Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Российская педагогическая энциклопедия
Ю
ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ, терр. в составе Грузии. Пл. 3,9 тыс. км2. Нас. 98 тыс. чел. (1989, перепись). Центр – г. Цхинвали.
В 7—9 вв. предки осетин приняли христианство. Возможности получения образования были связаны гл. обр. с немногочисл. православными монастырями на Кавказе. Обучение грамоте в них велось на основе греч., груз, и славянского письма. В кон. 18 в. для осетинской духовной комиссии (учреждена в России в 1740 с целью поддержки православия на Кавказе) разработан вариант осет. письменности на основе церк.-слав. алфавита. Началось издание осет. книг. После включения вост. Грузии в состав Рос. гос-ва (1801) Осетинская духовная комиссия открывала православные школы на терр. Ю. О. (гл. обр. в 20-х гг.). В 1821 издан осет. букварь на груз, графич. основе, составленный советником картлийского и кахет. царя Ираклия II Иваном Ялгу-зидзе (Габараевым). В уч. практике распространился вариант письменности на рус. графич. основе, составленный в 1836 А. М. Шегреном и усовершенствованный А. Ф. Миллером. С 40-х гг. 19 в. открывались частные жен. уч-ща в сёлах Кор-ниси (1848), Дзау (1866) и др. Создание миссионерских школ продолжило Об-во восстановления христианства на Кавказе (осн. в 1860). Осн. учебником был букварь-молитвенник, составленный в 1859 архимандритом И. Чепиговским. Позже в ряде школ использовалась «Осет. азбука» А. Канукова (1890). Значит, вклад в распространение просвещения в Ю. О. внесли осет. учителя Ф. Чочиев, А. Тибилов, С. Кокиев, П. Тедеев и др. В 1881 в Цхинвали открылась первая министерская школа; к нач. 1913 их стало 8. Грамотность осет. населения (1897) составляла ок. 20%.
В 1913/14 уч. г. действовало 9 церк.-приходских, 29 министерских школ (св. 2 тыс. учащихся, в т. ч. ок. 300 девочек), 1 высшее нач. уч-ще. В 1915 усилиями осет. педагогов Б. Кочиева и Тедеева открыты осет. гимназия и муз. школа. В 1918—20 в условиях Гражд. войны, разорения сёл и геноцида осетин со стороны груз, националистов большинство школ прекратило работу.
После установления сов. власти существовала Юго-Осет. авт. область (1922- 1990). Началось восстановление сети школ (в 1924 их насчитывалось уже 107, в т. ч. 4 семилетние и 1 средняя). В 20-х гг. начала формироваться сеть дошк. учреждений (в 1924 – 2 дет. сада, 1 дет. дом). В 1923—28 подготовлены и изданы сов. учебники для осет. школ. Развернулась ликвидация неграмотности. В 1924 создано св. 100 ликпунктов, позже их число увеличилось до 420, что позволило к 1936
полностью ликвидировать неграмотность населения, несмотря на трудности, связанные с переводом письменности на лат. графику и переподготовкой учительских кадров.
С нач. 30-х гг. вводилось всеобщее нач. обучение. К 1935 им было охвачено 98% детей. Работали 308 осетинских (ок. 15,5 тыс. учащихся), 75 грузинских (3,5 тыс. учащихся) школ. Имелись также армянская, еврейская, 2 русские (2,5 тыс. учащихся) школы. В 1932 осн. пед. ин-т в Цхинвали.
В 1936/37 уч. г. начался переход к 7-летнему всеобучу. Действовало 39 неполных ср. школ (св. 5 тыс. учащихся), 18 ср. школ (ок. 1,5 тыс.), 258 нач. школ (9,5 тыс.). В школах преподавали св. 1 тыс. учителей. В кон. 30-х гг. письменность переведена на груз, графику, что потребовало переподготовки педагогов и обновления всей уч. лит-ры. В 1944 большинство школ преобразовано в грузинские; резко сократилось кол-во учащихся.
В 1955/56 уч. г. восстановлена письменность на основе рус. графики, что позволило использовать в школах учебники и метод, пособия Сев. Осетии, а также совместно с сев.-осет. педагогами разрабатывать учебники. В 1958 осуществлён переход к 8-летнему всеобучу. В 70—80-х гг. поддерживался курс на всеобщее ср. образование молодёжи.
После провозглашения независимости Грузии (1991) произошли межнац. столкновения, в ходе к-рых сожжено ок. 70 школ. В сер. 90-х гг. работали св. 20 дошк. учреждений (гл. обр. в Цхинвали), св. 120 общеобразоват. школ (св. 20 тыс. учащихся), в т. ч. ок. 80 осетинских, с преподаванием в ст. классах на рус. яз и углублённым изучением родного яз. и культуры. На базе пед. ин-та образован (1993) ун-т того же профиля с осет. гимназией. Открылся лицей осет. иск-ва. Появились негосударств, общеобразоват. школы. Среди дет.'досуговых учреждений муз., худож. и спорт, школы, дом дет. творчества. В Цхинвали 4 ПТУ, муз. и мед. уч-ща, с.-х. техникум. Учебники для школ готовят специалисты Юго-Осет. НИИ (осн. в 1925), ун-та, ИПК работников образования и культуры (осн. в 1967) в сотрудничестве с педагогами Сев. Осетии.
Лит.: Гадиев П. Ю., История нар. образования в Юго-Осетии до установления сов. власти, «Изв. Юго-Осет. НИИ АН Груз. ССР», 1958, в. 9; Цховребова О. Д., Развитие школы в Сов. Юж. Осетии (1921- 1941), Цхинвали, 1974. О. Д. Цховребова.
ЮЖНО-АФРИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА, (ЮАР) (Republik of South Africa), гос-во на Ю. Африки. Пл. 1,2 млн. км2. Население св. 41 млн. чел. (1995): африканцы (св. 76%); выходцы из Европы (13%, гл. обр. англичане и буры) и Азии (св. 1%), метисы (св. 8%). Офиц. языки – английский и африкаанс. Столица – Претория.
Начало шк. образования связано с освоением территории европ. колонистами (сер. 17 в.). Обучение детей переселенцев строилось по образцу приходской школы. С кон. 18 в. создавалась сеть миссионерских церк. школ для африканцев. Воен. методы захвата земель коренных народов, соперничество между европ. державами за владение колониями, приводившие к вооружённым конфликтам, долгое время сдерживали становление регулярной школы. В 1-й пол. 19 в. на большей части территории Юж. Африки создана система брит, колониальных школ (отдельных для детей разных рас) с обучением на англ. яз. (с 1828 официальный). В 30-х гг. 19 в. власти провинций начали выделять дотации на цели образования; позже организованы средние уч. заведения для европейцев, в т. ч. университетские колледжи в Блумфонтейне (1855), Бюр-герсдорпе (1869), Греймстауне (1904) и др. Деятельность миссионерских школ (среди них появились и колледжи) способствовала распространению просвещения среди африканцев. Для ряда афр. языков разработана письменность на основе лат. алфавита, к-рая стала использоваться в шк. деле и в периодич. изданиях. Начала формироваться афр. интеллигенция.
