Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Бим-Бад Б. Педагогическая антропология

ОГЛАВЛЕНИЕ

СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО БЫТИЕ

Лекция 5. ПРОГРАММЫ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ

В чем причины развития личности? Каковы его движущие силы?

Почему при разном происхождении и обстоятельствах становятся сходные характеры? Почему в почти одинаковой среде вырастают внутренне не похожие друг на друга люди, даже если у них абсолютно одинаковая наследственность (однояйцовые близнецы)?

Чтобы ответить на сформулированные вопросы, мы сначала обратимся к всеобщим генетическим законам развития. Затем перейдем к специфике социальной среды и к закономерностям взаимодействия биологических и социальных программ. Наконец, рассмотрим динамику способностей.

Развитие человека подчинено общим для всего живого законам и одновременно имеет особенности, отличные от онтогенеза любых иных известных нам существ.

Биологические программы

Генотип и фенотип. Под индивидуальным развитием понимаются постепенные, т.е. прижизненные изменения в росте, форме и функциях организма, развернутые во времени.

В их ходе генетический потенциал ( генотип ) разворачивается в функционирующие зрелые системы ( фенотип )  — конкретное выражение анатомических, психологических и иных признаков.

Термин генотип означает наследственные "инструкции", программы развития, передаваемые от одного поколения к другому в генах. Фенотип  — термин, означающий функционирующий развившийся организм.

Фенотипы представляют собой продукты взаимодействия генетической инструкции с условиями ее реализации. Они даются взаимной связью и поддержкой генотипа и среды.

Генотип оплодотворенной яйцеклетки несет в себе программу физического развития, которая состоит в достижении зрелости и присущей ей сложности организма в целом и составляющих его органов.

Созревание организма вовлекает не только рост, но также и процессы качественных изменений — развитие.

Структурное и функциональное развити е. В развитии можно различить процесс, в котором системы органов структурно дифференцируются, и процесс, в ходе которого клетки и ткани обретают только им свойственные функции.

В большинстве случаев оба процесса тесно связаны: определенная структура может требоваться, чтобы отправлялась необходимая физиологическая функция. Но часто эти процессы протекают не синхронно. Например, мозг может достигать своего полного морфологического и функционального развития прежде, чем завершится становление репродуктивной системы.

Структурное и функциональное изменение может быть нормальным или аномальным.

Нормальное и аномальное развити е. Функциональная ненормальность организма заключается в неспособности системы отправлять необходимые функции, например производить тот или иной гормон, тип клетки. Структурная ненормальность состоит в необычном морфологическом строении каких-то составляющих орган или организм элементов, в расположении этих элементов, в неполном их созревании.

Диапазон нормы, как правило, довольно широк, и недоразвитием или аномальным развитием признается только весьма серьезное отклонение от обычного созревания. Отклонения в развитии происходят под влиянием вредностей, с которыми сталкиваются особи в окружающей их среде, типа некоторых химикалий. Присутствие необычных генов также может иметь своим следствием отклонения от нормальных процессов развития.

Прогрессивное и регрессивное развити е. Нормальные процессы развития в большинстве растений и животных прогрессивны, когда они ведут к увеличениям в размерах и сложности и к дополнению новых элементов к их системе.

Достигнув зрелости, организм вступает в полосу инволюции — регрессивного развития. Такие регрессивные изменения — составная часть нормальной истории жизни организмов. Они ведут к старению и смерти организма.

Самая простая форма развития — рост (обычно увеличение) органа, системы или структуры. Рост, однако, редко происходит без сопутствующих химических или функциональных изменений.

Способность к развитию передается по механизмам воспроизводства живого, т.е. в строго программируемой, генетически предопределенной последовательности.

Наследственность. Уникальность каждого организма заложена уже в его наследственности.

Дело в том, что передача тех или иных черт, особенностей (в генетических терминах — признаков) от предков к потомкам всегда есть своеобразное, особое сочетание генетического материала, не буквально возобновляющее родителей в потомках.

Законы перекомбинирования родительского наследственного материала при слиянии двух половых клеток таковы, что генотип каждого организма оказывается уникальным. За исключением монозиготных (однояйцовых) близнецов не существует полностью идентичных генотипов.

Генетически заданные программы развития реализуются только во взаимодействии с факторами внешней среды. Любой ген активизируется единственно при наличии соответствующей ему среды. Без неё активность гена может либо не проявиться вообще, либо резко снизиться.

Все генные процессы выявляются при условии их модификации средой. Иными словами, никакая генетическая черта не может ни существовать, ни стать значимой без содействия окружающей среды.

Биологически наследуемые особенности нервной системы и сомы предопределяют собой развитие особи только опосредствованно — через его среду, прежде всего, питание . На этом фундаментальном свойстве генов основано предупреждение и лечение множества наследственных заболеваний.

Среда в силах менять до известных границ биологически детерминированные черты особи .

Таким образом, наследственности в абстрактной, "чистой" и самодостаточной форме, т.е. вне и помимо среды, в природе не существует.

Единство наследственности и приобретенных характеристик. Наследованные, врожденные и приобретенные особенности организма неотрывны, едины. Приобретенные черты суть унаследованные и врожденные ее характеристики, модифицированные средой и всей прижизненной историей особи.

Генетические факторы играют видную роль не в передаче определенных образцов поведения животных, а в готовности организмов отвечать на давление окружающей среды специфическими способами.

В широком смысле все индивидуальные свойства до некоторой степени унаследованы, поскольку они зависят от генотипа организма, и до некоторой степени приобретены, так как они развиваются и модифицируются окружающей средой.

