Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Раздел 3. Христианская антропологияСОДЕРЖАНИЕ1. О СОТВОРЕНИИ МИРА "Есть вещи на свете, - говорит Н.И.Пирогов, знаменитый врач и философ, - к которым и такое надежное средство, как опыт, не применимы, а между тем эти вещи - это вопросы жизни, без разрешения которых для себя, хотя бы приблизительно, умирать не хочется". К числу этих вопросов жизни принадлежит вопрос о происхождении мира, потому что то или иное решение его освещает так или иначе смысл бытия вообще и в частности человеческого существования. Людей с более широкими умственными запросами не могут удовлетворить знания, полученные посредством естественных наук, астрономии, биологии, химии и т.д. Их мысль стремится вырваться из безжизненной атмосферы неверия и возвратиться к покинутым верованиям, в царство духа и разума, в царство Божие. Вопрос о происхождении мира не есть вопрос праздного любопытства. Лишь только в человеке начинает действовать разум, едва он возвысится над кругом своих растительно-животных потребностей, как тотчас уже задается этим вопросом, и ищет посильного разрешения его. Замечательно, что ребенок в возрасте "почемучки", задавая свои вопросы "А откуда это?" всегда подходит к началу всех начал. И это свободно, без влияния какой-либо доктрины; это голос самого существа человеческого духа. Дух человека не укладывается в тесные рамки животного существования, и он не может питаться одним "подножным кормом", который предлагает ему материализм (учение, отрицающее бытие духовного мира) и философия. Человек желает знать, что находится за пределами его ограниченного существования, нет ли в мире жизни особенной, высшей. Он сам удивляется безграничности своих устремлений, кажущихся ему сверхъестественными в существе ограниченном и желает знать свое родословие. Однако ответить на этот вопрос без помощи свыше не может, так как это область не опытных знаний, а веры. Эти вопросы непознаваемы человеческим рассудком и недоказуемы методами науки. Диктует этот вопрос потребность человеческого духа, в котором вера такой же элемент (составная часть), как и опытное знание. В процессе всякого умственного труда вера обнаруживает свое влияние даже на того, кто утверждает, что стоит вне веры. Вопрос о происхождении мира принадлежит к числу тех, которые мы, по вдохновенному выражению апостола, "верою уразумеваем". Разум же способен разрешить этот вопрос тогда, когда не находится во вражде с верою.8 18 8Творение мира и человека. Л.: Альфа, 1991. С. 6-12. Обратно в раздел Педагогика |
|