Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Российская педагогическая энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Е

ЕВРЕЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ. Образована 7.5.1934 (с 1928 Биробиджанский авт. р-н). Входит в Хабаровский край Рос. Федерации. Пл. 36 тыс. км2. Нас. 220,9 тыс. чел. (1991). На терр. области проживают представители св. 100 национальностей; преобладают русские, украинцы; евреев-ок. 4%. Центр — Биробиджан.
В 1989 на 1000 чел. населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 817 чел. с высшим и средним (полным и неполным) образованием. В отраслях экономики занято (1989) ок. 40 тыс. специалистов, в т. ч. ок. 11 тыс. с высшим и св. 28 тыс. со ср. спец. образованием.
Освоение совр. терр. области началось в 40-х гг. 17 в. С заселением края в 60-е гг. 19 в. появились казачьи школы: Ми-хайло-Семёновская, Раддевская, Екате-рино-Никольская. С 80-х гг. открывались церковно-приходские школы (к 1910 — 14 школ). В нач. 20 в. действовали также гор. нач. уч-ща, школы на ж.-д. станциях и при воинских частях, миссионерские школы (создавались с целью противодействия сектантству). В условиях малой численности населения и его рассредоточенности охват детей школой был незначительным. Грамотность населения (1897, перепись) не превышала 10% (в т. ч. женщин -ок. 4%).
После установления сов. власти (1922} началась ликвидация неграмотности. Открылись школы I ступени: в Екатерино-Никольском р-не — 10 (св. 560 уч-ся), в Хингано-Архаринском р-не — 7 (св. 1500), в Михайло-Семёновском р-не — III (св. 770). Действовали также 3 школы II ступени (ок. 800 уч-ся).
В нач. 1928 началось активное переселение евреев на терр. области, открылись первые 3 евр. школы (в 1936/37 уч. г. имелось 19 евр. школ; ок. 1,9 тыс. уч-ся).
В 30-е гг. в школах взрослых обучалось ок. 1 тыс. чел., в школах для малограмотных — св. 1,5 тыс. При общеобра-зоват. школах действовали также классы для неграмотных. К кон. 30-х гг. грамотность среди взрослого населения составляла 92,5%.
Первые дошк. учреждения появились в 1927. В 1931 открылись 2 евр. дет. сада (35 детей). К 1934 действовало 37 дет. садов (955 детей), в т. ч. 17 еврейских (479 детей). Создавались сезонные дет. площадки (в 1934 — 5 евр., 23 русские^ 4 корейские и нанайские). К 1935 действовало 38 яслей-садов (900 детей). Во 2-й пол. 30-х гг. использование родных языков в воспитат. работе стало сокращаться и затем прервалось.

С введением нач. всеобуча в 1931 действовало 30 школ (св. 7,4 тыс. уч-ся), в 1937—113 (св. 15 тыс. уч-ся). В 1937/38 уч. г. действовало св. 30 неполных средних и 12 ср. школ. Однако евр. школы не были обеспечены соответств. программами. С 1937 уменьшалось кол-во евр. школ и классов, в 1949 была закрыта последняя школа в Биробиджане, в к-рой преподавание велось на идише; почти полностью уничтожен евр. фонд областной б-ки (в т. ч. и учебники для школ).

Подготовка пед. кадров велась в Биробиджанском пед. техникуме (осн. в 1932; 9 уч-ся, 7 преподавателей; в 1937 переименован в пед. уч-ще); в 1935—40 при нём имелось отделение для подготовки учителей евр. нач. школ (существовало до 40-х гг.).
В 1992 на терр. ЕАО действовало 180 дошк. учреждений (св. 16 тыс. воспитанников; 75% детей соответств. возраста). В 1992/93 уч. г. было св. 100 дневных общеобразоват. школ, в т. ч. ок. 30 нач., св. 20 неполных ср., 50 средних (всего ок. 31 тыс. уч-ся), 6 вечерних школ (500 уч-ся), 5 школ-интернатов. В 1991/ 1992 уч. г. открылась ср. школа-лицей. Обучение ведётся на рус. яз. Идиш изучается с 1988 в дет. садах и школах по желанию детей и родителей (в 25 группах — св. 300 детей), а также в воскресной школе. Взрослое население может изучать идиш (с кон. 80-х гг.) на курсах при евр. культурных об-вах, на семинарах и курсах при областном ИУУ. В 1990/91 уч. г. начата на факультативной основе подготовка учителей идиш в Биробиджанском пед. уч-ще. В 1991/ 1992 уч. г. начато введение идиша как языка преподавания в нач. школе и лицее.
В 1990 организован филиал НИИ нац. проблем образования Мин-ва образования Рос. Федерации, к-рый готовит науч.-метод. пособия по преподаванию идиша, разрабатывает модель школы в условиях многонац. региона. Изданы на идише «Букварь» X. Бейдера, С. Сандлера и др. (1982); «Книга для чтения» А. Вер-гелиса (1989); «Самоучитель языка идиш» С. Сандлера (1989).
Подготовка пед. кадров ведётся в Биробиджанском пед. ин-те (осн. в 1989); в составе дневного отделения 5 ф-тов: педагогики и методики нач. обучения; дошк. педагогики и психологии; филологический; математический; преподавателей англ. яз. и яз. идиш (400 студентов). В 1991/92 уч. г. открыт отдел заочного обучения (100 студентов) с ф-тами педагогики и методики нач. обучения, дошк. педагогики и психологии. Действуют 7 ПТУ (2,5 тыс. уч-ся) и 6 ср. спец. уч. заведений (техникумы: с.-х., механико-технол., маш.-строит.; училища: пед., мед., культуры) с 4,9 тыс. уч-ся. Имеются 6 домов учащейся молодёжи, 5 ДЮСШ, 1 худож. и 10 муз. школ, станции юных натуралистов, туристов, техников и др. В сфере образования занято св. 3 тыс. педагогов, в т. ч. в школах 2 тыс. учителей (св. 61% с высш. образованием). 16 учителям присвоено звание засл. учителя школы РСФСР.
Переподготовку пед. кадров осуществляет ИУУ (осн. в 1971; ежегодно св. 2 тыс. слушателей).
Лит.: Бакун Д., Школа Дальневост. края на социалистич. стройке, Хабаровск, 1931; Колосков Г., Из истории нар. образования на Д. Востоке, Хабаровск, 1957; Красильникова Л. В., Изменение социального состава учащихся и введение нач. всеобуча на Д. Востоке (1926—1932), в кн.: Из истории Д. Востока, Хабаровск, 1976; На берегах Бирмы и Биджана, Хабаровск, 1981. Т, А. Фаин.

