каждый элемент в обществе вносит свой вклад в его дезинтеграцию и изменение; 4) каждое общество основано на том, что одни члены общества принуждают к подчинению других.

По мнению Д.,« кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, тот берет под свой контроль ритм -истории. Кто упустит эту возможность, получает ритм себе в противники». С его точки зрения, социальный конфликт — результат сопротивления существующим во всяком обществе отношениям господства и подчинения. Подавление конфликта ведет к его обострению, а «рациональная регуляция» — к «контролируемой эволюции».

ДАУНИНГ-СТРИТ (англ. Downing Street) — улица в центре Лондона, на которой расположены Министерство иностранных дел и по делам Содружества, официальная резиденция премьер-министра Великобритании. В переносном смысле под Д.-с. понимается британское правительство в целом.

ДВИЖЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ — массовое движение, преследующее, как и политическая партия, политические цели, но не имеющее, как правило, четкой организационной структуры, фиксированного индивидуального членства (в состав Д.п. могут входить и различного рода общественные объединения). Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире и расплывчивее, а цели намного уже и конкретнее, чем у партий-. У движений, как правило, отсутствует единая программа.

Если устав общефедерального Д.п. зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ, оно может выступать в качестве избирательного объединения и выдвигать на выборах списки своих кандидатов. Возникновение Д.п. — характерная черта начальной стадии формирования многопартийной системы: некоторые из них преобразуются в ходе Последующего развития в политические партии (так, напр., произошло с движением «зеленых»), некоторые распадаются.

ДЕБАТЫ (фр. debats) — обсуждение, обмен мнениями на каком-л. заседании, собрании; прения.

ДЕБЮРОКРАТИЗАЦИЯ — реализация системы мер по преодолению бюрократизма. К этим мерам относятся: повышение общей управленческой культуры населения, использование ЭВМ, упрощение процедур управления, открытость процессов принятия общих решений, сокращение государственного аппарата, свобода доступа к социально значимой информации и др.

ДЕЗАВУИРОВАНИЕ (< фр. desavouer отказываться, выражать неодобрение) — в международном праве опровержение действий своего дипломатического представителя или иного официально уполномоченного лица правительством или др. компетентным органом государства.

ДЕЗИНФОРМАЦИЯ (фр. des отрицание, information сообщение) — заведомо неверная, ложная информация.

ДЕИДЕОЛОГИЗАЦИЯ (букв, «освобождение», «очищение» от идеологии) — понятие, обозначающее падение авторитета идеологии («конец идеологии») в современном обществе. Наиболее распространенная теоретическая интерпретация Д. была дана в 50—60-х гг. XX в. Д. Беллом и Р. Ароном, утверждавшими, что в современных исторических обстоятельствах идеология утрачивает свои социальные и политические функции, передавая их научному знанию.

ДЕКЛАРАЦИЯ (< лат. declaratio заявление, объявление) — 1) название отдельных политико-юридических актов, имеющих целью придать им торжественный характер, подчеркнуть их особо важное значение для судеб соответствующего государства (напр., Декларация о государственном суверенитете

РСФСР); 2)'в международном праве торжественный акт, формулирующий согласованные сторонами общие принципы и цели; как правило, не имеет обязательной силы.

ДЕКРЕТ (лат. decretum) — 1) постановление верховной власти по какому-л. вопросу, имеющее силу закона: в Древнем Риме - постановление императора; во Франции — законодательное постановление органов власти, созданных в конце XVIII в., а также Парижской Коммуной (1871); в СССР до 1936 — название наиболее важных актов высших органов советского государства; 2) в некоторых странах (напр., во Франции) — издаваемый в порядке управления акт президентской или правительственной власти; в странах англосаксонской правовой системы Д. называют некоторые виды судебных решений.

ДЕЛЕГАТ (< лат. delegatus посланный, посланец) — выборный или назначенный представитель, уполномоченный государства, организации, коллектива.

ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ —

передача гражданами (политическими органами, должностными лицами) части своих прав специальным представителям, призванным выражать и защищать их интересы и выполнять определенные функции. В качестве форм и процедур Д.п. выступают голосование, референдум, плебисцит, ротация и др.

ДЕЛЕГИТИМАЦИЯ — процесс, противоположный легитимации. Сопровождается утратой доверия, лишением политики и власти общественного кредита. Основными причинами Д. являются: 1) противоречие между универсальными ценностями, господствующими в обществе, и эгоистическими интересами властвующей элиты; 2) противоречие между идеей демократии и социально-политической практикой. Это проявляется в попытках решить проблемы силовым путем, нажимом на средства массовой информации; 3) отсутствие в политической системе механизмов по защите интересов народных масс; 4)нарастание бюрократизации и коррумпированности; 5) национализм, этнический сепаратизм в многонациональных государствах; 6) потеря правящей элитой веры в правомерность своей власти, возникновение внутри нее острых социальных противоречий, столкновение разных ветвей власти.

