Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Демидов А., Федосеев А. Основы политологии
XI. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. ОБЪЕКТИВНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПОЛИТИКИ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
Сфера политических отношений достаточно многообразна, она включает в себя и институты, и процессы, и действия, и различные системы обоснования этих действий. Понятие «политическая деятельность» дает возможность в анализе политики сосредоточить внимание на наиболее подвижном, динамичном ее аспекте — разнообразных действиях людей, направленных на реализацию той или иной политической цели.
Важнейшими чертами такой деятельности служат: сосредоточение усилий именно на общих проблемах, потребностях существования социальной целостности; рассмотрение государства, его интересов в качестве основных институтов решения этих проблем;
183
использование политической власти как главного средства
достижения поставленных целей.
Органическая связь с властью делает политическую деятельность мощным фактором управления, целенаправленной ориентации и упорядочения действий. Изучение данной стороны политики позволяет выявить зависимость политических событий и процессов от состояния, направленности мыслей и действий тех людей, которые в политику вовлечены. Существует сложный комплекс устойчиво действующих, не зависящих от субъекта политики обстоятельств, игнорирование которых обрекает политическую деятельность на неудачу, а учет служит обязательным условием обеспечения ее успеха. В их число входят по
крайней мере следующие.
Законы политики. Их специфика заключается в том, что они
действуют не помимо людей, а проявляют себя как совокупность условий, потребностей, интересов, требующих усилий в определенном направлении и направляющих таким образом ход политических процессов. Очевидна, например, связь экономической инициативы и политической свободы, демократии и расширения круга людей, участвующих в принятии экономических, хозяйственных решений. От уровня экономического развития зависят возможности политической деятельности, проблемы, решение которых
требует властного государственного вмешательства.
Условия. Объективная взаимосвязь обстоятельств и факторов, влияющих на течение политической деятельности. Для истории характерно постепенное расширение круга факторов, служащих объективным основанием политической деятельности, выступающих в качестве ее стимулов. Например, глобальный характер современных экологических проблем диктует жесткие ограничения, пределы для политической деятельности, исключая одни ее виды, например войны, делая необходимыми многие виды других: разработка согласованной в рамках планеты природоох ранительной политики, защиту озонного слоя или восстановление
лесов.
Потребности. Это комплекс условий, воспринимаемых
людьми как абсолютно необходимые для нормального существования. При этом растет не только их объем, но и качественные параметры, степень многообразия потребностей. Усложняются многие традиционные потребности. Например, безопасность ныне не сводится только к военному ее аспекту, но включает и такие параметры, как экологическая, правовая, радиационная безопасность, эффективная система социального обеспечения и здравоохранения и т. д.
Расширение социальных потребностей вызывает рост многообразия интересов — отношений между людьми и социальными группами по поводу удовлетворения потребностей.
184
Для определения направленности, вида политической деятельности решающее значение имеет степень, мера представленности частного интереса в политическом. Ведь ткань политики буквально сплетена из сложнейшего взаимодействия частного и общего интересов, это неизбежно и необходимо, но политика не может строиться ни на эгоизме, ни на альтруизме целых социальных групп.
Культурная, образовательная среда, в которой политическая деятельность разворачивается. Многие, ее компоненты практически не зависят от людей, и должны приниматься ими во внимание: это традиции, настроения, укорененные в определенной социальной группе стереотипы мышления и поведения.
В процессе детерминации политической деятельности действуют не абстрактные законы, интересы, обстоятельства и позиции, но их конкретные, обусловленные временем, местом модификации факторы как постоянного и долговременного действия, так и динамично меняющиеся. Их сочетание порождает политическую ситуацию — свойственное данному времени, месту взаимодействие объективных обстоятельств, непосредственно определяющих возможности и задачи политической деятельности, служащих причиной политического события. Стержень политической ситуации — отношения между вовлеченными в политический процесс социальными группами, но формируются эти отношения широким кругом факторов экономического, социального, политического и культурного порядков. Все элементы политической ситуации оказываются взаимосвязанными и требуют от субъектов политики определенного образа действий.
Смысл ее правильной оценки — в установлении связи объективных обстоятельств с действием политических сил. Каждое из состояний политической ситуации содержит в себе целый комплекс возможностей, осуществление которых зависит от активности, направленности действий вовлеченных в политику сил.
Здесь как бы фокусируются, отбираются и усиливаются социальные противоречия, значимость отдельных из них многократно увеличивается. В борьбе противоположных социальных сил, факторов детерминации — сущность, а в альтернативности выбора возможных направлений действия — показатель зрелости политической ситуации. Нетрудно видеть и то, что возможности, которые открываются в политической ситуации, не равнозначны, как и объективные социальные связи, отношения, которые их формируют, они могут быть необходимыми, а могут быть случайными, преходящими. Умение в гуще противоречий, социально-политических событий и тенденций выделить именно необходимые, определяющие, не возводить случайности в ранг
185
необходимости и, наоборот, не низводить явления необходимые до уровня случайных при определении направления политической деятельности в значительной степени определяет успех политической деятельности.
Следствием противоречивости политической ситуации служит постоянное динамическое изменение содержания ее элементов, характера их соотношения, способа объединения.