Наряду с этим каждый аспект живого (структурный — так же, как и поведенческий) до некоторой степени определяется наследственностью и в известной мере — опытом . Например, мускулы могут в ходе онтогенеза стать большими или меньшими в зависимости от природы опыта, которому они подвергаются. Но возможность такой модификации не бесконечна из-за генетических ограничений.

Одни формы поведения чрезвычайно мало подвержены изменениям под влиянием опыта. Другие типы поведения в огромной степени зависят от опыта, более того, появляются только благодаря соответствующей тренировке. Существуют различные промежуточные уровни.

Казалось бы, моторика особи меньше других функций подчинена средовым влияниям. Но питание и сенсорный опыт, накопленный при решении двигательных задач, вносят существенный вклад в формирование образа движения, его плавности, точности, стабильности.

Все сказанное о развитие любых организмов имеет отношение и к человеку.

Биологическая специфика человека . Человеческий организм уступает многим животным в скорости передвижения, физической силе и т.п. Но у человека есть самолеты и спутники, автомобили и велосипеды, парусники и теплоходы, подводные лодки и подземные поезда.

Механическое несовершенство человеческого таза выражается в чрезмерно затрудненных родах. Но человек рождается с самой большой (по отношению к остальному телу) головой из всех известных нам существ. Это возможно благодаря уникальной мягкости и подвижности хрящевого покрытия головы у новорожденного.

Человек расплачивается за двуногое прямохождение специфическими заболеваниями. Но, научившись излечиваться от них, он много выиграл благодаря высвобождению рук.

От природы человек получил большой запас прочности — при всей хрупкости и несовершенстве его биологической природы. Горбатая карлица с риском для жизни рождает геркулеса, богатыря. Пятидесятилетняя шизофреничка с глубоким расстройством мышления производит на свет абсолютно здоровую красавицу, доживающую до преклонного возраста без каких-либо отклонений от соматической, физиологической, психологической нормы.

Понятие неблагоприятной биологической наследственности — весьма неточное. В каждом отдельном случае новорожденный нуждается в очень серьезном наблюдении и исследовании, прежде чем появится возможность самой постановки вопроса о неблагоприятной наследственности.

Взаимодействие генетического материала человека со средой. И наследственность, и физическое и сенсорное питание (среда) всегда важны для каждого человеческого проявления.

Так, при рецессивной наследственной болезни, называемой галактосемией, дефектен фермент, необходимый для обмена веществ, — галактоза. Единственный источник галактозы в диете ребенка — молоко, которое в этом случае его отравляет. Терапевтическая манипуляция окружающей средой — исключение всех естественных форм молока из питания ребенка и замена их синтетическим молоком без галактозы — обеспечивает нормальное развитие новорожденного.

Все человеческие болезни имеют генетический компонент. Основанием медицинской терапии является модификация окружающей среды. Чем больше мы узнаем природу молекулярных и клеточных дисфункций, связанных с такими болезнями, тем более их лечение зависит от терапевтической манипуляции окружающей средой.

До 90 % злокачественных образований у людей связано с факторами внешней среды (канцерогенными веществами). Только приблизительно 5 % раковых образований имеет явный генетический причинный компонент.

Но сказанное не значит, что по отдельности наследственность и среда эквивалентны для каждой из характеристик личности. В разных отношениях их роли обнаруживаются по-разному.

Например, пигментация радужной оболочки глаза находится под наследственным контролем. Эта особенность является относительно независимой от таких факторов внешней среды, как диета или климат.

С другой стороны, не оправдано предположить, что рост, масса или интеллект так же мало определяются средой, как цвет глаз. У высоких ростом родителей могут быть малорослые дети, у худых — тучные.

Отклонение роста однояйцовых близнецов от средней величины составляет меньше половины отклонений для всех других родных братьев и сестер.

Масса тела еще в большей степени, чем рост, подвержена изменению факторами окружающей среды. Влияние среды на однояйцовых близнецов, которые выросли обособленно (в разных семьях), сказывается в относительно большем среднем различии в массе тела по сравнению с однояйцовыми близнецами, воспитываемыми вместе.

Мышцы человеческого тела только на 30 % формируются — благодаря генетической программе — хромосомами родителей, а на 70 % зависят от прижизненной активности человека.

Норма созревания и начала половой зрелости зависит от сложного взаимодействия генетических и средовых факторов. Во многих случаях половая зрелость наступает позже при условии плохого питания. Дети в многодетных семьях растут медленнее, чем другие.

Среди новорожденных имеются заметные различия в активности, пассивности и реактивности.

Психогенетика сообщает, что сходство в поведении монозиготных близнецов-младенцев (общительность, импульсивность, эмоциональная чувствительность, агрессивность, дружелюбие и т.п.) не больше, чем среди дизиготных близнецов в общей окружающей среде.

Генетические факторы объясняют приблизительно 50 % от диапазона различий, обнаруженных в данной популяции. Большинство остальных различий относятся не к общей для малышей окружающей среде, а к тому уникальному окружающему каждого из них мирку, который создается их взаимодействием с членами семьи и друг с другом.

Подобные результаты получены для близнецов, вырастающих как вместе, так и отдельно.

Темперамент врожден человеку. Если у ребенка холерический темперамент, у него более быстрая реакция, он вспыльчивый. Но это не значит, что ему легче стать хулиганом, чем сангвинику или флегматику.

А.Р. Лурия продемонстрировал, что соматические признаки индивида в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например зрительная память) — в меньшей степени, а для формирования высших психических функций (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.

Мыслительные способности в огромной степени зависят от духовной пищи, которую получают дети в ходе воспитания и из окружающей их среды.