ДЕЛИМИТАЦИЯ (фр. delimitation) — договорное установление линии государственной границы, осуществляемое, как правило, по крупномасштабным картам, с подробным изображением на них рельефа, гидрографии, населенных объектов.

ДЕМАГОГИЯ (гр. demagogia < demos народ + ago вести) — заявления, высказывания, выступления, в которых для достижения политических целей используются ложь, обман, спекуляции, методы манипулирования сознанием.

ДЕМАРКАЦИЯ (фр. demarcation) — определение и обозначение линии государственной границы на местности в соответствии с договорами о делимитации границы и приложенными к ним картами и описаниями.

ДЕМАРШ (фр. demarche) — дипломатическая акция (заявление, пота, меморандум, отзыв дипломатического представителя и др.), предпринимаемая правительством, ведомством внешних сношений или дипломатическим представителем одного государства в отношении др. государства. В переносном значении — выпад; неожиданный, резкий поступок.

ДЕМИЛИТАРИЗАЦИЯ (< лат. dft... приставка, обозначающая отмену + militaris военный) — 1) разоружение; Д. государства — установленный международным договором запрет какому-л. государству содержать вооруженные силы, иметь военную промышленность и т.д.; 2) международно-правовой режим определенной территории, запрещающий ее использование в военных целях в мирное время (напр., Договор об Антарктиде 1959 предусматривает полную Д. этого района).

ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ — внедрение демократических начал, реорганизация какого-л. общества на демократических основах. Главные направления Д.: привлечение граждан к управлению делами общества и государства; создание условий для проявления инициативы отдельных лиц, представительных органов власти, общественных организаций, трудовых коллективов, развитие самоуправления общества; свободное развитие каждой нации и народности, укрепление их равноправного сотрудничества; постоянное укрепление законности и правопорядка; расширение гласности; регулярный учет общественного мнения при обсуждении и решении государственных и общественных дел; совершенствование избирательной системы.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ВЫБОР РОССИИ (ДВР) — наиболее влиятельная из всех радикальных либеральных партий периода российских реформ.

Численность партии как по прямым, так и по косвенным данным не превышала 10 тыс. человек. ДВР имеет региональные отделения приблизительно в 60 субъектах РФ.

Строится по территориальному принципу. Руководящий орган — съезд. В перерывах между съездами партией руководят Политсовет и Исполком. Председатель партии — Е. Гайдар.

В экономическом отношении ДВР является наиболее правой из бывших влиятельных партий России. Формально заявляя о своей близости к американским республиканцам и британским консерваторам, партия на практике идет гораздо дальше их в абсолютизации свободного рынка и стремлении максимально ограничить вмешательство государства в экономику. В то же время в области межнациональной политики ДВР скорее близка большевикам начала XX в., поскольку фактически признает право входящих в РФ народов на самоопределение вплоть до отделения. Во внешней политике ДВР считает необходимым увязывать все действия России с мировым сообществом в лице, прежде всего, стран «Большой семерки». По мнению лидеров партии, Россия как европейское государство не имеет никаких особых интересов, отличных от своих соседей по континенту.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ —

идейно-политическая доктрина социал-демократического движения. Впервые термин «Д.с.» был использован в 1888 Д. Б. Шоу. Начиная с 1945 Д.с. становится официальной концепцией социал-демократов. Ее основные черты нашли отражение во Франкфуртской декларации Социалистического интернационала (1951). Д.с. трактуется и как длительный процесс общественных преобразований, и как общество будущего, и как принцип деятельности социал-демократов в современных условиях. Основными этапами становления общества Д.с. являются осуществление политической демократии, внедрение экономической демократии, создание «государства благосостояния» (социального государства) и установление социальной демократии. Принципиальными ориентирами в процессе становления Д.с. считаются следующие ценности: свобода, равенство, справедливость, солидарность (см. Социал-демократизм).

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ТРАНЗИТ (< лат. transitus переход, прохождение) — переход от авторитаризма (тоталитаризма) к демократии.

В литературе по транзитологии выделяются следующие пути перехода к демократии: а) эволюционный («трансформация») — Испания; б) революционный («замена» или крах старого режима) — Португалия; в) военное завоевание — Германия, Япония.

С. Хантингтон характеризует три модели Д.т.: Г) классическая линейная модель (Великобритания, Швеция): происходило постепенное ограничение монархической власти, расширение прав граждан и парламента; вначале подданные получают гражданские (личные) права, затем — права политические и значительно позднее — социальные; постепенно ограничиваются и устраняются избирательные цензы; парламент становится высшей законодательной властью и контролирует правительство; 2) циклическая модель (во многих странах Латинской Америки, Азии и Африки): предполагает чередование демократических и авторитарных форм правления при формально позитивном отношении политической элиты к демократии; в этом случае избранные пародом правители либо свергаются военными, либо сами узурпируют власть, опасаясь потерять ее, сталкиваясь с растущей непопулярностью и сильным противостоянием оппозиции; указанная модель свидетельствует о недостаточной зрелости внутренних предпосылок демократии и, особенно, о ее слабой укорененности в господствующей политической культуре; 3) диалектическая модель (Испания, Португалия, Греция): как и циклическая модель, характеризуется нестабильностью переходных политических режимов, но здесь переход к демократии осуществляется под влиянием уже достаточно созревших для нее внутренних предпосылок (индустриализации, многочисленного среднего класса, достаточно высокого образовательного уровня граждан, рационализации и индивидуализации массового сознания и т.д.); нарастание этих и др. факторов приводит к довольно быстрому и внезапному краху авторитарных режимов; в результате постепенно (после череды смен) устанавливается стабильная, жизнеспособная демократия.

