Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Боуэн Д. История западного образования. Западная Европа эпохи модерна и Новый Свет

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 3. «Реформация школ»: утопия и реальность в XVII столетии

Голоса раздора: отрицание классической гуманистической традиции

Слово реформация представляет лейтмотив значительной образовательной литературы XVII в. и встречается в названиях и содержании книг, памфлетов и очерков: реформация как одна из необходимых нужд европейского общества и, подобно многим сходным терминам, обнимает широкий веер значений.
Недостатки образования по Бэкону касаются учебного плана, процессов образования — в ответ на научную революцию и на призыв Бэкона к «Великой реставрации» западной цивилизации. Он понимал, что многое в обучении (р. 72) бесполезно, некоторое вредно; узкий базированный на латыни гуманитарный учебный план вышел из моды и неприемлем для большинства; методы обучения, которые отвечают либо растущей брутальности и принуждению, либо подслащенным пилюлям принуждения с бесхитростно изобретенными методами и пропорциями, также были пустыми; будущее, как он признавал, было за родным языком, науки и технологии также не всегда точно понимали или выражали зов к релевантности. Проблемы Европы, в общем, не воспринимались в терминах глубоких экономических, демографических и технологических изменений, появлявшихся тогда; они продолжали интерпретироваться как неспособность общества приспособиться к распаду средневековой цивилизации и последующему быстрому росту раздора и ненависти, которые делят человечество. Многие социальные мыслители, и мыслители, занятые образованием, считали, что подлинным ответом должна быть реставрация социальной гармонии, сохраняемой посредством установления более объемлющего и великодушного социального порядка. Таким образом, образование как ключевой элемент в достижении такой реставрации, все еще рассматривалось как оперирующее внутри общего каркаса (framework) христианского неоплатонического подхода, но модифицированного и улучшенного посредством здравосмысленного использования продвижений в науке, которые могут быть соответствующими.
Образовательные реформаторы и их схемы оставались в пределах консервативной традиции, пытаясь утверждать лучшее из прошлого в оптимальном балансе с наиболее приемлемым из нового. Однако, так как было столь много неудовлетворенностей этой традицией и положением европейского общества, то развился отлет от реальности, и большая часть реформ-энергии канализиовалась на утопии. Действительно, утопизм становится важным элементом реформирующих усилий XVII в., и, однажды введенный, становится перманентной чертой западной образовательной литературы.
В этом реформном движении, стягивая воедино все сепаратные элементы — 2 человека — Сэмэзл Хартлиб и Коменус. Так как вся опора образовательной реформы с середины XVI в до середины XVII вв. кульминируется в их работах, они становятся признанными лидерами этого движения. (р. 73) Однако оба эти и еще меньше какие-либо другие реформаторы, не поняли реально сложности текущих экономических и социальных проблем. Не учли зкспоненциальный рост населения — с 80 млн в 1500 г. до 100 в 1600 г. Вдобавок, сила воды в различных технологиях, втягивала континент в более тесную общность, для которой все важнее становилась роль Американских колоний как в качестве источника сырого материала, так и рынка сбыта конечного продукта. Внимание же школьных реформаторов оставалось сфокусированным на модификации традиционного литературного учебного плана. Великая программа образовательной реформации была ограниченной и неэффективной в долговременном смысле.
При оценке усилий Хартлиба и Коменуса в их период важно видеть их как деятельность приходящей к концу эпохи, скорее чем как стимул к значительным изменениям (в отличие от Бэкона). Образовательная реформация была в пути за столетие до их писаний, и, как и другие движения в Европе, она имела происхождение главным образом в Италии с значительным усилением во Франции — и должна быть интерпретирована в свете научного, технологического и экономического развития этого периода.