В системе факторов, входящих в политическую ситуацию, весьма важно выделение решающего звена, ключевого элемента этой противоречивой целостности. Его влияние получило название «сверхдетерминации» . В качестве элемента сверхдетерминации может выступать определенная экономическая или экологическая проблема, политический процесс, деятельность личности, состояние психологии, явление культурной жизни и т. д.
Существует ряд практических следствий учета этого положения и его возможностей в детерминации политических процессов. Во-первых, это значение первоочередного воздействия именно на этот элемент для последующего изменения всей политической ситуации. Во-вторых, в обеспечении процесса сверхдетерминации активная деятельность, в частности, деятельность политической партии или движения, лидера играет большую роль. В-третьих, следствием конкретного, уникального характера политической ситуации служит возможность постоянного изменения ведущего элемента сверхдетерминации, что исключает шаблонный подход к оценке и программированию политической деятельности.
Способность правильного отражения политической ситуаций дает важные преимущества в политической деятельности тому, кто ею владеет. Противоположностью этого политического качества является то, что можно назвать «политической слепотой», когда субъект, осуществляющий политическую деятельность, не воспринимает важных компонентов политической ситуации, абсолютизирует значение других ее компонентов, а ситуации в целом дает извращенное истолкование.
2. РАЦИОНАЛЬНОЕ И ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ В ПОЛИТИКЕ
В процесс детерминации политической деятельности включены все элементы политического сознания, они здесь активно взаимодействуют, а их последствия часто просто сливаются. В процессе взаимодействия они образуют две основные модели субъективной детерминации политической деятельности — рациональную и иррациональную. Рациональность в политике выражается в способности выбора средств, соответствующих целям, постановке и выборе целей самим субъектом политического действия, в его стремлении владеть более полной, совершенное инфор-
186
мацией. Политическая жизнь изобилует и моментами явной иррациональности, выражающейся в доминировании эмоций, несоответствии средств и результатов1 целям политического действия, его дезорганизации и давлении утопических и даже мистических элементов сознания. Очевидно и то, что по мере наращивания в политике стихийных, иррациональных начал она все в меньшей степени соответствует своему назначению, теряет способность быть регулирующим фактором социальных отношений, не управляет, а дезорганизует общество.
Меру соотношения рационального и иррационального моментов в политике, по сути дела, определяет степень информированности участвующих в ней людей о происходящих событиях.
Вводя в сферу познавательного интереса и политической ориентации новые факты, раскрывая новые процессы и позиции по отношению к ним, информированность оказывается для политики, по сути дела, формой социального познания, предшествующей таким формам, как научное осмысление, теоретическое отражение или прогнозирование. Правдивая и полная информация позволяет привлечь социальное внимание к определенной проблеме, показать политическое значение того или иного факта, события или процесса. Знание о них, став достоянием общественного мнения, вызывает эмоциональный отклик, влияет на определение социальной позиции многими людьми. Так, информация о фактах дикого произвола, многотысячных систематических расстрелах, пытках, внесудебных репрессиях, ориентировочные подсчеты жертв сталинизма изменили мнение многих людей, ценивших Сталина (при признании его «ошибок») за твердую волю, установление «порядка» в стране, полководческий «талант», в сторону оценки Сталина "и всего, что с ним связано, в качестве величайшей национальной трагедии, не имеющей оправдания.
К достоинствам информированности как детерминанты политической деятельности относятся непосредственность и яркость отражения, разнородность фактов и мнений о них, к недостаткам — фрагментарность, возможность превалирования чисто эмоциональной оценки сложной социальной проблемы, зависимость от эгоистических или групповых интересов.
Свобода выбора варианта развития реально осуществима только при полной информированности, что делает ее действенным фактором политической деятельности и политического выбора. Именно этим объясняется быстрый крах системы административно-казарменного социализма, произошедший в относительно короткий срок сразу во многих странах, в силу выявления в свете достаточно полной информации технологической, экономической, социальной неэффективности, а в ряде аспектов (экология, здравоохранение,
187
уважение прав человека) и просто опасности дальнейшего сохранения подобной модели развития. Здесь мы, видимо, имеем один из первых в истории примеров, когда смена направлений, типов развития, т. е. революционные перемены, произошли в определяющей степени как результат именно большей информированности.
Нетрудно видеть, что несмотря на присутствие в политической
деятельности и ее регуляции многочисленных элементов рациональности (знания, цели, программы, информация и т. д.) политический процесс или действие в случае своей практической реализации далеко выходит за рамки просчитанной программы, согласованной схемы, предусмотренной задачи. Это происходит прежде всего потому, что существование любого фрагмента политической реальности зависит от гигантского числа разнородных факторов, взаимодействия множества людей с различными интересами и типами сознания. Причем только некоторая часть этих факторов может быть объектом рационального отражения. Другие же остаются за порогом такого учета и формируют представления о значении в политике различных факторов, природа которых может быть постигнута только в формах внелогичной, иррациональной духовности.
