Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге 2. История творения видимого мираСОДЕРЖАНИЕ2. ИСТОРИЯ ТВОРЕНИЯ ВИДИМОГО МИРА В начале Бог сотворил небо и землю неустроенную и потом дал всему вид, устройство, место, меру. Прежде всего для неба и земли нужен был свет, без которого ничего не может существовать и действовать. И вот Бог сказал: "да будет свет" /1, Быт. 1,3/. И свет явился. Бог назвал свет днем, а темноту ночью. С этого момента началось время, начали чередоваться дни и ночи. Это первое появление света и составляет первый день. Свет был, но ни земли, ни тверди небесной не было еще видно; они еще не были отделены друг от друга, и живым существам еще нельзя было жить и дышать, двигаться и действовать. И вот, Бог сказал: "да будет твердь" /1, Быт. 1, 6/, и явилась твердь: первозданное вещество мира разделилось на множество тел небесных, которые твердо держатся в пространствах звездного неба; сделалось пространство воздушное между небом и землею, раскинулся, как шатер, круглый свод небесный, открылось видимое небо, и начали плавать облака, эти воздушные воды. Так прошел второй день творения. Земля была безжизненна и вся покрыта водою. И вот, Бог сказал: "да соберутся воды на земле в одно место, и да явится суша, и да произрастит земля" /1, Быт. 1, 9-11/. И вода собралась в моря и озера, потекли реки, явилась суша. Появилась растительность (простейшая форма жизни): выросли деревья, зазеленела трава, распустились цветы. Так прошел третий день творения. Земля украсилась. Но небесная твердь была еще без украшения; солнце еще не светило на землю; луны и звезд еще не было видно на ней. И вот, Бог сказал: "да будут светила на тверди небесной" /1, Быт. 1, 14/. И засветилось солнце, заблистали луна и звезды. Так прошел четвертый день творения. Но не было живых существ ни в воде, ни в воздухе. И вот, Бог сказал: теперь должны явиться в воде рыбы и водяные твари, в воздухе должны летать птицы и все воздушные творения. С пятого дня земля начала населяться жителями, оживляться ими, питая их своими плодами. В шестой день создает Бог на земле животную жизнь: появляются животные четвероногие всех родов, все гады, ползающие и пресмыкающиеся. Когда земля была приготовлена и украшена, Бог создает человека - господина этого мира. Созданием человека заканчивается шестой день творения. Видимый мир получил свое полное образование в течение шести дней; но творческому образованию его предшествовало создание мирового вещества, из которого потом возникли различные виды творений. В творческом действии Божием, вызвавшем к бытию видимый мир, надобно различать творение первоначальное или общее, и образовательное или частное. "В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста: и тьма над безднною; и Дух Божий носился над водою" II, Быт. 1,1-2/: вот первоначальное или общее творческое действие Божие. Вначале создается 19 первичное вещество как некая связная целостность, в пределах которой закладывается начало временного бытия и самого времени - небо и земля - вещество, из которого потом образованы все небесные существа и отдельные мировые тела. Земля невидимая и неустроенная ("безвидна и пуста") - то же, что вещество бескачественное (хаос), которое не имеет еще никаких видов и форм, ничего положительного и определенного. Также неустроенное вещество или хаос называется еще бездною, как необозримое и ничем неограниченное пространство, и водою, как водообразное или парообразное вещество. Вся хаотическая масса была погружена во мрак, за совершенным отсутствием света. "И Дух Божий носился над водою": здесь начало уже образовательного творчества Божия. По значению самого выражения: носился (еврейское слово, употребленное здесь, имеет такой смысл: обнимал Собою все вещество, как птица распрострертыми крыльями обнимает и согревает птенцов своих) действие Духа Божия на первозданное вещество надо понимать как сообщение ему жизненной силы, необходимой для его образования и развития . 9 20 9См.:Там же, С.15-21. Обратно в раздел Педагогика |
|