Ваш комментарий о книге
Пронин В.А. Теория литературных жанров
Литература
Алгебра и гармония жанра
1. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. - М., 1996.
2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.
3. Веселовский А.Н. Избранные статьи. - Л., 1939.
4. Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т. 1-2. - М., 1997.
5. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике. Кн. 3. - М., 1958.
6. Гинзбург Л.Я. О лирике. - Л., 1964.
7. Кожинов В.В. Происхождение романа. - М., 1963.
8. Лотман Ю. О поэтах и поэзии. - СПб., 1996.
9. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. - М., 1986.
10. Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. - М., 1964.
11. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977.
12. Шайтанов И.О. Мыслящая муза. - М., 1989.
Элегия и ода - спор равных
1. Гуковский Г.А. Элегия XVIII в. - Русская поэзия XVIII в. - Л., 1926.
2. Гуковский Г.А. К истории русской оды XVIII в // Поэтика. Т. 3. - Л., 1927.
3. Державин Г.Р. Рассуждения о лирической поэзии или оде.
4. Русская элегия XVIII - начала XX века. - Л., 1991.
5. Тынянов Ю.Н. Ода как ораторский жанр // Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977.
6. Французская элегия XVIII-XIX веков в переходах поэтов пушкинской поры. - М., 1989.
7. Фризман Л.Г. Жизнь лирического жанра. Русская элегия от Сумарокова до Некрасова. - М., 1973.
8. Шевырев С.В. История поэзии. - М., 1835.
Эпиграмма и эпитафия - опасное сходство
1. Греческие эпиграммы. - М.-Л., Academia, 1935.
2. Русская эпиграмма XVII-XIX вв. - Л., 1958. - (Библиотека поэта).
3. Русская стихотворная эпитафия. - СПб., 1998. - (Новая библиотека поэта).
4. Русская эпиграмма (XVIII - начало XX в.). - Л., 1988. - (Библиотека поэта).
5. Царькова Т.С. И в эпитафии напишут //»Звезда», 1997, № 10.
6. Эпиграммы греческой антологии. - М., 1999.
Сонет - мир в миниатюре
1. Гармония противоположностей. Аспекты теории и истории сонета. Тбилиси, 1985.
2. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. - М.-Л., 1984.
3. Гроссман Л. Поэтика сонета. Проблемы поэтики. - М.-Л., 1928.
4. Жирмунский В.М. Теория стиха. - М., 1975.
5. Михайличенко Б.С. Теория сонетного жанра. - Самарканд, 1995.
6. Проблема теории стиха. - Л., 1984.
7. Русский сонет. Сонеты русских поэтов XVIII - начала XX в. - М., 1983.
8. Русский сонет. - М., 1998.
9. Федорова Л. Суровый Дант и насмешливый Кибиров //»Литературная учеба», 1998, № 2.
Стансы - завидное постоянство
1. Жирмунский В.М. Теория стиха. - Л., 1975.
2. Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение. - Л., 1959.
От мадригала к эпиталаме
1. Гроссман Л. Борьба за стиль. Опыт по критике и поэтике. - М., 1927.
2. Шульговский В. Занимательное стихосложение. - Л., 1926.
Послание бесценному другу
1. Аренштейн Л.М. Пушкин. Непричесанная биография. - М., 1999.
2. Борухович В.Г. Квинт Гораций Флакк: Поэзия и время. - Саратов, 1993.
3. Вересаев В.В. Пушкин в жизни. - М., 1984.
Причуды баллады
1. Английская и шотландская баллада. - М., 1988.
2. Воздушный корабль. Русская литературная баллада. - М., 1984.
3. Кулагина А.В. Русская народная баллада. - М., 1977.
4. Народные баллады. - М.-Л., 1965.
5. Немецкая народная баллада. - М., 1959.
6. Путилов Б.Н. Славянская историческая баллада. - М.-Л., 1965.
7. Русская баллада. - М.-Л., 1936.
8. Смирнов Ю.И. Восточнославянские баллады и близкие им формы: Опыт указателя сюжетов и версий. - М., 1980.
9. Эолова арфа. Антология баллады. - М., 1989.
Жанр как подражание
1. Восточные мотивы. Стихотворения и поэмы. - М., 1985.
2. Гаспаров М. Русские стихи 1890-х - 1925-го годов в комментариях. - М., 1993.
Задания для самостоятельной работы
Алгебра и гармония жанра
1. Нарисуйте схему разделения литературы на роды и виды.
2. Представьте в виде таблицы жанровую систему А.С. Пушкина.
3. Можно ли назвать эпическим героем Чичикова? Григория Мелехова? Клима Самгина? Аргументируйте свое суждение.
4. Приведите примеры различного обозначения пьес А.Н. Островского.
5. Какие из поэм ближе к эпическому роду, а какие - к лирическому?
6. Приведите примеры новеллистических циклов.
7. Выделите из «Записок охотника» И.С. Тургенева произведения, которые ближе к рассказам, а другие - к очеркам.
8. Подберите суждения поэтов о сущности лирики.
