Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Лещинский В., Мозгарев Л., Неделина С., Седова Е. Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»ОГЛАВЛЕНИЕПЕДАГОГИКА ДРЕВНЕЙ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ IX - XVII ВЕКОВОсновные идеи и цели древней и средневековой педагогики (IX-XVII вв. )Органическое единство педагогики и православия. Педагогика, понимаемая на Руси как «душевное строение», призвана помочь человеку овладеть христианскими добродетелями, мудростью христианского смирения и любви к Богу. Одновременное сосуществование православной педагогики, опирающейся на духовно-нравственные ориентиры и народной педагогики, помогающей процессу социализации в быту и профессиональной подготовки. Обучение грамоте играло вспомогательную роль и было призвано способствовать изучению религиозных текстов. Внешкольная система обучения. Начиная с XVII века - проникновение европейской образованности, формирование нетипичных для древнерусской педагогической традиции подходов к осмыслению природы человека, целей, путей, способов и средств его воспитания и обучения. Усиление внимания к рациональной познавательной деятельности. Основные события и факты863 г. - братья Кирилл и Мефодий создают первый славянский алфавит (глаголицу), на основе которого их ученики затем составляют кириллицу. Кирилл (827-869) и Мефодий (815-885) открыли первую школу с преподаванием на славянском языке (в Велиграде, столице Моравского княжества). Заложили основы славянской письменности, литературы, философии, богословия. Канонизированы православной и католической церквами. Владимир Мономах (1053-1125)Владимир Мономах - киевский князь, автор одного из первых педагогических сочинений «Поучение Владимира Мономаха детям» (1096). «Поучение» требует воспитания любви к Богу, советует не отлынивать от работы, учиться, вести деятельную жизнь, творить добро, почитать старших. Главный способ воспитания - подражание детей отцу. Кирилл Туровский (ок. 1130 - ок. 1182)Кирилл Туровский - древнерусский мыслитель, разрабатывавший проблемы познания и обучения. Развивал педагогические идеи Иоанна Златоуста. Туровский считал, что знания приобретаются человеком с помощью органов чувств, а успех воспитания основан, прежде всего, на вере в Бога. Сергий Радонежский (1321-1391)Сергий Радонежский - основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря, канонизирован православной церковью. Обладал высочайшим моральным авторитетом учителя, наставника. Благословил князя Дмитрия на борьбу с татаро-монгольским игом, разрешил монахам Троице-Сергиева монастыря Пересвету и Ослябе идти на бой с Мамаевой ордой. Способствовал укреплению авторитета монастырей как очагов образования. Епифаний Премудрый (ок. 1380-1418/22)Епифаний Премудрый - древнерусский писатель, монах, автор «Жития Стефана Пермского» и «Жития Сергия Радонежского», отразивший их образы как «учителям учителей. . . , добрых пастырей. . . , неподкупных наставников». Нил Сорский (ок. 1433-1508)Нил Сорский - церковный и общественный деятель. В его литературном наследии большое место занимают вопросы психологии человеческих страстей. Архиепископ Геннадий (?-1505)Архиепископ Геннадий - новгородский архиепископ, автор знаменитого письма 1500 года о малограмотности священников, которые не в состоянии правильно читать богослужебные книги. Это письмо заставило задуматься высшее духовенство о подготовке более образованных священнослужителей. Максим Грек (1475-1556)Максим Грек - публицист, богослов, переводчик, просветитель, толкователь греческих книг в России. Оказал влияние на становление русской науки о языке. Иван Федоров (1510-1583)Иван Федоров - основатель книгопечатания в России и на Украине, просветитель. Автор первой славянской «Азбуки». Систематизированная им практика начального обучения бытовала на Руси на протяжении полутора веков. Обучение грамоте рассматривал как дело семейное. Епифаний Славинецкий (1600-1675)Епифаний Славинецкий - педагог, просветитель, представитель византийско-русского подхода к воспитанию. Автор «Рассуждения об учении греческому языку», переводчик «Гражданства обычаев детских». Выпускник Киевской академии, руководитель училища при Андреевском монастыре в Москве. Настаивал на сочетании умственного и нравственного воспитания с опытом учения книжного. Стремился уйти от крайностей греко-латинского и православно-старообрядческого направлений, сочетая их лучшие достижения. Протопоп Аввакум (1620/21-1682)Протопоп Аввакум - представитель старообрядческого подхода к воспитанию. Осуждал приоритет изучения мирских наук, призывал отказаться от греко-латинского образования. Достоинством русской педагогической традиции считал обращение к духовности, внимание к воспитанию «мужества, мудрости, правды и целомудрия». Федор Ртищев (1626-1673)Федор Ртищев - боярин, воспитатель царя Алексея, основатель училища при Андреевском монастыре, представитель византийско-русского подхода к образованию. Симеон Полоцкий (1629-1680)Симеон Полоцкий - церковный и общественный деятель, педагог, писатель, учитель царевичей Алексея, Федора и царевны Софьи, создатель проекта устава Славяно-греко-латинской академии. Автор трудов «Букварь языка славянского», «Псалтырь риф-мотворная», «Обед душевный». Высказал идею о делении жизни на пять этапов. Главную задачу воспитания возлагал на родителей. Поддерживал прогрессивные идеи воспитания: наглядность, доступность, увлекательность, учет индивидуальных особенностей учащихся, положительный пример учителей и др. Карион Истомин (1639-1717)Карион Истомин - просветитель, педагог, поэт, переводчик. Автор ряда учебных книг со стихами и иллюстрациями к сведениям из различных наук. Учитель цесаревича Петра Алексеевича. Братья ЛихудыИоаникий (1639-1717) и Сафроний (1652-1730) Лихуды - педагоги, публицисты, просветители, организаторы Славяно-греко-латинской академии в Москве. Составители учебников по грамматике, риторике, логике, физике, психологии, в которые включили ряд методических указаний. В преподавании стремились учитывать национальные и возрастные особенности учеников. В академии применяли методы взаимного обучения. Сильвестр Медведев (1641-1691)Сильвестр Медведев - поэт, историк, просветитель, ученик Симеона Полоцкого. Отстаивал идею ориентации русской культуры на западноевропейское просвещение, руководил школой Спасского монастыря. ЛитератураАнтология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров. - М. , 1985. ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РОСИИ XVIII ВЕКАОсновные идеиРадикальная европеизация России при Петре I, внедрение западного образа жизни и культурных ценностей, повлекшие за собой трансформацию древнерусских педагогических традиций. . Была создана светская школа, призванная обеспечить государство кадрами военных, чиновников, учителей, инженеров. Реформа духовного образования: создание начальных архиерейских школ и духовных семинарий. Иван Тихонович Посошков (1652-1726)И. Т. Посошков - сторонник преобразований Петра I. Создатель педагогических сочинений «Завещание отеческое сыну», «Книга о скудости и богатстве». Стремился соединить идеи государственной школы и духовные ценности древнерусского воспитания. Создатель проекта об организации общедоступных школ для крестьянства. Считал, что основным путем просвещения русского народа является распространение грамотности и создание системы общеобразовательных и профессиональных учебных заведений. Леонид Филиппович Магницкий (1669-1739)Л. Ф. Магницкий - педагог, математик. Автор наиболее популярного в России учебника «Арифметики» (1703). С 1701 г. преподавал в Школе математических и навигационных наук в Москве. Внес огромный вклад в методику светского школьного обучения. Математика изучалась последовательно по принципу от простого к сложному, теория тесно увязывалась с практикой, а математические расчеты - с профессиональной подготовкой. В процессе обучения Магницкий широко применял наглядные средства обучения (макеты, таблицы). Феофан Прокопович (1681-1736)Ф. Прокопович - церковный и общественный деятель, учены? писатель, педагог, сторонник петровских реформ и светского обра зования. Глава «ученой дружины» Петра I. Открыл частную школ для сирот и бедных детей, содействовал распространению школь ного театра. Автор пособий для школ («Букварь, или Первое уче ние отрокам с Катехизисом», 1720 г. ). В «Духовном регламенте (1721) предписывал сочетание духовного и светского