Можно выделить следующие этапы Д.т.:

а) Кризис авторитарного режима и его либерализация. Кризис диктатуры может быть вызван обстоятельствами внутри и внешнеполитического порядка. Кризис институтов авторитарного государства связан, прежде всего, с несовершенностью проблемы преемственности (см. Авторитаризм). Ослабление или потеря режимом легитимности является важной составляющей его политического кризиса. Снижение легитимности происходит не только на уровне масс, но и на уровне элит. В правящей элите возникают различные течения. Сторонники «жесткой линии» считают необходимым повысить сплоченность правящей элиты путем возврата к фундаментальным ценностям

режима. Если это невозможно, то положение может спасти перехват власти одним из компонентов правящего блока (как правило, армией). Сторонники «мягкой линии» считают такое решение опасным для режима, они видят выходе приспособлении режима к изменившимся обстоятельствам путем его контролируемой либерализации — предоставления гражданам некоторых прав и свобод, перехода к «ограниченной демократии». Д.т. обычно начинается тогда, когда верх в элите берут сторонники «мягкой линии», начинающие либерализацию.

Оживление гражданского общества является одним из неизбежных последствий начала либерализации. За короткое время возникают студенческие ассоциации, профессиональные союзы, протопартии. Начинает формироваться открытая политическая оппозиция режиму.

Союзы с оппозицией означают возникновение в политической системе! важных предпосылок демократизации. Авторитарная элита окончательно распадается, в политический процесс включаются и неавторитарные силы. Это ведет к появлению элементов конкуренции. Осуществляемая на этом этапе реформа политической системы носит ограниченный характер. Правящая элита идет на признание демократической конкуренции, но одновременно стремится гарантировать сохранение за собой контроля над государственной властью. Для этого используются многоступенчатые выборы, назначение части депутатов сверху, мажоритарный способ голосования.

Возросшая политическая активное и усиление оппозиции приводят к тому, что никакие внутренние «предохранители» уже не позволяют полностью контролировать сверху результаты

политической борьбы. Общество вступает в этап установления демократического политического режима.

б) Установление демократии. Двумя основными процессами установления демократии являются формирование конкурентной партийной системы и институционализация демократических механизмов государственной власти.

Формирование конкурентной партийной системы начинается в процессе подготовки и проведения первых свободных выборов. Инструментом влияния на форму партийной системы выступает избирательный закон.

Соотношение между исполнительной и законодательной властью — один из основных вопросов на этапе установления демократии. Исполнительные органы должны обладать значительной независимостью от законодательных. Значительной, по не чрезмерной, иначе опять возрастет опасность возврата к авторитаризму.

При становлении демократии большое значение имеет процедура разработки конституции. Оптимальным вариантом является достижение консенсуса по основным институциональным вопросам.

в) Консолидация демократии. Для долговременной стабильности и легитимности демократического режима в обществе, пережившем диктатуру, имеет большое значение не только форма возникающих институтов и структур, но и то, как пройдет период консолидации демократии, т.е. адаптации общества к новому политическому механизму.

На этом этапе возникает проблема «перехода лояльности». Следует учитывать, что демократические механизмы начинают действовать не в вакууме, О в обществе, где сохранились прежние группы интересов и люди, приверженные авторитаризму или просто удовлетворенные тем, как защищались их интересы старыми структурами. Перед демократией встает проблема учета этих интересов в процессе замены авторитарных структур. Она фокусируется в «дилемме палача» (как поступить с лидерами авторитарного режима?) и проблеме преторианства (решение достигается уменьшением вмешательства военных в политику путем создания профессиональной армии для того, чтобы избежать военных переворотов). Не менее важна и проблема обеспечения лояльности политической оппозиции.

Актуален и вопрос о легитимации нового режима на уровне масс, во многом зависящий от эффективности действий демократического правительства. «Революция растущих ожиданий» ставит правительство в жесткие временные рамки — оно должно доказать свою эффективность до того, как наступит массовое разочарование в новом режиме.

Зрелая демократия возникает не сразу, а через одно-два поколения, когда происходят существенные изменения в политической культуре и приверженность демократическому способу урегулирования конфликтов приобретает силу традиции. Попытка проведения реформ без учета исторических предпосылок, существующей социально-экономической структуры, степени плюрализма субкультур, политической культуры разных слоев общества ведет к дискредитации правительства и затрудняет легитимацию демократии.

