Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
История образования и педагогической мысли
Раздел II. Материалы для самостоятельного изучения курса
1. Вопросы для самостоятельного изучения
курса и подготовки к экзамену
1. Чем обуславливается возросшее значение истории образования в общей системе профессиональной подготовки будущего учителя?
2. Какие современные проблемы исторической науки могут быть признаны актуальными и для истории образования? Назовите и кратко раскройте суть специфичных именно для нее методологических и методических вопросов.
3. Сформулируйте и содержательно охарактеризуйте наиболее актуальные и важные задачи изучения истории образования.
4. Что являлось основной целью первобытно-общинного воспитания, в каких формах и кем оно осуществлялось?
5. В чем состоит значение первобытно-общинного воспитания для познания в исторической перспективе процесса развития образования в условиях цивилизованного человеческого общества?
6. Какой характер имела спартанская система воспитания? Опишите составные элементы содержания спартанского воспитания для юношей и девушек.
7. Чем по своим целям и содержанию афинская система воспитания отличалась от спартанской, и какими факторами это было обусловлено?
8. Зарождение идей о всестороннем развитии человека.
9. Определите главные черты римской системы образования.
10. Какие социально-экономические обстоятельства в XIII–XIVвв. вызвали к жизни новые типы учебных заведений – цеховые и гильдейские школы? Чем отличалось содержание образования в этих школах и потребности каких социальных слоев населения они призваны были удовлетворить?
11. Что составляло основу рыцарской системы воспитания и какие специфические особенности большинства представителей-феодалов она отражала?
12. К какому времени относится возникновение университетов? Кратко охарактеризуйте особенности этих учебных заведений в эпоху средневековья и содержание образования в них.
13. В чем выразились изменения в направленности и характере образования в эпоху Возрождения? В трудах каких педагогов получили теоретическое обоснование новые типы школ, методы обучения и воспитания этой эпохи?
14. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. Выделение педагогики в самостоятельную отрасль знаний.
15. Педагогические взгляды Дж. Локка.
16. Концепция свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо.
17. Теория элементарного образования и воспитывающего обучения И.Г.Песталоцци.
18. Идея воспитывающего обучения И.Ф.Гербарта.
19. Разработка А.Дистервегом основных правил и принципов развивающего обучения.
20. Просветительская деятельность Р.Оуэна.
21. Под влиянием каких социально-экономических факторов в XIXв. в развитых капиталистических странах произошло превращение сословной школы в классовую и в чем отличие первой от второй?
22. Какими общими чертами со второй половины XIXв. отличалась система образования в развитых странах мира (США, Англия, Германия, Япония) и в чем проявляется ее специфика в отдельных государствах (например, в Англии)?
23. Охарактеризуйте виднейших представителей и сущность педагогических реформаторских движений конца XVIII – второй половины XIXв. на Западе: филантропизма, «нового воспитания», прагматической педагогики, теорий воспитания, связанных с современными течениями в области философии (экзистенциализмом, неотомизмом и др.) и раскройте их значение в истории школы и педагогики.
24. Чем характеризовался процесс возникновения школ и распространения грамотности в Киевской Руси в X–XIIIвв. и по каким источникам можно судить об этом?
25. Какие памятники древнерусской педагогической литературы относятся к XI–ХVIIвв., и что они представляют собой по содержанию и общей направленности?
26. Братские школы на Украине и в Белоруссии в ХVI–ХVII веках.
27. Когда и где возникли на Украине и в России первые высшие учебные заведения? Охарактеризуйте их значение как центров отечественного высшего образования.
28. Реформы начала XVIII века в области просвещения.
29. Создание государственной системы начального, среднего и высшего образования.
30. Деятельность М.В.Ломоносова в области просвещения.
31. Развитие революционно-демократических педагогических идей.
32. Развитие педагогики как науки и искусства.
33. Великий русский педагог К.Д.Ушинский.
34. Идея «свободного воспитания» Л.Н.Толстого.
35. Школа и педагогика в России в конце ХIХ – начале ХХ века.
36. Какой исторический период времени в России может быть определен как эпоха реформации образования? Охарактеризуйте ее основные этапы и раскройте сущность реформ и контрреформ, осуществленных на каждом из них.
37.Что представляла собой система народного образования в России ко времени Октябрьской революции 1917г., и какого характера реформы и контрреформы в сфере просвещения были осуществлены на последующих этaпax, вплoть до нaчaлa 90-x гг.?
38. Основные принципы единой трудовой школы.
39. Обновление содержания, организационных форм и методов обучения в школах России после революции 1917 года.
40. Введение единой системы народного образования в СССР.
41. Охарактеризуйте теоретическую и практическую деятельность видных отечественных педагогов, внесших вклад в развитие образования и реформирование школы советского периода.
42. Педология и ее влияние на развитие педагогики.
43. Педагогические взгляды А.С.Макаренко.