В Южно-Африканском Союзе (1910- 1961) организация ср. уч. заведений отнесена к компетенции гос-ва, нач. и неполное ср. образование – к ведению про-винц. администрации. Обязательное образование (возраст 7—14 лет) было провозглашено только для детей белой расы. С 1914 африкаанс введён как язык обучения в школах нек-рых провинций, а в 1925 – признан вторым офиц. языком гос-ва. С 1926 действовал закон о «цивилизованном труде», по к-рому африканцы лишены права занимать проф. должности, требовавшие квалификац. подготовки.
С 1943 пр-во взяло под контроль обучение и афр. детей. Значит, часть миссионерских школ переподчинена провинц. властям, но различия в программах образования для отд. групп населения сохранялись. Дошкольные учреждения (гл. обр. «школы для малышей»; давали предшкольную подготовку) были доступны только для белых. С 1950 действовал закон о «расселении по группам», установивший этнич. зоны для «небелого» населения. В сфере образования фактически сложились 4 отд. системы. По закону 1953 о просвещении банту обучение афр. детей распределялось на 8-летнее начальное (2 г. низшей и 6 лет высшей), 3-летнее промежуточное (мл. ср. школа) и годичное среднее. Школы управлялись местными к-тами из африканцев, но направленность обучения диктовалась адм. органами по делам банту (с 1958 действовал и соотв. общегос. департамент). С 1959 создавались бантустаны, территориальные афр. этнич. резервации, адм. органы к-рых формально осуществляли самоуправление, в т. ч. и в
647
сфере образования. Тогда же в ряде бантустанов открыты колледжи, в т. ч. т. н. племенные для народностей зулу (в Нгойе), коса (в Умтату), сото, тон-га и венда (в Турфлопе). Закон об университетском образовании (1959) запретил совм. обучение студентов разл. рас.
Нач. образование для неафриканских народов также было различным. В то время как срок обязат. обучения белых увеличивался, для др. групп населения этот вопрос долгое время вообще не поднимался и лишь в кон. 40-х гг. установлен (в нек-рых провинциях) для метисов и индийцев (7—14 лет). Программы обучения для «небелого» населения, приближавшиеся к уровню брит. школьных, реально не давали равенства шансов для продолжения образования. Это положение усугублялось различием финансирования образоват. учреждений (для белых – гл. обр. из гос. бюджета и частных фондов, для других – на пожертвования, для афр. детей – из налогов с племён).
После создания ЮАР (1961) курс нач. образования для афр. детей реформирован (4 г. младшей, 4 г. старшей школы) и вёлся гл. обр. на родном языке. Власти выдвигали на первый план приоритет этнич. традиций в обучении, что создавало доп. барьеры в получении совр. образования. Для африканцев был открыт только заочный ун-т. Для др. групп «небелого» населения создавались сегрегированные группы в ун-тах и проф. колледжах.
В 70-х гг. в условиях антирасистского движения «небелого» населения и междунар. критики политики апартеида пр-во вынуждено было расширить возможности проф. и высшего образования африканцев и др. В 1976 введено обязат. обучение афр. детей (возраст 7—11 лет), т.е. фактически закреплена сложившаяся практика нач. шк. образования, когда большинство афр. детей учились не более 4 лет. В кон. 70-х гг. ок. 50% афр. детей не посещали школу. Для «небелого» населения нач. школа была 5-летней с обучением на нач. ступени на родном языке с последующим переходом на англ, или на африкаанс. На базе курса мл. средней школы можно было получить учит, подготовку, нач. коммерч. образование.
Ср. школа для неафриканского населения состояла из 3-летней младшей (унифицированной) и 4-годичной старшей (дифференцированной). Обязат. предметами признавались 2 офиц. языка, общая математика, общее естествознание, цикл обществоведч. предметов и др. Предметы по выбору: иностр. яз., музыка, нек-рые виды ручного труда, делопроизводство и др. Курсы ср. школы различны по набору предметов в отд. провинциях.
В ср. школах для афр. детей гл. внимание уделялось офиц. языкам, культуре и иск-ву коренных народов Юж. Африки, гл обр. банту. Ср. школу оканчивали ок. 4% афр. учащихся, прошедших нач. обучение. В П. Лапчинская.
В соответствии с Конституцией 1983 (введена в 1984) принят закон о нац. политике в области всеобщего образования и создано мин-во образования (его возглавил Ф. де Клерк). Для каждой группы населения были созданы соотв. департаменты образования. В сер. 80-х гг. грамотность белых составляла св. 93%, выходцев из Азии – ок.70%, метисов – ок. 60%, африканцев – ок. 40%. К нач. 90-х гг. ок. 1,8 млн. детей (большинство – африканцы) не посещали школу.
С приходом к власти пр-ва президента Ф. де Клерка (1989) взят курс на отказ от апартеида. В 1990—91 отменены все дис-криминац. законы. Началась демократизация образования. С янв. 1991 все гос школы открыты для детей и подростков без различия рас. Вузы расширили приём абитуриентов. После избрания президентом ЮАР Н. Манделы (1994) курс на демократизацию образования стал более последовательным. Обучение с 1995 в гос. школах бесплатное. В 3 раза выросли расходы на нужды образования, достигнув ок. 23% бюджетных ассигнований (св. 7% ВВП). Созданный в ЮАР независимый науч. фонд финансирует разработку и совершенствование шк. и вузовских программ, гл. обр. предназначенных для афр. учащихся и студентов, а также повышение квалификации учителей и укрепление техн. базы шк. обучения.
В реформировании образования поддержку гос-ва получает и частный сектор; создаются и альтернативные уч. заведения для выпускников неполных средних и ср. школ, испытывающих трудности в продолжении образования.
Современная система образования представлена дошкольными учреждениями (с нач. 90-х гг. впервые открытая для детей всех рас) – одногодичные дет. сады и т. п. для детей в возрасте 5 лет. В них организована предшкольная подготовка. В сер. 90-х гг. ок. 1,5 тыс. дошк. учреждений охватывали св. 286 тыс. детей (28% населения соотв. возраста).
Обучение в нач. и неполной ср. школе считается обязательным. Нач. школа – 7-летняя. В 1995 действовали св. 20,5 тыс. нач. школ (ок. 8 млн. уч-ся; св. 215 тыс. учителей). Нач обучением охвачено св. 96% детей.
Средняя общеобразоват. школа – 5-летняя, подразделяется на ступени неполной средней (3 г.) и полной средней (2 г.). Среднее образование в 1995 получили св. 3,5 млн. учащихся; в школах занято св. НО тыс. учителей. В полной ср. школе обучение дифференцировано с учетом индивид, возможностей и наклонностей учащихся.
Профессиональное образование осуществляется на базе неполной ср. школы. В 1995 проф.-
техн. подготовку получали св. 47,8 тыс. чел.