О значении иррационального в политике говорят по крайней мере три очевидных довода. Во-первых, это известные факты стимулирования политической деятельности не только знанием, информацией, программами, но и предрассудками, страстями, слухами, неправильно понятыми интересами и т. д. Во-вторых, обращает на себя внимание устойчивое несовпадение целей и результатов, целей и средств в политике, ощутимая дистанция между планируемым и действительным. В-третьих, это постоянное использование участниками политического процесса многочисленных терминов с неясным смыслом, которые зачастую подвергаются противоположным истолкованиям представителями разных политических позиций. Иррационализм в политике служит следствием монополизма в суждениях, отсутствия таких необходимых мыслительных процедур, как критика и самокритика при отказе индивида от самостоятельности в суждениях и поступках. Ведь свобода, разумность и рациональность — взаимозависимые характеристики социальной деятельности. Несвобода, лишение личности или коллектива способности самостоятельно принимать решения ведет к потере рациональности в поведении, особенно когда речь идет о массовых действиях. Люди, будучи сведенными в несвободную массу, начинают действовать иррационально, вопреки логике, принимать решения, неверные до смешного.
Достаточно напомнить такие политические акции в общем-то недавнего прошлого нашей страны, как предпринятый в 1962 г.
188
раздел областных комитетов КПСС на промышленные и сельские, или поток государственных наград, обрушившийся на Л.И. Брежнева, или нашу мелиорацию, во многих регионах сведенную к расточительному обводнению, деградации огромных земельных ресурсов. Это привело наше общество в недавнем прошлом к какой-то безумной расточительности, когда большие, но в общем-то ограниченные ресурсы расходовались чисто традиционно, иррационально, без попытки подкрепить нарастание материальных вложений в ту или иную отрасль экономики соответствующим изменением структуры экономических отношений. Ведь именно такая ситуация существовала до поры до времени в сельском хозяйстве, когда огромные капитальные вложения в эту отрасль приходили во все больший разрыв с отсутствием отдачи от них, с отказом на политическом уровне от попыток рационально осмыслить, почему это происходит именно таким образом. Иррационализм в политике служит следствием монополизма в суждениях, отсутствия таких необходимых мыслительных процедур, как критика и самокритика, отказ индивида от самостоятельных суждений, а в конечном счете даже такого иррационального фактора, как страх, наступающего вследствие отсутствия политических гарантий безопасности личности.
Иррационализм в политическом мышлении и действии своим происхождением в значительной степени обязан отказу субъектов политической деятельности от самостоятельности, автономности политического мышления в пользу приоритета автономности коллективного разума. Но действительная истина не может носить чисто конвенциональный характер, она практически всегда обязана своим происхождением субъекту или субъектам познания. Это же относится и к выработке политического курса, все составляющие которого должны и имеют личностное происхождение, хотя и предполагают процесс принятия или непринятия организацией. То есть участие личности в коллективном историческом и политическом творчестве отнюдь не предполагает отказа от собственной субъективности. Личный вклад, защита собственных принципов и взглядов повышают ответственность человека за истинность, успех реализации политической программы.
Анонимное коллективное творчество, обезличенный «коллективный разум» такую ответственность снимают, открывают дорогу волюнтаризму и прожектерству. И в этой ситуации та или иная идея первоначально возникает и оформляется в одной и не обязательно высокопоставленной голове, но в дальнейшем, пройдя через бесконечные бюрократические согласования, подвергаясь воздействию носителей различных интересов и уровней политического мышления, она постепенно превращается в
189
обезличенный продукт, за истинность и характер реализации которого никто ответственности не несет. Анонимность вносит в политику элементы волюнтаризма и авантюризма, ведь все можно списать на ошибки «коллективного разума», который оказывается аппаратом людей, способных обосновать, рационализировать и тиражировать любое мнение, исходящее из достаточно авторитетного источника. Анонимность умножает неразумие одного человека на авторитет коллективного органа, но ее результаты подрывают в таком случае авторитет именно коллективного органа или даже системы. Инициатор же остается неизвестным и незатронутым критикой и ответственностью. При этом следует иметь в виду, что анонимность в политике всегда относительна, рано или поздно здесь все становится на свои места, и политическая история насыщается именами.
Умножение количества императивов социального бытия: экологических, энергетических, гуманитарных, медицинских — предъявляет все более жесткие требования к политической деятельности. Растет необходимость не только увеличения направлений поиска ее наиболее оптимальной стратегии, но и постепенного замещения внелогических, мифологических форм ее стимулирования точной информацией и выводами ученых, статистическими данными и их сравнительным анализом, сопоставлением программ разных политических сил и партий, математическими прогнозами и мнениями экспертов.
3. СООТНОШЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И СРЕДСТВ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В процессе перехода от политической рефлексии к политической практике обязательно встает решающая для определения характера и результата политической деятельности проблема соотношения целей и средств.
Поскольку проблем и задач, которые ставятся и решаются в ходе политической деятельности, великое множество, а их разнообразие весьма значительно, столь же широким должен быть набор используемых здесь средств. В значительной степени именно от разнообразия освоенных средств политической деятельности зависят ее характер, возможности и результаты. Разрушительным для политики оказывается использование средств, неадекватных ее целям. Такие средства в политике деформируют результаты, искажают цель, делают ее объектом корыстного или невежественного манипулирования.