44. Разработка теории и практики воспитания в коллективе.
45. Проблемы семейного воспитания в трудах А.С.Макаренко. Современные проблемы семьи.
46. Педагогическое наследие В.А.Сухомлинского.
47. Педагогика сотрудничества.
48. Реформа 1984 г. – истоки и итоги ее реализации.
49. Рассмотрите с позиций историзма три основных этапа в развитии отечественного образования советского периода, когда проявили себя альтернативные официальной политике в этой сфере духовной жизни общества педагогические концепции и теории гуманистической ориентации. Раскройте их сущность и влияние на современную педагогическую технологию.
50. Российская школа и педагогика в новой социально-экономической ситуации.
2. Литература,
необходимая при подготовке к экзамену
1. История педагогики: Учебное пособие для педагогических университетов: В 2-х ч. / Под ред. А.И.Пискунова. – М., 1997.
2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: Учебное пособие для педагогических учебных заведений. ?2-е изд. / Под ред А.И.Пискунова. – М., 2001.
3. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов. – М., 1999.
4. Степашко Л.А. Философия и история образования: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 1999.
5. Пряникова В.Г, Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник. – М., 1995.
6. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики: Учебник для студентов педагогических институтов. – М., 1982.
7. История педагогики в России: Хрестоматия /Сост. С.Ф.Егоров. – М., 1999.
8. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост.и авт. вводных статей А.И.Пискунов. – М., 1971, 1981.
9. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до 1917г.) / Сост. С.Ф.Егоров. – М.,1974.
10. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. – М., 1972.
Рекомендуемая литература
Антологии, хрестоматии, коллективные и индивидуальные
историко-педагогические работы
1. Антология педагогической мысли Древней Руси и русского государства XIV–XVIIвв. / Сост. С.Д.Бабишин, Б.Н.Митюров. Вступ.ст.Д.С.Лихачева, Г.М.Прохорова. – М., 1985.
2. Антология педагогической мысли России XVIIIв. / Вступит. ст. И.А.Соловкова. – М., 1985.
3. Антология педагогической мысли России первой половины XIXв. / Вступит.ст.П.А.Лебедева. – М., 1987.
4. Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XXвв. / Вступит.ст.и сост.П.А.Лебедева. – М., 1990.
5. Асадуллин Р.М. В лабиринтах педагогики. Размышления о вальдорфской школе. – Казань: Дом печати, 1997.
6. Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современная школа. – Уфа, 2000.
7. Богуславский М.Р. История педагогики и современность. – М., 1987.
8. Буткевич В.В. История педагогики: Теоретический курс. Книга авторизованного изложения. – М., 1992.
9. Гаязов А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы. – Челябинск, 1995.
10. Гончаров Н.К. Историко-педагогические очерки. – М., 1963.
11. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д.Ушинского. – М., 1974.
12. История педагогики и современность / Под ред. Ш.И.Ганелина. – Л., 1970.
13. История педагогики как учебный предмет: Учебное пособие. –М., 1996.
14. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х – начало ХХ века): Учебное пособие. – М., 1998.
15. Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. – М., 1983.
16. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. // Соч.: В 7т. М., 1958. – Т.5.
17. Макаренко А.С. О воспитании. – М., 1975.
18. Очерки истории школы и педагогики за рубежом (1917–1939). – М., 1982.
19. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца ХVIIв. / Отв.ред.Э.Д.Днепров. – М., 1989.
20. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР ХVIIIв. – первая половина ХIХв. / Отв.ред.М.Ф.Шабаева. – М., 1973.
21. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР второй половины ХIХв. / Отв.ред.А.И.Пискунов. – М., 1976.
22. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец ХIХ – начало ХХв. / Отв.ред.Э.Д.Днепров. – М., 1991.
23. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1917–1941гг. / Ред.Н.П.Кузин, М.Н.Колмакова, З.И.Равкин. – М., 1980.
24. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1941–1961гг. /Под ред.Ф.Г.Паначина, М.Н.Колмаковой, З.И.Равкина. – М., 1988.
25. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1961–1986гг. / Отв.ред.Ф.Г.Паначин, М.Н.Колмакова, З.И.Равкин. – М., 1987.
26. Равкин З.И. Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрем. – М., 1990.
27. Современные проблемы истории образования и педагогической науки: В3-х т. / Под ред.члена-корр.РАО З.И.Равкина. – М., 1994.
28. Соловейчик С.Л. Час ученичества: Дет.лит. – М., 1986.
29. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1975.
30. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. – М., 1974. –Т.1,2.
31. Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики: Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. – М., 1995.
32. Философия и история образования: Учебное пособие для студентов педагогических образовательных учреждений. – Казань–Стерлитамак, 1998.
33. Школа и педагогика в условиях социально-экономических преобразований. / Под ред.Ю.И.Юрички. – Бирск, 1996.