Сила, скорость, точность, системность, многосторонность и другие характеристики ума отдельного человека в большой степени определяются биологически наследуемыми особенностями и нервной ткани, и химико-электрических процессов, обслуживающих мышление. Но различия в содержании ума, в системе понятий, которыми он оперирует, имеют своей причиной взаимодействие человека с окружающей его культурной средой и его индивидуальный опыт.

Акселерация. С середины XIX в. в развитых странах мира наблюдается поразительная тенденция к ускоренному росту и созреванию детей.

Генетические и средовые аспекты акселерации отмечаются уже на стадии внутриутробного развития. Наблюдаются значительные изменения в темпах роста и развития грудных детей. С возрастом темпы акселерации растут. Ускоряется половое созревание.

Имеются данные о форсировании умственного развития детей.

Улучшение питания — одна из главных причин акселерации. В особенности — большее количество белка и повышение калорийности пищи на ранней стадии развития.

Акселерации способствуют также достижения медицины, иммунизация населения, ослабление физической нагрузки, смешение этносов.

Таким образом, и в процессе акселерации основное значение имеет комплекс средовых воздействий, влияющих на индивидуальное развитие человека при реализации его наследственной программы.

Развитие сексуальности. Биологическая программа развития человека задает весьма широкий диапазон для ее наполнения средой. В нее легко укладывается и половое развитие людей.

Конкретные формы и типы человеческой сексуальности должны быть приписаны и биологической программе, и психологическим факторам научения, и особенностям среды, в которой вырастает и живет человек. Половое развитие способно к сложной трансформации. Оно может принимать формы и патологической регрессии, и сублимации.

Сексуальное влечение всецело подтверждает мысль о единстве биологических и культурных программ развития человека. Объект сексуального влечения не предопределен биологически, способы его удовлетворения изменчивы. Они связаны с функциями тех или иных телесных органов, но способны сопровождать самые различные виды деятельности, примыкая к ним.

Разнообразие телесных источников сексуального возбуждения свидетельствует о том, что сексуальное влечение у человека тесно связано с игрою представлений и фантазий, в которых оно обретает конкретную форму.

В развитии сексуальности человека различают детский (инфантильный и пубертатный ) и взрослый (постпубертатный ) периоды, причем первый пролагает путь второму.

Детская и постпубертатная сексуальность настолько сближаются, что окончательный тип сексуальности, случается, во многом складывается уже в детстве.

Инфантильный перио д. Человеческий младенец рождается со способностью сексуального отклика на прямое осязательное возбуждение. Только позже и постепенно индивид научается распознавать и интерпретировать другие стимулы как сексуального, так и несексуального характера.

Впоследствии и исподволь вырабатывает он в себе сексуальную привлекательность мужского или женского типа.

Мало-помалу учится человек управлять своими сексуальными импульсами и адекватно реагировать на соответствующие стимулы.

Тем не менее в нем изначально присутствуют зачаточные формы полового влечения. Эта общая и разлитая сексуальность младенца становится в ходе развития человека все более и более разработанной, дифференцированной и определенной, специфической.

Как правило, уже на четвертом году жизни ребенок безошибочно идентифицирует свой пол. Он думает о себе непосредственно как о мальчике или девочке и начинает обращаться к другим согласно их полу. Открытие своего пола дается ребенку в процессе научения методом наблюдений, проб и ошибок. Путем учета одобрений и неодобрений со стороны старших, ровесников и всего его окружения.

Довольно быстро ребенок узнает, например, что ему разрешено касаться любой части своего тела или тела другого человека, кроме анально-генитальной области. Ребенок, потирающий свои гениталии, находит, что это быстро привлекает неодобрительное внимание взрослых.

Ощущение запретности этой области тела закрепляется большим беспокойством окружающих по поводу "выделительного поведения" ребенка. Успешный контроль над функциями мочевого пузыря и кишечника хвалят; потерю контроля встречают разочарованием, упреком и выражением отвращения.

Постепенно ребенку становится очевидным, что анально-половая зона — не просто сфера табу, но и весьма важная область. Почти неизбежно гениталии у ребенка начинают ассоциироваться с беспокойством и стыдом.

Именно это отношение к репродуктивной области тела нередко фиксируется в естественных языках, и ребенок усваивает его. Так, в немецком и русском языках половые органы именуются "срамом" (позорными, постыдными местами). В английском и французском — "интимными местами" (т.е. чем-то, что до 2 лжно скрывать).

Нарастающий половой опыт ребенка приобретается им в ходе сексуально окрашенных игр со сверстниками, мастурбации, иногда в результате наблюдения или подслушивания полового акта.

То или иное восприятие ребенком, ставшим случайным свидетелем полового акта, увиденного и (или) услышанного им, зависит от его эмоционального отношения к участникам коитуса. От всей апперцептивной массы его предшествующего опыта.

Результаты такого атипичного опыта сообразны с тем, как ребенок их интерпретирует и как реагируют на него взрослые, если этот опыт становится объектом их внимания. Созерцание ребенком коитуса безопасно, если он интерпретирует его как "игривую борьбу", но вредно, если он рассматривает половой акт как проявление враждебного, агрессивного поведения.

Известны также случаи полового контакта ребенка с взрослыми или другими детьми. Вовлечение детей в развратные действия взрослых может казаться им просто любопытной и бессмысленной игрой, но может вызывать отвращение и стать травмой, оставляющей пожизненные психические шрамы. Иногда половые контакты с взрослыми могут нравиться ребенку, и он начинает стремиться к ним.

Реакция родителей и окружающих во многом определяет интерпретацию ребенком того или иного элемента его сексуального опыта. Подчас тривиальный и быстро забываемый ребенком случай становится для него глубоко травмирующим, если он сталкивается с криками матери, гневом отца и его донимают расспросами окружающие люди.

