Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Лещинский В., Мозгарев Л., Неделина С., Седова Е. Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»

ОГЛАВЛЕНИЕ

Античность

В античных школах закладывалось все великое и прекрасное, что оставили нам философская мысль того времени и вдохновенный труд архитекторов, скульпторов, ученых и поэтов.

Пифагор (580 -500 до р. Х. )

Обучение должно соответствовать возрасту (в основе возрастной периодизации — семилетние отрезки времени), развивать память, приучать к самостоятельному преодолению трудностей. Организация дня: одинокая утренняя прогулка для упорядочивания сознания, учение и исправление нравов в храме, гимнастика, завтрак и прогулка с друзьями для совместного повторения знаний, чтение, наставления учителя. "Обучение должно быть добровольным, должно происходить по обоюдному желанию ученика и учителя, иначе оно безрезультатно. Преподаватель не должен облегчать хода учения.

Гераклит (544-483 до р. Х. )

«Многознание уму не научает». Утверждал, что человек способен к обучению, познанию истины, совершенствованию. Для познания истины надо быть усердным учеником. Два основных орудия познания: ощущения (через органы чувств человек вступает в контакт с окружающим миром и приобретает способность мыслить) и разум (познание всеобщего как критерия истины, которую надо научиться понимать). Разум, а не чувства - свидетель истинности явления. Интеллектуальное и нравственное воспитание - единый процесс. Главным считал развитие способности самостоятельно мыслить, учиться действовать сообразно природе. Призывал следовать природе в деле воспитания.

Демокрит (ок. 470/460 - ок. 371 до р. Х. )

Высказывал мысли о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка. По его мнению природа и воспитание подобны: воспитание создает вторую природу человека (на основе труда, непрерывного упражнения в нравственных поступках, выработки навыков правильного поведения). Утверждал, что труд -важное условие воспитания, необходимо приучение к труду, а не принуждение. Основные мотивы самосовершенствования видел в детской любознательности. Считал, что в обучении важно не количество знаний, а развитие интеллекта, мышления. Подчеркивал роль семьи, положительного примера родителей.

Сократ (469-399 до р. Х. )

Учение Сократа, как этапный момент в повороте философского знания к индивидуальности человека, связано со становлением проблемы человека и гуманизма. Цель философии по Сократу - самопознание как путь к постижению истинного блага («познай самого себя»). Суть его учения - направленность философии на этические качества души человека. Идеал нравственности - добродетель, которая равна знанию, мудрости. Плохое поведение человека объясняется его незнанием. Добродетели - самостоятельно выработанные человеком качества, обусловленные понятиями о благе и доблести. Самопознание - высшая добродетель.
Сократ- учитель, в живой диалогической беседе совместно с учениками ищущий истину (истина познается в споре). Искусство учителя — ведение беседы, постановка вопросов, помогающих в поиске истины, в образовании ясного представления об истинно нравственном. Предпосылка практической приспособленности человека — его самопознание как источник нравственного поведения, приносящего истинную пользу.
Метод Сократа - ироническая майевтика (буквально - повивальное искусство, помощь в родах) - помощь учителя ученику в рождении истины. Ирония Сократа - способ развенчать самоуверенность собеседника, его «многознание», заставить задуматься над своей жизнью, заводя его в тупик, заставляя противоречить самому себе и, таким образом, отказываться от прежнего утверждения. Ученик, отталкиваясь от осознания своего незнания, побуждается к самостоятельной мыслительной деятельности.
С именем Сократа связано становление развивающего, гуманистического подхода в образовании, направленного на изучение и развитие личности, становление эвристического метода обучения, диалогического подхода в образовании.

Платон (427-347 до р. Х. )

Платон - ученик Сократа, создатель учения о вечных идеях, лежащих в основе всего сущего. Утверждал, что в основе государства лежит идея всеобщего блага. Задача образования — формировать у членов общества такие качества, которые необходимы государству для реализации этой идеи. Таким образом воспитание должно отвращать человека от субъективных интересов и подчинять его интересам общего. Фактически Платон принижает роль семейного воспитания: он считает, что государство должно контролировать браки, дети вскармливаться общественными кормилицами в государственных воспитательных домах, воспитываться с 3-6 лет воспитательницами, с 7 лет посещать единообразные государственные школы. Образование должно осуществляться под контролем государства. В Академии, которой руководил Платон, преподавались математика, диалектика, астрономия, естествознание, использовались разнообразные методы (беседы, споры, диалоги). Его теория познания основана на идее познания как «припоминания» того, что душа знала еще до своего земного воплощения. Вечные идеи - мощный импульс, изнутри влияющий на формирование личности. Ребенка необходимо окружить впечатляющими образами прекрасного и доброго, которые должны пробуждать в его душе смутные воспоминания об идеальном мире.