Обеспечение лояльности основных групп интересов и возникновение лояльной политической оппозиции позволяет «запустить» демократический механизм, созданный на этапе установления демократии, наполняет реальным содержанием деятельность институтов демократии. Т.о., преодолевается институциональный кризис, который .был одной из основных причин начала крушения авторитаризма. Легитимация нового режима позволяет восстановить эффективность политической системы и долговременную политическую стабильность. Д.т. завершается.

ДЕМОКРАТИЯ (гр. demokratia < demos народ + kratos власть) — народовластие. Понятие Д. является одним из самых многозначных в теории политической науки. Под Д. понимается: 1) форма, разновидность организации государства, когда властью обладает не одно лицо, а все граждане, пользующиеся равными правами на управление государством. В этом значении понятие «Д.» используется для характеристики типа государства, политической системы общества; 2) форма устройства любой организации, основанной на равноправии ее членов, периодической выборности и отчетности органов управления, принятие решений в них по принципу большинства. Исходя из этого значения Д., можно говорить о партийной, профсоюзной, производственной Д.; 3) идеал общественного устройства, определенный тип мировоззрения. К числу ценностей, формирующих демократический идеал, относятся свобода, равенство, уважение закона и прав человека, плюрализм, народный суверенитет, участие граждан в управлении и др.; 4) разновидность социальных движений, направленных на реализацию демократического идеала.

Историческими формами Д. являются: родовая демократия, основанная на кровнородственных связях и общей собственности; военная демократия, общинная демократия и т.д.

В зависимости от характера равенства, обеспечиваемого властью, Д. разделяется на политическую, предполагающую лишь формальное равенство, главенство прав, и социальную, основывающуюся на равенстве фактических возможностей участия граждан в управлении.

Существуют различные теории Д. Основными из них являются плюралистическая, партисипаторная (или демократия участия), рыночная, плебисцитарная, консоциативная, социалистическая.

Особый интерес представляет анализ современных демократических систем. Так, А. Лейпхарт различает «вестминстерскую модель демократии» и «консенсусную модель демократии». Суть первой модели — в реализация права большинства. На практике эта модель характеризуется: концентрацией исполнительной власти (однопартийный кабинет или «кабинет чистого большинства»); слиянием ветвей власти; асимметричной двухпалатностью парламента; однотипными партиям; плюралистичной избирательной системой; унитаристским и централизованным управлением; неписаной конституцией и суверенитетом парламент представительной демократией. Эта модель Д. существует в Великобритании, Новой Зеландии и т.д. Для консенсусной Д. характерно: разделение власти; сбалансированная двухпалатное с представительством меньшинств многопартийность; разнотипные партии; пропорциональное представительство; территориальный и иной федерализм и децентрализация; писаный закон и право вето меньшинства, модель реализуется в Бельгии, Швейцарии и т.д. Большинство западных стран А. Лейпхарт относит к «промежуточным формам» вестминстерской и консенсусной моделей Д., для которых характерны и элементы непосредственной Д.

ДЕМОКРАТИЯ ДЕЛЕГАТИВНАЯ — одна из разновидностей гибридных режимов. Понятие Д.д. было введено в политическую науку аргентинским политологом Г. О'Доннеллом для обозначения режима, сочетающего в себе признаки демократии и авторитаризма. Его отличительными чертами являются: 1) регулярные выборы главы исполнительной власти, который на несколько лет становится высшим толкователем интересов нации; 2) низкий уровень институализации власти; 3) отсутствие каких-л. ограничений исполнительной власти, кроме неформальных отношений и сроков переизбрания ее главы; 4) наличие гражданских прав и свобод; 5) формальный характер законодательной власти; 6) радикальный характер политики, проводимой общенациональным лидером; 7) отсутствие механизмов согласования интересов.

Д.д. отличается от представительной отсутствием горизонтальной подотчет-I мости исполнительной власти. В представительной демократий существует как вертикальная подотчетность власти (выборы), так и горизонтальная (система разделения властей, «сдержек и противовесов»). Отсутствие горизонтальной подотчетности при Д.д. обусловлено низкой степенью институализации власти. Поскольку Д.д. является промежуточным типом политического режима, существуют две потенциальные альтернативы его развития. Одна из них сводится к регрессии Д.д. и откату к авторитаризму; другая — к постепенной институализации режима и переходу к представительной демократии. В настоящее время понятие Д.д. используется некоторыми политологами для характеристики режима, сложившегося в современной России.

ДЕМОКРАТИЯ ИДЕНТИТАРНАЯ (< лат. identitas тождество, идентичность) — концепция демократии, основанная на утверждении тождества народной воли и действий государства. Эта модель предполагает как отказ от представительства, препятствующего прямому общению верховной власти и народа (Ж.Ж. Руссо), так и отказ от принципа разделения властей (теория и практика ленинизма).

ДЕМОКРАТИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ

— прямое осуществление власти народом в общегосударственном и местном масштабах, различные формы принятия самим населением (преимущественно гражданами-избирателями) решений общего и местного характера. Важнейшей из таких форм является референдум.

ДЕМОКРАТИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ

— осуществление народом власти через избранные им государственные органы. Одна из двух основных форм народовластия (др. формой является непосредственная демократия). В современном демократическом обществе обе эти формы взаимно дополняют друг друга. В плане юридической силы верховенство принадлежит решениям, принимаемым путем непосредственной демократии (см. Референдум). Д.п. в широком смысле охватывает все выборные государственные институты, как законодательные, так и исполнительные. Д.п. в собственном смысле слова — выборные органы парламентского типа как на общенациональном уровне, так и на региональном. Именно эти органы носят название представительных, и их наличие, значимость и активная роль являются важным показателем демократического режима в стране. В этом смысле развитая Д.п.— синоним парламентаризма.

Конституция РФ (1993) предусматривает все необходимые условия Д.п.: выборность соответствующих органов, всеобщность избирательного права, предоставление гражданину права избирать и быть избранным. Важнейший орган Д.п.— Федеральное Собрание РФ.

ДЕМОКРАТУРА — разновидность переходного («гибридного») политического режима. Д. предполагает демократизацию без либерализации. Это означает, что выборы (при условии, что они вообще проводятся), многопартийность и политическая конкуренция допускаются только в той мере, в какой они не угрожают власти правящей элиты. Фактически, политическое участие большинства рассматривается как прямая демонстрация поддержки правящей элиты. Примерами этих режимов могут служить Сальвадор и Гватемала, где с середины 80-х гг. выборы проводились с нарушением политических и гражданских прав.

ДЕНАТУРАЛИЗАЦИЯ (< лат. dft... приставка, означающая отмену + naturalis природный) — утрата гражданства (подданства) соответствующего государства.

ДЕНОНСАЦИЯ (фр. denonciation < лат. denuntiatio уведомление) — прекращение действия двустороннего международного договора или выход из многостороннего международного договора в порядке и сроки, обусловленные в нем. Общим условием Д. обычно является заблаговременное уведомление сторон договора о намерении одного из участников прекратить его действие или выйти из него.

ДЕПАРТАМЕНТ (фр. departement) 1) основная административно-терририальная единица во Франции и др. государств; 2) в РФ, США, Швейцарии и др. название ведомства или министерства; 3) административное разделение в аппарате некоторых международных организаций (напр., ООН).

ДЕПОРТАЦИЯ (лат. deportatio) — принудительная высылка лица из государства. Д. нередко применяется в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, незаконно въехавших в то или иное государство.

ДЕПРИВАЦИЯ — состояние недовольства, вызываемое расхождением реальным и (или) оцениваемым состоянием, к которому стремится субъект. Концепция Д. является исходной объяснения протестных форм политического поведения.

Существует несколько моделей Согласно Дж. Дэвису и Т. Гурру, «относительная Д.» — это представления людей о несправедливом характере распределения ценностей, порождающие недовольство и готовность к действию. Т. Гурр определяет Д. как результат расхождения между «ценностными ожиданиями» и «ценностными возможностями». При изменении ценностных ориентации социальные возможности и уровень потребления, считавшиеся удовлетворительными, становятся неприемлемыми. Возникающее стремление к новым стандартам жизни значительно расходится с существующими возможностями. Данный феномен получил название «революции растущих ожиданий». Вторая модель строится на допущении сохранения прежнего типа ориентации и уровня надежд при резком падении жизненных стандартов, сокращении объема ценностей, которыми располагает субъект. Такое состояние образно обозначается как «революция отобранных выгод». Третья модель, известная под названием «прогрессивной

Д.» включает в себя концепты первой и второй модели. Дж. Дэвис связывает прогрессивную Д. с таким периодом, когда возраставшие и удовлетворявшиеся ранее потребности начинают блокироваться, что вызывает раздражение и озлобленность.

ДЕПУТАТ (< лат. deputatus посланныый) — лицо, избранное в законодательный или иной представительный орган государства или местного самоуправления.

ДЕРЖАВА (старослав. держа — владычество, могущество) — 1) независимое Государство; термин «Д.» в качестве синонима государства применяется к странам, играющим выдающуюся роль

в международной политике (см. Великие державы); 2) символ власти монарха (напр., в России — золотой шар с короной и крестом).

ДЕСНИЦКИЙ Семен Ефимович (1739 / 40 —1789) — известный русский юрист, «первый русский профессор права» (Н. М. Коркунов), внесший значительный вклад в формирование и раззвитие «юридического мировоззрения» в России.

