Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

5.1. О природе совести

СОДЕРЖАНИЕ

5. О СОВЕСТИ

Центром нашей духовной жизни является совесть. Переживания совести известны каждому человеку из личного опыта. Для одних они ассоциируются с положительными эмоциями, радостью, миром в душе, легкостью, освобождением. Для других - с резко отрицательными и острыми переживаниями, отравляющими душу, лишающими ее покоя, грызущими и колющими, от которых ни убежать, ни скрыться. Что же такое совесть?

Вот что о совести пишет Иван Александрович Ильин. "Совесть есть один из чудеснейших даров Божиих, полученных нами от Него. Это как бы сама Божия сила, раскрывающаяся в нас в качестве нашей собственной глубочайшей сущности. То, на что указывает нам совесть, к чему она зовет, о чем она нам вещает, есть нравственно-совершенное; не "самое приятное", не "самое полезное", не "самое целесообразное" и т.п., но нравственно-лучшее, совершенное, согласно тому, как указано в Евангелии: "будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный" /1, Мтф. 5, 48; 11, С. 110/".

5.1. О природе совести

Совесть дана каждому человеку от рождения и являет собой тонкое нравственное чувство. Человек ощущает присутствие совести как внутренний голос. "Совесть - это своего рода духовный инстинкт, который быстрее и яснее отличает добро от зла, нежели ум"/19, С. 93/. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках и не будет испытывать чувства вины, которое, является причиной многих психических расстройств и личностных комплексов.

Лучше всего природу совести описывает Священное Писание. В нем совесть связывается с сердцем, которое есть средоточие (центр) духовной жизни. В Евангелии Иисус Христос совесть называет оком, посредством которого человек видит свое нравственное состояние. Там же совесть уподобляется сопернику, с которым человеку необходимо примириться до того, как предстанет перед Судьей. А это значит, что совесть имеет свойство противиться нашим плохим, безнравственным поступкам и намерениям.

35

Наш личный опыт убеждает нас также в том, что этот внутренний голос, называемый совестью, находится вне нашего контроля и выражает себя непосредственно, помимо нашего желания. Подобно тому, как мы не можем себя убедить, что мы сыты, когда мы голодны, или что мы - отдохнувшие, когда мы усталые, так мы не можем убедить себя в том, что мы поступили хорошо, когда совесть говорит нам, что мы поступили плохо.

Угрызения совести в Евангелии сравнивается с "червем неумирающим", который будет мучить нераскаянных грешников в загробной жизни. Подобные мучения совести образно описал А.С. Пушкин в драматическом произведении "Скупой рыцарь":

Совесть -
Когтистый зверь, скребущий сердце; совесть -
Незваный гость, докучный собеседник,
Заимодавец грубый; это - ведьма,
От коей меркнет месяц и могилы.

И дальше с ужасом вспоминает старый рыцарь мольбы и слезы всех, кого он безжалостно обобрал. Подобные мучения совести изобразил Пушкин в драме "Борис Годунов", вкладывая в уста несчастного царя следующие слова: "...Да, жалок тот, в ком совесть нечиста!".

Совесть-всеобщий естественный нравственный закон. Наличие совести у человека свидетельствует о его сверхъестественном божественном происхождении. В Библии повествуется, что при создании человека Бог начертал в глубине его души Свой образ и подобие. Поэтому совесть называют голосом Божиим в человеке. Будучи нравственным законом, написанным прямо в сердце человека, она действует во всех людях, независимо от их возраста, расы, воспитания и уровня развития.

Антропологи, изучающие нравы и обычаи отсталых племен и народов, свидетельствуют, что до сих пор не было найдено ни одного даже самого дикого племени, который был бы чужд тех или других понятий о нравственно-добром и злом. Кроме того, многие племена не только высоко ценят добро и гнушаются злом, но большей частью сходятся в своих взглядах на сущность того и другого. Многие дикие племена стоят столь же высоко по своим понятиям о добре и зле, как и высокоразвитые культурные народы, хотя могут возводить в степень добродетели отдельные дела, которые с нравственной точки зрения должны быть осуждены.

Внутренний нравственный закон действует во всех людях, независимо от их вероисповедания, национальности, культурного и социального развития. Своими действиями этот закон совести то награждает человека, то наказывает его в зависимости от того, действует ли он по совести или против нее. Каждый человек интуитивно осознает, что за все неблаговидные поступки он будет наказан/19, С. 95/.

36

Совесть обладает большой чувствительностью к добру и злу. Если бы человек не был поврежден грехом, ему не нужен был бы и письменный закон. Совесть могла бы верно руководить всеми его поступками. Необходимость во внешнем "писанном" нравственном законе появляется в истории человечества тогда, когда человек стал творить так много зла, что его внутренняя нравственная природа изменилась. Это выразилось в том, что помраченный страстями - укоренившимися дурными привычками, ставшими второй натурой- человек перестал отчетливо слышать голос своей совести. Как внешний (писанный), так и внутренний (неписаный) закон совести говорят об одном: "как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними". Это правило нравственной жизни люди называют золотым.

В ежедневных отношениях с людьми мы подсознательно больше доверяем совести человека, чем писанным законам и правилам. Ведь за всяким преступлением не уследишь, да и закон можно повернуть в любую сторону. Совесть же содержит в себе вечный и неизменный Божий закон. Поэтому нормальные взаимоотношения между людьми возможны только до тех пор, пока люди не утратили в себе совесть /19, С. 95-96/.

Библия, повествуя о событиях ветхозаветной истории человечества, рассказывает о том, как человечеству Богом через пророка Моисея был дан нравственный закон в виде десяти заповедей, написанных на каменных скрижалях:

1. Я есть Господь Бог твой; да не будет у тебя богов иных, кроме Меня.

2. Не сотвори себе кумира, и всякого подобия, и в небе, и на земле, и в водах под землею; да не поклонись им и не послужи им.

3. Не произноси имени Господа твоего всуе.

4. Помни день субботний, для того, чтобы освятить его: шесть дней делай, и сотвори все дела твои, в день же седьмой - субботу посвяти Господу Богу твоему.

5. Чти отца твоего и мать твою, да благо тебе будет, и долголетен будешь на земле.

6. Не убий.

7. Не прелюбы сотвори.

8. Не укради.

9. Не произноси на друга твоего свидетельства ложного.

10. Не пожелай ничего из того, что есть у ближнего твоего (не завидуй).

Суть этих заповедей: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя" /1,Мф. 22, 37-39/.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Педагогика










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.