Сочинения видных зарубежных и отечественных педагогов
1. Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании // Хрестоматия по истории зарубежной школы и педагогики / Сост. А.И.Пискунов. – М., 1981.
2. Гербарт И.Ф. Первые лекции по педагогике. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания // Хрестоматия по истории зарубежной школы и педагогики / Сост. А.И.Пискунов. – М.,1981.
3. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей // Хрестоматия по истории зарубежной школы и педагогики / Сост. А.И.Пискунов. – М., 1981.
4. Дьюи Д. Школа и общество // Хрестоматия по истории зарубежной школы и педагогики / Сост. А.И.Пискунов. – М., 1981.
5. Кампанелла Т. Город солнца // Хрестоматия по истории зарубежной школы и педагогики / Сост. А.И.Пискунов. – М., 1981.
6. Коменский Я.А. Великая дидактика // Хрестоматия по истории зарубежной школы и педагогики / Сост. А.И.Пискунов. – М., 1981.
7. Локк Д. Мысли о воспитании // Хрестоматия по истории зарубежной школы и педагогики / Сост. А.И.Пискунов. – М., 1981.
8. Монтень М. Опыты // Хрестоматия по истории зарубежной школы и педагогики / Сост. А.И.Пискунов. – М., 1981.
9. Песталоцци И.Г. Лингард и Гертруда // Хрестоматия по истории зарубежной школы и педагогики / Сост. А.И.Пискунов. – М., 1981.
10. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль // Хрестоматия по истории зарубежной школы и педагогики / Сост. А.И.Пискунов. – М,, 1981.
- Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Хрестоматия по истории зарубежной школы и педагогики / Сост. А.И.Пискунов. – М., 1981.
12. Бецкой И.И. Генеральное учреждение о воспитании oбоего пола юно–
шества// История педагогики в России / Сост. С.Ф.Егоров. – М., 1999.
13. Добролюбов И.А. О значении авторитета в воспитании. // История
педагогики в России / Сост. С.Ф.Егоров. – М., 1999.
14. Ломоносов М.В. Проект. Регламенты московских гимназий // История педагогики в России / Сост. С.Ф.Егоров. – М., 1999.
15. Пирогов Н.И. Вопросы жизни. // История педагогики в России. / Сост. С.Ф.Егоров. – М., 1999.
16. Толстой Л.Н. О народном образовании. // История педагогики в России. / Сост. С. Ф.Егоров. –М., 1999.
17. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы. О народности в общественном воспитании. Труд в его психическом и воспитательном значении. Родное слово. // История педагогики в России / Сост. С.Ф.Егоров. – М., 1999.
18. Ушинский К.Д. Пед.соч.: В 6 т. / Под ред. С.Ф.Егорова. – М., 1988–1990.
19. Макаренко А.С. Книга для родителей. – Лениздат., 1981.
20. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. – М., 1978. Т.I; ТII.
21. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3т.
/ Сост. О.С.Богданова, В.З.Смаль. – М., 1979.
22. Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. – М., 1987.
3. Педагогические задачи и задания по курсу
1. В одном из известных социально-педагогических произведений прошлого можно прочесть следующие строки:
«Везде, где существует право собственности, где все измеряется на деньги, о справедливости и общественном благополучии не может быть и речи».
«Есть одно занятие, которым все (утопийцы), мужчины и женщины, занимаются сообща и от которого никто не смеет отказываться, – это земледелие. Дети изучают его теоретически в школах и практически на окружающих город полях… Там они видят, как возделывают землю; там они и сами работают и развивают при этом свои физические силы. Каждому утопийцу назначается еще какое-нибудь специальное ремесло… Обыкновенно каждый приучается к ремеслу своих родителей…»
«Каждое утро перед восходом солнца открываются общественные залы… Народ массами посещает эти залы, и каждый занимается там той отраслью знаний, которая подходит к его делу или соответствует его вкусу…». «Их убеждения выработаны «благодаря изучению наук и отчасти благодаря воспитанию, получаемому ими от государства… Всем детям дается хорошее воспитание…»
«В области музыки, диалектики, арифметики и геометрии они сделали те же открытия, что и мы…, они превосходно разбираются в течении светил и движении небесных тел…, умеют (по наблюдениям, а не приметам и гаданиям) предсказывать… перемены погоды».
«… Самым благородным исследованием считается у них открытие источников человеческого счастья».
- Как называется и кому принадлежит это произведение? В какую эпоху написано и какие воззрения на общество, воспитание и образование отражает? Зародыш каких социальных и педагогических идей обнаруживается в приведенных высказываниях?
2.Прочитайте два отрывка и попытайтесь ответить на следующие вопросы:
– Какое значение дисциплине придает Я.А.Коменский?
– За какие проступки Коменский рекомендует наказывать детей?
– Как относится к наказаниям Д.Локк? Почему он так резко высказывается против детского упрямства?
– В чем сходство и отличие в позициях по отношению к дисциплине у Локка и Коменского?
