Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге 3. Законы творенияСОДЕРЖАНИЕ3. ЗАКОНЫ ТВОРЕНИЯ В творческом акте Создателя при творении мира невидимого, или, духовного, и мира видимого, а также человека, принадлежащего к тому и другому, мы можем рассмотреть следующие Его основополагающие действия. Во-первых, - побуждение, т.е. намерение или мотив. Что побудило Бога Творца к созданию мира? "Бог вседоволен и не имеет ни в ком и ни в чем нужды. Но, по изъяснению св. Григория Богослова, "божественная благость не удовольствовалась оставаться при созерцании Себя Самой; надлежало, чтобы благо разливалось, шло далее и далее". И Бог создал вне Себя всю совокупность существ видимых и невидимых. Св. Григорий Богослов пишет: "Бог измышляет во-первых ангельские и небесные силы. И мысль стала делом, которое исполнено Словом и совершено Духом. Так произошли вторые светлости, служители первой светлости. Поелику же первые твари были Ему угодны, то измышляет другой мир - вещественный и видимый; и это есть стройный состав неба и земли, и того, что между ними, удивительный по прекрасным качествам каждой вещи, а еще более достойный удивления по стройности и согласию целого, в котором и одно к другому и все ко всему состоит в прекрасном отношении, служа к полноте единого мира. А этим Бог показал, что Он силен сотворить не только сродное Себе, но и совершенно чуждое естество. Восхотев показать все богатство благости, художническое Слово созидает живое существо, в 20 котором приведены в единство невидимое и видимая природа, т.е. созидает человека и, из сотворенного уже вещества взяв тело, а от Себя вложив жизнь (что в слове Божием известно под именем разумной души и образа Божия), творит как бы некоторый второй мир, - е малом великий".10 Во-вторых, для создания мира Богу необходим был материал или вещество. И это вещество или первичную материю Он создает в самом начале Своего творения из ничего. "Безжизненное, неупорядоченное, безмерно разряженное вещество висело в безграничном пространстве; глубокий мрак и безусловный покой, т.е. отсутствие всякой деятельной физической силы, характеризовали это первичное состояние материи. И только действие Духа Божия начинало вливать жизнь в это переходное состояние от ничтожества к бытию. В начале творения мира был Бог и первичное вещество, хаос, созданное Им как материал для творчества. Создавался новый мир, в котором был вечный Бог и вещество, уже освященное присутствием Его Духа. Были Бог, материя и божественная сила (энергия), дающая этому первовеществу организующюю силу (Творец, тварь и сила Божия). Св. Василий Великий пишет: "не из Себя творит Бог, производя создания, а Своею деятельностью приводит их в бытие, подобно тому, как человек, обделывающий что-нибудь руками, не из себя производит свое дело"11. Одновременно с первовеществом Творцом был создан духовный мир (небо), который состоит из различных служебных духов - ангелов, при посредстве которых действовал и творил Бог. Словом Божиим, ставшим действием, первичной материи было сообщено движение, разделившее ее на две противоположности - свет и тьму. Создавши свет, Бог одобряет его и делает разделение между светом и тьмою; это одобрение и обособление выражает, с одной стороны, совершенство созданного, с другой - положение твердого закона для создания, по которому оно должно существовать в определенном виде, с определенными свойствами и для определенных целей (то же самое значение имеют и другие одобрения, произносимые после каждого образования известных предметов и существ) -закона целесообразности. Создание мира духов и совокупного первовещества видимого мира, вместе с изведением света, составили "первый день" творения. В Библии днем называется не только время между восходом и закатом солнца, но и время вообще, и более короткое, чем день, и более продолжительное, эпоху, характеризуемую каким-либо событием или целым рядом событий, как это видно из многих мест библии. Этот день может быть и очень продолжительным. Господь Миродержец, творя из ничего новую тварь и наделяя ее законами ее бытия, предоставлял ей до известного предела жить и развиваться сообразно данному ей естеству. 21 При сотворении мира Бог наделил все произведенное Им двумя противоположно направленными энергиями - покоем и движением (потенциальной и кинетической энергией). На это, как на самое первое начало всему, указывает Григорий Нисский. "Ведь все явления твари, по воле Божией приведенные в бытие, суть порождения движения и покоя" /5, С. 10/. Небо и земля, легкое и тяжелое, разряженное и плотное, движущееся и находящееся в неподвижности - суть единство противоположностей, находящихся во взаимодействии - вот основа творения всего сущего мудростию Бога. Создавая мир, Творец, в его основание, как фундамент, заложил всеобщие законы. Один из них - закон двойственности, разделяющий мир на противоположные сущности (разнонаправленные по действию энергии). Другой - закон целостности, соединяющий их в едином существовании (взаимодействии). Такова природа вещества, пишет Григорий Нисский. "А уж если говорить точно, то сама природа каждой из противоположностей смешана с другой природой посредством своих свойств, так, что все явления в мире сопричастны друг другу и находящаяся в противоположных свойствах тварь совоздыхает (в согласии) сама с собой" /5, С. 11/. Посредством закона целостности весь мир соединен Творцом в тварном единстве. Будучи Творцом и Создателем всего существующего, Богом, владеющим всеми Своими созданиями и их верховным Правителем и Иерархом, Он утверждает всеобщий порядок подчинения, т.е. закон иерархии. 22 Ваш комментарий о книге Обратно в раздел Педагогика |
|