Разногласия XVI в. во Франции и Италии

Первый выразитель разногласия — Рабле, но в рамках мэйнстрима неоплатонического гуманизма, (р. 74) хотя он выступал за родной язык и более широкий учебный план — с акцентом познания мира. В Италии это усилено, с неуверенностью, что общество справится с трудностями. Обострился вопрос о родном языке. Многие века средством коммуникации были древние языки — латынь, греческий и еврейский, которые были языками образования. Фракционирование социальной структуры протестантизмом, порождавшим религиозные войны, вело к сепаратизму и тяготению к родным языкам с опасностью варваризации — отпадения от средств универсальной коммуникации и приобщения к высокой культуре. Атака на латынь — особенно Джамбаттиста Жели (1546) и против гуманистической традиции предшествующих 2-х веков. (р. 75) Его оппонент (1537) Фанческо Флоридо из консервативного мэйнстрима кватроцентистов — против вульгарности, за латынь и греческий, их интернациональный статус, сохранение исторических цивилизационных традиций, согласованность словаря, синтаксиса и грамматики, плюс к тому, латынь благородного, «чистого» происхождения, а языки — от варваров. Ответ Флорентинской Академии: образование должно быть демократизировано и распространено — и здесь эти оппоненты бессознательно апеллировали к социально-экономическим требованиям, а не к чистому языку. Желли в ответ ссылается на универсалистские потребности власти и церкви.

(р. 76) Образовательный цинизм и отрицание гуманизма

Poligrafiэссеисты — выступали в 1535–1555 более резко, чем Желли. Суть: отрицание основ гуманизма, как не готовящего детей к активному участию в жизни. (р. 77) Лодовико Доминичи высмеивает учителя как неэффективного в своей личной жизни. … Но у них скорее придирки, чем какая-либо положительная программа. Пессимизм в интерпретации истории, которая имеет лишь негативную ценность, так как непредсказуема; то же — и культура; добродетель не научаема; книжное обучение касается жизни в салоне; школа преследует лишь коммерческие цели — обманно продавая мнимые ценности учителей — Антон Франческо Дони. Полиграфы противопоставляют всему этому исключение образования из общества, «психическую эмиграцию» в личную внутреннюю жизнь, что смыкается с vita contemplativa. Жизнь «красивого незнания».

Скептицизм Монтеня

В то время как консервативный педагог пытается решать проблемы путем улучшения своей методологии, в идеологической литературе преобладает образовательное отчаяние (despair), как это проявляется у Монтеня (1533–92), (р. 78) когда он описывает декаданс современного образования. Ретировался от публичности при гугенотских войнах. Как добрый католик принимал подавление протестантизма. Приемля этот период стоически, приходит к отрицанию рационалистического тезиса, что человек может победить посредством своего беспомощного интеллекта. Монтень рассматривал образование как центральное условие гуманности, однако дезиллюзионирует его. В «О педантизме» примыкает к полиграфам, дает опустошающую критику школ, учителей, методов обучения и учебного плана как они есть. Учитель — педант, книжное учение не эквивалентно ни знанию, ни мудрости. Лучшее для детей — забрать их из школы, лучшая для них активность — теннис (р. 79). В «О воспитании детей» — более позитивен: функция образования — соединять обучение истинному знанию с целью культивирования способности суждения и морального характера. Подлинный учитель для этого — опыт реальной жизни, лучшая программа для раннего возраста — здоровая физическая активность. Образование мальчиков должно содержать литературный элемент, выведенный из классической и современной традиции, но без преувеличения латыни и греческого, заслоняющего родной язык, адекватный для большинства учения. Монтень не предлагал предписывающий учебный план, а только общие указания.

Поиск стабильности: ранние утопические видения

При преобладании конфликтов — политических, религиозных, социальных, экономических и интеллектуальных не удивительно разочарование (р. 80) в широком, синоптическом видении и погруженность в ограниченности и беспорядок, цинизм и отчаяние (симптомы в Италии, Франции). Но и противоположное — утопическое теоретизирование рассматривало образование как инструмент превращения утопии в реальность. Три синоптических мыслителя Андреа, Кампанелла и Бэкон подготовили путь для великих образовательных формулировок середины века — Коменуса и Хартли.

