Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Васильев А. История средних веков

ОГЛАВЛЕНИЕ

IV Ислам

Аравия до ислама. Мухаммед. Ислам. Родиной арабов, так неожиданно появившихся на востоке и завоевавших восточные провинции Византии, был расположенный к югу от сирийской пустыни большой Аравийский полуостров, равный по величине приблизительно четверти Европы; на востоке он омывался Персидским заливом, на юге Индийским океаном, на западе Красным, или Чермным, морем; на севере он сливался с сирийской пустыней. Наиболее замечательные в истории области этого полуострова были: 1) Неджд, занимавший центральное плоскогорье; 2) Йемен, или Счастливая Аравия, на юго-западе полуострова и 3) Хиджаз — прибрежная полоса по Красному морю, идущая с севера полуострова до Йемена.
Жителей этого по большей части пустынного полуострова можно разделить на два слоя: на оседлых жителей городов и поселков и кочевых жителей пустыни — бедуинов, которые считали себя настоящими представителями арабского племени. Жили бедуины в условиях родового быта; все интересы их сосредоточивались в роде; междоусобные распри среди них почти никогда не прекращались. Арабы были язычниками, поклонялись камням, деревьям, источникам; особенно распространено было у них почитание звезд; верили они также в добрых и злых духов и придавали большое значение предсказаниям будущего. О едином Боге, Аллахе, у арабов до VII века было очень неопределенное представление.
Самою культурною из трех указанных областей был Йемен, где еще в дохристианские времена существовало цветущее Сабейское, или Савское, царство, царица которого, как рассказывается в Ветхом Завете, приезжала к царю Соломону. В христианское же время, благодаря сношениям с Эфиопией (Абиссинией), в Йемене было известно христианство. Главный торговый путь шел с юга через Хиджаз на север в Сирию. На этом пути выдвинулись два города — Ясриб (будущая Медина) и Мекка, как места остановок для купцов и их караванов. Особенное значение получила Мекка, где находилось древнейшее святилище Кааба, кубообразное каменное сооружение около 35 футов в вышину', внутри которого хранился черный камень, ниспосланный, по преданию, с неба. Благодаря удобному положению Мекки, ее посещали торговцы всех племен. Для большего привлечения их в Мекку в Каабе были поставлены идолы различных племен, так что представители каждого племени, придя туда, могли совершать поклонение своему наиболее почитаемому божеству. Мекка богатела, и мало-помалу в ней выделилось одно богатое и знатное племя курейшитов, которое получило преобладающее влияние. Из других религий, кроме христианства, по торговому пути местами было известно и иудейство.
Около 570 года в одном из беднейших родов племени курейшитов родился Мухаммед, основатель новой религии ислама и объединитель арабов. Рано осиротев, Мухаммед был некоторое время пастухом, а затем погонщиком в караванах богатой вдовы Хадиджы. Находясь на службе у нее, он часто участвовал в торговых поездках на юг и на север; может быть, на севере он даже заходил в византийские пределы. Благодаря этому, он сталкивался с другими народами и знакомился с их религиями. Его положение улучшилось, когда он женился наХадидже. Будучи от природы до болезненности нервным человеком и страдая иногда припадками, Мухаммед все чаще уходил из города и, скитаясь по целым дням среди скал, предавался своим размышлениям. Предание рассказывает, что ему стали являться видения и слышаться голоса. В отчаянии от своих сомнений он иногда хотел броситься с высокого утеса и найти себе смерть. Мало-помалу на Мухаммеда снизошло просветление, и он стал чувствовать, что Бог посылает его к своему народу для исправления его порочной жизни. Жители Мекки, где Мухаммед впервые выступил со своею проповедью, отнеслись к нему враждебно, не поддержали его и стали угрожать его жизни. Тогда он решил бежать из Мекки на север в город Ясриб, где, как его уверяли, ему будет оказан дружественный прием.
В 622 году Мухаммед со своими приверженцами переселился в Ясриб, который стал называться с этих пор Мединой, т. е. городом (пророка). Этот год имеет очень важное значение, так как с него мусульмане начинают свое летосчислеиие2. Мухаммед основал в Медине религиозную общину. Когда число последователей его стало значительным, он пошел на Мекку и, взяв ее, удалил из Каабы идолов. Мало-помалу к его учению стали примыкать бедуинские племена. К концу же своей жизни он стал думать, что его учение должно владычествовать во всем мире. Войска Мухаммеда открыли военные действия против византийцев на севере Аравийского полуострова, на сирийской границе, но не успели достигнуть больших результатов, так как в 632 году Мухаммед умер.
' Фут (русский) = 0,3048 м.   
Начало мусульманского летосчисления — Хиджра.