Антисфен (ок. 435-370 до р. Х. )

Антисфен - ученик Сократа, основатель школы киников. Основное средство воспитания - личный пример учителя. Подчеркивал роль труда: блага человека - результат его личного труда, поэтому нужно наслаждаться удовольствиями, которые следуют за трудами, а не наоборот. Важна привычка преодолевать трудности, поэтому одна из задач воспитания — закаливание, выработка стойкости, умение переносить лишения, презрение к роскоши. Самая важная задача школы, по мнению Антисфена, - обучение добродетели, воспитание силы воли. Критерий добродетели не знания, а поступки учеников. Необходимо укреплять тело гимнастическими упражнениями. Главный воспитатель и руководитель в жизни - разум человека, поэтому важно умственное развитие.

Ксенофонт (430-355 до н. э. )

Ксенофонт - ученик Сократа, автор педагогического романа «Воспитание Кира» об образовании и воспитании правителя. Высоко оценивал роль обучения искусству речи, спора: необходимо уметь сопоставлять, анализировать, пользоваться аналогиями, истолковывать понятия. Считал, что образование должно быть под контролем государства для воспитания совершенных граждан.

Аристотель (384/3-322/1 до н. э. )

Аристотель - ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, энциклопедист. Труды Аристотеля охватывают всю сумму существовавшего тогда знания. Развивал идею государственного образования, но не принижал роли семьи. Семейное и общественное воспитание должны быть соотносительны как часть и целое. По мнению Аристотеля человек - общественное («политическое») животное. Критиковал учение Платона о врожденных идеях, считал, что ум ребенка от рождения есть «чистая доска».
Главная задача воспитания, по мнению Аристотеля, - сообщать ученикам основы знаний из разных областей и вырабатывать способность самостоятельного суждения.
Цель воспитания - формирование у молодежи добродетели. Воспитатель прежде всего развивает душу, которая имеет три части, выполняющие различные функции: растительную (питание, размножение),. животную (ощущения, чувства), разумную (мышление, познание). Три вида воспитания, соответствующие трем видам души: физическое, умственное, нравственное. Факторы воспитания: внешний мир; внутренние силы, развивающие присущие человеку задатки; целенаправленное воспитание в необходимом для общества направлении.
Этапы обучения: овладение умениями писать, читать и считать; совершенствование физическое (гимнастика); эстетическое развитие (музыка и рисование). Отрицал в образовании физический труд как удел рабов. Методы обучения: подражание, пример, упражнения, вызывающие чувство удовольствия.

ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА (3-1 вв до р. Х. )

Эпохой эллинизма называется период времени от смерти Александра Македонского (323 г до н. э. ) до подчинения эллинистических государств Риму и Парфии. Идеал воспитания - самостоятельная, независимая и сильная личность мудреца. В этот период развиваются государственные учебные заведения. Элементарное образование, общедоступное для свободнорожденных, получают дети 7-12 лет. Более основательное обучение давалось в грамматических школах (изучение литературы, основ поэтического искусства). В гимнасиях занятия велись в форме бесед о литературе, философии, музыке, обучали географии, математике, риторике.

Пиррон (ок. ЗбО-ок. 270 до р. Х. )

Скептицизм. Путь к счастью состоит не в организованном познании, а в отказе от него, что позволяет воспитывать невозмутимого и безмятежного человека. На каждую «убедительность» скептики находят противоположную «убедительность», отменяющую ее. Одно и то же для одних справедливо, добро, а для других - несправедливо, зло.

Эпикур (341-270 до р. Х. )

Эпикур - последователь Демокрита (атомист). Один из предшественников сенсуализма (данные органов чувств являются истинными, а ошибки в познании от неверного истолкования). Задача: научить человека правильно мыслить. Человек не должен быть игрушкой судьбы, а должен сам распоряжаться своей судьбой. В этом ему помогают знания законов происходящих явлений, на основе которых он с большей свободой может избирать целесообразный способ предпринимаемых действий и лучше устраивать свою жизнь. В рамках необходимости можно найти пути к свободе и счастью человека. Следует повиноваться природе, исполнять необходимые желания, если они не вредны, а вредные надо сурово подавлять.
Критерий человеческого счастья — чувство удовольствия: то, что порождает удовольствие — благо; что вызывает страдания — зло. "Когда мы говорим, что наслаждения есть конечная цель, то мы разумеем отнюдь не наслаждения от распутства или чувственности. . . мы разумеем свободу от страданий тела и от смятений души". Путь к счастью и свободе - через познание.
Собирал учеников в школе «Сад» в Афинах, посещать его беседы могли все: мужчины и женщины, свободные и рабы. Ученики изучали философию, получая при этом духовное удовлетворение. Философия Эпикура утверждала новое отношение к человеку как члену общества.

Зенон (335 - 262 до р. Х. )

Основатель стоической школы, видел в воспитании возможность сделать человека добродетельным. Основные добродетели: невозмутимость, спокойствие, самодостаточность. Молодежь обучалась философии (с физикой), этике, логике с риторикой, диалектике.