– Чья позиция Вам кажется наиболее правильной?
Я.А.Коменский «Великая дидактика», гл.ХХVI. «О школьной дисциплине» См.: Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А.И.Пискунов. – М., 1981. – С.141–143.
«Употребительное в чешской пословице выражение «Школа без дисциплины есть мельница без воды» совершенно правильно. Как мельница тотчас останавливается, если отвести от нее воду, так по необходимости все разваливается в школе, если у нее отнять дисциплину... В школе должны господствовать бодрость и внимание как у учащих, так и у учащихся… За поведение нужно наказывать строже, чем за научные занятия. Ведь если учение поставлено правильно, то оно само по себе привлекательно для умов и своею занимательностью притягивает к себе всех.
Более суровое и строгое наказание должно применять только по отношению к тем, кто грешит против поведения: 1) за какое бы то ни было проявление безбожия, как богохульство, за безнравственность и вообще за все, что явно направлено против божественного закона; 2) за упорное неповиновение и умышленную злостность...; 3) за высокомерие и тщеславие, а также за недоброжелательство и лень, вследствие которых кто-либо отказывается помочь в учении товарищу, который об этом попросил».
Д.Локк «Мысли о воспитании». См.: Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост.А.И.Пискунов. – М., 1981. – С. 172.
«Битье, как показывает наблюдение, приносит мало добра, если боль, причиняемая им, есть единственное наказание, которое чувствуется и внушает страх; влияние его быстро утрачивается вместе с воспоминанием о нем. Есть, впрочем, одна вина, за которую детей следует, по моему мнению, бить, а именно упорство и открытое неповиновение».
3. «Все выходит хорошим из рук Творца, все вырождается в руках человека», – так начинает Ж.-Ж.Руссо свой педагогический трактат «Эмиль, или О воспитании».
- В чем смысл этой фразы? Определяет ли она характер всего произведения?
4. В чем новаторский смысл такого высказывания Ж.-Ж.Руссо: «Пусть ваш воспитанник делает все, что он хочет, но пусть он хочет того, что желаете вы».
5. Ж.–Ж.Руссо начинает своего «Эмиля» словами: «Все выходит хорошим из рук Мироздателя, все вырождается в руках человека…».
Л.Н.Толстой утверждал: «Человек родится совершенным… Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра».
- Сколь верны с точки зрения современной педагогики эти утверждения? Начало и продолжение какой педагогической концепции они собой представляют? В чем исторически прогрессивным могут быть признаны эти утверждения?
6. В докладе «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», написанном известным русским педагогом И.И.Бецким, поставлена генеральная задача воспитания «произвести сперва способом воспитания; так сказать, новую породу или новых отцов и матерей, как бы своим детям те же прямые и основательные воспитания правила в сердце вселить могли, какие получили они сами, и от них дети передали б паки своим детям; и так следуя из родов в роды в будущие веки». Он предложил воспитательные училища «безвыходного… пребывания», во время учения «не иметь им ни малейшего с другими сообщения», а для родных в назначенные дни и в присутствии начальников. «Частое с людьми без разбору обхождение вне и внутрь онаго весьма вредительно, а наипаче время воспитания такого юношества, которое долженствует непрестанно взирать на подаваемые ему образцы и примеры добродетелей». «От сих первых учреждений зависит все воспитание, какое будет первому от оных новой породы происхождению».
– Основы какого типа воспитания закладывал доклад И.И.Бецкого, интересы каких социальных кругов отражал? Идеи каких зарубежных мыслителей о воспитании отразил?
- Как основные положения доклада будут реализованы практически?
7. В педагогических трудах революционеров-демократов красной нитью проходит мысль о высоком и благородном предназначении воспитателя молодого человека. Пример старшего, говорили они, имеет огромную воспитательную силу. Иногда одно слово отца, отмечал Н.Г.Чернышевский, сделает в воспитании больше, чем множество специально организованных воспитательных мероприятий. Н.А.Добролюбов считал, что хороший учитель тот, кто «представляет для ученика высший образец человеческого совершенства». Вместе с тем, определив роль личности педагога в общей системе методов воспитания, Добролюбов предостерегал от преувеличения значения этого частного метода. Он не считал, подобно Ушинскому, что учитель «сам в себе заключает всю возможность успеха». «Учитель – лишь одна из действующих сил, участвующих в воспитании наряду со многими другими». Не менее важно, по мнению Добролюбова, учесть и такие воспитательные силы, как действительную жизнь и природу детей и вообще воспитываемых».
– Действительно ли эти высказывания противоречивы? Если нет противоречия, то где точка пересечения?
- Какая точка зрения ближе Вам?
8. К.Д.Ушинский ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», которая стала одним из важных источников научной педагогики. В произведении устного народного творчества Ушинский увидел «первые и блестящие попытки русской народной педагогики».