Некоторые атипичные события подобного рода способны закрепить ассоциации, которые сохраняются в течение последующих лет жизни.

Ребенок может связывать одежду, особенно нижнее белье, чулки и ботинки с полом и сексом и таким образом заложить основание для позднее проявляющегося фетишизма или трансвестизма. У других детей формируется ассоциация между наказанием, болью и половым удовлетворением, что впоследствии может привести к садизму, мазохизму или садомазохизму.

Пубертатный перио д. Во время и непосредственно после этапа ускоренного полового созревания дети нередко страдают гиперсексуальностью. Почти непрерывный половой импульс требует разрядки. Он становится слишком заметным, чтобы заставить признать тех, кто отказывался это делать прежде, что дети имеют половые реакции и способности.

В этот ответственный момент сексуального развития человека его здоровое настоящее и будущее в большой мере зависят от двух главных обстоятельств. Первое — от отношений и стандартов по отношению к сексуальному поведению, преобладающих в референтной группе ребенка. Второе — от отношений индивида к самому себе.

Решающее влияние среды на подростка и здесь, как и во всем остальном, складывается из стихийных процессов научения (социализации) и из воспитательных, т.е. целенаправленных воздействий на него взрослых людей, требующих от него выполнения своих предписаний.

Во всех случаях подросток прислушивается к тем, кого он ценит, уважает, любит, или к тем, кому он склонен подражать.

Совершающийся в пубертатный период выбор сексуального объекта часто происходит по образцу отношения подростка к самому себе. В сексуальном объекте представлена та или иная сторона личности самого растущего человека.

Это, по Фрейду, нарциссический выбор. В работе "К введению в нарциссизм" (1914) Фрейд рисует такую его картину: "Человек может любить, согласно нарциссической схеме, то, каков есть он сам. То, каким он был. То, каким он хотел бы быть. Человека, который был частью его самого".

В трех первых случаях выбор может основываться на образе или идеале, и сходство с избранным объектом может быть частичным, ограниченным лишь рядом существенных признаков. Идеал строится чаще всего по сходству с любимым важным взрослым и (или) по контрасту с нелюбимым.

В четвертом случае имеется в виду любовь, которую мать питает к своему ребенку, некогда бывшему "частью ее самой". Вместе с тем в научной литературе описываются "нарциссические женщины", которые, строго говоря, любят лишь самих себя, причем почти так же, как их любят мужчины. Они испытывают потребность не в том, чтобы самим любить, но в том, чтобы их любили, и им нравится такой мужчина, который на это способен.

Очень часто при выборе сексуального объекта молодые люди повторяют свое детское отношение к матери и (или) другим важным взрослым.

В этом случае мы имеем дело с выбором объекта по примыканию — выбор, при котором объект любви сходен с образами родителей, обеспечивающих ребенку питание, заботу и защиту. Основание такого выбора в том, что сексуальные влечения первоначально примыкают к влечениям к самосохранению.

Постпубертатный перио д. Каждый человек имеет глубокую потребность в половой любви, связанной с ощущением своей полноценности и с самоуважением. Сексуальная активность — необходимая предпосылка человеческого счастья. Она выступает для индивида доказательством того, что он привлекателен, желанен, оценен и, возможно, любим. Это доказательство необходимо для поддержания личностью чувства собственного достоинства.

В современном обществе еще немало установок и отношений к полу, которые препятствуют развитию сексуально здоровых людей. Вокруг секса существует аура подозрительности, враждебности и беспокойства. Она едва ли способствует развитию теплых, доверчивых отношений между мужчинами и женщинами. Очень немногие полностью избегают бесполезных и (или) вредных ограничений и предрассудков, которыми их снабдил социум на предшествующих этапах индивидуального развития.

Половой импульс является слишком сильным, постоянным и возобновляемым, чтобы нормальная половая деятельность не разрушила постепенно выносимые из детства неадекватные чувства вины или стыда.

Большинство людей, в конечном счете, достигают, по крайней мере, терпимого полового регулирования. Некоторые, однако, остаются в постоянном затруднении относительно полового поведения. К счастью, любовь или сильное увлечение обычно преодолевают негативизм в половых отношениях, которые теряют оттенок болезненно напряженной соревновательности, чуть ли не наступления и обороны, скепсиса и насмешки.

Культурно-исторические программы

Вне взаимодействия с обществом, с исторически накопленной человечеством культурой дитя вида homo sapiens не развивается в человека разумного.

Это с абсолютной ясностью показывают строго запротоколированные случаи выживания детей в природных условиях без контакта с людьми. В этом случае, вырастая, дитя человеческое не обретает специфически человеческих характеристик.

Признаки, отделяющие человека от высших животных . Выросшее вне социума дитя не приобретает самосознания, прямохождения, способностей смеяться, разговаривать, трудиться.

Оно не может верить в Бога. Наслаждаться искусством. Убивать, судить, пытать и казнить друг друга. Развивать технику и технологии. Хоронить и заботиться о могилах. Вести научные изыскания. Разрушать творения друг друга. Заключать общественные договоры, соблюдать или нарушать их. Эксплуатировать и грабить. Поздравлять с днем рождения и праздниками.

Оно не способно пользоваться вилкой и горшком, соблюдать этикет и ритуал. Иметь понятия чести, стыда и совести. Культивировать растения и скот. Обмениваться товарами. Изобретать и творить.

Процесс, в котором индивидуальность формируется под влиянием ее культурной обстановки, есть очеловечение . Индивидуальный биологический организм недостаточен для очеловечения человека.

Невозможно преувеличить власть и влияние культуры на человеческое существо.

Новорожденный — только кандидат в человека. Исторически накопленная культура обеспечивает для индивида второе, культурное, собственно человеческое, рождение.