Учение Мухаммеда создалось под влиянием других религий; в нем можно заметить еле ды христианства и иудейства, с которыми Мухаммед мог познакомиться во время своих путешествий в молодые годы, а затем в Мекке и Медине. В основе учения Мухаммеда лежит ясное представление о едином Боге Аллахе; таким образом, его учение есть религия монотеистическая, т. е. признающая единого Бога. Изречение "нет Бога кроме Бога и Мухаммеда Его посланника" является одним из основных положений его учения. Мухаммед признавал также Моисея и Иисуса Христа, который был предпоследним пророком; но они, по мнению Мухаммеда, были ниже его. Верующий находится в полной, неограниченной зависимости от Бога, владыки мира; он должен отказаться от своей собственной воли и всецело подчиниться воле Бога. Поэтому и религия Мухаммеда носит название ислам, т. е. "предание себя Богу, покорность", а последователи ислама называются мусульманами (или часто в неправильном правописании магометанами). Кроме признания единого Бога и его посланника Мухаммеда, ислам требует совершения установленных молитв, уплаты известной суммы денег на воен-

Кааба в Мекке
Мусульманский воин






ные и благотворительные дела, поста в месяц Рамадан и паломничества в Мекку к священной Каабе. Устанавливалась священная война, джихад , со стороны "правоверных" против неверных, особенно язычников; с христианами и иудеями разрешалось вступать в переговоры и даже мириться. ? а и, по учению Мухаммеда, представлялся в виде чудесного сада, где умершие будут наслаждаться всеми благами земной жизни. В частной жизни Мухаммед запретил свинину, спиртные напитки и азартные игры.
Все основания и правила мусульманской религии соединены в священной книге, которая называется кораном. Объяснения же и толкования неясных мест корана, сделанные самим Мухаммедом, были записаны его близкими людьми и ближайшими по времени мусульманскими богословами и составили сборник предания, известный под названием сунна . Позднейшие мусульмане, признававшие коран и сунну, стали называться суннит а ми ; не признававшие же сунны, а лишь один коран, получили название шиитов. Это деление существует и по настоящее время'.
'В настоящее время сунниты составляют большинство населения во всех мусульманских странах, кроме Ирана и Ирака. Шиитского вероучения придерживается большинство населения Ирана, более половины населения Ирака, значительная часть населения Ливана и Йемена.
Успехи ислама. Расцвет калифата' и его распадение. После смерти Мухаммеда власть над арабами перешла к калифам, что значит "заместители", "наследники". Из первых четырех калифов особенно выделился Омар, на время которого падает большинство арабских завоеваний.
Арабы, вступив после смерти пророка в византийские пределы, в несколько лет покорили Сирию, Палестину, Месопотамию и персидское царство. В 637 году после долгой осады перешел на основании договора Иерусалим в руки мусульман. Храм Гроба Господня и другие христианские храмы остались нетронутыми. Другая часть мусульманского войска завоевала Египет, двинулась победоносно вдоль берега северной Африки на запад и дошла до пролива Геркулесовых Столпов. В начале VIII века арабский полководец Тарик переплыл через пролив из Африки в Испанию; от имени Тарика с тех пор и произошло название Гибралтара, т. е. "Гора Тарика". Мусульмане быстро завоевали большую часть Испании и вторгнулись во Францию, где в 732 году Карл Мартелл их разбил (стр. 268). На востоке мусульмане построили флот и во второй половине VII и в начале VIII века дважды уже осаждали Константинополь.
Одной из главных причин, почему мусульмане с такою поразительною легкостью отвоевали от Византии ее восточные области, т. е. Сирию, Палестину и Египет, является поведение монофиситов, которые, испытывая постоянные преследования от императоров, предпочли подчиниться мусульманам, так как последние, требуя с них, как и со всех других покоренных стран, платежа определенного налога, не вмешивались в их религиозные отношения и разрешали монофиситам исповедовать их учение.
Все эти громадные завоевания были совершены мусульманами в эпоху династии Омайядов2 (661—750), которая, овладев престолом после смерти четвертого преемника Мухаммеда, перенесла столицу из далекой Аравии в сирийский город Дама с к К половине VIII века мусульманское государство достигло наибольших размеров; оно простиралось от реки Инда на востоке до Атлантического океана на западе и от Каспийского моря на севере до Нильских порогов на юге. Подобное государство долго не могло сохранить своего единства. В 750 году на востоке Омайяды были свергнуты Аббасндами3, которые свою столицу перенесли из Дамаска дальше на восток, в Багдад, на берега

' Калифат, или халифат.
2 Омейяды — из рода омейя племени курейш.
3 Аббасиды — потомки Аббаса, дяди пророка Мухаммеда, — принадлежали к мекканскому роду хашим (хашимиты). Период правления Аббасидов в Багдаде был временем наибольшего расцвета средневековой мусульманской культуры.

Тигра. Испанские Омайяды не признали Аббасидов и основали свой собственный калифат с главным городом Кордовой ( к о ? довский калифат) . Это было началом разложения арабского государства калифов. Спустя некоторое время стали появляться самостоятельные династии в северной Африке, Египте и в других областях. Правители отдельных провинций (эмиры) и даже городов, чувствуя ослабление власти калифа, сделались почти самостоятельными государями. В ? и XI веке значение багдадского калифа как государя совершенно пало. Вся восточная половина прежде единого калифата находилась в полном расстройстве и не могла оказать должного сопротивления своим главным врагам — Византии и туркам.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.