Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Рубцов В.В. Ученик за компьютером: что можно, что нельзяСОДЕРЖАНИЕВ. В. РУБЦОВ УЧЕНИК ЗА КОМПЬЮТЕРОМ: ЧТО МОЖНО, ЧТО НЕЛЬЗЯ В ходе научно-технического прогресса появляется все больше технических средств с новыми информационными возможностями (магнитофон, телефон, радио, телевидение, видеомагнитофон, компьютер, персональный компьютер и т.д.), количество неизбежно переходит в новое качество - информационную среду. Жизнь в этой среде требует специального обучения и подготовки. До настоящего времени это делается стихийно, что чревато непредсказуемыми последствиями. Необходимо отчетливо представлять возможные отрицательные и положительные эффекты влияния компьютерной и информационной среды (КИС) на развитие личности, учитывать эти эффекты при разработке компьютерных обучающих программ и их использовании на различных возрастных этапах школьного детства. <...> Младший возраст. Включение компьютерных обучающих программ в процесс обучения младших школьников позволяет повысить эффективность обучения. Компьютерные программы для младших - это прежде всего обучающие игры, в которых активно используются зрительные образы (для формирования абстрактных понятий и навыков), а также активные формы работы самого ребенка. Компьютерные обучающие программы, обеспечивая управление учебной деятельностью, могут служить инструментом познавательного развития детей. Разрабатывая игровые программы для младших школьников, надо иметь в виду, что детям этого возраста целесообразно предлагать игровые ситуации. Они требуют выполнения различных практических преобразований, предварительной поисковой, исследовательской активности ребенка. При этом правила игры лучше оформлять сюжетно, чтобы обеспечить положительные эмоции от игровой ситуации. Необходимо также, чтобы в игровой ситуации сохранялись элементы условности, свобода выбора решающих факторов, широкие возможности применения метода проб и ошибок. При этом необходимо обеспечить эффективную работу младших школьников с изображениями на дисплее. Сама же программа должна обеспечивать ребенку возможность провести управляемое обследование (в частности, осматривание и рассматривание) 99 представленных на экране объектов. Желательно, чтобы с помощью ЭВМ (работающей в диалоговом режиме) давалась оценка качеству действий обследования (количество выделенных признаков, последовательность их выделения). Некоторые первоклассники еще не умеют хорошо читать и плохо знают буквы. В работе с такими детьми не следует широко использовать цветные или штриховые картинки, изображения, поскольку они отвлекают от содержания решаемых задач. Целесообразно применять контурные изображения, так как они не отвлекают детей на собственные фантазии. Управление движением взора ребенка нужно обеспечить с помощью стрелки на экране, курсора, цветового выделения нужного элемента и т. д. Необходимо также обратить специальное внимание на соотношение масштаба используемых схематических изображений, так как дети в силу небольшого их перцептивного опыта легко могут быть дезориентированы. Очень важно, чтобы анализ и синтез воспринимаемого изображения сопровождался каким-либо практическим действием, то есть чтобы ребенок не только зрительно воспринимал изображение (например, букву), но и мог сам "строить" его (например, имел бы возможность на экране дисплея из одной буквы построить другую). Младшие школьники могут успешно различать знаки, имеющие лишь один-два варианта размера и два-три варианта толщины составляющих их линий. Программа помогает формировать произвольное, управляемое внимание и в тех случаях, когда ребенок получает инструкцию для работы с заданием не только перед его выполнением, но и в процессе выполнения. При этом целесообразно до выполнения задания давать указания по мере выполнения тех или иных его частей. Важно также постепенно сокращать время на объяснение заданий. Это позволяет учителю создавать ситуации, при которых повышается концентрация внимания ученика. Однако использование компьютера в обучении младших школьников может дать и отрицательные эффекты. Среди них наиболее существенными являются: адинамия, нарушение общения и обеднение (формализация) заданий. Адинамия возникает из-за самого характера работы на ЭВМ. Она может отрицательно сказаться на развитии силы и координации движений, которые происходят в этом возрасте. Нарушение общения может произойти из-за чрезмерного увлечения компьютером, когда разрушается социальная ситуация развития и компьютер становится основным партнером общения. Обеднение знаний является следствием несопоставимости объектов, которыми ребенок оперирует в реальной жизни и на экране дисплея. Материальные предметы, с которыми имеет дело ребенок, осязаемы и наглядны, и элементы вполне конкретны и доступны пониманию, и главное - предметы включены в реальную деятельность. 100 Процессы, лежащие за гранью движения экранных объектов, остаются за пределами понимания детей. Это может нести серьезную опасность. Однако отрицательные эффекты могут быть сняты за счет специальной организации педагогического процесса. Станет ли компьютер средством интенсификации обучения и интеллектуального развития младших школьников или затормозит и исказит это развитие, зависит целиком от системы обучения. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. Обратно в раздел Педагогика |
|