ЕВСЕВЬЕВ Макар Евсевьевич [18(30)...1864, с. Малые Кармалы, ныне в Ибресин-ском р-не Чувашии, — 11.5.1931, Казань], морд. учёный-просветитель, педагог, Окончил Казанскую инородческую учительскую семинарию (1883; в этом уч. заведении преподавал до 1920) и вольнослушателем ист.-филол. ф-т Казанского ун-та (1892). Пед. взгляды Е. сложились под воздействием идей Н. И. Илемин-ского и И. Я. Яковлева. Как методист совершенствовался под руководством Н. А. Бобровникова.
Основой обучения считал родной язык, в качестве уч. материала использовал образцы фольклора и нар. речи. Его шк. «Букварь для мордвы-эрзи» и «Букварь для мордвы-мокши» (опубл. в 1892), созданные на рус. графич. основе, положили начало морд. уч. лит-ре и сыграли значит, роль в распространении грамотности в морд, народе. Составил первонач. учебники рус. яз. для эрзи и мокши (1892, 18972). Выступил с инициативой создания морд, учительских школ; эта идея была осуществлена после 1917. Считал неотделимой частью общеобразоват. подготовки трудовое обучение (в 1906—12 руководитель уч. мастерских семинарии). После Окт. революции стал организатором пед. образования; был руководителем и преподавателем курсов учителей для морд, школ (в Москве, Казани и др.). Преподавал в Казанской вост. академии (проф. с 1921), Казанском пед. ин-те (1922—25) и Татарском комму-нистич. ун-те (1922—30). Труды Е. положили начало исследованиям проблем морд, языков («Основы морд, грамматики», 1928; «Эрзянско-рус. словарь», 1931). Систематизировал и ввёл в практику преподавания лит. нормы морд, языков. Соавтор первого сов. букваря для морд, уч-ся «Тундонь чи» (Весенний день», 1923). Исследовал историю, этнографию, культуру морд, народа. Инициатор создания и первый пред. Мордовского культ.-просвет, об-ва (1917).
Соч.: Избр. труды, т. 1—5, Саранск, 1961—66.
Лит.: Беззубов В. И., Науч.-пед. деятельность M. E. Евсевьева, Саранск, 1960; БибинМ. Т., О с о в с к и й^ Е. Г., Макар Евсевьевич Евсевьев — первый мордовский учёный, просветитель, педагог, Саранск, 1988; Жиганов М. Ф., M. E. Евсевьев — историк родного края, Саранск, 1990. М. Т. Бибин.