Высшее образование представлено 2 категориями уч. заведений: ун-тами и уч. заведениями политехнического (техниконы) или пед. (колледжи) профиля. В большинстве ун-тов обучение на англ, яз., в трех – на африкаанс. 4 ун-та предлагают свои курсы на 2 языках. В сер. 90-х гг. в вузах училось св. 617 тыс. студентов, в т. ч. в ун-тах св. 350 тыс. Среди 19 ун-тов преобладают государственные или автономные, субсидируемые гос-вом. Крупнейший вуз – ун-т Юж. Африки в Претории (осн. в 1873; статус ун-та с 1877; 6 ф-тов и неск. НИИ; св. 120 тыс. студентов; часть получает образование по заочной системе). Старейший вуз – Ун-т Кейптауна (осн. в 1829 как колледж Юж. Африки; статус ун-та с 1918; 10 ф-тов, св. 14 тыс. студентов). Среди новых вузов – Ун-т «Виста» в Претории (осн. в 1982; 5 ф-тов и филиалы в разл городах ЮАР; 28 тыс. студентов). Большинство ун-тов имеет пед. ф-ты. Науч.-пед. исследования ведутся в ун-тах.
В 15 техниконах училось св. 165 тыс. чел. В пед. колледжах св. 97 тыс. студентов. Они получают подготовку для работы учителями в нач. школах и воспитателями в дошк. учреждениях.
В. 3. Клепиков.
ЮНГ (Jung) Карл Густав (26.7.1875, Кессвиль, близ Базеля, – 6.6.1961, Кюснахт, близ Цюриха), швейц. психолог. В 1900 закончил мед. ф-т Базельского ун-та (первоначально специализировался по внутр. болезням, лишь на последнем курсе отдал предпочтение психиатрии). В 1902 защитил дисс. «К психологии так называемых оккультных феноменов». В 1902—03 прошел обучение в Париже под руководством П. Жане. С 1903 работал в психиатрич. клинике Бурхгольц в Цюрихе (в 1905—09 гл. врач); здесь в 1904 он организовал эксперим. лабораторию, где разрабатывались методы психиатрич. диагностики. В 1905—13 приват-доцент мед. ф-та Цюрихского ун-та.
В нач. 1900-х гг. известность Ю. принес разработанный им метод свободных ассоциаций. От испытуемого требовалась быстрая реакция на предъявляемое слово любым другим словом; заторможенность реакции, непонимание слова-раздражителя или его механич. повторение расценивались как «индикатор комплекса», т.е. свидетельство о наличии эмоционально окрашенных представлений.
648
Ассоциативный метод впоследствии стал важнейшим инструментом практич. психоанализа, потеснив в этом качестве толкование сновидений, ошибочных действий т. п. Само понятие «комплекс» получило дальнейшее развитие в теории 3. Фрейда.
В 1907 в Вене состоялась встреча Ю. с Фрейдом, положившая начало их тесному сотрудничеству. Ю. занял одно из ведущих мест в психоаналитич. движении. В 1909 по приглашению Г. С. Холла он совм. с Фрейдом посетил США, где читал лекции в ун-те Кларка (Ворчестер, шт. Массачусетс). В 1911 избран первым председателем Междунар. психоаналитич. об-ва; редактор психоаналитич. журн. «Jahrbuch».
В 1911 проявились серьёзные теоретич. разногласия Ю. с Фрейдом, особо обострившиеся после выхода в 1912 книги Ю. «Метаморфозы и символы либидо», к-рую Фрейд расценил как измену психоанализу. В 1913 произошёл личный разрыв Ю. с Фрейдом. Ю. покинул психоаналитич. движение, утвердив собств. направление, к-рое назвал аналитич. психологией.
Центр, пунктом разногласий выступил отказ Ю. от пансексуализма Фрейда. Под либидо Ю. понимал не половое влечение, а психич. энергию вообще. Он рассматривал либидо как некую ме-тафизич. силу, в то же время наполняя это понятие собственно психол. содержанием: либидо выступает мерой побудительной силы мотива, мотивацион-ной ценности к.-л. предмета для личности.
Ю. исследовал спонтанное появление в сновидениях, галлюцинациях и фантазиях мотивов, аналогичных фольклорным и мифологическим. На этой основе развил представление о существовании в психике человека помимо индивидуального бессознательного более глубокого слоя – коллективного бессознательного, содержание к-рого составляют общечеловеческие первообразы – архетипы (образ матери-земли, мудрого старца, героя и др.). Центр, роль, по Ю., принадлежит архетипу «самости» (das Selbst) – потенциальному ядру личности, в отличие от «Эго» как центра сознания. Динамика архетипов лежит в основе мифологии, символики сновидений, худож. творчества. В традиц. культурах равновесие разл. уровней психики поддерживается с помощью мифов и обрядовых ритуалов. (Подтверждение этой идеи Ю. стремился найти в собственных эмпирич. исследованиях, проводившихся в 1921 в Сев Африке, в 1925—26 в США и др.) В условиях совр. цивилизации это равновесие утрачивается; его восстановление – задача аналитич. терапии. Согласно Ю., становление здоровой личности (самореализация, индивидуация) происходит за счет интеграции содержаний коллективного бессознательного.
Концепция коллективного бессознательного была воспринята в науч. среде неоднозначно. Однако характерологич. типология Ю быстро завоевала признание. В её основе лежат критерии направленности субъекта на внешний или внутренний мир (экстравертивная или интровертивная установка) и доминирования определенной психич функции (эмоции, мышление, ощущение, интуиция). Развитие этой концепции принадлежит Г Ю Айзенку, в чьей интерпретации она получила широкую известность.
Влияние идей Ю. испытали писатели Т. Манн и Г. Гессе, культурологи К. Кереньи и M. Элиаде, физики В. Паули и Э. Шредингер.
В 1948 в Цюрихе основан Ин-т Юнга, в 1958 – Междунар. об-во аналитич. Психологии.
С о ч Gesammelte Werke, Bd 1—17, Z – Stuttg, 1958—76, Man and bis simbols, № V, 1964, в р»с пер – Психоз и его содержание, СПБ, 1909, Психол типы, M 1924, 19952, Избр труды по аналитич психологии, т 1—4 Цюрих 1929—39, Архетип и символ [Сб], M 1991 Феномен духа в иск-ве и науке, Собр соч т 15, M 1992 Проблемы души нашего време ни, M, 1993, Либидо, его метаморфозы и символы, СПБ, 1994, Воспоминания, сновидения, размышления, К, 1994, Конфликты дет души, M, 1995 Ответ Иову, M, 1995
Лит Леибин В М, Психоанализ, Юнг, Россия, «Рос психоаналитич вестник», 1993, №2, ФейдименДж Фреигер P, Личность и личностный рост в l M 1994—95, гл 2, Progoff I, Jung's psy chology and its social meanmg, № V, 1953, D r у A, The psychology of Jung, № V, 1961, Evans R, Conversations with Carl Jung and reactions from Ernest Jones [N V] 1964, J а с o b i J Die Psychologie von С G Jung Z -Stuttg, 19675 M e i e r С A Experiment und Symbol Arbeiten zur komplexen Psychologie С G Jungs Z 1975, Fordham F, An introduttion to Jung s psycholog), Har-mondsworth, 19783, Wehr G, С G Jung Leben, Werk, Wirkung, Munch, 1985
С. С. Степанов.
ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) (UNESKO, United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization), специальное учреждение ООН, крупнейшая в мире межправительств. орг-ция по проблемам междунар. сотрудничества в областях образования, естеств. и социальных наук, культуры и информации
В соответствии со ст 1 Устава ЮНЕСКО «ставит себе задачей содействовать укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости, законности и прав человека, а также оси свобод, провозглашенных в Уставе ООН, для всех народов без различия расы, пола, языка или религий» Учреждена в ноябре 1945 в Лондоне на конференции министров образования 44 стран (Устав действует с 4 нояб 1946) Членами ЮНЕСКО являются 184 гос-ва, 3 имеют статус ассоциированного члена (октябрь 1995) СССР вступил в ЮНЕСКО в 1954 С дек 1991 место СССР в ЮНЕСКО занимает Россия Представители России принимают участие практически во всех оси мероприятиях орг-ции ЮНЕСКО имеет региональные отделения, бюро и ин-ты в странах Европы, Азиатско-Тихо-океанского региона, Африки, Лат Америки, в араб гос-вах Штаб-квартира – в Париже Бюро ЮНЕСКО имеется и в Москве Общее кол-во сотрудников 2,1 тыс чел.
ЮНЕСКО тесно сотрудничает с ООН, Советом Европы, Европ Союзом, междунар банками, Орг-цией афр единства, Орг-цией амер гос-в и др
587 междунар неправительств орг-ций имеют статус при ЮНЕСКО В их числе Междунар совет науч союзов, Междунар совет социальных наук, Междунар ассоциация ун-тов и др
Гл руководящий орган ЮНЕСКО – Генеральная конференция (ГК) Состоит из представителей государств-членов ГК решает вопрос о членстве в ЮНЕСКО, изменениях в Уставе, определяет общую линию и осн направления деятельности орг-ции, принимает среднесрочные (шестилетние) планы и двухгодичные программы и бюджеты орг-ции, разрабатывает международно-правовые акты в виде конвенций, деклараций и рекомендаций и рассматривает доклады об их выполнении гос-вами, утверждает бюджет орг-ции и его распределение, избирает руководящие органы и Ген директора В период между сессиями осн руководящий орган – Исполнительный Совет, состоящий из представителей 51 гос-ва (в т ч России) и собирающийся на свои сессии, как правило 2 раза в год Постоянно действующий рабочий орган ЮНЕСКО – Секретариат, возглавляемый Ген директором (с 1993 Федерико Майор Сарагоса, Испания)
Бюджет ЮНЕСКО состоит из регулярного бюджета, складывающегося из взносов государств-членов (502,7 млн долларов на 1996—97) и внебюджетных ассигнований (290,4 млн долларов на 1996—97)
В соответствии с Уставом ЮНЕСКО в государствах-членах пр-вами создаются нац (общегос) комиссии по делам ЮНЕСКО Комиссия Рос Федерации по делам ЮНЕСКО – межведомственный орган, призванный обеспечивать взаимодействие и координацию сотрудничества с ЮНЕСКО рос гос учреждений, обществ объединений, а также лиц, имеющих признанный авторитет в области компетенции этой орг-ции. Св 150 гос-в (в т ч Россия) учредили Постоянные представительства при ЮНЕСКО, к-рые имеют статус посольств В Рос Федерации отделения Комиссии по делам ЮНЕСКО созданы во Владивостоке, Краснодаре, Новосибирске и др городах, в РАН и ряде вузов образованы 10 междунар кафедр ЮНЕСКО, работает ев 60 ассоциированные школ ЮНЕСКО (1995)
Ежегодно проводится ок 200 конференций (3—4 в Рос Федерации) как на уровне министров (образования, науки,
649
культуры, информации), так и на уровне небольших встреч экспертов Выпускается ок 200 изданий, науч исследований, брошюр, справочников, статистич и др публикаций, документов междунар конференций и встреч, ряд журналов, в к-рых аккумулируется мировой опыт в сфере образования и подготовки кадров, естеств и социальных наук, культуры и информации
Ген конференцией ЮНЕСКО приняты и действуют более 60 междунар конвенций, деклараций и рекомендаций, среди к-рых Конвенция и Рекомендация по борьбе с дискриминацией в области образования, Конвенция по охране всемирного культурного и природного наследия, конвенции о взаимном признании у ч курсов, дипломов и ученых степеней в области высш образования и мн др, со стороны ЮНЕСКО осуществляется контроль за их выполнением Документы ЮНЕСКО – важный инструмент междунар правопорядка, источник нац законодательства в гуманитарной сфере
В соответствии с решением 28-й сессии Ген конференции программой и бюджетом ЮНЕСКО на 1996—97 предусмотрены след гл направления, носящие название Крупных программ 1 На пути к непрерывному образованию для всех 2 Наука на службе развития 3 Развитие культуры наследие и прошлое 4 Коммуникация и информация
Периодические издания: «Суре» (о повседневной деятельности ЮНЕСКО), «Природа и ресурсы», «Перспективы», «Музеум», «Бюллетень по авторскому праву», «Международный журнал социальных наук», «Курьер ЮНЕСКО» H M Канаев
ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН) (UNICEF, United Nations Children's Fund), специализиров учреждение ООН по координации программ помощи для детей Создан в 1946 как междунар орг-ция чрезвычайной помощи детям в разоренных 2-й мировой войной странах Европы Совр назв с 1953 Основное внимание орг-ция стала уделять улучшению положения детей в развивающихся странах Источник финансирования программ ЮНИСЕФ – добровольные взносы пр-в, пожертвования орг-ций и частных лиц
Штаб-квартира – в Нью-Йорке (США) Руководящий орган – Исполнит Совет (ев 40 членов) На его заседаниях (обычно проводятся 1 раз в год) рассматривается политика фонда, обсуждаются программы и утверждается бюджет Отделения фонда действуют во мн странах и регионах В первую очередь помощь предоставляется гос-вам, где высок уровень дет смертности и заболеваемости, низок уровень душевого дохода Во мн странах созданы нац советы содействия ЮНИСЕФ
В 1994 общие расходы на программы ЮНИСЕФ составили ев 800 млн долла-
ров США. Этими программами охвачены св. 140 гос-в (в т. ч. Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Туркменистан). С янв. 1995 ЮНИСЕФ оказывает гуманитарную помощь детям и женщинам, пострадавшим в результате чеченского конфликта.