В политике всегда существовали средства жесткие или крайние, нацеленные на быстрое, без задержки на промежуточных этапах получение желаемого результата, с затратой максимума
190
сил и ресурсов, требующие значительного напряжения человеческих эмоции и возможностей, и средства мягкие или умеренные, использование которых дает множество промежуточных результатов, требует большего времени и не порождает столь острых конфликтов, как первый тип средств.
Склонность к использованию крайних, жестких средств политической деятельности, неприятие каких-либо промежуточных ее форм называется политическим экстремизмом. Атрибутами политического экстремизма служат такие черты, как замещение анализа всякого рода запретами, рассмотрение стремления к контактам и обменам в качестве показателя злонамеренности, исключение возможности компромиссов . В рамках этого сложного политического явления можно выделить несколько разновидностей: программный экстремизм, его облик определяется типом идеологии, принятой цели. Такой экстремизм характерен, например, для расизма, фашизма, по сути дела, требующих для осуществления своих политических целей уничтожения политических противников и оппонентов или радикального ограничения их прав; ситуационный экстремизм, использование крайних средств политической борьбы здесь навязывается, задается положением, в котором находится субъект, не оставляющим иной возможности, кроме обращения к крайним, наиболее жестким средствам политической борьбы, например, в условиях сопротивления иноземным захватчикам или при разгуле в обществе наиболее опасных форм преступности; экстремизм эмоциональный возникает как массовая, стихийная реакция на то или иное событие, решение, резко меняющее положение, в котором находилась группа людей, требующее немедленного ответного действия, но не дающее времени для его программирования и организации.
В рамках экстремистских форм политической деятельности может использоваться достаточно широкий набор средств достижения целей. Но наиболее распространенным оказывается насилие, в политике выражающееся в использовании разнообразных разрушительных по отношению к противнику или политической организации действий. Насилие — это элемент политической жизни, который широко распространен и подвергается самой противоречивой интерпретации в политической теории, от абсолютного отрицания до наделения его самыми чудодейственными атрибутами и невиданными творческими способностями. Очень часто власть и насилие вообще отождествляются или объявляется, что «великие вопросы в жизни народов решаются только силой» .
191
Как бы мы ни относились к насилию, следует видеть его корни в самой природе политики, в антагонизме, противоречивости тех интересов, взаимодействие которых составляет самое ткань политической реальности, когда для обеспечения одних интересов надо отбросить или подавить другие. К насилию в политике прибегают прежде всего в силу его способности компенсировать недостаток как объективных условий, так и многих средств достижения политических целей. Оно может замещать функцию производительных сил в обществе, выступать средством объединения и источником политической инициативы4, привлекает своей способностью вмешиваться, прерывать или корректировать объективно заданный ход событий, ломать автоматизм, неизбежность истории.
Но применение насилия в политике содержит в себе ряд существенных ограничений. Его последствия трудно поддаются учету и прогнозированию; давно подмечено, что насилие создает больше проблем, чем их решает, часто порождает следствия, полностью разрушающие первоначальные замыслы. Когда к насилию прибегают правящие в обществе группы, следует помнить, что «в использовании насилия превосходство правительства всегда было абсолютным. Но это превосходство длилось до тех пор, пока структура власти правительства оставалась нетронутой, пока команды выполнялись и армия и полиция были готовы применять свое оружие. Когда этого больше нет, ситуация резко меняется. Не только восстание не подавляется, но оружие само меняет руки» .
Существуют некоторые предпосылки, позволяющие ограничивать масштабы насилия в политике, изменять отношение к нему как к средству решения политических проблем. Необходимо понимать, что почти все формы политического насилия порождаются узостью культурных оснований политической деятельности, владением ограниченным арсеналом средств, методов политической деятельности. С прагматической точки зрения насилие допустимо в том случае, если его использование не создает угрозы по крайней мере для своего источника; так, действие этого предела позволяет удерживать многие государства от использования оружия массового поражения, в частности ядерного. Есть и моральные ограничения. Они вступают в силу тогда, когда целесообразность применения насилия соотносится с ценностью человеческой жизни.
Очевидна целесообразность возможности применения силы для предотвращения неконтролируемого роста актов насилия и количества их жертв.
Вольное обращение со средствами политической деятельности
192
связано в конечном счете с пренебрежением к человеку, рассматриваемому в таком случае в качестве игрушки социально-исторических обстоятельств.
4. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Политическая деятельность неоднородна, в ее структуре можно выделить несколько четко выраженных состояний. Их анализ целесообразно начать с вида деятельности, политическое значение которого несомненно весьма велико, но смысл которого заключается как раз в неприятии и отрицании политики. Им является политическое отчуждение.
Оно выражается в сосредоточении усилий человека на решении проблем личной жизни при их отрыве и противопоставлении жизни общественной, политической. Политика рассматривается в сфере отчуждения в качестве деятельности, не касающейся реальных проблем, человеческих интересов, контакт с политической властью выглядит как дело в основном крайне нежелательное, как, например, рекрутская служба, всякого рода повинности. Здесь устанавливается чисто принудительная связь с государством через систему обязанностей, налогов, податей и т. д.: «отчужденные отвергают политику потому, что они чувствуют, что политика отвергает их. Они верят, что, голосуют они или нет, решения принимает истэблишмент» .