образованш Стремился придать обучению научный характер, считал обязатель ным широкое использование наглядности, расширение числа изу чаемых предметов, обязательное устройство библиотек в учебны заведениях. Василий Никитич Татищев (1686-1750)В. Н. Татищев - ученый, педагог, государственный деятел! реформатор образования. Делил науки на нужные (домоводстве мораль, религия), полезные (письмо, языки, верховая езда), вред ные (ворожба, чернокнижие). Способствовал становлению в Рос сии истории как науки. Автор многотомной «Истории Российской самых древнейших времен», педагогического труда «Разговор пользе наук и училищ». Считал необходимым просвещение наро,п ных масс: крестьянских детей обоего пола следует с 5 до 10 ле обучать письму и грамоте, с 10 до 15 лет - ремеслам. Татищев бы. представителем светского направления в русской педагогике XVI в. По его инициативе в 1721 г. была открыта первая профессис нальная горнозаводская школа, а затем возникла целая сеть подоб ных учебных заведений. Александр Николаевич Радищев (1749-1802)А. Н. Радищев - писатель, просветитель крайне революционно го направления. Обращал серьезное внимание на задачи и пут формирования «сынов Отечества», русских патриотов, граждаН. Требовал полноценного образования для всех россиян, независимО от сословия. Считал, что воспитание человека непременно должн быть политическим, направленным на развитие человека, готовог к переустройству общества на основе идеалов справедливости. Школьная реформа Екатерины II (1782-1786)Назначенная Екатериной "Комиссия по учреждению народных училищ" предложила план открытия начальных, средних и высших учебных заведений, который был использован в "Уставе народным училищам Российской империи" (1786). В городах открывались бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек (малые и главные народные училища). Преподавание в них вели гражданские учителя. Утверждена классно-урочная система. Малые училища были рассчитаны на два года. В них обучали грамоте, счету, основам православия правилам поведения. В главных училищах обучение длилось пять лет, в курс входила история география, физика, архитектура, для желающих - иностранные языки. В них можно было получить педагогическое образование. Основные события и факты1689-1725 - царствование Петра I. Радикальные экономические и политические преобразования в России, потребовавшие проведения реформы просвещения. Контроль над образованием переходит от церкви к государству. велось преимущественно на латыни. Теоретическая подготовка сочеталась с практической работой в госпитале. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)М. В. Ломоносов — великий русский ученый-энциклопедист, естествоиспытатель, поэт, историк, художник, просветитель. Сын помора, пришедший пешком в Москву. Скрыв крестьянское происхождение, поступает в 1731 г. в Славяно-греко-латинскую академию, откуда переведен в академическую гимназию Петербурга, а затем направлен за границу. С 1745 г. академик Петербургской академии наук. Вместе с И. Шуваловым был инициатором открытия Московского университета, который носит его имя. В составе университета было три факультета: юридический, философский и медицинский. При университете открылось две гимназии (для дворян и разночинцев). Обучение велось в основном на русском языке. Николай Никитич Поповский (1730-1760)Н. Н. Поповский - ученик и последователь М. В. Ломоносова, ректор университетской гимназии. Осуществил перевод книги Д. Локка «Мысли о воспитании», сопроводив его вступительной статьей, где доказывал, что это педагогическое сочинение имеет общечеловеческую, истинно научную ценность и послужит на пользу воспитанию детей в России. Утверждал, что перенос на российскую почву западноевропейских педагогических идей требует вдумчивого и творческого подхода, который необходим для создания отечественной науки о воспитании и обучении детей и юношества. Антон Алексеевич Барсов (1730-1791)А. А. Барсов - ученый, лингвист, профессор Московского университета, последователь М. В. Ломоносова, академик. Главный труд - «Краткие правила российской грамматики» (1773) в течение нескольких десятилетий служил основным учебником русского языка. Доказывал, что при безусловной необходимости изучения иностранных языков усвоение родного языка является первоочередным, т. к. это язык отечественной культуры и науки. Дмитрий Сергеевич Аничков (1733-1788)Д. С. Аничков - русский философ, просветитель, педагог. Окончил Московский университет, в котором впоследствии служил профессором. Объяснял происхождение религии страхом человека перед силами природы. В работе «Слово о. . . понятиях человеческих» ставит вопросы нравственного, умственного и физического воспитания. Ипполит Федорович Богданович (1743-1803)И. Ф. Богданович - просветитель, поэт, переводчик. Окончил Московский университет (1761). Переводил сочинения Вольтера, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро и др. Издатель журнала «Невинное упражнение», газеты «Санкт-Петербургские ведомости». Автор сборников стихов, лирических комедий, драматических сочинений, стилизованных под русские народные сказки. Иван Иванович Бецкой (1704-1795)И. И. Бецкой - профессиональный педагог, главный советник Екатерины II по вопросам образования (с 1763 г. ). Педагогические взгляды сформировались под влиянием Я. А. Коменского, Д. Локка, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро. Составил проекты воспитания «идеальных дворян» в закрытых учебных заведениях сословного характера. Основатель таких учебных заведений, как воспитательное училище для мальчиков при Академии художеств (1764) и Академии наук (1765), институт благородных девиц при Воскресенском монастыре (Смольный институт) (1764), коммерческое училище в Москве (1772), каждое из которых имело собственный устав и должно было ориентироваться на развитие неповторимой личности учащегося. Николай Гаврилович Курганов (1726-1796)Н. Г. Курганов - педагог, писатель, переводчик, преподаватель математики, астрономии и навигации в Морском кадетском корпусе. Автор учебников «Генеральная геометрия» (1765), «Универсальная арифметика» (1757) и др. В «Российской универсальной грамматике» (1769, впоследствии называлась «Письмовник») собраны исторические, естественнонаучные, филологические знания -одна из самых известных книг конца XVIII - первой половины XIX веков. Федор Васильевич Кречетов (ок. 1740 - после 1801)Ф. В. Кречетов - общественный деятель, просветитель. Выступал за ограничение самодержавия, равноправие граждан, свободу слова, всемерное распространение знаний в народе. В 1786 г. начал издавать журнал «Не все и не ничего», запрещенный цензурой. В 1793 г. арестован и приговорен к бессрочному одиночному заключению в Петропавловской, а затем Шлиссельбургской крепости. Освобожден по амнистии в 1801 г. , дальнейшая судьба неизвестна. Федор Иванович Янкович де Мириево (1741-1814)Ф. И. Янкович де Мириево - педагог, член Российской академии наук, переводчик западноевропейских учебников и уставов школ, один из авторов «Устава народным училищам в Российской империи» (1786), реформирующего школьное образование. Предложил создание малых народных училищ в уездных городах и селах (срок обучения - 2 года) и главных народных училищ в губернских городах (срок обучения - 5 лет). Екатерина Романовна Дашкова (1743-1810)Е. Р. Дашкова - княгиня, писательница, общественный деятель, директор Петербургской академии наук и президент Российской академии наук (1783-1806). Александр Федорович Бестужев (1761-1810)А. Ф. Бестужев - просветитель, педагог. Свои педагогические взгляды изложил в трактате «О воспитании военном относительно благородного юношества», который опубликовал в «Санкт-Петербургском журнале». Николай Иванович Новиков (1744-1818)Н. И. Новиков - просветитель, писатель, книгоиздатель. Финансировал две частные школы, издавал детский журнал «Детское чтение для ума и сердца», создал педагогическую и переводческую семинарии при Московском университете. ЛитератураАнтология педагогической мысли России XVIII в. - М. , 1985. ПЕДАГОГИКА И ШКОЛА В РОССИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКАОсновные идеиРеформирование всех ступеней образования: начальной, высшей и средней школы; дискуссии о путях развития русской культуры и образования между западниками и славянофилами; поиск национального идеала образования и модели русской национальной школы; демократизация образования; становление системы педагогического образования; активное обновление педагогики на рубеже XIX-XX веков. Основные события и факты1802 - образование министерства народного просвещения, созданного с целью «воспитания юношества и распространения наук». Ведало (до 1917 г. ) учебными заведениями, Академией наук, учеными обществами. Одной из важнейших задач считало учреждение университетов. Министры народного просвещения, внесшие наибольший вклад в развитие образования и просвещения России XIX - начала XX вв.