Две христианские утопии: Андреа и Кампанелла

Иохим Валенгтин Андреа (1586–1634) — протестантский пастор в Тюбингене, потом — в Женеве: его утопия — «Христианополис» (1619) — фантастический город, в центре его активности — религия, справедливость и обучение. Совокупность образовательных институций — школа, библиотека, разные лаборатории; 3 директора: священник, судья и директор обучения. Принятие нового научного эмпиризма Бэкона, но наука рассматривается как естественная теология. (р. 81) Вводит фразу, распространившуюся у авторов в XVII веке: путешествие по «Лабиринту мира», которое завершается общностью во Христе. Основывается не на открытиях рационального изучающего сознания, а на теологии обращения, находимого через искупление на распятии. Таким образом, эта утопия — в контексте высоко консервативной религиозной традиции. Тем не менее, это главный документ реформ-движения, так как указывает путь к лучшему обществу через республиканское правительство, распределительную справедливость и просветительное учение в лабораториях и библиотеках.
Тогда же — Джованни Кампанелла (1568–1639). — «Город Солнца», Франкфурт, 1623: совершенно отличная утопия, так как она исходит из позитивной роли человека во влиянии на человеческие традиции — вне теологии, на вере в совершенствование через свои действия, философская позиция из идеалистической традиции. Изображение государства совершенной справедливости по модели Платона, где большое значение имеет деятельность образования. Акцент научного, эмпирического знания, в которое мальчик вводится с 7 лет. Это знание делится на дисциплины естественные и гуманитарные (включая астрологию), оно собирается в одной книге, которую они называют Мудростью. Это другой критерий реформного духа — энциклопедизм: систематическое собрание и организация знания для создания лучшего общества. (р. 82) Такое знание усваивается с ускорением в 10 раз. Кампанелла — менее догматичен в его религиозных убеждениях: он выдвигает тринитарного Бога, атрибуты которого Мудрость, Сила и Любовь.
Хотя толкуют о приоритетности образования, Бэкон, Андреа и Кампанелла в действительности не обсуждают детали, происхождения и поддержания ценностей, выбор целей, которым служит образование. По Бэкону рациональность одинакова у всех людей и консенсус возникнет автоматически. Развивал утопические мечты, (р. 83) другой визионер, может быть больший всех времен — Коменус, непосредственно следующий Бэкону.

Видение Коменуса: утопия через знание

Ранние годы до 1627: вера и разум

Я. А. Коменский (1592–1670) — из Моравии, из протестантов — Unitas Fratrum — секты анабаптистов, связанной с богемским реформатором Яном Гусом (1369–1415). Учился для религиозной профессии, пастор к 1618 г, когда разразилась 30-летняя война и католические преследования секты, плюс национальные конфликты между немецко- и чешско-говорящими. В убежище с 1621–27 написал «Лабиринт мира» (выражение, идущее от Андреа, 1619) и «Рай сердца». (р. 84) Люди не находят жизненного пути через лабиринт из-за плохого употребления учения. Этот лабиринт из враждебных, злословящих каст ученых, вызывает у него разочарование в учении того времени и ведет его к составлению позитивных результатов, которые описывают, как человек может найти истину не через секулярные изучения, но через христианскую веру. Коменус видит ограниченную роль разума и пытается гармонизировать его с верой, со следствием, что «Рай сердца» представляет его видение христианского пути как пути образовательного развития. У человечества есть «двойной внутренний свет» — свет разума и свет веры и оба руководятся Св. Духом. Кто вступает (на христианский путь) должен отступиться и отречься от своего разума, и все же Св. Дух возвращает ему разум очищенным и утонченным. Тогда свет веры светит ему столь широко, что он может уже видеть и знать не только то, что перед ним, но и все то, что отсутствует и невидимо». Этот подход характеризует все его последующие работы, и спровоцировал Андреа через год в 1646 атаковать Коменуса как одного из тех, кто «вопреки Лютеру сеют несчастливые плевелы схоластической философии». Коменус: эта атака «оглупила его», а вера Unitas Fratrum следует не выскочке Лютеру, но первому и наиболее авторитетному из реформаторов Гусу. Перебранка была улажена, но она отметила базисное различие между более ранней фидеистической позицией Андреа и точкой зрения середины века, что открытия науки должны быть приспособлены (accommodated — примирены, получить пристанище).
Тем не менее, Коменус действительно был консерватором, защищающим примат веры в период возрастающего рационализма. По его взгляду, целью образования, при очевидности откровения, необходимо должен быть христианин, ведущий нас к знанию божественных дел через министерство Христа; секулярное обучение без такого божественного руководства бесполезно, даже вредно. Он рассматривал образование как опирающееся на лингвистический базис, которым для Европы XVII в., как он полагал, должна быть просто латынь.
(р. 85) Католический император Фердинанд подавил протествнтские школы в Австрии, Богемии, Моравии — знергичная рекатолизация, от которой Коменус бежал в 1627 г. в Польшу, где воспользовался близостью Фратрии с местной знатью и стал ректором Латинской грамматической школы на 14 лет, а в 1643 перебрался в Англию.