Для правяших групп политическое отчуждение выражается в превращении государственной службы в сферу обслуживания только частных, узкогрупповых интересов, власть узурпируется отдельными людьми, подменяется борьбой клик, представляющих корпоративные интересы. Служение интересам социальной целостности превращается в средство поддержания только индивидуальной жизни. Ярким проявлением политического отчуждения служит феномен бюрократизма.
В сфере политического отчуждения служение интересам социальной целостности стимулируется участием в развитой системе социальных привилегий, собственно, разрывающих бытие социальной целостности, когда важнейшие составляющие этого бытия: снабжение, транспорт, отдых, жилье, расселение — у разных членов общества просто никогда не соприкасаются, когда чиновник, подобно герою романа А. Бека «Новое назначение», всего себя отдает работе, службе на благо народа, но даже не знает, сколько стоит билет в метро, просто потому, что никогда им не пользуется.
По мере нарастания разрывающего политическую целостность отчуждения укореняется губительная для существования политической системы идея, что каждый защищает себя сам, что надеяться
193
на поддержку официальных властных структур не имеет смысла, а превалирующими типами социальных действий становятся или мятеж, или потребительство.
Верным знаком политического отчуждения служит нарастающая ритуализация политической деятельности, когда она все больше превращается в повторяющуюся систему действий, лишь внешне похожих на деятельность, но не имеющих необходимой для нее структурной полноты. В ритуале абсолютизируется или цель в ущерб средству, или средство в ущерб цели и результату и т. д. Так появляются президиумы без реальных функций по управлению собранием или избирается единодушным голосованием «почетный президиум», так проводятся демонстрации и собрания без цели и результата, избираются депутаты без власти и возникает парадоксальная ситуация, когда «число лиц, избранных в различные государственные и общественные органы, достигло трети взрослого населения страны, но при этом их основная масса была отстранена от реального участия в решении государственных и общественных дел» .
Политическое отчуждение не является состоянием, абсолютно
неподвижным и лишенным противоречий и движения. В нем действуют по крайней мере три тенденции. Во-первых, тенденция к углублению политического отчуждения, нарастание апатии и безразличия в отношении к проблемам политики, социальной целостности, переключение внимания на другие виды деятельности, ограничение ее чисто личностными проблемами и интересами. Но абсолютное господство этого состояния оказывается невозможным прежде всего потому, что это оборачивается практически полным отстранением людей от влияния на управление делами общества, сужением социальной опоры политического строя, что ведет общество к неминуемому кризису. К тому же сфера частных интересов не может быть отделена, непроходимой стеной от интересов общественных и политических, и их реальное удовлетворение невозможно без обращения• к сфере политических отношений, т. е. без политической деятельности
того или иного вида.
Таким образом, формируются основания для действия еще
двух тенденций, связанных с преодолением политического отчуждения, вхождением в сферу политики, которое может осуществляться по крайней мере в двух формах: политической пассивности и политической активности. Политическая пассивность — это тикай вид политической деятельности, в рамках которой субъект, а им может быть как индивид, так и социальная \ группа, не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы, не действует в качестве самостоятельной политической силы.
194
Пассивность в политике не бездеятельна, это форма деятельности и форма политики, но политики не самостоятельной, реализующей не свои собственные, а чуждые интересы. Видом политической пассивности является конформизм, выражающийся в принятии социальной группой ценностей политической системы как своих собственных, хотя они и не соответствуют ее фундаментальным интересам. Средством формирования конформистских политических установок служит специфическая техника воздействия на сознание и поведение людей — манипулирование, предполагающее «превращение людей в управляемые объекты, деформацию их внутреннего мира, мыслей, чувств и поступков и тем самым разрушение их личностей путем влияний, которые искажают представления о действительных интересах и потребностях и незаметно, при кажущемся сохранении свободы воли, подчиняют людей воле, им чуждой» . Система манипуляции ориентируется прежде всего на подсознательную сферу психики людей, а ее методы и средства в современных обществах становятся все более изощренными, активно используют достижения психологии и социологии.
Действие другой тенденции — движения от политического отчуждения к политической активности — начинается со специфического состояния негоции-отрицания — такой позиции личности, социальной группы, которая отвергает навязываемый ей политический порядок, политическую систему. Это отношение пока недеятельно, оно находится в рамках политического отчуждения, но уже движется к выходу из него. Форм и степеней интенсивности негации может быть много, она бывает абсолютной, отвергающей всю политическую систему, и частичной, когда не принимается некоторый фрагмент системы: может охватывать как определенные социальные группы, так и весь общественный класс и т. д. Примером частичной негации может быть, например, гражданское неповиновение, неучастие в выборах.
Несмотря на значительную близость негации и отчуждения, необходимо видеть качественную границу между ними. Отчуждение пассивно, неподвижно, негация — это уже поворот к активной позиции, она всегда выражается в чем-то политически значимом — в оппозиции, мнении, действии. Между различными состояниями негации существует активное взаимодействие, множество переходных фаз, частичная форма может перерасти в абсолютную и обратно.