Культура сильнее, чем смерть. Самим фактом своего длящегося существования культура дает человеку энергетическое бессмертие, а идеей вечной жизни — бессмертие его душе.

Воспитательно-образовательная сущность культуры . Культурное поведение есть результат усвоения образцов, которые могут быть приобретены и переданы от одного индивида и поколения к другим. Сущность этих образцов — значения и смыслы, которые нельзя постигать одними чувствами. Культура — искусственная окружающая среда, существование которой обусловлено способностью людей к передаче и восприятию символов .

Культура — сложное целое. Она включает в себя язык, идеи, верования, обычаи, законы, учреждения. А также инструменты, методы, произведения искусства, ритуалы, церемонии. И, конечно, способности и привычки, приобретенные человеком.

Культура существует только благодаря возможности ее накапливать и изменять. Эта возможность предопределена обучаемостью и воспитуемостью людей, с одной стороны, и усвояемостью культуры индивидом — с другой.

Инкультурация может должным образом быть расценена как процесс, которым социокультурная система внедряется в восприимчивого ребенка. Именно этот процесс делает возможным существование социума, очеловечение ребенка и непрерывность культуры.

С давних пор человек должен был убедиться в слепоте и недостаточности инстинктов для сохранения жизни и продолжения рода. Он выработал известные правила физической, духовной и умственной гигиены. Функция образования человека — его воспитания и обучения  — в том и состоит, чтобы помочь людям усвоить эти правила.

Природные задатки человека могут проявиться в нем и актуализироваться исключительно только благодаря воспитанию, упражнению, обучению, испытанию трудностями в новых и новых ситуациях. "Соавторами" природы в становлении человека человеком выступают все процессы социализации, инкультурации, научения — присвоения индивидом культурно-исторического опыта людей. Образование, т.е. помощь человеку в ускоренном и углубленном, системном и целенаправленном усвоении культуры, также является средством социализации.

Способность воспринимать и транслировать культуру входит в число фундаментальных свойств человека. Она варьируется в весьма широких границах. Эти степени индивидуальных различий представляют для педагогической антропологии первостепенный интерес. Равно как и факторы созревания и колебаний основополагающих способностей, способы их развития.

По своей природе личность поэтапно развиваема, пластична, изменчива; ее развитие протекает как сложное взаимодействие разворачиваемых во времени внутренних и внешних программ. Внутренние, наследуемые, программы обеспечивают воспитуемость и обучаемость человека, а внешние — средовые, культурные — его воспитание и обучение.

Формирование личности невозможно, на самом деле существует только становление личности. Личность может только саморазвиваться. Все, что личность приобретает, присваивая культуру, проходит через фильтры неповторимого своеобразия, и эта работа по присвоению культуры может осуществиться личностью только самостоятельно.

Воспитание в силах помочь (или помешать) личности в этом труде самосотворения, оно способно повысить (или понизить) эффективность диалога становящейся личности с миром культуры.

Культурные объекты . Человеческая психика опосредствована культурными объектами.

Культурный объект — это "предмет", созданный человеком для человека. Например, вилка, стол, горшок — простые культурные объекты. С них-то и начинается очеловечение ребенка. Естественный язык или симфония — это сложный культурный объект.

Рассмотрим ложку как культурный объект. В ней воплощена, зашифрована и закодирована колоссальная исторически накопленная культура. Прежде всего, логика. Культура мысли.

Когда ребенок научается пользоваться ложкой правильно, т.е. не просто засовывать ее в рот, как и любой другой существующий в мире предмет, чтобы испытать ее на вкус и податливость еще не существующим зубам. А для того, чтобы с ее помощью есть, питаться.

Ребенок, который расшифровывает заложенную в устройство ложки логику, совершенно не осознаваемо приобретает для себя знания о последовательности событий в мире. Оказывается, сначала нужно пищу почерпнуть ложкой, а потом уж отправить ее в рот, да еще и вместе с пищей! И никак иначе.

Культурный объект ложка — вещь страшно хитрая. В самом ее устройстве опредмечена вся предшествующая изобретению ложки премудрость человечества. Эстетическая, гигиеническая, технологическая.

Современная столовая ложка с закругленной ручкой появилась сравнительно недавно — около 1760 г .

Культурный объект воплощает в себе колоссальный опыт мириад живших до нас людей. И когда новый жилец Земли научается пользоваться культурным объектом, он распредмечивает этот исторически накопленный опыт. То есть присваивает, делает своей культуру, опредмеченную в вещах, которые созданы человеком для человека.

Благодаря туалетному (горшковому) воспитанию ребенок делает колоссальный рывок в своем развитии. Он "оцивилизовывается". Правильно пользоваться горшком — значит распредметить колоссальную культуру, воплощенную в устройстве этого культурного объекта.

Опредмечивание—распредмечивание . Чтобы стать человеком, надобно распредметить множество всевозможных культурных объектов разной степени сложности.

Но и этого мало. Нужно еще учиться опредмечиваться.

Когда человек мастерит стол, он вкладывает в этот культурный объект свои знания, мастерство, искусство, ремесло. Он отчасти превращается в этот стол. Он опредмечивает в нем свои способности, опредмечивается.

Сущность человека — в непрерывном распредмечивании и опредмечивании культурных объектов.

Опредмечиваясь, человек развивает свои сущностные силы. Он совершенствуется.

Распредмечивание одних и тех же культурных объектов и опредмечивание способностей в них может происходить с разной глубиной.

Например, если я научился просто включать и выключать телевизор, то я распредмечиваю его поверхностно. Если же я могу починить телевизор, а потом собрать его так, чтобы не осталось лишних деталей, то я распредмечиваю его с гораздо большей глубиной и отчасти опредмечиваюсь в нем.