ЕВТУШЕВСКИЙ Василий Андрианович [24.4(6.5). 1836, Полтава, — 11(23).9. 1888, Петербург], рус. педагог, методист-математик. Окончил Петерб. ун-т, с 1861 изучал за границей систему подготовки учителей в пед. уч. заведениях. С 1864 руководитель Высш. пед. курсов при 2-й воен. гимназии. В 1868 преподаватель математики в частной жен. школе, затем на
302
Аларчинских жен. курсах. С 1877 гл. инспектор по уч. части дет. приютов, усовершенствовал внутр. распорядок, ввёл в уч. план рисование, черчение, труд (ремёсла). С кон. 1877 издавал и редактировал (совм. с А. П. Пятковским) журн. «Нар. школа»; участвовал в организации и работе Пед. музея воен.-уч. заведений (лектор, составитель каталогов, создатель мастерских по изготовлению уч. пособий); активный член Петерб. пед. об-ва (с 1879 пред.). Занимался также устройством нар. школ, руководил занятиями на Андреевских курсах в Петербурге.
Разработал методику элементарной математики на основе самостоят, работы учащихся, наглядности и занимательности обучения и соответствия возрасту обучаемых («Методика преподавания арифметики», 1872, 190716). Считая гл. причиной неуспеваемости учащихся по математике излишнюю систематичность её преподавания в нач. классах, признавал необходимость концентрич. изучения математики, разработал программы и уроки по пропедевтич. курсам арифметики, алгебры и геометрии. Его «Методика...», построенная на основе последоват. изучения чисел вместо изучения действия, критиковалась П. Л. Чебышевым и Л. Н. Толстым за «противоречие началам науки», явное подражание нем. педагогам и «неточность языка». Всесторонняя оценка «Методики...» Е. дана А. И. Голь-денбергом (рецензия в «Уч.-воспитат. б-ке», т. 1, ч. 2, М., 1876, с. 1—27) и В. А. Латышевым («Руководство к преподаванию арифметики», M., 18962, с. 70—74). Е. признавал значение домашнего образования, стремясь соединить выгоды домашнего и шк. обучения («Проект устройства домашних школ», журн. «Семья и школа», 1974, "Nfe 5—6). Однако идея Е. не была поддержана педагогами, считавшими, что домашние школы не могут иметь широкого обществ, значения, т. к. недоступны большинству родителей.
Соч.: Сб. арифметич. задач..., ч. 1 — 2, СПБ — П., 1891 —191639; Методика приготовит, курса алгебры, СПБ, 1876 (соавт.).
Лит.: Ланков А. В., К истории развития передовых идей в рус. методике математики, М., 1951; Прудников В. Е., Рус. педагоги-математики 18 — 19 вв., М., 1956.