- Подберите сборник устного народного творчества русского или других народов нашей Родины (пословицы, поговорки, сказки, потешки, скороговорки, песни и т.п.). Отберите образцы, характеризующие идеал народного воспитания, отношение к различным сторонам воспитания, методы педагогического действия. Покажите противоречивый характер народной педагогики, ее историческое значение.
9. В 20-е годы советская школа получила название Единая трудовая школа.
- Объясните, в чем суть этого названия?
Школа также подразделялась на ступени: школа I и II ступени.
- Чем объяснялось такое разделение школьной структуры?
Школа II ступени делилась на два концентра.
- Что это означает? Укажите, когда советская школа перешла на новую структуру школьной системы и чем это было вызвано?
10. В первые годы Советской власти было создано в стране более 100 опытно-показательных учреждений Наркомпроса разных типов: школ-коммун, опытных станций, опытно-показательных общеобразовательных школ, школ-ФЗУ, школ-клубов.
- Как, по-вашему, для чего понадобились опытно-показательные учреждения, почему допускалось такое разнообразие их типов, базировавшихся на различных точках зрения ученых и педагогов-практиков?
11. В 1927г. два недавних питомца школы социально-индивидуального воспитания имени Ф.М.Достоевского для трудновоспитуемых Г.Белых и Л.Пантелеев написали книгу «Республика Шкид». Одному было 19, другому – 17 лет. Книга вызвала самые разноречивые суждения.
А.М.Горький писал: «Для меня эта книга – праздник. Она подтверждает мою веру в человека, самое удивительное, самое великое, что есть на земле нашей».
С.Я.Маршак: «Какой сложный и причудливый сплав постепенно образуется в Шкиде, где увлекающийся педагогическими исканиями Викниксор пытается привить сборищу бывших беспризорных чуть ли не лицейские традиции…»
А.С.Макаренко назвал опыт этой школы «педагогической неудачей».
Н.К.Крупская опубликовала в «Правде» рецензию под названием «Воскресшая бурса».
- Прочитайте книгу Г.Белых и Л.Пантелеева «Республика Шкид». Исторически проанализируйте педагогическую систему руководителя школы Виктора Николаевича Сороки-Росинского и постарайтесь определить, что такое Шкид – педагогический подвиг или педагогическая неудача?
- Подумайте, что определило непреходящий интерес к этой книге и ее значение.
12. А.В.Луначарский писал: «Для нас важно, чтобы педагог был самым универсальным человеком в государстве... Педагог должен осуществлять в себе человеческий идеал».
А.В.Луначарский. – О воспитании и образовании. – М.: Педагогика, 1976. – С.31 (Речь на Всероссийском съезде по просвещению).
В.А.Сухомлинский утверждал, что «воспитывает... каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно, мимоходом». О воспитании. – М., 1973. – С.14–15.
– Нет ли внутреннего противоречия в этих высказываниях?
- Какой из этих положений ближе к жизни и почему?
Аргументируйте ответ.
13. «Учреждение для бедных» в Нейгофе и Ивердонский институт И.Г.Песталоцци, Яснополянскую школу Л.Н.Толстого, колонию им.Горького и коммуну им.Дзержинского А.С.Макаренко, Павлышскую среднюю школу В.А.Сухомлинского часто и справедливо называют творческой лабораторией передового опыта выдающихся педагогов.
- Объясните историко-педагогический смысл понятия «творческая лаборатория педагогического опыта», покажите, какие общие методы организации исследования характерны для этих педагогов и в чем их индивидуальные находки?
14. По мнению А.С.Макаренко типичные черты характера человека: самочувствие человека в коллективе, характер его коллективных связей и реакций, его дисциплинированность, готовность к действию и торможению, способность такта и ориентировки, принципиальность и эмоциональное перспективное устремление (Соч. Т.5. – С.106) должны воспитываться по общей «стандартной» программе. Макаренко пишет, что педагогической науке еще предстоит ее выработать. При этом педагогика должна учитывать тенденции развития общества. Эта наука, говорил Макаренко, «... обязана далеко вперед проектировать качества нового типичного советского человека, должна даже обгонять общество в его человеческом творчестве» (Соч. в 7-и т. – М., 1958, Т. 5. – С. 106).
- Существует ли такая «стандартная» программа воспитания, о которой говорил Макаренко? Ваш проект этой программы.
15. Краткой формулой выразил А.С.Макаренко гуманистический принцип нашего воспитания, который был сущностью и его опыта: …«как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему» (Соч. в 7т. – М., 1958. Т.5. – С.229).
– Не содержится ли здесь внутреннее противоречие?
- Почему этот принцип является одним из ведущих принципов воспитания?
16. А.С.Макаренко подчеркивал, что для педагога мало одной любви к детям. Ему надо еще любить работу с детьми.
- Докажите примерами из жизни А.С.Макаренко и других выдающихся педагогов, как осуществлялся этот принцип в их педагогической деятельности.