Но если я могу сконструировать, а то и собрать новый телевизор, это значит, что я распредметил этот культурный объект с очень большой степенью глубины. Глубоко усвоив принципы его устройства, я в силах глубоко опредметить в нем мои знания и умения.

Человек настолько человек, насколько он способен опредметиться. А для этого ему необходимо предварительно распредметить энное число культурных объектов.

И потому круг вещей, в который я опредмечиваюсь, характеризует меня как человека.

Если я читаю лекции, то я лектор. Если я читаю плохие лекции, я плохой лектор. Если я умею сталкивать людей лбами и устраиваю подлости, значит, я подлец.

Человек есть то, что он делает.

Этот непрерывный процесс распредмечивания и предопределяет собой процесс приобретения способ ностей, т.е. овладение способ ами деятельности.

Когда ребенок делает "пи-пи" и "а-а" где и когда ему захочется, и его никто не поправляет, никакого воспитания и нет. А когда с ним производят операции, которые называются туалетным воспитанием, начинается собственно воспитание. Оно заключается в том, что ребенок научается пользоваться культурным объектом. И он делает колоссальный рывок в своем человеческом развитии.

Распредмечиваемый культурный объект резко ускоряет психическое развитие. Более того, он составляет содержание этого психического развития.

Человек есть сплошной поток распредмечиваний и опредмечиваний культурных объектов. Если я чего-то не знаю, положим, голландского языка, и изучаю его, я распредмечиваю культурный объект под названием "голландский язык". Научившись им пользоваться, я его распредметил, и, пользуясь им, я опредмечиваюсь в нем .

Человек жив исторически накопленной культурой, которую он присваивает, научаясь пользоваться культурными объектами. Правильно ими пользоваться.

Человек становится человеком благодаря присвоенной им части культуры. Но он не может этого сделать непосредственно. Он приобретает ее через культурные объекты — предметы, орудия и знаковые системы.

Знаковые системы суть величайшие по значимости культурные объекты.

Закон орудийно-знакового опосредствования развития

Культура насквозь "знаковая", символичная. И в развитии приобретающего культуру индивида не имеется никакой промежуточной стадии, ни логической, ни неврологической, между символическим и несимволическим поведением. Индивид или способен к символическому поведению, и тогда он человек. Или не способен, и тогда он еще не человек.

Жизнь слепоглухих детей со всей ясностью обнаруживает это. Когда, благодаря помощи преподавателей, они преодолевают изоляцию, на которую их обрекала слепота и глухота, и начинают контактировать с миром культурных смыслов и ценностей, их превращение в растущих людей происходит мгновенно.

Процесс усвоения культуры в ходе воспитания фиксирует тот факт, что обучать и воспитывать можно только посредством знаковых систем и через предметы, созданные человеком для человека. Этот закон развития личности с помощью культурных образцов — едва ли важнейший с содержательной точки зрения из законов сущего.

Знаковое опосредствование — базовое понятие культурно-исторической теории Л.С. Выготского, обозначающее способ управления поведением, осуществляемый самим индивидом. Все психическое развитие рассматривается как изменение структуры психического процесса за счет включения в нее знака, что ведет к преобразованию природных процессов в культурные.

Знаковая природа культуры делает возможным общение, как непосредственное, так и опосредствованное — через искусство, науку, книги, средства массовой информации и т.д.

Родина как исток и тайна воспитания . Без родины человек не может стать ни нормальным, ни полноценным.

Тайна становления родного у человека прежде всего — в родном языке и в ощущениях.

Как возникает ощущение этнической принадлежности? Из ощущения дома — привычного, понятного.

В течение трех—пяти лет после рождения у ребенка складывается на базе общения чувство родного .

То, что для него было близким, знакомым и приятным в первые годы его жизни, — это и определяет его этническую принадлежность. Она ему кажется единственно возможной. И самой лучшей.

Все лучшее в родном — обычаи, нравы, кухня, праздники и т.д. По терминологии Л.Н. Гумилева, — в системе общей жизни .

Только став членом этноса, развивающийся индивид приобретает собственно человеческие характеристики.

Для того чтобы стать членом этноса, нужно войти в состав этноса. Это значит — разделить с той или иной группой людей общую деятельность и судьбу.

Это персональное отношение человека, который получил воспитание, вошел в эту среду. Тот, кто привык жить в горах, не будет жить на равнине. Кто привык жить на островах, для того скучна степь.

И тут уже не имеют никакого значения ни половая принадлежность, ни возрастная. Люди начинают тянуться друг к другу, они нуждаются друг в друге.

Родной язык и развити е. Родной язык сам по себе не может образовать этноса, но он откладывает очень сильный отпечаток на этническое самосознание любого человека.

К.Д. Ушинский показал, что в языке претворяются в мысль, картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления — весь глубокий голос родной природы и вся история духовной жизни народа.

Результаты жизни каждого поколения остаются в языке — в наследие потомкам. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая прошедшие поколения с живущими и грядущими.

Усваивая родной язык, ребенок усваивает не только слова, их сочетания и парадигматику, но бесконечное множество понятий и отношений. Дети усваивают из родного языка и способов его употребления воззрения на предметы. Множество мыслей, чувств, образов.

Бессознательно усваивая логику и философию языка, дети приобретают логические понятия и философские воззрения.

Преимущественно посредством языка ребенок узнает структуру общества, в котором он рожден, и свое собственное место в этом обществе.

Люди, объединенные одним и тем же родным языком, всегда будут иметь некоторые общие черты в отношении к миру, в понимании мира, в характере реакций на события окружающей среды, в способах самовыражения.

Родной язык — один из наиболее важных инструментов социализации во всех человеческих обществах и культурах.