ЕГИПЕТ, Арабская Республика Египет (АРЕ), гос-во на С.-В. Африки и Ю.-З. Азии. Пл. 1001,4 тыс. км2. Нас. 55 млн. чел. (1989, оценка). Офиц. яз. — арабский. Столица — Каир. О просвещении в Е. в древнейший период см. в ст. Древний Восток. После завоевания Е. арабами (7 в.) в стране возникли и распространились мусульм. уч. заведения. В 10 в. в Каире был основан мусульм. ун-т аль-Азхар. Светские (частные и иностранные) и миссионерские школы стали основываться только во 2-й пол. 19 в. По существу, в стране было 2 системы уч. заведений: одна система для представителей имущего населения, другая — для осн. массы араб, народа. Распространённой была 4-летняя нач. школа, к-рую до революции 1952 фактически посещало менее  */з детей шк. возраста. Подавляющее большинство окончивших эту школу не могло продолжать образование.
В 1953—57 были приняты законы, заложившие основы новой нац. системы образования. По закону 1956 введено всеобщее обязательное и бесплатное нач. образование всех детей с 6 лет. В 10-летнем плане развития нар. образования (I960) на первое место выдвигалась задача ликвидации неграмотности и охвата всех детей 6—7-летнего возраста нач. школами. Декрет 1962 ввёл бесплатное обучение во всех гос. уч. заведениях (от дошкольных до вузов). Посещаемость нач. школ повысилась с 65% в 1965 до 80% в 1970. Проводились меры по ликвидации неграмотности взрослого населения. К 1970 она составила св. 62% (90% в 1952). В 1979/80 уч. г. более 25% детей в возрасте 6 лет не имели возможности поступить в школу. В 1983/84 уч. г. 35% мальчиков и 48% девочек в возрасте от 6 до 11 лет не были охвачены обя-зат. обучением, 49% мальчиков и 27% девочек от 12 до 17 лет не продолжили образования. Остро ощущалась нехватка школ и учителей. В условиях высокого прироста населения (2,4% в год) росло число неграмотных, особенно среди молодёжи. В 1976 61,8% взрослого населения было неграмотным, в 1986 -ок. 50%.
Современная система образования включает дет. сады, нач. 6-летние школы, подготовит, школы, старшие школы. Управление школами децентрализовано. Мин-во просвещения играет лишь координирующую роль и занимается вопросами планирования развития образования. В 1985 на нужды образования было выделено 5,2% ВНП.
Дет. сады предназначены для детей 4—5 лет. Большинство их частные, с высокой платой. В 1987/88 в дет. садах воспитывалось ок. 152,4 тыс. детей. Нач. школа 6-летняя, обязательная для детей с 6 до 12лет. В 1987/88 уч. г. в них обучалось 7035 тыс. уч-ся, работало св. 200 тыс. учителей. В 1987/88 нач. школами было охвачено 90% детей (100% мальчиков и 79% девочек). Существуют частные нач. школы. В нач. школе изучаются ислам (10,5% уч. времени), араб. яз. (31,4%), арифметика (19,2%), естествознание и гигиена, курс социального воспитания (с 3-го кл.), преподаются физкультура, труд, пение и музыка. Выпускники нач. школы могут продолжать обучение в подготовит, школе (даёт неполное ср. образование, срок обучения 3 года); имеет 2 направления: общее и техническое. В программу подготовит, школы входят ислам, араб, яз., гигиена, история, география, обществоведение, иск-во, труд, пение, музыка, физкультура. В 1983/84 уч. г. в 3,5 тыс. подготовит, ср. школ (из них ок. 40% частные) обучалось 2 млн. уч-ся, или 55% детей от 12 до 15 лет. Старшая школа даёт полное ср. образование (3 года). В 1983/ 1984 уч. г. их. насчитывалось 2 тыс. (ок. 50% частные), обучалось ок. 900 тыс. уч-ся, или 40% детей 15—17 лет. В 1987/88 уч. г. в ср. школах было 3123 уч-ся. На 1-м году обучения (10-й кл.) все учатся по единой программе: ислам, араб. яз. и лит-ра, 2 иностр. языка, история, география, курс знаний об араб, обществе, математика, естеств. история, химия, физика, иск-во, нац. воспитание, физкультура, практич. занятия. В 11-м и 12-м кл. уч-ся распределяются по двум отделениям: естественно-математическому и гуманитарному, где продолжают изучение ислама, араб. яз. и лит-ры (на гуманитарном отделении отводится больше времени), иностр. языков (на гуманитарном отделении больше часов), вводится курс социологии араб, общества.
Профобразование осуществляется на базе подготовит, школы в течение
3 лет в проф. уч-щах и центрах проф. подготовки, в ср. спец. уч. заведениях, а также в 5-летних техн. школах. В 1983/ 1984 уч. г. в системе проф.-тех. подготовки было 360 уч. заведений, в т. ч. 57% частных, в них обучалось св. 400 тыс. уч-ся.
В 1987/88 уч. г. в этой системе обучалось 901,3 тыс. уч-ся.
В систему высш. образования входят ун-ты, а также ин-ты и колледжи со сроком обучения 4 года. Имеются также 2-летние ин-ты техн. подготовки, к-рые дают неполное высш. образование. В 1964/ 1965 уч. г. в вузах обучалось 149,3 тыс. студентов, в 1972/73 — 279 тыс. (в т. ч. 235 тыс. в ун-тах), в 1985/86-ок. 740 тыс. студентов. В 1987/88 уч. г. в вузах насчитывалось 790,4 тыс. студентов, в т. ч. 685,6 тыс. в ун-тах. Крупнейшие вузы (1989): ун-т Айн-Шамс в Каире (осн. в 1950; 10 ф-тов; 100,1 тыс. студентов), Каирский ун-т (1908; 26 ф-тов и ин-тов, 113,8 тыс. студентов), ун-т в Александрии (1942; 17 ф-тов и ин-тов; 92 тыс. студентов), мусульм. ун-т аль-Азхар в Каире (реорганизован в 1961; 11 ф-тов, 90 тыс. студентов; для подготовки в аль-Азхар имеется спец. система нач. и ср. школ), Амер. ун-т в Каире (1919; приви-легир. частное уч. заведение с 2,7 тыс. студентов), ун-т Хелуан в Каире (1975; 32,1 тыс. студентов); ун-т в г. Танта (1972; 40,1 тыс. студентов), политехн. ин-т Эль-Мансура (1957; ок. 2,3 тыс. студентов) и др.
Подготовка учителей для нач. школ осуществляется на базе подготовит, школы в 5-летних пед. уч-щах (все государственные). В 1987/88 уч. г. в пед. уч-щах обучалось св. 106,3 тыс. уч-ся. Подготовка учителей для ср. школ осуществляется в ун-тах и пед. колледжах в течение 4 лет. Имеется Нац. центр пед. исследований в Каире (осн. в 1972 при Мин-ве просвещения).
Лит.: Хасан Мансур Аб-дэль-Аль, Нар. образование в Араб. Респ. Египет, СП, 1974, № 4, с. 120—24; Арабская Республика Египет, М., 1990.
В. 3. Клепиков.

