Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

ЛЕКЦИЯ 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ. КОНЦЕПЦИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ ЗАПАДА

СОДЕРЖАНИЕ

В истории развития и накопления психологических знаний изме­нялись представления о предмете психология. На первом занятии мы запомнили: предметом психологии является психика. Но начиная с древнейших времён, изучаемые психологические явления обознача­лись понятием «душа». «Душа» понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами. Так более 2-х тысяч лет назад древние греки объясняли движущую силу поведения людей и внутреннюю активность их организма. Т.о. на пер­вом этапе развития психология считается наукой о душе.

С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир экспериментальной базы. Так Р. Декарт приходит к умозаключению, что душа способна производить движение в теле. Он полагал, что ду­ховная субстанция - это есть тоже самое, что мышление, а мышление включает в себя умение желать, понимать, передавать сигналы мыш­цам, а они (мышцы) отвечают движениям. Т.о. французский мысли­тель приравнивает психику к сознанию. Так в XVII в. «сознание» становится тем, что особенно пристально наблюдается учёными, изу­чается с разных точек зрения. Например, голландский философ Б.Спи- ноза объяснял поведение человека не этическими законами, а лишь стремлениями к выгоде или к самосохранению.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60­х годах XIX века. Оно было связано с созданием специальных науч­но-исследовательских психологических лабораторий и кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперименталь­ной психологии. Немецкий учёный В. Вундт создал первую в мире пси­хологическую лабораторию, на базе которой был образован Институт экспериментальной психологии, ставший международным центром по подготовке психологов. Физиологическая психология Вундта стала с помощью приборов и экспериментов изучать психологические про­цессы. Одновременно он утверждал, что эксперимент не отменяет са­монаблюдение и культурно-исторический анализ. Т.е. изучение предлагается вести в разных направлениях, что и приводит к зарожде­нию различных школ.

Так в начале XX в. Возникает «бихевиоризм» ( от англ. «бихеви- ор» - поведение) - направление, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам по­ведения как реакцию организма на внешнюю среду. Основная задача бихевиоризма считали учёные этой школы, заключается в накоплении наблюдений с таким расчетом, чтобы можно было сказать заранее, какой будет реакция человека на соответствующую ситуацию. Поведе­ние является или результатом научения - индивидуально приобретён­ного опыта, или заученного репертуара навыков, который рекомендует наставник. Идеи бихевиоризма оказали существенное влияние на раз­витие многих наук, в том числе на лингвистику, социологию, стали одним из истоков кибернетики, внесли вклад в дидактику. К 1930-м годам возникает новое направление в бихевиоризме - необихевио­ризм. Ученые этого круга добавляют в исследования некоторые явле­ния связанные с изучением потребностей поведения, но в основном необихевиоризм разделяет общие позиции с классическими позиция­ми бихевиоризма.

Еще одно из направлений психологии XX в. - гештальтпсихо - логия. Она возникла в Германии и выдвинула программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гельштальтов). Немецкое слово «гештальт» означает «форма» «структура», целостная конфигу­рация. Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия пси­хологического образа, в утверждении системного подхода к психологическим явлениям.

Ни одно психологическое учение не вызвало столь резких рас­хождений в оценках, как учение основоположника психоанализа З. Фрейда. Фрейдизм - течение в психологии XX в., в котором раскры­вается исключительная сложность психической жизни человека. Фрей­дизм претендовал на создание новой «картины человека», нового мировоззрения. В работах З. Фрейда в качестве серьёзной психологи­ческой проблемы был поставлен вопрос о сексуальной жизни челове­ка. Одновременно, он предложил новую модель учения о личности, в которой утверждается, что личность строится из трёх основных ком­понентов: «ид» (Оно); «эго» (Я); супер - эго (сверх - Я). Ид - наибо­лее примитивный компонент, носитель инстинктов (или либидо) он подчиняется принципу удовольствия. Эго следует принципу реальнос­ти - учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отноше­ния. Наконец, супер - эго служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критики и цензора. У Фрейда психическая энергия подменила биологическую и выступала в роли главного двигателя общественного развития. И организм и об­щество оказывались ничем иным, как материалом, из которого либи­до (носитель инстинктов) «лепит» свои формы, т.е. формирует личность.

Вопросы:

  1.  В античный период психология считалась как наука о чём? Что уп­равляло всеми живыми и неживыми предметами в представлении древних?
  2.  Какова особенность развития психологического знания в XVII- ХУШв.в.? В чём предмет психологии в этот период?
  3.  Какие изменения в изучении психологических явлений происходят с 60-х годов XIX в.
  4.  Каковы основные принципы бихевиоризма?
  5.  Какова структура личности по З. Фрейду?

Глоссарий

  1.  Концепция - система взглядов, способов понимания каких- либо явлений, процессов; основополагающая идея каких-либо теорий.
  2.  Р.Декарт - французский философ, физик и математик, пред­ставитель классического рационализма. Осн. соч. «Рассуждение о ме­тоде», «Метафизические размышления».
  3.  Сознание - 1. Высшая, свойственная только человеку и свя­занная с речью форма обобщенного и целенаправленного отражения действительности. 2. Способность мыслить, рассуждать, свойство выс­шей нервной деятельности человека. 3. Состояние человека в здравом уме, твёрдой памяти, способность отдавать себе отчет в своих поступ­ках, чувствах.
  4.  Этика, этические законы - 1. Учение о морали, её сущнос­ти, структуре, функциях, законах. 2. Система норм нравственного по­ведения индивида, предписываемых его обществом.
  5.  В.Вундт - немецкий психолог, физиолог, философ и языковед. В лаборатории, которую он создал, изучались ощущения, время реакции, ассоциации, внимание.... Предметом психологии В. считал непосред­ственный опыт - доступные самонаблюдению явления или факты созна­ния. Однако речь, мышление и воля, недоступны эксперименту.
  6.  Бихевиоризм - направление в психологии XXв., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения.
  7.  Поведение - процесс взаимодействия живых существ с окру­жающей средой, связанный с их внешней (двигательной) и внутрен­ней (псих.) активностью. Поведение различают на биологическом, психологическом и социальном уровне.
  8.  Необихевиоризм - ряд направлений в психологии и социоло­гии XX в., исходящих из принципов бихевиоризма, но пытающихся преодолеть его упрощенность и вводящих в схему «стимул - реак­ция» промежуточные переменные.
  9.  Гештальтпсихология - одно из направлений психологии XX в., исходящее из целостности человеческой психики, не своди­мой к простейшим формам.
  10. 10.  Психоанализ - 1. Созданные З.Фрейдом и развитые его пос­ледователями методы лечения неврозов и психол. теория, основанная на изучении бессознательных псих. процессов, динамики побужде­ний, структуры личности. 2. Совокупность способов выявления в пси­хотерапевтических целях особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами.
  11. 11.  Фрейдизм - учение, трактующее психику человека как сфе­ру господства бессознательных сексуальных влечений к удовольствию, которые маскируясь проникают в сознание, постоянно угрожая един­ству «я»; определяют формирование личности, её поведение, стано­вясь причиной неврозов.
Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Педагогика










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.