Петр Васильевич Завадовский — первый министр народного просвещения (1802-1810). Учредил учебные округа, открыл приходские (сельские) училища. Открыл первый педагогический институт. Предоставил университетам автономию. Николай Михайлович Карамзин (1766-1826)Н. М. Карамзин - русский писатель, публицист, выдающийся историк, труды которого сыграли огромную воспитательную роль в подъеме национального самосознания России. Литературная деятельность Карамзина оказала значительное влияние на разработку в русской литературе проблем личности, изображение внутреннего мира человека. В работах «История государства Российского», «Записки о древней и новой России» Карамзин не только осветил множество малоизвестных страниц русской истории, но и последовательно проводил мысль о преемственности в культуре и образовании, о необходимости либеральных реформ. Иван Петрович Пнин (1773-1805)И. П. Пнин - просветитель, поэт, публицист. Совместно с А. Ф. Бестужевым издавал «Санкт-Петербургский журнал» (1798), уделяя в нем значительное внимание педагогической проблематике. В своем основном сочинении «Опыт о просвещении относительно к России» (1804) рассмотрел проблемы воспитания и образования с социально-политической точки зрения. Считал необходимым условием существования просвещенного общества свободу граждан. Задачи воспитания и образования определил отдельно для школ каждого сословия; в соответствии с требованиями предполагаемой профессии учеников наметил объем и содержание общеобразовательных курсов, предусмотрел изучение некоторых специальных дисциплин. Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)В. А. Жуковский - поэт, переводчик, академик Российской академии наук, с 1815 г. постоянный секретарь литературного общества «Арзамас», носившего просветительский характер. В просвещении видел основное средство достижения человеческим обществом прогресса. С 1817 г. учитель русского языка великой княгини Александры Федоровны (будущей императрицы). В 1826-41 гг. - наставник будущего императора Александра II, которого Жуковский стремился воспитать как просвещенного и справедливого монарха, уделяя большое внимание религиозно-нравственным проблемам. Николай Иванович Лобачевский (1792-1856)Н. И. Лобачевский - выдающийся математик, создатель неевклидовой геометрии, деятель университетского образования и народного просвещения. Основа методико-педагогической теории Лобачевского - постоянное внимание к воспитательным аспектам науки, поиски философских основ научного знания, оптимальных педагогических средств и путей передачи знаний. Вопросы, связанные с обучением в школе, систематизированы в работе «Наставления учителям математики в гимназиях» (1828). Иван Васильевич Киреевский (1806-1856)И. В. Киреевский - философ, публицист, один из первых представителей славянофильства в русской культуре. Видел источник кризиса европейского просвещения в отходе от религиозных начал и утрате духовной целостности. Считал, что западному рационализму должно быть противопоставлено русское мировоззрение, основанное на чувстве и вере. Николай Иванович Пирогов (1810-1881)Н. И. Пирогов - общественный деятель, хирург, педагог. Свое педагогическое кредо выразил в статье «Вопросы лсизни» (1856). Взяв за основу идеи Ж. -Ж. Руссо, выдвинул в качестве главной цели воспитания формирование высоконравственной личности с широким интеллектуальный кругозором. Считал необходимым перестройку всей системы образования на основе принципов гуманизма и демократизма, на основе научного подхода и учитывая преемственность всех ступеней образования. Задачи обучения считал подчиненными воспитанию и нравственному развитию личности. Рассматривал телесные наказания как средства, унижающие детей. Главным действующим лицом в реформированной образовательной системе, по мнению Н. И. Пирогова, должен был стать новый учитель, стремящийся осмыслить мир ребенка. Н. И. Пирогов разработал проект школьной системы, выступал за расширение женского образования, так как именно женщина является первой воспитательницей юного поколения. Основное место в педагогическом наследии занимают вопросы самопознания личности посредством воспитания. Считал, что каждой личности свойственна постоянная борьба внутренней (биологической) и внешней (общечеловеческой) природы, и единственный способ привести к гармонии природное и общественное в человеке - это воспитание. Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848)В. Г. Белинский - литературный критик, публицист, философ. Составитель учебника русской грамматики (1837). В центре педагогических размышлений - личность как индивидуальное целостное единство всех психических свойств человека. В противовес сослов-но-профессиональному обучению выдвигал идеи общечеловеческого воспитания, которое реализуется через «родные, национальные явления». Считал, что учить детей следует с шести лет. Первейшая задача образования ~~ привить детям любовь к Родине, ее природе, языку, истории. Важнейшими учебными предметами считал гуманитарные науки, способствующие «очеловечиванию» людей. Александр Иванович Герцен (1812-1870)А. И. Герцен - писатель, философ, публицист. Выступал за развитие русской педагогической науки и образования по моделям, исторически отработанным в Западной Европе. В течение всей жизни интересовался педагогическими проблемами. Педагогические взгляды определялись философскими (атеизм и материализм) и политическими (революционный демократизм) убеждениями. Степан Петрович Шевырев (1806-1864)СП. Шевырев - литературный критик, поэт, историк, глава кафедры педагогики Московского университета. Основной задачей семейного и школьного воспитания считал «возвышение духовное, а не наполнение учащихся прикладными знаниями». Отстаивал идею развития в российских детях «внутреннего человека», в котором существует единство общечеловеческого и национального русского начал. Засилие западноевропейских идей в педагогике, по его мнению, грозило потерей народности. Николай Платонович Огарев (1813-1877)Н. П. Огарев - поэт, публицист, общественный деятель. Вместе с Герценом издавал альманах «Полярная звезда» (1855-1868) и газету «Колокол» (1857-1867). Разрабатывал проекты учебных заведений -«школы сельского хозяйства», «Народной политехнической школы», ориентировавшейся на главный принцип парижской политехнической школы: специальное образование на базе общего. Подчеркивал, что одной из главных целей педагогических реформ в России должно стать развитие у народа чести, гражданственности и права. Тимофей Николаевич Грановский (1813-1855)Т. Н. Грановский — педагог, профессор Московского университета, представитель западников в российском образовании. Был сторонником заботы о сугубо индивидуальном развитии неповторимой личности сообразно идеалу человечества. Отрицал идею приоритетной ценности «святоотеческих» идеалов и путей воспитания, полагая, что народ в России находится во внеисторическом состоянии, а роль воспитателя и учителя должно исполнять европеизированное дворянство, образованное меньшинство. Отстаивал научность образования при сохранении в нем классического начала. Николай Александрович Добролюбов (1836-1861)Н. А. Добролюбов — литературный критик, публицист, просветитель. Педагогические идеи изложил в ряде статей и литературно-критических работ («О воспитании авторитета в воспитании», «Основные законы воспитания» и др. ) Цель воспитания определял как формирование активной личности, способной применить «высшие человеческие убеждения» в реальной жизни. Сформулировал основные направления нового типа воспитания, которое было призвано противостоять официальной педагогике, нивелирующей своеобразие личности. В центре воспитания помещал заботу о личности ребенка, его всестороннем развитии. Исходил из принципа антропологизма, полагая, что человек - это «нераздельное целое существо», и потому нельзя обособлять умственное, физическое и нравственное воспитание. Алексей Степанович Хомяков (1804-1860)А. С. Хомяков — русский религиозный философ, публицист, поэт, один из основоположников славянофильства. В православии видел единственный источник просвещения на Руси. Понимание сущности воспитания изложил в статье «Об общественном воспитании в России». Выступил с учением о «соборности» - союзе индивидов, собранных во имя идеи Бога и любви в свободное и органичное единство. Василий Иванович Водовозов (1825-1886)В. И. Водовозов - педагог, методист по русской словесности и начальному обучению. Сторонник «реального» метода преподавания гуманитарных дисциплин. Настаивал на соблюдении в начальной школе наглядности и последовательности в обучении. Отвергал любые физические наказания детей. Разработал систему упражнений и аналитических бесед, охватывающих все этапы начального обучения. Выступал против чрезмерного однообразия образовательных учреждений и централизации управления образования. Школа, по его мнению, должна быть ориентирована на местные потребности. Владимир Яковлевич Стоюнин (1826-1888)В. Я. Стоюнин - педагог, деятель народного просвещения, публицист, теоретик-методист (русский язык и литература). Связывал недостатки современной ему школы с ее космополитизмом, с отсутствием у нее национальных черт. Развивал идеи гуманизма в образовании и воспитании, демократизма в школе, воспитания человека-гражданина. Методические идеи базировались на принципе воспитывающего обучения. Существенное влияние на развитие педагогической мысли в России оказали его труды по истории педагогики и народного образования. Наиболее серьезными пороками русской жизни считал низкий культурный уровень, недостаточное развитие чувства законности, общественной нравственности. Противостоять бескультурью, по мнению Стоюнина, должно прежде всего воспитание. Школа должна стать основой воспитания нравственности, развивая у учащихся чувство неразрывной духовной связи с народом. Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889)Н. Г. Чернышевский - писатель, философ, публицист, общественный деятель, постоянно обращающийся в своем творчестве к проблемам воспитания личности. Руководствовался антропологическим подходом к воспитанию, считая человека высшим созданием природы, формируемого под воздействием общественных, экономических, семейных факторов. Мысль о социальной обусловленности воспитания легла в основу педагогического идеала Чернышевского: новый человек должен быть всесторонне развитым преобразователем мира, исполненным высоких стремлений, готовым на жертву во имя общественного блага. Считал одним из ведущих свойств человека активность, а важным источником активности — потребность в ней. Отсюда он выводил необходимость воспитания разнообразных познавательных, эстетических, умственных, трудовых и иных потребностей. Сергей Александрович Рачинский (1833-1902)С. А. Рачинский - педагог-просветитель, деятель народного образования. Пытался создать новый тип русской национальной школы, на протяжении жизни построил 20 начальных школ, четыре из которых полностью содержал. Опыт работы своих школ обобщил в книге «Сельская школа». Задачу начальной школы видел в формировании у учащихся гармоничного мировосприятия, основанного на нравственных идеалах православия. Религиозно-нравственное воспитание, по его мнению, должно осуществляться в тесной взаимосвязи с трудовым и эстетическим. Распорядок жизни в школах Рачинского приближался к семейному. Использовался принцип индивидуального обучения и воспитания, особое значение придавалось работе с одаренными детьми. Николай Александрович Корф (1834-1883)Н. А. Корф - педагог, методист, земский деятель, создатель деревенской земской трехлетней школы. Разработал методику ведения занятия одним учителем с тремя отделениями школы. Автор книги «Наш друг» (1871), дополняющей «Родное слово» К. Д. Ушинского. Считал, что множеству национальных типов населения России необходимы соответствующие типы школ. Организовал работу учительских съездов и учительских курсов, которые повышали уровень подготовленности учителей и привлекали внимание общества к проблемам школы. Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907)Д. И. Менделеев - ученый-химик, деятель народного образования, автор первых русских фундаментальных учебников химии. В педагогических статьях («О направлении русского просвещения и о необходимости подготовки учителей», «О народном просвещении в России») высказал мысли о высокой роли народного образования в развитии и процветании страны, об изучении в средней школе основ наук, о соединении теории с практическими занятиями. Николай Федорович Бунаков (1837-1905)Н. Ф. Бунаков - педагог, общественный деятель, теоретик и практик начального обучения. Сторонник демократизации народной школы, введения всеобщего бесплатного начального обучения. Руководитель учительских курсов и съездов, автор множества учебных пособий. В системе учебных знаний выделял три главных составляющих: обучение грамоте, объяснительное чтение, письменные упражнения. Петр Францевич Лесгафт (1837-1909)П. Ф. Лесгафт - педагог, врач, один из основоположников школьной гигиены и врачебно-педагогического контроля в физическом воспитании. В основу педагогики положил антропологический принцип, целью которого было единство физического и умственного развития личности ребенка. Разработал практическую типологию детей. В концепции процесса обучения раскрыл дидактическое значение ощущений, восприятий, представлений, обобщений и их проверки деятельностью. Выделив в жизни человека пять основных периодов, вывел определенные правила воспитания в каждом из них. Так, например, в раннем возрасте (до школы) считал необходимым соблюдение гигиены, соответствие между словом и делом воспитателя, отказ от произвола в отношении воспитанников, уважение ребенка и права его личной неприкосновенности. Лев Николаевич Модзалевский (1837-1896)Л. Н. Модзалевский - педагог, соратник и последователь К. Д. Ушинского, детский поэт, историк педагогики. Один из первых исследователей педагогического наследия ЯЛ. Коменского, автор первого систематического пособия по истории педагогики «Очерки истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших дней» (1866). Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900)B. C. Соловьев - крупнейший религиозный философ, поэт, публицист. Создатель «философии всеединства», ищущей гармонию между космическим и социальным началами. Разрабатывал теорию «цельного знания» - интуитивного образно-символического постижения мира, основанного на личном усилии человека. Создал концепцию «богочеловечества», высочайшее значение в выполнении божественной миссии придавал образованию. Василий Порфирьевич Вахтеров (1853-1924)В. П. Вахтеров - педагог, общественный деятель, один из организаторов Всероссийского учительского союза. Обосновал самостоятельность педагогики как науки, своеобразие методов педагогических исследований. Был сторонником демократической системы образования, предлагая ввести единую школу. Разработал самостоятельную концепцию «эволюционной педагогики», основу которой составляла идея развития, т. е. трактовка обучения и воспитания как средства поступательного движения в развитии личности. Выступал за обновление и расширение образования в народной школе, за активные методы обучения, способствующие развитию самостоятельного мышления ребенка. Василий Васильевич Розанов (1856-1919)В. В. Розанов - религиозный мыслитель, литератор. Основные темы философских размышлений — религия, семья, образование. Проблемам воспитания посвящен ряд книг и статей: «Сумерки просвещения», «Три главных принципа образования», «Педагогические трафаретки» и др. Основными принципами образования считал: принцип индивидуальности, принцип целостности, принцип единства типа (несмешение в одном учебном заведении трех разнородных типов образования, в основе которых лежат разные мировоззрения, а именно: античная классика, христианство, позитивная наука; ученик должен черпать впечатления из «источника одной какой-нибудь исторической культуры»). Центральной задачей образования считал воспитание культурного человека. Критикуя государственную систему образования, возлагал свои надежды на развитие образования в России с распространением частных учебных заведений. Отстаивал идею гармоничного сочетания общечеловеческого, национального и индивидуального в формировании «цельного» человека. Константин Николаевич Венцель (1857-1947)К. Н. Венцель - педагог, представитель теории свободного воспитания. Отвергая старую школу, настаивал на организации таких учебно-воспитательных учреждений, где детям предоставляется полная свобода самостоятельного развития. Организовал Дом свободного ребенка (1906-1907), где основной упор делался на ручной труд и воспитание активного альтруизма (нравственной любви). Автор одной из первых в мире «Декларации прав ребенка» (1917). Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927)В. М. Бехтерев - невропатолог, психиатр, физиолог, психолог. Разработал новые методы психолого-педагогических исследований. Основатель первой в России лаборатории экспериментальной психологии. Разработал теорию поведения. Изучал рефлекторную деятельность ребенка раннего возраста (до 3-4 лет). Проводил мысль о необходимости взаимосвязи социально-трудового, умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. По мнению Бехтерева, воспитание разносторонне развитой личности требует совершенствования форм и методов учебной и воспитательной работы, важнейшими среди который являются внушение, пример, поощрение, убеждение. Репрессирован за диагноз «паранойя», поставленный Сталину. Михаил Иванович Демков (1859-1939)М. И. Демков - теоретик, историк и популяризатор педагогики, издатель учебных пособий. Автор книг «Очерки по истории русской педагогики», «Русская педагогика в главнейших ее представителях», «Старые и новые педагоги, их жизнь, мысли и труды», в которых представил биографии крупнейших педагогов. Александр Петрович Нечаев (1875-1943)А. П. Нечаев - психолог, педагог, создатель первой в России лаборатории экспериментальной педагогической психологии (1901, СПб.). Его теоретические взгляды на личность ребенка как совокупность психических процессов и ее развитие как процесс внутреннего созревания организма под воздействием психофизических законов послужили обоснованием психологического эксперимента. Исследовал проблемы памяти, индивидуальных различий, показал принципиальные различия между психологическими и педагогическими способами исследования личности ребенка. Лев Николаевич Толстой (1828-1910)Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой был также выдающимся педагогом-гуманистом. Образование народа он считал важнейшим делом своей жизни: «А дело не то, что первой важности, а самое важное в мире, потому что все, что мы желаем осуществить, может осуществиться только в следующих поколениях». Мировоззрение Льва Николаевича было противоречивым. В различные периоды его жизни оно во многом определяло его педагогические взгляды и деятельность. Условно можно выделить три периода. 1 период. Основная деятельность. 1859-1962Благотворительная деятельность по открытию школ для крестьянских детей. Создание школы свободного воспитания. Резкая критика и отрицание существующей школы. Пропаганда идей свободного воспитания и их реализация в Яснополянской школе. Издание журнала «Ясная поляна». 2 период. Методический. 70-е годыНаписание «Азбуки», «Новой азбуки», «Книги для чтения», составление курса арифметики. В 1874 г. статья «О народном образовании» (рассмотрение вопроса о школе с позиции патриархального крестьянства: примитивные сельские школы). Буквослага-тельный метод обучения грамоте. Особенности учебных книг Л. Н. Толстого: высокая художественность, лаконичность, простота, доступность детскому пониманию, занимательность, превосходный русский язык. Преобладает форма художественных рассказов из русской жизни, особенно деревни. Много материала на нравственные темы. Ценный вклад в детскую литературу. «Новая азбука» и «Книги для чтения» выдержали свыше 30 изданий. 3 период. Религиозно-нравственный. 70-90-е годыВ основе воспитания и образования - «толстовская» религия: признание, что человек носит бога в самом себе, всеобщая любовь к людям, всепрощение: «Религия есть единственное законное и разумное основание воспитания» Ведущие педагогические идеи Л. Н. Толстого (разных периодов)«Глубокая любовь и уважение к ребенку, гуманистический подход к его воспитанию». Константин Дмитриевич Ушинский (1823-1870)К. Д. Ушинский - сын небогатого дворянина. Высшее . образование получил в Московском университете (1840-1844), с блеском окончив юридический факультет. За отличные успехи удостоен степени кандидата наук. В 1846 году двадцатидвухлетний Ушинский назначен исполняющим обязанности профессора Ярославского Демидовского лицея - одного из старейших высших учебных заведений, однако в 1849 году был негласно уволен за свои прогрессивные убеждения. В 1854 году Ушинскому удалось получить назначение учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института, где он значительно улучшил постановку обучения и воспитания. Педагогическая система УшинскогоВ педагогическом наследии Ушинского условно можно выделить несколько важнейших проблем, первой из которых является разработка педагогической антропологии. Основная идея проблемы высказывалась еще в первых его статьях, а получила свое завершение в капитальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». В предисловии автор пишет: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях». В круг антропологических наук Ушинский включал анатомию, физиологию, психологию, историю, статистику, географию и т. д. , то есть сеть наук, позволяющих обнаружить свойство предмета воспитания - человека. Дидактические взглядыУшинский - сторонник реального образования, говорил об огромном образовательном и воспитательном значении естествознания. Петр Федорович Каптерев (1849-1922)П. Ф. Каптерев — педагог, психолог, историк педагогики. Он разрабатывал идеи дошкольной педагогики и семейного воспитания, дидактики, истории педагогики, педагогической психологии. Под его редакцией была создана первая в России «Энциклопедия семейного воспитания и обучения». Общим основанием педагогики Каптерев считал антропологию (прежде всего физиологию и психологию). Он обосновывал необходимость вариативности общеобразовательных школ, дифференциацию учебных курсов и всей структуры учебного процесса. В педагогику им введено понятие «педагогический процесс». У Каптерева педагогический процесс обозначен как процесс саморазвития личности. «Настоящий, не искаженный педагогический процесс, - пишет П. Ф. Каптерев, - в одно и то же время и свободен и необходим, потому что есть процесс саморазвития. Если же воспитание и образование бывают принудительными, то нечего и говорить о самодеятельности - это значит петь мотив из другой оперы, совершенно различной, это значит соединять несоединимое». В сфере управления школьным делом П. Ф. Каптерев выдвинул идею автономности педагогического процесса, свободного от давления государства и церкви. РОССИЙСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕОсновные идеиПотребность в осмыслении философских, психологических, культурологических, религиозных проблем становления и развития личности; создание и поддержка русскоязычных учебных заведений всех ступеней (начальная, средняя, высшая) в крупнейших центрах эмиграции (Берлин, София, Харбин, Прага, Париж); стремление сохранить национальную культуру, родной язык, народные традиции и веру, русский менталитет, сохранить преемственность многовековой русской культуры, сливая ее с мировым общечеловеческим опытом; в центре педагогических поисков - вопросы нравственного и религиозного воспитания подрастающего поколения. Создание новых учебников и учебных программ. Николай Александрович Бердяев (1874-1948)Н. А. Бердяев - философ, литератор, издатель, публицист. Один из создателей религиозно-философского общества им. Вл. Соловьева, Вольной философской ассоциации. Участвовал в сборниках «Вехи» (1909), «Из глубин» (1918). С 1920 г. - профессор Московского университета. Рассматривал человека как точку пересечения двух миров - божественного и органического, был убежден, что в воспитании следует исходить из человека — «микрокосма», который нуждается в «посвящении в тайну о самом себе», спасении в творчестве. В 1922 г. выслан из Советской России. Преподавал в Берлине в Русском национальном институте. С 1925 г. -во Франции. Издает религиозно-философский журнал «Путь» (1925-1940), ставший философским центром русской эмиграции. Профессор Русской религиозно-философской академии в Париже, председатель Русского академического союза. На рубеже XIX-XX веков находился под влиянием идей марксизма, затем перешел к исследованию философии личности в духе религиозного экзистенциализма. Личность, по Бердяеву, - творческое