Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Содержание книги

НЕОКЛАССИЦИЗМ: ЭПОС, ЭПИЧЕСКИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В КОМИЧЕСКОМ СТИЛЕ И САТИРА

из книги Кэтрин ван Спэнкерен "Краткая история американской литературы"

К сожалению, "литературные" произведения не были столь простыми и прямолинейными, как политическая публицистика. В своем поэтическом творчестве большинство образованных авторов скатывалось в болото изысканного неоклассицизма. В частности, плохую службу им сослужил эпос. Патриоты американской литературы были уверены в том, что великую борьбу за независимость в Северной Америке можно выразить только в эпической поэме, представлявшей собой пространное, написанное напыщенным слогом, преувеличенно эмоциональное произведение, в котором воспеваются подвиги того или иного легендарного героя.

Многие писатели пытались подтвердить свою уверенность на практике, но ни одному из них не удалось сделать этого. В качестве примера можно привести Тимоти Дуайта (1752-1817 гг.), который входил в литературную группу, известную под названием "Хартфордские остроумцы". Дуайт, впоследствии ставший президентом Иельского университета, построил свою эпическую поэму "Завоевание Ханаана" (1785 г.) на библейском описании борьбы Иисуса Навина за право ступить на землю обетованную. Дуайт прибегнул к аллегории и изобразил командующего американской армией и будущего президента США генерала Вашингтона в образе Иисуса Навина, а форму рифмованного двустишия взял из переводов произведений Гомера, сделанных Александром Поупом. Эпическая поэма Дуайта была столь же скучна, сколь претенциозна. Английские критики разнесли ее в пух и прах; она не произвела впечатления даже на друзей Дуайта, таких как Джон Трамбул (1750-1831 гг.). В мелодраматических сценах сражений противники так рьяно метали громы и молнии, что Трамбул предложил поставить в поэме громоотводы.

Неудивительно поэтому, что сатирическая поэзия пользовалась гораздо большей популярностью, чем серьезные стихи. Иерокомический жанр побуждал американских поэтов петь своим голосом и не затягивал их в трясину претенциозных и предсказуемых патриотических чувств и безликих условных поэтических эпитетов, заимствованных через английских стихотворцев у греческого поэта Гомера и римского поэта Вергилия.

В литературных произведениях в иерокомическом стиле, таких как полный здорового юмора "Мак Фингал" (1776-1782 гг.) Джона Трамбула, стилизованные чувства и избитая фразеология становятся объектом умелой сатиры, а также высмеивается само высокопарное красноречие Революции. В своей сатирической поэме, построенной по образцу "Гудибраса" английского поэта Сэмуэла Батлера, Трамбул издевается над тори Маком Фингалом. Сатира в ней часто носит отточенный характер. Примером может служить замечание о заключенных в тюрьму преступниках, которых ждет виселица:

Когда на казнь тебя ведут, Хвалить
не станешь правый суд.
(Пер. В. Немодрука)

За пятидесятилетний период поэма "Мак Фингал" выдержала более 30 изданий и была по достоинству оценена как в Англии, так и в Америке. Сатира нравилась революционно настроенной аудитории еще и потому, что затрагивала различные аспекты жизни общества и критиковала его недостатки, а политические темы и социальные проблемы составляли в то время злобу дня. В "Контрасте" Ройала Тайлера (1757-1826 гг.), первой американской комедии, поставленной на сцене (1787 г.), с юмором противопоставляются друг другу офицер американской армии полковник Мэнли и подражающий английской моде Димпл. Совершенно естественно, что автор высмеивает последнего. В лице персонажа по имени Джонатан в этой пьесе впервые выведен образ янки.

Другое сатирическое произведение, роман "Современное рыцарство", печатавшийся по частям Хью Генри Брэкенриджем с 1792 по 1815 г., представляет собой незабываемую язвительную пародию на крайности того времени. Прототипом огромного плутовского романа Брэкенриджа (1748-1816 гг.), шотландского иммигранта, детство которого прошло в американском "фронти-ре", послужил "Дон Кихот"; в "Современном рыцарстве" рассказывается о злоключениях капитана Фарраго и его бестолкового и неотесанного, но по-человечески привлекательного слуги Тига О'Ригана.


<<назад Содержание дальше >> Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.