К теории образования: единство всего человеческого опыта

В 1627 и 32 — публикуется «Дидактика» — на чешском, и мало распространена, в 1633 и 38 — на латыни «Didactica magna». Но 20 лет ходила в рукописи до полного издания его сочинений Opera didactica omnia. Amsterdam, 1657.
Его центральная идея — лежащее в подоснове единство всего человеческого опыта. Люди и ученые по-разному понимают натуру реальности и из этого несогласия — большинство трагических следствий. Религиозная вера Коменуса приводит к понятию, что божественным творением является только унифицированный мир. «Если исчезнет насилие, все вещи будут происходить спонтанно». Неединство и последующая социальная и политическая дисгармония происходят из ошибочного понимания и, следовательно, задача — искать образовательных решений, которые направляют ученика к прогрессирующему освещению внутреннего порядка реальности (р. 86). С 1627 по 1657 — перевод своих широких теорий в специфически образовательную программу. Сознавал, что текущие образовательные процедуры неадекватны: нет удовлетворительного метода обучения, который сосредоточен на развитии в науке, особенно, на чувственном эмпиризме Бэкона; нет пригодных учебников; в учебном плане ничто не привлекает детей. Решил начать с улучшения обучения латыни. Не выдумывал, а опирался на инноваторов по улучшению логической презентации латыни.

Первые шаги к реформе: ранние образовательные сочинения Коменуса

В 1631 публикует Учебник-энциклопедию: от происхождения Земли до ангелов — 100 секций с 1000 суждений. Пригоден для других языков и многоязычных изданий. (р. 87) Основной принцип: мышление и язык развиваются вместе. «Школа младенцев» для родителей, метод: ребенок наблюдает и затем повторяет соответствующие слова. Более абстрактные понятия вроде духовных сил не рассматривать специально. Относительно абстракций и понятий о духовном Коменус не видел чего-либо, кроме того, что знание выводится из чувственной реальности. Из чтения Бэкона следовало, что слова должны быть выведены из объектов личного опыта. Чтение вышеуказанного учебника должно стимулировать развитие религиозной веры, и его учительская активность (р. 88) определялась этими ориентациями. Сочинения этого периода, сочетающие религиозную веру и образовательную деятельность, и это сочетание — в его главной работе — Didactica magna.
Работа Pansofie prodromus («указания универсальной науки»), которая позже разовьется в «Реформацию школ». Реформа школы должна быть инструментальной для реализации утопической веры в единство мира: в природе нет никаких делений, классификаций — это всё от людей. Мир целиком един, таково же и знание. Чтоб достигнуть знания, должно достигнуть Бога, достигнуть полностью унифицированного взгляда на все существование, духовное и телесное.Так получится гармония и мир. Великое образовательное мышление Коменуса: простое, неодолимое, побуждающее. Оно подкупает воображение реформаторов и государственных людей; этот пансофизм типичен для середины XVII в., обсуждался в салонах. И так будет преодолено незнание и зло. В Великой дидактике — систематичная организация его образовательных планов, предполагающая реформу всейцивилизации.