17. Рассмотрите все виды ложного родительского авторитета. Считаете ли Вы, что каждый вид ложного авторитета несет в себе рациональное зерно и лишь при определенных условиях становится ложным?
18. В терминологии А.С.Макаренко есть понятие «педагогическая техника». Что Макаренко относил к педагогической технике? Какое понимание педагогической техники существует в современной педагогической науке? Какому определению Вы отдадите предпочтение? Аргументируйте свой выбор.
19. Какой лозунг висел в столовой у колонистов, звучавший как призыв, как приказ? Какие функции, как всякий лозунг, он выполнял?
20. В.А.Сухомлинский писал: «Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно, мимоходом».
(В.А.Сухомлинский. О воспитании. – М.: Политиздат, 1973. – С.14–15.
- Как перекликается это высказывание Сухомлинского с взглядами А.С.Макаренко на формирование личности?
21. А.С.Макаренко за годы своей работы в колонии им. А.М.Горького и коммуне им. Ф.Э.Дзержинского подготовил свыше 3-х тысяч активных борцов и строителей нового общества. Среди них мы встречаем людей самых различных профессий.
- Что можете рассказать о судьбе бывших воспитанников А.С.Макаренко, являющейся убедительным подтверждением жизненности его педагогических идей и опыта, о котором А.М.Горький писал, что он имеет «мировое значение».
Дополнительный источник: Воспоминания о Макаренко: Сб. материалов. – Л., 1960.
22. «Без научного предвидения, без умения закладывать в человеке сегодня зерна, которые взойдут через десятилетия, воспитание превратилось бы в примитивный присмотр, воспитатель – в неграмотную няньку, педагогика – в знахарство».
Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М.: Мол.гвардия, 1971. –С.50)
- Кто из известных Вам педагогов и в каком труде сравнивал педагогическую практику без теории со знахарством в медицине? Приведите соответствующую цитату.
23. А.С.Макаренко считал, что «... воспитание – это счастливый процесс, который сам в себе несет успех, и поэтому дело воспитания – легкое и счастливое дело...»
Соч. в 7т., – М., 1958. – Т.5. – С.440.
После долгих раздумий и многолетней практики уже в 1935 году он писал А.М.Горькому: «Секрет педагогического воздействия, таким образом, еще до сих пор для меня проблема» (Соч. в 7т. – М., 1958. – Т.7. – С.365).
«Я тоже много мучился над этим вопросом (педагогического мастерства)... Иначе не пришлось бы так много работать, ошибаться и страдать» (Соч. в 7т., – М., 1958. –Т.5. – С. 267).
На последней странице «Педагогической поэмы» он пишет, что педагогика для него осталась сложной и хитрой наукой.
– Проследите на основе анализа этих высказываний А.С.Макаренко развитие и углубление его взглядов на воспитание.
– Считаете ли Вы, что в этих цитатах заключено противоречие?
- Объясните свою точку зрения.
24. Проведите сопоставительный анализ Закона о школе 1958 года и «Основных направлений реформы школы» 1984 года.
– Какие общие принципиальные тенденции развития целей, системы и содержания общего и профессионального образования обнаруживаются?
– Какие существенные различия характерны для этих документов? Сопоставление проведите по следующей схеме:
– социальные функции школы;
– сроки и возраст начала и завершения образования;
– система общего и профессионального образования;
– градация ступеней образования;
– взаимоотношения общеобразовательной и профессиональной школы;
– различие и общность задач;
- место профессиональной подготовки (производственного обучения в общеобразовательной школе).
25. Подготовьте интервью с одним из любимых ваших педагогов прошлого по любой интересующей вас педагогической проблеме.
4. Примерный вариант тестов
1. Кто впервые в мире на практике показал, что школа должна быть «Домом радости»?
а) Я.А.Коменский.
б) Витторино де Фельтре.
в) Ж.-Ж. Руссо.
г) Нет правильного ответа.
2. Кто впервые выдвинул идею природосообразности воспитания?
а) Демокрит.
б) Ж.-Ж.Руссо.
в) Я.А.Коменский.
г) Нет правильного ответа.
3. Кому принадлежит утверждение – «Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде, чем они станут взрослыми»?
а) Я.А.Коменский.
б) Джон Локк.
в) Ж.-Ж.Руссо.
г) Нет правильного ответа.
4. Кто впервые разработал и обосновал правила обучения?
а) Квинтилиан.
б) Я.А.Коменский.
в) А.Дистервег.
г) Нет правильного ответа.
5. «Золотое правило дидактики» – это:
а) Необходимость обучения детей дома, обоснованная Дж.Локком.
б) Правило наглядности, обоснованное Я.А.Коменским.
в) Необходимость дать воспитаннику свободное воспитание, обоснованное Ж.-Ж.Руссо.
г) Нет правильного ответа.
6. Кто выдвинул и обосновал «теорию элементарного образования»?