Воспитанный на идеях европейского просвещения, английской философии Локка и Т. Гоббса, политической теории Ш. Л. Монтескье, Д. избегает широкого распространенного в то время слепого копирования западного теоретического опыта. Он отказывается от теории естественного права и общественного договора, которые составляли ядро европейской теоретической

парадигмы в объяснении причин возникновения государства. Согласно Д., человечество в своем развитии, в основе которого лежит смена форм собственности, проходит несколько состояний: охота и собирательство; скотоводство (пастушество); хлебопашество (земледелие); коммерческое состояние. Именно на этой последней стадии и возникает государство.

Д. одним из первых в русской философской мысли связывает власть и собственность. Он утверждает, что основой власти является богатство.

Д. принадлежит идея разделения личных прав человека на «природные» (право на жизнь, здоровье, собственность и т.д.) и «приобретенные» (политические и социальные права, вытекающие из человеческого общежития). Д. выступает с резкой критикой крепостного права, имперской политики национального угнетения, религиозной нетерпимости.

Будучи безусловным сторонником монархического правления (иные, в т.ч. и смешанные формы, он отвергал), Д. неоднократно обращался к Екатерине II с предложениями реформ русской политической системы. Проекты русского мыслителя, который считал, что «на искусном учреждении сих властей все блаженство подданных и государей состоит», основывались на идее разделения властей. Так, в поданном им в Уложенную комиссию «Представлении о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской Империи» (1768) указывается, что законодательная власть в обществе должна принадлежать монарху и Сенату. Другая ветвь власти — «судительная», напротив, мыслилась им самостоятельной, независимой от воли монарха. В «Представлении» содержится также проект организации системы «гражданской власти» — местного (городского) самоуправления.

Реформаторские идеи Д. стали известны русскому обществу только в начале XX в., при жизни мыслителя его «Представление» не было доведено до сведения общественности. Тем не менее, взгляды мыслителя оказали значительное влияние на развитие русской политической мысли, став идейным истоком либерализма, и в этом смысле его роль сопоставима с ролью Дж. Локка для европейского либерализма.

ДЕСПОТ(< гр. despotes повелитель) — 1) самодержавный правитель, неограниченно распоряжающийся в государстве; 2) самовластный человек, принуждающий других подчиняться его воле; самодур.

ДЕСПОТИЯ (< гр. despoteia неограниченная власть) — одна из разновидностей самодержавной неограниченной власти. Ее специфические черты: концентрация власти в руках деспота, опирающегося на широкий слой государственных чиновников; теократический характер государства; государственная и общинная собственность на землю. Классические Д. — государства Древнего Востока (Ассирия, Вавилон и др.).

ДЕТЕРМИНАЦИЯ (< лат. determinatio ограничение, определение) — термин, используемый для обозначения ситуаций, когда одно свойство, событие, явление оказывают определяющее влияние на др. свойства, события, явления. Термин был впервые введен в научный оборот в области биологии немецким ученым К. Гайдером в 1900 г.

ДЕТЕРМИНИЗМ ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ —

концепция, объясняющая явления общественной жизни и политической развития особенностями природных условий и географическим положение страны или региона. Эта концепция начала складываться еще в глубокой древности. Она накопила богатый опыт oписания различных форм взаимодействия общества и природы. На стыке социальных и естественных наук возникли нетрадиционные подходы к изучению политического развития государств.

Родоначальником Д. г. весьма часто называют Гекатея Милетского (ок.| 546—480 до н.э.), автора тракт «Землеописание». Внесли свой вклад в возникновение рассматриваемой концепции и отцы классических, традиционных наук: истории — Геродот(484 - 425 до н.э.) и медицины — Гиппократ (460—377 до н.э.).

Согласно мнению Аристотеля, политические структуры уходят корнями в природу, в которой заложены одно начало для деспотии, другое — царской власти, третье — для политии. Первые геополитические описания государств содержатся в знаменитой «Географии» Страбона (64 до н.э. 24 .н.э.).

Мощный импульс для развития концепция Д.г. получила в период великих географических открытий. Так, Боден считал природные причины одним из важных факторов, обусловливающих различия между государствами изменения в них. Ш. Л. Монтескье, развернутую антропо-географичеси концепцию, развившую представления в духе Аристотеля и Бодена и заложившую основы современных знаний данному вопросу. Г. Бокль (1821 —1862) внес существенный вклад в теорию, в середине XIXв. Он отстаивал точку зрения, согласно которой история любого народа соответствует географическим условиям данной страны. Для

доказательства данного положения он написал ставший широко известным труд «История цивилизации в Англии». В работах представителей Д.г. были обоснованы важные теоретические положения, послужившие в дальнейшем фундаментом геополитики: о воздействии географического фактора и природной среды на общественно-политическое развитие и политику различных государств; о влиянии географических условий и природных ресурсов на могущество государств и др.

ДЕ-ФАКТО (лат. de facto) — в международном праве одна из форм признания государства или правительства, означающая официальное, но не юридическое признание.

ДЕФИНИЦИЯ (< лат. definitio ограничение) — краткое определение какого-л. понятия, отражающее существенные признаки предмета или явления.