ЮНИСЕФ готовит ежегодные доклады (в т. ч. на рус. яз.) о положении детей в мире (распространяются через информац. центры ООН). ЮНИСЕФ участвовал в разработке проекта Конвенции ООН о правах ребёнка (принята Ген. ассамблеей ООН 20 нояб. 1989), в подготовке Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей (Нью-Йорк, сент. 1990; на ней приняты Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по ее осуществлению до 2000 г.). ЮНИСЕФ удостоен Нобелевской пр. мира (1965).
Рос. Федерацию представляет в ЮНИСЕФ Мин-во социальной защиты населения. E. M. Рыбинский. «ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО» (полное назв. «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов»), памятник пед. мысли России 18 в., руководство в правилах поведения светского юношества. Издание подготовлено по указанию Петра I, представляет собой компиляцию из зап.-европ. памятников подобного типа. Их значит, переработка на рус. яз. не позволяет точно указать оригинал перевода. Вероятно, в числе прочих было использовано соч. Эразма Роттердамского «De civilitate morum puerilium», известное в России под назв. «Гражданство обычаев детских». Автор-составитель памятника неизвестен, предполагают участие в переводе И. В. Пауса; курировал издание Я. В. Брюс, возможно, также работавший над текстом; принял участие в издании Гавриил Бужинский. Первый тираж вышел в 1717, впоследствии неоднократно переиздавалось и пользовалось большой популярностью у читателей.
В большинстве изданий руководство предварялось традиц. материалом для нач. обучения, включавшим в себя алфавит, сведения по грамматике, числу и счету. Содержание памятника составили не только правила приличного поведения в обществе, но обращалось особое внимание на то, как должен поступать молодой человек на царской и гос. службе, чтобы добиться успеха («кто служит, так тому и платят, по тому и счастие себе получает»). Эта тематика появилась здесь впервые в связи с новыми поведенческими и этич. установками петровского времени.
«Юности честное зерцало» не имеет чёткой внутр. структуры, одни и те же сюжеты варьируются в неск. местах, графически выделены 2 темы: нормы этикета в разговоре (с начальством, с духовником, с родителями, со слугами и т. д.) и
стиль поведения в разл. ситуациях. Юноша должен надеяться на себя и уважать других, почитать родителей, быть вежливым, смелым, отважным. Ему следует избегать пьянства, мотовства, злословия, грубости и т. д. Особое значение придавалось знанию языков: отроки должны говорить между собой на иностр. языке, «дабы тем навыкнуть могли». Наряду с общежитейскими наставлениями даются и конкретные этикетные нормы поведения за столом и в присутственных местах, нек-рые нормы гигиены.
Заключит, часть посвящена нормам поведения девушек, к-рые, в отличие от предыдущей части, строго определяются церк. моралью, здесь наставления близки традиц. др.-рус. поучениям. Девические добродетели состоят в следующем: любовь к слову Божию, смирение, молитва, исповедание веры, почтение к родителям, трудолюбие, приветливость, милосердие, стыдливость, чистота телесная, воздержание и трезвость, бережливость, щедрость, верность и правдивость. На людях девушка должна держать себя скромно и смиренно, избегать смеха, болтовни, кокетства.
В целом в памятнике нашли отражение как общеэтич. нормы поведения, так и специфич. черты воспитания, относящиеся к периоду восприятия рус. традиц. культурой элементов образа жизни стран Зап. Европы.
Изд.: Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению Собранное от разных авторов. Факсимильное издание, М., 1976.
Лит.: Пекарский П., Наука и лит-ра в России при Петре Великом, т. 2, 1862; Перетц В. Н., Историко-лит. исследования и материалы, т. 3, ч 1, СПБ, 1902; Описание изданий,напечатанных кириллицей,1689 – янв. 1725. Сост. Т. А Быкова и М. М. Гуревич, М.-Л, 1958. О. Е. Кошелева
ЮНОСТЬ школьная, ранняя юность, стадия жизни и развития человека, охватывающая возраст от 14- 15 до 17—18 лет, что примерно соответствует периоду обучения в ст. классах общеобразоват. школы или в ср. проф. уч. заведениях. Хронологич. границы этого возрастного периода весьма условны, его часто называют (как и предшествующий период) подростковым. Содержание его также сложно и неоднозначно. Биологически в юношеском возрасте завершается физич. созревание; хотя большинство девушек и значит, часть юношей вступают в него в основном половозрелыми, на долю этого возраста приходится устранение ранее сложившихся диспропорций в физич. развитии. В социальном плане Ю. – завершающий этап первичной социализации. К концу этого периода завершается проф. самоопределение молодого человека, происходит вступление в самостоят, трудовую и гражданскую жизнь.
Осн. психол. процесс Ю. – формирование личности и развитие самосознания – протекает у отд. индивидов по-разному. Во-первых, действует закон неравномерности созревания и развития, причем эта неравномерность является одновременно межиндивидуальной (сверстники и одноклассники могут фактически находиться на разных стадиях своего индивидуального развития) и вну-трииндивидуальной (неполная согласованность и гетерохронность физического, сексуального, умственного, социального и нравственного развития одного и того же индивида). Во-вторых, в зависимости от индивидуальных особенностей и условий воспитания существуют разные типы протекания Ю. У одних это период «бури и натиска», характеризующийся острыми внутр. и внеш. конфликтами и эмоциональными кризисами. Другие включаются во взрослую жизнь сравнительно легко, но скорее пассивно; роман-тич. порывы, обычно ассоциирующиеся с юностью, им не свойственны. Третьи взрослеют быстро, скачкообразно, но без внеш. конфликтов и эмоциональных срывов; рано определившиеся жизненные цели, самоконтроль и самодисциплина позволяют этим подросткам сознательно строить свою жизнь, выполняя намеченную программу. Вопреки традиц. представлениям о юности как «втором рождении» (Ж. Ж. Руссо), далеко не все юноши и девушки переживают в это время глубокую внутр. перестройку, многие выходят из юности почти такими же, какими в неё вступили.