свободное существо, стремящееся к совершенству через творчество. Процесс воспитания, по мнению Бердяева, это самосозидание и самопознание своего внутреннего мира личностью в ходе свободной творческой деятельности. Полагал, что творческое становление личности является прежде всего ее духовным становлением. Основные сочинения: «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (М. , 1916), «Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы» (Берлин, 1923), . «Русская идея» (Париж, 1948), «Самопознание» (Париж, 1949) и др. Петр Михайлович Бицилли (1879-1953)П. М. Бицилли - историк, педагог, общественный деятель. В эмиграции - профессор Софийского университета (Болгария), Председатель ученого комитета Русского народного университета. Активный сотрудник Педагогического бюро по делам средней и низшей школы за границей. Сотрудничал в журналах «Современные записки», «Новый град» и др. Основные сочинения: «Введение в мировую историю» (1923), «Очерки теории исторической науки» (1925), «Этюды о русской поэзии» (1926) и др. Борис Петрович Вышеславцев (1877-1954)Б. П. Вышеславцев - философ, историк религии и философии, профессор Московского университета. В 1922 г. выслан из России, преподавал в Берлине, затем во Франции. Профессор православного богословского института в Париже. Совместно с Н. Бердяевым основал журнал «Путь». Основные сочинения: «Проблема русского религиозного сознания» (1924), «Этика преображенного эроса» (1931), «Кризис индустриальной культуры» (1953), «Вечное в русской философии» (1955). Модест Людвигович Гофман (1887-1954)М. Л. Гофман - ученый-литературовед. До 1924 г. работал в Российской Академии наук. Эмигрировал во Францию. Деятель школьного образования в эмиграции. Преподавал в русских и французских учебных заведениях, читал курс истории русской литературы в Сорбонне. Возглавлял организацию «Международная помощь студенчеству». Основные сочинения: «К вопросу о преподавании теории словесности и истории русской литературы» (1927), «Пушкин. Психология творчества» (1928), «История русской литературы от ее возникновения до наших дней» (1928), «Русская литература в эмиграции» (1957) . Евгений Александрович Елачич (1880-1945)Е. А. Елачич - педагог, литературовед, специалист по детской литературе. С 1923 г. в эмиграции в Чехословакии. Активно участвовал в работе Педагогического бюро по делам средней и низшей русской школы за границей. Разрабатывал программы и учебные планы для русских школ. Основные сочинения: «Сборник статей по вопросам детского чтения» (1914), «Основные задачи детского чтения»(1923) и др. Иван Александрович Ильин (1882-1954)И. А. Ильин - философ, общественный деятель. Профессор Московского университета. В 1922 г. выслан из Советской России. Преподавал в Русском научном институте в Берлине. В 1924 г. избран членом-корреспондентом Славянского института при Лондонском университете. Считал главной задачей педагога направление ученика к Богу, что должно стать основой формирования его нравственности. Педагог должен помочь ребенку научиться осмысливать свой личный духовный и религиозный опыт. Подчеркивал, что каждый ребенок является индивидуальным и неповторимым самобытным существом, и на первом месте в воспитании должно быть формирование «предметно-настроенной» души, ориентированной на личное духовное самосовершенствование в соответствии с абсолютными ценностями. Основные сочинения: «Учение о человеке» (1918), «О духовном воспитании» (1936), «Путь духовного обновления» (1937), «Наши задачи. Историческая судьба и будущее России» (статьи 1948-1954). Сергей Иосифович Карцевский (1884-1955)С. И. Карцевский - лингвист, педагог, деятель общественно-педагогического движения Российского Зарубежья. Эмигрировал в начале 20-х гг. Один из основоположников пражской и женевской лингвистических школ. Профессор Страсбургского и Пражского университетов. Один из инициаторов создания журнала «Русская школа за рубежом». Активный сторонник новой ор'фографии, автор учебников. Основные сочинения: «Язык, война и революция» (1923), «Родной язык и школа» (1924), «Русская школа за границей» (1925), «Грамматика. Пособие для старших классов средней школы» (1924), «Национализм в школе» (1926) и др. Степан Михайлович Кульбакин (1873-1941)С. М. Кульбакин - педагог, лингвист, деятель общественно-педагогического движения Российского Зарубежья. Профессор Новороссийского и Харьковского университетов. Член-корреспондент Российской Академии наук (1919), специалист в области славянского языкознания. С 1920. г. в эмиграции в Югославии. Представлял русские общественные педагогические организации Югославии в Педагогическом бюро по делам начальной и средней русской школы за границей. Основные сочинения; «Грамматика церковнославянского языка» (1913), «Украинский язык. Краткий очерк фонетики и морфологии» (1919), «О типе средней школы и учебном плане» (1924). Николай Онуфриевич Лосский (1870-1965)Н. О. Лосский - философ, психолог. Профессор Петербургского университета и Бестужевских высших курсов. В 1922 г. выслан из России. Преподавал в Чехословакии (профессор Русского национального университета). В 1945 г. переехал в США (профессор Русской духовной академии в Нью-Йорке). Считал, что образование человека на протяжении всей жизни должно развиваться как непрерывное духовное становление личности по направлению к «Абсолютному совершенному духовному существу». Основные сочинения: «Проблемы русского религиозного сознания» (1924), «Характер русского народа» (1957), «Условия абсолютного добра», «История русской философии». Георгий Яковлевич Трошин (1874-1938)Г. Я. Трошин - врач-психиатр, педагог, психолог. Основоположник детской психиатрии в России, организовал в Петербурге школу-лечебницу для аномальных детей. В 1922 г. выслан из России. Заведующий кафедрой судебной медицины и психиатрии Русского юридического института и кафедрой педологии Русского педагогического института им. Я. А. Коменского в Праге. Основные сочинения: «Антропологические основы воспитания» (1915), «Лекции по детской психопатологии и организации вспомогательных школ» (1924), «Психология и педагогика» (1927-28) и др. Георгий Петрович Федотов (1886-1951)Г. П. Федотов - философ, историк, публицист. Член Религиозно-философского общества. В 1925 г. эмигрировал во Францию. Профессор Православного богословского института. Совместно с Ф. Степуном издавал журнал «Новый град». С 1943 г. преподавал в Православной семинарии Нью-Йорка. Представитель христианской православной педагогики. Целью образования и воспитания считал возрождение духовных ценностей. Ценности труда и культуры считал выражением высшей природы человека, его богоподобия. Стремился соединить вселенское и национальное, найти в одном отголосок другого. Основные сочинения: «Размышления о России и Революции» (1932), «Новый град» (1948) и др. Семен Людвигович Франк (1877-1950)С. Л. Франк - религиозный философ, психолог. Профессор Саратовского и Московского университетов. В 1922 г. выслан из Советской России. До 1937 г. преподавал в Берлинском университете, участвовал в журнале «Путь». Пытался примирить рациональное мышление с религиозной верой. Видел выход России из кризиса в осуществлении «идеала духовного единства и органического духовного творчества народа». Основные сочинения: «Философия и жизнь» (1910), «Предмет знания» (1915), «Душа человека» (1918), «Смысл жизни» (1926) и др. Сергей Иванович Четвериков (1867-1947)С. И. Четвериков - религиозный деятель, педагог. В эмиграции в Югославии, Чехословакии, Франции. Духовник Русского студенческого христианского движения. Основные сочинения: «О религиозных запросах детей и подростков» (1927), «О задачах и средствах религиозного воспитания» (1928), «К вопросу о религиозном воспитании и образовании заграничной русской молодежи» (1928) и др. Георгий Иванович Шавельский (1871-1955)Г. И. Шавельский - церковный и общественный деятель. Профессор историко-филологического факультета Петроградского университета. С 1920 г в эмиграции в Болгарии. Организатор Софийской духовной академии и семинарии, русских школ. Основные сочинения: «Русская школа в Болгарии» (1932), «Православное пасторство. Основы, задачи и дух пасторского служения» (1930). Василий Васильевич Зеньковский (1881-1962)В. В. Зеньковский - философ, психолог, богослов, историк и теоретик образования. В 1919 г. эмигрировал в Югославию, затем в Прагу. Основатель Русского педагогического института в Праге, председатель