ДЕФОРМАЦИЯ (< лат. deformatio иска-mi'iine) — изменение облика, преобразование.

ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ (< лат. dfi... приставка, означающая отмену + centralis срединный) — упразднение или ослабление централизации; передача органам местного самоуправления части функций центральной власти.

ДЕ-ЮРЕ(лат. dejure) — в международном праве юридическое, формальное признание.

ДЖЕРРИМЕНДЕРИНГ — термин, применяемый в США для обозначения особого метода образования избирательных округов (с неравным количеством избирателей, нарушением территориального принципа) с целью получить

на выборах большинство, угодное господствующей партии. Термин возник в 1812 после появления карикатуры в виде саламандры на округа причудливой формы, которую издатель назвал Gerrymander — от фамилии губернатора штата Э. Джерри (E.Gerry) и слова (sala)-mander.

ДЖЕФФЕРСОН (Jefferson) Томас

(1743—1826) — американский просветитель и государственный деятель, автор проекта Декларации независимости США.

Д. был радикально-демократическим идеологом американской буржуазной революции, сторонником теории естественного права. Основные положения этой теории нашли отражение в написанной им Декларации независимости США (1776), где к числу естественных и неотчуждаемых прав отнесены жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждаются правительства, заимствующие свою власть из согласия управляемых. Выступая горячим поборником демократии. Д. полагал, что ее гарантии заключаются в возможности и праве народа периодически выступать против узурпаторов свободы. Д. разделял идею народного суверенитета. Его идеалом было свободное развитие мелкособственнического трудового фермерского хозяйства в условиях демократической республики, которую он считал панацеей от всех социальных противоречий. Д. принимал участие в составлении «Билля о правах» (1791).

ДИАСПОРА (< гр. diaspora рассеяние) — пребывание значительной части нации вне основного исторического региона ее происхождения (места развития). Д. возникает в результате насильственного выселения, угрозы геноцида и др. факторов.

ДИКТАТОР (лат. dictator диктующий , свою волю < dictare) — 1) в Древнем Риме — правитель, облеченный всей полнотой государственной власти, назначавшийся в чрезвычайных случаях по предложению сената на срок или бессрочно; 2) лицо, облеченное неограниченной властью в какой-л. области управления.

ДИКТАТУРА (< лат. dictatura неограниченная власть) — 1) в Древнем Риме — полномочия, власть или время властвования диктатора; 2) политический режим, характеризующийся неограниченной властью одного лица, небольшой группы или организации. Исторические разновидности Д. — тирания, азиатский деспотизм, цезаризм, диктатура пролетариата, фашизм, авторитаризм, тоталитаризм и др. Все они характеризуются неограниченным и бесконтрольным характером власти, монополизацией, низкой степенью легитимности власти, бесправностью человека, применением преимущественно репрессивных форм и методов социального контроля. XX в. знает две разновидности Д. — авторитаризм и тоталитаризм. Причины возникновения Д. усматривают в кризисах и разрушении традиционных структур общества, традициях, политической культуре народов, психологии масс, отсутствии развитого гражданского общества.

ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА — понятие, выражающее сущность марксистских представлений о характере политической власти в ходе революционных социалистических преобразований (см. К. Маркс, В. И. Ленин).

ДИКТОКРАТИЯ — разновидность

Переходного (гибридного)политического режима. Д. возникает в случаях проведения либерализации без демократизации: правящая элита соглашается на некоторые индивидуальные и гражданские права без подотчетности обществу; предпочтение отдается политическому меньшинству, контролирующему значительную часть ресурсов в ущерб политическому большинству. Такой режим сложился, напр., в Кении и Кот - д'Ивуаре, а также в ряде др. африканских государств.

ДИЛЕММА (гр. dilemma < di(s)flBa> + lemma посылка) — необходимое* выбора из двух (как правило, нежелательных) возможностей.

ДИПЛОМАТИЯ (< гр. diploma складывать) — один из способов реализации внешней политики государства, осуществляется в форме официальной деятельности глав государств, правительств, органов внешних отношений государства и непосредственно дипломатов, способствующих достижению целей и задач внешней политики и защите интересов своего государств отдельных граждан за границей.

ДИРЕКТИВА (фр. directive < лат. diiere направлять) — распоряжение, руководящее указание, установка вышестоящего органа.

ДИСКРЕДИТАЦИЯ (фр. Discredited, подрыв доверия к кому-л.), умален престижа и авторитета.

ДИСКРИМИНАЦИЯ (< лат. discrimitio обособление, различение) — ограничение или лишение прав определенной категории граждан по признаку расовой или национальной принадлежности, по признаку пола, по религиозным и политическим убеждениям и т.д. Формами Д. являются сегрегация и геноцид.

ДИСКУССИЯ (< лат. discussio рассмотрение, исследование) — обсуждение какого-л. спорного вопроса, спор.