9. Какие из жанров исчезли из современного литературного процесса?
Элегия и ода - спор равных
1. Выделите в поэзии К.Н. Батюшкова стихотворения, написанные в жанре элегии. Отметьте, как изменились умонастроения поэта и как это отразилось в эволюции элегического жанра.
2. Сравните элегии Ф.И. Тютчева с его переводами из поэзии А. Ламартина и Г. Гейне. Отметьте сходство проблематики и образных средств.
3. Проведите сопоставительный анализ двух переводов В.А. Жуковского стихотворения Т. Грея «Сельское кладбище».
4. Найдите примеры одической строфы в русской поэзии.
5. Чем можно объяснить большую жизнеспособность жанра элегии по сравнению с одой?
6. Найдите у Козьмы Пруткова и Саши Черного примеры пародирования элегического и одического стилей.
Эпиграмма и эпитафия - опасное сходство
1. Вспомните эпитафию на могиле А.С. Грибоедова. Дайте к ней историко-биографический и стилистический комментарий.
2. Приведите примеры использования эпитафии в сатирическом плане.
3. Какие черты роднят «Парижские эпиграммы» Вяч. И. Иванова с античной эпиграмматической традицией?
4. Приведите примеры использования гротеска, оксюморона, каламбура, перифразы, гиперболы и т.д. в эпиграммах Д.Д. Минаева, Саши Черного, С.Я. Маршака.
5. Проанализируйте «Эпитафию Фра Филиппо Липпо» Александра Блока.
6. Найдите в текущей периодике эпиграммы. Соответствуют ли они критериям жанра?
Сонет - мир в миниатюре
1. Найдите сонеты А.С. Пушкина, написанные в 1830 г., и отметьте, какие нарушения норм жанра допускает поэт. В чем проявляется связь его сонетной лирики с ренессансной поэзией.
2. Писал ли сонеты М.Ю. Лермонтов? Если да, приведите примеры.
3. Проиллюстрируйте примерами итальянский, французский и английский варианты сонетов.
4. Раскройте на примерах последовательность композиции сонета. А часто ли она нарушается? Приведите примеры.
5. Сравните содержание сонета И.А. Бунина «Эпитафия» с его же новеллой «Легкое дыхание». В чем обнаруживается перекличка?
6. Найдите у современных поэтов примеры любовного и иронического сонета. Есть ли совпадение пафоса и шутки.
Стансы - завидное постоянство
1. Найдите в русской поэзии стихотворения в жанре стансов, названия которых не обозначены как стансы.
2. Как использовал В.В. Набоков жанр стансов в своей лирике?
3. Прочтите внимательно это стихотворение:
1
В ночи без фонаря с аптекой
исхода тоже не найдешь.
А шею запросто свернешь,
не протянув и четверть века.
2
Безбожья не преодолеешь
осатаненьем и божбой.
От смертной скуки впав в запой,
лишь самому себе довлеешь.
3
В Господень Рай не внидешь с ломом.
Не надо стекла выбивать.
Нам должно все одушевлять,
орудуя чистейшим Словом.
4
Уже выносятся святые.
Не гневайся, не брезгуй, верь,
товарищ, и уже теперь
вспрянь ото сна, не жди Россию.
Решите, почему Тимур Кибиров назвал его «Стансы». Прав ли автор? Найдите в тексте поэтические реминисценции.
От мадригала к эпиталаме
1. Как воплощен брачный ритуал в эпиталамах поэтов-эллинистов?
2. Какое отражение в русской поэзии нашел свадебный обряд? Приведите примеры образцов свадебных песен.
3. Найдите образцы мадригалов в поэзии М.Ю. Лермонтова.
Послание бесценному другу
1. Приведите примеры использования эпистолярной формы в литературе XIX-XX вв.
2. Составьте перечень адресатов посланий А.С. Пушкина.
3. Найдите образцы жанра дружеского послания в современной лирике.
Причуды баллады
1. Сравните переводы баллады Ф. Шиллера «Перчатка» В.А. Жуковского и М.Ю. Лермонтова. Отметьте различия в деталях сюжета и стихосложении.
2. Какие исторические события из жизни российского государства наиболее часто становились содержанием баллад?
3. Прочтите внимательно стихотворение А.А. Ахматовой «Сероглазый король». Какие признаки жанра баллады в нем присутствуют? Какие события подразумеваются в контексте?
4. Проанализируйте баллады Н.С. Тихонова. В чем причина их былой популярности и сегодняшнего забвения?
5. Найдите примеры балладного жанра в поэзии Б. Слуцкого, Л. Мартынова, Е. Евтушенко, Д. Самойлова, Б. Ахмадулиной и других поэтов-шестидесятников.
Жанр как подражание
1. В каких случаях А.С. Пушкин использовал гекзаметр?
2. Приведите примеры терцин в поэзии романтиков и поэтов серебряного века.
3. Что роднит современные эклоги с античными?
4. Какова проблематика газелей поэтов серебряного века?
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел литературоведение
|