Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Богданов К. О крокодилах в РоссииОГЛАВЛЕНИЕПредисловиеДекларируя изучение «духовной культуры», гуманитарная наука апеллирует к понятию, популяризацию которого принято связывать с Вильгельмом фон Гумбольдтом. «Духовная культура», по Гумбольдту, обозначает религиозно-нравственные представления, санкционированные опытом государственной жизни и приводящие к социальному совершенствованию 1 . Современное истолко вание того же понятия варьирует, но в общем подразумевает поня тия (а попросту говоря — слова), выразившие собою идеологию европейского Просвещения: «опыт», «дух», «культура», «общество» и т.д. Не нужно доказывать, что общественные идеалы небезразличны к выражающим их словам. Знаменательно, что и само сло во «идеология» было введено в научно-публицистический оборот (в работе Антуана Дестю де Траси «Элементы идеологии», 1815) в качестве понятия, обозначающего не что иное, как систему слов, атрибутивных к ценностным установкам западноевропейской ци вилизации. Появившиеся вослед книге де Трасси десятки несравнимо более рафинированных дефиниций «идеологии» не меняют справедливости исходного к ним определения 2 . Сегодня, как и во времена Трасси, предполагается, что в основании любой поли тической культуры (а шире — «культуры вообще») заложен набор «ключевых понятий», предполагающих их соотнесение с «ключе выми понятиями» другой культуры. Условием же самого этого соотнесения — в терминах кросскультурной коммуникации — мыс лится установление набора сравнительно общих ценностей чело веческой цивилизации (таковы, например, по классификации К.С. Ситарама и Р.Т. Когделла, «иерархия», «агрессивность», «патриотизм», «религия», «авторитаризм», «деньги») 3 . Но каким образом можно судить об определенности выражаемых этими цен ностями социокультурных метанарративов (grand recits, master narrative), т. е. тех «главенствующих повествований», которые, с одной стороны, определяют возможность целостного представления об обществе, а с другой — убеждают в том, что существуют разные общества и разные культуры 4 . Какими языковыми средствами достигается в этих случаях медиальная и коммуникативная прагматизация «ключевых понятий» идеологии? Исследователи-обществоведы в целом согласны, что отношение к языку — важнейший критерий идеологического прожектер- 6 ства и социального экспериментаторства. Изменения в жизни об щества не только сопровождаются дискурсивными трансформаци ями, но и неосуществимы вне этих трансформаций. Контроль над обществом — это также контроль над его языком, «создание» об щества — это «создание» его языка. Привычной и в общем уже тривиальной иллюстрацией на этот счет является фантасмагория Джорджа Оруэлла «1984», где правители тоталитарного государства опираются на специально сконструированный — контролирую щий, но потому же и контролируемый — язык. Радикализованная Оруэллом картина становится, однако, нетривиальной, если за даться вопросом о том, к какому языку апеллируют предполагае мые или реальные строители общества. Новояз в придуманном мире Оруэлла отличен, например, от языка, который, по мысли графа де Местра, мог бы стать основой чаемого им новоевропейс кого мира. Это — уже не новояз, но древняя латынь (замечу попут но, что Исайя Берлин ошибался, проводя в данном случае парал лели между де Местром и фашистами, языковая политика которых напоминает именно Оруэлла) 5 . Едва ли случайно, что, как и в ро мане Оруэлла, в истории России претензии власти выражаются в претензиях самих властителей решать вопросы языкознания: Петр правит корректуры опытов новой русской азбуки и дает наставле ния в практике перевода с иностранных языков 6 , Екатерина II декларирует примеры языкового пуризма и озабочена созданием сравнительного словаря всех известных языков мира 7 , Павел I цензурирует общественно-политический лексикон 8 , Николай I поры вается реформировать традиционную графику польского языка заменой латинского алфавита — русским 9 , Ленин проводит рефор мирование русской орфографии, Сталин дарует отечественной науке доктринальное руководство по общему языкознанию 10 . В своем понимании «идеологии» де Трасси, отталкиваясь от эмпирической философии Джона Локка, заложил основы аргумен тации, позволяющей думать, что появление новых и/или реабилитация старых слов и значений характеризуют