Ваш комментарий о книге
Успенский Л. Ты и твое имя
ПОГОВОРИМ О КРЕСТНЫХ ИМЕНАХ
Довольно "мирских" имен: мы произвели целое ономатологическое
исследование о них. А ведь в конце концов во многовековой войне победу
одержали не они: верх надолго взяли -- радостно это или грустно -- календарные
крестные имена. Есть смысл заняться ими.
По подсчету ученого Н. Морошкина, в середине XIX века у нас на каждые
двенадцать носимых русскими людьми чисто русских имен, произведенных от
славянских корней, приходилось не менее тысячи импортных, чужестранного
происхождения. Да к тому же свои имена стали мало-помалу очень
однообразными, если говорить о тех из них, которые были в конце концов
приняты в официальные святцы. Это не так уж удивительно: церковь кое-как
примирилась только с княжими именами, употребительными среди знати; из них
же, указывает Морошкин, подавляющее большинство связано было с основой
"-слав". Например, в летописи Нестора их сто три из ста девяноста. Такие
имена-- Ростислав, Мечислав, Вячеслав, Ярослав, Владислав -- известны нам и
сейчас; их вековая церковная цензура с грехом пополам пропустила, в то время
как многие великолепные древние имена: Лада, Рогнеда, Милонега, Добрыня,
Дружина, Добрило и прочие -- исчезли навсегда.
В пылу борьбы люди нередко ошибаются. Некоторые промахи наших предков
мы уже разбирали; о других, может быть, стоит поговорить.
Церковь знала некоторые имена святых, которые тесно срослись с
различными постоянными эпитетами. Так, например, святых Иоаннов накопилось
столь много, что, во избежание путаницы, их именовали каждого в особицу:
Иоанн Богослов, Иоанн Креститель, Иоанн Златоуст, Иоанн Воин, Иоанн Постник.
Народу было не разобраться в этой сложной системе; для него было ясно: Иван
-- это Иван, а Постник -- Постник. И вот эти двухыменные святые понемногу
распались каждый надвое. Появились неведомо откуда взявшиеся
святые-самозванцы Воин и Постник. Они не попали в святцы: у них не было и
быть не могло никакой "биографии" -- жития: людей-то таких -- не существовало!
Однако малообразованные священники вполне признали обоих и охотно крестили
этими именами детей. В жизни А. С. Пушкина, например, играл известную роль
его друг Нащокин, московский барин-чудак. Его звали Павлом Воиновичем.
Значит, его отец, вельможа времен Екатерины II, носил имя Воин, а ведь
крестили его не в каком-нибудь диком захолустье. Найдете вы, если поищете, и
Постников и Постниковичей.*
-----
* Как известно, имя Постник носил гениальный русский зодчий Яковлев,
создавший вместе с Бармой знаменитый храм Василия Блаженного на Красной
площади в Москве. От этого имени пошли многочисленные фамилии Постниковых.
-----
Случались истории и еще более затейливые.
В "Житиях святых" упоминаются три мученика, трое святых, будто бы
происходивших из Скифии. Они состояли учениками апостола Андрея и, по
преданию, за фанатическую приверженность к христианской вере были заживо
вморожены в лед какой-то реки. Звали их Инна, Пинна и Римма; память о них
церковь справляла 20 января и 20 июня (старого стиля). Все шло как всегда.
Но со временем это забылось, имена эти в соответствии со своими окончаниями
стали считаться не мужскими, а женским, и и до нашего времени употребляются
в качестве женских.Переберите ваших знакомых; ручаюсь, что среди них вам не
встретится я и одного дяди Риммы или Инны Петровича. А вот Римма Ивановна
или тетя Инна могут попасться весьма легко. (Третье имя, Пинна, почему-то
почти не употребительно.)
Таковы "некоторые тайны и загадки православного именословия. Они
забавны. Но подобных курьезов обнаруживается куда больше, если от русских
святцев обратиться к западноевропейским; ведь христианские имена, меняя свою
звуковую форму и испытывая разную судьбу, путешествовали много лет по всем
странам и народам Европы. Не углубляясь особенно в этот вопрос, мы позднее
поговорим немного и о нем.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел языкознание
|