а) Сократ.
б) И.Г.Песталоции.
в) А.Дистервег.
г) Нет правильного ответа.
7. Кто из педагогов считал, что его воспитанник «…должен работать как ремесленник и думать как философ»?
а) Я.А.Коменский.
б) Ж.-Ж.Руссо.
в) И.Г.Песталоции.
г) Нет правильного ответа.
8. Кто из педагогов считал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить»:
а) Сократ.
б) А.Дистервег.
в) Д.Дьюи.
г) Нет правильного ответа.
9. Когда был открыт первый университет в России?
а) В 15 веке.
б) В середине 18 века.
в) В начале 19 в.
г) Нет правильного ответа.
10. Когда в России были открыты первые государственные учебные заведения?
а) В 17 веке.
б) В начале 18 века.
в) В начале 19 века.
г) Нет правильного ответа.
11. Когда в России была организована первая система народного образования?
а) В начале 18 века.
б) В начале 19 века.
в) В середине 19 века.
г) Нет правильного ответа.
12. Из какого документа это требование к учителю: «Учитель сея школы должен быти благочестив, разумен, смиреномудрый, кроток, воздержливый, не пьяница, не блудлив, не лихоимец, не сребролюбец, не гневлив, не завистник, не смехостроитель, не срамословец, не чародей, не басносказатель, но благочестию поспешатель»:
а) Устава народным училищам в Российской империи.
б) Устава Львовской братской школы.
в) Устава учебных заведений, подведомых университетам.
г) Нет правильного ответа.
13. Кто первым выдвинул идею, что одной из целей воспитания должно быть воспитание «народной гордости»?
а) К.Д.Ушинский.
б) В.Г.Белинский.
в) Н.И.Новиков.
г) Нет правильного ответа.
14. Кому принадлежит утверждение: «Кто не принадлежит Отечеству, тот не принадлежит человечеству»?
а) В.Г.Белинский.
б) Н.И.Пирогов.
в) К.Д.Ушинский.
г) Нет правильного ответа.
15. Из какой работы К.Д.Ушинского эта цитата: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то прежде она должна узнать его во всех отношениях»?
а) О пользе педагогической литературы.
б) Человек как предмет воспитания.
в) Проект учительской семинарии.
г) Нет правильного ответа.
16. В какой работе КД.Ушинского утверждается: «Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни»?
а) Вопросы о народных школах.
б) О нравственном элементе в русском воспитании.
в) Труд в его психическом и воспитательном значении.
г) Нет правильного ответа.
17. В какое время в России было широкое общественно-педагогическое движение, результатом которого было принятие новых законов о народном образовании?
а) В 60-е годы ХIХ века.
б) После Октябрьской революции.
в) В 30-е годы ХХ века.
г) Нет правильного ответа.
18. «Основные принципы единой трудовой школы» – это:
а) Работа А.С.Макаренко.
б) Документ о школе, принятый после Октябрьской революции.
в) Работа Дж.Дьюи.
г) Нет правильного ответа.
19. Какое из высказываний принадлежит А.С.Макаренко?
а) «Умейте занять детей – вот единственное правило школьной дисциплины».
б) «Дисциплина не средство, а цель воспитания».
в) «Огромное количество причин, создающих нарушение дисциплины в детской среде, происходит от отсутствия у детей интересного дела».
г) Нет правильного ответа.
20. Чьи это слова?
«Слово – тончайшее прикосновение к сердцу: оно может стать нежным благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи. Человеческое слово оборачивается самыми неожиданными поступками даже тогда, когда его нет, а есть молчание».
а) А.С.Макаренко.
б) В.А.Сухомлинский.
в) Р.Штейнер.
г) Нет правильного ответа.
21. Назовите автора и работу, в которой делается попытка установить закономерности образования путем аналогий с естественными «основоположениями», законами природы?
а) М.Монтень «Опыты».
б) Я.А.Коменский «Великая дидактика».
в) Ж.-Ж.Руссо «Эмиль или о воспитании».
г) Нет правильного ответа.
22. Кто дал глубокое психологическое обоснование процессу обучения, требуя строить его на основе познания законов психо-физической природы ребенка, утверждая: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его, тоже во всех отношениях»?
а) И.Ф.Гербарт.
б) Ф.А.Дистервег.
в) К.Д.Ушинский.
г) Нет правильного ответа.
23. Автор теории «Tabula rasa», утверждавший, что в сознании человека нет врожденных идей и представлений, что душа ребенка подобна «чистой доске»?
а) Я.А.Коменский «Великая дидактика».
б) Д.Локк «Опыт о человеческом разуме».
в) К.А.Гельвеций «О человеке, его умственных способностях и его воспитании».
г) Нет правильного ответа.
24. Кто определил 4 формальные ступени обучения?
а) И.Г.Песталоцци.
б) И.Ф.Гербарт.
в) Ф.А.Дистервег.