Критерием политически активной деятельности служит стремление и возможность, воздействуя на политическую власть или непосредственно используя ее, реализовать свои интересы.
Становление политической активности означает формирование способности действовать, исходя из объективной связи любой
195
проблемы существования социальной группы с противоречиями, характерными для всего общества. Процесс становления политически активной деятельности проходит через множество переходных форм, и каждая из них содержит возможность как движения вспять — в тупики политической пассивности и апатии, так и движения к повышению уровня активности, организованности и целенаправленности действий в политике. Магистральное направление этого процесса — политизация — нарастание понимания связи действий социальной группы с проблемами, определяющими существование социальной целостности.
Начальная стадия выраженной активной деятельности, когда политический субъект осуществляет четкий выбор тенденции
действия,— это политическая, позиция.
Зрелая форма политической активности — это политическое движение, т. е. такое целенаправленное и долговременное социальное действие определенной социальной группы, которое своей целью имеет преобразование политического строя или его
сознательную защиту.
Четко выраженными чертами политического движения являются: относительная длительность существования; наличие ясной программы или цели; охват больших групп людей; направленность на обеспечение или сопротивление изменениям
в обществе.
Частные усилия социальной группы или даже личности на
уровне политического движения рассматриваются как необходимые элементы совокупных усилий по решению проблем социальной целостности, государства. В рамках политического движения ключевым моментом решения социальных проблем, выдвигаемых в программе задач, рассматривается соответствующее изменение
государства, систем управления.
Смысл политического движения — в достижении конкретной цели, от этого зависит время и этапы его существования, успех или неудача. Если цель политического движения не достигается, то возникает состояние, которое называется «смерть движения». Такой конец наступает в силу разных причин, среди которых
выделяют следующие: непреклонность, ведущую к возникновению ситуации, когда
цель, программа движения все в меньшей степени учитывают конкретные обстоятельства, возможности той политической ситуации, в которой движение развертывается; институализация — главным в движении постепенно становится не достижение программной цели, а обеспечение
196
функционирования организационного механизма, аппарата, на поддержание жизнеспособности и благополучия которого тратится все больше усилий и ресурсов, живое дело превращается в кормушку для функционеров, программная цель попросту теряется; переживание первоначальных требований — эта ситуация возникает тогда, когда интересы, потребности, вызывающие движение, в силу тех или иных причин исчезают, замещаются другими, комплекс социальных проблем, из которого выросла необходимость самого движения, разрушается или трансформируется в другие проблемы, требующие уже или другого движения, или иных способов решения .
Характер политической активности значительно изменяется в зависимости от специфики проблем, ее вызвавших и стимулирующих, времени возникновения, задач, на решение которых она направляется, состава участников. В современных условиях отмечают следующие наиболее общие тенденции ее изменения: рост стремления граждан действовать вне традиционных форм политической активности и участия, предпочтение жестко оформленных политических партий политическим движениям без четко оформленной организационной структуры; объединение все чаще осуществляется не вокруг какой-либо партии, а вокруг проблемы, по поводу ее решения; растет количество граждан, интересующихся политикой, но одновременно падает численность партий; все больше людей склонны к независимой политизации, т. е. свое участие в политике они не связывают с принадлежностью к той или иной действующей политической силе, структуре, стремятся действовать независимо .
Нетрудно видеть, что политическая деятельность как социально-исторический феномен неоднородна. Между ее полюсами — политической пассивностью (подчинение интересам другой социальной группы) и политической активностью (самостоятельной деятельностью социальной группы в политике, целенаправленном проведении и защите собственных интересов и целей) — лежит целый спектр разнообразных видов и типов политической деятельности.
Множество видов политической деятельности связаны не с активным изменением, обновлением социальных систем, а с обеспечением достигнутого состояния, нормального функционирования государственного аппарата, хозяйственного механизма. Сюда входит деятельность служащих государственного аппарата, многие политические действия представителей господ-
197
ствующих группировок, социальных сил, их политических организаций. Политическая активность может быть направлена и на воссоздание старого, реконструкцию прошлых общественных и политических отношений w структур. С другой стороны, позитивное отношение к изменениям может быть не только активным, но и пассивным, когда они рассматриваются как необходимые и желательные, но происходящие как бы сами по себе.
В политической теории наряду с понятиями «политическая деятельность», «политическая активность» широко используются для обозначения сходных по своему значению феноменов понятия политического участия и политического поведения. В чем смысл данных терминов, каково их соотношение с уже рассмотренными понятиями и возможности их использования в категориальном аппарате политической теории?
Наиболее распространенный смысл термина «политическое участие» — обозначение тех форм политики, которые не связаны с профессиональной политической деятельностью, это «такая деятельность частных граждан, которая более или менее прямо ориентирована на влияние, на отбор правительственного персонала или на его действия» . Формы участия могут быть самыми различными по своему направлению и Значению, в частности, выделяют участие активное, инициативное, и пассивное, поддерживающее, но их общим свойством является включенность субъекта политики в политическую систему, принятие ее основных норм, правил поведения: «участвовать означает действовать в процессе, а не на процесс» . Данное понятие находит свое место также на уровне конкретного социологического анализа при описании степени вовлеченности личности, социальной группы в активное политическое действие.