Didactica magna: образование как органическая непрерывность

Это наиболее важный трактат данного столетия (и всех времен) = 193 стр. — в Opera didactica omnia. Амстердам, 1657. (р. 89) Уже в названиях — претенциозность. О методе, которым дети могут быстро, приятно и определенно обучаться сумме всего знания и в то же время преисполниться качеств характера, релевантных этому миру. Этот метод основан на изучении роста сознания ребенка и принципов, по которым развивается человеческая ментальность. Принципы должны использоваться для замещения формальной, логической структуры содержания психологическим упорядочением, что позволит учению и обучению происходить вместе натурально.
По Коменусу, в ребенке есть потенции к развитию. От рождения и до смерти личность должна следовать законам внутреннего развития через отрезки возрастания остроты восприятия, совершенствования физических и моторных умений и лингвистической компетентности. Стадии — младенец, ребенок, юноша, взрослый — с соответствующими паттернами поведения; соответственно, 4 стадии речи и, соответственно, знания: лепет (слова и фразы); ребенок — корректность (высказывания); юноша — более длинные дискурсы, взрослый — доступ к ученому и классическому чтению. Рост утонченности восприятия и интеллекта — по степени, но не виду. Этому соответствует рост в сторону Бога.

(р. 90) Идеал градуированных серий пансофских текстов

4-м стадиям лингвистического развития соответствует градация организаций: 1. материнские колени; 2. школа публичного родного языка; 3. школа латинской грамматики или гимназия; 4. университет, сопровождаемый путешествиями.
Школы латинской грамматики (12–18 лет) — в центре его интересов. В «Великой Дидактике» обсуждается их реформа. Их учебный план должен иметь дело со знанием на возрастающих уровнях абстракции в 6-ти формальных дисциплинах: грамматика, диалектика, риторика, этика, физика, математика. Последовательность прохождения школ — через метафору из римской классической архитектуры: возрастание трудности текстов по аналогии с движением в «дом знания» (р. 91) от вестибюля через пролет двери во внутренний двор — площадь знания, содержащую сочинения великих авторов человечества. Университетами интересуется мало. Они — о высшем возможном знании и ясном выражении идей. На вершине системы образования Колледж Света (о знании, легко распространимом всем людям) и Пансофический колледж. Несмотря на универсальность латыни в ученом мире, Коменус внял критике ее как средства коммуникации. Образование нуждается в новом квази-универсальном языке, освобожденном от синтаксических и семантических трудностей латыни.

Продолженная утопия: кружок Хартлиба

С ним Коменус сошелся в 1641 в Лондоне. В Англии — разгар борьбы пуританской фракции парламента с монархией ради нового социального порядка. Казалось, что человечество сможет быть способным контролировать свои дела и что утопические писания предшествующих декад могут быть проверены как способные стать серьезным проектом на тысячелетие. Для понимания Коменуса важны 2 момента: (р. 92) английская политическая борьба короля и парламента, приведшая к гражданской войне, и энергичная реформ-деятельность Хартлиба.

Политическое развитие Англии в 1603–1649

С 1603 после Елизаветы происходит экономический и демографический рост нации, рождение нового класса джентри (пуритане), который обратился и в образование. Требования соучастия во власти и ограничения расточительности короля Джемса I; его в 1625 сменил Карл I, с женой-католичкой. Вражда с Испанией в 30-летней войне, а затем в 1627–8 — с Францией. В 1629 Карл распустил парламент — и правил как абсолютный монарх 12 лет. Его ссора с Шотландской знатью из-за попытки восстановления прав короны (Джемса) и навязывания епископального правительства пресвитерианской шотландской церкви. Шотландцы восстали в 1640, оккупировали Ньюкастл. Плюс к тому, восстали ирландцы в 1641 (р. 93). Парламент не дал Карлу средств на войну, боясь, что Карл использует их против него. Карл отбыл в Ноттингем. Парламент вступил в союз с Шотландией, в 1643 — Карл разбит, убегал, но 30.1.1649 казнен, и следующие 12 лет Англия была республикой, 1-е 9 лет во главе с Кромвелем. Боровшиеся за новое общество более образованные пуритане исходили из доктрин «естественного закона» и «общественного договора». Многие интеллектуалы и реформаторы в этом социальном климате стали рассматривать Англию как модель нового общества и центр интеллектуальной свободы.

Сэмуэл Хартлиб: «великий интеллигент Европы»

Хартлиб считал, что миллениум придет в Англию, и стремился к социальной реформе через образование.
Общая мотивация Хартлиба — от Бэкона, Новой Атлантиды. До этого он был под влиянием движения реформы языка Коменуса с 1631, получил его проект тотальной реформации образовательной системы Европы.