г) Нет правильного ответа.
25. Кто в основу нравственного воспитания кладет 4 «кардинальные» добродетели: мудрость, умеренность, мужество и справедливость.
а) Я.А.Коменский.
б) Д.Локк.
в) Ж.-Ж.Руссо.
г) Нет правильного ответа.
26. Назовите автора и произведение, где утверждается: «…повсюду ценность школы равняется ценности учителя» и «покажи мне своих учеников, и я увижу тебя!»
а) Я.А.Коменский «Великая дидактика».
б) И.Г.Песталоцци «Лингард и Гертруда».
в) Ф.А.Дистервег. «Руководство к образованию немецких учителей».
г) Нет правильного ответа.
27. Кто одним из первых выдвинул принцип природосообразности воспитания, утверждая, что природа ребенка есть «микрокосм»?
а) Аристотель.
б) Демокрит.
в) Платон.
г) Нет правильного ответа.
28. Кто из зарубежных педагогов делит процесс образования ребенка на три раздела: управление, обучение и нравственное воспитание?
а) Д.Локк.
б) И.Г.Песталоцци.
в) И.Ф.Гербарт.
г) Нет правильного ответа.
29. Кто сделал попытку дать обоснование значимости труда как фактора правильного психического развития ребенка и его общественного воспитания?
а) Ж.-Ж.Руссо.
б) И.Г.Песталоцци.
в) К.Д.Ушинский.
г) Нет правильного ответа.
30. Кто впервые в России начал рассматривать вопросы соотношения общемирового и национального в воспитании, утверждая, что «общее является только в частном: кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
а) В.Г.Белинский.
б) Н.А.Добролюбов.
в) К.Д.Ушинский.
г) Нет правильного ответа.
31. Кто впервые поставил вопрос о том, что учителю необходимо овладение «педагогической техникой», утверждая: «я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15–20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса…»
а) К.Д.Ушинский.
б) А.С.Макаренко.
в) В.А.Сухомлинский.
г) Нет правильного ответа.
32. Кто из зарубежных педагогов ввел в научный оборот термин «воспитывающее обучение», развивая идею Песталоцци о воспитывающем обучении?
а) И.Ф.Гербарт.
б) А.Ф.Дистервег.
в) Г.Кершентейнер.
г) Нет правильного ответа.
33. Кто из советских педагогов утверждал, что «труд без идущего рядом образования, без идущего рядом политического общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом»?
а) С.Т.Шацкий.
б) А.С.Макаренко.
в) П.П.Блонский.
г) Нет правильного ответа.
34. Кто, утверждая, что главное качество учителя – это любовь, писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель»?
а) Л.Н.Толстой.
б) Ф.А.Дистервег.
в) К.Д.Ушинский.
г) Нет правильного ответа.
35. Кто в основу своей педагогики положил принципы природосообразности, культуросообразности и самодеятельности?
а) И.Г.Песталоцци.
б) Ж.-Ж.Руссо.
в) Ф.А.Дистервег.
г) Нет правильного ответа.
36. Кому принадлежит следующее высказывание о цели воспитания ребенка: «Жить – вот ремесло, которому я хочу учить его. Выходя из моих рук, он не будет – соглашаюсь в этом – ни судьей, ни солдатом, ни священником: он будет прежде всего человеком»?
а) Д.Локк.
б) Ж.-Ж.Руссо.
в) И.Г.Песталоцци.
г) Нет правильного ответа.
37. Кому принадлежит идея саморазвития, выраженная в утверждении: «глаз хочет смотреть, ухо – слышать, нога – ходить, рука – хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить»?
а) Ж.-Ж.Руссо.
б) И.Г.Песталоцци.
в) Ф.А.Дистервег.
г) Нет правильного ответа.
38. Кому принадлежит «золотое правило» дидактики: «все, что только возможно, представлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия – зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанию – осязанием. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами»?
а) Я.А.Коменский.
б) Ж.-Ж.Руссо.
в) И.Г.Гербарт.
г) Нет правильного ответа.
39. «Богатый или бедный, могущественный или слабый, всякий праздный гражданин – это плут» – кому принадлежит это высказывание?
а) Демокриту.
б) Я.А.Коменскому.
в) Ж.-Ж.Руссо.
г) Нет правильного ответа.
40. Кто автор высказывания: «Я чувствовал себя счастливым, смеялся, танцевал, играл на сцене и это убеждало их, что я правильный человек и мне нужно подражать. Если вы будете такими счастливыми, – это очень хорошо. Ведь метод подражания в воспитании имеет большое значение. Как же ребенок будет вам подражать, если вы все время будете с кислой физиономией, с таким видом, будто жертвуете вашей жизнью»?
а) С.Т.Шацкий.
б) А.С.Макаренко.
в) В.А.Сухомлинский.
г) Нет правильного ответа.
.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел Педагогика
|
|