ЕДИНАЯ ШКОЛА, принцип организации системы образования, обеспечивающий преемственность и открытость всех его ступеней от низшей до высшей. Е. ш. предоставляет учащимся установленный гос-вом объём общеобразоват. знаний (в т. ч. базовый) независимо от социального, имущественного, национального, расового положения их родителей; принцип Е. ш. обеспечивает каждому учащемуся по окончании ср. школы право на продолжение образования, в т. ч. в высш. уч. заведениях. Е. ш. предполагает во всех типах уч. заведений единые принципы, цели и задачи воспитания и обучения, согласование уч. планов и программ разл. ступеней обучения, а также единую систему управления образованием в стране. Принцип единства не исключает, а, подразумевает наличие разл. типов уч. заведений и своеобразие в построении уч. планов и программ, организации уч.-воспитат. процесса, в т. ч. с учётом национальных, социально-культурных и др. особенностей.
В истории пед. мысли принцип Е. ш. стал составной частью крупных пед. теорий. Как принцип организации гос. системы нар. образования он рассматривался в дискуссиях нац. собраний в период Великой франц. революции (проекты Ш. М. Талейрана, М. Ж. А. Н. Кондорсе, Л. М. Лепелетъе де Сен-Фаржо). И. Г. Песталоцци, развивая идею единства школы, подчёркивал её социаль-но-этич. значение. Идею Е. ш. восприняли и теоретики неогуманизма. В кон. 19 в. теоретич. обоснование Е. ш. дали Г. Кершенштейнер, П. Наторп, Л. Гур-литт и др. Кершенштейнер считал, что единства школы требуют интересы гос-ва. Всеобщее избират. право в демокр. гос-ве ведёт к установлению образоват. минимума, необходимого для осуществления этого права, а расслоение школы по сословиям является грубым нарушением принципа гражданственности. Он также доказывал, что дифференциация шк. системы не исключает её единства, а наоборот, всегда сопровождает принцип единства и находит в нём своё выражение. По мнению Наторпа, воспитание должно дать одинаковые возможности развития, т. к. все дети имеют равное право на развитие, а менее способные ученики ещё в большей степени, чем одарённые от природы. Гурлитт рассматривал Е. ш. с трёх точек зрения: социально-экономической, воспитания, обучения.
В практику идеи Е. ш. были воплощены прежде всего в США, где школа наряду с общеобразоват. задачами решала сложную проблему сплочения выходцев из семей разных наций в единую амер. нацию. Со 2-й пол. 19 в. на принципах единства школы были перестроены шк. системы Австрии, Дании, Норвегии, Швейцарии, Германии, Франции.
В отеч. педагогике принципы Е. щ. были впервые сформулированы Ф. И. Янковичеч де Мириево и затем оформлены в Уставе 1804. Предполагалось, что сеть уч. заведений страны (приходские, уездные, губернские уч-ща или гимназии и университеты) будет взаимосвязана. Цель обучения в каждой ступени была двоякой: подготовка к поступлению в следующую ступень школы и получение законченного образования теми, кто не желает или не может его продолжить. Требования всеобщности и доступности школы вновь зазвучали с переходом России к фундаментальным экон. реформам в 60-х гг. 19 в. Они усилились в период Революции 1905—07. В пост. Все-рос. съезда по нар. образованию (1913- 1914) содержался тезис об открытии свободного доступа в ср. уч. заведения детям, окончившим курс нач. школы (4 года). Съезд также подчеркнул необходимость чёткой связи программ всех ступеней школы с переходом из нач. школы в последующие вплоть до университета. Первые попытки создания Е. ш. официальными органами в России предприняты во время 1-й мировой войны в проекте реформы нар. образования, разработанном под руководством П. Н. Игнатьева. По положению «О Единой общественной общеобразоват. школе», подготовленному Гос. к-том по нар. образованию при МНП Временного пр-ва (1917), структура единой школы включала: нач. уч-ще (4 года), среднее (4 года) и высшее (3 года). Высш. уч. заведения являлись ступенью Е. ш. Однако все проекты 19 — нач. 20 вв. не были осуществлены в силу социальных и материальных трудностей.
После Окт. революции «Положение об единой трудовой школе РСФСР» (1918) декретировало создание Единой трудовой школы из 2 ступеней (1-я — для детей 8—13 лет, с 5-летним курсом обучения, 2-я — для детей 13—17 лет, с 4-летним).
Посещение школы становилось обязательным, обучение — бесплатным. Вся система нар. образования от дет. сада до университета представляла собой одну непрерывную школу. Это означало, что все дети вступали в один и тот же тип школы и начинали свое образование одинаково, имели право достигать наивысших ступеней. По отношению к школе I и II ступеней декрет был в основном воплощён в жизнь, но при этом развился уклон в сторону классового принципа образования, отражавший общие социальные установки гос. политики и нанёсший урон детям — выходцам из непролетарских слоев.
В последующие годы при неизменности принципов Е. ш. структура её неоднократно менялась в соответствии с задачами развития общества. В 20-е гг. была введена 7-летняя школа (3 + 4), затем 9-летняя (3 + 4 + 2) и 10-летняя. Наряду с ними существовали школы рабочей (ШРМ) и крестьянской (колхозной) молодёжи (ШКМ) как 4-летняя надстройка над нач. школой. Неоднократно предпринимались попытки профессионализации II ступени (превращения её в техникум и пр.), создания профес-сионализир. фабрично-заводской 7-лет-ки (ФЗС). Преемственность с высш. уч. заведениями в ШКМ, ШРМ и ФЗС обеспечивалась через рабочие факультеты. С 30-х гг. было введено как базовый компонент сначала начальное (1930), затем 7-летнее (1937) и 8-летнее (1958) обязат. образование. В 70-е гг. декларировалась обязат. 10-летняя средняя Е. ш., а реформой школы (1984) — 11-летняя (4 + 5 + 2), но на практике проблема полного ср. всеобуча была поставлена преждевременно, учитывая мн. социальные, пед. и нравственные противоречия общества.
Всес. съезд работников нар. образования (1988) наметил демокр. пути построения Е. ш., предоставив школе право на творч. поиск и выбор организации уч.-воспитат. процесса. Новая стратегия строится на идее многовариантности моделей школы. Единая в своём многообразии средняя школа ставит своей целью единый уровень учебной и трудовой подготовки к взрослой жизни своих выпускников. Дифференциация общего образования осуществляется путём создания новых типов уч. заведений и организации наряду с ними в традиц. школах специализир. классов, факультативов и доп. занятий во внеурочное время.
Законом Рос. Федерации об образовании (1992) предусмотрено существование уч. заведений разл. организац.-правовых форм, типов и видов, в к-рых реализуются преемственные общеобразоват. и проф. образоват. программы разл. уровня и направленности. Обязат. минимум содержания каждой основной (общеобразоват. или проф. образоват.) программы устанавливается соответствующим гос. образоват. стандартом, включающим как федеральные, так и региональные компоненты.
Лит.: Народное образование в СССР. Общеобразоват. школа. Сб. док-тов 1917 — 1973, М., 1974; Гурлитт Л., Проблемы всеобщей единой школы, пер. с нем., СПБ, 1914; Иорданский H. H., Проблема единой школы, в сб.: Трудовая школа в свете истории и современности, под ред. М. М. Рубинштейна, М. -Л., 19252.
М. В. Богуславский.