дискурсивные предпочтения власти и способствуют формированию идеологичес ки поощряемого и — в перспективе — социально доминирующего словоупотребления. Для самого де Трасси примером такого словаря могла служить «Энциклопедия» Дидро—Д'Аламбера, продемонстрировавшая читателю понятийные ориентиры «духов ной» и политической культуры эпохи Просвещения. События Французской революции показали, однако, и то, что идеологичес кие конфигурации в иерархии «словарных» предписаний вариатив ны, а чтение даже самых хороших книжек непредсказуемо по сво им социальным последствиям 11 . Можно сказать так: читатель Энциклопедии, хотя и ограничен набором включенных в нее слов, Предисловие 7 в своем социальном опыте в той или иной степени волен отдавать предпочтение одним понятиям идеологии перед другими. В опре деленном смысле это именно тот случай, когда постулат, лежащий в основе социального конструктивизма о реализуемой эффектив ности символических ценностей, оправдывает коррективы Ирвинга Гофмана: сценарии повседневности всегда оставляют место для случайностей, поскольку «весь мир — не театр, во всяком случае, театр — еще не весь мир» 12 . Помимо актеров и статистов, существу ет, так сказать, сопротивление материала. Вопрос о «словаре идеологии» представляется поэтому слож ным прежде всего в прагматическом отношении. Чем определяется идеологически доминирующий облик «духовной культуры» того или иного (со)общества? С оглядкой на власть, в России нашлось место как лингвистическим фантазиям де Местра, оказавшимся созвучными историософским утопиям архаистов 13 , так и лингви стическому экспериментаторству, напоминающему о «1984», — лексическим инновациям правления Петра I 14 , эпохи «просвещен ного абсолютизма» 15 , времени установления советской власти 16 и, наконец, недавней к нам «перестроечной» поры, которая также выразила себя в языковых новшествах, проиллюстрировавших ра дикальность идеологических перемен («гласность», «демократия», «застой», «человеческий фактор», «приватизация» и мн. другие) 17 . Какие же слова можно считать наиболее адекватно выражающими «ключевые понятия» идеологии или, в более расширитель ном смысле, «ключевые понятия» культуры? 18 Можно предполо жить, что необходимым условием выделения круга таких слов служит их коммуникативное обособление, но что предопределяет и поддерживает это обособление на фоне других слов? Культурные и психологические факторы делают возможным сосуществование социальных конвенций, оправдывающих идеологически диссонирующие истолкования даже таких «элементарных» слов, которые, по определению Лейбница (определению, не дающему покоя спе циалистам в области лингвистической семантики), казалось бы, «не могут быть прояснены никакими определениями» («nullis definitionibus clariores reddere possunt») и должны быть общепонятными сами по себе 19 . Но если это так, то что же говорить о словах «неэлементарных», подразумевающих объяснения и дублирующие интерпретации? Ясно, что для решения этих проблем полезно, но недостаточ но сравнить, например, энциклопедические словари разных эпох. Содержательные выводы, которые могут быть извлечены из факта наличия либо отсутствия того или иного слова в словарных рекомендациях и цензурных предписаниях, осложняются необходимостью учитывать социальную и коммуникативную резуль- 8 Константин А. Богданов. О крокодилах в России тативность самих этих рекомендаций и предписаний. Можно ли, например, по высочайшему повелению Павла I «об изъятии неко торых слов и замене их другими» (1697), судить о том, что раздражавшие императора слова («гражданин», «отечество», «общество» и т.д.) были тем самым исключены из общественного внимания? 20 Столь же показателен перестроечный анекдот о благонамеренной соотечественнице, уверенно восклицавшей в телеэфире, что «у нас секса — нет» 21 . Ясно, что вопрос о существовании в СССР секса, при видимой предосудительности соответствующего понятия, за ставляет посильно комбинировать методы лексикологического, социологического и историко-психологического объяснения. Допустимо задаться и более сложным вопросом: если в функционально-коммуникативном отношении «ключевые слова» идеоло гии обособлены семантически (указывая или подразумевая тексты, предписывающие определенные модели социального взаимодей ствия), означает ли это, что они лишены формальных — например, морфологических — признаков семантической типизации? А если нет, то какие из этих признаков способствуют или, напротив, пре пятствуют идеологически маркированному словоупотреблению? Написание настоящей книги было продиктовано стремлением разобраться в том, насколько эффективно идеологическое ис пользование иноязычных заимствований в истории русской культу ры. Аристотель, рассуждавший о риторической выразительности языковых средств, использующих или напоминающих иностранную речь, советовал, как известно, ораторам «придавать языку характер иноземного, так как люди склонны удивляться тому, что приходит издалека» (Rhet. III , 1), и объяснял метафору по анало гии с чужестранными словами и неологизмами 22 . В поэзии и крас норечии востребована новизна, и именно чужое ( ?? ??????? ), если верить Аристотелю, способно ее гарантировать. Риторика и поэти ка небезразличны к истории культуры и общества, но каким обра зом убеждение Аристотеля детализуется в ретроспективе социаль ной истории и в плане исторической лексикологии? Применительно к русской культуре давно замечено и часто по вторяется, что история инокультурных заимствований в России — это прежде всего история переосмысления заимствуемых ценностей. Конечно, в этом нет ничего уникального: в ситуации взаимодей ствия разнородных культур «перенос» слов и вещей из одной куль туры в другую в большей или меньшей степени выражается в ис кажении или утрате исходного к ним контекста. Подобно тому как не бывает абсолютно точного перевода с одного языка на другой, «перенос» инокультурных ценностей также не обходится без содержательных потерь. Но наряду с потерями, как о том свидетельствуют те же переводы, можно отметить и приобретения: в 9 условиях нового контекста заимствуемые слова часто начинают звучать по-новому, порождая новые смыслы и новое содержание. История «европеизации» России служит в этом отношении бога тым арсеналом иллюстративных примеров: перенесенные на русскую почву поведенческие, бытовые, научные, литературные, ад министративные новшества приобретают здесь свое оригинальное и, казалось бы, не предполагавшееся ими назначение 23 . Предлагаемые ниже наблюдения о некоторых особенностях инокультурных заимствований на русской почве ограничены сю жетами, которые могут показаться периферийными к идеологичес ки доминантным, прецедентным текстам и понятиям отечествен ной «духовной культуры» (см. недавние попытки выделения таких понятий в обширном «Словаре русской культуры» Ю. С. Степано ва, в «материалах к словарю» «Русская языковая модель мира» А. Д. Шмелева, а также в многотомном русско-польско-английс ком лексиконе «Идеи в России», издающемся под ред. Анджея де Лазари) 24 . Вероятно, это так. Вместе с тем установление закономер ностей, как о том свидетельствуют исследования в области прогно стики, обязывает к сравнению контрастных и разномасштабных явлений. Стимулом к такому сравнению в моем случае стала работа по проекту фонда Тиссена (Thyssen-Stiftung) в Констанцском уни верситете, посвященная формированию русской риторической терминологии XVII — XVIII веков (Rhetorische Begriffsbildung als Adaptations- und Ubersetzungsprozess im ostslavischen Raum im 17.— 18. Jahrhundert). Изучение латинских, греческих и русскоязычных риторик этого времени обещало, как я думал, быть плодотворнее при внимании к социальным и культурным практикам, сопутство вавшим, с одной стороны, трансляции риторического знания в Россию, а с другой — появлению в русской культуре слов и вещей, неизвестных предшествующей традиции, но имеющих к ней от ношение сегодня. Теперь я рискую утверждать, что различия между словами-экзотизмами, риторическими терминами и политико- правовыми понятиями в ретроспективе отечественной «духовной культуры» менее существенны, чем их сходство. Мне посчастливилось писать эту книжку, чувствуя поддержку друзей и коллег — Ренаты Лахманн, Юрия Мурашова, Риккардо Николози, Александра Панченко, Татьяны Ластовка. Изданием книги я всецело обязан Ирине Прохоровой. Некоторые фрагмен ты этого текста печатались в виде статей, некоторые озвучивались в форме докладов в экзотических, как я сейчас понимаю, местах: о крестьянах речь шла в Петербурге, о русской лексикографии — в Констанце, о крокодилах — в заполярном Норильске. Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел языкознание |
|