Наиб, общая тенденция Ю. – рост самостоятельности и самосознания, открытие своего «Я». Она тесно связана с изменениями деятельности и закономерностями умственного развития в этом возрасте. По сравнению с подростковым, юношеское самосознание более психологично и обращено вовнутрь. Юноши и девушки остро чувствуют свою индивидуальность и всячески подчёркивают отличие от окружающих. Расширяется их временная перспектива в прошлое и особенно в будущее: если у подростков наибольшую озабоченность вызывает своё наличное «Я» (какой я сейчас), в частности образ своего тела и внешности, то юноши больше думают о своём возможном «Я»; их самосознание тесно связано с социальным самоопределением, формированием жизненных планов. Ю. – время активного мировоззренч. поиска, своеобразным фокусом к-рого становится проблема смысла жизни. Потребность в точно сформулированном ответе на вопрос об общем смысле человеческого бытия и своего собств. существования сочетается со своеобразным планированием дальнейшей жизни, определением её целей, способов их достижения. Решается не только «кем быть», но и «каким быть», утверждается мир нравственных понятий. Разумеется, эти проблемы не решаются раз и навсегда, человек в своей жизни не раз к ним возвращается, но для Ю. их постановка и связанная с этим активизация рефлексии осо-
бенно типичны. С участием во взрослых формах жизнедеятельности с более зрелыми социальными и межличностными отношениями происходит стабилизация юношеского образа «Я», сопровождающаяся, как правило, ростом самоуважения. Однако этот процесс тоже весьма противоречив. В целом юношеские самооценки и их критерии значительно стабильнее подростковых. Но расширение для юноши социальных и временных горизонтов, круга «других», на к-рых он ориентируется, порождает неопределенность уровня притязаний и расхождение между наличным и идеальным (желаемым, должным) «Я». Это расхождение особенно сильно у наиб, способных индивидов и выступает важным стимулом саморазвития и самовоспитания. В то же время у нек-рых подростков оно вызывает неуверенность в себе и снижение уровня самоуважения, что может сопровождаться невротич. симптомами, трудностями общения и вызывающим, отклоняющимся от нормы поведением.
Важные изменения происходят в структуре общения. Оно становится более избирательным и меняется соотношение значимых других. Старшеклассники обладают уже весьма высокой степенью автономии от старших, прежде всего родителей и учителей, и покушение на эту автономию часто вызывает конфликты. Во многих вопросах, особенно в том, что касается досуга, моды, худож. вкусов, они больше ориентируются на мнение сверстников. Это не означает, что старшие вообще теряют авторитет; в наиб, серьёзных вопросах (выбор профессии, мировоззренч. самоопределение, поведение в сложных ситуациях) влияние родителей большей частью перевешивает влияние сверстников. Однако взрослым приходится доказывать свою правоту не авторитарно, а апеллируя к рациональным доводам.
Ведущей деятельностью в Ю. остаётся учёба. Однако её мотивация существенно меняется. Учёба и вообще шк. жизнь начинает восприниматься не как самоцель, а как средство подготовки к будущей трудовой жизни. Отношение к уч. предметам дифференцируется не только в зависимости от субъективных интересов, стимулом для к-рых может быть внеш. занимательность или мастерство учителя, но и от того, насколько данный предмет, по мнению ученика, понадобится ему в дальнейшем. И хотя эти критерии бывают наивными и упрощёнными, дифференциация интересов – процесс необходимый и прогрессивный. Психол. данные свидетельствуют, что самостоятельность и содержательная сложность учёбы, как и всякого другого труда, не только делает его более творческим и интересным, но и способствует развитию большей интеллектуальной гибкости, самостоятельности и творческого отношения к труду вообще.
Важнейший аспект юношеского самоопределения – выбор профессии, к-рая часто отождествляется с призванием. Но единство субъективных склонностей и способностей к определённой деятельности, в к-рой личность усматривает сферу самореализации, формируется постепенно. Выбор профессии предполагает оценку её соответствия интересам, способностям и социальным установкам личности, а также потребности в ней общества, причём критерии эти могут не совпадать. В этом аспекте работа школы предполагает, с одной стороны, деятельность системы профориентации, а с другой – практич. приобщение школьников к труду с учётом их индивидуальных особенностей, развитие инициативы и ответственности.
Ю. – весьма общительный, деятельный возраст. Принадлежность к коллективу и собственное положение в нём чрезвычайно важны для юношей и девушек. Важную роль играют неформальные группы общения, как правило, разновозрастные и подчинённые нормам специфич. юношеской субкультуры. В силу известной конформности юношеского возраста, для к-рого групповое «мы» часто авторитетнее всех прочих мнений, лидеры таких групп оказывают сильное влияние на подростков, особенно на т. н. трудных, к-рые в школе чувствуют себя изолированными и непризнанными. Педагогам школы важно детально знать круг и характер этих неформальных групп и оказывать на них соответствующее влияние.
Особенности юношеской субкультуры важны и для эстетич. воспитания. Мотивы юношеского чтения и др. форм худож. потребления и творчества, равно как и типы предпочитаемых жанров и произведений иск-ва, многообразны и изменчивы. Оценочные критерии подростков часто не совпадают с критериями взрослых, к-рым они кажутся слишком примитивными.
Огромное значение, наряду с разветвлёнными товарищескими отношениями, в юности имеет дружба. Юношеский канон дружбы, по сравнению с подростковым, заметно индивидуализируется и психологизируется, выдвигая на первый план ценности, связанные с развитием самосознания, – самораскрытие, понимание, искренность, интимность. Юношеская дружба большей частью бывает однополой, а её свойства, в т. ч. устойчивость, зависят от индивидуальных особенностей и потребностей участников. Отсутствие друзей переживается в юности весьма болезненно и воспринимается как личный недостаток.
Ю. завершает период полового созревания и является важным этапом психосексуального развития личности. Поскольку стать взрослым – значит стать мужчиной или женщиной, дифференциация половых признаков (телес-
651
ных, поведенческих и характерологических) и ролей, а также оценка своего соответствия подразумеваемым (и часто нереалистическим) эталонам «маскулинности» и «фемининности» составляет один из осн. стержней юношеского сознания и самосознания. С этим связано много драматич. переживаний. Напр., мальчики тяжело переживают своё отставание от сверстников в росте или появлении вторичных половых признаков и наличие у себя черт характера, к-рые кажутся им «немужскими»; и юноши и девушки весьма озабочены собственной внешностью. Вообще половые различия и связанные с ними представления о том, как должны вести себя «настоящий юноша» и «настоящая девушка», нередко гипертрофируются. Психол. различия между полами, измеренные с помощью спец. тестов, в этом возрасте также максимальны. Собственное половое созревание и в ещё большей степени влияние окружающих вызывают у юношей и девушек сложные эротич. переживания, фантазии и интересы. Юношеская гиперсексуальность, повышенная сексуальная возбудимость находит выход в мастурбации, к-рая у 15- 17-летних мальчиков является массовой, и сама по себе, вопреки распространённым представлениям, не влечёт к.-л. болезненных последствий. Рост эротич. интересов характерен и для девушек.
Сегрегация свободного общения мальчиков и девочек, типичная для мл. подростков, к-рые предпочитают однополые компании, постепенно исчезает, уступая место разносторонним контактам и совместной деятельности. Тем не менее взаимоотношения юношей и девушек весьма сложны. Их эротич. чувства и переживания на первых порах довольно примитивны; чтобы сочетать их с пси-хол. интимностью, к-рую подразумевает понятие любовь, подросткам необходимы определённые навыки и опыт общения, приходящие только с возрастом. Разобщённость любви и чувственности, к-рую всячески насаждает ханжеское антисексуальное воспитание, приводит к тому, что «чистая любовь» представляется подростку асексуальной, а чувственность – соблазнительной, но низменной и постыдной.
