Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Дубровина И.В. Семья и социализация ребенкаСОДЕРЖАНИЕИ. В. ДУБРОВИНА СЕМЬЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА Что такое социализация, как будто всем известно. Это процесс усвоения человеком опыта той общественной жизни и тех общественных отношений, в которые он попал при рождении и в которых растет и мужает. Процесс этот многогранен и постоянен, он происходит постепенно, но неукоснительно. Человек усваивает и активно воспроизводит социальный опыт, систему социальных связей и отношений в своем собственном опыте. В итоге социализации человек приобретает качества, ценности, убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Он научается сотрудничать и взаимодействовать с другими людьми. 50 Социализация исключает пассивную позицию человека в жизни, она предполагает необходимое активное участие его в освоении общечеловеческой культуры, людских отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретение умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Социализация базируется на широком познании человеком окружающей его действительности, на овладении им навыками практической индивидуальной и групповой работы. Как же происходит эта самая социализация? Только что родившийся малыш и не подозревает, куда он попал из уютной, теплой и безопасной утробы матери. А попал он, если ему повезло, в семью, важнейшей функцией которой является социализация, или воспитание, ребенка. Источников социализации много, но семья - это главный. Как справедливо заметил П.Бомарше, "каждый человек всегда чей-нибудь ребенок". В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основным механизмом ее является воспитание. Воспитание - это процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде и больше всего - люди, из них на первом месте - родители. А. С. Макаренко в "Книге для родителей" нарисовал для мам и пап захватывающую картину освоения их дитятей мира культуры и постепенного утверждения самого себя в этом мире. Он показал, как со всей сложнейшей окружающей действительностью ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. "Весь, тем не менее, он создает в каждый данный момент определенные изменения в личности ребенка"1 . Но "хаос", скажем мы, "хаосу" рознь. Его содержательная наполненность во многом будет определять характер и направленность развития личности ребенка на начальных этапах его жизни в человеческом обществе, она станет призмой, сквозь которую он будет так или иначе воспринимать действительность и относиться к ней. Почему? Появившись на свет, ребенок застает выработанные веками обычаи, способы поведения, взгляды, закрепленные в родном языке. Воспитание, или социализация, как раз и заключается в том, что подрастающий человек осваивает, присваивает сложный мир взрослых, в котором он очутился. При этом ребенок, особенно в раннем возрасте, больше предрасположен к воздействию семьи, чем к любому другому воздействию. Семья для ребенка - первая встреча с новым для него миром, первая школа общения с людьми, первая школа познания 51 окружающей, такой странной и непонятной для него, действительности, первая школа приобретения им конкретно-чувственного опыта. Ребенок ежедневно видит вокруг себя в семье живую действительность и непосредственно участвует в ней, он слышит суждения и оценки родителей, наблюдает их отношения к другим людям и друг к другу. "Каждый день с утра и до вечера, а иногда и до поздней ночи семья в лице родителей, старших братьев и сестер, бабушки развертывает перед ребенком образцы самых разнообразных форм поведения, своего рода "ассортимент" образцов, слов, жестов, манер, отношения к людям, к труду, к политическим событиям в нашей стране и за ее пределами". Но мир, в котором ребенок живет дома, должен иметь для него определенный смысл и порядок. Тогда ребенок постепенно "открывает" этот мир, учится его понимать, различать хорошее и плохое, понимать, что можно, чего нельзя делать, а главное - он все время учится познавать. Поэтому именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни, в семье закладываются основы понимания ребенком мира, с первых лет жизни он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции общества. "Семья - уникальный общественный институт, как бы самой природой предназначенный для целей воспитания. В ней достаточно прочная нормативная основа сочетается с возможностью тончайших душевных взаимовлияний и длительным индивидуальным взаимодействием". Следовательно, в семье ребенок получает не просто уроки абстрактной социальности, а оказывается включенным в социальные отношения, которые составят содержание будущей личности. Именно в семье начинается общественное воспитание. В семье, в общении со старшими ребенок "учится" быть человеком, осваивая целую систему нравственных ценностей, типичных для данного общества и специфической социальной среды. Личность ребенка формируется в общении со взрослыми и под их постоянным руководством, только в процессе общения ребенок может познавать мир и самого себя. "Личность не только существует, но и впервые рождается именно как "узелок", завязывающийся в сети взаимных отношений... Поскольку тело младенца с первых минут включено в совокупность человеческих отношений, потенциально он уже личность. Потенциально, но не актуально, ибо другие люди "относятся" к нему по-человечески, а он к ним - нет. Личностью ребенок станет лишь там и тогда, когда сам начнет эту деятельность совершать. На первых порах с помощью взрослого, а затем и без нее". Можно сказать, что ребенок вырастает из наших с ним отношений, из нашей любви к нему. Главная особенность семейного воспитания и состоит в его эмоциональном характере, в эмоциональном контакте детей 52 и взрослых. С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что "свое подлинное человеческое существование человек обретает, поскольку в любви к нему другого человека он начинает существовать для другого человека... Радоваться самому существованию другого человека - вот выражение любви в ее исходном и самом чистом виде". Эмоциональный комфорт ребенка в семье является важным условием его нормального развития и благополучного вхождения в мир культуры и социальных отношений в обществе. Эмоциональный дискомфорт не способствует позитивному взаимодействию ребенка с окружающей его действительностью. Именно в раннем детстве формируется либо исходное доверчивое отношение к миру и людям, либо ожидание неприятных переживаний, угрозы со стороны мира и других людей. Исследования психологов свидетельствуют, что чувства, которые сформировались в раннем детстве, впоследствии переносятся на другие объекты и других людей, придавая каждому человеку особый стиль отношений с людьми. Формирующееся отношение ребенка к другим людям определяется прежде всего отношением к нему самому родных и близких в семье. Под влиянием этих отношений формируется и его самопознание. С самого раннего возраста ребенок учится у взрослых. Он учится не только ходить, говорить, правильно употреблять различные предметы, играть, учиться, трудиться, но и чувствовать, думать, переживать, относиться к другим людям, к самому себе. В зависимости от конкретных обстоятельств жизни семьи, характера взаимоотношений между родителями и детьми, складывающегося в общении и совместной деятельности, особенностей семейного воспитания у детей формируются привычные формы отношений к другим людям, труду, познанию окружающего мира, своим обязанностям, а также устойчивые способы действий, поведения и деятельности. В непосредственном общении с ребенком взрослые даже не всегда целенаправленно передают ему свои взгляды на окружающий мир, свои предрассудки, свои предубеждения, свои моральные понятия и представления. Иными словами, взрослые сознательно и неосознанно обучают детей и внешним и внутренним способам общения. Уже с первых дней своей жизни ребенок усваивает и принятые в его среде стереотипы экспрессивного поведения. Буквально учится "изображать" грусть, радость и другие эмоции (Я. Л. Коломинский). Познание ребенком чувств, переживаний, настроений других людей и, главное, нравственный характер его отношения к этим познанным особенностям другой личности воспитывается самой жизнью и общением ребенка со взрослыми людьми, его 53 образованием, в результате чего он присваивает опыт предшествующих поколений, становится современником эпохи. Но он самостоятельно чувствует, думает, любит только тогда, если мы всему этому "научили" его. На каждом возрастном этапе своего развития ребенок требует особого подхода, особого внимания. Каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы ребенок был хорошим, чтобы он вырос счастливым, наделенным всевозможными талантами, душевным и физическим совершенством. Другое дело - как это получается на практике. Одна из причин этого -разрыв между тем, что родители хотят, и тем, что они реально делают для осуществления желаемого. В целом ряде исследований отмечается, что в настоящее время во многих семьях наблюдается очень противоречивое отношение к ребенку (любого возраста): с одной стороны, излишняя опека, освобождение от ряда посильных для него домашних обязанностей, удовлетворение всех материальных потребностей, и, с другой - недостаток общения. И то, и другое пагубно отражается на формировании личности ребенка. Если в семье нет общих переживаний, поступков, стремлений, нет коллективных решений, то у ребенка неизбежно образуется нравственная пустота, которая не всегда может быть восполнена впоследствии. Семьи, где воспитывались будущие правонарушители, своим стилем эмоциональных отношений или прямо формировали у детей отрицательные моральные качества, или не формировали положительных моральных качеств, и тогда ребенок становился податливым аморальному влиянию группы. С. Л. Рубинштейн писал: "Как воспитывать - это значит, прежде всего, самому жить настоящей жизнью и включать в нее тех, кого воспитывают, приобщая их к самой этой жизни. Это значит совершать поступки, которые сами были бы этими человеческими этическими условиями жизни другого человека, а не только создавать вещные материальные условия жизни для него". Мир психологии. - 1998. - № 1. - С. 54-57. Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел Педагогика |
|