Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге 2. Христианская психологияСОДЕРЖАНИЕ2. ХРИСТИАНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Предметом христианской психологии является изучение душевной жизни человека, а основным понятием становится душа с ее мистическим духовным началом. Сущностью и главной образующей человеческого бытия, в системе понятий христианской психологии, становится духовно-нравственное содержание жизни каждого конкретного человека. 28 Епископ Феофан Затворник рассматривал вопрос о человеческой душе с точки зрения ее целостности. В ней он условно выделяет две части - низшую и высшую. "Низшая есть душа в узком значении слова. Она одного ранга с душой животных и всецело обращена к нуждам земной жизни и деятельности человека. А высшая часть имеет специальное название -дух. Это богоподобная, равноангельская сила, отличающая людей от животных (сознание, самосознание, свобода, совесть, страх Божий, жажда Бога и т.д.)" /16, С. 31/. Согласно Библии, Господь сотворил человека из "праха земного", и затем вдунул в него деятельную душу и вдохнул дух жизни, "и стал человек душею живою"/1, Быт. 2,7/. По благодати Божией, деятельная душа и дух жизни составляют как бы две грани, две стороны неделимой человеческой души. Св. Феофан Затворник пишет: "Когда Бог творил человека, то образовал прежде тело из персти (праха земного). Это тело что было? Глинянная тетерька или живое тело? Оно было живое тело - было животное в образе человека, с душою животною. Потом Бог вдунул в него дух Свой, и из животного стал человек - ангел в образе человека. Как тогда было, так и теперь происходят люди. Души отрождаются от родителей, или влагаются путем естественного рождения, а дух вдыхается Богом, Который везде есть" /15, С. 61/. Из всех ценностей, которыми обладает человек, одна несравненно ценнее других - это душа человека. Душа есть образ Божий, который начертал Сам Бог. Она - дух. Она свободна и бессмертна и должна быть чиста, светла и полна любви, как образ Божий /14, С. 7/. Дух - это высшее, что есть в человеке. Дух - оживляет душу, делает ее бессмертной, а человека делает духовным существом. Душа управляет телом и подчиняется духу. Такой должна быть естественная иерархия действия человеческих сил. Если эта иерархия не соблюдается, человек теряет свои духовные качества и становится "рабом" своего тела. "Тело - наш друг, пишет Схиигумен Савва, - но этот друг все же "осел". Надо учитывать его нрав, причуды, упрямство, низменность стремлений, чтобы обезопасить себя от них. Попробуйте распустить тело ("осла"), приучить его к самоволию, и оно само захочет господствовать над нами". Иоанн Кронштадский пишет: "Эта самая плоть, которую мы столько лелеем, покоим, услаждаем, украшаем, есть враг души нашей, весьма коварный и опасный... Не питай пристрастно плоть твою, не ласкай ее, не угощай и не усиливай ее тем против духа. Иначе она не даст встать ему и войти в силу... Невольником будет дух у плоти. Плоть должно всегда распинать со страстьми и похотьми, а не лелеять, ее надо умервщлять постом, бдением, молитвою и трудом" /14, С. 8/. Аскетизм- порабощение тела духу - дает возможность в сильной степени смягчать запросы тела и приобщать душу к жизни духа /14, С. 8-9/. Все значительные достижения, на которые были способны люди в истории человечества и в своей личной жизни, всегда требовали от них телесного 29 ущемления и душевного подвига. И именно поэтому в результатах человеческого творчества всегда просматривается духовная высота, которая кроме "искры божией" требует "пота и крови". Безусловно, человек должен быть внимательным к своему телу, но еще более внимательным он должен быть и к своей бессмертной душе. Он должен знать, что "душа - младенец бессмертия, беззащитный и жалкий в условиях окружающего мира. Как надо прижимать к груди своей и к сердцу своему душу свою! Как нужно любить ее, предназначенную к вечной жизни! О, как нужно счищать даже малейшее пятнышко с нее!" /14, С. 9/. Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел Педагогика |
|