Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге 1. Человек как предмет познанияСОДЕРЖАНИЕРаздел 4. ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 1. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ Долгое время познание души человека было задачей богословия и аскетических подвигов Святых Отцов православной Церкви. Нравственное богословие и святоотеческая литература хранят истинные и бесценные знания по психологии человека. Психология как наука о душе появилась на свет в истории человечества как отрасль философского знания. Начиная с XVII века психология стала развиваться как самостоятельная научная область, в рамках которой разрабатывались различные психологические теории и накапливались опытные знания о душе независимо от религиозного учения. Таким образом сформировались различные представления о природе человека и его душе. Человек в религиозной и научной картине мира представляется различным существом. В научной картине мира он представлен как биологическое и социально-историческое существо. В религиозной - как существо духовное. Отрицание духовного божественного начала в человеке приводит к неадекватному пониманию его жизни и поведения. Отрицая возможность духовного бытия человека, высшей сферой его развития признается социально-историческое бытие, а то что связано с вневременными вечными духовными ценностями его личности вовсе исчезает. Вместе с ними исчезает душа как явление, как феномен внутренней жизни человека и как объект научного рассмотрения. "Будущий историк нашей современной духовной культуры, -пишет С.Л. Франк в предверии октябрьской революции, - вероятно с удивлением отметит как один из характернейших ее признаков отсутствие в ней какого-либо определенного и признанного учения о существовании человеческой души и о месте духовной жизни человека в общей системе сущего" 12. "...В течении относительно длительных периодов человечество, по-видимому, способно терять научный интерес к себе самому и жить, не понимая смысла и существа своей жизни. Так, по крайней мере, обстоит дело с нашей эпохой, начиная с момента, когда единственным официально признанным философским учением о человеческой жизни стала так называемая эмпирическая психология, которая сама объявила себя "психологией без души"13. "... Несомненно: живой, целостный внутренний мир человека, человеческая личность, то, что вне всяких теорий называется нашей 27 "душой", нашим "духовным миром", в них совершенно отсутствует. Кто когда-либо лучше понял себя самого, свой характер, тревоги и страсти, мечты и страдания своей жизни из учебников современной психологии, из трудов психологических лабораторий?... Для того, чтобы в настоящее время уяснить себе человеческую жизнь, свою и чужую, нужно изучать произведения искусства, письма и дневники, биографию и историю, а никак не научную литературу по психологии" 14. И хотя эти слова С.Л.Франка о психологии и о душе написаны около ста лет назад, их вполне можно отнести и к нашей современности. Среди студентов бытует мнение, что психология по существу пустой предмет и не может предложить полезных для жизни знаний. Современная психология как "наука о душе" о самой душе и душевной жизни человека сказать ничего не может, потому что душа, в житейском понимании этого слова, не является предметом ее изучения. Психология как область человекознания достаточна богата исследованиями, но в них мы не найдем объяснения духовным явлениям и не ответим на многие вопросы, касающиеся высшей духовно-нравственной сферы существования людей. Для ответа на эти вопросы следует обратиться не только к научным трактатам по философии и психологии /3/, но и заглянуть в Библию /1/. В современной же науке, в частности, в психологии и педагогике, проблема, связанная с описанием и объяснением высшей духовно-нравственной сферы человеческого существования, несмотря на свою значимость, исследована недостаточно и в большинстве работ полностью игнорируется. В объяснении психических явлений существует дефицит знаний в области взаимодействия человека с духовным миром и раскрытия духовной сущности человеческой души. Для восполнения этого дефицита в последние годы в России создаются новые научные направления - христианская педагогика и психология /4;9;12;13 и др/. Необходимо отметить, что эти направления во многом продолжают традиции русской дореволюционной научной мысли в области религиозной философии (И.А. Ильин /11/ и др.), педагогики (В.В. Зеньковский 111 и др.) и психологии (Феофан Затворник /16; 17; 18/, В.В. Зеньковский /6;8/), св.Игнатий (Брянчанинов) /10/ и др./2/). 28 Ваш комментарий о книге Обратно в раздел Педагогика |
|