Под влиянием урбанизации и ряда др. социально-культурных сдвигов сексуальное поведение юношей и девушек в последние десятилетия существенно изменилось: раньше происходит половое созревание (см. Акселерация), раньше пробуждаются сексуальные интересы и начинается половая жизнь, причём возрастные границы в этом отношении между юношами и девушками резко сблизились; терпимее стало отношение к добрачным связям (оценка интимной близости зависит не столько от того, имела ли она место в браке или вне его, сколько от наличия или отсутствия любви); молодёжь всё более критически относится к т. н. двойному стандарту,
т с разным нормам сексуального поведения для мужчин и для женщин Эти изменения отражают общую тенденцию роста индивидуальной свободы в этой, как и в остальных, сферах человеческой жизни Но с ними сопряжены также серьезные проблемы и трудности известная неопределенность нормативных предписаний, на к-рые ориентируется молодежь, рост неустойчивости брака, высокий процент нежелательных беременностей и внебрачных рождений в юности, опасность распространения венерич заболеваний, снижение у нек-рых молодых людей чувства моральной и социальной ответственности за свою интимную жизнь и ее последствия Выход здесь тот же, что и в др сферах жизни, – рост свободы предполагает также рост ответственности и самоконтроля Задача состоит не в том, чтобы «уберечь» юношей и девушек от сексуальности, а в том, чтобы научить их управлять этой важной стороной своей жизни (см Половое воспитание)
Ранняя юность насыщена множеством новых эмоциональных переживаний Хотя в целом жизненный мир юноши кажется более упорядоченным, чем подростковый, многие юноши и девушки испытывают значит психол трудности Осознание своей индивидуальности, непохожести на других оборачивается у многих, даже общительных старшеклассников острым чувством одиночества и непонятости Новое чувство необратимости времени, без к-рого невозможна постановка вопроса о смысле жизни, сталкивает их с проблемой смерти Переживается она весьма остро у одних вызывает панический страх, у других – болезненное влечение к смерти, желание разрешить житейские трудности путем самоубийства Типичной массовой коммуникативной проблемой ранней юности выступает застенчивость, особенно тяжело переживаемая мальчиками, т к она противоречит эталону маскулинности Возраст 14—18 лет – критич период проявления разл психопатий В этом возрасте особенно резко проявляется характер, нек-рые из его свойств, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее повышают вероятность пси-хич травм или отклоняющегося от норм поведения Даже сами нормативы пси-хич здоровья, устанавливаемые с помощью спец тестов, для юношеского возраста несколько иные, чем для взрослых Все это подчеркивает необходимость внимательного, индивидуального подхода, учитывающего половые, средо-вые и типологич особенности учащихся Ю – своего рода рубеж между детством и взрослостью, а «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития» (Выготский Л С, Избр психол исследования, M, 1956, с 277)
Сов система воспитания была по сути своей авторитарной Перемены в жизни России с нач 90-х гг дали юношам и
девушкам огромные преимущества перед их сверстниками из предшествовавших поколений вместо того чтобы покорно следовать предписаниям старших, они получили возможность самостоят выбора своего жизненного пути и право сойти с заранее проложенных для них дорог Однако эта свобода, особенно в условиях общего социального и духовного кризиса, чревата огромными издержками Совр юноши и девушки раньше взрослеют, у них стало меньше инфантилизма и иждивенческих настроений Но отсутствие социальных гарантий, резкое социальное расслоение общества и идейный разброд в нем способствуют вовлечению многих из них в криминальную деятельность Наблюдается рост молодежной преступности, наркомании, жестокости и сексуального насилия Нек-рые юноши и девушки попадают под влияние тоталитарных сект и полит экстремизма Увлечение специфически-молодежными формами иск-ва сопровождается падением интереса к классическому культурному наследию Выявился и необычайно обострился долгие годы скрывавшийся и отрицавшийся ценностный конфликт поколений отцов и детей
В этих драматич условиях родителям и педагогам необходимо помнить две тривиальные, но трудные истины Во-первых, при всех общих возрастных свойствах юноши и девушки не образуют целостной группы, они социально, типологически и психически различны, единого подхода к ним быть не может Во-вторых, авторитарные меры воспитат воздействий в этом возрасте, тем более в ситуации социального кризиса, принципиально не работают и, скорее, производят эффект бумеранга Чтобы способствовать взрослению юношей и девушек, необходимо максимально развивать их собственную активность, самостоятельность и ответственность, пытаясь не просто включить их в какие-то заранее указанные рамки и сферы жизнедеятельности, но пробудить и стимулировать их к самовоспитанию, дать ему правильное направление
Лит К о и И С, В поисках себя (Личность и ее самосознание), M, 1984, его же, Психология ранней юности, M 1989, Формирование личности в переходный период от подросткового возраста к юношескому возрас ту, под ред И В Дубровиной, M, 1987, Магун В С, Литвинцева А 3 Жизненные притязания ранней юности и стратегии их реализации 90 с и 80 с гг, M 1993, ЩепанскаяТ Б, Символика молодеж ной субкультуры, СПБ, 1993 E r i k s o n E H, Identity Youth and cnsis, № V [1968], A d e l s o n J (ed), Handbook of adolescent psychology, № V, 1980, HarrelmannK, Engel U (eds), The social world of adoles-cents, B – № V, 1989, B o s m a H A, Jackson A E (eds), Copmg and seif-con-cept m adolescence, Hdlb, 1990, Jackson S, Rodriguez-Tome H (eds), Ado lescents and its social worlds L, 1993
И С Кон.