(р. 95) Модифицированный пуританизм: Трактат Об образовании Мильтона

Мильтон Джон, (1608–74), в 1644 — Трактат (краткий) с посвящением Хартлибу, его убеждению, что утопическая реформа образования есть гвоздь программы реформы (р. 96) режима Англии, возмущавшего Мильтона. Он не вводит новых исходных идей. Согласен, что банкротство образования — из-за его исключительного занятия языком, но не отрицает формальное обучение, а пересматривает его вслед Коменусу. Дух пиетас литерата, джентельмен-тренинг в придворной академии, признание сенс-эмпиризма как легкого отступления от литературного неоплатонизма.
Трактат Мильтона дал моральный кураж Хартлибу предложить в парламенте создать 2 оффиса: Офис аккомодации — бюро занятости и социальной благотворительности (Хартлиб теперь обратился к заботе о сиротах, бедных, безработных и лишенных средств) и Оффис коммуникации, занятый обучением вообще. В 1648 парламент рассмотрел это как предваряющий создание «Колледжа Света» в Оксфорде под руководством Хартлиба. Цель — филантропическая и существенно реалистическая: бедным, непривилегированным детям дать базовую грамотность и тренинг умений, чтоб быть пригодными (р. 97) к ремесленному ученичеству, в то же время рассматривалась национальная система образования с трехуровневой структурой: «общие» школы для ординарных людей, «механические» школы для предученического тренинга и «noble» (благородные) школы для интеллектуальной элиты. Для способных из низших классов обеспечен доступ в «благородные» школы, таким образом открывались возможности социальной мобильности.

Радикальная реформа: предложение Вильяма Петти (1632-87) о технико-научном образовании

Петти из кружка Хартлиба, но в контрасте с литературным бэкграундом большинства реформаторов. В 1648 предложил схему реформы, утверждавшую примат практического образования, а книжное обучение — отсрочить, пока ребенок приобретает основы опыта реальной жизни. «Обращение В. Петти к мистеру Сэмуэлу Хартлибу о продвижении некоторых частных разделов образования» (р. 98) — 15 групп деятельностей: делание математических инструментов, часов, линз, рисование, садоводство, химия, металлургия, домоводство для девочек.
Петти предвидел суперструктуры будущего практического, технического и научного образования. По существу следует Бэкону, заимствует название Advancement of Learning (продвижение, распространение, прогресс) и продвигает план Дома Соломона.
Акцент сенсорного учения, достигающего высшего развития в математических, физических, и механических науках. Язык и литература не игнорируются, а берутся в более широкой перспективе как часть сферы человеческого учения.