Родной язык — это страшная сила. Великую мощь родного языка, который накладывает свой особый отпечаток на разные группы людей, великолепно продемонстрировал академик Л.В. Щерба (1880— 1944). Он блестяще показал, что грамматика обладает колоссальной формирующей сознание силой.

Искусств о. Искусство порождается базальной потребностью человека в осмыслении мира. Искусство основано на сомнении и вопрошании. С незапамятных времен человек стремится понять цель стихий, значение своего пути от рождения до смерти и природу сил, которые им движут.

Это понимание необходимо для выживания человека в мире, особенно когда окружающая его среда проявляет враждебность, когда он, малосильный и беззащитный, стоит перед лицом неизбежной гибели, катастроф и катаклизмов.

В непонятном мироздании человеческая жизнь непрочна, ненадежна. В бессмысленном мире человеку нельзя смириться со страданиями, потерями, лишениями, обидами и разочарованиями. В неосмысленном мире человек не может выразить ни своей очарованности жизнью, ни экстаза — восторженного веселья.

Искусство изучает человека и мир человека с той же скрупулезностью, что и наука, но с помощью художественного образа. Наука же — с помощью понятия, логически оформленной общей идеи.

В отличие от понятия, которое схватывает только общее и всеобщее, художественный образ начинается с единичного.

Образ есть конкретный жизненный пример, узнаваемый и как будто общедоступный. Поэтому его легче сопоставить с исключительным, казалось бы, жизненным опытом каждого воспринимающего искусство. Но одновременно, и в этом суть дела, данный конкретный случай похож на массу подобных ему.

Художественный образ — это сродство отдельного с общим, притом созданное воображением в порядке умственного эксперимента. Он соединяет общие закономерности с индивидуальным явлением, которое на самом деле совсем не выглядит случайным.

Понятийное мышление и противостоит образному мышлению, и сочетается с ним.

Образ эмоционален, понятие бесстрастно. Образ позволяет изучать детали поведения человека, при этом испытывать к нему симпатию или антипатию.

Наконец, искусство — игра, а игра дает удовлетворение, которое как ничто другое примиряет человека с его лишениями, потерями и жертвами.

Каждый из видов искусства имеет свой язык, свою систему символов. Несмотря на кажущуюся общедоступность языка искусства, ему необходимо учиться. Интерпретация искусства требует от человека овладение искусством интерпретировать его образы — особые знаковые системы.

Велико значение эмоций, настроений, переживаний, даваемых впечатлениями от художественных произведений. Воспитательная и образовательная программа искусства грандиозна и неисчерпаема. Она базируется на признании могущества знаковых систем в подсознательных процессах развития личности.

Другие неосознаваемые воздействия среды

Главный воспитатель — не отдельный педагог, а общество и жизнь в целом.

Нравы, социальные условия, политические институты, религиозные верования предопределяют так называемое естественное воспитание, которое происходит без его осознания, без вмешательства воли, под влиянием бытия в целом.

Общество воздействует на растущего человека системой ценностей, языком, образцами поведения, традициями и т.д. Занятия людей, разделение труда — тоже факторы неосознаваемого воспитания человека. Сильнейшее влияние на человека оказывают войны. И смеховая культура — анекдоты, песенки. Существуют воздействия политические, идеологические и другие.

Влияние традиций. Ребенку обществом передается масса наблюдений и мыслей нынешнего и прежних поколений. Эти наблюдения и мысли передаются обычно как традиционный материал, который во многих отношениях имеет тот же характер, что и фольклор.

Ребенок ассоциирует новые восприятия с всею массою этого традиционного материала. Он ассоциирует явление с несколькими толкованиями, которые предполагаются известными, и удовлетворяется сведением нового восприятия к этим заранее известным фактам. Результат этого процесса почти полностью зависит от характера традиционного материала.

В этом главным образом заключается огромное влияние фольклора на становление образа мыслей.

По мере развития цивилизации мышление становится все более и более логичным. Но не потому, что каждый человек все более последовательно и строго развивает свою мысль. А потому, что традиционный материал, передаваемый каждому индивидууму, полнее и тщательнее продуман и разработан.

Воспитательные программы есть у религии, права, власти, экономики. Так, законодательство воспитывает знанием о том, что запрещено, а что разрешено в этом обществе.

Особенно сильно на ребенка с детства влияют разные формы социального, возрастного и умственного неравенства людей.

Неравенство людей. Люди неравны от природы. Равенство телесное недостижимо. Равенство способностей в полной мере невозможно. Утопично равенство социальное и политическое.

Если бы мы ослеплялись мечтами о всеобщем равенстве, то нам пришлось бы сделаться его жертвами. Равенство возможно только на низшей ступени духовного развития.

Абсолютная и относительная бедност ь. Богатство и бедность — проявления полярных и амбивалентных устремлений в природе человека. Разумеется, оба они коренятся в неотъемлемых потребностях человека как общественного существа. И, конечно же, оба они видоизменяются социализацией и воспитанием как ее составной частью.

Устремление к богатству неразрывно связано со стремлением к власти, влечение к бедности — с наклонностью к подчинению.

Абсолютная бедность, или нищета, есть нехватка самого необходимого для поддержания жизни. Необходимого питания, санитарно-гигиенических условий, одежды и обуви.

Относительная бедность есть характеристика материального благосостояния, которое находится ниже усредненного для данного общества в настоящий момент его истории стандарта.

В России абсолютная и относительная бедность масс выступает глубинной причиной социальных катаклизмов начала и конца XX столетия . Специфика России заключается в особенной жадности эксплуатации. Отсюда — безысходность обездоленных, невозможность выбиться из нужды.