ДРЕВНИЙ РИМ

Греко-римская культура. Патриархальное семейное устройство, власть отца, ответственность за воспитание детей перед общиной. Развиты сельское хозяйство, военное искусство, врачевание, право и риторика. Грамматический идеал образования (со II в до р. X. ): изучение грамматики, законов. Математика, по сравнению со школами Древней Греции, отходит на второй план, музыка и гимнастика отсутствуют, вместо этого обучают фехтованию, верховой езде и плаванию.
В семьях богатых приглашали на дом учителей-греков.
Элементарное образование давалось в тривиальных (элементарных) школах (тривиум - трехпутье), в которых главным было обучение чтению, письму, счету. Любой римлянин, умеющий читать и писать, мог держать свою школу и учить, профессия учителя приравнивалась к профессии ремесленника. Школы среднего типа - грамматические, в этих школах, как и у эллинов, учили латинскому и греческому языкам, риторике. Учителя грамматических школ были более уважаемы, чем элементарных школ, могли состоять и на государственной службе. Для аристократов существовали риторские школы, в которых учили философии, праву, истории, красноречию, ораторскому искусству. Выпускники были хорошо подготовлены для практической государственной деятельности. Обучение велось на греческом языке, который считался языком знати.

Марк Туллий Цицерон (106-43 до р. Х. )

Оратор, политический деятель, философ и педагог. Создал учебное пособие по риторике. В трактате «Об ораторе» обрисовал идеальный образ всесторонне образованного оратора-философа, обладающего подвижностью и остротой ума, которые вырабатывались в процессе обучения. Идеал воспитания - совершенный оратор, художник слова и общественный деятель.
Сущность человека он определял понятием «гуманность». Чтобы стать совершенным человеком, необходимо непрерывное образование и самообразование, освоение всеобщей культуры. Черты личности совершенного человека: такт, чуткость, мужество, умеренность, разумность, справедливость, дружелюбие, желание служить обществу. Основной недостаток - эгоизм.

Луций Анией Сенека (ок 4 г. до р. Х. - 65 г. )

Философ и оратор. Главная задача воспитания, по его мнению, - моральное совершенствование. Считал, что постичь природу и самого себя можно изучив философию, которая является главным средством морального совершенствования человека. В своих произведениях излагает программу нравственного совершенствования человека. Основной метод - побуждение человека к самодвижению к божественному идеалу (предвосхитил христианские воззрения на воспитание). Основное средство - назидательные проповеди-беседы. Основное понятие, характеризующее процесс воспитания - норма (педагог не должен отступать от норм, своим поведением должен утверждать их). Был сторонником энциклопедического образования, высказывал идею о бесконечных возможностях прогресса человеческого знания. Основатель эмпирического направления в образовании.

Марк Фабий Квинтилиан (42 г. - ок. 118 г. )

В 12 книгах «О воспитании оратора» обобщает современную ему греческую и римскую философскую и педагогическую литературу, свой опыт как преподавателя школы риторов. Эта работа тесно связана с практикой школы.
Высоко оценивал роль воспитания, веру в силы и способности ребенка, много внимания уделял природе ученика («природа и без учения многое может сделать, а одно учение без природы не принесет никакой пользы»), однако отдавал преимущество учению перед природой;
Цель воспитания и обучения - подготовка общественного деятеля.
Предъявлял требования к учителю: образованность, любовь к детям, осторожный и внимательный подход к ним, изучение ребенка, сдержанность, разумный подход к наградам и наказаниям. Призывал к свободному, творческому, а не догматическому применению рекомендаций учителем.
Придавал значение развитию речи ребенка, правильному произношению. Для этого надо окружать ребенка няньками, товарищами, являющими собой положительный пример, обучать музыке и языкам, которые, по его мнению, способствуют развитию правильной речи. Оказал огромное влияние на педагогическую мысль Возрождения. Подчеркивал важность школьного образования, правильно организованных школ. Видел положительные факторы школьного образования в соревновательности, установлении дружеских связей, между учениками, усвоением норм общежития. Считал, что семья должна готовить детей у поступлению в школу.

Литература

Античная Греция: В 2-х т. Т. 2. - М. , 1983. V
  Античная литература. Рим. - М. , 1988.
Аристотель. Этика. Политика. Поэтика / Собр. соч. в 4-х т. Т. 4. - М, 1984.
Блаватская Т. В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура. - М. , 1976.
Виничук Л. Люд, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. - М, 1983.
Геродот. Мимиамбы. -М. , 1966.
Гомер. Илиада. - М. , 1987.
Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности. — М. , 1995.
Джуринский А. Н. История педагогики. - М. , 2000.
Жураковский  Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. - М. , 1963.
История педагогики и образования. От зарождения воспитателя в первобытном обществе до конца XX в, / Под ред. акад. РАО А. И. Пискунова. - М. , 2001.
Кессиди Ф. Х. Сократ. - М. , 1988.
Ксенофонт. Киропедия. -М. , 1976.
Лещинский В. И. , Лаврикова Т. В. , Заварзина Л. Э. Образование: история и современность. - Воронеж, 1999.
Платон. Диалоги. -М. , 1986.
Плутарх. Застольные беседы. -Л. , 1990.
Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. -М. , 1989.
Утченко С. Л. Цицерон и его время. - М. , 1977.
Хрестоматия по истории зарубежной педагогике. - М. , 1981.
Цицерон М. Т. О старости. О дружбе. Об обязанностях. - М. , 1974.

Цицерон М. Т. Трактаты об ораторском искусстве. - М. , 1972.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Педагогика












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.