ЮРКЕВИЧ Памфил Данилович [16(28) 2 1826, с. Липлявое Золотоношского у Полтавской губ, – 4(16) 10 1874, Москва], философ, психолог и педагог По настоянию отца-священника ркончил Киевскую духовную академию (1851) и был оставлен там в должности «наставника по классу фило-софич наук» В 1861 приглашен возглавить кафедру философии Моек унта Преподавал также историю философии, логику, психологию, педагогику Одновременно работал в учительской семинарии воен ведомства В 1869—73 декан ист -филол ф-та Моек ун-та
Гл сфера филос интересов Ю – антропология («Сердце и его значение в духовной жизни человека», «Тр Киевской Духовной академии», 1860, кн 1, отд 2, новое изд в кн Филос произведения, M, 1990) В русле, близком славянофилам, особенно А С Хомякову (с его идеей целостного духа) и И В Киреевскому (с его учением о «живом средоточии» души), а также Ф M Достоевскому (настаивавшему на вторичности «рассудочной способности» по сравнению с «хотением»), Ю развивал христ учение о сердце как глубочайшей основе человеческого существа и духовно-нравств источнике душевной деятельности Не в мысли, а именно в жизни сердца – переживании, чувствах, реакции – выражается индивидуальность С этих позиций Ю выступал против идеи самозаконности разума, лежавшей в основании нем классич философии, против интеллектуализма нового времени, усматривавшего в рациональном начале сущность человека Ю подчеркивал, что «не дерево познания есть дерево жизни», – ум есть лишь ее вершина, а корень же ее уходит в духовно-нравств побуждения, захватывающие человеческое сердце
Дальнейшее развитие воззрения Ю получили в ст «Из науки о человеческом духе», направленной против материализма, сторонником к-рого выступал, в частности, H Г Чернышевский (серия статей «Антропологич принцип в философии») Ю настаивал на невозможности в процессе познания отвлечения объекта от ощущающего и понимающего субъекта, поскольку представление о материи «самой по себе» – это чистая абстракция ума « изъяснить духовное начало из материального нельзя потому, что самое это материальное начало есть таково, каким мы знаем его в наших опытах» («Рус вестник», 1861, №4, с 105) В дискуссии с И M Сеченовым Ю выражал взгляд на рефлекс как на чисто физиол понятие, относящееся лишь к «механич устройству» нервной системы «Эти же темы продолжили 4 статьи «Язык физиологов и психологов» («Рус вестник», 1862, № 4-g) P А Галецева
Религ -филос и психол идеи Ю определили характер его пед концепции В воспитании ребенка Ю решающую роль отводил формированию его духовного мира на основе христ этики Цель воспи-
тания, по Ю., совпадает с целью самой жизни: человек призван реализовать себя как «творение Божье». Осн. фактором формирования «достойной человеческой личности» Ю. признавал гуманное пед. воздействие, не отрицая при этом значения наследственности, влияния объективных условий и самовоспитания. Среди обществ, институтов роль гл. воспитателя отводил семье. Цель образования определял как формирование самодеятельного ума, к-рый понимал как «стремление двигаться от мысли, через мысли к мыслям». Выступал против «многознайства», считая, что учащиеся должны иметь глубокие и прочные знания по конкретно очерченному обязательному кругу предметов. Чтобы обучение было развивающим, научающим и воспитывающим, оно должно быть дисциплинирующим. «Курс общей педагогики» Ю. содержит характеристику разл. «воспитательных мер», к к-рым он относил среду, обстановку, дисциплину, надзор, непосредств. влияние, совет, просьбы и др. В особую группу «воспи-тат. побуждений» выделял похвалу и порицание, искусств, побуждения (почётное место в классе, похвальная грамота и т. п.), а также наказание. В отличие от большинства современных ему педагогов Ю. значит, внимание уделял «пед. попечению о теле воспитанника». Пед. труды Ю. явились для своего времени наиб, содержательными и доступными источниками гуманистич. идей, основанных на признании приоритета христ. ценностей.
Соч.: Филос. произв., М., 1990; Непосредственное нравств. влияние, в кн.: Антология пед. мысли России второй пол. 19 – нач. 20 вв., М., 1990; Методика и личность учителя, там же.
Лит.: Соловьев В. С.,О филос. трудах П. Д. Юркевича, в кн.: Юркевич П. Д., Филос. произв., М., 1990; Шпет Г. Г., Филос. наследие П. Д. Юркевича, там же; Плеханов А. В., П. Д. Юркевич – философ и педагог, СП, 1991, № 12. П. А. Лебедев.
ЮРТОВ Авксентий Филиппович [8(20).2.1854, дер. Калейкино Мензелин-ского у. Уфимской губ., ныне в Татарии, – 20.4.1916, с. Андреевка Уфимского у. Уфимской губ., ныне в Башкирии], морд, просветитель, педагог, этнограф. По окончании Казанской рус.-инородч. учительской семинарии (1872) оставлен учителем приготовит, класса, затем преподавал в морд, уч-ще при семинарии. С 1883 учитель нач. нар. уч-щ в морд, сёлах Самарской и Уфимской губерний. В 1891 оставил пед. деятельность и принял сан священника в одном из морд, приходов Уфимской губ.
Ю. был привлечён Н. И. Ильминским для внедрения системы инородч. образования в практику обучения мордвы. В этих целях изучал язык мокши и эрзи, быт и религ. верования, собирал фольклор. Выпустил «Образцы морд, народной словесности» (1882—83). Под руководством Ильминского создал первый морд, букварь для мордвы-эрзи (1884),
отразивший опыт составления букварей для народов Поволжья (И. Я. Яковлева и др.), в к-ром новаторски подошёл к использованию рус. графики, введя ориг. диакритич. знаки. Просветит, значение имела переводч. деятельность Ю., переложившего на эрзя-морд, язык ряд вероучительных книг. В комплексе созданной им лит-ры начал унификацию правописания и введения новых принципов и единых орфографич. норм морд, письменности, к-рые завершил его ученик и последователь M. E. Евсевъев.
Деятельность Ю., способствуя становлению письменных морд, языков и методики обучения в рус.-морд. нач. уч-щах, имела важное значение для пробуждения нац. самосознания нерус. народов Поволжья.
Соч.: Букварь для мордвы-эрзи с присоединением молитв и рус. азбуки, Каз., 1884; Погребальные обряды и поверья крещеной мордвы Уфимской губ., «Известия по Казанской епархии», 1887, № 8, с. 227—29.
Лит.: Ильминский Н. И., Опыты переложения христианских вероучительных книг на татарский и другие инородч. языки в начале текущего столетия, Каз., 1883; Феоктистов А. П., Очерки по истории формирования морд, письменно-лит, языков, М., 1976; О со век ий Е. Г., А. Ф. Юртов – предтеча морд, просветительства, Саранск, 1995. Е. Г. Осовский.
ЮСЬКОВИЧ Василий Фомич [15(28).2.1903, дер. Щербово Камене-цкого р-на Брестской обл., – 2.4.1980, Москва], физик-методист, дер пед. наук (1971), проф. (1972). Окончив 2-й МГУ (1930), работал учителем физики в ср. школе на Д. Востоке. В 1936—41 преподавал в Благовещенском пед. ин-те и др. вузах. С 1946 в Москве: в НИИ методов обучения АПН СССР (1946—58), МГПИ (1959—65). В 1966—70 в ГДР занимался подготовкой педагогов в области методики физики. С 1970 в МОПИ им. Н. К. Крупской. Гл. место в трудах Ю. занимали проблемы структуры и содержания курса физики ср. школы, воспитания учащихся в процессе обучения, развития мышления учащихся, а также проблемы методики физики как науки. Им разработана ориг. методика преподавания вопросов динамики, аэро- и гидродинамики, газовых законов, строения атома и др. разделов шк. курса физики.
Соч.: Методика преподавания физики в ср. школе, т. 1—2, М., 1958-<Ю (соавт.); Строение атома в шк. курсе физики, M., 19562 (соавт.); Политехн. обучение в преподавании физики, M., 19573 (соавт.); Обучение и воспитание учащихся на основе курса физики ср. школы, М., 1963; О теоретич. основах методики физики, СП, 1964, № 3; Основы методики преподавания физики, М., 1965 (соавт.).
Лит.: Шестидесятилетие В. Ф. Юськовича, ФШ, 1963, № 4; В. Ф. Юськович, ФШ, 1973, № 3. И. К. Турышев.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел Педагогика
|
|