Важную, существенную сторону политической активности раскрывает понятие политического поведения: ее механизм, структуру, способы реализации целей, оно позволяет разнообразные проявления политической активности свести к системе отдельных действии — элементов.
Таким образом, понятие «политическая деятельность» отражает все многообразие действий людей в сфере политики, а понятие «политическая активность» — ведущую творческую, преобразовательную форму политической деятельности, выражает сущность политики — реализацию социальной группой своих собственных интересов. Политическое участие — это характеристика степени вовлеченности субъекта в политически активное действие, а понятие «политическое поведение» позволяет раскрыть механизм, структуру политической деятельности.
198
5. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
Имея огромное значение для определения успеха и направленности политических процессов, этот вид политической деятельности соединяет в себе важнейшие, сущностные черты политики: власть, авторитет, влияние, руководство, выражение и представительство интересов. Смысл этого явления заключается в осуществлении авторитетного руководства в сфере политики.
Авторитетной же является такая власть, которая принимается теми людьми, на которых она распространяется. Они добровольно подчиняются ей, т. е. соглашаются, видят для себя выгоду ? передаче части своих политических полномочий и прав другому лицу или институту. Он же берет на себя обязательство эти права и полномочия использовать во благо тех, кто ими его наделяет.
В основе феномена политического лидерства находится способность руководителя, а в этом качестве могут выступать как личности, так и организации, отражать и удовлетворять интересы своих последователей . Этим лидер отличается от иного типа руководителя — манипулятора, который действует вопреки интересам своих последователей. Другая важнейшая функция лидера — осуществление целенаправленного и успешного руководства. Она предполагает способность правильной оценки и соотнесения целей, наличных возможностей и ресурсов политического действия. Если в силу тех или иных причин эта способность отсутствует, то руководство не может быть успешным, а защита интересов последователей превращается в пустую декларацию. Политическое лидерство—это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого одни люди выражают и знают потребности, интересы своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие — отдают им добровольно часть своих политических, властных полномочий и прав для осуществления их целенаправленного представительства и реализации.
В результате слияния в политическом лидерстве этих двух взаимонаправленных потоков наступает чрезвычайно важное для политики и политической деятельности состояние взаимной мобилизации всех участников политического процесса: и руководителей, так как они знают, что их действия опираются на поддержку и одобрение массы и уверены в своих силах, и рядовых участников политического процесса или движения, ибо они чувствуют, что их интересы понятны, а цели сформулированы. В силу этого наступает значительная интенсификация политической жизни, она становится полнее и результативнее. Лидер и
199
последователи в результате взаимодействия усиливают, стимулируют действия друг друга.
Основой взаимной мобилизации служит наличие в процессе
политического лидерства такого важного компонента, как доверие, эмоциональная и практическая поддержка лидера его сторонниками. Доверие увеличивает возможности, эффективность деятельности политика. Люди охотно участвуют в реализации предложенных им целей. Его промахи не особенно замечаются, ошибки легко прощаются, а дефекты расцениваются как достоинства. Косноязычие становится признаком простоты и доступности, в метаниях от одного политического приоритета к другому видят признаки гибкости политической тактики, а в отсутствии какой-либо ясной программы видится полезный и необходимый
прагматизм.
Иная ситуация возникает в случае отсутствия доверия. Она
наступает прежде всего под воздействием утраты существенных качеств политического лидерства: способности представлять интересы последователей и добиваться осуществления выдвинутых целей. Силы политического деятеля в таком случае оказываются скованными, а сам он становится объектом жестокой критики и насмешки. Неосуществимость целей, которые он выдвигает, легко доказывается. Они действительно оказываются таковыми, ибо возможный массовый участник политического действия просто не считает их для себя значимыми и ничего не делает для их осуществления, или действует с точностью до наоборот.
Утрата доверия ведет к возникновению явления, противоположного лидерству,— противодействия или политического вызова. Оно выражается в различных проявлениях скрытой или явной враждебности по отношению как к самому лидеру, так и к тем ценностям, которые он представляет. Множатся различные нарушения писаных и неписаных норм, законов, побеги и эмиграция, восстания и революции.
Значение лидерства как важнейшего феномена в политической
жизни, часто определяющего судьбы целых стран и народов, делает его объектом пристального внимания представителей различных социальных наук. Изучаются экономические и социальные основания лидерства, анализируются психологические качества личности и массы, взаимодействующих в этом -феномене, поскольку лидерство — это вид руководства, изучаются управленческие аспекты его осуществления. Природа политического лидерства сложна и противоречива, среди этой категории людей были святые и негодяи, гении и довольно простоватые люди. Возник достаточно широкий спектр интерпретации феномена и
причин его возникновения.
200
Среди них можно выделить следующие.
Представление возникновения лидерства как результата срабатывания личных качеств, способностей руководителя, проявляющихся практически независимо от ситуации и настроения массы людей, которую он берется возглавить.
Наоборот, истолкование лидерства как порождения специфической ситуации, предъявляющей особые, только ей свойственные требования. Как только находится человек, который этим требованиям удовлетворяет, независимо от всех прочих его качеств, он и становится лидером.