ЕЛЬНИЦКИЙ Константин Васильевич.[14(26).6.1846, — 1917(?)], педагог. Окончил Нежинский лицей (1868). Преподавал
А. С. Ершов.
словесность в Мозырской гимназии (1868—70). В 1871—72 проходил подготовку на Петерб. пед. курсах воен. ведомства (оставил мемуары). С 1872 в Омске: до 1906 преподаватель педагогики в жен. гимназии (в 1888 издал «Очерки по истории Омской жен. гимназии»), до 1909 учитель словесности в Сибирской воен. гимназии.
Автор учебников и уч. пособий (св. 30) по педагогике, методике преподавания рус. яз. и словесности, истории педагогики, широко использовавшихся в пед. (особенно женских) уч. заведениях начала века, среди них «Курс дидактики» (191524), «Общая педагогика» (191618), «Методика нач. обучения отеч. языку» (19163J), «Очерки по истории педагогики» (1918"). Ряд работ посвящён разл. аспектам нач. обучения. Был последователем и пропагандистом пед. учения К. Д. Ушинского. В трудах о методах преподавания педагогики подчёркивал необходимость развития у будущих учителей умения и навыков самостоят, исследования пед. проблем. Изучение пед. дисциплин, по мнению Е., содействует развитию самонаблюдения, открывает пути к самовоспитанию и самоусовершенствованию, способствует развитию разумной любви к детям, формированию проф. отношения к явлениям окружающей жизни. Исследовал разл. вопросы формирования дет. личности: роль дет. игр и игрушек в психич. развитии, значение привычек и навыков, природных предпосылок (темперамент) для дет. развития, особенности воспитания волевой сферы. («Замкнутые индивидуумы», 1882; «Характеристики девочек», 18952; «Отношения между ученицами», 1895).
Соч.: Избр. пед. статьи, М., 1898; XL лет учительства в далекой окраине. К1911; Рус. педагоги 2-й пол. XIX столетия, П., [19164] (имеется библ. трудов Ельницкого).
Лит.: Ярошевская Н. К., Жизнь и пед. деятельность К. В. Ельницкого, «УЗ Томского ун-та», 1960, N° 35;ДнепровЭ. Д., Сов. лит-ра по истории школы и педагогики дорев. России. 1918 — 1977. Библиография, указатель, М., 1979 (см. именной ук.).

ЕПАРХИАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА, см. Женское образование.

ЕПИСКОПСКИЕ ШКОЛЫ, см. Соборные школы.