Педагогического бюро по делам средней и низшей русской школы за границей, организатор общеэмигранстких педагогических съездов и совещаний, один из основателей Высшего русского педагогического института им. Я. А. Коменского. С 1927 г. в Париже. Профессор, зав. кафедрой философии Православного богословского института. В 1942 г. принял сан священника. В юности увлекался идеями Вл. Соловьева, затем пришел к христианкой антропологии. Обосновывал православную педагогику «духовного роста» в русле традиций русской религиозной философии. Оставаясь сторонником светского школьного образования, уделял значительное внимание религиозному воспитанию детей и православию как фактору национальной идентификации в условиях эмиграции. Смысл детства виделся им в «усвоении необходимого материала традиции, которое вводит дитя в современную жизнь, в ее искания и стремления, устои и обычаи». Сущность воспитания, по мнению Зеньковского, - в идее спасения души, а главная задача воспитания в том, чтобы помочь учащемуся найти себя, с помощью учителя научиться преображать свой «природный состав», направить на благо и воссоединить в себе наследственное, социальное и духовное начала. Основные сочинения: «О сравнительной психологии» (1897), «Психология детства» (1924), «Проблемы школьного воспитания в эмиграции» (1929), «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии» (1934), «Русская педагогика в XX веке» (1960). Сергей Иосифович Гессен (1887-1950)Образовательная концепция С. И. Гессена, являясь отражением его философских воззрений, предлагает конкретные пути решения многих глобальных философских проблем. Наиболее ярко и наглядно это проявляется в разработанной ученым «педагогике культуры». Педагогика, как наука, предметом которой является образование, трактуется С. И. Гессеном как осознание воспитания, «то есть этого всем нам бессознательно уже известного процесса». Ключевые понятия его философско-педагогической концепции -цели и ценности. Одни цели названы С. И. Гессеном условными. Это те «цели - данности», допускающие хоть иногда и очень отдаленное, но полное и окончательное разрешение. Другие цели - безусловные или «абсолютные». Это «цели в себе»: наука, искусство, нравственность, хозяйство и т. д. Такие цели - «культурные ценности» являются по существу «неисчерпаемыми заданиями», то есть «задачами высшего порядка, неисчерпаемыми по самому существу своему и открывающими для стремящегося к ним человечества путь бесконечного развития». С. И. Гессен развивает концепцию культуры как «деятельность, направленную на осуществление безусловных целей - заданий». Литература по педагогике Русского ЗарубежьяГессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. — М. , 1995. Седова Е. Е. Педагогическая деятельность СИ. Гессена на фоне становления педагогики Российского Зарубежья (20-е годы) // Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки. - Вып. 13. - Воронеж, 2002. ПЕДАГОГИКА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДАОсновные идеиСоветское образование и педагогика, порожденные тоталитарным общественным строем и коммунистической идеологией, имеют некоторые особенности в различные временные периоды. Первые послереволюционные годы соединили в себе ориентацию на «трудовую школу» с идеями «свободного воспитания», приправленными революционной романтической фразой. 20-е годы -«школа труда»: единая трудовая политехническая школа, стремление к гуманизации образования, творческая переработка западного опыта (Д. Дьюи). 30-е годы - «школа учебы», в основном ее авторитарный вариант: не опора на личный опыт, не открытие знаний, а потребление готовых образцов. В школах жесткая регламентация, идеологические схемы. Несмотря на то, что целью воспитания декларировалось всестороннее развитие личности, на самом деле готовились послушные исполнители, «винтики» системы, «кадры социализма». Все эти тенденции сохранялись на протяжении всего существования советской школы, хотя в 50-60 гг. , после разоблачения культа личности Сталина, появились интересные и продуктивные педагогические теории (развивающего обучения, проблемного обучения, коллективных творческих дел). Основные события и факты1917 - подписан декрет об учреждении госкомиссии по про Надежда Константиновна Крупская (1869 - 1939)Н. К. Крупская - профессиональный революционер, жена В. И. Ленина. После гимназии и педкласса училась (недолго) на Бестужевских курсах, работала учительницей в воскресной школе для рабочих. После революции один из руководителей новой системы образования. С 1929г. - заместитель наркома просвещения, председатель научно-педагогической секции ГУСа, руководила Главполитпросветом, организовывала педсъезды, конференции. В молодости увлекалась идеями свободного воспитания, до революции издала серьезный труд «Народное образование и демократия» (о корнях трудовой школы), где высоко оценила американское образование. После недолгого периода радикализма (сделать школу трудкоммуной) отмела крайности («надо и учиться и трудиться»). Подчеркивала роль школы как центра воспитательной работы с населением. Всегда оставалась верным марксистом, отстаивала коммунистическую «единственно правильную» идеологию в школе, классовые интересы ставила выше общечеловеческих. Но проявила себя как порядочный человек: в 20-х поддерживала Блонского, Шацкого, Иорданского, обвиненных в мелкобуржуазности; боролась против антисемитизма среди педагогов. С 30-х годов ее постепенно отодвигали от руководства образованием. Умерла на следующий день после 70-летия, есть версия, что была отравлена. Анатолий Васильевич Луначарский (1875 - 1933)А. В. Луначарский - первый нарком (до 1929г. ) просвещения РСФСР. Энергичный организатор советского образования. Проводил большевистские идеи классового воспитания. Но в то же время лучшие достижения (самые современные концепции, новые методы и формы) перенимались (с Запада), разрабатывались и внедрялись под его руководством. Образованный, эрудированный, блестящий знаток литературы, искусства, драматург. Говорят, что его больше, чем просвещение, интересовали литература и театр. После критики Сталина подал в отставку, в 1933 году по дороге к месту дипломатической службы во Франции умер (в ряде публикаций доказывается, что его смерть - политическое убийство). Виктор Николаевич Сорока-Росинский (1882 - 1960)В. Н. Сорока-Росинский — выдающийся педагог. Закончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Увлекался психологией, работал в Военно-медицинской академии (изучал нарушения детской психики). В начале 20-х гг. возглавил школу им. Ф. М. Достоевского, «Республику Шкид» (как названа она в одноименной книге И. Г. Белых и Л. Пантелеева). В период советской «трудовой школы» создал другую школу - с уклоном в интеллектуализм, творчество: журналы, спектакли и т. п. создавали атмосферу творчества и интеллектуальной соревновательности. Все это противоречило линии Наркомпроса, и в 1928году Сороке -Росинскому в школе работать запретили. Снова занялся психиатрией, позже методикой преподавания русского языка. Альберт Петрович Пинкевич (1884 - 1937)А. П. Пинкевич - виднейший педагог первой половины 30-х гг. Один из первых советских теоретиков. Закончил Казанский университет, способный биолог. После университета преподает, занимается литературной деятельностью (помощник Горького). В первой половине 20-х гг. возглавляет сначала Уральский университет, затем Петроградский пединститут, с 1924 г. ректор 2-го МГУ. С 1926 г. одновременно директор Института научной педагогики, с 1930 заведует кафедрой педагогики в МГПИ. В 1924-1925 издает в 2-х частях «Педагогику», один из первых советских учебников. Труды его критиковал П. П. Блонский; В. Н. Шульгин, по словам М. В. Богуславского, вел против Пинкевича «войну на уничтожение», обвиняя в антимарксизме. Позже был арестован вместе с другими учеными-педагогами по обвинению в создании террористической группы. Расстрелян. Иван Андреевич Каиров (1893 - 1978)И. А. Каиров - президент Академии педнаук РСФСР с 1946г. в течение 20 лет. Еще до революции окончил физмат Московского университета, увлекся идей обучения взрослых и детей сельскохо-зяйственньш знаниям. В двадцатые годы занимается организацией средней и высшей сельхозшколы. В тридцатые работает в аппарате ЦК ВКП(б). Любопытно, что на общественных началах занимался классным руководством, а потом директорствовал в одной из школ. Его заслуги как президента Академии: широкая