Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге ВведениеСОДЕРЖАНИЕИсторик будущего, который возьмется описывать события нашей современности, назвал бы ее смутным временем. Мы живем в то время, когда ломаются привычные стереотипы, а с ними - национальные традиции и устои, правительственными реформами почти разрушен старый общественный порядок, а новый едва просматривается в перспективе своего, чудовищного для судьбы России, строительства. Нас окружают беды, скорби и слухи о надвигающихся бедствиях. СМИ обрушивают на нас потоки деструктивной информации, дефомирующей наше сознание, формирующей чувства неполноценности и безысходности, подавляющие здоровую активность и стремление к действию. Смертность намного превышает рождаемость. Россия вымирает... Все происходящее порождает ощущение неустойчивости и бессмысленности земного существования, обращает наши взоры к миру иному и заставляет задуматься о высших смыслах жизни. В своем устремлении к высшему, к вечным ценностям, человек погружается вглубь себя и своего исторического прошлого. Там он ищет вечные идеи и смыслы, которые помогут найти выход, пробудят надежду на возрождение к полноценной человеческой жизни, окрылят душу и наполнят жизнь новым содержанием. Полноценная человеческая жизнь!? Вероятно, каждый человек желает и интуитивно стремится именно к такому ее воплощению. Возможно, что каждый представляет и понимает ее по-своему. Наша задача - разобраться и исследовать ее смысловое общечеловеческое и психологическое содержание и условия, при которых она может состояться. Прежде всего, полноценная жизнь - это жизнь, во-первых, соответствующая по своему содержанию человеческому достоинству, назначению и предназначению. Во-вторых, - наполненная личным смыслом и содержанием. Первое условие связано с принадлежностью человека человечеству - общечеловеческой совокупной целостности, некоему соборному духовному единству, присутствующему в каждом из нас генетически и определяющему наши потенциальные возможности. Второе условие определяет качество и уровень того личного духовно-нравственного совершенства, которое необходимо достигнуть каждому человеку в процессе своего жизненного пути и которое находит свое выражение в понятии "индивидуальность". В этом смысле индивидуальность представляет собой и движение человека к личному совершенству, и его результат. В психологической литературе индивидуальность обозначает два рода явлений. Первое - своеобразие психических индивидуальных различий между людьми, которые проявляются в различных сферах - в интеллектуальной и мыслительной деятельности, в особенностях темперамента и характера, в 3 организации свойств личности и направленности интересов, в структуре мотивов и всего, что отличает одного человека от другого, и определяет его уникальность, неповторимость и самобытность. Второе проявляется в своеобразии духовно-нравственных качеств личности человека. В этом значении индивидуальность понимается как иерархически высший уровень развития в человеке его душевных сил и способностей, подчиненных стремлениям духа. Своеобразие исследовательской задачи определяет логику и структуру данного пособия. Понимая индивидуальность в человеке как организацию в нем высших духовно-нравственных сил и способностей, представляется необходимым рассмотреть особенности духовно-нравственной природы человека. Сфера духовно-нравственной жизни в современной отечественной психологии - область малоизученная, т.к. основное ее содержание составляет описание закономерностей, особенностей и условий жизни человека в духовном мире. Это мир особый, невидимый и мистический, имеющий кардинальные отличия от того материального и социального мира, в котором живет человек. Мы одновременно являемся жителями трех миров - материального, социального и. духовного, из которых высшим по природе и значимости для жизни и развития является последний, хотя он для нас остается невидимым и неощущаемым. Отличительной особенностью познания духовных явлений является вера, которая становится ведущей, направляющей и организующей силой по отношению к умственной и чувственной деятельности человека. Поэтому основным источником знаний о духовном мире, его явлениях и законах является не наш ум и чувственный опыт, и не научная литература, а личное вероисповедание и религиозная литература. Учитывая эти ограничения, накладываемые природой и характером описываемого феномена - человеческой индивидуальности, в исследовании автор опирается на книги Священного Писания, святоотеческую духовную литературу и опыт православного вероисповедания, на то, что духовно и исторически сформировало нашу народность и ее национальные черты. Предлагая вашему вниманию исследование по психологии индивидуальности, автор надеется, что оно поможет вам, во-первых, лучше понять себя, познать свои возможности и найти свой путь в жизни, во-вторых, пополнить свои знания в области психологии - "науки о душе", познать закономерности высшей сферы существования человека, и, в-третьих, сформировать истинные понятия и представления о явлениях духовно-нравственной жизни человека и духовной культуре. Знания в этой области, которые складываются из точных и правильных понятий обеспечивают возможность человеку, ими овладевшему, осознанно и целенаправленно строить свой внутренний мир, правильно организовать свою личную жизнь, общественную и материальную деятельность. "Из точных и правильных понятий рождается все доброе; из превратных и ложных рождаются все бедствия"... "Неправильные понятия ведут к неправильным действиям, неправильное действие - источник вреда частного и общественного"/10, с. 453/. Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел Педагогика |
|