ЕРШОВ Александр Степанович [20.7 (1.8).1818, дер. Ивачево Зарайского у. Рязанской губ., ныне Луховицкого р-на Моск. обл., — 1867, Москва], учёный-механик, педагог, деятель техн. образования. Окончил Рязанскую гимназию (1835), физ.-мат. ф-т Моск. ун-та (1839). Прошёл двухгодичную науч.-практич. подготовку в области механики в техн. уч. заведениях России, Франции, Англии, Германии. В 1844 сдал магистерский экзамен. В 1843—53 преподавал впервые введённую в России практич. механику в 3-й Моск. гимназии,
304
где организовал кабинет моделей машин и механизмов. В 1844—59 проф. Моск. ун-та. С 1845 в Моск. ремесленном уч. заведении (МРУЗ, предшественник Моск. техн. уч-ща; ныне МГТУ им. Баумана): преподаватель практич. механики и начертат. геометрии (1845—55), инспектор классов (1855—59), директор (1859—67). Подготовил проект 1-го устава Моск. техн. уч-ща. Открытое после смерти Е. в 1868, оно стало одним из первых высш. техн. уч. заведений общего назначения.
Е. — сторонник развития техн. и с.-х. образования в России, руководитель рус. школы техников. Отстаивал целесообразность создания отеч. инженерных уч. заведений. Пропагандировал достижения нар. мастеров-механиков (Кулибина, Ползунова, Зворыкина и др.). Провёл анализ состояния техн. образования в Зап. Европе и выявил наиб, перспективные его направления: взаимосвязь реального образования в гимназиях с проф. техн. образованием, соединение теоре-тич. и практич. подготовки, эксперим.-практич. метод подготовки учёных-механиков (был положен им в основу работы МРУЗ). Важную роль в обучении играли и мастерские МРУЗ, в к-рых выпускались образцы новой техники, закладывались основы маш.-строит, культуры и новые методы обучения «механич. иск-ву».
Е. оказал поддержку первым опытам Д. К. Советкина по созданию «рус. системы» производств, обучения. Был видным популяризатором техн. знаний, новой техники и технологии. Внёс большой вклад в подготовку первых инжене-ро в-пе дагогов.
Соч.: О значении механич. искусства и о состоянии его в России, М., 1859; О высш. техн. образовании в Зап. Европе, М., 1857; По вопросу о высш. с.-х. образовании, «Журнал Мин-ва гос. имуществ», 1863, т. 82.
Лит.: Любимов H. A., Воспоминание об А. С. Ершове, М., 1869; II p о к о ф —ев В. И., Проф. А. С. Ершов, «Тр. ИИЕТ», М., 1956, т. 8, с. 209 — 29. Е. Г. Осовский.

ЕРШОВ Василий Степанович [30.7(11.8). 1870, с. Полетаеве, ныне Пермской обл., — 16.4.1957, пос. Алтайский Алтайского края], педагог. Систематич. образования не получил, но овладел мн. практич. навыками и ремёслами. В 1910 организовал первый в Сибири дет. приют «Муравейник» (с. Алтайское Бийского у.), к-рый содержал на средства, заработанные своим трудом. В приют принимались дети дошк. возраста и воспитывались до поступления в проф. уч. заведения. В 1921 приют преобразован в дет. коммуну. Взгляды Е. на воспитание сложились под влиянием нар. педагогики, на практике он шёл по пути А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого. В коммуне большую роль играло дет. самоуправление (общее собрание воспитанников, совет коммуны и т. д.), активно действовала пионерская организация. Воспитанники коммуны участвовали в производит, труде — на огороде и в поле, в саду и на пасеке; заложили фруктовый сад, создали пруд, в к-ром разводили рыбу, построили небольшую гидроэлектростанцию. Впервые на Алтае были выращены томаты, велись опыты по селекции с.-х. культур. Е. стремился создать дет. дом семейного типа. Жизнь в дет. доме строилась, как в большой дружной семье. Мн. воспитанники носили фамилию Е. и часто пользовались его материальной поддержкой. В 1935 коммуна была принята на полное гос. обеспечение и преобразована в дет. дом (1937), к-рый ныне носит имя Е.
Соч.: Жизнь посвящаю детям, Барнаул, 1982. П. П. Костенков.

ЁСИПОВ Борис Петрович [2(14).5.1894, с. Полом, ныне Кезского р-на Удмуртии, — 20.2.1967, Москва], педагог, ч.-к. АПН РСФСР (1950), дер пед. наук, проф. (1963). Учился на ист.-филол. ф-те Петрогр. ун-та. С 1918 учитель истории в У дм. АССР. С 1923 в Наркомпросе РСФСР. С 1928 вёл также н.-и, работу: в Ин-те методов шк. работы (1928—31), Программно-метод. ин-те (1931—33), Ин-те теории и истории педагогики АПН (1944—67). Разрабатывал проблемы дидактики: дал определение понятия «самостоят, работа учащихся», выявил степень самостоятельности работы школьников в зависимости от характера их деятельности, охарактеризовал виды самостоят, работ на разл. этапах усвоения знаний и т. д. («Самостоят, работа учащихся на уроках», 1961). Большое место в науч. деятельности Е. занимали проблемы методов и организац. форм обучения, теория урока, вопросы классификации уроков по осн. дидактич. задачам и целям. Автор руководства по дидактике для учителей нач. классов, учебников по педагогике для пед. уч-щ и ин-тов (со-авт.), а также работ по вопросам воспитания и истории педагогики.
Соч.: Урок в нач. школе, М., 1944; Педагогика. Уч. пособие для пед. уч-ш, М., 19505 (соавт.); Организация и воспитание коллектива школьников в свете учения А. С. Макаренко, М., 1956; Дидактика, М., 1957 (соавт.); Самостоят, работа учащихся на уроках, М., 1961; Пути совершенствования методов обучения, СП, 1963, № 12.
Лит.: Болдырев Н., Юбилей ученого, СП, 1964, МЬ 9; Б о б p о в а В. Г., Педагог-ученый Б. П. Есипов, Ижевск, 1964; Богданова О., Мерцалова В., Б. П. Есипов — видный ученый (1894 — 1967), СП, 1984, nb 10; Шацкий В., Педагог наставник, там же.