организация экспериментальных школ, массовые издания классиков педагогики. Актуальны сегодня его работы по агрошколе. Мария Васильевна Крупенина (1892 - 1950)М. В. Крупенина - известный теоретик и практик педагогики того времени. Закончила Психоневрологический институт и Бестужевские курсы, работала учительницей. После революции заведовала детским домом. В середине 20-х гг. становится сотрудником Института методов школьной работы, создает на Трехгорной мануфактуре «Станцию социального воспитания». Занимается педагогикой среды (уровни, типы, критерии), изучением взаимодействия стихийных и организованных влияний на детей. Приняла идеи Шульгина об отмирании школы (превращении ее в школу-производство, школу-колхоз): в утопическом будущем, по Крупе-ниной и Шульгину, все взрослые будут обучать и воспитывать детей, создавая идеальную среду. В начале 30-х эти взгляды (раньше с восторгом принятые) подвергают резкой критике. В 1935г. Кру-пенину ссылают, в 1938 арестовывают, осуждают на 10 лет. Игнатий Вячеславович Ионин (1893 - 1939)И. В. Ионин - незаслуженно забытый предшественник Макаренко, первым реализовавший ряд важнейших идей коллективного воспитания. В 1919 году основывает колонию (коммуну) в бывшем Михайловском дворце (позже школа получила название «Красные зори»). В школе-коммуне действовало самоуправление, общее собрание, работали сводные отряды. В коммуне функционировало мощное агрохозяйство, различные мастерские (слесарная, сапожная и т. д. ), собственная электростанция. В школе работала библиотека (9 тысяч томов), спортплощадки, была своя яхта. Тысячи делегаций, известных людей (в том числе Джон Дьюи) посещали «Красные зори». В 1937 г. Ионин был арестован, в 1939 умер в лагерной больнице. Виктор Николаевич Шульгин (1894 - 1965)В. Н. Шульгин - директор Института методов школьной работы (стал им в 28 лет). Занимался взаимоотношениями школы и социальной среды. В Институте изучались условия формирования личности, ценностных ориентации человека. Шульгин возглавил первые массовые исследования влияния среды на педагогический процесс. Скандально известен идеей отмирания школы. В коммунистическом будущем, считал он школа станет школой-заводом, школой-колхозом. Будучи романтиком-марксистом, стал «погромщиком в педагогике» (М. В. Богуславский), обвиняя в антимарксизме всех, кто не разделял его взгляды. Николай Кириллович Гончаров (1902 - 1978)Н. К. Гончаров - «лицо» советской педагогики 40-70 гг. Родился в крестьянской семье. Окончил Академию коммунистического воспитания им. Крупской. Из «выдвиженцев», менявших «буржуазных интеллигентов» на ключевых постах. С конца 30-х по 1950 работал в ЦК ВКП(б). В 1955-1963 - вице-президент Академии педагогических наук, главный редактор «Советской педагогики». В 1947г. опубликовал «Основы педагогики», квинтэссенцию советской, насквозь идеологический педагогической науки. Любая педагогическая идея, теория оценивались с партийной точки зрения. Воспитание рассматривалось как механизм, укрепляющий советское государство. Цели воспитания определяются партией, государством. Главная цель - учить детей быть как Ленин и Сталин, сформировать человека социалистического типа. Цели - классовые, а общечеловеческие - выдумка капиталистов. Сегодня тома Гончарова, многочисленные его труды, не имеющие научной ценности, -всего лишь исторический документ советской эпохи. Станислав Теофилович Шацкий (1878 - 1934)С. Т. Шацкий - один из классиков советской педагогики. Родился в семье военного чиновника. Будучи разносторонне одаренным, учился в Московском университете, консерватории (прекрасно пел), сельхозакадемии (один из любимых учеников Тимирязева). В 1906 г. вместе с А. У. Зеленко организует в Москве общество «Сетлмент» для подготовки образованных творческих рабочих. После закрытия общества за «социалистические идеи» создает новое, «Детский труд и отдых», а в 1911г. колонию «Бодрая жизнь», где опробует идеи трудового, эстетического и умственного развития, формирования детского коллектива. Февральскую революция принял, Октябрьскую отверг. Но через два года согласился на предложения Наркомпроса сотрудничать. Создал Первую опытную станцию (1919), уникальное учреждение, куда входили ясли и детсады, 14 начальных школ, средние, школа-колония («Бодрая жизнь»), клуб-читальня. Станция занимала целый район в Калужской области. Деятельность станции высоко оценили в мире, ее посетил и восторженно о ней отозвался Д. Дьюи. Павел Петрович Блонский (1884 - 1941)П. П. Блонский - выдающийся педагог и психолог, «советский Песталоцци». Оказал самое большое влияние на послереволюционную российскую педагогику, в полной мере его наследие еще не изучено. К педагогике предъявлял требования как к точной науке, которая должна устанавливать закономерности между фактами воспитания, изучая их в зависимости от различных причин («Воспитание создается не по воле отдельного человека . . . а есть функция определенных экономических и политических условий. . . »)« Один из главных разработчиков педологии, понимал ее как науку, «изучающую развитие человека в детстве», в то время как педагогика «изучает факторы, благоприятствующие этому развитию». Огромное влияние придавал объективным методам педагогическим исследования, прежде всего статистическим, тестированию, хотя всегда отмечал, что нельзя делать культа из диагностики. Скрупулезно отрабатывал процедуру исследования. Антон Семенович Макаренко (1888 - 1939)А. С. Макаренко — самый известный из советских педагогов, создатель теории коллектива. Родился в г. Белополье на Украине в семье маляра железнодорожных мастерских. После двухгодичных учительских курсов в 17 лет Макаренко начал учительскую деятельность. В 1917 с золотой медалью окончил Полтавский пединститут. Затем некоторое время руководил железнодорожной школой. С 1920 по 1928 заведует колонией для морально-дефективных детей (колония им. Горького). Именно здесь складываются основные принципы и положения педагогической системы Макаренко. Педагоги сегодня часто спорят: у Макаренко личность для коллектива или коллектив для личности? Представляется, что макаренковская теория направлена прежде всего на то, чтобы защитить человека в условиях господствующих тогда ценностей, приоритета «группового существования». С одной стороны, теория Макаренко, как и все в советском социуме, нацелена на установление порядка и дисциплины при обязательном фоне мажорности (оптимизма); с другой, если цель «большого коллектива» (страны) подчинить человека именно ради подчинения, то цель макаренковского коллектива: подчинить, чтобы защитить. Поэтому, даже используя какие-то известные формы, средства (например, общее собрание - вершина самоуправления у Макаренко - применялось и в дореволюционных колониях), советский педагог творит принципиально иное: педагогическую систему, позволяющую сделать жизнь безопасной в новом обществе. В системе Макаренко все как бы направлено на то, чтобы научить войти в коллектив, жить в нем — иначе гибель. Но при этом должна раскрыться индивидуальность члена коллектива. Главные принципы системы: перспективные линии, параллельное действие, ответственная зависимость. Василий Александрович Сухомлинский (1918 - 1970)В. А. Сухомлинский родился в с. Омельник (под Кременчугом, Украина) в крестьянской семье. С 17 лет учительствовал в начальной школе, в 1939 заочно окончил Полтавский пединститут. В Великую Отечественную войну был политруком на фронте, получил тяжелое ранение, после изгнания немцев из родных мест вернулся, стал заведующим РОНО. В 1948 г. по его просьбе был назначен директором Павлышской средней школы. ЛитератураБлонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. / Под ред. А. В. Петровского. — М, 1979. Учебникии учебные пособия по всему курсуДжуринский А. Н. История педагогики. - М. , 1999. Антологии и хрестоматии по всему курсуАнтология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV- XVIII вв. / Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров. - М. , 1985.
Ваш комментарий о книге
См. также
наука о становлении и развитии теории и практики воспитания образования и обучения ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ В ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ истории педагогики в России Библиотека Гумер - Джуринский А. История зарубежной педагогики Библиотека Гумер - Джуринский А. История зарубежной педагогики Джуринский А. Сравнительная педагогика - Библиотека психологии |
|