ДИССИДЕНТ (< лат. dissidens несогласный) — 1) человек, не придерживающийся господствующего вероисповедания; 2) лицо, находящееся в нравственно-политической оппозиции к существующей власти и официальным политико-правовым нормам и ценностям.

ДИССОНАНС (< лат. dissonus разноголосый, нестройный) — разлад, раздор, неблагозвучие.

ДИФФАМАЦИЯ (< лат. diffamare разглашать, лишать доброго имени, порочить) — публичное распространение сведений (действительных или мнимых), подрывающих репутацию какого-л. лица.

ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович (1836—1861) — литературный критик, публицист. Революционный демократизм Д. отличался конкретностью и радикальностью, соединенной с верой IB то, что идейно-психологические различия угнетенных классов играют огромную роль в освободительном движении. Будущее России Д. видел в победе i народной революции, считая, что она должна идти тем же путем революций. Которым шла Западная Европа в борьбе I с феодализмом. С революцией Д. связывал возможность быстрее пройти стадии, «фазисы» развития, которые уже прошла Западная Европа. Вслед за Н. Г. Чернышевским Д. полагал возможным путь некапиталистического развития России, использования крестьянской поземельной общины как основы построения социалистического общества. Главной тенденцией исторического прогресса Д. считал «борьбу аристократии с демократией, людей трудящихся с дармоедами». В отличие от Чернышевского, связывавшего с просвещением народных масс подготовку к революционным действиям, Д. считал крестьянство не только способным к революции, но и способным в любой момент начать ее, стоит лишь организовать его «живые силы». По его мнению, ни просвещение, ни тайные организации, ни литература не могут поднять народ против самодержавия, если он сам не почувствует потребности искоренить социальное зло. Противоречивость политического идеала Д. заключалась в синтезировании некоторых черт правового государства с элементами общинного самоуправления. При этом юридическое равенство граждан правового государства расширялось до их социального равенства.

ДОГМАТИЗМ (< гр. dogma мнение, решение, учение) — некритический, односторонний, антиисторический тип мышления, оперирующий неизменными понятиями без учета конкретных условий места, времени действия, опирающийся на бездоказательные, произвольные положения.

ДОЙЧ (Deutsch) Карл (1912) — немецкий политолог, бывший президент Международной и Американской ассоциаций политических наук. С 1967 — профессор Гарвардского университета. Разработал «информационно-кибернетическую модель» политической системы. Основные работы: «Нервы управления: модели политической коммуникации и контроля» (1963), «Национализм и его альтернативы» (1969), «Политика и государство. Как люди решают свою судьбу» (1970).

ДОКТРИНА (лат. doctrina учение < docere учить) — систематизированное философское, политическое или идеологическое учение, совокупность принципов, концепция.

ДОКТРИНЕР — человек, слепо следующий какой-л. доктрине, заученным формулам и правилам; схоласт, начетчик.

ДОМИНИОН (англ, dominion < лат. dominium владение) — название самоуправляющихся частей бывшей Британской империи, а после 1931 некоторых стран, бывших английских колоний, получивших независимость, но оставшихся членами Содружества и признающих в качестве главы государства британского монарха..

ДУАЙЕН (фр. doyen старейшина) — лицо, возглавляющее дипломатический корпус, старейший по времени аккредитования в данной стране дипломатический представитель высшего ранга.

ДУМА — с 1993 название органов представительной (законодательной)власти в ряде субъектов РФ (напр., Московская городская Д.).

ДЮВЕРЖЕ (Duverger) Морис (1917) — французский социолог и политолог, специалист в области политической социологии.

Мировая известность пришла к Д. после выхода книги «Политические партии». В ней рассматривались структурно-организационные основы партий, особенности их становления и | вития как институционализированнь общностей, впервые в политологии был поставлен вопрос о взаимосвязи партийной, парламентской и избирательной систем. Д. были сформулированы «три социологических закона» в связи избирательных и партийных систем. Их содержание сводится к следующим положениям: 1) пропорциональная избирательная, система обусловливает возникновение многопартийной системы, характеризующейся существованием автономных партий жесткой внутренней структурой; 2) абсолютная мажоритарная избирав тельная система порождает партийную систему, в которой партии занимав ют гибкие позиции и стремятся к взаимному компромиссу; 3) относительная мажоритарная избирательная систем? влияет на формирование двухпартийной системы.

Д. неоднократно консультировал правительства некоторых стран по проблемам конституционного права и избирательной борьбы. Награжден орденами Франции, Мексики и Греции.

Основные работы: «Политически партии» (1951), «Идея политики. Применение власти в обществе» (1966),' «Янус. Два лика Запада» (1972), «Социология политики: элементы политической науки» (1973).

ДЮРКГЕЙМ (Durkheim) Эмиль (1858—1917) — французский философ и социолог. Д. в развернутой форме представил один из первых вариантов структурно-функционального анализа, разработал концепцию аномии.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Политология
Список тегов:
военная демократия 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.