Реформа изнутри традиции: реформируемая школа Джона Дьюри

Дьюри (1590–1680) — из кружка Хартлиба. «Обращение» Петти — предвидящее, но непрактичное в те дни: Реформа должна проводиться на базе существующих или, по крайней мере, реализуемых институций, а таковыми были фундаментально элементарная школа, грамматическая школа и университет; общие предложения Коменуса были созвучны реальности. Однако не было более широких условий: в Англии 1642 — раздоры. И в Швеции Коменус посчитал более практичным улучшение учебников (р. 99) для своих школ.
Дьюри в 1650 издал первые влиятельные сочинения «Реформированная школа» и «Реформированный держатель книг». Его позиция: несмотря на утопические мечты: мало можно сделать со взрослыми; изменение и, следовательно, реформа могут быть произведены через молодое поколение.
Хотя «Реформируемая школа» опиралась на прежнюю литературу, она означала важный сдвиг в образовательном мышлении: содержала новую концепцию сознания ученика и поэтому последовательности и методов преподавания. В отношении общего подхода к образовательным целям и содержанию она следует общей реформаторской традиции. Ее цели более консервативны, чем у Петти с его идеями ученого. У Дьюри клерикальные установки, сходные с Коменусом и Мильтоном: если мир создан и упорядочен божественно, то наша цель в жизни — достигнуть спасения. Как у Коменуса и Петти — учебный план должен исходить из опыта реальной жизни и грамотности в родном языке, и должен прогрессивно продвигаться через практические и конкретные предметы к конечной стадии литературных и абстрактных штудий.
Установка на знание — как у Коменуса: из органической метафоры древа с многими ветвями, но все они из одного ствола; у Дьюри сходная аналогия: «круг творений» как полностью взаимосвязанная система, отсюда задача образования, чтобы каждый пришел к полному рангу учения. Выстраивать последовательность наук соответственно пути обучения и способности познающего исходить из подлинного наблюдения. Это достигается тем, что энциклопедия наук должна строиться соответственно кругу человеческих способностей, (р. 100) и этот круг должен отвечать кругу творений, из коего человек должен восполнять свои дефекты. Здесь он признает необходимую корреляцию между логической организацией знания и психологическим процессом, которым достигается знание. В этой установке (также и Коменуса) — исходная точка последующих педагогических открытий.
Дьюри: учение зависит от верного понимания человеческих способностей — и в этом следует взгляду Бэкона, выведенному из Аристотеля, описавшего душу как имеющую отдельные части или силы. В целом понятие об умственных способностях является классическим по своему происхождению и, хотя намеки на него есть у Платона, именно Аристотель описывал душу как имеющую отдельные части или силы, для которых он употреблял греческое слово dynameis — множественного числа, в средние века греч., сингуляр dynamis переведен в лат. эквивалент facultas (силы, средства). Во время Бэкона они овеществлялись в ментальные реальности: чувство, воображение, воспоминание и разум. Дьюри говорит, что они должны быть правильно запряжены, чтоб сделать учение эффективным. Дьюри дедуцирует отсюда модель иерархии операций сознания, а не распознает индуктивно их естественные последовательности. Он полагает, что в ребенке есть естественная последовательность возникновения ментальных сил, упорядоченная божественной санкцией, и это имплицирует образовательную программу. Он строит последовательность возрастного развития (р. 101) вышеуказанных способностей, их преобладаний и комбинаций — и на этом строит учебный план.
Рекомендации к урокам: не быть скучным; готовить частные проблемы для каждого часа, восходя к месяцу и более, самому в совершенстве исполнять преподаваемое. Цель отдельного урока должна быть ясна ученикам. Последовательность объяснения: охватывать в целом, чтобы охватили воображением; разбить на части, чтобы разум схватывал интер-отношения; целое представить так, чтоб запомнилось; краткое повторение с выявлением и коррекцией ошибок: урок — не более получаса, и должен заканчиваться развлечением. (р. 102) «Реформированная школа» — важный документ западного образовательного мышления, синтезирующий много сепаратных нитей реформ-движения, соотносящий текущую логику знания с психологией учения и провидящий новые пути исследования. Хотя во многом амбициозный.
В это время утопическое реформ-движение начинает падать. Кромвель не разделял его. Хартлиб, Мильтон и Дъюри устранены из правительства и огорчены враждебностью к изменению образования. Англия переходит к фрагментарному, частному подходу к поддержке школ, не изменившемуся в наступающем столетии.

Непосредственные достижения Коменуса: инновация учебников

Didactica analitica — 3-я дидактич работа с параллельными латынью и родным языком. Окончание 30-летней войны в 1648 — Вестфальский мир. (р. 103) Далее — деривационизм у Коменуса: его убеждение, что интеллект не войдет во что-либо иначе, чем через чувства, и что всякое учение зависит от первичного базиса перцепции, ведет к требованию новой цели обучения. — в Opera дидактика омниа, (1653–4) в которой содержание обучения организовано вокруг картин. Таково же и Орбус пиктус: 2 колонки — латинская и немецкая. Использование такой техники подчеркивания визуального в школьном учебнике (р. 104) есть инновация, потом распространявшаяся. Orbis pictus инициирует традицию школьных учебников, предназначенных для передачи в руки самим детям. Коменус уходит из известности, также как Хартлиб и его ассоциация. Последующая история образования уже намного менее зрелищна, чем 1630–50. Но их идеи продолжили в реформировании образования Локк и Руссо. Из энциклопедизма утопий XVII в. возник более реформирующий и амбициозный из таких проектов, сама знаменитая Энциклопедия. В свою очередь, успех утопического стремления Просвещения XVIII в. зависел от более медленного применения и консолидации идей этих реформаторов и расширения обучения соответственно их теориям.

.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Педагогика










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.