Ненависть бедных к богатым сопряжена, прежде всего, с завистью и идеей грабежа как ближайшего и скорейшего способа обогащения. Но для отнятия богатств необходима хоть какая-то видимость оправдания. Таковая принимает форму идеологии. Это чаще всего идея "дурного чужого", инородного, "не своего".

Вот почему в проблему бедности входит и проблема этноцентризма, национализма, ксенофобии.

Рядом стоит идея богатого как плута, вора. Идея "сам — грабитель" составляет ядро лозунга "экспроприация экспроприаторов".

Безысходность бедности нашептывает беднякам, что всякий небедный — обманщик, плут. Абсолютный бедняк — человеконенавистник или, как минимум, жестокий завистник. Отсюда — неизбывный успех у абсолютных бедняков призывов "экспроприации экспроприаторов" ("грабь награбленное").

Ограбление богатых, но недостаточно защищенных в мировом масштабе — наиболее привлекательная для масс идея национал-социализма, большевизма, любого тоталитаризма. Она же, эта идея всеобщего отнятия любых богатств и их источников, лежит в основе любого стремления к мировому господству, любого завоевания.

Но нельзя ограбить того, кто обладает юридической силой. Этот последний сам грабит тебя. Его приходится уважать, считаться с ним и даже почитать.

Например, пока аристократия обладала значительной юридической властью, ее не только терпели, но и уважали. Когда дворяне утратили привилегию эксплуатировать и угнетать, люди стали воспринимать их как паразитов, не выполняющих какой-либо реальной функции в управлении страной.

Ни угнетение, ни эксплуатация сами по себе никогда не являются главной причиной ненависти бедных к богатым. Массы чувствуют, что власть выполняет определенную функцию и приносит пользу. Эксплуатация и угнетение не так уж плохи для огромного числа людей, склонных к подчинению. Кроме того, угнетенные жаждут "порядка", который в их понимании означает законность их эксплуатации. "Порядок" в восприятии эксплуатируемых масс означает гарантированную минимальную заботу угнетателя об угнетенном.

Богатство, которое не эксплуатирует, совершенно ненавистно для бедных. Ведь оно означает отстраненность от угнетенного. Необразованные люди не в силах осознать позитивной функции богатства, отправляемой им в производстве и обществе, в структуре рабочей силы и росте потребления.

Преследуют и грабят только лишенных силы или утрачивающих силу людей. Уничтожение тех или иных групп с целью отнятия их собственности совсем не обязательно является реакцией на значение и мощь этих групп. Наоборот, жертвой грабежа всегда становится в первую очередь юридически слабый имущий, политически незащищенный.

Так происходит во времена погромов и завоевательных войн. Так было во времена инквизиции. Именно так действовал национал-социализм, равно как и интернационал-социализм, и другие тоталитарные режимы в XX в.

Поколени я. Дурно воспитанная молодежь склонна рассматривать старшее поколение как чужой "вид". Мотивация странных, даже причудливых способов поведения остается у скверно сформированных молодых людей неосознанной.

У расстройств, которые ведут к ненависти и войне между поколениями, причины двоякого рода. Во-первых, при темпе развития, определяемом в нынешней культуре быстрым ростом технологий, критически настроенная молодежь справедливо считает устаревшей значительную часть традиционного достояния, которое все еще хранит старшее поколение. Во-вторых, на молодежь ложится основная тяжесть безработицы, как и бремя устройства в жизни — обретение ее смысла.

Выводы для воспитания. Наука педагогики призвана предупреждать и исправлять случайные отрицательные стороны самопроизвольного воспитания человека.

Педагог-человек в силах помочь растущим людям брать из жизни лучшее и не брать худшего.

Развитие личности в ственномумственном отношении лишь тогда прочно, когда личность выработала в себе потребность критического взгляда на всё, в чем ее стараются убедить.

Развитие личности в нравственном отношении лишь тогда вероятно, когда общественная среда позволяет и поощряет развитие самостоятельного убеждения. Когда личность осознала, что ее достоинство заключено в ее убеждении и что без уважения достоинства чужой личности нет пиетета к собственному достоинству.

Как совместить все виды неравенств без зависти, катаклизмов и трагедий?

Здесь колоссальную роль играет умное воспитание, нацеленное на профилактику душевных катастроф и напряжений, которые возникают при сравнении людей друг с другом. Прежде всего, важна воспитательная профилактика зависти, жадности и легкомыслия. Необходимо также воспитание любви к преодолению трудностей и обучение простым истинам бытового бюджета. Наконец, надобно обучить пониманию природы бедности.

Материальная предпосылка превалирования среднего класса в системе общества — заработная плата за любой труд, способная обеспечить достойное в данном обществе проживание. Низкие зарплаты порождают синдром безысходности.

Не менее ценно равенство прав, равенство всех людей перед законом, равенство формальных возможностей для участия в политике и культуре.

Защитить молодость, помочь ей в жизненном самоопределении значит развить ее природные дарования с помощью воспитания и обучения .

С помощью воспитания можно серьезно уменьшить степень социального неравенства. Надобно воспитывать людей в меру активных и одновременно способных подчиняться. Людей, которые желают и умеют жить полно, достойно и красиво, избегая каких-либо крайностей в чем бы то ни было.

Профилактика бедности — увеличение возможностей для социальной мобильности. Здесь очень важно обеспечить равенство старта в образовании.

Наиболее существенным шагом в экономическом развитии человечества стало возникновение в XX в. новой системы создания богатства, основанной на умственных ственныхспособностях человека. Знания стали ключом к экономическому росту.

Рост богатства индивида и общества, стало быть, напрямую зависит от более равномерного распространения качественных знаний.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Педагогика










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.