Все зависит от массы, ее настроений и требований. Она способна видеть лидера в любом человеке, который этим требованиям, по ее мнению, удовлетворяет.
Весьма распространенной является фрейдистская идея, что в генезисе лидерства срабатывает отцовский комплекс — бессознательная предрасположенность массы к подчинению сильному, властному человеку, способному защитить и выразить ее глубинные чаяния. Подтверждение этого тезиса видят в широком распространении в политической лексике «отцовской» терминологии: «отец нации», «отец города», «отец народов» и т. д.
Лидерство—это, видимо, настолько сложный феномен, имеющий самые разнообразные причины, что при объяснении конкретной ситуации, связанной с его возникновением, надо иметь в виду все интерпретации его генезиса. То есть исходить прежде всего из признания его интегральной природы и рассматривать его в качестве результата взаимодействия самых разных свойств личности, ситуации, в которой ей приходится действовать, характера интересов, нуждающихся в выражении и представительстве.
Если это так, то правы те, кто называет в числе атрибутивных
качеств лидера такие, как: более высокий уровень образования, чем у последователей; более высокий профессиональный и социальный статус; наличие выраженных управленческих способностей. Видимо, прежде всего эти качества позволяют лучше чувствовать ситуацию, легче выразить себя, понять, что хотят другие люди. «Лидеров находят более общественно вовлеченными, более реалистичными, менее отчужденными и имеющими более определенные идеи об их личных устремлениях» .
Сложность и многообразие проявлений феномена политического лидерства предполагают и многообразие его типов. Варианты типологии лидерства зависят от выбора его основания. По отношению лидера к выдвинутой им цели или программе можно выделить романтиков, настойчиво стремящихся к полной и последовательной реализации ее, мобилизующих максимум сил и •
201
средств и не останавливающихся перед препятствиями и жертвами, ? прагматиков, способных четко соотносить наличные ресурсы и выдвинутые цели, отказываясь, если это требуется, от одной цели и выбирая другую, в данных условиях более реальную. По отношению к характеру используемых средстввыделяют лидеров-радикалов — сторонников решительных, дающих по возможности немедленный эффект средств, и лидеровреформистов, уповающих на постепенные преобразования, стремящихся обеспечить преемственность политического процесса. Различным бывает и отношение лидеров к своим сторонникам. Одни рассматривают себя в качестве представителя тех людей, которые их поддерживают, и свою основную задачу видят в выражении, более четком формулировании их требований; другие чувствуют себя носителями полностью понятных только им высших целей, исторических задач, в значение которых они
посвящают своих последователей.
Любопытную и легко запоминающуюся классификацию
политических лидеров предлагает М. Херманн , это лидер, определяющий цели и указывающий подходы к ним
сторонникам; лидер-«коммивояжер» — смысл своей деятельности он видит в
выражении и удовлетворении интересов своих последователей; «марионетка» — им руководят его сторонники; «пожарник» — его руководство — цепь реакций, иногда довольно хаотичных, на то, что происходит в действительности.
Поскольку лидерство — это вид авторитетного, властного руководства, то на его характер влияет и тип осуществляемой лидером власти. По классификации, введенной Максом Вебером, власть может быть: традиционной, опираться в своем осуществлении на механизм
традиции и ритуала. Лидер в этом случае является как раз носителем традиции, хранителем и знатоком ритуалов. Ясно, что это достаточно примитивный, отживающий тип властвования и
лидерства, хотя еще и встречающийся; легальной, опираться на законы, правила, нормы. В рамках
этого типа властвования лидерство связано со знанием и четким соблюдением норм политического процесса, их активным использованием для достижения поставленных целей, реализации
функций руководства; харизматическая власть и лидерство — специфический, часто встречающийся и весьма колоритный тип политического руководства. Его смысл — в особой связи между лидером и его последователями, когда он чувствует себя призванным для осуществления определенной цели, а они убеждены в наличии у него особых исключительных качеств, способности преодолеть любые трудности, предвидеть на много лет вперед.
202
Большое значение здесь имеет использование специфической техники влияния, смысл которой грубовато, но точно выразил Ф. Ницше: «Легко дать рецепт того, что толпа зовет великим человеком. При всяких условиях нужно доставлять ей то, что ей весьма приятно, или сначала вбить ей в голову, что то или иное было бы приятно, а затем дать ей это. Но ни в коем случае не сразу; наоборот, следует завоевывать это с величайшим напряжением, или делать вид, что завоевываешь. Толпа должна иметь впечатление, что перед ней могучая и даже непобедимая сила воли; или по крайней мере должно казаться, что такая сила существует» .
Харизма возникает из сложного переплетения рациональных и иррациональных моментов политической деятельности. Она складывается и из личностного обаяния, и из исключительных ораторских способностей, и из мученической судьбы, из дальновидности и решительности, проявленных в критические, поворотные моменты истории. Политическое лидерство на ее основе иногда принимает комические, а иногда и страшные формы. Но, видимо, поэтому смысл данного феномена надо знать и внимательно изучать.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел Политология
|
|