ЕСИПОВА-ВОСКРЕСЕНСКАЯ Александра Ильинична [21.5(2.6).1890, с. Кор-чево, ныне Конаково Тверской обл., — 30.4.1966, Москва], методист по рус. яз. в нач. школе, ч.-к. АПН РСФСР (1950). Окончила словесное отделение Моск. жен. пед. курсов им. Д. И. Тихомирова в 1917. Пед. деятельность начала в 1907 в земской школе Тверской губ., в 1916—18 работала в жен. гимназии Барнаула; в 1922—51 — в ср. школах и пед. уч-ще Москвы. Разрабатывала проблемы методики нач. обучения рус. яз. и внеклассного чтения. Большое внимание уделяла эксперим. работе по обучению детей 6-летнего возраста в старших группах дег. сада и подготовит, группах школ. Автор пособий для обучения 6-летних детей в семье.
Соч.: Практич. руководство к преподаванию рус. яз. в нач. школе. M., 19583 (соавт.); Прописи для учащихся 1 кл., М., 1964" (соавт.); Букварь, M., 19632»; Метод, руководство к букварю, М., 1963е; Таблицы по обучению грамоте, М., 1963 *; Азбука для обучения детей в семье, M., 197010 (соавт.); Азбука в картинках, М., 1970.
Лига.: А. И. Есипова-Воскресенская. [Некролог], НШ, 1966, МЬ 6.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ, пед. концепция, определяющая целью воспитания содействие естеств. развитию ребёнка. Понятие Е. в. введено и раскрыто Ж. Ж. Руссо в романах «Новая Элоиза» (1761) и «Эмиль, или О воспитании» (1762). Руооо критиковал подход к ребёнку как к маленькому человеку, отличающемуся от взрослого лишь недостатком опыта. Одним из первых Руссо рассматривал детство как самоценный, качественно своеобразный этап развития человека. В ребёнке, по его мнению, изначально заложены очень благоприятные тенденции саморазвития, к-рые в большинстве случаев подавляются и извращаются авторитарным воспитанием. Задача воспитателя состоит в том, чтобы максимально содействовать реализации заложенных в ребёнке возможностей, создавая для этого наиб, благоприятные условия, предварять умств. воспитание развитием физич. сил и эмоциональной сферы, обеспечив ребёнку возможность свободно двигаться, играть и т. п. Так как интересы ребёнка в первую очередь направлены на окружающий его мир, следует ориентировать его, прежде всего, на знания о природе, ничего не навязывая. Важнейшей чертой Е. в. является забота о развитии дет. самодеятельности: все свои знания и нравств. представления ребёнок приобретает самостоятельно, «открывает» под незаметным руководством воспитателя, не использующего при этом никаких мер принуждения. Задача воспитателя заключается не в том, чтобы учить истине, а в том, чтобы предохранять ребёнка от возможных заблуждений.
Для Е. в. приемлема только «дисциплина естеств. последствий», исходящая из непреложных законов природы. Теория Е. в. переоценивала опыт ребёнка, идеализировала его «природу», иногда доходя до крайностей (напр., отрицала необходимость врачебной помощи ребёнку). Е. в. было направлено против авторитаризма и принудительности. Во 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. идея Е. в. вновь стала популярной, послужив основой пед. течений, связанных с теорией свободного воспитания.
Лит- см. при статьях Руссо Ж. Ж., Свободное воспитание. А. И. Пискунов.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ, метод психол.-пед. исследования; эксперимент, включённый незаметно для испытуемого в его игровую, трудовую или уч. деятельность.
Впервые об опыте использования Е. э. сделал доклад А. Ф. Лазурский на 1-м съезде по эксперим. педагогике (1910). В последующие годы интенсивная разработка этого метода велась под руководством Лазурского, а также М. Я. Басовым и В. А. Артёмовым. Е. э. соединяет положит, черты метода наблюдения (естественность) и лабораторного эксперимента (целенаправленное воздействие на испытуемого). Он доступен и несложен для проведения. Позволяет избежать отрицат. влияния эмоционального напряжения и преднамеренных реакций, возникающих в искусств, лабораторных условиях. Нередко дополняется беседой. Протоколирование результатов осуществляется лишь по завершении отд. этапов исследования.
Недостатком этого метода является трудность незаметной постановки перед испытуемым эксперим. задачи, а также вычленения отд. элементов в целостной деятельности испытуемого. Результаты Е. э. обрабатываются путём качеств, анализа полученных данных; точный количеств, анализ к результатам Е. э. практически неприменим. Разновидность Е. э. — эксперим. обучение, при к-ром изучение школьника ведётся непосредственно в процессе его обучения и воспитания с целью активного формирования психич. особенностей, подлежащих изучению (см. также Эксперимент).
Лит.: Естеств. эксперимент и его шк. применение, под ред. А. Ф. Лазурского, П., 1918.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Педагогика












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.